Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Я"
ЯГМИ́НАС Генрикас Антано [р. 28.10(10.11).1912, Байсогала, ныне Радвилишского р-на], сов. артист. Засл. арт. Литов. ССР (1962). С 1925 в Каунасском, с 1945 в Вильнюсском т-рах. Участник первого балетного спектакля, поставленного на литов. сцене, "Коппелия" (1925, партия Франца). Партии: Степан ("Светлана" Клебанова), Базиль; Арлекин ("Арлекинада"), Аполлон ("Вальпургиева ночь"), Бармалей ("Доктор Айболит") и др. Л. И. Мотеюнайте. |
"ЯГ-МОРТ" ("Лесной человек"), балет-легенда в 2 актах (по мотивам нар. сказаний коми). Комп. Я. Перепелица, сцен. Г. Тренёв (сценич. вариант Г. Ваховского и И. Орловского). 21.8.1961, Муз.-драматич. т-р, Сыктывкар, балетм. Ваховский, худ. В. Игнатов, дирижёры Н. Клаус и В. Шестопалов. |
ЯГУ́ДИН Шамиль Хайрулович (р. 10.2.1932, дер. Усть-Инза Пензенской обл.), сов. артист, педагог. Нар. арт. РСФСР (1969). Чл. КПСС с 1961. Окончил Моск. хореографич. уч-ще (1952, педагог A. B. Жуков), ГИТИС (1976, отделения балетмейстерское и педагогов хореографии). С 1952 в Большом т-ре. Танец Я. отличают мужественная энергия, темперамент, экспрессия движений и пластики. Среди лучших ролей: Пан ("Вальпургиева ночь"), Нурали; Куман ("Половецкие пляски"), танец с саблями ("Гаянэ"). Др. партии: Шут ("Ромео и Джульетта"), Акробат ("Красный мак"), Шурале; Ганс ("Жизель"), Злой гений ("Лебединое озеро"), Раб ("Спартак"), китайский танец ("Щелкунчик"), Ибн-Салом ("Лейли и Меджнун"), Виноградинка ("Чиполлико"). В концертном репертуаре артиста: "Экстаз" (на муз. 12-го этюда Скрябина, пост. К. Я. Голейзовский), "Казахский танец с палкой" и "Танец башкирского охотника" (пост. A. M. Meccepep), "Куклы" (пост. В. И. Вайнонен). За танец "Гопак" (из балета "Тарас Бульба", балетм. Р. В. Захаров) удостоен 1-й пр. на Конкурсе нар. танца в Бухаресте. Участвовал в гастролях за рубежом. С 1974 педагог-репетитор Большого т-ра. Н. М. Садовская. |
ЯЖИНУ́ВНА-СÓБЧАК (Jarzynówna-Sobczak) Янина (р. 28.1.1915, Вена), польская артистка, балетмейстер, педагог. В 194546 руководила созданной ею школой танца в Кракове; в 194953 худ. рук. балетной труппы Оперной студии и в 195370 Балтийской оперы в Гданьске. Пост. и возобн.: "Времена года" (1952); "Петя и волк" на муз. Прокофьева (1952, 1968), "Свадьба в Ойцуве" (1952, 1959, 1970), "Пан Твардовский" (1954, 1965), "Дафнис и Хлоя" (1958), "Золушка" (1959), "Харнаси" (1960), "Чудесный мандарин" (1960); "Маленькая сюита" на муз. Лютославского (1961), "Море" (1963); "Титания и осёл" Турского (1967), "Броненосец "Потёмкин"" Луцюка (1967), "На постое" Монюшко (1970), "Скульптуры мастера Петра" Твардовского (1972), "Вековечные песни" на муз. Карловича (1974) и др. Автор 2 циклов телевизионных программ: "Балет" и "Театр движения". Ставила танцы в драм. т-ре, кино, на телевидении. Организатор и худ. рук. (195074) Балетной школы в Гданьске. И. Турска. |
ЯЗВИ́НСКИЙ Георгий Иванович [р. 13(26).2.1905], сов. артист и балетмейстер. Окончил Моск. хореографич. уч-ще (педагог A. A. Горский). В 192325 выступал в разл. коллективах Москвы. С 1926 артист, с 1939 балетмейстер в т-рах РСФСравни Ср. Азии и Закавказья. Партии: Зигфрид, Конрад, Вацлав и другие. В 194856 гл. балетмейстер Горьковского, в 196367 Уфимского т-ров. Пост. балеты классич. наследия: "Лебединое озеро" (1940, Пермь; 1951, Горький; 1960, Свердловск), "Дон Кихот" (1946, Пермь; 1948, Горький), "Спящая красавица" (1953, Горький), "Конёк-Горбунок" Пуньи (1947, Т-р им. Навои, Ташкент), "Щелкунчик" (1957, Свердловск; 1969, Уфа), "Баядерка" (1960, Свердловск). Осуществил первые пост. спектаклей: "Тимур и его команда" Нестерова (1956, совм. с О. М. Дадишкилиани, Горький), "Бесприданница" Фридлендера (1958, Свердловск), "Сердце Марики" Мошкова (1959, там же), "Янко-музыкант" Юровского ("Перед рассветом", 1961,там же), "Мурзилка-космонавт" Сабитова (1964, Уфа). Среди др. пост.: "Красный мак" ("Красный цветок", 1951, Т-р им. Спендиарова, Ереван), "Юность" (1951, Горький), "Лауренсия" (1954, Горький; 1957, Свердловск); "Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса (1958, Свердловск). Ставил танцы в операх ("Пан воевода" Римского-Корсакова, "Тропою грома" Магиденко, и др.). A. C. Иванов. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЯКУ́ТСКИЙ МУЗЫКÁЛЬНЫЙ ТЕÁТР. В 1925 в Якутске создан Гос. драм. театр, при к-ром в 1931 начала работать первая якут. балетная труппа под рук. A. A. Глебова и Н. Ф. Ягор. В 1948 значительная часть балетной труппы вошла во вновь организованный Якутский муз.-драматич. т-р им. П. А. Ойунского. В 1971 труппы разделились на муз. и драматич., Я. м. т. стал самостоят. т-ром. В 1947 пост. первый нац. балет "Полевой цветок" Литинского и Жиркова (балетм. С. В. Владимиров). В 1949 при муз.-художеств. уч-ще открыто хореографич. отделение. В балетной труппе работали : артисты Л. И. Мекюрдянов, Е. Ф. Сивцева, балетмейстеры М. Я. Жорницкая, А. Н. Мохотчунова, В. В. Козлов, В. М. Елгина, К. Д. Карпинская, Б. М. Губжоков, Б. Ш. Халиулов и другие.; дирижёры Г. М. Кривошапко, Ю. И. Алиев, В. М. Бочаров, Г. Ф. Таныгин и другие.; художники Г. М. Туралысов, С. Г. Болле, И. Винокуров и другие. В балетной труппе театра (1980): нар. арт. Якут. АССР Е. А. Степанова, засл. арт. Якут. АССР М. Р. Местников, К. И. Иванова, Н. Христофорова, арт. А. Ягодкин, Г. Жиланов, Г. Баишев, Л. Габышева, А. Ултургашев; гл. балетм. А. Попов. Гл. дирижёр Ю. Н. Степанов. (в скобках фамилии балетмейстеров) 1947. "Полевой цветок" Литинского и Жиркова (Владимиров).
1949. "Нюргуйана" ("Алый платочек") Литинского и Жиркова.
1958. "Бахчисарайский фонтан" (Козлов).
1959. "Лауренсия" (Козлов).
1961. "Полевой цветок" (2-я ред., Козлов), "Лебединое озеро" (Козлов и Елгина).
1964. "Чурумчуку" Батуева и "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (Карпинская).
1966. "Барышня и хулиган" на муз. Шостаковича (Губжоков).
1967. "Доктор Айболит"; "Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса и "Алый платочек" (все Губжоков).
1968. "Кюн Куо" Каца (К. Мадемилова).
1970. "Аппассионата" Бетховена (Бурханов).
1971. "Орлы летят на север" Комракова (Бурханов), "Чурумчуку" (Карпинская), "Вальпургиева ночь" (Попов).
1972. "Священный Ильмень" на муз. Салиман-Владимирова (Бурханов).
1974. "Сияние Севера" Бочарова и "Двое" на муз. "Кармен-сюиты" (Попов).
1976. "Подвиг" Комракова и "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (Попов), "Шопениана" и "7-я симфония" Прокофьева (Халиулов).
1977. "Сотворение мира" Петрова (Попов).
1979. "Пахита" (Н. Посельская по Петипа), "Ночная серенада" на муз. Моцарта и "Болеро" (оба Попов).
1980. "Собор Парижской богоматери" Пуньи, Василенко (Попов). |
ЯНÁСИК (Janasik) Стефан (р. в 1900-е гг.), польский театр. художник. Среди оформленных балетов: "Сказка" Монюшко (1928, "Т-р Вельки", Варшава, балетм. Е. Каплиньский; под назв. "Воспоминание", 1955, Опера во Вроцлаве, балетм. М. Мроз), "Калиостро в Варшаве" Маклякевича и "Харнаси" (оба 1947, "Театр Вельки", Познань, балетм. Каплиньский), "Карнавал" на муз. Шумана (1950, балетм. Э. Паплиньский), "Свантевит" Перковского (1951) и "Коппелия" (1952, Опера в Познани), оба балетм. Л. Вуйциковский; "Пан Твардовский" (1953, Опера во Вроцлаве, балетм. З. Патковский), "Золушка" (1953, Силезская опера, Бытом, балетм. М. Копиньский). В. М. Паппе. |
Я́НИЧЕК (Janíček) Альберт (р. 22.9.1926, Острава), чехосл. артист и балетмейстер. Засл. арт. ЧССР (1967). Ученик Э. Габздила. С 1943 в т-ре Остравы, с 1972 рук. балетной труппы. Партии: Ондраш и Юраш ("Ондраш" Гурника), Тибальд, Северьян, Чудесный мандарин; Яго ("Отелло" Гануша), Зигфрид, Ротбарт, Альберт, Дезире, Франц, Нурали и Гирей; Гонза ("Соль дороже золота" Гануша) и др. Пост. балеты: "Коппелия" (1973), "Встречи с Гершвиным", "Спящая красавица" (оба 1974), "Франсуа Вийон" (1976) и др. В. Вашут. |
Я́НКОВ Крум Георгиев (р. 29.3.1926), болг. артист и педагог. С 1946 в Софийской опере. Партии: Найден ("Змей и Яна" Манолова, "Нестинарка" Големинова), Орфей ("Орфей и Родопа" Цветанова), Зигфрид, Альберт, Фрондосо, Вацлав и другие. С 1957 преподаёт в Софийском хореографич. уч-ще. |
"Я́НКУ ЖИÁНУ" ("Iancu Jianu"), балет в 3 актах. Комп. М. Кириак, сцен. и балетм. О. Дановский. 7.2.1964, Румынская опера, Бухарест, худ. И. Ипсер, дирижёр К. Трэилеску; Янку Жиану Г. Попеску, Султана И. Личиу, Иляна А. Мезинческу, Домника В. Масини, Ябраш А. Георгиу. К. Кыржан. |
ЯПÓНСКАЯ БАЛÉТНАЯ АССОЦИÁЦИЯ ("Нихон барэ кёкай"), осн. в 1958, объединяет ведущих деятелей балетного иск-ва Японии. В неё входят наиболее крупные балетные труппы страны ("Комаки барэдан", "Каитани барэдан", "Мацуяма барэдан", "Хомура Томои барэдан" и другие.>.; за исключением труппы "Токё барэдан" Токио балет). Возглавляет ассоциацию старейшина балетного иск-ва Японии Хаттори Тиэко. Ассоциация осуществляет постановки силами артистов разл. трупп при материальной поддержке Управления культуры Мин-ва просвещения и отдельных обществ. организаций. Среди пост.: "Золотой петушок" на муз. Н. Римского-Корсакова (1959), "Жизель" (1970), "Спящая красавица" (1971), "Ромео и Джульетта" (1972), "Золушка" (1973), "Коппелия" (1976). Начиная с 1963 ассоциация устраивает ежегодные фестивали балетного иск-ва, в к-рых принимают участие крупнейшие хореографы Японии. Я. б. а. выпускает ежегодники, способствующие распространению знаний о хореографич. иск-ве. Лит.: Нихон барэ нэнкан (Ежегодники балета), Токио, 197076. Л. Д. Гришелёва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"Я́РМАРКА В БРЮ́ГГЕ, ИЛИ ТРИ ДÁРА" ("Kermessen i Brügge eller De tre Gaver"), балет в 3 актах. Комп. Х. С. Паулли, сцен. Авг. Бурнонвиль. 4.4.1852, Королевский дат. балет, Копенгаген. Балетм. Авг. Бурнонвиль, худ. О. Педерсен; Элеонора Дж. Прайс. Балет сохраняется в репертуаре коллектива. Возобн.: 1966, балетм. Ф. Флиндт, отдельные танцы балетм. X. Брено, худ. Ж. Ноэль. Е. Я. Суриц. |
Я́РОНЬ (Jaroń) Эльжбета (р. 30.6.1941, Жирардув), польская артистка. С 1960 солистка, а с 1967 ведущая солистка "Т-ра Вельки" в Варшаве. Партии: в дуэте ("Ноктюрн и тарантелла" на муз. Шимановского), Жизель; Королева Востока, Королева подземелья, Красавица ("Пан Твардовский"), Фея ("Золушка"), Сванильда; в пост. А. Родригеса Избранница ("Весна священная"), Хлоя ("Дафнис и Хлоя"), и др. В 196971 педагог Балетной школы в Варшаве. И. Турска. |
"ЯРОСЛÁВНА", балет в 2 актах (по мотивам "Слова о полку Игореве"). Комп. Б. И. Тищенко, сцен., балетм. и худ. О. М. Виноградов. 30.4.1974, Ленингр. Малый т-р, режиссёр Ю. П. Любимов, дирижёр A. C. Дмитриев; Игорь H. A. Долгушин, Ярославна Т. И. Фесенко, Кончак A. B. Мальгина, Плакальщица Н. В. Ивашеева. 1977, Новосибирский т-р. балетм. A. A. Дементьев. В основе балета подлинное событие рус. истории 12 в.: окончившийся поражением поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев. Важнейшие эпизоды "Сборы в поход", "Жёны русские", "Поход", "Затмение", "Окружение", "Вторая битва", "Плен", "Плач Ярославны", "Побег", "Призыв к единению". В. A. Майниеце. |
ЯРÓЦКИЙ (Jarocki) Станислав (11.11.1887, Львов, 8.10.1966, Познань), польский театр. художник. Оформил балеты в Т-ре оперы и балета им. С. Монюшко (ранее "Т-р Вельки" в Познани): "Привал кавалерии" Армсгеймера, "Коппелия" (оба 1921, балетм. Р. Моравский), "Карнавал"; "Сказка" на муз. Монюшко, "Послеполуденный отдых фавна" (все 1923, балетм. Я. Цеплиньский); "Фея кукол" (1924, балетм. тот же), "Шехеразада" (1928, балетм. М. Станкевич); "Павлин и девочка" Шелиговского (1950, балетм. Э. Паплиньский), "Лебединое озеро" (1953, в ред. С. Мищика); "Из крестьян в короли" Бацевич (1954, балетм. тот же), "Спящая красавица" (1956, балетм. Е. Гогул, по М. И. Петипа); "Песня о земле" Палестера (1958, балетм. З. Патковский). Работал в Опере во Вроцлаве: "Раймонда" (1955, балетм. тот же); в Силезской опере в Бытоме: "Пан Твардовский" (1948); "Свантевит" Перковского (1949) оба балетм. Мищик; в "Театре Вельки" в Варшаве: "Пан Твардовский" (1959, балетм. Ф. Парнель); в Опере в Лодзи: "Прелюдия" на муз. Листа (1962, балетм. тот же) и др. В. М. Паппе. |
ЯРУ́ЛЛИН Фарид Загидуллович [19.12.1913 (1.1.1914), Казань, сентябрь 1943], сов. композитор. В 1939 окончил Моск. консерваторию (педагог Г. И. Литинский). Автор первого татарского балета "Шурале" (1945, Тат. т-р оперы и балета, балетм. Л. А. Жуков и Г. Х. Тагиров). Музыка балета основана на симфонизированных нар. интонациях. Для характеристики персонажей Я. использовал систему лейтмотивов. Погиб на фронте под Курском. Лит.: Бахтияровя Ч., Фарид Яруллин, Казань, 1960. |
ЯРЫ́ГИНА Антонина Васильевна [р. 23.2(8.3).1908, Киев], сов. артистка, балетмейстер, педагог. Засл. арт. УССР (1951). Чл. КПСС с 1956. В 1924 окончила Киевскую хореографич. студию под рук. И. А. Чистякова, в 1929 класс усовершенствования при Ленингр. хореографич. уч-ще (педагоги А. Я. Ваганова, Е. П. Гердт). В 192446 работала в Т-ре им. Шевченко, Т-ре им. Палиашвили, в Саратовском и Одесском т-рах, Т-ре им. Абая и Т-ре им. Франко. Партии: Китри, Медора, Одетта Одиллия, Раймонда, Tao Хоа, Лилея; Светлана ("Светлана" Клебанова) и др. Пост. балет "Лилея" (1956, совм. с В. И. Вронским), танцы в операх. В 193235 педагог Одесской хореографич. студии, в 19461951 Киевского хореографич. уч-ща, в 195172 Киевского ин-та театр. иск-ва им. И. К. Карпенко-Карого. Г. А. Швачко. |
Я́ССКИЙ ÓПЕРНЫЙ ТЕÁТР, рум. театр. Создан в 1956. Первый рук. труппы Н. Якобеску, пост.: "Купе", "Приглашение к вальсу" на муз. Вебера, "Вальпургиева ночь", фрагменты из балетов "Бахчисарайский фонтан", "Дон Кихот", "Жизель", "Тарас Бульба", "Пламя Парижа", "Коппелия" (1958, совм. с А. Романовским). В 1959 балетм. М. Преотяса пост. "Бахчисарайский фонтан" и "Фадетту". С 1959 рук. труппы Б. Балог. Им пост.: "Триптих" ("Первая рапсодия" на муз. Энеску, "Шехеразада" и "Треуголка"), "Пэкалэ" Добоша (1961), "Медный всадник" (1962). Спектакль из четырёх одноактных балетов ("На рынке" Жоры, "Оборотень" Ванчи, "Болеро" и "Франческа да Римини") осуществил О. Дановский. В 60-е гг. были пост. также "Щелкунчик" (балетм. В. Марку), "Тропою грома" (балетм. Балог). В 1966 солистка балета М. Атанасиу дебютировала как балетмейстер, поставив "Этюды" ("Маленькая серенада" на муз. Моцарта, "Море" на муз. Дебюсси, "Ария и фуга" на муз. Баха, "Симфониетта" на муз. Никулеску), в 1969 "Эсмеральду", в 1970 "Семь смертных грехов мещанина" Вейля, в 1971 "Ромео и Джульетту", в 1972 программу, составленную из "Неоконченной симфонии" на муз. Шуберта и собств. композиции "Хиросима" на муз. Пендерецкого и Лютославского. Солисты труппы И. Бойтанчук, А. Боаг, Н. Вронски, П. Михэйлеску-Ранжа, И. Ранжа, И. Русу, К. Cacy и другие. К. Кыржан. |
Я́СТРЕБОВА Нонна Борисовна (р. 22.10.1923, Петроград), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1957). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (ученица А. Я. Вагановой), в 194164 в Т-ре им. Кирова. Я. классич. лирико-комедийная танцовщица. Была первой исполнительницей партий: Бэла ("Бэла" Дешевова, 1941, спектакль Ленингр. хореографич. уч-ща, балетм. Б. А. Фенстер), Наташа ("Татьяна" Крейна, 1947, балетм. В. П. Бурмейстер), Вера ("Родные поля" Червинского, 1953, А. Л. Андреев), Эмилия ("Отелло", 1960, В. М. Чабукиани), Эльзевира ("Клоп" Отказова и Фиртича, 1962, Л. В. Якобсон). Среди др. партий: Аврора, Маша, Зарема, Золушка; Жанна ("Пламя Парижа"), миниатюры "Венский вальс", "Конькобежцы" и "Вечная весна" ("Хореографические миниатюры"). И. В. Ступников. |