Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "М" (часть 2, "МАТ"-"МИХ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МАТ"-"МИХ")

Матиас И.

МАТИÁС Ирка (1829–1858, Париж), франц. артистка. По национальности венгерка. Ученица Ж. Мазилье. В 1847 дебютировала на сцене моск. Большого т-ра в премьере оперы "Эсмеральда" Даргомыжского, до 1853 была исполнительницей гл. партий мн. балетных спектаклей (одна из лучших ролей – в балете "Гитана, испанская цыганка" Д. Ф. Обера, балетм. П. И. Дидье, 1850). Поставила на сцене Большого т-ра балет "Любовь и верность" Бенуа (1852). Уехав из России, выступала в Европе и Америке.

Лит.: Арапов П., Раппольт Α., Драматический альбом с портретами русских артистов и снимки с рукописей, М., 1850; Глушковский А. П., Воспоминания балетмейстера, Л.–М., 1940.

В. А. Кулаков.

Матисс А.

МАТИ́СС (Matisse) Анри (31.12.1869, Ле-Като, Пикардия, –3.11.1954, Симьез, близ Ниццы), франц. живописец, график и скульптор. Учился в Париже – в академии Р. Жюлиана у A. B. Бугро, в Школе декоративных иск-в (с 1893) и Школе изящных иск-в (1895–99) у Г. Моро. Впервые выступил как театр, художник в 1920 (одноактный балет "Песнь соловья" на муз. Стравинского, Париж, Русский балет Дягилева, балетм. Л. Ф. Мясин). Оформил балет "Странная фарандола" ("Красное и чёрное") на муз. 1-й симфонии Шостаковича (1939, "Балле рюс де Монте-Карло", балетм. Мясин).

В. М. Паппе.

Эскиз занавеса к балету "Странная фарандола" на муз. Д. Шостаковича. Худ. А. Матисс

Матисс А.

Эскиз занавеса к балету "Странная фарандола" на муз. Д. Шостаковича. Худ. А. Матисс

"Матросы на берегу"

"МАТРÓСЫ НА БЕРЕГУ́" ("Fancy free"), одноактный балет. Комп. Л. Бернстайн, сцен. и балетм. Дж. Роббинс. 18.4.1944, "Салле тиэтр", "Метрополитен-опера", Нью-Йорк, худ. О. Смит (декорации), К. Лав (костюмы); Матросы – Роббинс, X. Лэнг и Дж. Криза, Девушки – М. Бентли, Дж. Рид и Ш. Экл, Бармен – Р. Купер (в 1960 и 1966 показан на гастролях в СССР). Др. редакции: 1969, Грац, Австрия, балетм. Ф. Мартени. 1971, "Комише опер", Берлин (ГДР), балетм. Т. Шиллинг (в 1973 показан на гастролях в СССР).

Е. Я. Суриц.

Маурер В.

МÁУРЕР (Maurer) Людвиг Вильгельм (8.2.1789, Потсдам, – 25.10.1878, Петербург), немецкий композитор, скрипач и дирижёр. Служил в Берлинском придворном оркестре. Был капельмейстером моск., с 1821 петерб. императорских т-ров, в 1845–50 жил в Дрездене, затем вновь работал в Петербурге (инспектор театр. оркестров). Написал музыку к неск. балетам Ш. Л. Дидло, в т. ч. "Шарада в действии" (1824, совм. с А. Н. Верстовским), и к балету Ф. Тальони "Тень" (1839).

Э. Реблинг.

Махарадж

МАХАРÁДЖ, семья инд. танцовщиков. Основатели династии братья М. – Биндадин и Калка Прасад (кон. 19 – нач. 20 вв.). С их именами связан расцвет одной из самых лучших школ танца катхак "Лакхнау Гхарана" (осн. в нач. 19 в.). Деятельность Биндадина и Калки М. способствовала возрождению исполнительских традиций стиля катхак, утраченных в результате влияния мусульманской культуры. Аччхан М. (наст. имя – Джаганатх) (1895, Лакхнау, – 1946, там же), сын Калки Прасада М. Достиг высокого мастерства в исполнении танцев катхак, несмотря на непропорциональность фигуры. Был танцовщиком при дворе раджи Райгарха. Много сделал для возрождения танц. драмы натья. Совм. с Шримати Нирмалой Джоши ставил спектакли. Лакчху М. (наст. имя – Байджанатх) (1901–1978), брат Аччхана М. Исполнительскую деятельность начал в 10-летнем возрасте. Основал в Бомбее школу по изучению катхака. Пост. неск. танц. драм на основе классики (сохранились в репертуаре "Бхаратия Кала Кендры"). В 1957 был награждён пр. Академии музыки, танца и другие.мы. Возглавлял школу "Катхак центр" в Лакхнау. Шамбху М. (1901 – 5.11.1972, Дели), брат Аччхана М. Впитал лучшие исполнительские традиции своей семьи, знаток классич. музыки Сев. Индии. Обогатил эмоциональной наполненностью и выразительностью жестов и движений стиль катхак. Совм. со своей ученицей и партнёршей Маей Рао осуществил пост. неск. балетных спектаклей на основе катхака. С 1955 работал педагогом "Бхаратии Кала Кендры" в Дели. Воспитал св. 100 известных танцовщиков, среди к-рых Бирджу Махарадж, Осви Дамаянти Джоши, Гопи Кришна. Ежегодно (с 1960) награждался гос. и академич. премиями в области танца и музыки. Пр. "Сангит натак академи". Бирджу М. (наст. имя – Бирджмохан) (р. 1935, Лакхнау), сын Аччхана М. Начал заниматься танцем под руководством отца в "Лакхнау Гхарана", затем учился у Лакчху и Шамбху М. Известен как один из ведущих исполнителей катхака. Ставит танц. драмы на мифологич. сюжеты на основе катхака, в к-рых исполняет гл. партии. В пост. обращается к совр. темам (балет "Далиа" по Рабиндранату Тагору). Пр. "Сангит натак академи". Много гастролировал по стране и за рубежом. Приезжал со своей труппой в СССР (1961, 1972).

Д. Г. Журкина.

Махов С.

МÁХОВ (Machov) Саша [наст. имя и фам. – Франтишек Матха (Matha)] (16.7.1903, Згорж, близ Пацова, – 23.6.1951, Прага), чехосл. артист и балетмейстер. Ученик Е. Никольской, дебютировал в её труппе в 1926. В 1927–29 и в 1936–38 выступал в "Освобожденном т-ре" в Праге, в 1929–33 солист и балетм. т-ра Остравы, в 1934–36 – т-ра Э. Ф. Буриана ("Д-34"). В годы нем. оккупации эмигрировал за границу, был балетм. в Королевском т-ре в Афинах. С 1943 работал в Лондоне как балетм. в труппе "Сэдлерс-Уэллс". В 1945–46 оперный режиссёр в т-ре Брно, в 1946–51 художеств. руководитель балета Нац. т-ра Праги. Хореограф-режиссёр М. вместе с И. Псотой способствовал созданию новейшей чехосл. хореографии, стремился выявить нац. своеобразие чехосл. балета. Его работы отличала драматургич. разработанность образов, психологич. глубина и эмоциональность. Пост. в Нац. т-ре: "Фагот и флейта" Буриана (1929), "Свадьбы" Нелгибла (1947), "Красный мак" (1947), "Золушка" (1948), "Петрушка" (1948); "Философская история" Востршака (1949), "Ромео и Джульетта"; "Викторка" Востршака – оба 1950, "Лебединое озеро" (1951).

В. Вашут.

Мацуяма М.

МАЦУЯ́МА Микико (р. 10.1.1923, Кагосима), япон. артистка и балетмейстер. С 1936 занималась у О. Павловой в балетной секции труппы "Нитигэки" в Токио. В 1948 основала и возглавила школу и труппу. Впервые в Японии пост. ряд сов. балетов, в т. ч. "Бахчисарайский фонтан" (1957) и "Отелло" (1961, пр. Японского фестиваля иск-в). Автор неск. оригинальных балетов. Лучший из них – "Праздник Гион" Мамия Митио (1963, пр. Японского фестиваля иск-в). Балетная труппа М. выезжала на гастроли в Европу и Китай. Вице-президент балетной ассоциации Японии.

Л. Д. Гришелева.

Мачавариани А. Д.

МАЧАВАРИÁНИ Алексей Давидович [р. 10(23).9.1913, Гори], сов. композитор, педагог. Нар. арт. СССР (1958). В 1936 окончил Тбилисскую консерваторию. Творч. деятельность начал в 1935. Автор опер, симфонич., хоровых и инструм. соч., а также балетов: "Отелло" (по У. Шекспиру, 1957, Т-р им. Палиашвили; в 1960 экранизирован под назв. "Венецианский мавр"), муз. драматургия к-рого основана на развёрнутой системе лейтмотивов, "Витязь в тигровой шкуре" (по Ш. Руставели, 1974). В 1962–68 председатель правления Союза композиторов Груз. ССравни в 1962–73 секретарь Союза композиторов СССравни С 1939 преподаёт в Тбилисской консерватории (с 1963 профессор). Деп. Верх. Совета СССР 6–7-го созывов. Гос. пр. СССР (1951).

Машколу А.

МАШКÓЛУ (Mascolo) Анна (р. 18.12.1930), португ. артистка, педагог. В 1947 окончила отделение классич. танца консерватории в Лисабоне, затем училась в Париже (у О. И. Преображенской, Л. Н. Егоровой и другие.), в Милане (у Э. Балнс и другие.). В 1953–55 выступала в труппе "Гран балле дю марки де Куэвас" (под фамилией Дризи). С 1958 обосновалась в Португалии, где имела школу и труппу (1969–73), участвовала в создании Экспериментальной балетной труппы (1961), была председателем Культурной ассоциации классич. танца при Португальском центре танца. Преподаёт в Высшей школе танца консерватории в Лисабоне.

Е. Я. Суриц.

Мегюль Э.

МЕГЮ́ЛЬ, Меюль (Méhul), Этьенн Никола [22.6.1763, Живе, – 18.10.1817, Париж], франц. композитор. Член Ин-та Франции (1795). В годы Великой франц. революции принимал участие в музыкальном оформлении массовых празднеств. Один из инспекторов Парижской консерватории (с её основания, 1795). Автор популярных песен, опер, а также балетов: "Суд Париса" (совм. с Гайдном и Плейелем, 1793), "Танцемания" (1800), "Нинетта при дворе" (1802), "Дафнис и Пандроза, или Месть Амура" (1803), "Персей и Андромеда" (1810) – все в парижской Опере, балетм. П. Гардель.

Лит.: Радиге А., Французские музыканты эпохи Великой французской революции, пер с франц., М., 1934; Brancour R., Méhul, P., [1912].

В. А. Кулаков.

"Медея"

"МЕДÉЯ", ряд балетов на сюжет древнегреческого мифа. 1) "Медея и Язон" ("Médée et Jason"). Комп. Ж. Ж. Родольф, сцен. и балетм. Ж. Ж. Новер. 11.2.1763, Штутгарт, худ. Коломба и Боке; Медея – Нанси, Креуза – Тосканини. 1770, Королевская академия музыки, комп. Ла Борд, балетм. Г. Вестрис (по Новеру); Медея – М. Аллар, Креуза – М. Гимар. 1775, там же, комп. Родольф и Бертон, балетм. тот же. 1804, там же, балетм. П. Гардель и Вестрис. 1781, "Кинге тиэтр", Лондон, балетм. Новер; Медея – Симоне, Креуза – Баччелли, Язон – Вестрис. В России: 7.5.1791, Каменный т-р, Петербург, балетм. Ш. Ле Пик (по Новеру), худ. П. Гонзаго; Медея – Г. Ле Пик, Язон – Ле Пик. 1800, Большой т-р, Москва, комп. Ашперни, балетм. Дж. Соломони, худ. Гонзаго; Медея – Соломони. 1807, Петербург, балетм. Ш. Дидло (по Новеру); Медея – Е. И. Колосова, Язон – О. Пуаро. 1808, Большой т-р, Москва; возобн., балетм. И. И. Вальберх; Медея – Колосова, Язон – Вальберх. 1819, Большой т-р, Москва, балетм. А. П. Глушковский (по Ле Пику, Новеру и Дидло); Медея – Т. Н. Глушковская, Язон – Ж. Ришар, Креуза – А. И. Воронина-Иванова, Креон – Бернаделли, Зависть – Н. К. Лобанов, Огонь – Ф. Урбани. 1831, Большой т-р, Петербург (по Новеру); Медея – Е. И. Колосова. 2) "Пещера сердца" ("The cave of the heart", в 1947 под назв. "Змеиное сердце" – "The serpent's heart"), одноактный балет. Комп. С. Барбер, балетм. М. Грэхем. 10.5.1946, труппа М. Грэхем, Нью-Йорк, худ. И. Ногучи (декорации) и Э. Гилфонд (костюмы); исполнители – Грэхем, Э. Хокинс, Юрико, М. О'Доннелл. 1953, Кёльн, под назв. "Медея", балетм. К. Бергест. 1975, Сполето (под назв. "Медея") балетм. Дж. Батлер. 3) Одноактный балет в 5 картинах на муз. Б. Бартока в аранжировке X. Сандберга, сцен. и балетм. Б. Кульберг. 30.10.1950, "Рикстеатр", Евле (Швеция), худ. А. Гранстрем; Медея – A. M. Лагерборг, Язон – М. Бежар. 1951, Королевский шведский балет, Лондон, балетм. и худ. те же; Медея – Э. М. фон Розен, Язон – М. Менгарелли. 1953, там же, балетм. тот же. 1958, "Нью-Йорк сити балле", балетм. тот же. 4) Одноактный балет. Комп. Р. Габичвадзе. 1978. Т-р им. Палиашвили, балетм. Г. А. Алексидзе.

Лит.: Balanchine С., "Medea", в кн.: Balanchine's new complete stones of the Great Ballets, N. Y., 1968.

Мезинческу-Думитраке А.

МЕЗИНЧÉСКУ-ДУМИТРÁКЕ (Mezincescu-Dumitrache) Алекса (р. 7.8.1936, Бузэу), рум. артистка. Засл. арт. СРР (1964). Окончила балетное уч-ще в Бухаресте, в 1953 совершенствовалась в Ленинграде. Работает в труппе Румынской оперы. Среди партий: Мария, Параша, Джульетта, Tao Хоа, Жизель, Маша, Одетта – Одиллия, Аврора; Иоанна ("Гайдуки" Жери), Иляна ("Ианку Жиану" Кириака), Мария ("Весна" Трэилеску). В 1973 дебютировала как балетмейстер ("Времена года" на муз. Вивальди). Выступает в концертах, гастролирует за рубежом.

К. Кыржан.

Мей В. П.

МЕЙ Варвара Павловна [р. 5(18).1.1912, Петербург], сов. артистка, педагог. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1969). Окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (1929, занималась у А. Я. Вагановой), педагогич. отделение этого же уч-ща (1940), педагогич. отделение Ленингр. консерватории (1951). С 1938 преподаёт в Ленингр. хореографич. уч-ще, в 1971–72 в балетной школе Каира. Автор учебника "Азбука классического танца" (1964, совм. с Н. П. Базаровой).

И. В. Ступников.

Мейвуд О.

МÉЙВУД (Maywood) Огаста (1825, Нью-Йорк, – 3.11.1876, Леопольдвилл), амер. артистка. Училась в Филадельфии у супругов Азар. В 1837 дебютировала в опере-балете "Девушка из Кашмира" ("Бог и баядерка") Обера. С 1838 училась в Париже, в 1838–39 артистка парижской Оперы (дебют в балете "Хромой бес" Жида, балетм. Ж. Коралли). В 1843–44 и 1845–46 работала в Лисабоне (исполнила, партию Жизели), в 1845 – в Вене, с 1848 – в т-ре "Ла Скала". В 1863 оставила сцену. Была первой амер. танцовщицей, получившей известность в Европе.

Лит.: Winter M. H., Augusta Maywood, "Dance index", 1943, v. 2, № 1.

Е. Я. Суриц.

Мексиканский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мексиканский балет изящных искусств

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мексиканский национальный балет

МЕКСИКÁНСКИЙ НАЦИОНÁЛЬНЫЙ БАЛÉТ, Национальный балет Мексики (Ballet Nacional de Mexico). Организован в 1949 Г. Браво и другие. в Мехико. Один из ведущих коллективов страны, сформировавших мекс. школу танца, осн. на сочетании техники танца модерн с элементами нац. танца. Труппа в своих работах стремится отразить социальные проблемы действительности, жизнь народа (в легендарном, историч. и жанрово-бытовом преломлении). Помимо Браво, постановки к-рой составляют основу репертуара, в коллективе ставили балетм. К. Гаона, Р. Флорес Канело, Л. Фандиньо и Ф. Кастро, иностранные хореографы – Д. Вуд и М. Вальдин. В разное время были показаны балеты: "Памяти Сапаты" Хименеса Мабарака, "Демагог" на муз. Бартока, "Батраки" Элисондо, "Образы одного человека" Ревуэльтаса, "Мелодрама для двух мужчин и одной женщины" Пендерецкого, "Куаунауак" Ревуэльтаса, "Рай утопленников" Хименеса Мабарака и Хелмера (хореографич. воплощение мотивов доиспанских настенных росписей Тлалокана), "Колдовские танцы" Элисондо – все балетм. Браво; "Народная баллада о солнце" Чавеса (балетм. Гаона), "Пастораль" (ритмы, оформление и хореография – Р. Флорес Канело), "На свадьбе" Галиндо (балетм. Вальдин).

В 1956–58 коллектив входил в состав Балета изящных иск-в. Труппа выступает на разл. сценич. площадках Мехико (Т-р изящных иск-в, Т-р леса, Т-р Фабрегас и другие.>.), гастролирует по стране – в крупных центрах, небольших городах и селениях. Спектакли часто ставятся не только в помещениях, но и на улицах и площадях. При труппе имеется школа.

Коллектив гастролировал за рубежом (США, Куба, Италия, Румыния, Великобритания; В СССР – в 1957).

Н. В. Шашкова.

"Памяти Сапаты" К. Хименеса Мабарака. Национальный балет Мексики

Мексиканский национальный балет

"Памяти Сапаты" К. Хименеса Мабарака. Национальный балет Мексики

Мекюрдянов Л. И.

МЕКЮРДЯ́НОВ Лаврентий Иннокентьевич (р. 10.8.1927, с. Крест-Хальджай Томпонского р-на Якут. АССР), сов. артист балета. Нар. арт. Якут. АССР (1970). В 1944–48 учился и работал в Якутском т-ре-студии (педагог И. А. Каренин). В 1948–71 артист Муз.-драматич. т-ра им. Ойунского. Среди партий: Бэргэн ("Полевой цветок" Жиркова и Литинского), Вацлав, Фрондосо, Зигфрид; Чупчуруйдан ("Чурумчуку" Батуева), Вожак ("Барышня и хулиган"), Ходор ("Алый платочек" Литинского), Сюллюгэс Беге ("Кюн Куо" Каца), Старый Гриф ("Орлы летят на Север" Комракова) и др. С 1972 старший методист-хореограф респ. Дома нар. творчества.

Мелентьева Г. А.

МЕЛÉНТЬЕВА Галина Аркадьевна (р. 5.12.1934, Томск), сов. артистка. Нар. арт. Молд. ССР (1967). С 1952, по окончании Фрунзенского хореографич. уч-ща (педагог Б. Бейшеналиева), во Фрунзенском т-ре. Партии: Зарема, Раймонда; Джоркын и Айдай ("Чолпон" Раухвергера). В 1957–73 в Кишинёвском т-ре. Партии: Одетта – Одиллия, Зарема, Лауренсия, Эсмеральда; Ледяная дева ("Сольвейг" на муз. Грига), Вакханка ("Вальпургиева ночь"), Кармен ("Кармен-сюита"), Мария, Клеопатра ("Сломанный меч" и "Антоний и Клеопатра" Лазарева).

Э. А. Королева.

Г. Мелентьева - Клеопатра

Мелентьева Г. А.

Г. Мелентьева - Клеопатра

Меликов А. Д.

МÉЛИКОВ Ариф Джангирович (р. 13.9.1933, Баку), сов. композитор. Нар. арт. Азерб. ССР (1978). Чл. КПСС с 1968. В 1951 окончил Бакинское муз. уч-ще, в 1958 – Азерб. консерваторию. Автор симфонич. и камерных произв., музыки для т-ра и кино, а также балетов: "Легенда о любви" (по одноим. пьесе Н. Хикмета, 1961, Т-р им. Кирова; 1962, Т-р им. Ахундова; 2-я ред. 1965, Большой т-р, балетм. Ю. Н. Григорович) и "Двое" (1969, Т-р им. Кирова во Дворце культуры им. Ленсовета, балетм. О. М. Виноградов).

К. А. Касимов.

Мельников В. Н.

МÉЛЬНИКОВ Владимир Николаевич (р. 25.7.1937, Москва), сов. артист. Засл. арт. Карел. АССР (1959). Учился в балетной студии при Доме культуры им. Чкалова в Москве. С 1956 в труппе Петрозаводского муз. т-ра. Партии: Вацлав; Илмаринен ("Сампо" Синисало), Гирей, Зигфрид, Ротбарт, Альберт, Базиль; Арбенин ("Маскарад" Лапутина), Ленни ("Тропою грома"), Нестор ("Кижская легенда" Синисало) и др.

Менака

MÉHAКA (наст. имя – Лейла Сокхей) (1899, Калькутта, – 1947, Бомбей), инд. танцовщица и балетмейстер. В 1909 уехала в Англию, где училась игре на скрипке. Интерес к танцу проявился под впечатлением балетных спектаклей Русских сезонов в Лондоне. Возвратившись в Индию, начала систематич. занятия танцем катхак в школе "Лакхнау Гхарана" под рук. Ситарама Мисра, Вадьянатха Мисра. Изучала и другие. стили классич. инд. танца – катхакали, манипури. В 1928 в Бомбее впервые выступала на сцене. Значит. событием для танцовщицы было знакомство с А. П. Павловой. Вскоре М. создала свою труппу. В 1929–35 поставила три балета на мифологич. сюжеты, в основе к-рых был танец катхак, а в качестве дивертисмента танцы катхакали, манипури и нар. танцы. Творчество М. возродило традиции классич. стиля катхак, послужило дальнейшему развитию его исполнит. техники, позволило применить этот стиль для раскрытия сюжетного содержания постановок. В Европе впервые выступила в 1936 на Междунар. фестивале фольклорного танца в Берлине (1-я пр.), затем неоднократно (ок. 20 раз) гастролировала в разных странах.

В 1938 в Кхандале создала школу "Нритьялам", где восстанавливались традиции инд. танц. иск-ва. Сочетая стили катхак, катхакали и манипури, М. создала балет "Малавика и Агнимитра" по драме Калидасы. Среди учеников – Дамаянти Джоши, Ширин Ваджифдар и другие. Большое внимание школе уделяли Дж. Неру, Р. Тагор.

Д. Г. Журкина.

Менака

Менака

Менака

Менгарелли

МЕНГАРÉЛЛИ (Mengarelli), швед. артисты, братья, 1) Юлиус (1920, Стокгольм, – 1960, Вестанвик). Учился в школе Королевского шведского балета. Первый исполнитель гл. партий в балетах "Фрёкен Юлия" (1950, балетм. Б. Кульберг); "Блудный сын" Альвена (1957, балетм. И. Крамер). 2) Марио (р. 11.1.1925, Стокгольм). В 1943–71 в Королевском шведском балете (с 1963 ведущий солист). Первый исполнитель гл. партий в балетах "Сизиф" Блумдаля (1957, балетм. Б. Окессон) и "Эхо труб" на муз. Мартину (1963, балетм. А. Тюдор).

Е. Я. Суриц.

Мендельсон А.

МЕНДЕЛЬСÓН (Mendelsohn) Альфред (17.2.1910, Бухарест, – 9.5.1966, там же), рум. композитор, дирижёр, педагог. Засл. деят. иск-в СРР (1952). Учился в 1928–31 в Вене у Й. Маркса и Ф. Шмидта, затем в Бухарестской академии. В 1945–66 дирижёр Румынской оперы, где были поставлены его балеты "Белый арап" (по Й. Крянгэ, 1949) и "Кэлин" (по М. Эминеску, 1957). С 1954 проф. Бухарестской консерватории. С 1954 секретарь Союза композиторов СРР. Гос. пр. СРР (1952, 1954), пр. им. Энеску (1948).

К. Кыржан.

Мендельсон-Бартольди Я. Л.

МЕНДЕЛЬСÓН-БАРТÓЛЬДИ (Mendelssohn- Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс (3.2.1809, Гамбург, – 4.11.1847, Лейпциг), нем. композитор, пианист и дирижёр. Учился у К. Ф. Цельтера. Один из значит. представителей романтизма в нем. музыке, М. создал произв. во мн. жанрах (кроме балета). Разл. соч. М. использовались для пост. балетов: "Сон в летнюю ночь" (на муз. к спектаклю по одноим. пьесе У. Шекспира, 1876, Мариинский т-р, Петербург, балетм. М. И. Петипа), "Лорд Берли" (1931, балетм. Аштон), "Возвращение" (1952, Амстердам, балетм. Ф. Адре), "Шотландская симфония" (на муз. 2–4-й частей, 1952, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Баланчин), "Симфония Мендельсона" (на муз. "Итальянской симфонии", 1968, Мангейм, балетм. X. Мюллер), "Итальянская симфония" (1971, "Американ балле тиэтр", Нью-Йорк, балетм. Д. Нахат). "Песни без слов" часто использовались для постановки сольных танцев.

В. А. Кулаков.

Мендес А.

МÉНДЕС (Méndez) Альберто (р. 8.4.1939, Пинар-дель-Рио, Куба), кубин. артист и балетмейстер. В 1959 танцевал в Ансамбле современного танца, с 1960 в Нац. балете Кубы (Гавана). В 1970 дебютировал как хореограф балетом "Пласмасис" Фернандеса Барросо. Среди др. пост.: "Мы увидимся вчера вечером, Маргарита" Coгe (1971), "От XVI до XX" на муз. Бриттена (1972), "Сиеста" на муз. Лекуоны (1973), "Река и лес" Герреро (1973), "Женщина" (в сопровождении ударных инструментов, с текстами X. Марти и Ф. Кастро), "Па-де-де" Пик-Манджагалли (1975), "Песня для удивительного цветка" на муз. Скрябина, "Будущее родилось в Октябре" (муз. коллаж, с текстами В. И. Ленина, Л. И. Брежнева, Ю. Фучика и другие.), оба – 1977. 1-я пр. Международного конкурса в Токио (1978).

Н. В. Шашкова.

Мендес Х.

МÉНДЕС (Méndez) Хосефина (р. 1940, Гавана), кубин. артистка и педагог. Училась в школе "Про арте мусикаль", "Академия де бальет Алисия Алонсо" (педагоги Альберто и Фернандо Алонсо, X. Парес). С 1955 в труппе Балет Кубы (с 1959 – Нац. балет Кубы); с 1962 прима-балерина. Ведущие партии в балетах: "Тщетная предосторожность", "Жизель", "Лебединое озеро", "Спящая красавица"; "Гран па-де-катр" на муз. Пуньи, "Сильфиды"; "Этюды и прелюды" на муз. Вила Лобоса (балетм. Р. Пти), "Спряжение" – муз. коллаж Гальвеса (балетм. Альберто Алонсо), "Сиеста" на муз. Лекуоны (балетм. А. Мендес), "Дом Бернарды Альбы" Фернандеса Барросо (балетм. И. Тенорио), "Сесилия Вальдес" Ройга (балетм. Г. Эррера). Пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1964). Рис. Смотри стр. 342.

Лит.: "Cuba en el ballet", 1972, v. 3, № 2.

Н. В. Шашкова.

Х. Мендес в балете "Бах × 11 = 4 × А"

Меновщикова Н. И.МЕНОВЩИКÓВА Нина Ивановна (р. 8.8.1934), сов. артистка. Нар. арт. СССР (1973). Чл. КПСС с 1965. С 1953, по окончании Пермского хореогра- фического училища, в Пермском театре. С 1956 в Свердловском т-ре. Актёрская выразительность, сценич. обаяние, единство танц. и драматич. начал, виртуозная техника (высокий прыжок, стремительные вращения и другие.>.), изящество, чистота линий и поз отличают иск-во М. Среди партий: Одетта – Одиллия, Аврора, Маша, Жизель, Китри; Сольвейг ("Пер Гюнт" на муз. Грига), Эгина; Барышня ("Барышня и хулиган"), Таня ("Первая любовь" Зива). Первая исполнительница партий Маши ("Сердце Марики" Мошкова, 1959, балетм. Г. И. Язвинский) и Марыси ("Янко-музыкант" Юровского, 1961, балетм. тот же). Участвовала в гастролях за рубежом. Педагог-репетитор Свердловского т-ра.

Лит.: Дашичева Α., Из одного города, "Т", 1966, № 12, с. 23–24; Лапина Α., В танце – ее жизнь, "ТЖ", 1969, № 9, с. 24–25.

E. H. Дюкина.

Мендес Х.

Х. Мендес в балете "Бах × 11 = 4 × А"

Менотти Д. К.

МЕНÓТТИ (Menotti) Джан Карло (р. 7.7.1911, Кадельяно, Италия), амер. композитор. По нац. итальянец. Учился в Миланской консерватории. С 1928 живёт в США. Организатор Междунар. фестиваля двух миров (Италия – США, с 1958, проводится в Сполето). Автор опер, орк. и камерных соч., балетов: "Себастьян" (1944, "Интернэшонал балле", балетм. Э. Катон; 1967, "Харкнесс балле", Монте-Карло, балетм. Дж. Батлер), "Путешествие в лабиринт" (1947, балетм. М. Грэхем), "Единорог, Горгона и Мантикор" (1956, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Батлер) и др.

В. А. Кулаков.

Менуэт

МЕНУЭ́Т (франц. menuet), старинный франц. нар. танец. Возник в провинции Пуату как хороводный. При Людовике XIV стал придворным (ок. 1650). Исполнялся по определённым схемам, среди к-рых наиболее распространены были построения в виде букв S и Z. В 17 в. – чрезвычайно церемонный, торжественный. Pas M. занимает 2 такта при муз. размере 3/4. Руки танцующих высоко не поднимались, характерны изгиб кистей и позировки рук, изобилие поклонов и реверансов. Классич. образцы муз. формы создал комп. Ж. Б. Люлли. В 18 в. М. видоизменялся – ускорялся темп, движения усложнялись. Танец приобрел черты жеманной изысканности. В России появился в нач. 18 в. на ассамблеях Петра I и просуществовал как бальный ганец до 30-х гг. 19 в. Использован в балетах комп. П. И. Чайковским, А. К. Глазуновым и другие. М. оказал влияние на бальную и сценич. хореографию.

И. С. Ивлиева.

Меньхарт Ж.

МÉНЬХАРТ (Menyhart) Жаклин (р. 25.10.1937, Ланс, Франция), венг. артистка и педагог. Училась в Ин-те балета у Ф. Надаши (закончила в 1954). С 1954 – в труппе Венг. оперного т-ра (с 1962 солистка). Среди партий: Актриса ("Пламя Парижа"), Рожика ("Хитрые студенты" Фаркаша, балетм. Д. Харангозо), Мария, Джульетта, Сванильда, фея Сирени; Флавия ("Спартак", балетм. Л. Шереги), Гризи ("Па-де-катр", балетм. А. Долин). В 1962 получила балетмейстерское образование. С 1968 преподаёт в Ин-те балета. Пр. им. Ф. Листа (1968).

А. Геленчер.

Мерант Л. Ф.

MEPÁHT (Mérante) Луи Франсуа (23.7.1828, Париж, – 17.7.1887, Курбевуа), франц. артист и балетмейстер. Родился в семье итал. танцовщиков. Выступил в 6 лет в Льеже в дивертисменте оперы "Густав III" Обера. В 1846–48 один из ведущих танцовщиков мар-сельской Оперы, затем недолго выступал в "Ла Скала". С 1848 учился в школе парижской Оперы у Л. Петипа. В дальнейшем творч. жизнь М. связана с этим т-ром. Был первым исполнителем мн. партий. Среди ролей: Папинелли ("Марко Спада" Обера, балетм. Ж. Мазилье), Джанни ("Звезда Мессины" Габриелли, балетм. П. Борри), Джемил ("Ручей" Делиба), Молдер ("Немея" Минкуса) – оба балетм. Сен-Леон. Участвовал также в многочисл. дивертисментах. Техничный танцовщик, умело использовал возможности мимики. В 1873 начал балетмейстерскую деятельность. Пост.: "Сильвия" (1876, лучшая из работ М.); "Иедда" Метра (1879), "Корригана" Видора (1880), "Фарандола" Дюбуа (1883), "Два голубя" Мессаже (1886) и др. Постановки М., не отличавшиеся большой изобретательностью, были интересны детальной разработкой кордебалетных танцев.

Лит.: Плещеев А., Наш балет (1673–1899), 2 изд., СПБ, 1899; Худеков С., История танцев, ч. 3, П., 1915; Beaumont С. W., Complete book of ballets, L., 1951, с. 599–627; Guest I., The ballet of the Second Empire, [v. 1–2], L., 1953–55.

В. А. Кулаков.

Л. Ф. Мерант - Джемил

Мерант Л. Ф.

Л. Ф. Мерант - Джемил

Мереньи Ж.

MÉPЕНЬИ (Merenyi) Жужа (р. 24.6.1925, Бармен, Германия), венг. педагог и балетовед. В 1934–45 училась в балетной школе О. Сентпал. В 1946–47 танцевала в Сегедском т-ре. В 1949–52 училась на балетмейстерском отд. Ленингр. хореографич. уч-ща (у А. Я. Вагановой, А. И. Бочарова и другие.). С 1952 педагог, руководитель балетмейстерского ф-та Гос. ин-та балета в Будапеште. Среди её учеников: М. Кекеши, И. Касаш, И. Понгор, Г. Кевехази, У. Брендт (ГДР), Ш. Баркоци, Й. Форгач, Е. Гал.

Соч.: Orosz-szovjet tánctörténet, Bdpst, 1953; Kis könyv a táncról, Bdpst, 1961 (соавтор); Methodik des klassischen Tanzes, 4 Aufl., В., 1978.

Мерида А.

МÉРИДА (Mérida) Ана (р. 22.1.1924, Мехико), мекс. танцовщица и балетмейстер. Училась в Нац. школе танца (Мехико), затем у Φ. Домингеса (народные танцы), M. Вальдин и А. Соколовой (танец модерн). Работала в труппе Балет Вальдин. В 1947 вместе с Г. Браво возглавила Академию мекс. танца. С 1950 танцовщица и балетмейстер Официальной труппы совр. танца, с 1960 директор Балета изящных иск-в и руководитель отдела танца Нац. ин-та изящных иск-в. Среди пост.: "Небо негров" на муз. Чезаны (1947); "Птица и девушки" (1947), "Баллада об олене и луне" (1949), "Плакальщица" (1961) – все Хименеса Мабарака, "Бонампак" Санди (1951), "Психея" Франка (1953), "Комплекс Электры" Г. Нориеги (1960), "Треугольник тишины" на муз. Бартока (1962), "Бернарда" на муз. X. Родриго – М. Дейвиса (по пьесе Ф. Гарсии Лорки "Дом Бернарды Альбы").

Н. В. Шашкова.

"Баллада о луне и олене" Хименеса Мабарака. Балетм. А. Мерида

Мерида А.

"Баллада о луне и олене" Хименеса Мабарака. Балетм. А. Мерида

Мессаже Ш.

МЕССАЖÉ (Messager), Андре Шарль Проспер (30.12.1853, Монлюсон, – 24.2.1929, Париж), франц. композитор и дирижер. Чл. Ин-та Франции (1926) Композицию изучал у К. Сен-Санса. Был дирижером "Опера комик", парижской Оперы, "Ковент-Гардена" и труппы Русский балет Дягилева (с 1924). М. – автор опер и оперетт, произв. для оркестра, музыки к спектаклям, балетов. "Флердоранж" (1878), "Французские вина", "Миленькие и другие.нные" (1879) – все в "Фоли-Бержер", "Два голубя" (наиболее известный из балетов М., 1886, парижская Опера, балетм. Л. Мерант), "Скарамуш" (1891, "Казино тиэтр", Лондон), "Вечные любовники" (1893), "Кавалер цветов" (совм. с Р. Пюньо, 1897, т-р "Мариньи"), "Суд роз" (1897), "Приключения Гимар" (1900, Версаль, балетм. Марикита).

Лит.: Augé Laribé M., A. Messager, musicien de théâtre, P, 1951.

В. А. Кулаков.

Мессел О.

МÉССЕЛ (Messel) Оливер (13 1.1905, Лондон, – 13.7 1978, Бриджтаун, Барбадос), англ. театр. художник. Обучался в Итонском колледже и художеств. школе "Слейд". Впервые в т-ре выступил в 1926. Лучшие работы М. для балетного т-ра – декорации к спектаклям "Комус" (на муз. Перселла, 1942, труппа "Сэдлерс-Уэллс балле", балетм. Ρ. Хелпмен) и "Спящая красавица" (1946, труппа та же, балетм. Φ. Аштон). Оформил также спектакли "Франческа да Римини" (1937, "Балле рюс дю колонель де Базиль", балетм. Д. Лишин). "В честь королевы" Арнолда (1953, труппа "Сэдлерс-Уэллс балле", балетмейстер Аштон).

В. M. Паппе.

Мессерер А. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мессиан О.

МЕССИÁН (Messiaen) Оливье (р. 10.12.1908, Авиньон), франц. композитор, органист, муз. теоретик. Образование получил в Парижской консерватории. С 1930 церковный органист, с 1942 проф. Парижской консерватории. Автор оркестровых, камерных и инструм. произведений. Для музыки M. характерны красочность тембровых сочетаний, поиски новых ладовых и ритмич возможностей, к-рые композитор черпает в муз. культурах Востока (Индии, Японии) и в грегорианском пении. Муз. эстетика M. сложилась под влиянием его религ. воззрений. Балетной музыки не писал, однако хореографы обращаются к его сочинениям. Среди балетов, пост. на муз. M.: "Турангалила" (1960, Гамбург, балетм. Π. ван Дийк, 1968, парижская Опера, балетм. Ρ. Пти), "Кошмар" (на муз. "Экзотических птиц", 1963, Линчберг, балетм. Мак-Ги), "Этюд в молчании" (1965, Нидерл танц. т-р, балетм. X. ван Манен), "Хронохромия" (1967, фестиваль в Джейкобс-Пиллоу, балетм. Г. Тетли), "Полупрозрачности" (1967, Нью-Йорк, балетм. Л. Фалько), "Экзотические птицы" (1967, Штутгарт, балетм. Дж. Кранко), "Квартет на конец времени" (1969, Зап. Берлин, балетм. Г. Бонер), "Экстаз" (1970, Нью-Йорк, балетм. Л. Любович), "Эпиталама" (1958, Париж, балетм. Д. Мендель), "Поляна" (на муз. из фортепьянного цикла "Двадцать взглядов на младенца Иисуса", 1970, Нью-Йорк, балетм. Дж. Дункан) и др.

Лит.: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, 2 изд., M., 1970, с 330–58.

Л. M. Бутир.

"Мечта"

"МЕЧТÁ", балет в 3 актах. Комп. Ε. А. Глебов, сцен. Ε. С. Романович. 7.10.1961, Минский т-р, балетм. А. Л. Андреев, худ. Ε. Γ. Чемодуров, дирижёр Л. В. Любимов; Мария – А. А. Корзенкова, Николай – Η. Φ. Красовский. Ю. M. Чурко.

"Мечтатели"

"МЕЧТÁТЕЛИ", балет в 4 актах на муз. из произв Д. Д. Шостаковича ("Болт", "Золотой век" и другие.>.) в муз.-сценич. композиции С. Ρ. Сапожникова, сцен. Η. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов, Сапожников, Г. Э. Юнгвальд-Хилькевич. 19.1.1976, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. Рыженко и Смирнов-Голованов, худ Юнгвальд-Хилькевич, дирижёр Г. Г. Жемчужин; Павел – Π. В. Кириллов, Таня – Л. И. Рыжова, Галя – В. Т. Бовт, Халима – С. Б. Афанасьева, Максим – В. Π. Петрунин.

В. A. Maйниeцe.

Мийо Д.

МИЙÓ (Milhaud) Дариюс (4.9.1892, Экс-ан-Прованс, – 22.6.1974, Женева), франц. композитор. Чл. Ин-та Франции (1956). Учился в Парижской консерватории (у К. Леру, А. Жедальжа, Ш. Видора, Π. Дюка), занимался у В. д'Энди в "Схола канторум". Один из организаторов "Шестёрки", в 1936 примкнул к Нар. муз. федерации. В 1940–45 преподавал в Калифорнийском ун-те, с 1945 проф. Парижской консерватории. Автор опер, симфонич. и инструм. произв., музыки к спектаклям и кинофильмам, балета-пантомимы "Бык на крыше" (на темы лат.-амер. песен и танцев, 1920, "Комедия Елисейских полей", пост. Ж. Кокто; 1923, "Молодой балет", Петроград, балетм. Дж. Баланчин; в спектаклях была также использована муз. Сати, Онеггера, Орика и Пуленка), балетов "Человек и его желание" (1921, Шведский балет, Париж, балетм. Ж. Бёрлин, 1960, Кельн, балетм. А. Миллош), "Новобрачные на Эйфелевой башне" (совм. с Онеггером, Тайфер, Ориком, Пуленком, 1921), "Сотворение мира" (1923) – оба в труппе Шведский балет (Париж, балетм. Ж. Бёрлин), "Салат" (балет с пением, 1924, "Театр де ла Сигаль", Париж, балетм. Л. Ф. Мясин; 1935, парижская Опера, балетм. С. Лифарь), "Голубой экспресс" ("танцуемая оперетта", 1924, Русский балет Дягилева, Париж, балетм. Б. Ф. Нижинская), "Возлюбленная" (на темы Шуберта и Листа; 1928, труппа И. Рубинштейн, балетм. Нижинская), "Сновидения" (1933, "Балеты 1933", Париж, балетм. Дж. Баланчин), "Выученный урок" (1940, "Лондон балле", балетм. В. Той), "Чёрный ритуал" (1940, "Балле тиэтр", Нью-Йорк, балетм. А. Де Милль), "Весенняя игра" (1944, Вашингтон, балетм. М. Грэхем), "Колокола" (по Э. По, 1946, "Балле рюс де Монте-Карло", балетм. Р. Пейдж), "'adam miroir" (Балет Парижа, балетм. Ж. Шарра), "Сны Иакова" (1949, Сан-Франциско, балетм. Т. Шоун), "Роза ветров" (1958, Балет Парижа, балетм. Р. Пти). М. – один из авторов балета "Веер Жанны". На муз. М. пост. также балеты: "Провансальская сюита" (1938, "Опера комик", Париж, балетм. К. Черкас), "Башня из слоновой кости" (1945, Окленд, балетм. Э. Лауэр), "Скарамуш" (1961, Балет Парижа, балетм. Пти), "Сфинкс" (1968, балетм. К. Макмиллан), "Ко времени" (1972, Вена, балетм. Миллош), "Одиночество Галатеи" (1975, балетм. Ж. Шнее).

Лит.: Косачёва Р., Балеты французских композиторов в "Русской антрепризе" С. Дягилева, в сб.: Музыкальный современник, вып. 2, М., 1971.

В. А. Кулаков.

Миллош А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Милон Ж.

МИЛÓН (Milon) Луи Жак [наст. фам. – Жессе (Jessé)] (25.11.1765 – 1849, Нейисюр-Сен), франц. артист, балетмейстер и педагог. Учился в балетной школе при Академии музыки в Париже. С 1787 в труппе т-ра. После исполнения партии Бертрана в балете "Дезертир" (балетм. М. Гардель) и Ментора в балете "Телемак на острове Калипсо" (балетм. П. Гардель) получил звание первого танцовщика. Высокая техника и выдающийся мимич. дар позволили ему занять одно из ведущих мест в труппе Королевской академии музыки, но из-за специфич. физич. данных (малый рост) М. был исполнителем гл. образом характерных партий. Наибольшего успеха М. добился в балетах П. Гарделя "Ахилл на острове Скирос" (1804), "Александр у Ахиллеса" (1808) и в собств. балетах.

В 1799 дебютировал как хореограф одноактным балетом "Геро и Леандр", а также поставил для Л. Дюпора и балерины Миннет балет "Пигмалион" (т-р "Амбигю"). После премьеры этого балета на сцене Академии музыки (1800) получил звание балетмейстера. К лучшим постановкам М., предвосхитившим романтич. направление в балете, относятся: "Свадьба Гамаша" Лефевра (на сюжет эпизода из "Дон Кихота" Сервантеса, 1801), героическая пантомима "Возвращение Улисса" Персюи (1807, исполнял главную партию), "Похищение Сабинянок" Бертона (1811, исполнял роль Ромула) и, в особенности, "Нина, или Сумасшедшая от любви" (на муз. оперы Далейрака, аранжировка для балета Персюи, 1813) и "Клари, или Брачное обязательство" Крейцера (1820). Большинство сценариев М. писал сам. Кроме того, пост. ряд балетов совм. с Π. Гарделем и мн. дивертисментов. Долгие годы M. совмещал творч. деятельность с педагогической, в 1789–1802 входил в состав дирекции балетной школы, в 1815–22 преподавал там пантомимич танец. Среди мн. учеников М – Э. Биготтини. В 1827 оставил сцену.

Лит.: Худеков С., История танцев. ч. 3, Π., 1915, с. 94; Geoffroy J. L. Cours de la littérature dramatique, v. 5, Ρ., 1820, p. 141–48; Beaumont С., Complete book of ballets, L., 1956, p. 7–Ι4.

К. Г. Филонова.

Миманс

МИМÁНС (сокращение от мимический ансамбль), группа артистов музыкально и пластически одарённых, участвующих в массовых сценах оперных и балетных постановок. В дореволюционном рус. т-ре часто не придавалось большого значения углублённой разработке массовых сцен., хотя они нередко несут значит. действенную нагрузку. Поэтому в то время практиковался разовый набор M. для определённого спектакля или гастролей (часто из студенчества и солдат). В сов. т-рах имеются постоянные штаты M.

В. В. Киселёв.

Минасян K. А.

МИНАСЯ́Н Кapo Арутюнович (24.3.1908, Александрополь, ныне Ленинакан, – 27.1.1966, Ереван), сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1956). Учился в ленингр. АХ (1936–40). Оформил ряд спектаклей в Т-ре им. Спендиарова, в т. ч. балеты "Хандут" Спендиарова (1945), "Севан" Егиазаряна (1956), "Мармар" Оганесяна (1957).

Н. Г. Саркисян.

Минасян З. А.

МИНАСЯ́Н Зигфрида (Сильва) Аршавировна (р. 2.7.1926, Ереван), сов. артистка. Нар. арт. Арм.. ССР (1963). В 1944 окончила Ереванское хореографи. уч-ще, в 1946 – курсы усовершенствования в Моск. хореографич. уч-ще. С 1946 в Т-ре им. Спендиарова. Партии: Хандут ("Хандут" Спендиарова), Рузан ("Севан" Егиазаряна), Гаянэ; Мармар ("Мармар" Оганесяна), Мать-Родина ("Героическая баллада" на муз. Бабаджаняна), Эвменида ("Прометей" Аристакесяна), Одетта – Одиллия, Сванильда; Гюльнара ("Шехеразада"), Раймонда; Мирта ("Жизель"), Китри, Tao Хоа, Зарема, Эгина; Испанская девушка ("Болеро"), Мачеха ("Золушка") и др.

Миндерис Р. П.

МИНДÉРИС Раймондас Петрович (р. 20.11.1941, с. Чобишкис Ширвинтского р-на Литов. ССР), сов. артист балета. Засл. арт. Литов. ССР (1970). Чл КПСС с 1967. С 1959, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог А. И. Пушкин), в Вильнюсском т-ре. С 1976 худ. рук. труппы. Среди партий: Ведущий солист ("Болеро"), Жилвинас ("Эгле – королева ужей" Бальсиса), Феб, Спартак; негр Боб ("Угасающий крест" Рекашюса), Дезире, Базиль, Альберт; Угнюс ("Аудроне" Индры), Марюс ("На берегу моря" Юзелюнаса), Ажуолас ("Страсти" Рекашюса), Арлекин ("Арлекинада").

Минкус Л. Ф.

МИ́НКУС (Minkus) Людвиг Фёдорович (наст. имя – Алоизий Людвиг) [23.3.1826, Вена, – 7.12.1917 (по уточнённым данным), там же], скрипач и композитор. По нац. чех (по др. сведениям, поляк). Муз. образование получил в Вене. В 1866 совм. с комп. Л. Делибом написал музыку балета "Ручей" (1866, Париж). Работал гл. обр. в России. Был капельмейстером крепостного т-ра князя Η. Б. Юсупова (1853–55), солистом оркестра московского Большого т-ра, инспектором ба летной музыки моск. т-ров (1862–72), композитором балетной музыки при Дирекции имп. т-ров в Петербурге (1872–85). В 1869 в моск. Большом т-ре состоялась премьера его балета "Дон Кихот". Автором сценария и постановщиком балета был M. И. Петипа, с к-рым M. продолжал сотрудничать в 70–80-е гг. В 1871 для показа "Дон Кихота" в Петербурге M. дополнительно сочинил музыку 5-го акта (в 1900 балетм. А. А. Горский, осуществляя реформу балета, создал в моск. Большом т-ре новую редакцию "Дон Кихота", ставшую балетной классикой, сохраняющуюся в совр. репертуаре). M. написал музыку 16 балетов, пост. Петипа в Мариинском т-ре, в т. ч. "Камарго" (1872), "Бандиты" (1875), "Приключения Пелея" (1876), "Роксана, краса Черногории" (1878), "Млада", "Дочь снегов" (оба – 1879), "Волшебные пилюли" (1886), "Жертвы Амуру, или Радость любви" (1886, Петергоф). Всемирную известность приобрёл балет M. и Петипа "Баядерка" (1877, Мариинский т-р). M. принадлежит балет "Фиаметта" (пост. 1863, Москва под назв. "Пламя любви, или Саламандра"; 1864, Петербург – "Фиаметта, или Торжество любви"). M. знал законы балетного т-ра, обладал высоким профессионализмом. Его музыка – мелодичная, доходчивая, ярко танцевальная, ритмичная – способствовала созданию значительных произв. хореографич. иск-ва. В лучших балетах M. удалось выйти за пределы внешней иллюстративности. После 1890 M. жил в Вене.

"Мир искусства"

"МИР ИСКУ́ССТВА", творч. объединение художников, существовавшее с кон. 1890-х гг. до 1924 (с перерывами). В основное ядро объединения входили А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. А. Сомов, M. В. Добужинский, Ε. Ε. Лансере, И. Я. Билибин. К "М. и." примыкали К. А. Коровин, А. Я. Головин, Б. M. Кустодиев, H. К. Рерих, С. Ю. Судейкин, Б. И. Анисфельд и другие. Программа "М. и." была противоречивой. Противопоставляя свою деятельность передвижникам и Академии художеств, "М. и." был сторонником "чистого иск-ва" Вместе с тем художники объединения не порывали с реализмом, мн. из них откликнулись на Революцию 1905, а в 1910-х гг. "М. и." противостоял декадентству и формализму. В творчестве художников "М. и." была сильна ретроспективная тенденция, увлечение культурой 17–18 вв. Наиболее сильные стороны деятельности "М. и." – книжная графика и театр. декорация. Отстаивая содержательность и целостность решения спектакля, активную роль в нем художника, "М. и." продолжил реформу театр.-декорац. иск-ва, начатую декораторами оперы С. И. Мамонтова Декорац. работам художников "М. и." свойственны высокая культура, обогащение т-ра достижениями совр. живописи, художеств. целостность решений, тонкий вкус и глубина истолкования сценич. произв., в т. ч. балетных. Большая роль принадлежала художникам "М. и." в оформлении спектаклей Русских сезонов за границей, организованных С. Π. Дягилевым, к-рый был одним из руководителей и идейных вдохновителей "М. и.". В 1899–1904 Дягилевым издавался в Петербурге одноим. журнал.

Лит.: Петров В. Η. "Мир искусства", в кн.:: История русского искусства, т. 10, кн. 1, M., 1968; Пожарская М. Н., Русское театрально-декорационное искусство конца XIX – нач. XX в., M., 1970; Ванслов В. В., Театрально-декорационное искусство в кн.: Пути развития русского искусства конца XIX – нач. XX в., M., 1972; Гусарова А. П., "Мир искусства", Л., 1972.

В. В. Ванслов.

"Мирандолина"

"МИРАНДОЛИНА", балет в 3 актах 6 картинах (по мотивам комедии К. Гольдони "Хозяйка гостиницы"). Комп. С. Η. Василенко, сцен. Π. Φ. Аболимов и В. А. Варковицкий. 1948, Молд. муз.-драматич. т-р, балетм. Г. В. Перкун, худ. Д. M. Мордохович, Мирандолина – Р. Д. Личкова, Рипафратта – К. А. Шевилев, Фабрицио – Г. Ш. Абраимов. 16.1.1949, филиал Большого т-ра, балетм. В И Вайнонен, худ. H. A. Шифрин, дирижёр С. С. Сахаров, Мирандолина – O. B. Лепешинская, Рипафратта – А. Н. Ермолаев, Фабрицио – Ю. Г. Кондратов, граф Альбафьорита – А. И. Радунский, маркиз Форлипополи – A. B. Жуков. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Ленинград (1957, хореографич. студия Дворца культуры им. Горького, Ю. Д. Воронцов), Горький (1958, Л. А. Серебровская), Ташкент (1965, редакция Вайнонена, осуществлена А. В. Кузнецовым), Ростов (1968, Нар. т-р балета завода "Ростсельмаш", под назв. "Трактирщица", И. А. Тиме). За рубежом Либерец (1951, Й. Юдль), Брно (1952, M. Цвейичова), София (1954, H. Кираджиева).

Ε. Η. Дюкина.

Мирзоян А. О.

МИРЗОЯ́Н Ашот Оганесович [р. 25.10(7.11).1913, г. Тебриз, Иран], сов. художник. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1956). Чл КПСС с 1951. В 1938 окончил ленингр. Академию художеств. В 1937 начал деятельность в т-ре. В 1939–63 гл. художник Т-ра им. Спендиарова. Автор декорац. оформления балетов: "Коппелия" (1948); "Хандут" Спендиарова (1951), "Лебединое озеро" (1959), "Жизель" (1960), "Спартак" (1961); "Дильбар" Ленского (1957, Т-р. им. Айни) и др. С 1938 (с перерывом) занимался педагогич. работой. В 1963–1978 – в Ереванском художеств. театр. ин-те (с 1977 проф.). Гос пр. СССР (1951).

Мириманова Н. Р.

МИРИМÁНОВА Нина Рубеновна [р. 12(25).8.1917, Тбилиси], сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1945. С 1934, по окончании Ленингр. эстрадного техникума (училась у Π. А. Гусева, А. В. Лопухова, Η. Π. Ивановского, Ρ. В. Захарова), работала в оперной студии Ленингр. консерватории. В 1938–62 в Ленингр. Малом т-ре. Характерная танцовщица, M. была первой исполнительницей на сцене т-ра партий: в пост. Б. А. Фенстера – Девушка из чайного домика ("Ашик-Кериб" Асафьева, 1940), Уличная танцовщица ("Мнимый жених" Чулаки, 1946), Бармалеиха ("Доктор Айболит", 1948), Соно ("Весёлый обманщик" Корчмарева, 1951, пост. Фенстер и К. Джапаров); H. A. Анисимовой – Кащеевна ("Чудесная фата" Заранек, 1947), Фетна ("Шехеразада", 1950), Чаровница ("Ивушка" Евлахова, 1957); Π. А. Гусева – Магрибская красавица ("Семь красавиц", 1953), восточный танец ("Корсар", 1955); Г. И. Давиташвили – Солистка ("Болеро", 1960) и др. С 1963 организатор и гл. балетмейстер балетной труппы оперной студии Ленингр. консерватории.

К. Н. Липхарт.

Миронов В. П.

МИРÓНОВ Валерий Павлович (р. 7.4.1927, Гжатск, ныне Гагарин Смоленской обл.), сов. артист, педагог Нар. арт. БССР (1966). Чл. КПСС с 1958. С 1947, после окончания Моск. хореографич. уч-ща (класс усовершенствования), в Минском т-ре. Партии: Василь ("Князь-озеро" Золотарёва), Алесь ("Свет и тени" Г. Вагнера), Зигфрид, Дезире, Базиль, Колен; Гармодий ("Спартак"), Солор. С кон. 60-х гг. исполняет преим. мимически-игровые партии. Артист лирич. дарования, M. обладал уверенной техникой. С 1949 преподает в Белорус. хореографич. уч-ще. Участвовал в гастролях за рубежом.

Ю. М. Чурко.

Мирцхулава Д. Л.

МИРЦХУЛÁВА Дидим Лаврентьевич [р. 20.7(2.8).1912, Кутаиси] сов. дирижёр, педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1958). Чл. КПСС с 1939. В 1937 окончил Тбилисскую консерваторию. С этого же года работал в Т-ре им. Палиашвили Дирижировал балетами: "Сердце гор" (1936), "Дон Кихот" (1943, 1963); "Синатле" Киладзе (1947), "Жизель" (1948), "Лауренсия" (1948, 1962); "Горда" Торадзе (1949, Гос. пр СССравни 1951), "Демон" Цинцадзе (1961) и др. С 1951 педагог (с 1970 проф) Тбилисской консерватории.

А. С. Чхеидзе.

Михайличенко И. Г.

МИХАЙЛИЧÉНКО Ирина Гавриловна (р. 6.12.1921, Баку, – 1977, там же), сов. артистка. Нар. арт. УССР (1964). В 1939 окончила Бакинское хореографич уч-ще. С 1940 в Т-ре им. Абая; с 1953 солистка балетной труппы, с 1965 – педагог-репетитор Одесского т-ра. Партии: Мария, Зарема, Лауренсия, Сольвейг, Фанни ("Большой вальс" на муз. И. Штрауса), Мавка ("Лесная песня" Скорульского) и др. В 1967–69 репетитор балетной труппы "Т-ра Бельки" и преподаватель хореографич. уч-ща в Варшаве.

И. Г. Кузнецова.

Михайлов М. М.

МИХÁЙЛОВ Михаил Михайлович [5(18).8.1903, Петербург, – 2.2 1979, Ленинград], сов. артист, педагог. Засл. арт. РСФСР (1948). В 1921 окончил Петрогр. хореографич. уч-ще (ученик А. И. Чекрыгина и A. B. Ширяева), в 1931 – Ин-т сценич. иск-в В 1921–59 в Т-ре им. Кирова. Участник группы петрогр. Молодой балет. Среди партий: Дезире, Солор, Базиль, Зигфрид; Эспада ("Дон Кихот"), танцы – мазурка ("Раймонда"), рапсодия Листа ("Конек-Горбунок"), краковяк и мазурка (в опере "Иван Сусанин"), Флорестан, фея Карабос ("Спящая красавица"), Злой гений ("Лебединое озеро"), Брамин и Раджа ("Баядерка"), Трактирщик ("Дон Кихот"). Среди его ролей в балетах совр. репертуара: Менго ("Лауренсия"), Капитан ("Красный мак"), Капулетти ("Ромео и Джульетта"), Гико ("Гаянэ"), Петр I ("Медный всадник"), Людовик XVI ("Пламя Парижа"), Танцмейстер ("Золушка"). Выступал на эстраде с характерными номерами.

В 1938–63 репетитор Т-ра им. Кирова, в 1947–62 педагог Ленингр. хореографич. уч-ща. Автор книг "Жизнь в балете" (1966), "Молодые годы Ленинградского балета" (1978), статьи "Анатолий Гридин" (в сб.: Ленинградский балет сегодня, вып. 1, 1967).

Лит.: Львов-Анохин Б., Яркий, выразительный образ, "Театральный Ленинград", 1957, № 36.

A. A. Соколов.

Михалаки А. И.

МИХАЛÁКИ Анатолий Иванович (р. 16.9.1946, Кишинёв), сов. артист. Засл. арт. Молд. ССР (1975). С 1966, по окончании Моск. хореографич уч-ща (педагог A. M. Руденко), в Кишиневском т-ре Партии: Зигфрид, Альберт, Базиль, Голубая птица; Хозе ("Кармен-сюита"), Бармалей ("Доктор Айболит"), Цезарь ("Антоний и Клеопатра" Лазарева), Хулиган ("Барышня и хулиган" Шостаковича), Юноша ("Сонеты" на муз. "Простой симфонии" Бриттена), Антонио ("Перекрёсток" Загорского), Гармодий ("Спартак") и др.

Э. А. Королёва.

Михальченко А. А.

МИХÁЛЬЧЕНКО Алла Анатольевна (р. 3.7.1957, Москва), сов. артистка. По окончании Моск. хореографич. уч-ща (1976, педагог С. Н. Головкина), в Большом т-ре. Среди партий: Одетта – Одиллия, Китри; Валентина ("Ангара" Эшпая), Эола ("Икар" Слонимского), Магнолия ("Чиполлино" К. Хачатуряна), Любаша ("Калина красная" Светланова), Чайка – Нина ("Чайка" Щедрина). Участвует в гастролях за рубежом. Лауреат Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета (1976, 1-я премия), Междунар. конкурсов артистов балета в Варне (1976, отличие 1-й степени) и Москве (1977, 1-я пр.). Пр. Ленинского комсомола (1979).

В. И. Зарубин.

Предыдущая страница Следующая страница