Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "Ц"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

Царман А. А.

ЦÁРМАН Александр Александрович [р. 24.6(6.7).1873, Москва, – 28.1.1939, там же], сов. артист, балетмейстер, композитор, педагог. С 1890, по окончании Моск. театр. уч-ща (педагог И. Н. Хлюстин), в Большом т-ре. Исполнял танц. и пантомимич. партии в операх и балетах: Герцог ("Дон Кихот"), Приближённый хана ("Конёк-Горбунок"), Сбитенщик ("Кавказский пленник") и др. Ставил бальные танцы, заменяя старые салонные падеграс, лансье и другие. на танцы нового типа, вводил в них элемент народности. 1 янв. 1901 в зале Благородного собрания показал новый танец падеспань (на свою музыку). Сочинил хореографию и музыку танцев "Бальный чардаш", "Бальная лезгинка", "Тарантелла", "Украинский казачок" и другие. Преподавал бальные танцы в Моск. учебных заведениях.

В. И. Зарубин.

Царман А. А. (Царман 2-й)

ЦÁРМАН (Царман 2-й) Александр Александрович [р. 13(26).10.1908, Москва], сов. артист и педагог. Засл. работник культуры РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1940. По окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог И. В. Смольцов), с 1926 в Большом т-ре (с 1957 режиссёр балетной труппы). Среди партий: Колен, Дезире и Голубая птица, Зигфрид; Принц ("Щелкунчик"), Базиль; Гренгуар ("Эсмеральда"), Вацлав; Жером и Антуан ("Пламя Парижа"), Раз-два-трис ("Три толстяка" Оранского). В 1931–53 (с перерывами) педагог Моск. хореографич. уч-ща.

В. И. Зарубин.

"Царь Кандавл"

"ЦАРЬ КАНДÁВЛ", балет в 4 актах 6 картинах (по одноим. новелле Т. Готье). Комп. Ч. Пуньи, сцен. А. Сен-Жорж и М. И. Петипа. 17.10.1868, Петербург, Мариинский т-р, балетм. М. И. Петипа, худ. Г. Г. Вагнер, В. Егоров, В. Прохоров, А. Бредов, A. A. Роллер; царь Кандавл – Ф. И. Кшесинский, Клития – К. И. Канцырева, Низия – Г. Дор (позднее А. Ф. Вергина, А. И. Симская, Е. О. Вазем и другие.), Гигес – Л. И. Иванов. 24.11.1891, возобн., там же, балетм. Петипа, худ. В. В. Васильев, Г. Левот, K. M. Иванов, М. А. Шишков (декорации) и Е. П. Пономарёв (костюмы); царь Кандавл – П. А. Гердт, Клития – В. Т. Рыхлякова, Низия – К. Брианца (позднее М. Н. Горшенкова, Л. Р. Нелидова, М. М. Петипа, Ю. Н. Седова и другие.), Гигес – A. A. Облаков. 14.12.1908, возобн., там же, реж. Н. Г. Сергеев (по Петипа); Низия – М. Ф. Кшесинская (затем А. П. Павлова). 22.12.1868, Москва, Большой т-р, балетм. Петипа, худ. К. Ф. Вальц, П. А. Исаков, И. Е. Куканов, И. И. Шангин, Ф. И. Шеньян, дирижёр П. Н. Лузин; Кандавл – Ф. А. Рейнсгаузен, Гигес – С. П. Соколов, Клития – П. М. Корпакова, Низия – А. И. Собещанская. На сов. сцене: 1.3.1925, под назв. "Кандавл", в 3 актах 5 картинах, сцен. Н. Г. Виноградов, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. Л. С. Леонтьев (переработка ред. Петипа), дирижёр A. B. Гаук; Кандавл – A. M. Монахов, его оруженосец – П. И. Гончаров, Гигес – М. А. Дудко, Клития – Е. М. Люком.

Лит.: Сен-Жорж Ж. Α., Царь Кандавл. [Либретто], СПБ, 1891; "ЕИТ". Сезон 1891–92. СПБ, 1893, с. 164–74; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л. – М., 1963, с. 262–63; Лопухов Ф. В., "Царь Кандавл". Балетмейстерские экспликации, в кн.: Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи, Л., 1971, с. 155–66.

"Цветы"

"ЦВЕТЫ́", одноактная хореографич. сюита на муз. Д. Д. Шостаковича. Сцен. и балетм. В. А. Варковицкий. 20.10.1961, Ленингр. Малый т-р, худ. В. М. Купер и Э. Я. Лещинский, дирижёр Г. Л. Ержемский; Садовник – H. H. Филипповский, Выпускница – С. Л. Фадеева, Невеста – Н. С. Янанис, Жених – B. C. Зимин, Женщина в трауре – Л. Б. Климова, студенты – Л. П. Морковина, Ю. В. Малахов, пенсионеры – О. И. Бондаренко, А. Г. Маликова. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Горький (1962, Л. А. Серебровская), Свердловск (1962, Е. Ф. Дорофеев).

E. H. Дюкина.

Цейтлин А. Д.

ЦÉЙТЛИН Александр Давидович (2.3.1906, Мелитополь, – 23.5.1975, Москва), сов. дирижёр, педагог. В 1936–59 концертмейстер и балетный дирижёр Большого театра. Дирижировал балетами "Футболист", "Светлана", "Аистёнок" и другие. Аранжировал музыку разл. композиторов для балета "Класс-концерт" ("Урок танцев" балетм. A. M. Meccepep). Написал балет "Дружба" (не пост.). С 1960 вёл курс музыкальной драматургии балета на балетмейстерском отделении ГИТИСа.

Цейтлин М. Д.

ЦÉЙТЛИН Марк Давидович [5(17).3.1898, Мелитополь, – 1.1.1979, Краснодар], сов. артист, балетмейстер, педагог. В 1925 окончил балетные курсы Большого т-ра (ученик Н. И. Тарасова). В 1924–25 артист Моск. т-ра балета для детей. В 1926–38 характерный танцовщик и балетмейстер ряда т-ров УССравни Партии: Ли Шанфу; пан Канёвский ("Пан Канёвский" Вериковского), Абдерахман и другие. Пост.: "Красный мак" (1928, Правобережный передвижной т-р оперы и балета, УССР); "Карманьола" Фемилиди, "Ференджи" Яновского (1931–35, Левобережный передвижной театр оперы и балета, УССравни и др. В 1938–47 гл. балетмейстер Горьковского театра, в 1955–61 – Т-ра им. Махтумкули. Осуществил в этих театрах пост. балетов классич. наследия: "Эсмеральда" (1938), "Конёк-Горбунок" (1939), "Раймонда" (1940, 1958), "Лебединое озеро" (1943), "Тщетная предосторожность" (1944, 1957). Автор сценариев балетов на муз. Алланурова и Якушенко – "Родина зовёт" (1942) и

"Студенты"

(1964, Т-р им. Махтумкули).

A. C. Иванов.

Цеплиньский Я.

ЦЕПЛИ́НЬСКИЙ (Ciepliński) Ян (1900, Варшава, – 17.4.1972, Нью-Йорк), польский артист, балетмейстер и педагог. Учился у Э. Чеккетти и другие. Сценич. деятельность начал в варшавском "Театре Вельки", где вскоре дебютировал как хореограф. Работал за рубежом: труппа А. П. Павловой (1921), Русский балет Дягилева (1925–27), Королевский шведский балет (1927–31), т-р "Колон" (1935, 1936, 1949), Польский балет (1939) и др. В 1932–35 и 1943–48 балетмейстер Будапештского оперного т-ра. С приходом Ц. репертуар труппы обновился; хореограф, с присущим ему чувством стиля, ощущением современности, пост. балеты: "Чонгор и Тюнде" Вайнера (1930), "Легенда об Иосифе" Р. Штрауса (1934), "Ящик с игрушками" Дебюсси. В балете "Венгерские фантазии" на муз. Листа (1933) была предпринята попытка хореографич. претворения в балете венг. нар. танцев. Пост. также балет "Болеро" (1943), к-рый сохранялся в репертуаре труппы до 1975. Среди др. пост.: "Коппелия" (1932); "Три чуда Йожи Арва" Коши (1933), "Деревянный принц" (1935); "День рождения инфанты" Раднаи (1936, 1945, совм. с Ф. Надаши), "Любовь-волшебница" (1945); "Дивертисмент" Йемница, "Послеполуденный отдых фавна" (оба – 1947). Творчество Ц. способствовало развитию венг. хореографич. иск-ва. В 1950 организовал в Лондоне собственную студию, в 1959 переехал в Нью-Йорк, где открыл школу.

Лит.: Kortvélyes G., A XX század tanctörténete, Bdpst, 1968; Kortvélyes G., Lörinc G., Budapesti Balett, Bdpst, 1971.

A. Геленчер.

Церетели А. И.

ЦЕРЕТÉЛИ Анна Иосифовна (р. 9.9.1922, Тбилиси), сов. артистка, педагог. Засл. арт. Груз. ССР (1958). С 1940, по окончании хореографич. студии при Т-ре им. Палиашвили, в труппе т-ра. Партии: фея Карабос, Зарема, Мирта, мн. характерные танцы. Пост. балет "Сокровище Голубой горы" Цинцадзе (1956, совм. с Р. В. Долидзе и Т. Г. Санадзе). С 1958 педагог Тбилисского хореографич. уч-ща.

Э. Н. Гугушвили.

Церс М. Я.

ЦЕРС Модрис Янович (р. 1.1.1946, Рига), сов. артист. Засл. арт. Латв. ССР (1976). В 1966 окончил Рижское хореографич. уч-ще (педагог И. П. Кошкин). С 1963 в Рижском т-ре. Партии: Виктор ("Роза Турайды" Кепитиса), Принц ("Щелкунчик"), Голубая птица; Хулиган ("Барышня и хулиган"), Гренгуар ("Собор Парижской богоматери" Пуньи, Дриго и Глазупа), Хозе ("Кармен-сюита"), Оруженосец и Капитан ("Золото инков" Барскова), Спридитис ("Спридитис" Жилинского), Капитони ("Доктор Айболит"), Фабрицио ("Мирандолина"), Ален ("Тщетная предосторожность" Герольда), Антоний ("Антоний и Клеопатра" Лазарева). Участвовал в гастролях в городах СССР и за рубежом.

Э. Т. Силинь.

Цивин М. Л.

ЦИ́ВИН Михаил Львович (р. 19.3.1949, Москва), сов. артист. С 1967, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (класс A. M. Руденко), в Большом т-ре. 1-й исполнитель партий Чиполлино ("Чиполлино" К. Хачатуряна, 1977, балетм. Г. А. Майоров), Меркуцио ("Ромео и Джульетта", 1979, балетм. Ю. Н. Григорович; ранее исполнял эту партию в балете, пост. Л. М. Лавровским). Среди др. партий: Злой гений ("Лебединое озеро"), Голубая птица; Байтемир ("Асель" Власова, балетм. О. М. Виноградов), Архонт ("Икар" Слонимского, балетм. В. В. Васильев), Виктор ("Ангара" Эшпая, балетм. Григорович), Гос. пр. СССравни 1977). 1-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1974). Участвовал в гастролях за рубежом.

В. И. Зарубин.

Цигнадзе В. В.

ЦИГНÁДЗЕ Вера Варламовна (р. 24.9.1926, Баку), сов. артистка. Нар. арт. Груз. ССР (1955). С 1943, по окончании Бакинского хореографич. уч-ща, в Т-ре им. Ахундова. В 1946–69 ведущая солистка Т-ра им. Палиашвили. Многолетняя партнёрша В. М. Чабукиани. Лучшие партии: Жизель, Одетта – Одиллия, Лауренсия, Китри, Tao Хоа, Дездемона; фея Добра ("Синатле" Киладзе, Гос. пр. СССравни 1948), Ирема ("Горда" Торадзе, Гос. пр. СССравни 1951), Тамара ("Демон" Цинцадзе) и др. Строгая академичность формы, отточенное мастерство и экспрессивность сочетались в её танце с женственным обаянием и поэтичностью. С 1969 преподаёт классич. танец в Тбилисском хореографич. уч-ще. Пр. Междунар. фестиваля балета в Будапеште (1969). Участвовала в гастролях за рубежом.

Лит.: Хучуа П., Тбилисский театр оперы и балета им. З. Палиашвили, Тб., 1958; Гугушвили Э., "Отелло", в интерпретации В. Чабукиани, в кн.: Грузинская шекспириана, Тб., 1959 (на груз. яз.).

Э. Н. Гугушвили.

В. Цигнадзе - Ирема, В. Чабукиани - Горда

Цигнадзе В. В.

В. Цигнадзе - Ирема, В. Чабукиани - Горда

Циммерль К.

ЦИ́ММЕРЛЬ (Zimmerl) Кристль (27.2.1939, Вена, – 19.3.1976, там же), австр. артистка. Училась в школе при Венской гос. опере. С 1953 в этой труппе (с 1965 – прима-балерина). Исполняла гл. партии в пост. балетмейстеров: Э. Ханки – "Венецианский мавр" Блахера (Дездемона), "Медуза" фон Эйнема (Медуза); А. Миллоша – "Чудесный мандарин" (Девушка), "Блудный сын" (Сирена); "Пустыни" на муз. Вареза, "Страстный порыв" на муз. Прокофьева, "Варварский порыв" на муз. Бартока, "Болеро", "Свадебка"; Л. Ф. Мясина – "Треуголка" (Мельничиха); В. Орликовского – "Принц Пагод", "Весна священная" и другие.

Лит.: Koegler H., Zum Tode von Christl Zimmerl, Ballet 1976, Chronik und Bilanz des Balletjahres.

Цинцадзе С. Ф.

ЦИНЦÁДЗЕ Сулхан Фёдорович (р. 23.8.1925, Гори), сов. композитор. Нар. арт. Груз. ССР (1961). Окончил Моск. консерваторию по классам виолончели (1950) и композиции (1953). Автор оперы, оперетт, симфонич., камерных и другие. соч., балетов: "Сокровище Голубой горы" (1956, Т-р им. Палиашвили, балетм. А. И. Церетели, Т. Г. Санадзе и Р. В. Долидзе), "Демон" (1961, там же, балетм. В. М. Чабукиани), "Поэма" (на музыку собственной "Второй симфонии", 1964, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. A. B. Чичинадзе). Гос. пр. СССР (1950), Гос. пр. Груз. ССР им. Палиашвили (1974).

Э. Н. Гугушвили.

Цуканов В. П.

ЦУКÁНОВ Владимир Петрович (р. 25.5.1929, дер. Алабино, Старожиловский р-н Рязанской обл.), сов. артист и балетмейстер. Засл. арт. Латв. ССР (1956). В 1947 окончил Моск. хореографич. уч-ще (педагог Н. Тарасов), в 1971 – балетмейстерское отделение Ленингр. консерватории. В 1947–73 в Рижском т-ре. Среди партий: Голубая птица; Шут ("Лебединое озеро", "Золушка" и "Эсмеральда"), Чертёнок ("Сакта свободы" Скулте), Дима ("Юность" Чулаки), Спиридон ("Аленький цветочек" Корчмарёва), Нурали; Сэм ("Ригонда" Гринблата), Чёрт ("Сказка о попе и о работнике его Балде" Чулаки) и др. Участвовал в гастролях за рубежом. Как педагог и балетмейстер работал в Иране (1973–74), Дании (1976), Турции (1977–79). В 1948–73 педагог в Рижском хореографич. уч-ще. Среди его учеников – Д. Я. Марковский, Г. Н. Горбанёв.

Э. Т. Силинь.

Цукки В.

ЦУ́ККИ (Zucchi) Вирджиния (1847, Парма, – 12.10.1930, Монте-Карло), итал. артистка. Училась в школе т-ра "Ла Скала" у А. Рамачини, К. Блазиса и Дж. Лепри. В 1876–1883 выступала во мн. европ. странах, исполняла ведущие партии в пост. балетмейстеров: И. Монплезира – "Брама" Даль’Арджине т-р "Реджо", Парма); Л. Манцотти – "Эксцельсиор" и "Сиэба" Маренко (т-р "Эден", Париж); П. Тальони – "Сатанилла" и "Флик и Флок" Гертеля (Берлин) и др. В 1885–92 с успехом гастролировала в России, дебютировала в Петербурге в антрепризе М. В. Лентовского в балетах-феериях балетм. И. Хансена – "Путешествие на луну" на муз. Оффенбаха, "Золотые яблоки", "Лесной бродяга" и балете "Брама". В 1885–88 исполнила в Мариинском т-ре ведущие роли в балетах: "Дочь фараона", "Тщетная предосторожность"; "Приказ короля" Вичентини, "Эсмеральда"; "Пахита" Дельдевеза и Минкуса. Позднее выступала в Одессе и Москве. По возвращении в Италию вскоре оставила сцену и занялась преподаванием. Ц. подчиняла виртуозную технику танца созданию хореографич. образа, раскрытию содержания произведения. Иск-во перевоплощения, к-рым славилась Ц., высоко оценил К. С. Станиславский. Исполнительское мастерство Ц. оказало известное влияние на рус. танцовщиц.

Лит.: Скальковский К., В театральном мире, СПБ, 1899; Плещеев Α., Наш балет, 2 изд., СПБ, 1899; Худеков С., История танцев, ч. 3, СПБ, 1915; Велизарий М., Путь провинциальной актрисы, Л. – М., 1938; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л. – М., 1958; Lifar S., Histoire du ballet Russe, P., 1950; Guest I., The divine Virginia, N. Y., 1977.

В. М. Паппе.

"Цыганы"

"ЦЫГÁНЫ", балеты на сюжет поэмы A. C. Пушкина, 1) Балет в 3 актах. Комп. С. Н. Василенко, сцен. П. А. Марков и Н. С. Холфин. 3.10.1937, Московский художественный балет под рук. В. Кригер, балетм. Холфин, худ. Б. И. Волков, дирижёр В. А. Эдельман; Алеко – A. A. Клейн, Земфира – М. С. Сорокина, Молодой цыган – A. C. Тольский. 2) "Алеко" ("Aleko"), одноактный балет в 4 сценах на муз. П. И. Чайковского в аранжировке Э. Рапи, сцен, и балетм. Л. Ф. Мясин. 8.9.1942, "Балле тиэтр", Дворец изящных искусств, Мехико, худ. М. Шагал; Алеко – Ж. Скибин, Земфира – А. Маркова, Цыган – X. Лэнг, Отец Земфиры – А. Тюдор.

В. А. Майниеце.

Предыдущая страница Следующая страница