Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "Х"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х"

Хабанера

ХАБАНÉРА (исп. habanera, от названия города Habana – Гавана), исп. нар. танец-песня; возник на острове Куба, позднее получил распространение в Испании. Муз. размер 2/4, с характерной ритмич. фигурой (акцент на последней восьмой такта); темп медленный. X. сопровождается пением, движения носят импровизац. характер. Муз. форму X. использовали комп. Ж. Бизе, К. Дебюсси, М. Равель и другие.

И. C. Ивлиева.

Хаваш Ф.

ХÁВАШ (Havas) Ференц (р. 12.3.1935, Будапешт), венг. артист. Засл. арт. ВНР (1973). Учился в Ин-те балета у Ф. Надаши (1947–1953). С 1952 в труппе Венг. оперного т-ра (с 1953 солист). В 1963 стажировался в Москве в Большом т-ре. Первая значит. роль – Йожи ("Платочек", 1952, балетм. Д. Харангозо) Среди партий: Зигфрид; Балтавари ("Песня Бихари" Кенешшеи), Гирей, Альберт, Ромео, Дезире, Красс, Колен; в пост. балетм. Харангозо – Мельник ("Треуголка"), Принц ("Деревянный принц"), Франц; Лудаш Мати ("Лудаш Мати" Сабо), Царевич ("Жар-птица"). В 1960–64 выступал с труппой "Лондон фестивал балле", в 1966 в моск. Большом т-ре (партнёр Р. C. Стручковой в балете "Ромео и Джульетта"). Танцевал во многих европ. труппах. Пр. им. Кошута (1965).

Г. Дьенеш.

Хайтауэр Р.

ХÁЙТАУЭР (Hightower) Розелла (р. 30.1.1920, Ардмор, Оклахома), амер. артистка, балетмейстер и педагог. Индианка по происхождению. Иск-ву танца училась в Канзас-Сити у Д. Перкинс. С 1938 солистка трупп "Балле рюс де Монте-Карло" (1938–1941), "Балле тиэтр" (1941–45), "Орижиналь балле рюс" (1945–46), "Гран балле дю марки де Куэвас" (1947–62), Балет Парижа (1963) и др. Среди партий: Жизель, Одетта – Одиллия, Аврора; Уличная танцовщица ("Петрушка"), Гера ("Елена Троянская" на муз. Оффенбаха), Тальони ("Па-де-катр" Пуньи), Инес ("Донья Инес де Кастро" Серра), Морфида ("Световая западня" Дамаза). Пост.: "Генрих VIII" на муз. Россини – Целлера (1947, труппа Маркова – Долин), "Саломея" Р. Штрауса (1950, "Гран балле дю марки де Куэвас", 1950), "Скарамуш" Сибелиуса (1951, там же) и др. В 1962 основала в Канне (Франция) Центр классич. танца. В 1969–72 руководила балетной труппой Марсельской оперы. С 1980

возглавляет

балетную труппу парижской Оперы.

Г. М. Шлуглейт.

Р. Хайтауэр в балете "Себастьян" Дж. Менотти

Хайтауэр Р.

Р. Хайтауэр в балете "Себастьян" Дж. Менотти

Хальберг-Растас П. И.

ХÁЛЬБЕРГ-PÁCTAC (Hallberg-Rastas) Петра Ирма Ульрика (р. 28.3.1952, Пюхяселькя), фин. артистка. Училась в хореографич. уч-ще при фин. Нац. опере (педагог М. Столберг), с 1968 в этом т-ре. Гл. партии в балетах: "Бахчисарайский фонтан", "Лебединое озеро", "Скарамуш" на муз. Сибелиуса (балетм. А. Сакселин), "Лемминкайнен" на муз. Сибелиуса (балетм. И. Экк), "Коппелия", "Золушка", "Отелло", "Петрушка" и другие.

И. Виенола-Линдфорс.

Хальхубер Х.

ХÁЛЬХУБЕР (Hallhuber) Хейно (р. 16.12.1927, Мюнхен), нем. артист (ФРГ). Окончил балетную школу Баварской гос. оперы в Мюнхене (ученик Э. Гербль, Р. Кёллинга, П. Млакара). В 1945–73 в этом т-ре (с 1949 солист). Выступал также с труппой Балет Жанин Шарра. Партии: Зигфрид, Альберт; Принц ("Золушка"), Принц ("Принцесса Турандот" Эйнема), кроме того, ведущие партии в пост. В. Гзовского – "Гамлет" Блахера (1950), "Путь к свету" Орика (1952); Т. Гзовской – "Китайский соловей" Эгка (1953); А. Картера – "Дом теней" на муз. Бриттена и "Полёт голубя" на муз. Шиллинга (оба – 1955); X. Розена – "Дама и единорог" Шайе (1953), "Легенда об Иосифе" Р. Штрауса (1958). Преподаёт сценич. движение в студии при Баварской гос. опере.

М. А. Гавриков.

Хамала И.

ХÁМАЛА (Hamala) Ирен (р. 17.4.1921, Будапешт), венг. артистка. Засл. арт. ВНР (1972). В 1928–36 училась в школе Венг. оперного т-ра у М. Потца, Р. Брады и Ф. Надаши. С 1936 в труппе этого т-ра (с 1950 солистка). Первая значит. партия – Тереза ("Пламя Парижа"). Работала ассистентом у балетм. Д. Харангозо, с сер. 70-х гг. балетмейстер-репетитор. Пост. танцы в опере "Иван Сусанин" Глинки (1960), ряд концертных номеров и другие.

А. Геленчер.

Хамел К.

ХÁМЕЛ (Hamel) Кристина (р. 10.6.1940, Бухарест), рум. артистка. Училась у Ф. Капсали и Е. Пенеску-Личиу. В 1960 окончила Бухарестское хореографич. уч-ще (педагог Л. Росс). Ещё студенткой (в 1957) была принята в Румынскую оперу. Партии: Мария, Одетта – Одиллия, Жизель; Настасия ("Настасия" Трэилеску) и др. Гастролировала за рубежом, выступала в партиях Электры и Клитемнестры в балете "Электра" Пуссо, в пост. Ж. Шарра.

К. Кыржан.

"Хандут"

"ХАНДУ́Т", балет в 4 актах 8 картинах на муз. A. A. Спендиарова (муз. композиция, ред. и новая инструментовка Г. Е. Будагяна), сцен. А. К. Гулакян и Л. М. Лавровский. 19.7.1945, Т-р им. Спендиарова, балетм. И. И. Арбатов, худ. К. А. Минасян (декорации) и Арбатов (костюмы), дирижёр Г. Е. Будагян; Хандут – Л. П. Воинова-Шиканян, Давид – C. K. Саркисян, Чмшкик – Т. Г. Григорян, Гусан – З. М. Мурадян, Нвард – П. А. Бурназян. 1951, там же (нов. ред. в 3 актах 8 картинах), балетм. С. Н. Сергеев, худ. А. О. Мирзоян, дирижёр Шиканян. 1953, там же (новая ред.), балетм. В. А. Варковицкий и Мурадян, художник и дирижёр те же; Хандут – С. А. Минасян, Давид – В. Г. Ханамирян, Кормилица – П. А. Бурназян, Гусан – М. М. Алавердян, Мсра-Мелик – З. М. Григорян. 1960, там же (новая ред.), балетм. Мурадян, дирижёр A. M. Восканян, худ. Мирзоян и Г. В. Варданян; Хандут – С. А. Минасян, Давид – Ханамирян, Чмшкик

Т. Г. Григорян, Нвард – Д. Т. Алексанян.

Р. A. Торосян.

Ханка Э.

ХÁНКА (Hanka) Эрика (18.6.1905, Винковци, – 15.5.1958, Вена), австр. артистка и балетмейстер. Училась в Венской академии музыки и другие.матич. иск-ва у Г. Боденвизер и в Эссене у К. Йосса. С 1933 выступала в труппе Йосса "Фолькванг-балет". В 1936–39 работала в Дюссельдорфе, Кёльне, Эссене, Гамбурге. После успеха её пост. балета "Жоан из Цариссы" Эгка (1941) – балетмейстер Венской гос. оперы. В 1942–58 возглавляла эту труппу и создала её репертуар. Пост. балеты: "Титус – Огненный лис" (1941), "Страшная история" (1949), оба – на муз. И. Штрауса; "Гомерическая симфония" на муз. Бергера (1950), "Венецианский мавр" Блахера (1955), "Отель "Захер"" Хельмесбергера и Шёнхера (1957),"Медуза" Эйнема (1957).

"Старинные танцы и арии" на муз. О. Респиги. Балетм. Э. Ханка

Ханка Э.

"Старинные танцы и арии" на муз. О. Респиги. Балетм. Э. Ханка

Хансен Й.

ХÁНСЕН, Гансен (Hansen) Йозеф (1843, Брюссель, – 1907, Аньер), бельг. артист, балетмейстер. В 1871 в Брюсселе пост. "Коппелию". В 1879–83 работал в Москве, в Большом т-ре. Пост. здесь: "Дева ада" на муз. Невкура (в партии Раджи – X.), "Лебединое озеро" (возобн., 1880), "Коппелия" (1882, впервые в России; по А. Сен-Леону), "Арифа, жемчужина Адена" Гербера, "Эглея-пастушка" Невкура и Гербера, и др. В 1884–1887 ставил в Лондоне в т-ре "Альгамбра" ("Лебеди", сюжет, близкий "Лебединому озеру", с муз. Якоби и другие.), в 1889–1907 балетмейстер парижской Оперы.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, М.–Л., 1963.

Характерный танец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Харангозо Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Харапес

ХÁРАПЕС, Гарапес (Harapes), Властимил (р. 24.7.1946, Хомутов), чехосл. артист. Засл. арт. ЧССР (1976). Окончил танц. отделение Пражской консерватории (1965). В 1968–69 стажировался в Ленинграде у А. И. Пушкина. С 1966 в Нац. т-ре (Прага). Партии: Зигфрид, Дезире, Альберт, Ромео; Принц ("Щелкунчик", "Золушка"), Адам ("Сотворение мира" Петрова), Спартак, Фавн; Радуз ("Радуз и Магулена" Сука), Гирей и другие. Снимается в кино, работает на телевидении, часто выступает за рубежом.

В. Вашут.

Харатян Р. Г.

ХАРАТЯ́Н Рудольф Гургенович (р. 30.3.1947, Ереван), сов. артист. Засл. арт.Арм. ССР (1974). Чл. КПСС с 1978. С 1966, по окончании Ереванского хореографич. уч-ща (педагог М. С. Мартиросян), в Т-ре им. Спендиарова (в 1966–67 совершенствовался в Ленингр. хореографич. уч-ще у А. И. Пушкина). Среди партий: Зигфрид, Альберт, Меджнун, Ромео, Спартак; Антуни, Бюрат ("Антуни", "Вечный идол" Оганесяна) и др.

Н. Саркисян.

Харвуд В.

ХÁРВУД (Harwood) Ванесса (р. 14.6.1947, Челтнем, Великобритания), канад. артистка. Род. в семье танцовщиков. В 1951 семья переехала в Канаду. В 1959 поступила в Нац. школу в Торонто (училась у Б. Олифант). В 1964 в труппе Нац. балета Канады (с 1970 ведущая солистка). В репертуаре: Одетта – Одиллия, Аврора, Лиза; Мирта ("Жизель"), Сванильда; Звезда оперетты ("Оффенбах в преисподней" на муз. Оффенбаха) и др. Лёгкий прыжок, элегантность характеризуют танец X.

Е. П. Валукин.

"Харкнесс балле"

"XÁPKHECC БАЛЛÉ" (Harkness ballet), амер. труппа. Работала в 1964–75 (Нью-Йорк), создана Р. Харкнесс. Труппой руководили в разное время Ж. Скибин (1964–66), Б. Макдональд (1967), Л. Родс (1968), Б. Харкарви (1969–70). "Х. б." выступала преим. в Европе. В 1965 Харкнесс организовала в Нью-Йорке "Харкнесс хаус фор балле артс" со школой и младшую труппу – Молодёжный балет Харкнесс. В 1970 "Х. б." расформирована, а младшая труппа приняла назв. "Х. б." и работала под рук. Б. Стивенсона, затем В. Небрада до 1975. В "Х. б." ставили балеты Дж. Батлер, Р. ван Данциг, Дж. Ноймайер и другие. В числе артистов были танцовщицы Л. Исаксен, Б. Руис, танцовщики X. Томассон, Родс и другие.

Е. Я. Суриц.

"Харнаси"

"ХАРНÁСИ" ("Harnasie"), балет в 2 актах с эпилогом (по мотивам фольклора польских горцев). Комп. К. Шимановский, сцен. Г. и М. Рытард. 11.5.1935, Нац. театр, Прага, балетм. Е. Никольская, худ. В. Павлик; Вождь – А. Дроздов, Невеста – Никольская, Жених – К. Пирник. В Польше: 9.4.1938, "Т-р Вельки", Познань, балетм. М. Статкевич, худ. З. Шпрингер; Харнась – Е. Каплиньский, Невеста – З. Грабовская, Жених – М. Савицкий. 1938, "Т-р Вельки", Варшава, балетм. М. Пиановский и Э. Кошутский, худ. З. Стрыеньская; исполнители – З. Домбровский, Б. Карчмаревич, Ф. Важиньский. В др. городах Польши (в скобках фамилии балетмейстеров): Познань (1947, Каплиньский; 1969, Паплиньский), Варшава (1951, С. Мищик; 1966, Э. Паплиньский), Гданьск (1960, Я. Яжинувна-Собчак и Э. Добрачиньский), Краков (1964, Паплиньский), Вроцлав (1969, Паплиньский). За рубежом: Париж (1936, С. Лифарь), Гамбург (1937, X. Сведлунд), Брюссель (1939, труппа Польский балет, Я. Цеплиньский), Моравска-Острава (1949, Э. Габздил), Берлин (1957, Паплиньский). Показан в СССР балетной труппой варшавского "Т-ра Вельки" (1967).

В разгар свадьбы Девушка пытается бежать с молодым Харнасем, предводителем горцев-разбойников. Жених Девушки вступает с ним в поединок и оказывается побеждённым. Влюблённые скрываются в горах. Балет венчает любовный дуэт Девушки и Харнася.

И. Турска.

Харри Л.

ХÁРРИ (Hurry) Лесли (р. 10.2.1909, Лондон), англ. живописец и театр. художник. Образование получил в художеств. школе "Сент-Джон Вуд" и в Королевской академии музыки. С 1937 участвовал в выставках как живописец. 1-я работа в балетном т-ре – декорации к "Гамлету" на муз. Чайковского (1942, "Сэдлерс-Уэллс балле", Лондон, балетм. Р. Хелпмен). Оформил спектакли: "Лебединое озеро" (1943, 1952, "Сэдлерс-Уэллс балле"); "Шутки судьбы" на муз. Монтеверди и "Карточный домик" (оба – 1951, "Балле Рамбер").

Харьковский театр оперы и балета

ХÁРЬКОВСКИЙ ТЕÁТР ÓПЕРЫ И БАЛÉТА имени Н. В. Лысенко, см. Украинский театр оперы и балета имени Лысенко (Харьков).

Хас Х.

ХАС (Haas) Хенн (р. 26.2.1907, Рига), нем. артист и балетмейстер (ГДР). Учился у В. П. Фокиной, Р. Лабана и М. Вигман. В 1938–45 солист и балетм. Веймарского т-ра. В 1945–1956 основатель и руководитель Театра танца (Веймар), Ансамбля Хенна Хаса и танц. ансамбля Свободных нем. профсоюзов в Берлине, в 1957–72 – балетм. т-ра в Галле. Пост.: "Матери мира" (1950), "Барабанщица" Хоэнзе (1953), "Бедный крестьянин Ульрике" (1957), "Царевна-Лягушка" (1959), "Рабы" (1962), "Зеваки" (1964), "Фридолин" (1967), "Бегство от богов" (1969), все – Хоэнзе; "Кармен-сюита".

Э. Реблинг.

Хаскелл Л.

ХÁСКЕЛЛ (Haskell) Арнолд Лайонел (19.7.1903, Лондон, – 14.11.80, Бат), англ. деятель балетного т-ра. Окончил Кембриджский ун-т (1926). В 1928–35 писал критич. статьи в газ. "Дейли телеграф". В 1930 вместе с Ф. Ричардсоном и Э. Эвансом основал Общество Камарго, деятельность к-рого способствовала формированию англ. нац. балета, был одним из директоров Клуба балета (1930). Содействовал организации балетной школы при "Сэдлерс-Уэллс балле" (с 1957 – Королевский балет), в 1947–65 её директор. С 1965 почётный директор. Один из членов совета Королевского балета. Автор мн. книг, способствовавших популяризации иск-ва балета в Великобритании и другие. странах. В 1947–64 возглавлял издание балетного ежегодника "Ballet Annual". Писал статьи о сов. балете. Чл. жюри 1-го (1969) и вице-председатель жюри 2-го (1973) Междунар. конкурсов артистов балета в Москве.

Соч.: Some studies in ballet, L., 1928; Balletomania, L., 1934; Diaghileff..., L., 1935; Ballet: a complete guide to appreciation, [L.], 1938; The national ballet, L., 1943; In his true centre, L., 1951; The Russian genius in ballet, N. Y., 1963; Ballet russe: the age of Diaghilev, L., 1968; Balletomane at large, L., 1972.

Н. П. Рославлева.

Хасрайтер Й.

ХÁСРАЙТЕР (Hassreiter) Йозеф (30.12.1845, Вена, – 8.2.1940, там же), австр. артист, балетмейстер, педагог. Учился в школе при Венской придворной опере и в Германии. В 1870–90 танцовщик, в 1890–1920 педагог Венской придворной (с 1918 гос.) оперы и школы при ней. Как балетмейстер дебютировал пост. "Феи кукол" (1888). Поставил ок. 50 балетов, в т. ч.: "Солнце и земля" (1889), "Танцевальная сказка" (1890), "Красное и Чёрное" (1891), "Вокруг Вены" (1894), "Корейская невеста" (1897), "Маленький мир" (1904), "Фарфоровые безделушки" (1908) – все Байера; "Золотой сказочный мир" Берте (1893), "Красный башмачок" Мадера (1898), "Жемчужина Иберии" Хельмесбергера-младшего (1902), "Скверный Ганс" на муз. Недбала, и др. Деятельность X. способствовала развитию хореографич. иск-ва в Австрии.

Хассельквист Е.

ХÁССЕЛЬКВИСТ (Hasselquist) Енни (р. 31.7.1894, Стокгольм), швед. артистка, педагог. Училась в школе Королевской оперы в Стокгольме. С 1910 в Королевском швед. балете (с 1915 балерина). Исполняла гл. партии в балетах М. М. Фокина "Египетские ночи", "Шопениана", "Карнавал" и другие. В 1920–25 ведущая танцовщица "Шведского балета", первая исполнительница гл. партий в пост. балетм. Ж. Бёрлина – "Игры" Дебюсси, "Иберия" на муз. Альбениса, "Ночь на Ивана Купала" на муз. Альвена и другие. Гастролировала в Европе с сольными концертами. В 1932 открыла собств. школу в Стокгольме, преподавала в школе Королевского швед. балета. Снималась в кино.

Е. Я. Суриц.

Хачатурян А. И.

ХАЧАТУРЯ́Н Арам Ильич [24.5(6.6).1903, Тбилиси, – 1.5.1978, Москва], сов. композитор и обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1954). Герой Социалистич. Труда (1973). Акад. АН Арм. ССР (1963). Чл. КПСС с 1943. Чл.-корр. Академии иск-в ГДР, почётный профессор Мекс. консерватории. Учился композиции в Муз. техникуме им. Гнесиных (у М. Ф. Гнесина). В 1934 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского. Творчество X. органически связано с муз. фольклором Закавказья, в особенности Армении, и обогащено многими достижениями проф. муз. культуры 20 в. Автор симфонич., вокальных и камерно-инструментальных сочинений, музыки к драматич. спектаклям. X. писал и для балетного т-ра. Его первый балет "Счастье" (1939, Т-р им. Спендиарова, Ереван, балетм. И. И. Арбатов) стал основой для балета "Гаянэ" (1942, Т-р им. Кирова, на сцене Пермского т-ра, балетм. H. A. Анисимова). Эмоциональность, красочность, жанровая характерность музыки обусловили популярность балета "Гаянэ" (Гос. пр. СССравни 1943). Лучшее произв. X. для т-ра – балет "Спартак" (1954; Ленинская пр., 1959, пост. 1956, Т-р им. Кирова, балетм. Л. В. Якобсон). Музыка этого балета, представляющая собой монументальную фреску с грандиозными массовыми сценами, обладает экспрессивностью и широтой симфонич. развития. Большое значение для развития сов. хореографич. иск-ва имела пост. "Спартака" Ю. Н. Григоровичем в 1968 в Большом т-ре, основанная на глубоком проникновении в философско-поэтич. содержание музыки X. В 1951 в Париже был показан балет "Кавказский пленник" на муз. балета X. "Гаянэ" ("Гран балле дю марки де Куэвас", балетм. Ж. Скибин).

С 1952 профессор Моск. консерватории и Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных. Деп. Верх. Совета СССР 5-го созыва и Верх. Совета Арм. ССР 2-го созыва. Гос. пр. СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971), Гос. пр. Арм. ССР (1965).

Лит.: Хубов Г., Арам Хачатурян, 2 изд., М., 1967; Арам Хачатурян. [Сб. статей, сост. Г. Геодакян], Ер., 1972; Тигранов Г., Балеты Арама Хачатуряна, 2 изд., Л., 1974; Арам Ильич Хачатурян. Сб. статей, М., 1975.

Хейден М.

ХÉЙДЕН (Hayden) Мелисса [псевд.; наст. имя и фам. – Милдред Херман (Herman)] (р. 25.4.1922, Торонто), амер. артистка. Училась в Торонто у Б. Волкова, затем в Нью-Йорке у А. И. Вильтзака и Л. Ф. Шоллар. В 1944 танцевала в "Нью-Йорк рейдио сити мюзик-холл", в 1945–49 и 1952–54 в "Балле тиэтр", в 1948–49 в труппе Балет Алисии Алонсо. (Гавана). В 1949–52 и 1954–73 в "Нью-Йорк сити балле". Первая исполнительница ведущих партий в балетах: Дж. Баланчина – "Дивертисмент № 15" на муз. Моцарта (1956), "Агон" (1957); "Звёзды и полосы" на военную муз. Суза (1958), "Эпизоды" на муз. Веберна (1959), "Песни любви" на муз. Брамса (1960), "Сон в летнюю ночь" (1962), "Серенада", "Симфония до-мажор"; "Четыре темперамента" на муз. Хиндемита, "Драгоценности" на муз. Форе; Т. Болендера – "Затишье" на муз. Дебюсси; Ф. Аштона – "Озарения" на муз. Бриттена (1950). Среди др. партий: Клоринда ("Поединок" де Бенфилда, балетм. У. Доллар). В 1973 в прощальном спектакле, для к-рого Баланчин пост. "Венгерский кортеж" на муз. из балета "Раймонда", X. танцевала гл. партию. В классич. репертуаре выступала во мн. европ. труппах. В 1962 и 1972 гастролировала в СССР с труппой "Нью-Йорк сити балле". Иск-во X. сочетало виртуозную технику с сильным драматич. темпераментом.

Соч.: Melissa Hayden, off stage and on, N. Y., 1963.

Лит.: Kirstein L., Melissa Hayden; A Tribute, "Dance magazine", 1973, August, p. 32–39.

Е. Я. Суриц.

"Хензи и Тао, или Красавица и чудовище"

"ХÉНЗИ И TÁO, И́ЛИ КРАСÁВИЦА И ЧУДÓВИЩЕ", балет в 4 актах. Комп. Ф. Антонолини, сцен. и балетм. Ш. Дидло. 30.8.1819, Большой т-р, Петербург; Хензи – A. C. Новицкая (позднее А. Бертран-Атрюкс), Tao – H. О. Гольц.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л. – М., 1958.

Хенце Х. В.

ХÉНЦЕ (Henze) Ханс Вернер (р. 1.7.1926, Гютерсло), нем. композитор (ФРГ). Учился в Гейдельберге у В. Фортнера и в Париже у Р. Лейбовица. Автор опер, симфонич., камерных и вокальных сочинений, а также балетов: "Джек-пуддинг" (1951, Висбаден, балетм. Э. фон Пельхрцим), "Роза Зильбер" (1958, Кёльн, балетм. Л. Кречмар), "Спящая принцесса" (на темы из балета Чайковского "Спящая красавица", 1954, Эссен, балетм. П. Бортолуцци), "Идиот" (1952, Зап. Берлин, балетм. Т. Гзовская), "Марафон танца" (1957, Зап. Берлин, балетм. Д. Сандерс), "Ундина" (1958, Королевский балет, Лондон, балетм. Ф. Аштон), "Соловей императора" (1959, Венеция), "Танкред" (1954, Мюнхен, балетм. В. Гзовский), "Тристан" (1974, Париж, балетм. Г. Тетли), "Орфей" (1979, Штутгарт, балетм. У. Форсайт). На музыку 2-й и 5-й симфоний X. поставлены балеты балетмейстерами Й. Герстером и Э. Франкелем.

Лит.: Geitel К., Hans Werner Henze. В., 1968.

Э. Реблинг.

Хидаш Х.

ХИ́ДАШ (Hidas) Хедвиг (наст. фам. – Брукнер, Bruckner) (р. 6.12.1915, Будапешт), венг. артистка, педагог и балетмейстер. Засл. арт. ВНР (1975). С 1921 училась в балетной школе Венг. оперного т-ра в Будапеште у Э. Брады, Я. Цеплиньского и Ф. Надаши. В 1932–39 солистка этого т-ра. Исполнила ведущие партии в балетах "Фея кукол" (балетм. Цеплиньский), "Венгерские фантазии" (балетм. тот же), "Щелкунчик" (балетм. Э. Брада), "Священный факел" (балетм. Р. Брада). В 1959–73 руководила балетной труппой Будапештского т-ра оперетты. Ставила танцы в опереттах ("Боккаччо", "Прекрасная Елена", "Бандиты", "Сильва", "Моя прекрасная леди", "Страна улыбок"). С 1950 педагог Гос. ин-та балета в Будапеште (в 1961–71 директор).

А. Геленчер.

Хиндемит П.

ХИ́НДЕМИТ (Hindemith) Пауль (16.11.1895, Ханау, – 28.12.1963, Франкфурт-на-Майне), нем. композитор, альтист, дирижёр и муз. теоретик. Образование получил в консерватории во Франкфурте-на-Майне (1909–16). Сочетал композиторскую деятельность с исполнительством. Преподавал в берлинской Высшей муз. школе. В 1934 покинул фашистскую Германию. С 1940 жил в США. Автор симфонич., камерных и хоровых произведений, опер, танц. пантомимы "Демон" (1923, Дармштадт, балетм. А. Йозеф; 1963, Нью-Йорк, балетм. X. Лимон) и балетов: "Балет-триада" (1926, Донауэшинген, балетм. О. Шлеммер), "Нобилиссима визионе", хореографич. легенда (1938, "Балле рюс де Монте-Карло", Лондон, балетм. Л. Ф. Мясин), "Четыре темперамента" (1946, "Балле сосайети", Нью-Йорк, балетм. Дж. Баланчин), "Иродиада" (1944, Вашингтон, балетм. М. Грэхем). На музыку X. пост. балеты: "Метаморфозы" (на муз. "Метаморфоз тем Вебера", 1952, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Баланчин), "Жизнь пчёл" (на "Камерную музыку № 1", 1955, "Джульярд дане тиэтр", балетм. Д. Хамфри), "Люцифер" (на "Концертную музыку для струнных и медных", 1965, "Сан-Франциско балле", балетм. Л. Кристенсен; 1969, Гаага, балетм. Б. Харкарви, под назв. "Aswingto"), "Секстет" (на "Маленькую камерную музыку", 1964, "Уэстерн тиэтр балле", балетм. Л. Мейер), "Пять пьес" (на муз. "Пяти пьес для струнного оркестра", 1966, Гаага, балетм. X. ван Манен) и др. X. – представитель муз. авангарда 20-х гг. В ранний период творчества, характеризующийся антиромантич. направленностью в духе "новой вещности", X. проявлял интерес к совр. бытовой музыке и танц. ритмам. Позже он стал одним из лидеров муз. неоклассицизма, его стиль изменился под влиянием полифонии старых мастеров.

Лит.: Левая Т. Н., Леонтьева О. Т., Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество, М., 1974; Пауль Хиндемит. Статьи и материалы, М., 1979.

Л. М. Бутир.

Хинкова Л.

ХИ́НКОВА, Гинкова (Hynková) Либуше (р. 28.10.1923, Теплице), чехосл. балетмейстер. Окончила ГИТИС (Москва, 1956). Одна из основателей Чехосл. гос. ансамбля песни и пляски (1948), поставила там многоактные балеты: "Огонь разбойников" Кучеры (1957), "Шпаличек" Мартину (1971), "Славянские танцы" на муз. Дворжака (1972), "Золотые ворота" Трояна (1974). Ставила танцы в разл. фольклорных ансамблях.

В. Вашут.

"Хиросима" (балет в 2 актах)

"ХИРОСИ́МА", балет в 2 актах 3 картинах. Комп. Г. А. Жубанова, сцен. А. Мамбетов. 21.5.1966, Т-р им. Абая, балетм. Д. Абиров и З. М. Райбаев, худ. В. Мамонтов, дирижёр Т. Османов; Тайо – A. M. Джалилов, Судзи – С. И. Кушербаева, Юки – С. Нурсултанова. 1967, там же, сцен. Райбаев и Мамбетов, худ. И. Корогодин, дирижёр тот же; Тайо – Джалилов, Судзи – Кушербаева, Юки – Р. Х. Байсеитова. Вместе с балетом "Акканат" составляет спектакль "Легенда о белой птице".

Л. П. Сарынова.

"Хиросима" (одноактный балет)

"ХИРОСИ́МА" ("Hirošima", "A parancs") (др. назв. – "Совесть", "Приказ"), одноактный балет в 5 картинах. Комп. В. Буковы, сцен. В. Вашут. 21.12.1962, Печский балет (ВНР), балетм. и худ. И. Экк; Пилот – Б. Веёрёш, Совесть – Г. Штимац. Др. пост. (в скобках фамилии балетмейстеров): Брно (1963, Л. Огоун), Пльзень (1963, В. Унтермюллерова), Либерец (1964, Э. Габай), Острава (1964, П. Шмок), Кошице (1964, С. Ремар), Прага (1964, Й. Немечек, Огоун), Братислава (1964, К. Тот), София (1966, Немечек), Гавана (1967, балетм. тот же), Ческе-Будеёвице (1970, М. Хойдыс), Базель (1971, Огоун), Любляна (1973, Тот). Показан в СССР труппами Новый балет Праги (1965) и Печский балет (1967).

В. Вашут.

"Хитрые студенты"

"ХИ́ТРЫЕ СТУДÉНТЫ" ("A furfangos diákok"), балет в 6 картинах (по повести М. Йокаи "Случай в Дебрецене"). Комп. Ф. Фаркаш, сцен. Г. Олах. 19.6.1949, Венг. оперный т-р, Будапешт, балетм. Д. Харангозо, худ. З. Фюлёп (декорации) и Т. Марк (костюмы); Адам – Л. Раб, Йожи – Харангозо, Рожика – Д. Чинади. 1974, возобн., там же. Др. пост.: Бытом, ПНР (1955, балетм. М. Копиньский). Показан в СССР балетной труппой Венг. оперного т-ра в 1965.

"Хлопок"

"ХЛÓПОК", Смотри "Пахта".

Ходасевич В. М.

ХОДАСÉВИЧ Валентина Михайловна [13(25).3.1894, Москва, – 5.5.1970, Ленинград], сов. театр. художница. Училась в Моск. частной школе Ф. И. Рерберга, затем в Мюнхене (у Эссига) и Париже (у К. ван Донгена и Ж. Англада). В первые годы после Окт. революции 1917 много внимания уделяла агитационно-массовому иск-ву, массовым театр. зрелищам. Оформила балеты "Золотой век" Шостаковича (1930, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. В. И. Вайнонен), "Соперницы" на муз. Гертеля (1933, Моск. художеств. балет под рук. В. В. Кригер, Москва, балетм. Н. С. Холфин). В 1932–36 гл. художник Т-ра им. Кирова. Оформила балеты: "Бахчисарайский фонтан" (1934, Т-р им. Кирова, балетм. Р. В. Захаров; 1936, Большой т-р), "Эсмеральда" (1935, Т-р им. Кирова), "Раймонда" (1938, Т-р им. Кирова), "Кавказский пленник" (1938, Ленингр. Малый т-р, балетм. Л. М. Лавровский); "Дочь народа" ("Татьяна") Крейна (1947, Т-р им. Кирова, балетм. В. П. Бурмейстер), "Сольвейг" (1952, Ленингр. Малый т-р, балетм. Л. В. Якобсон), "Спартак" (1956, Т-р им. Кирова, балетм. тот же). Декорации X. отличаются историч. и бытовой достоверностью, яркой зрелищностью.

В. М. Паппе.

Декорация к балету "Бахчисарайский фонтан". Худ. В. Ходасевич

Ходасевич В. М.

Декорация к балету "Бахчисарайский фонтан". Худ. В. Ходасевич

Холов К.

ХÓЛОВ Курбан (р. 2.3.1941, пос. Шарипау Гиссарского р-на Тадж. ССР), сов. артист. Засл. арт. Тадж. ССР (1974). С 1961, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагоги В. И. Шелков, Б. В. Соловьёв, И. М. Трофимова, Н. П. Румянцев, Б. В. Шавров), в Т-ре им. Айни. Партии: Зигфрид, Альберт, Феб, Солор, Кармело ("Любовь-волшебница"), Кайс-Меджнун ("Лейли и Меджнун" Баласаняна), Тибальд; Чингисхан ("Тимур Малик" Ашрафи), Кадыр ("Сын родины" Тер-Осипова) и др.

Н. Х. Нурджанов.

Хольмгрен Б.

ХÓЛЬМГРЕН (Holmgren) Бьёрн (р. 1920, Стокгольм), швед. артист балета, балетмейстер, педагог. Учился в школе Королевского швед. балета, а также у мадам Рузан, Б. Князева, М. Скипинг. В 1939–66 в Королевском швед. балете. Первый исполнитель ведущих партий в балетах Б. Окессон – "Сизиф", "Минотавр" (оба – Блумдаля, 1957, 1958) и "Икар" Бека (1963), выступал также в классич. репертуаре (Зигфрид, Альберт и другие.>.). Пост.: "Классическая сюита" на муз. Лало (1952), "Шведская рапсодия" на муз. Альвена (1958), "Пастораль" Ларсена (1963). Преподаёт в балетной школе и Королевском швед. балете.

Е. Я. Суриц.

Хомутов П. И.

ХОМУТÓВ Пётр Иванович (р. 29.8.1927, ст. Московская Тульской обл.), сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1957. По окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог Н. И. Тарасов), в 1947–68 в Большом т-ре. Партии: Антуан Мистраль ("Пламя Парижа"), Трубадур ("Ромео и Джульетта", балетм. Л. М. Лавровский), Дон Кихот; Король мышей ("Щелкунчик"), мазурка и краковяк (опера "Иван Сусанин" Глинки), Фокусник ("Петрушка"), Бернар ("Раймонда"). С 1968 старший инспектор, с 1970 зав. балетной труппой Большого т-ра.

В. И. Зарубин.

Хорватский национальный театр в Загребе

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Хореартиум"

"ХОРЕÁРТИУМ" ("Choreartium"), балет в 4 частях на музыку 4-й симфонии И. Брамса. 24.10.1933, "Балле рюс де Монте-Карло", Лондон, балетм. Л. Ф. Мясин, худ. К. Терешкович и Е. Лурье (костюмы и декорации), Ю. Анненков (занавес); исполнители – И. Баронова, А. Д. Данилова, Т. Рябушинская, Н. Вершинина, В. Зорина, Д. Лишин, Р. Ясинский, П. Петров, Ю. Шабельский.

Хореограф

ХОРЕÓГРАФ, см. Балетмейстер.

Хореографическая лексика

ХОРЕОГРАФИ́ЧЕСКАЯ ЛÉКСИКА, отдельные движения (pas) и позы, из к-рых складывается танец как художественное целое, т. е. как произведение хореографич. иск-ва. Х. л. возникает на основе обобщения и специфически танц. претворения выразительных движений человека. В течение многих веков она накапливалась, совершенствовалась и шлифовалась. Х. л. изучается в балетных школах, составляя основу формирования профессии танцовщика и развития его способностей. Сами по себе элементы Х. л. не являются носителями определённого образного содержания, но обладают кругом выразит. возможностей, к-рые реализуются в конкретном контексте танца как целого. Из последовательности и взаимосвязи элементов Х. л. складывается хореографический текст, воплощающий содержательный образ. Х. л. различна в нар., классич. и др. видах танца.

В. В. Ванслов.

Хореографическая миниатюра

ХОРЕОГРАФИ́ЧЕСКАЯ МИНИАТЮ́РА, малая форма танцевально-сценич. представления. Существует как на эстраде, так и в балетном т-ре. Может быть сюжетной и бессюжетной. Является основой репертуара танц. ансамблей.

Х. м. сформировалась внутри балетного спектакля. В нач. 19 в. в России входила в нац. дивертисменты И. М. Аблеца, И. И. Вальберха, А. П. Глушковского. С сер. 19 в. Х. м. появилась на концертной эстраде ("Мужичок" в исполнении М. С. Суровщиковой-Петипа, балетм. И. М. Петипа; "Матлот" в исполнении О. И. Преображенской и другие.), продолжая развиваться и в балетном спектакле ("сказки" в "Спящей красавице", нац. дивертисменты в "Лебедином озере" и в "Раймонде", балетм. Петипа). Х. м. создавал М. М. Фокин ("Вакханалия", "Лебедь" – обе на муз. Сен-Санса и другие.).

Нередко Х. м., объединённые единым замыслом, складываются в серии ("Скрябиниана" балетм. К. А. Голейзовского, "Образы Родена" балетм. Л. В. Якобсона, "Картинки с выставки" балетм. Ф. В. Лопухова). На их основе может создаваться целостный спектакль ("Хореографические миниатюры" Якобсона, Т-р им. Кирова, 1959). Х. м. – форма, благоприятная для хореографич. эксперимента, поиска новых образов и выразит. средств. В сов. балете попытки впервые воплотить совр. тему на сцене были сделаны в жанре Х. м., в этой области накоплено немало достижений. Популярность приобрели Х. м. балетм. Голейзовского, Якобсона, A. M. Мессерера, А. Н. Ермолаева, В. А. Варковицкого, В. П. Бурмейстера, A. A. Лапаури, Г. Д. Алексидзе, Г. М. Майорова и другие.

В. В. Ванслов.

"Хореографическая сюита"

"ХОРЕОГРАФИ́ЧЕСКАЯ СЮИ́ТА", одноактный балет в 5 сценах. Комп. О. В. Тактакишвили. 18.2.1976, Т-р им. Палиашвили, балетм. Г. Д. Алексидзе, худ. Г. В. Алекси-Месхишвили, дирижёр Г. В. Азмайпарашвили. 1) "Хоруми", исполнители – П. В. Чхиквишвили, А. И. Мачарадзе, К. В. Джапаридзе. 2) "Самгловиаро", исполнители – О. В. Беридзе, O. A. Аринина, К. В. Джапаридзе. 3) "Ханджлури", исполнители – Г. М. Абесадзе, Н. Г. Магалашвили. 4) "Адажио", исполнители – В. В. Лаперашвили, В. А. Шеховцев. 5) "Мтиулури", исполнители – Л. И. Митайшвили, Чхиквишвили, Г. И. Табахмелашвили, Мачарадзе.

П. В. Хучуа.

Хореографические миниатюры

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хореографический текст

ХОРЕОГРАФИ́ЧЕСКИЙ ТЕКСТ, совокупность в определённой последовательности всех танц. движений и поз, образующих тот или иной танец, танцевально-пластич. эпизод или балетный спектакль в целом.

Х. т. складывается из элементов танцевального языка (хореографической лексики), к-рые в их последовательности и взаимосвязи образуют целостную систему. Х. т. сочиняется балетмейстером на основе музыки, предназначенной для танца (муз. драматургии балета), и является воплощением эмоционального состояния, характера, образа сценич. героя. На одну и ту же музыку может быть сочинён разный Х. т., в зависимости от интерпретации её балетмейстером. Структура Х. т. зависит от количества исполнителей танц. сцены, образных и формальных особенностей музыки, драматургич. смысла того или иного эпизода спектакля. Наиболее сложная структура Х. т. обычно бывает в развитых формах симфонического танца. Существуют разл. способы записи Х. т., ни один из к-рых не является достаточно совершенным и общепринятым. Х. т. сочиняется балетмейстером и воспроизводится исполнителями, к-рые дают ему творч. интерпретацию, зачастую усиливающую его образное звучание.

В. В. Ванслов.

Хореографическое училище Казахской ССР

ХОРЕОГРАФИ́ЧЕСКОЕ УЧИ́ЛИЩЕ КАЗÁХСКОЙ ССР, создано в 1937 на базе балетного отделения при Муз. школе, основанной в 1934 A. A. Александровым. Имеет отделения классич. и нар.-характерного танца. Срок обучения – 8 и 5 лет. Выпускники пополняют балетную труппу Т-ра им. Абая и другие. хореографич. коллективы республики. Уч-щем руководили A. B. Селезнёв, Б. Г. Аюханов, Ш. Жиенкулова (1967–75) и др. Педагоги: З. М. Райбаев, Т. Н. Васильева, P. M. Ельчибекова, Л. И. Рафаилова, Аюханов и другие. В числе воспитанников – С. Кушербаева, Д. Абиров, Р. Тажиева, Т. Анюшенко, С. Бигабилова, Я. Вайс, С. Вариева, И. Данилин, И. Ефремова, Б. Ешмухамбетов, Б. Досанов, Ш. Омирбаева, Н. Пак, А. Семёнов, Г. Ситанов, Л. Сейдалина, С. Тихонов, М. Тлеубаев, В. Усманов и другие. Здесь обучались также дети из МНР и КНДР. В 1967 из выпускников уч-ща создан ансамбль "Молодой балет Алма-Аты" под рук. Аюханова.

Хореография

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хоуард А.

ХÓУАРД (Howard) Андре (3.10.1910, Лондон, – 18.3.1968, там же), англ. артистка, балетмейстер и театр. художник. С 1924 училась в Лондоне и Париже (среди педагогов М. Рамбер, Л. Н. Егорова, М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, В. А. Трефилова). С 1927 выступала в труппе "Балле Рамбер" и Клубе балета. С 1929 – исполнительница гл. партий в балетах Ф. Аштона, А. Тюдора, М. М. Фокина и другие. В 1933 дебютировала как балетмейстер, поставив (совм. с С. Саламан) для труппы "Балле Рамбер" балет "Жонглёр богоматери" Респиги, затем балеты "Дамалиса" на муз. Онеггера (принёсший ей известность) и "Странный праздник" на муз. Форе (оба – 1940). Осуществила ряд постановок для этой же труппы, а также для трупп "Лондон балле", "Сэдлерс-Уэллс балле" и другие., в их числе – "Русалка" на муз. Равеля (1934), "Карнавал животных" на муз. Сен-Санса (1943), "Пир паука" Русселя (1944), "Возвращение матроса" на муз. Олдема (1947; декорации и костюмы X.), "Серебряная свадьба Орландо" Бенджамина (1951), "Зеркало для ведьм" Апайвора (1952), "Венециана" Доницетти (1953, аранжировка Апайвора), "Фантастическая сказка" Капле (1957) и др. В 1958 пост. для Эдинбургского фестиваля балет "Дама без страха и упрёка" на муз. Гёра, в дальнейшем работала как театр. художник. В 1963 оформила балет "Спящая красавица" в Т-ре оперы и балета в Анкаре. Хореографич. иск-во X. отличалось ясностью и поэтичностью, особое внимание уделяла костюмам и декорациям (часто создавала их сама, напр. в "Золушке" и "Русалке"), к-рые всегда перекликались с музыкой спектакля.

Лит.: Franks Α., Andrée Howard, в кн.: Twentieth century ballet, L., 1971; Clarke M., Dancers of mercury, L., 1962; Rambert M., Quicksilver: the autobiography of Marie Rambert, L., 1972.

Н. П. Рославлева.

Хохлов Б. И.

ХОХЛÓВ Борис Иванович (р. 22.2.1932, Москва), сов. артист. Нар. арт. РСФСР (1969). Чл. КПСС с 1961. По окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог A. M. Мессерер), в 1951–72 в Большом т-ре. Для иск-ва X., танцовщика классич. академич. школы, характерны безупречность стиля, уверенность, технич. ровность, лёгкость и красота сложных виртуозных движений, умение сохранить плавность и скульптурную чёткость в самых трудных и стремительных темпах. Особенно близки артисту лирико-драматич. образы. Его героев отличают чистота и цельность чувств, обаяние. Среди партий: Дезире, Зигфрид, Вацлав; Принц ("Щелкунчик"), Принц ("Золушка"), Базиль, Альберт; Юноша ("Шопениана"), Бернар ("Раймонда"), Антуан Мистраль ("Пламя Парижа"), Ильяс ("Асель"). Участвовал в спектаклях "Скрябиниана" (1962, балетм. К. Я. Голейзовский), "Класс-концерт" (1963, балетм. A. M. Meccepep). В концертном репертуаре X. – "Весенние воды" на муз. Рахманинова, "Мелодия" на муз. Глюка, "Океан и жемчужины" на муз. Пуньи, "Танец с лентой" на муз. Глиэра, "Вальс" на муз. Хачатуряна и другие. Участвовал в гастролях за рубежом. Ведёт педагогич. работу.

Лит.: Львов-Анохин Б., Ученик Мессерера, "ТЖ", 1963, № 24; Чудновский М., Борис Хохлов, "МЖ", 1967, № 22.

Б. А. Львов-Анохин.

Хоэнзе В.

ХÓЭНЗЕ (Hohensee) Вольфганг (р. 3.1.1927, Берлин), нем. композитор (ГДР). Учился в Берлине у X. Эйслера и Л. Шписа. Автор симфонич., камерных и вокальных соч. и балетов: "Барабанщица" (1953), "После бури" (1955), "Король Дроздобород" (1959), "Рабы" (1959, поcв. восстанию Спартака), "Бегство от богов" (1969). Его музыка отличается ясностью, близостью к нар.-песенному иск-ву, ритмич. чёткостью. Нац. пр. ГДР (1964).

Э. Реблинг.

Хренников Т. Н.

ХРÉННИКОВ Тихон Николаевич [р. 28.5(10.6).1913, г. Елец, ныне Липецкой обл.], сов. композитор и обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1963). Чл. КПСС с 1947. Кандидат в чл. ЦК КПСС с 1976. Герой Социалистич. Труда (1973). Автор опер, симфоний, инструментальных концертов, камерных сочинений, песен, музыки к драматич. спектаклям и кинофильмам. В музыке X. большую роль играет мелодич. начало, сочетающееся с богатством симфонич. развития. Написал балеты "Наш двор" (1970, Моск. хореографич. уч-ще, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв), "Любовью за любовь" (1976, Большой т-р, балетм. В. Боккадоро), "Гусарская баллада" (1979, Т-р им. Кирова, балетм. О. М. Виноградов и Д. А. Брянцев; 1980, Большой т-р, балетм. те же). В балете "Любовью за любовь" композитор использовал свою музыку к пьесе Шекспира "Много шума из ничего", в "Гусарской балладе" – к пьесе А. Гладкова "Давным-давно"; в обоих случаях музыка к драматич. спектаклям обогащена новыми темами, подвергнута симфонич. развитию и подчинена требованиям балета. X. – профессор Моск. консерватории (с 1966). Первый секретарь Союза композиторов СССР (с 1948). Президент муз. секции Союза сов. обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами (с 1957). Чл. Сов. комитета защиты мира. Депутат Верх. Совета СССР (6–9-го созывов). Ленинская пр. (1974), Гос. пр. СССР (1942, 1946, 1952, 1967).

В. В. Ванслов.

"Хризис"

"ХРИ́ЗИС", балеты, по мотивам романа "Афродита" и "Песен Билитис" П. Луиса, 1) Одноактный, комп. P. M. Глиэр, сцен. H. A. Милль (Милюкова). 30.2.1912, гастрольная труппа Т. Вален, Никитский (Интернациональный) т-р, Москва, дирижёр С. И. Потоцкий; исполнители – Т. Вален, В. Ф. Воскресенская, Т. А. Савинская. 2) В 3 актах 12 картинах. 12.5.1921 (генеральная репетиция), Большой т-р, балетм. A. A. Горский, худ. A. A. Арапов; Хризис – Е. М. Адамович.

Христич С.

ХРИ́СТИЧ (Христиħ) Стеван (19.6.1885, Белград, – 21.8.1958, там же), серб. композитор и дирижёр (Югославия). Чл. Сербской АН (с 1950). В 1904–08 обучался композиции в Лейпцигской консерватории (у С. Креля и Р. Гофмана) и дирижированию (у А. Никиша). В 1912–14 дирижёр Нац. т-pa в Белграде. В 1923 возглавлял Белградскую филармонию. В 1924–34 дирижёр Нац. т-ра в Белграде. Основатель (в 1937) и профессор Музыкальной академии (до 1950). Автор опер, симфонич. и камерных соч., музыки к драматич. спектаклям и балета "Охридская легенда", ставшего значит. явлением югосл. балетной музыки (1933, Нац. т-р в Белграде, балетм. Н. Кирсанова). С 1950 председатель Союза композиторов Югославии.

X. Неубауэр.

"Хромой бес"

"ХРОМÓЙ БЕС" ("Le diable boiteux"), балеты на сюжет одноим. романа А. Р. Лесажа, 1) "Хромой бес", балет в 3 актах. Комп. К. Жид, сцен. Б. де Гюржи и А. Нурри. 1.6.1836, Королевская академия музыки и танца, балетм. Ж. Коралли, худ. Ш. Фёшер, Ш. Сешан, П. Дитерле, Р. Филастр, Ш. Камбон; Флоринда – Ф. Эльслер, Клеофас – Ж. Мазилье. В России: 11.10.1839, балет в 3 актах 10 картинах, Большой т-р, Петербург, балетм. А. Титюс; Флоринда – Л. Круазет (позднее Т. П. Смирнова). 2) "Асмодей, хромой колдун". Комп. А. Гировец. 16.10.1843, Большой т-р, Москва, балетм. Т. Герино, худ. И. Браун, Иванов, Ф. Шеньян, Ф. Серков, дирижёр А. Гурьянов; Флоринда – Е. А. Санковская. 1849, возобн., там же; Флоринда – И. Матиас.

"Хрустальный дворец"

"ХРУСТÁЛЬНЫЙ ДВОРÉЦ" ("Le Palais de cristal"), Смотри "Симфония до мажор".

Худайбердина Т. Ш.

ХУДАЙБÉРДИНА Тамара Шагитовна (р. 10.8.1923, Уфа), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1955). Чл. КПСС с 1952. В 1948 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог М. Ф. Романова). В 1941–60 в Уфимском т-ре. Партии: Зайтунгуль ("Журавлиная песнь" Степанова и Исмагилова), Зюгра ("Зюгра" Жиганова), Зарифа ("Горная быль" Ключарёва), Гюльназира ("Горный орёл" Исмагилова и Ахметова), Сванильда, Эсмеральда, Зарема, Tao Хоа, Лауренсия; Фанни ("Тропою грома") и др. С 1960 педагог Уфимского ин-та иск-в.

Художник в балете

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хуртиг И.

ХУ́РТИГ (Hurtig) Ильза (р. 3.4.1931, Берлин), нем. артистка (ГДР). Училась в Берлине и Амстердаме. С 1956 солистка Нем. гос. оперы (Берлин). Периодически выступала в "Комише опер". Характерная танцовщица с ярко выраженной индивидуальностью. Исполняла классич. партии. Наи – й успех имела в роли Гаянэ.

Э. Реблинг.

Хучуа П. В.

ХУ́ЧУА Павел Васильевич [р. 16(29).8.1906, Поти], сов. муз. деятель, музыковед, педагог. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1958). Кандидат искусствоведения (1949). Окончил Тбилисский ун-т (1930), Ленингр. консерваторию (1937). Автор трудов о балете и нар. танце Грузии. Работы X. оказали значит. влияние на развитие груз. хореографии. С 1950 преподаёт в Тбилисской консерватории, с 1957 – Профессор.

Е. Л. Гварамадзе.

Хюттер А.

ХЮ́ТТЕР (Hütter) Анита (р. 19.9.1939, Хемниц, ныне Карл-Маркс-Штадт), нем. артистка (ГДР). Училась в балетной школе Г. Палукки (Дрезден). В 1958–65 работала в Лейпцигской опере, в 1965–72 – в Нем. гос. опере (Берлин), в 1972–75 – в "Комише опер". Партии: Аврора; Айша ("Гаянэ"), Хасинта ("Дочь Кастилии" Глиэра), Гретхен ("Абраксас" Эгка) и др.

Э. Реблинг.

Хярм Т. Э.

ХЯРМ Тийт Эвальдович (р. 19.3.1946, Таллин), сов. артист. Нар. арт. Эст. ССР (1976). Учился в Таллинском хореографич. уч-ще (1957–62), окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (1966, педагог H. A. Зубковский). В 1966–67 и с 1970 ведущий солист т-ра "Эстония" (в 1967–70 солист ансамбля Молодой балет). Партии: Зигфрид, Базиль, Альберт, Дафнис, Ромео; Принц ("Золушка"), Пастух ("Весна священная"), Мандарин ("Чудесный мандарин"), Сюрын ("Иоанна Тентата" Тамберга), Прометей ("Прометей"), Адам ("Сотворение мира" Петрова), Разин ("Казнь Степана Разина" на муз. Шостаковича), мн. концертных номеров. В творчестве X. волевое, героич. начало органично сочетается с проникновенной лирикой. Артисту наиболее близки выразительные средства совр. хореографии. Пр. Ленинского комсомола Эстонии (1972). Участвовал в гастролях в городах СССР и за рубежом.

Ю. А. Жигурс.

Т. Хярм - Сюрын, Ю. Лехисте - Иоанна

Хярм Т. Э.

Т. Хярм - Сюрын, Ю. Лехисте - Иоанна

Предыдущая страница Следующая страница