Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Ц"
ЦÁРМАН Александр Александрович [р. 24.6(6.7).1873, Москва, 28.1.1939, там же], сов. артист, балетмейстер, композитор, педагог. С 1890, по окончании Моск. театр. уч-ща (педагог И. Н. Хлюстин), в Большом т-ре. Исполнял танц. и пантомимич. партии в операх и балетах: Герцог ("Дон Кихот"), Приближённый хана ("Конёк-Горбунок"), Сбитенщик ("Кавказский пленник") и др. Ставил бальные танцы, заменяя старые салонные падеграс, лансье и другие. на танцы нового типа, вводил в них элемент народности. 1 янв. 1901 в зале Благородного собрания показал новый танец падеспань (на свою музыку). Сочинил хореографию и музыку танцев "Бальный чардаш", "Бальная лезгинка", "Тарантелла", "Украинский казачок" и другие. Преподавал бальные танцы в Моск. учебных заведениях. В. И. Зарубин. |
ЦÁРМАН (Царман 2-й) Александр Александрович [р. 13(26).10.1908, Москва], сов. артист и педагог. Засл. работник культуры РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1940. По окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог И. В. Смольцов), с 1926 в Большом т-ре (с 1957 режиссёр балетной труппы). Среди партий: Колен, Дезире и Голубая птица, Зигфрид; Принц ("Щелкунчик"), Базиль; Гренгуар ("Эсмеральда"), Вацлав; Жером и Антуан ("Пламя Парижа"), Раз-два-трис ("Три толстяка" Оранского). В 193153 (с перерывами) педагог Моск. хореографич. уч-ща. В. И. Зарубин. |
"ЦАРЬ КАНДÁВЛ", балет в 4 актах 6 картинах (по одноим. новелле Т. Готье). Комп. Ч. Пуньи, сцен. А. Сен-Жорж и М. И. Петипа. 17.10.1868, Петербург, Мариинский т-р, балетм. М. И. Петипа, худ. Г. Г. Вагнер, В. Егоров, В. Прохоров, А. Бредов, A. A. Роллер; царь Кандавл Ф. И. Кшесинский, Клития К. И. Канцырева, Низия Г. Дор (позднее А. Ф. Вергина, А. И. Симская, Е. О. Вазем и другие.), Гигес Л. И. Иванов. 24.11.1891, возобн., там же, балетм. Петипа, худ. В. В. Васильев, Г. Левот, K. M. Иванов, М. А. Шишков (декорации) и Е. П. Пономарёв (костюмы); царь Кандавл П. А. Гердт, Клития В. Т. Рыхлякова, Низия К. Брианца (позднее М. Н. Горшенкова, Л. Р. Нелидова, М. М. Петипа, Ю. Н. Седова и другие.), Гигес A. A. Облаков. 14.12.1908, возобн., там же, реж. Н. Г. Сергеев (по Петипа); Низия М. Ф. Кшесинская (затем А. П. Павлова). 22.12.1868, Москва, Большой т-р, балетм. Петипа, худ. К. Ф. Вальц, П. А. Исаков, И. Е. Куканов, И. И. Шангин, Ф. И. Шеньян, дирижёр П. Н. Лузин; Кандавл Ф. А. Рейнсгаузен, Гигес С. П. Соколов, Клития П. М. Корпакова, Низия А. И. Собещанская. На сов. сцене: 1.3.1925, под назв. "Кандавл", в 3 актах 5 картинах, сцен. Н. Г. Виноградов, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. Л. С. Леонтьев (переработка ред. Петипа), дирижёр A. B. Гаук; Кандавл A. M. Монахов, его оруженосец П. И. Гончаров, Гигес М. А. Дудко, Клития Е. М. Люком. Лит.: Сен-Жорж Ж. Α., Царь Кандавл. [Либретто], СПБ, 1891; "ЕИТ". Сезон 189192. СПБ, 1893, с. 16474; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л. М., 1963, с. 26263; Лопухов Ф. В., "Царь Кандавл". Балетмейстерские экспликации, в кн.: Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи, Л., 1971, с. 15566. |
"ЦВЕТЫ́", одноактная хореографич. сюита на муз. Д. Д. Шостаковича. Сцен. и балетм. В. А. Варковицкий. 20.10.1961, Ленингр. Малый т-р, худ. В. М. Купер и Э. Я. Лещинский, дирижёр Г. Л. Ержемский; Садовник H. H. Филипповский, Выпускница С. Л. Фадеева, Невеста Н. С. Янанис, Жених B. C. Зимин, Женщина в трауре Л. Б. Климова, студенты Л. П. Морковина, Ю. В. Малахов, пенсионеры О. И. Бондаренко, А. Г. Маликова. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Горький (1962, Л. А. Серебровская), Свердловск (1962, Е. Ф. Дорофеев). E. H. Дюкина. |
ЦÉЙТЛИН Александр Давидович (2.3.1906, Мелитополь, 23.5.1975, Москва), сов. дирижёр, педагог. В 193659 концертмейстер и балетный дирижёр Большого театра. Дирижировал балетами "Футболист", "Светлана", "Аистёнок" и другие. Аранжировал музыку разл. композиторов для балета "Класс-концерт" ("Урок танцев" балетм. A. M. Meccepep). Написал балет "Дружба" (не пост.). С 1960 вёл курс музыкальной драматургии балета на балетмейстерском отделении ГИТИСа. |
ЦÉЙТЛИН Марк Давидович [5(17).3.1898, Мелитополь, 1.1.1979, Краснодар], сов. артист, балетмейстер, педагог. В 1925 окончил балетные курсы Большого т-ра (ученик Н. И. Тарасова). В 192425 артист Моск. т-ра балета для детей. В 192638 характерный танцовщик и балетмейстер ряда т-ров УССравни Партии: Ли Шанфу; пан Канёвский ("Пан Канёвский" Вериковского), Абдерахман и другие. Пост.: "Красный мак" (1928, Правобережный передвижной т-р оперы и балета, УССР); "Карманьола" Фемилиди, "Ференджи" Яновского (193135, Левобережный передвижной театр оперы и балета, УССравни и др. В 193847 гл. балетмейстер Горьковского театра, в 195561 Т-ра им. Махтумкули. Осуществил в этих театрах пост. балетов классич. наследия: "Эсмеральда" (1938), "Конёк-Горбунок" (1939), "Раймонда" (1940, 1958), "Лебединое озеро" (1943), "Тщетная предосторожность" (1944, 1957). Автор сценариев балетов на муз. Алланурова и Якушенко "Родина зовёт" (1942) и "Студенты" (1964, Т-р им. Махтумкули). A. C. Иванов. |
ЦЕПЛИ́НЬСКИЙ (Ciepliński) Ян (1900, Варшава, 17.4.1972, Нью-Йорк), польский артист, балетмейстер и педагог. Учился у Э. Чеккетти и другие. Сценич. деятельность начал в варшавском "Театре Вельки", где вскоре дебютировал как хореограф. Работал за рубежом: труппа А. П. Павловой (1921), Русский балет Дягилева (192527), Королевский шведский балет (192731), т-р "Колон" (1935, 1936, 1949), Польский балет (1939) и др. В 193235 и 194348 балетмейстер Будапештского оперного т-ра. С приходом Ц. репертуар труппы обновился; хореограф, с присущим ему чувством стиля, ощущением современности, пост. балеты: "Чонгор и Тюнде" Вайнера (1930), "Легенда об Иосифе" Р. Штрауса (1934), "Ящик с игрушками" Дебюсси. В балете "Венгерские фантазии" на муз. Листа (1933) была предпринята попытка хореографич. претворения в балете венг. нар. танцев. Пост. также балет "Болеро" (1943), к-рый сохранялся в репертуаре труппы до 1975. Среди др. пост.: "Коппелия" (1932); "Три чуда Йожи Арва" Коши (1933), "Деревянный принц" (1935); "День рождения инфанты" Раднаи (1936, 1945, совм. с Ф. Надаши), "Любовь-волшебница" (1945); "Дивертисмент" Йемница, "Послеполуденный отдых фавна" (оба 1947). Творчество Ц. способствовало развитию венг. хореографич. иск-ва. В 1950 организовал в Лондоне собственную студию, в 1959 переехал в Нью-Йорк, где открыл школу. Лит.: Kortvélyes G., A XX század tanctörténete, Bdpst, 1968; Kortvélyes G., Lörinc G., Budapesti Balett, Bdpst, 1971. A. Геленчер. |
ЦЕРЕТÉЛИ Анна Иосифовна (р. 9.9.1922, Тбилиси), сов. артистка, педагог. Засл. арт. Груз. ССР (1958). С 1940, по окончании хореографич. студии при Т-ре им. Палиашвили, в труппе т-ра. Партии: фея Карабос, Зарема, Мирта, мн. характерные танцы. Пост. балет "Сокровище Голубой горы" Цинцадзе (1956, совм. с Р. В. Долидзе и Т. Г. Санадзе). С 1958 педагог Тбилисского хореографич. уч-ща. Э. Н. Гугушвили. |
ЦЕРС Модрис Янович (р. 1.1.1946, Рига), сов. артист. Засл. арт. Латв. ССР (1976). В 1966 окончил Рижское хореографич. уч-ще (педагог И. П. Кошкин). С 1963 в Рижском т-ре. Партии: Виктор ("Роза Турайды" Кепитиса), Принц ("Щелкунчик"), Голубая птица; Хулиган ("Барышня и хулиган"), Гренгуар ("Собор Парижской богоматери" Пуньи, Дриго и Глазупа), Хозе ("Кармен-сюита"), Оруженосец и Капитан ("Золото инков" Барскова), Спридитис ("Спридитис" Жилинского), Капитони ("Доктор Айболит"), Фабрицио ("Мирандолина"), Ален ("Тщетная предосторожность" Герольда), Антоний ("Антоний и Клеопатра" Лазарева). Участвовал в гастролях в городах СССР и за рубежом. Э. Т. Силинь. |
ЦИ́ВИН Михаил Львович (р. 19.3.1949, Москва), сов. артист. С 1967, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (класс A. M. Руденко), в Большом т-ре. 1-й исполнитель партий Чиполлино ("Чиполлино" К. Хачатуряна, 1977, балетм. Г. А. Майоров), Меркуцио ("Ромео и Джульетта", 1979, балетм. Ю. Н. Григорович; ранее исполнял эту партию в балете, пост. Л. М. Лавровским). Среди др. партий: Злой гений ("Лебединое озеро"), Голубая птица; Байтемир ("Асель" Власова, балетм. О. М. Виноградов), Архонт ("Икар" Слонимского, балетм. В. В. Васильев), Виктор ("Ангара" Эшпая, балетм. Григорович), Гос. пр. СССравни 1977). 1-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1974). Участвовал в гастролях за рубежом. В. И. Зарубин. |
ЦИГНÁДЗЕ Вера Варламовна (р. 24.9.1926, Баку), сов. артистка. Нар. арт. Груз. ССР (1955). С 1943, по окончании Бакинского хореографич. уч-ща, в Т-ре им. Ахундова. В 194669 ведущая солистка Т-ра им. Палиашвили. Многолетняя партнёрша В. М. Чабукиани. Лучшие партии: Жизель, Одетта Одиллия, Лауренсия, Китри, Tao Хоа, Дездемона; фея Добра ("Синатле" Киладзе, Гос. пр. СССравни 1948), Ирема ("Горда" Торадзе, Гос. пр. СССравни 1951), Тамара ("Демон" Цинцадзе) и др. Строгая академичность формы, отточенное мастерство и экспрессивность сочетались в её танце с женственным обаянием и поэтичностью. С 1969 преподаёт классич. танец в Тбилисском хореографич. уч-ще. Пр. Междунар. фестиваля балета в Будапеште (1969). Участвовала в гастролях за рубежом. Лит.: Хучуа П., Тбилисский театр оперы и балета им. З. Палиашвили, Тб., 1958; Гугушвили Э., "Отелло", в интерпретации В. Чабукиани, в кн.: Грузинская шекспириана, Тб., 1959 (на груз. яз.). Э. Н. Гугушвили. В. Цигнадзе - Ирема, В. Чабукиани - Горда
В. Цигнадзе - Ирема, В. Чабукиани - Горда |
ЦИ́ММЕРЛЬ (Zimmerl) Кристль (27.2.1939, Вена, 19.3.1976, там же), австр. артистка. Училась в школе при Венской гос. опере. С 1953 в этой труппе (с 1965 прима-балерина). Исполняла гл. партии в пост. балетмейстеров: Э. Ханки "Венецианский мавр" Блахера (Дездемона), "Медуза" фон Эйнема (Медуза); А. Миллоша "Чудесный мандарин" (Девушка), "Блудный сын" (Сирена); "Пустыни" на муз. Вареза, "Страстный порыв" на муз. Прокофьева, "Варварский порыв" на муз. Бартока, "Болеро", "Свадебка"; Л. Ф. Мясина "Треуголка" (Мельничиха); В. Орликовского "Принц Пагод", "Весна священная" и другие. Лит.: Koegler H., Zum Tode von Christl Zimmerl, Ballet 1976, Chronik und Bilanz des Balletjahres. |
ЦИНЦÁДЗЕ Сулхан Фёдорович (р. 23.8.1925, Гори), сов. композитор. Нар. арт. Груз. ССР (1961). Окончил Моск. консерваторию по классам виолончели (1950) и композиции (1953). Автор оперы, оперетт, симфонич., камерных и другие. соч., балетов: "Сокровище Голубой горы" (1956, Т-р им. Палиашвили, балетм. А. И. Церетели, Т. Г. Санадзе и Р. В. Долидзе), "Демон" (1961, там же, балетм. В. М. Чабукиани), "Поэма" (на музыку собственной "Второй симфонии", 1964, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. A. B. Чичинадзе). Гос. пр. СССР (1950), Гос. пр. Груз. ССР им. Палиашвили (1974). Э. Н. Гугушвили. |
ЦУКÁНОВ Владимир Петрович (р. 25.5.1929, дер. Алабино, Старожиловский р-н Рязанской обл.), сов. артист и балетмейстер. Засл. арт. Латв. ССР (1956). В 1947 окончил Моск. хореографич. уч-ще (педагог Н. Тарасов), в 1971 балетмейстерское отделение Ленингр. консерватории. В 194773 в Рижском т-ре. Среди партий: Голубая птица; Шут ("Лебединое озеро", "Золушка" и "Эсмеральда"), Чертёнок ("Сакта свободы" Скулте), Дима ("Юность" Чулаки), Спиридон ("Аленький цветочек" Корчмарёва), Нурали; Сэм ("Ригонда" Гринблата), Чёрт ("Сказка о попе и о работнике его Балде" Чулаки) и др. Участвовал в гастролях за рубежом. Как педагог и балетмейстер работал в Иране (197374), Дании (1976), Турции (197779). В 194873 педагог в Рижском хореографич. уч-ще. Среди его учеников Д. Я. Марковский, Г. Н. Горбанёв. Э. Т. Силинь. |
ЦУ́ККИ (Zucchi) Вирджиния (1847, Парма, 12.10.1930, Монте-Карло), итал. артистка. Училась в школе т-ра "Ла Скала" у А. Рамачини, К. Блазиса и Дж. Лепри. В 18761883 выступала во мн. европ. странах, исполняла ведущие партии в пост. балетмейстеров: И. Монплезира "Брама" Даль’Арджине т-р "Реджо", Парма); Л. Манцотти "Эксцельсиор" и "Сиэба" Маренко (т-р "Эден", Париж); П. Тальони "Сатанилла" и "Флик и Флок" Гертеля (Берлин) и др. В 188592 с успехом гастролировала в России, дебютировала в Петербурге в антрепризе М. В. Лентовского в балетах-феериях балетм. И. Хансена "Путешествие на луну" на муз. Оффенбаха, "Золотые яблоки", "Лесной бродяга" и балете "Брама". В 188588 исполнила в Мариинском т-ре ведущие роли в балетах: "Дочь фараона", "Тщетная предосторожность"; "Приказ короля" Вичентини, "Эсмеральда"; "Пахита" Дельдевеза и Минкуса. Позднее выступала в Одессе и Москве. По возвращении в Италию вскоре оставила сцену и занялась преподаванием. Ц. подчиняла виртуозную технику танца созданию хореографич. образа, раскрытию содержания произведения. Иск-во перевоплощения, к-рым славилась Ц., высоко оценил К. С. Станиславский. Исполнительское мастерство Ц. оказало известное влияние на рус. танцовщиц. Лит.: Скальковский К., В театральном мире, СПБ, 1899; Плещеев Α., Наш балет, 2 изд., СПБ, 1899; Худеков С., История танцев, ч. 3, СПБ, 1915; Велизарий М., Путь провинциальной актрисы, Л. М., 1938; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л. М., 1958; Lifar S., Histoire du ballet Russe, P., 1950; Guest I., The divine Virginia, N. Y., 1977. В. М. Паппе. |
"ЦЫГÁНЫ", балеты на сюжет поэмы A. C. Пушкина, 1) Балет в 3 актах. Комп. С. Н. Василенко, сцен. П. А. Марков и Н. С. Холфин. 3.10.1937, Московский художественный балет под рук. В. Кригер, балетм. Холфин, худ. Б. И. Волков, дирижёр В. А. Эдельман; Алеко A. A. Клейн, Земфира М. С. Сорокина, Молодой цыган A. C. Тольский. 2) "Алеко" ("Aleko"), одноактный балет в 4 сценах на муз. П. И. Чайковского в аранжировке Э. Рапи, сцен, и балетм. Л. Ф. Мясин. 8.9.1942, "Балле тиэтр", Дворец изящных искусств, Мехико, худ. М. Шагал; Алеко Ж. Скибин, Земфира А. Маркова, Цыган X. Лэнг, Отец Земфиры А. Тюдор. В. А. Майниеце. |