Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АМБ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "АБА"-"АМБ")

Абашеев П. Т.

АБАШÉЕВ Пётр Тимофеевич (р. 24.7.1934, Улан-Удэ), сов. артист. Нар. арт. РСФСР (1963). С 1955, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща, в Бурятском т-ре. Партии: Зоригто ("Во имя любви" Батуева и Майзеля), Енисей ("Красавица Ангара" Книппера и Ямпилова), Зигфрид, Дезире; Евгений ("Свет над долиной" Ряузова), Али Батыр ("Шурале") и др. В 1976–78 гл. балетмейстер. С 1961 преподаёт в Бурят. хореографич. уч-ще. Гос. пр. РСФСР (1972).

П. Абашеев - Гэсэр, Э. Кондратьева - Алма-Мэргэн ("Гэсэр" Ж. Батуева)

Абашеев П. Т.

П. Абашеев - Гэсэр, Э. Кондратьева - Алма-Мэргэн ("Гэсэр" Ж. Батуева)

Аббасов А. Д.

АББÁСОВ Ашраф Джалал оглы (р. 23.3.1920, г. Шуша Нагорно-Карабахской авт. обл.), сов. композитор, музыковед и педагог. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1963), канд. искусствоведения (1952). Чл. КПСС с 1946. В 1948 окончил Азерб. консерваторию, в 1953–1957 её ректор, с 1968 проф. Автор муз. комедий, камерно-инструм., вокальных и симф. произв., музыки к спектаклям драматич. т-ра, балета "Чернушка" (по мотивам одноим. повести С. С. Ахундова, 1965, Т-р им. Ахундова, балетм. Г. А. Алмасзаде).

К. А. Касимов.

Абдуллаев P. Д.

АБДУЛЛÁЕВ Payф Джанбахишевич (р. 29.10.1937, Баку), сов. дирижёр. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1970). Окончил Азерб. (1959) и Ленингр. (1965) консерватории. С 1965 дирижёр, с 1968 гл. дирижёр Т-ра им. Ахундова. Участвовал в пост. балетов: "Классическая симфония" на муз. Прокофьева (1966), "Спартак" (1967); "Семь красавиц" (1969 и 1978), "Лейли и Меджиун" К. Караева, "Тени Кобустана" Ф. Караева (1969) и "Калейдоскоп" на муз. Скарлатти и Ф. Караева (1971), "Тропою грома" (1975) и др.

Абдуллаев К. Д.

АБДУЛЛÁЕВ Кемал Джан-Бахиш оглы (р. 18.1.1927, Баку), сов. дирижёр. Нар. арт. Азерб. ССР (1967). Чл. КПСС с 1956. Окончил Азерб. (1948) и Моск. (1952) консерватории. С 1952 дирижёр, с 1953 гл. дирижёр Т-ра им. Ахундова, в 1960–62 – Донецкого т-ра, в 1962–69 гл. дирижёр, с 1970 дирижёр Т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Участвовал в пост. балетов: "Семь красавиц" (1952), "Спящая красавица" (1955); "Гюльшен" Гаджибекова (1959), "Картинки с выставки" на муз. Мусоргского (1963) и др.

Абдурахманова Д. Г.

АБДУРАХМÁНОВА Дильбар Гулямовна (р. 1.5.1936, Москва), сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1977). Чл. КПСС с 1965. По окончании Ташкентской консерватории, с 1960 дирижёр, с 1975 гл. дирижёр Т-ра им. Навои. Большое место в деятельности А. занимает работа с сов. композиторами над созданием новых балетов: "Семург" Бровцына (1964), "Дон Жуан" (1964) и "Сорок девушек" Фейгина (1967), "Сухайль и Мехри" Левиева (1969), "Тановар" Козловского (1971). Участвовала в пост. спектаклей: "Золушка" (1972), "Барышня и хулиган" (1973), "Кармен-сюита" (1973), "Анна Каренина" (1974); "Сотворение мира" Петрова (1978). Гос. пр. Узб. ССР ИМ. Хамзы (1973).

Л. А. Авдеева.

Абдыев Р.

АБДЫ́ЕВ Реджепмырат (р. 18.7.1947, сельсовет Говешут), сов. артист. Засл. арт. Туркм. ССР (1976). С 1966, по окончании Ташкентского хореографич. уч-ща (педагог И. М. Проценко), в Т-ре им. Махтумкули, где исполнил партии Зигфрида и Альберта. После стажировки в Ленингр. хореографич. уч-ще (1966–68) – в труппе Ленингр. Малого т-ра. Среди партий: Бахрам; Фариз ("Шехеразада"), Лаэрт ("Гамлет" на муз. Чайковского), Антоний ("Антоний и Клеопатра" Лазарева), Пастух ("Весна священная"). С 1971 в Т-ре им. Кирова (Базиль, Конрад, Ферхад и другие.>.).

Л. П. Савицкая.

Абеле И. Ю.

ÁБЕЛЕ Инара Юльевна (р. 1.8.1943, Рига), сов. артистка. Засл. арт. Латв. ССР (1967). С 1961, по окончании Рижского хореографич. уч-ща (педагог Е. А. Тангиева-Бирзниек), солистка Рижского т-ра. Партии: Одетта – Одиллия, Аврора, Эсмеральда, Сольвейг, Зарема; Майя ("Роза Турайды" Кепитиса), Кармен ("Кармен-сюита"), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" Лазарева), Сванильда и другие.

Э. Т. Силинь.

Абиров Д. Т.

АБИ́РОВ Даурен Тастанбекович (р. 6.11.1923, с. Кульканпар Курдайского р-на Джамбулской обл.), сов. артист, балетмейстер. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1958). Чл. КПСС с 1963. В 1942 окончил хореографич. уч-ще в Алма-Ате, в 1952 – балетмейстерское отделение ГИТИСа (педагоги Р. В. Захаров, Т. С. Ткаченко, М. В. Васильева и другие.). С 1951 режиссёр-балетмейстер (в 1958–64 гл. балетмейстер) Т-ра им. Абая. Автор сценариев и постановщик балетов "Старик Хоттабыч" Зацепина (1961), "Козы-Корпеш и Баян-Слу" Брусиловского (1972). Пост. балеты: "Дорогой дружбы" Тлендиева, Степанова и Манаева (1958), "Камбар и Назым" Великанова (1959), "Акканат" Жубановой (1966). Пост. и возобновил балеты: "Юность" Чулаки (1952), "Эсмеральда" (1953), "Шурале" (1956), "Легенда о любви" (1963) и др. Ставил танцы в операх, в спектаклях драматич. т-ров, фильмах, отд. номера для артистов Казах. филармонии. С 1976 гл. балетмейстер Казахконцерта. Автор кн. "Казахские народные

танцы" (1961, совм. с А. Исмаиловым).

Л. П. Сарынова.

Аблец И. М.

ÁБЛЕЦ Исаак Михайлович (1778–1829), рус. артист, балетмейстер, педагог. В 1792–1796 учился в Петерб. театр. школе у И. И. Вальберха. По окончании был зачислен в петерб. балетную труппу. С 1807 служил танцовщиком в Москве и занял ведущее положение, выступая в "благородном" и характерном жанрах. В Москве же дебютировал как балетмейстер, пост. балет-дивертисмент "Гишпанские вечера" (1809), балеты – комич. "Школа Пьеро" и пантомимный "Алжирцы, или Побеждённые морские разбойники" (оба – 1812). Наиболее оригинальны патриотич. балеты-дивертисменты на муз. рус. песен и плясок, созданные им под впечатлением событий Отечеств. войны 1812. Их героями были простые люди из народа. Особой популярностью пользовался "Семик, или Гулянье в Марьиной роще" Давыдова (1815), выделялись также: "Подмосковная девушка" и "Сельский праздник" (1812), "Макарьевская ярмарка" и "Праздник донских казаков" (1815), "Масленица" (1816), "Свадебный сговор при возвращении ратников на родину" (1817). А. принадлежало балетное переложение комич. оперы М. М. Соколовского "Мельник – колдун, обманщик и сват" (1815). Новатор в области сценич. характерного танца, А. как педагог строго соблюдал правила академич. школы. В 1817 оставил сцену.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л. – М., 1958; Гозенпуд Α., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959, с. 373–76.

В. М. Красовская.

Аболимов П. Ф.

АБОЛИ́МОВ Пётр Фёдорович [3(16).8.1905, Петербург, – 22.9.1977, Москва], сов. театровед и сценарист. Засл. деят. иск-в РСФСР (1974). Чл. КПСС с 1943. Окончил ГИТИС (1950). Автор балетных сценариев: "Доктор Айболит" (1947, Новосибирский т-р), "Медный всадник" (1949, Т-р им. Кирова), "Мирандолина" (1949, Большой т-р, совм. с В. А. Варковицким), "Берег счастья" (1948); "Лесная фея" Ефимова (по сказкам Горького, 1960) – оба в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко, "Сакта свободы" (1950, Рижский т-р); "Левша" Александрова (1954, Свердловский т-р; 1976, Т-р им. Кирова), "Последний бал" Бирюкова (1961, Челябинский т-р), "Золотопряхи" Каппа (1956, совм. с Л. Алгвере, т-р "Эстония") и др. Автор статей о балете.

М. С. Клеймёнова.

Абрамис И. С.

АБРÁМИС Иосиф Самуилович (р. 29.10.1918, Минск), сов. хормейстер и дирижёр. Засл. деят. иск-в БССР (1964). Чл. КПСС с 1965. Окончил Белорус. консерваторию. В 1936–41 и 1945–48 артист оркестра, в 1948–50 гл. хормейстер, с 1951 дирижёр Минского т-ра. Участвовал в пост. балетов: "Доктор Айболит" (1951), "Спящая красавица" (1954), "Корсар" (1957), "Эсмеральда" (1958), "Баядерка" (1959); "Мечта" Глебова (1961), "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" Дешёвова (1960), "Дон Кихот" (1962), "Спартак" (1964), "Жизель" (1968) и др.

И. Г. Нисневич.

Абрамова А. И.

АБРÁМОВА Анастасия Ивановна [р. 17(30).6.1902, Москва], сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1947). Окончила Моск. хореографич. уч-ще (1917, педагог В. Д. Тихомиров). С 1918 в Большом т-ре. Первая гл. партия – Лиза (1922). Одна из ведущих балерин 20-х гг., А. исполняла разнообразные роли [Маша; Балерина ("Петрушка"), Аврора и другие.]. Лучшие партии: Сванильда; Кошечка ("Спящая красавица"), Коломбина ("Карнавал" на сб. музыку, балетм. В. А. Рябцев), Царь-девица; в совр. балетах – Tao Хоа; Метельщица ("Футболист" Оранского). Женственная, обаятельная танцовщица, А. соединяла в танце чёткость, грациозное изящество движений с иск-вом пластич. полутонов. Выступала в концертных программах К. Я. Голейзовского. Оставила сцену в 1948.

Лит.: Ивинг В. П., А. И. Абрамова, М., 1928; Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР, [Сб.], М., 1947.

Н. Ю. Чернова.

Абрамян С. Л.

АБРАМЯ́Н Самвел Липаритович (р. 28.2.1954, Ереван), сов. артист. Засл. арт. Арм. ССР (1978). С 1973, по окончании Ереванского хореографич. уч-ща, в Т-ре им. Спендиарова. Партии: Новфаль ("Лейли и Меджнун" Баласаняна), Тореро ("Лоркиана" на исп. нар. муз.), Юноша ("Пахита"), Он ("Бессмертие" Орбеляна), Армен ("Гаянэ"), Эспада и Базиль ("Дон Кихот"), Красс ("Спартак") и др.

Р. А. Торосян.

Аваков-Леонов Л. В.

ABAKÓB-ЛЕÓНОВ Лев Ваганович [р. 2(15).8.1906, Баку], сов. артист и балетмейстер. Засл. арт. Азерб. ССР (1960). Чл. КПСС с 1940. В 1929 окончил Хореографич. студию при Наркомпросе Азерб. ССравни С 1930 в балетной труппе, с 1956 помощник гл. балетмейстера Т-ра им. Ахундова. Партии: Юноша ("Бахчисарайский фонтан"), Ли Шанфу; Фавн ("Вальпургиева ночь") и др. Ставил танцы в операх. С 1954 преподаёт в Бакинском хореографич. уч-ще (класс народно-сценич. танца). С 1958 худ. рук. детского нар. т-ра балета при Бакинском окружном доме офицеров.

К. А. Касимов.

Авдеева Л. А.

АВДÉЕВА Любовь Александровна (р. 11.4.1928), сов. исследователь узб. хореографии, педагог. Канд. искусствоведения (1965). В 1946 окончила Ташкентское хореографич. уч-ще, где с 1951 преподаёт. С 1953 науч. сотрудник Ташкентского н.-и. ин-та искусствознания.

Соч.: Тамара Ханум, Таш., 1956; Мукаррам Тургунбаева, Таш., 1959; Танцевальное искусство Узбекистана, Таш., 1960.

Авдеенко А. А.

АВДÉЕНКО Александр Александрович (р. 25.5.1937, Макеевка Донецкой обл.), сов. журналист, балетный критик. Окончил ф-т журналистики МГУ (1959). В 1971–79 ред. отдела лит-ры и иск-ва "Недели", с 1979 ред. отдела и член редколлегии газ. "Сов. культура". Автор статей в журналах и газетах, в т. ч. цикла статей, посвящённых творчеству Ю. Н. Григоровича; сценариев документального фильма "Большой театр вчера и сегодня" (1976), телефильма "Жизнь в танце" (1979).

Соч.: В. Васильев, в сб.: Лауреаты Ленинского комсомола, М., 1970; Герой на все времена, в сб.: Большой театр СССР, [сезон 1969–1970], М., 1973; Бесконечной орбитой танца, в сб.: Полпреды России, М., 1975; Софья Николаевна Головкина, в сб.: Мастера Большого театра, М., 1976; "Спящая красавица", в сб.: Сегодня на сцене Большого театра, М., 1976.

В. В. Ванслов.

Авелин А.

АВЕЛИ́Н (Aveline) Альбер (1883, Париж, – 3.2.1968, Анвьер), франц. артист, балетмейстер, педагог. В 1894–1905 учился в школе парижской Оперы, до 1934 солист этого т-ра. Партнёр К. Замбелли и O. A. Спесивцевой. Выступал в балетах Л. Меранта, И. Н. Хлюстина, Л. Статса, к-рые позднее возобновил сам. Самостоятельно пост.: "Гризи" Томази на темы комп. О. Метра (1935), "Эльвира" на муз. Скарлатти (1937), "Остров Гранд-Жат" на муз. Барлоу (1950), пролог к "Галантной Индии" Рамо (1952). В 30–50-х гг. директор школы парижской Оперы.

Е. Я. Суриц.

Аветисян М. К.

АВЕТИСЯ́Н Минас Карапетович (20.7.1928, с. Джаджур, – 24.2.1975, Ереван), сов. театр. художник. Засл. худ. Арм. ССР (1967). Чл. КПСС с 1952. Окончил Ленингр. ин-т им. Репина (1960). Получил известность как живописец. Оформлял драматич. и оперные спектакли в Ереване, а также балеты в Т-ре им. Спендиарова: "В мире кукол" на муз. Россини, "Болеро"; "Негритянский квартал" на муз. "Рапсодии в стиле блюз" Гершвина (все – 1962); "Золушка" (1963), "Три пальмы" на муз. Спендиарова, "Голубой ноктюрн" Оганесяна, "Героическая баллада" Бабаджаняна (все – 1964, балетм. Е. А. Чанга); "Ахтамар", "Ивушка" и "Сако Лорийский" Ахиняна (все – 1966, балетм. А. Т. Гарибян), "Антуни" Оганесяна (1969, балетм. B. C. Мартиросян), "Гаянэ" (1974, балетм. В. Ш. Галстян).

В. В. Ванслов.

Эскиз декорации к балету "Гаянэ". Худ. М. Аветисян

Аветисян М. К.

Эскиз декорации к балету "Гаянэ". Худ. М. Аветисян

Авратова В.

ÁBPATOBA (Avratová) Вера (р. 4.2.1927, Пршеров), чехосл. артистка. Ученица И. В. Псоты и Д. Луки. Работала в т-рах Остравы (1942–43) и Брно (1943–69), в "Раймундтеатре" (Вена, с 1969). Партии: Одетта – Одиллия, Аврора; Tao Хоа, Джульетта; Тереза ("Пламя Парижа"), Зарема; Дульцинея ("Дон Кихот" Доубравы), Синьорина Джовенту и Никотина ("Синьорина Джовенту" и "Никотина" Новака), Девушка ("Чудесный мандарин"), Беатриче ("Слуга двух господ" Бургхаузера), Нинетта ("Баллада о моряке" Кршижека), Елена ("Абраксас" Эгка) и др. Пост.: "Метаморфозы" (вечер миниатюр, 1967, Брно), "Возлюбленная семи разбойников" Вацека (1967, там же). Пр. ЧССР им. Готвальда (1954).

В. Вашут.

Австралийский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Австрийская государственная опера

АВСТРИ́ЙСКАЯ ГОСУДÁРСТВЕННАЯ ÓПЕРА, см. Венская государственная опера.

Австрийский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Агон"

"АГÓН" ("Agon"), одноактный балет в 3 частях. Комп. И. Ф. Стравинский. 1.12.1957, "Нью-Йорк сити балле", в "Нью-Йорк сити сентер", балетм. Дж. Баланчин, худ. по свету Н. Порчер; исполнители – М. Хейден, Д. Адамс, А. Митчелл, Т. Болендер и другие. (в 1962 показан на гастролях в СССР). 1962, Гамбургская гор. опера. 1970, Штутгартский балет. 1973, Королевский балет, Лондон. 1974, парижская Опера. Др. редакции: 1958, Королевский балет, Лондон, балетм. К. Макмиллан. 1958, Немецкая опера на Рейне, Дюссельдорф, балетм. О. Крюгер. 1958, Венская гос. опера, балетм. И. Георги.

Лит.: Stravinsky, Р., 1968; Kirstein L., Movement and metaphor, N. Y., 1970.

Е. Я. Суриц.

Адамс Д. (1928)

ÁДАМС (Adams) Дейвид (р. 16.11.1928, Виннипег), канад. артист. Учился в Виннипегской балетной школе (1938–46), совершенствовался в школе "Сэдлерс-Уэллс балле" у В. Волковой и другие. Дебютировал в 1946 в канадском Виннипегском балете, в 1946–48 выступал в труппе "Сэдлерс-Уэллс балле" и "Метрополитен-балле", в 1951–61 солист Нац. балета Канады. Выступает в амер. и англ. труппах: "Лондон фестивал балле" (1961–69), в Королевском балете, Лондон (с 1970). Партии: Зигфрид, Франц; гл. партии в пост. балетмейстеров: А. Тюдора – "Мрачные элегии" на муз. Малера, "Сиреневый сад"; Дж. Кранко – "Ананасная Полл" Салливена; Дж. Тараса – "Узоры струн" на муз. Чайковского, и др. Его брат Лоренс А. (р. 1936) – солист Нац. балета Канады.

Е. Я. Суриц.

Адан Ш.

АДÁН (Adam) Адольф Шарль (24.7.1803, Париж, – 3.5.1856, там же), франц. композитор. Член Ин-та Франции (1844). Окончил Парижскую консерваторию по классу композиции у Ф. А. Буальдьё. Автор 40 опер, ок. 20 балетов, в т. ч. "Дева Дуная" (1836), "Гентская красавица" (1842), "Своенравная жена" (1845), "Гризельда" (1848), "Питомица фей" (1849), "Корсар" (1856) – все пост. в парижской Опере, "Морской разбойник" (1840, Большой т-р, Петербург). Особую популярность приобрёл балет "Жизель, или Вилисы" (1841) – вершина романтич. хореографич. иск-ва, к-рый сохранился в совр. балетном т-ре. Композитор достиг в этом балете целостности муз. драматургии, выразительности муз. характеристик героев, их душевного состояния. Партитуру "Жизели" высоко ценил Чайковский. Балетной музыке А. свойственны интонационная выразительность мелодики, пластическая выпуклость характеристик, принцип сквозной муз. драматургии. Среди др. балетов Α.: "Фауст" (1833), "Могикане" (1837), "Мраморная девушка" (1845), "Орфа" (1852).

Соч.: Souvenirs d'un musicien. P., 1868.

Лит.: Богданов-Березовский В. M., От Люлли до Прокофьева, в сб.: Музыка советского балета, М., 1962; Слонимский Ю., Жизель, Л., 1969; Асафьев Б. В., Балет "Жизель" А. Адана, в его кн.: О балете. Л., 1974; Halévy J., Notice sur la vie et les ouvrages de A. Adam, P., 1859; Pougin Α., Adolphe Adam: sa vie, sa carrière, ses mémoires artistiques, P., 1877.

Адашевский В. Т.

АДАШÉВСКИЙ Валентин Тимофеевич [27.9(10.10).1910, Киев, – 27.1.1968, Саратов], сов. артист, балетмейстер, педагог. Засл. арт. РСФСР (1950). В 1928 окончил драматич. и хореографич. студии в Киеве. В 1929–37 солист балета Харьковского т-ра муз. комедии. С 1937 солист, в 1947–63 гл. балетмейстер Саратовского т-ра. Партии: Зигфрид, Дезире, Жан де Бриен; Абдерахман ("Раймонда"), Бахметьев ("Кавказский пленник"), Евгений, Базиль, Фрондосо, Гирей; Бармалей ("Доктор Айболит") и др. Пост.: "Бахчисарайский фонтан" и "Эсмеральда" (оба – 1951), "Шурале" (1952), "Дон Кихот" (1953), "Семь красавиц"; "Весёлый обманщик" Корчмарёва (оба – 1954), "Лауренсия" (1955), "Корсар" (1957), "Баядерка" (1958), "Большой вальс" на муз. Штрауса, "Щелкунчик" (1959), "Спящая красавица" (1962) и др. В 1961 вместе с комп. В. В. Ковалёвым создал балет "Девушка и смерть" (на сюжет М. Горького). В 1944–48 преподавал в балетной студии при Саратовском т-ре. В 1960–68 худ. рук. Саратовского хореографического училища.

Е. А. Габаева.

Азербайджанский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Азербайджанский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Азимова А.

АЗИ́МОВА Азиза (р. 2.5.1915, Ташкент), сов. артистка, балетмейстер. Нар. арт. Тадж ССР (1941). Чл. КПСС с 1941. Сценич. деятельность начала как актриса драматич. т-ра (1930). С 1937 в Т-ре им. Айни. Среди партий: Нозгуль ("Две розы" Ленского), Лиза, Мария. В 1950 окончила балетмейстерское отделение ГИТИСа. Пост. в Т-ре им. Айни: "Красный мак" (1950), "Доктор Айболит" (1952) и др. С 1951 гл. балетмейстер Тадж. филармонии (Душанбе). Автор сценария балета "Дильбар" Ленского (1954, совм. с М. Рабиевым) и кн. "Танцевальное искусство Таджикистана" (1957), "Таджикский танец с розочками" (1960).

Лит.: Нурджанов Н., Таджикский театр, М., 1968.

А. Азимова. Танец с голубем из оперы "Кузнец Кова" С. Баласаняна

Азимова А.

А. Азимова. Танец с голубем из оперы "Кузнец Кова" С. Баласаняна

"Аистёнок"

"АИСТЁНОК" ("Дружные сердца"), балет в 3 актах 4 картинах. Комп. Д. Л. Клебанов, сцен. М. Я. Пиньчевский. 6.6.1937, выпускной спектакль Моск. хореографич. уч-ща, Большой т-р; балетм. А. И. Радунский, Н. М. Попко, Л. А. Поспехин, худ. В. М. Зимин, Т. А. Дьякова, P. P. Макаров, дирижёр Ю. Ф. Файер; Аистёнок – Е. С. Ванке, Страус – A. A. Варламов, Петух – В. А. Левашёв, Горилла – Ю. Г. Кондратов, Кошечка – М. М. Плисецкая, Пёс – H. A. Авалиани, Негритёнок – Л. А. Швачкин. 1948, Большой театр (под назв. "Дружные сердца"), балетм. те же. 1938, Детская студия Ленингр. дворца культуры им. Горького; балетм. А. Д. Шуйский и В. П. Чеснаков. 1948, там же, балетм. Ю. Н. Григорович. 1940, Ташкентское хореографич. уч-ще, на сцене Т-ра им. Навои, балетм. В. Н. Губская и Н. П. Егоров.

Спасённый советскими пионерами Олей, Васей и их друзьями Аистёнок улетает на зиму в далёкую Африку и возвращается с новыми товарищами, среди них – Негритёнок, освобождённый добрыми животными от жестокого Плантатора.

Аистов Н. С.

ÁИСТОВ Николай Сергеевич (1853, Петербург, – 1916), рус. артист, режиссёр. Учился в Петерб. театр. уч-ще. В 1882–99 в Мариинском т-ре, в 1899–1904 режиссёр балетной труппы этого т-ра. Преподавал бальные танцы. Был мимич. танцовщиком, исполнял партии: Леандр ("Арлекинада"), Полифем ("Ацис и Галатея" Кадлеца), Фараон ("Дочь фараона"), Герцог ("Жизель"), Клод Фролло и другие.

Г. М. Шлуглейт.

Айрапетянц Э. Д.

АЙРАПЕТЯ́НЦ Эдуард Данилович (21.1.1923, Самарканд, – 14.3.1971, Душанбе), сов. дирижёр. Засл. деят. иск-в Тадж. ССР (1968). Чл. КПСС с 1962. В 1963 окончил Ташкентскую консерваторию. В 1948–71 дирижёр Т-ра им. Айни. Участвовал в пост. балетов "Лауренсия" (1952), "Лейли и Меджнун" (1957, 1970), "Голубой ковёр" Вольберга (1958), "Большой вальс" на муз. И. Штрауса (1961), "Тропою грома" (1963), "Любовь-волшебница" (1969) и др.

Лит.: Нурджанов Н., Таджикский театр, М., 1968.

Н. Х. Нурджанов.

"Айседора"

"АЙСЕДÓРА", одноактный балет на муз. Ф. Шопена, И. Брамса, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, К. Руже де Лиля, А. Н. Скрябина и Ф. Листа. Спектакль сопровождается высказываниями А. Дункан об иск-ве. 1.12.1976, Монте-Карло, балетм. М. Бежар, исполнительница М. М. Плисецкая. Первое исполнение в СССР – 16.4.1978, Большой т-р.

Балет посвящён крупнейшей амер. танцовщице Айседоре Дункан. Начинаясь со сцены её трагич. гибели, действие развёртывается как цепь воспоминаний о творч. и педагогич. деятельности Дункан, разнообразии художеств. исканий артистки.

Лит.: Плисецкая М., Воспоминания о будущем балета, "Ровесник", 1978, №3.

В. А. Кулаков.

Академизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Академические театры оперы и балета

АКАДЕМИ́ЧЕСКИЕ ТЕÁТРЫ ÓПЕРЫ И БАЛÉТА, оперно-балетные т-ры в СССравни обладающие труппами высшей квалификации. Звание "академический" является почётным и присваивается т-рам, имеющим значит. заслуги в развитии оперного и балетного иск-ва и достигшим высокой степени профессионального мастерства. Они хранят и развивают лучшие традиции, сложившиеся в сов. хореографии и вокальном иск-ве. Опыт этих т-ров – основа школы оперного и балетного иск-ва.

В 1919 в группу академич. т-ров были выделены старейшие т-ры – моск. Большой, быв. Мариинский (ныне Ленингр. т-р оперы и балета им. С. М. Кирова), быв. Михайловский (ныне Ленингр. Малый т-р оперы и балета); затем звание "академический" получили: Одесский т-р оперы и балета (1926), Т-р оперы и балета Укр. ССР им. Т. Г. Шевченко (Киев, 1926), Казахский т-р оперы и балета им. Абая (1941), Украинский т-р оперы и балета им. Н. В. Лысенко (1934, Харьков), Т-р оперы и балета Эст. ССР "Эстония" (1950), Т-р оперы и балета Литов. ССР (1954), Т-р оперы и балета Латв. ССР и Т-р оперы и балета им. A. A. Спендиарова в Ереване (оба в 1956), Большой т-р оперы и балета Узб. ССР им. А. Навои и Кирг. т-р оперы и балета (оба в 1959), Азерб. т-р оперы и балета им. М. Ф. Ахундова (1960), Новосибирский т-р оперы и балета и Т-р оперы и балета им. З. П. Палиашвили в Тбилиси (оба в 1963), Моск. муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко и Большой т-р оперы и балета Белорус. ССР (оба в 1964), Свердловский т-р оперы и балета им. A. B. Луначарского, Эстонский т-р "Ванемуйне" и Т-р оперы и балета им. И. Франко во Львове (все в 1966), Пермский т-р оперы и балета им. П. И. Чайковского (1969), Таджикский т-р оперы и балета им. С. Айни (1971), Донецкий т-р оперы и балета (1977), Саратовский т-р оперы и балета им. Н. Г. Чернышевского (1978), Бурятский т-р оперы и балета (1979).

В. В. Ванслов.

Академический танец

АКАДЕМИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ, см. Классический танец.

Академия музыки

АКАДÉМИЯ МУ́ЗЫКИ (Королевская академия музыки; L'Académie royale de musique), название франц. т-ра оперы и балета в Париже. Осн. в 1669 под назв. "Академия оперы" аббатом П. Перреном, Р. Камбером и маркизом де Сурдеаком, получившими от Людовика XIV концессию по организации "оперных академий" (т. е. муз. представлений) в Париже и другие. городах. A.м. открылась в 1671 постановкой пасторали "Помона" (опера-балет со стихами Перрена, муз. Камбера и танцами де Боса); балетмейстером здесь работал также П. Бошан. В 1672 комп. Ж. Б. Люлли получил концессию на своё имя. Т-р стал называться Королевская академия музыки. На премьере была показана опера-балет "Празднества Амура и Бахуса" Люлли. В дальнейшем неоднократно назв. менялось (в годы Великой франц. революции – Нац. опера, Опера, затем Императорская академия музыки и другие.), в 1875 утвердилось совр. название – Национальный оперный т-р, или парижская Опера).

Академия танца

АКАДÉМИЯ ТÁНЦА (Королевская академия танца; L'Académie royale de danse), осн. в 1661 в Париже по указу Людовика XIV. Состояла из совета, к-рый возглавлял директор (первый – П. Бошан, затем – Л. Пекур). В совет входило 13 мастеров танца – балетмейстеров (в то время – учителя танца), регулярно собиравшихся в таверне "Деревянная шпага" (около Лувра). А.т. занималась кодификацией придворных и характерных танцев. Ж. Ж. Новер в "Письмах о танцах и балетах" упрекал академию в консерватизме. В 1780 А.т. прекратила существование.

"Акканат"

"AKKAHÁT", балет в 3 актах 3 картинах. Комп. Г. А. Жубанова, сцен. А. Мамбетов. 21.5.1966, Т-р им. Абая, балетм. Д. Т. Абиров и З.Μ. Райбаев, худ. В. Мамонтов, дирижёр Т. Османов; Акканат – Ф. Ултанбаева, Асан – А. Асылмуратов. 21.6.1967, там же, сцен. Райбаев и Мамбетов, балетм. Райбаев, худ. И. Корогодин, дирижёр Османов; исполнители гл. партий те же. Балет является частью спектакля "Легенда о белой птице".

Л. П. Сарынова.

"Аладин и волшебная лампа"

"АЛАДИ́Н И ВОЛШÉБНАЯ ЛÁМПА", балет в 4 актах 7 картинах с прологом (по сказкам "1001 ночи"). Комп. Б. В. Савельев, сцен. А. Г. Хандамиров. 28.12.1956, Новосибирский т-р, балетм. Е. А. Мачерет, худ. И. В. Севастьянов, дирижёр A. A. Копылов; Колдун – O. A. Покровский, Аладин – Ю. В. Гревцов, Будур – Л. И. Крупенина, Визирь – Е. Г. Ефимов. 1957, Одесский т-р, балетм. Н. И. Трегубов. 1964, Куйбышевский т-р, балетм.Н.В. Данилова.

Алгаров Ю.

АЛГÁРОВ (Algaroff) Юлий (р. 28.3.1918, Симферополь), франц. артист. С 1921 жил в Берлине, где с 1934 учился у Е. П. Эдуардовой, затем в Париже с 1937 занимался у Л. H Егоровой и Б. Князева. В 1937–42 солист оперного т-ра в Лионе. В 1946, 1948–49 в труппе Балет Елисейских полей (Париж), в 1952–64 ведущий танцовщик парижской Оперы. С 1965 работает импресарио. Партии: Альберт, Зигфрид, Франц, Колен, Ромео и другие. Первый исполнитель партий: Художник ("Художник и его модель" Орика, 1949, Балет Елисейских полей, балетм. Л. Ф. Мясин), Иван-царевич ("Жар-птица", 1954, парижская Опера, балетм. С. Лифарь). Исполнял гл. партии в пост. балетм.: Ж. Шарра – "Игра в карты"; Р. Пти – "Встреча" Косма, "Бродячие комедианты" Соге и другие. В 1960 гастролировал в СССР вместе с И. Шовире.

В. В. Киселёв.

Ю. Алгаров - Фокусник ("Бродячие комедианты")

Алгаров Ю.

Ю. Алгаров - Фокусник ("Бродячие комедианты")

"Алдар-Косе"

"АЛДÁР-KOCÉ" ("Весёлый обманщик", "Похождения Алдар- Косе"), балет в 3 актах 7 картинах. Комп. К. А. Корчмарёв, сцен. К. Бурунов и Н. С. Холфин. 31.10.1942, Т-р им. Махтумкули, балетм. Холфин, худ. И. М. Рабинович, дирижёр С. Я. Орланский; Алдар-Косе – Б. Какабаев, Карагыз – Т. Сатлыклычева, Реджеп – К. Джапаров. 1952, новая ред. там же, балетм. Джапаров, худ. Х. Х. Кордыш, дирижёр X. Аллануров; Алдар-Косе – X. Исмаилов, Эне – Л. И. Кондюкова, Меред – М. А. Ахундов, Хан – Ч. Гельдыев. 12.11.1949 ("Весёлый обманщик"), Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. Холфин, худ. Б. Г. Кноблок, дирижёр В. А. Эдельман; Алдар-Косе – A. C. Тольский, Эне – Л. С. Якунина. 30.5.1951 ("Весёлый обманщик"), Ленингр. Малый т-р, балетм. Б. А. Фенстер и К. Джапаров, худ. И. А. Коротков (декорации) и Л. И. Короткова (костюмы), дирижёр Е. М. Корнблит; Алдар-Косе – В. М. Тулубьев, Эне – В. М. Розенберг, Меред – Ю. В. Малахов, Хан – H. H. Филипповский.

Александров А. А.

АЛЕКСÁНДРОВ (наст. фам. – Мартиросьянц) Александр Артемьевич [22.1(3.2).1891, Петербург, – 25.12.1955, Алма-Ата], советский артист, балетмейстер. В 1917 окончил частную балетную студию Москалёвой, в 1921 – юридич. ф-т Петрогр. ун-та. С 1918 артист балета т-ров Петрограда (Современный т-р, Т-р комич. оперы и другие.). В 1925–33 в труппе Большого т-ра. Выступал также и как эстрадный характерный танцовщик. С 1933 балетмейстер Казах. муз. т-ра. Внёс большой вклад в становление и развитие казах. хореографии. В музыкально-драматич. спектакле "Шуга", в операх "Кыз-Жибек" (1934), "Жалбыр" (1935) и "Ёр-Таргын" (1937) Брусиловского создал первые образцы казах. сценич. танца. Ставил танцы для балетной труппы Казах. филармонии, артистки Шары Жиенкуловой. Иск-во А. отмечено глубоким знанием фольклора, высокой хореографич. культурой. Основал в 1934 в Алма-Ате при Муз. школе балетное отделение, преобразованное в 1937 в Казах. хореографич. уч-ще.

Л. П. Сарынова.

Алексидзе Г. Д.

АЛЕКСИ́ДЗЕ Георгий Дмитриевич (р. 7.1.1941, Тбилиси), сов. артист, балетмейстер. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1978). В 1960 окончил Моск. хореографич. уч-ще (педагог A. M. Meccepep), в 1966 – балетмейстерское отделение Ленингр. консерватории (педагог Ф. В. Лопухов). В 1961–62 солист Т-ра им. Палиашвили, в 1967–78 педагог балетмейстерского отделения Ленингр. консерватории. Пост. в Т-ре им. Кирова – "Орестея" Ю. Фалика (1968), "Скифская сюита" на муз. Прокофьева (1969), "Тема с вариациями" на музыку Брамса, "Концерт фа мажор" на муз. Вивальди (все – 1970), "Балетный дивертисмент" на муз. балета Моцарта "Безделушки" (в спектакле "Одноактные балеты…", 1974). В 1966–68 для ленингр. ансамбля Камерный балет пост. три программы одноактных балетов, среди к-рых: "Афоризмы" на муз. Шостаковича, "Сюита на музыку XVI, XVII, XVIII веков", "Метаморфозы" на муз. Бриттена, "Скоморохи" на муз. Фалика, балетные сюиты "Галантная Индия" Рамо, "Сюита для духового квинтета" Мийо, "Сарабанда и фантазия" на муз. Баха и другие. С 1973 гл. балетмейстер Т-ра им. Палиашвили, где пост.: в 1973 – "Берикаоба" Квернадзе; в 1974 – "Вечер одноактных балетов" ("Вариации на тему Моцарта" на муз. Шопена, "Орестея" Фалика, "Классическая симфония" на муз. Прокофьева), "Хореографическая фантазия" ("Безделушки"; "Чакона" на муз. Баха, "Античные эскизы" Цинцадзе); в 1975 – "Коппелия"; в 1976 – "Хореографическая сюита" на муз. Тактакишвили; в 1977 – "Щелкунчик"; в 1978 – "Медея" Габичвадзе. Для ленингр. ансамбля Хореографические миниатюры пост. балеты "Пульчинелла" и "Блудный сын" (оба – 1978).

Лит.: Деген Α., Ступников И., Талант ясный, своеобразный, в сб.: Музыка и хореография современного балета, вып. 1, Л., 1974.

Э. Н. Гугушвили.

"Хореографическая фантазия". Балетм. Г. Алексидзе

Алексидзе Г. Д.

"Хореографическая фантазия". Балетм. Г. Алексидзе

Алексидзе И. А.

АЛЕКСИ́ДЗЕ Ирина Александровна [р. 8(21).1.1914, Тбилиси], сов. артистка. Нар. арт. Груз. ССР (1960). В 1921–31 занималась в балетной студии под рук. М. И. Перини. В 1931–32 стажировалась в Тбилисском т-ре. В 1932–34 ученица хореографич. техникума при Большом т-ре. В 1941 окончила филологич. ф-т Тбилисского ун-та. В 1944–61 одна из ведущих солисток Т-ра им. Палиашвили. Классич. танцовщица лирико-драматич. амплуа, А. внесла также значит. вклад в развитие груз. хореографич. иск-ва. Партии: Одетта, Эсмеральда; Хасинта ("Лауренсия"), Мария; Джавара ("Горда" Торадзе; Гос. пр. СССравни 1951), Зоя Рухадзе ("За мир" Торадзе), Маниже ("Сердце гор"), Ниави ("Синатле" Киладзе), Эмилия ("Отелло") и др.

И. Алексидзе - Зоя Рухадзе

Алексидзе И. А.

И. Алексидзе - Зоя Рухадзе

Алексютович К. А.

АЛЕКСЮТÓВИЧ Константин Андреевич (20.5.1884, дер. Бахаревичи Пуховичского р-на Минской обл., – 26.2.1943, Самарканд), сов. балетмейстер, педагог. В 1907 окончил Петерб. театр. уч-ще. Ставил танцы. В 1921–41 балетмейстер драматич. т-ров, Ансамбля белорус. песни и танца. Осуществил пост. первых балетных спектаклей на белорус. профессиональной сцене: "Коппелия"; "Очарованный лес" Дриго (оба – 1922, Белорус. гос. т-р, ныне Т-р им. Я. Купалы, Минск).

Ю. М. Чурко.

"Аленький цветочек"

"ÁЛЕНЬКИЙ ЦВЕТÓЧЕК", балеты по сказке С. Т. Аксакова. 1) В 5 актах 8 картинах. Комп. Ф. А. Гартман, сцен. П. А. Маржецкий. 16.12.1907, Мариинский т-р, балетм. Н. Г. Легат, худ. К. А. Коровин, дирижёр P. E. Дриго; Марко Лугано – П. А. Гердт, Аннунциата – А. П. Павлова, Фламиния – В. А. Трефилова, Анжелика – О. И. Преображенская, Принц – М. М. Фокин, Аленький цветочек – Л. С. Леонтьев, Чудовище – А. Д. Булгаков; вставной номер "Мечта" ("Rêverie") – Μ.Φ. Кшесинская и Н. Г. Легат. 1911, Большой т-р, балетм. Н. Г. Легат, худ. Коровин, дирижёр Ю. Н. Померанцев; Анжелика – Е. В. Гельцер, Принц – В. Д. Тихомиров. 2) В 4 актах. Комп. К. А. Корчмарёв, сцен. Л. Черкашина. 2.4.1949, Новосибирский т-р, балетм. М. Ф. Моисеев, худ. Б. Г. Кноблок, дирижёр Е. Заблоцкий; Маша – Т. А. Зимина, её сёстры: Чванная – Г. Вакула, Дурнушка – Э. М. Воронина, Ваня – М. Сабо. 1951,

Рижский т-р. 1955, Ташкентский т-р, балетм. Г. И. Давиташвили.

Алиай А.

АЛИÁЙ (Aliaj) Агрон (р. 1933), алб. артист, балетмейстер. С 1945 выступал в самодеятельности, исполнял нар. алб. танцы. В 1950–56 учился в Моск. хореографич. уч-ще, по окончании к-рого – солист Гос. т-ра оперы и балета в Тиране. Партии: Колен, Шурале; Ромео ("Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского), Пабло ("Лола") и др. В 1970 пост. балет "Девушка с гор" Зорачи.

Аллан М.

ÁЛЛАН (Allan) Мод (1883, Торонто, – 7.10.1956, Лос-Анджелес), канад. танцовщица, педагог. Одна из видных представительниц школы ритмопластич. танца. Отрицала технику классич. танца, танцевала босиком, в костюме, напоминавшем др.-греч. хитон, вводила антич. пластику. Дебютировала в 1903 в Вене, в 1907 выступала в Париже ("Видение Саломеи" на муз. Реми). В танцах использовала произв. И. С. Баха, Р. Шумана, Э. Грига. Гастролировала в Европе (1908–28; в 1908 – в Петербурге), США, Африке и другие. В 1928–1933 преподавала в Великобритании, с 1940 – в США.

Соч.: My life and dancing, L., 1908.

Ε.Я. Суриц.

Аллануров Х.

АЛЛАНУ́РОВ Хыдыр (р. 8.11.1922, г. Кизыл-Арват Ашхабадской обл. Туркм. ССР), сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1977). В 1938–41 учился на туркм. отделении дирижёрского ф-та Моск. консерватории. С 1941 дирижёр, в 1962–73 (и с 1976) гл. дирижёр Т-ра им. Махтумкули. Участвовал в пост. балетов: "Лебединое озеро" (1952), "Жизель" (1956), "Дон Кихот" (1956); "Чудесный лекарь" Мухатова и Равича (1959), "Спартак" (1969), "Легенда о любви" (1969). В 1973–75 худ. рук. Туркм. гос. филармонии. Автор музыки балета "Студенты" (совм. с И. В. Якушенко, 1964, Т-р им. Махтумкули).

Н. П. Радкина.

Аллар М.

АЛЛÁР (Allard) Мари (14.8.1742, Марсель, – 14.1.1802, Париж), франц. артистка. Выступала в т-рах Марселя и Лиона. С 1756 солистка балета "Комеди Франсез". В 1761–1774 и 1776–81 в парижской Опере. А. танцевала во мн. балетах, в т. ч. в "Безделушках" Моцарта и "Медее и Язоне" Родольфа, поставленных Ж. Ж. Новером, в "Армиде" Люлли (1761), "Галантной Индии" (1761), "Празднествах Гебы" (1764) и "Анакреонте" (1769) Рамо, "Стихиях" Детуша (1776) и др. Балетм. Новер писал, что А. – "настоящая танцовщица и превосходная мимистка, с большим вкусом составляла свои антре". Мать известного танцовщика О. Вестриса.

Лит.: Migel P., The Ballerinas, Ν.Υ., [1972].

В. А. Майниеце.

Аллеманда

АЛЛЕМÁНДА (франц. allemande, букв. – немецкая), старинный танец нем. происхождения. Принадлежит к массовым "низким" беспрыжковым танцам – бассданс. Как бытовой и придворный танец появился в Англии, Франции и Нидерландах в сер. 16 в. Композиторы писали А. в двудольном тактовом размере, обращая внимание гл. обр. на гармонию аккордов. Современники считали, что в А. "много музыки, но мало танца". А. состояла из салюта кавалера и реверанса дамы, затем самого танца – спокойных шагов (одинарные и двойные бранли), различных положений рук (дама, скрещивая руки, поддерживала платье спереди, левая рука кавалера – на эфесе шпаги). Танцующие двигались парами друг за другом до конца зала, делали поворот на месте (не разъединяя рук) и продолжали танец в обратном направлении. К кон. 16 в. А. исчезла. Появившись снова под тем же назв. во 2-й пол. 18 в., приобрела более живой характер (муз. размер 3/4).

И. С. Ивлиева.

Алмасзаде Э. Г.

АЛМАСЗАДÉ (Алмазов) Энвар Гаджи Ага оглы (р. 27.8.1918, Баку), сов. театр. художник. Засл. художник Азерб. ССР (1963). В 1936 окончил Художеств. техникум им. А. Азимзаде (Баку). С 1937 работает в Т-ре им. Ахундова. А. принадлежит декорационное оформление балетов: "Бахчисарайский фонтан" (1941), "Девичья башня" (1940); "Гюльшен" Гаджибекова (1950), "Семь красавиц" (совм. с Ф. Гусаком, 1952), "Лауренсия" (1956); "Золотой ключик" Зейдмана (1957), "Чернушка" Аббасова (1965), "Спартак" (1967), "Золушка" (1972), "Дон Кихот" (1973) и др.

К. А. Касимов.

Алонсо Ф.

АЛÓНСО (Alonso) Фернандо (р. 27.12.1914, Гавана), кубин. артист, педагог. Учился у М. М. Мордкина, А. И. Вильтзака в Школе амер. балета. Дебютировал в труппе Балет Мордкина. Выступал в "Балле караван" (1939–40), "Балле тиэтр" (1933–41, 1942–1948, Нью-Йорк), в 1941–43 солист труппы Об-ва муз. иск-ва (Гавана). В 1948 совм. с женой Алисией А. и братом Альберто А. организовал труппу Балет Алисии А. (с 1959 – Нац. балет Кубы; с того же года генеральный директор этой труппы). Партии: Альберт, Зигфрид, Франц; в пост. балетм. А. Де Милль – Дьявол ("Три девы и дьявол" на муз. Респиги), А. Тюдора – Меркуцио ("Ромео и Джульетта" на муз. Дилиуса), М. М. Фокина и Д. Лишина – Аякс ("Елена Прекрасная" на муз. Оффенбаха) и др. Пост.: "Пеллеас и Мелизанда" на муз. Дебюсси (1943). Преподаёт в Школе балета в Гаване. С 1975 директор труппы Балет Камагуэя.

Н. В. Шашкова.

Альханко А.

АЛЬХÁНКО (Alhanko) Аннели (р. 11.12.1953, Богота, Колумбия), швед. артистка. Училась в школе Королевского швед. балета. С 1971 – в труппе т-ра. Партии в балетах: "Щелкунчик" (Клара), "В ночи" на муз. Малера, "Жар-птица" (Царевна), "Фрекен Юлия". В 1975 стажировалась в Т-ре им. Кирова (исполнила партию Жизели).

Л. Сведин.

Алябьев А. А.

АЛЯ́БЬЕВ Александр Александрович [4(15).8.1787, Тобольск, – 22.2(6.3).1851, Москва], рус. композитор. Учился, очевидно, у И. Я. Миллера. Автор музыки к водевилям, в т. ч. к комедии-водевилю "Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты" Арапова (1824, Петербург, бенефис А. И. Истоминой, выступавшей как танцовщица, певица и другие.матич. актриса; 1825, Большой т-р, Москва, бенефис танцовщицы Д. С. Ришард), к опере-водевилю "Забавы калифа, или Шутки на одни сутки" Писарева (совм. с комп. Ф. Е. Шольцем и А. Н. Верстовским; А. принадлежал 2-й акт с большим хореографич. дивертисментом, Большой т-р, Москва, 1825, балетм. А. П. Глушковский), к опере-водевилю "Утро и вечер, или Ветер переменился" Зотова (1826, Петербург; 1827, Москва), В 1827 в моск. Большом т-ре был пост. комич. балет А. "Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты" (балетм. Ф. Бернаделли; судя по назв., – продолжение балета "Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле" Маковеца; 1818, балетм. тот же). В 1953 в Т-ре им. Кирова (балетм. Н. П. Ивановский) была показана картина из "Волшебного барабана". Этот балет был сочинён композитором в тюрьме во время следствия по несправедливому обвинению. В тобольской ссылке (1828–31) и в последующие годы А. написал много танц. музыки для симфонич. и духового оркестров (полонезы, кадрили, вальсы, мазурки и другие.>.).

Лит.: Штейнпресс Б., Страницы из жизни A. A. Алябьева, М., 1956; его же, A. A. Алябьев в изгнании, М., 1959; Доброхотов Б., Александр Алябьев. Творческий путь, М., 1966.

Б. C. Штейнпресс.

Амайя К.

АМÁЙЯ (Amaya) Кармен (псевд. – Ла Капитана; La Capitana) (1913, Барселона, – 19.11.1963, Багур), исп. танцовщица. Исполнительница танцев фламенко (танцы андалусских цыган). С семилетнего возраста выступала в Барселоне, затем в др. городах Испании, во Франции. В нач. 30-х гг. организовала труппу, состоявшую преим. из членов её семьи. В 1933 пост. цикл "Танцевальные сцены андалусских цыган". После успешных выступлений в Аргентине (1936–41) гастролировала в США (1941–45). В 40–50-е гг. совершила турне по Аргентине, странам Европы. А. исполняла танцы в сопровождении нар. музыки, аранжированной для неё комп. Асагра. Прославилась гл. обр. своими танц. импровизациями.

Е. Я. Суриц.

К. Амайя

Амайя К.

К. Амайя

Амати О.

АМÁТИ (Amati) Ольга (р. 19.1.1924, Милан), итал. артистка. В 1933–42 училась в балетной школе при т-ре "Ла Скала" у Ч. Форнароли, Э. Балнс и другие. В 1942 дебютировала в этом т-ре в балете "Пиноккио" на муз. Раньи (балетм. В. Коломбо). В 1945 в труппе Балет Миллоша, где выступала в пост. А. Миллоша – "Дама с камелиями" на муз. Верди, "Безделушки" и другие. В 1946–56 прима-балерина "Ла Скала". Лучшие партии – Сванильда, Жизель, Одетта, а также партии в балетах: Дж. Баланчина – "Балле эмпериаль" на муз. Чайковского; Л. Ф. Мясина – "Парижское веселье" на муз. Оффенбаха; Миллоша – "Творения Прометея" и другие. А. – танцовщица романтич. стиля, отличавшаяся исключительной лёгкостью. С 60-х гг. педагог балетной школы при Римской опере.

Амберг Д.

ÁМБЕРГ (Amberg) Джордж (1901, Галле, Германия, – 27.7.1971, Нью-Йорк), амер. критик и историк. С 1943 хранитель танц. архивов Музея совр. иск-ва в Нью-Йорке. С 1956 проф. школы иск-в при ун-те в Миннеаполисе. Автор книг "Каталог танцевальных фильмов" (1945), "Искусство в современном балете" (1946), "Балет в Америке" (1949) и др.

Е. Я. Суриц.

Амбуаз Ж.

АМБУÁЗ (Amboise) Жак д' (р. 28.7.1934, Дедем, Массачусетс), амер. артист, балетмейстер, педагог. Окончил Школу амер. балета. С 1949 в труппе "Нью-Йорк сити балле" (с 1953 солист). Вначале танцевал в спектаклях, содержащих амер. мотивы (балетм. Л. Кристенсена – "Заправочная станция" Томпсона; Дж. Баланчина – "Симфония Дальнего Запада" Кея, "Звёзды и полосы" на муз. Сузы в обработке Кея), в к-рых создал образ обаятельного энергичного амер. парня. В этот же период исполнил гл. роли в муз. фильмах "Семь невест для семи братьев" (1954), "Карусель" и "Лучшее в жизни бесплатно" (оба – 1956). Позднее выступал в балетах классич. наследия ("Лебединое озеро", "Щелкунчик") и в неоклассич. балетах Баланчина: "Эпизоды" на муз. Веберна; "Вариации Доницетти", "Движения" на муз. Стравинского. Одна из его лучших ролей – Аполлон ("Аполлон Мусагет", балетм. Баланчин). Пост. для труппы "Нью-Йорк сити балле": "Ирландская фантазия" на муз. Сен-Санса (1964), "Пролог" на муз. Ирвинга (1967), "Сюита Чайковского" (1969). Преподаёт в Школе амер. балета. В 1962, 1972 в составе труппы "Нью-Йорк сити балле" гастролировал в СССР.

Лит.: Maynard O., J. d'Amboise, "Dance magazine", 1969, Oct.; Goodman S., An extraordinary anniversary, там же, 1970, Nov.

Ε.Я. Суриц.

Предыдущая страница Следующая страница