Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "Я"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница

Статьи на букву "Я"

Ягминас Г. А.

ЯГМИ́НАС Генрикас Антано [р. 28.10(10.11).1912, Байсогала, ныне Радвилишского р-на], сов. артист. Засл. арт. Литов. ССР (1962). С 1925 в Каунасском, с 1945 в Вильнюсском т-рах. Участник первого балетного спектакля, поставленного на литов. сцене, – "Коппелия" (1925, партия Франца). Партии: Степан ("Светлана" Клебанова), Базиль; Арлекин ("Арлекинада"), Аполлон ("Вальпургиева ночь"), Бармалей ("Доктор Айболит") и др.

Л. И. Мотеюнайте.

"Яг-морт"

"ЯГ-МОРТ" ("Лесной человек"), балет-легенда в 2 актах (по мотивам нар. сказаний коми). Комп. Я. Перепелица, сцен. Г. Тренёв (сценич. вариант Г. Ваховского и И. Орловского). 21.8.1961, Муз.-драматич. т-р, Сыктывкар, балетм. Ваховский, худ. В. Игнатов, дирижёры Н. Клаус и В. Шестопалов.

Ягудин Ш. Х.

ЯГУ́ДИН Шамиль Хайрулович (р. 10.2.1932, дер. Усть-Инза Пензенской обл.), сов. артист, педагог. Нар. арт. РСФСР (1969). Чл. КПСС с 1961. Окончил Моск. хореографич. уч-ще (1952, педагог A. B. Жуков), ГИТИС (1976, отделения балетмейстерское и педагогов хореографии). С 1952 в Большом т-ре. Танец Я. отличают мужественная энергия, темперамент, экспрессия движений и пластики. Среди лучших ролей: Пан ("Вальпургиева ночь"), Нурали; Куман ("Половецкие пляски"), танец с саблями ("Гаянэ"). Др. партии: Шут ("Ромео и Джульетта"), Акробат ("Красный мак"), Шурале; Ганс ("Жизель"), Злой гений ("Лебединое озеро"), Раб ("Спартак"), китайский танец ("Щелкунчик"), Ибн-Салом ("Лейли и Меджнун"), Виноградинка ("Чиполлико"). В концертном репертуаре артиста: "Экстаз" (на муз. 12-го этюда Скрябина, пост. К. Я. Голейзовский), "Казахский танец с палкой" и "Танец башкирского охотника" (пост. A. M. Meccepep), "Куклы" (пост. В. И. Вайнонен). За танец "Гопак" (из балета "Тарас Бульба", балетм. Р. В. Захаров) удостоен 1-й пр. на Конкурсе нар. танца в Бухаресте. Участвовал в гастролях за рубежом. С 1974 педагог-репетитор Большого т-ра.

Н. М. Садовская.

Яжинувна-Собчак Я.

ЯЖИНУ́ВНА-СÓБЧАК (Jarzynówna-Sobczak) Янина (р. 28.1.1915, Вена), польская артистка, балетмейстер, педагог. В 1945–46 руководила созданной ею школой танца в Кракове; в 1949–53 худ. рук. балетной труппы Оперной студии и в 1953–70 – Балтийской оперы в Гданьске. Пост. и возобн.: "Времена года" (1952); "Петя и волк" на муз. Прокофьева (1952, 1968), "Свадьба в Ойцуве" (1952, 1959, 1970), "Пан Твардовский" (1954, 1965), "Дафнис и Хлоя" (1958), "Золушка" (1959), "Харнаси" (1960), "Чудесный мандарин" (1960); "Маленькая сюита" на муз. Лютославского (1961), "Море" (1963); "Титания и осёл" Турского (1967), "Броненосец "Потёмкин"" Луцюка (1967), "На постое" Монюшко (1970), "Скульптуры мастера Петра" Твардовского (1972), "Вековечные песни" на муз. Карловича (1974) и др. Автор 2 циклов телевизионных программ: "Балет" и "Театр движения". Ставила танцы в драм. т-ре, кино, на телевидении.

Организатор и худ. рук. (1950–74) Балетной школы в Гданьске.

И. Турска.

Язвинский Г. И.

ЯЗВИ́НСКИЙ Георгий Иванович [р. 13(26).2.1905], сов. артист и балетмейстер. Окончил Моск. хореографич. уч-ще (педагог A. A. Горский). В 1923–25 выступал в разл. коллективах Москвы. С 1926 артист, с 1939 балетмейстер в т-рах РСФСравни Ср. Азии и Закавказья. Партии: Зигфрид, Конрад, Вацлав и другие. В 1948–56 гл. балетмейстер Горьковского, в 1963–67 Уфимского т-ров. Пост. балеты классич. наследия: "Лебединое озеро" (1940, Пермь; 1951, Горький; 1960, Свердловск), "Дон Кихот" (1946, Пермь; 1948, Горький), "Спящая красавица" (1953, Горький), "Конёк-Горбунок" Пуньи (1947, Т-р им. Навои, Ташкент), "Щелкунчик" (1957, Свердловск; 1969, Уфа), "Баядерка" (1960, Свердловск). Осуществил первые пост. спектаклей: "Тимур и его команда" Нестерова (1956, совм. с О. М. Дадишкилиани, Горький), "Бесприданница" Фридлендера (1958, Свердловск), "Сердце Марики" Мошкова (1959, там же), "Янко-музыкант" Юровского ("Перед рассветом", 1961,там же), "Мурзилка-космонавт" Сабитова (1964, Уфа). Среди др. пост.: "Красный мак" ("Красный цветок", 1951, Т-р им. Спендиарова, Ереван), "Юность" (1951, Горький), "Лауренсия" (1954, Горький; 1957, Свердловск); "Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса (1958, Свердловск). Ставил танцы в операх ("Пан воевода" Римского-Корсакова, "Тропою грома" Магиденко, и др.).

A. C. Иванов.

Якобсон Л. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Якутский музыкальный театр

ЯКУ́ТСКИЙ МУЗЫКÁЛЬНЫЙ ТЕÁТР. В 1925 в Якутске создан Гос. драм. театр, при к-ром в 1931 начала работать первая якут. балетная труппа под рук. A. A. Глебова и Н. Ф. Ягор. В 1948 значительная часть балетной труппы вошла во вновь организованный Якутский муз.-драматич. т-р им. П. А. Ойунского. В 1971 труппы разделились на муз. и драматич., Я. м. т. стал самостоят. т-ром. В 1947 пост. первый нац. балет "Полевой цветок" Литинского и Жиркова (балетм. С. В. Владимиров). В 1949 при муз.-художеств. уч-ще открыто хореографич. отделение. В балетной труппе работали : артисты – Л. И. Мекюрдянов, Е. Ф. Сивцева, балетмейстеры – М. Я. Жорницкая, А. Н. Мохотчунова, В. В. Козлов, В. М. Елгина, К. Д. Карпинская, Б. М. Губжоков, Б. Ш. Халиулов и другие.; дирижёры – Г. М. Кривошапко, Ю. И. Алиев, В. М. Бочаров, Г. Ф. Таныгин и другие.; художники – Г. М. Туралысов, С. Г. Болле, И. Винокуров и другие. В балетной труппе театра (1980): нар. арт. Якут. АССР Е. А. Степанова, засл. арт. Якут. АССР М. Р. Местников, К. И. Иванова, Н. Христофорова, арт. А. Ягодкин, Г. Жиланов, Г. Баишев, Л. Габышева, А. Ултургашев; гл. балетм. А. Попов. Гл. дирижёр – Ю. Н. Степанов.

Репертуар т-ра

(в скобках фамилии балетмейстеров)

1947. "Полевой цветок" Литинского и Жиркова (Владимиров).

1949. "Нюргуйана" ("Алый платочек") Литинского и Жиркова.

1958. "Бахчисарайский фонтан" (Козлов).

1959. "Лауренсия" (Козлов).

1961. "Полевой цветок" (2-я ред., Козлов), "Лебединое озеро" (Козлов и Елгина).

1964. "Чурумчуку" Батуева и "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (Карпинская).

1966. "Барышня и хулиган" на муз. Шостаковича (Губжоков).

1967. "Доктор Айболит"; "Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса и "Алый платочек" (все – Губжоков).

1968. "Кюн Куо" Каца (К. Мадемилова).

1970. "Аппассионата" Бетховена (Бурханов).

1971. "Орлы летят на север" Комракова (Бурханов), "Чурумчуку" (Карпинская), "Вальпургиева ночь" (Попов).

1972. "Священный Ильмень" на муз. Салиман-Владимирова (Бурханов).

1974. "Сияние Севера" Бочарова и "Двое" на муз. "Кармен-сюиты" (Попов).

1976. "Подвиг" Комракова и "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (Попов), "Шопениана" и "7-я симфония" Прокофьева (Халиулов).

1977. "Сотворение мира" Петрова (Попов).

1979. "Пахита" (Н. Посельская по Петипа), "Ночная серенада" на муз. Моцарта и "Болеро" (оба – Попов).

1980. "Собор Парижской богоматери" Пуньи, Василенко (Попов).

Янасик С.

ЯНÁСИК (Janasik) Стефан (р. в 1900-е гг.), польский театр. художник. Среди оформленных балетов: "Сказка" Монюшко (1928, "Т-р Вельки", Варшава, балетм. Е. Каплиньский; под назв. "Воспоминание", 1955, Опера во Вроцлаве, балетм. М. Мроз), "Калиостро в Варшаве" Маклякевича и "Харнаси" (оба – 1947, "Театр Вельки", Познань, балетм. Каплиньский), "Карнавал" на муз. Шумана (1950, балетм. Э. Паплиньский), "Свантевит" Перковского (1951) и "Коппелия" (1952, Опера в Познани), оба – балетм. Л. Вуйциковский; "Пан Твардовский" (1953, Опера во Вроцлаве, балетм. З. Патковский), "Золушка" (1953, Силезская опера, Бытом, балетм. М. Копиньский).

В. М. Паппе.

Яничек А.

Я́НИЧЕК (Janíček) Альберт (р. 22.9.1926, Острава), чехосл. артист и балетмейстер. Засл. арт. ЧССР (1967). Ученик Э. Габздила. С 1943 в т-ре Остравы, с 1972 рук. балетной труппы. Партии: Ондраш и Юраш ("Ондраш" Гурника), Тибальд, Северьян, Чудесный мандарин; Яго ("Отелло" Гануша), Зигфрид, Ротбарт, Альберт, Дезире, Франц, Нурали и Гирей; Гонза ("Соль дороже золота" Гануша) и др. Пост. балеты: "Коппелия" (1973), "Встречи с Гершвиным", "Спящая красавица" (оба – 1974), "Франсуа Вийон" (1976) и др.

В. Вашут.

Янков К. Г.

Я́НКОВ Крум Георгиев (р. 29.3.1926), болг. артист и педагог. С 1946 в Софийской опере. Партии: Найден ("Змей и Яна" Манолова, "Нестинарка" Големинова), Орфей ("Орфей и Родопа" Цветанова), Зигфрид, Альберт, Фрондосо, Вацлав и другие. С 1957 преподаёт в Софийском хореографич. уч-ще.

"Янку Жиану"

"Я́НКУ ЖИÁНУ" ("Iancu Jianu"), балет в 3 актах. Комп. М. Кириак, сцен. и балетм. О. Дановский. 7.2.1964, Румынская опера, Бухарест, худ. И. Ипсер, дирижёр К. Трэилеску; Янку Жиану – Г. Попеску, Султана – И. Личиу, Иляна – А. Мезинческу, Домника – В. Масини, Ябраш – А. Георгиу.

К. Кыржан.

Японская балетная ассоциация

ЯПÓНСКАЯ БАЛÉТНАЯ АССОЦИÁЦИЯ ("Нихон барэ кёкай"), осн. в 1958, объединяет ведущих деятелей балетного иск-ва Японии. В неё входят наиболее крупные балетные труппы страны ("Комаки барэдан", "Каитани барэдан", "Мацуяма барэдан", "Хомура Томои барэдан" и другие.>.; за исключением труппы "Токё барэдан" – Токио балет). Возглавляет ассоциацию старейшина балетного иск-ва Японии Хаттори Тиэко. Ассоциация осуществляет постановки силами артистов разл. трупп при материальной поддержке Управления культуры Мин-ва просвещения и отдельных обществ. организаций. Среди пост.: "Золотой петушок" на муз. Н. Римского-Корсакова (1959), "Жизель" (1970), "Спящая красавица" (1971), "Ромео и Джульетта" (1972), "Золушка" (1973), "Коппелия" (1976). Начиная с 1963 ассоциация устраивает ежегодные фестивали балетного иск-ва, в к-рых принимают участие крупнейшие хореографы Японии. Я. б. а. выпускает ежегодники, способствующие распространению знаний о хореографич. иск-ве.

Лит.: Нихон барэ нэнкан (Ежегодники балета), Токио, 1970–76.

Л. Д. Гришелёва.

Японский классический танец

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Ярмарка в Брюгге, или Три дара"

"Я́РМАРКА В БРЮ́ГГЕ, ИЛИ ТРИ ДÁРА" ("Kermessen i Brügge eller De tre Gaver"), балет в 3 актах. Комп. Х. С. Паулли, сцен. Авг. Бурнонвиль. 4.4.1852, Королевский дат. балет, Копенгаген. Балетм. Авг. Бурнонвиль, худ. О. Педерсен; Элеонора – Дж. Прайс. Балет сохраняется в репертуаре коллектива. Возобн.: 1966, балетм. Ф. Флиндт, отдельные танцы балетм. X. Брено, худ. Ж. Ноэль.

Е. Я. Суриц.

Яронь Э.

Я́РОНЬ (Jaroń) Эльжбета (р. 30.6.1941, Жирардув), польская артистка. С 1960 солистка, а с 1967 ведущая солистка "Т-ра Вельки" в Варшаве. Партии: в дуэте ("Ноктюрн и тарантелла" на муз. Шимановского), Жизель; Королева Востока, Королева подземелья, Красавица ("Пан Твардовский"), Фея ("Золушка"), Сванильда; в пост. А. Родригеса – Избранница ("Весна священная"), Хлоя ("Дафнис и Хлоя"), и др. В 1969–71 педагог Балетной школы в Варшаве.

И. Турска.

"Ярославна"

"ЯРОСЛÁВНА", балет в 2 актах (по мотивам "Слова о полку Игореве"). Комп. Б. И. Тищенко, сцен., балетм. и худ. О. М. Виноградов. 30.4.1974, Ленингр. Малый т-р, режиссёр Ю. П. Любимов, дирижёр A. C. Дмитриев; Игорь – H. A. Долгушин, Ярославна – Т. И. Фесенко, Кончак – A. B. Мальгина, Плакальщица – Н. В. Ивашеева. 1977, Новосибирский т-р. балетм. A. A. Дементьев.

В основе балета – подлинное событие рус. истории 12 в.: окончившийся поражением поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев. Важнейшие эпизоды – "Сборы в поход", "Жёны русские", "Поход", "Затмение", "Окружение", "Вторая битва", "Плен", "Плач Ярославны", "Побег", "Призыв к единению".

В. A. Майниеце.

Яроцкий С.

ЯРÓЦКИЙ (Jarocki) Станислав (11.11.1887, Львов, – 8.10.1966, Познань), польский театр. художник. Оформил балеты в Т-ре оперы и балета им. С. Монюшко (ранее "Т-р Вельки" в Познани): "Привал кавалерии" Армсгеймера, "Коппелия" (оба – 1921, балетм. Р. Моравский), "Карнавал"; "Сказка" на муз. Монюшко, "Послеполуденный отдых фавна" (все – 1923, балетм. Я. Цеплиньский); "Фея кукол" (1924, балетм. тот же), "Шехеразада" (1928, балетм. М. Станкевич); "Павлин и девочка" Шелиговского (1950, балетм. Э. Паплиньский), "Лебединое озеро" (1953, в ред. С. Мищика); "Из крестьян в короли" Бацевич (1954, балетм. тот же), "Спящая красавица" (1956, балетм. Е. Гогул, по М. И. Петипа); "Песня о земле" Палестера (1958, балетм. З. Патковский). Работал в Опере во Вроцлаве: "Раймонда" (1955, балетм. тот же); в Силезской опере в Бытоме: "Пан Твардовский" (1948); "Свантевит" Перковского (1949) – оба балетм. Мищик; в "Театре Вельки" в Варшаве: "Пан Твардовский" (1959, балетм. Ф. Парнель); в Опере в Лодзи: "Прелюдия" на муз. Листа (1962, балетм. тот же) и др.

В. М. Паппе.

Яруллин Ф. З.

ЯРУ́ЛЛИН Фарид Загидуллович [19.12.1913 (1.1.1914), Казань, – сентябрь 1943], сов. композитор. В 1939 окончил Моск. консерваторию (педагог Г. И. Литинский). Автор первого татарского балета "Шурале" (1945, Тат. т-р оперы и балета, балетм. Л. А. Жуков и Г. Х. Тагиров). Музыка балета основана на симфонизированных нар. интонациях. Для характеристики персонажей Я. использовал систему лейтмотивов. Погиб на фронте под Курском.

Лит.: Бахтияровя Ч., Фарид Яруллин, Казань, 1960.

Ярыгина А. В.

ЯРЫ́ГИНА Антонина Васильевна [р. 23.2(8.3).1908, Киев], сов. артистка, балетмейстер, педагог. Засл. арт. УССР (1951). Чл. КПСС с 1956. В 1924 окончила Киевскую хореографич. студию под рук. И. А. Чистякова, в 1929 – класс усовершенствования при Ленингр. хореографич. уч-ще (педагоги А. Я. Ваганова, Е. П. Гердт). В 1924–46 работала в Т-ре им. Шевченко, Т-ре им. Палиашвили, в Саратовском и Одесском т-рах, Т-ре им. Абая и Т-ре им. Франко. Партии: Китри, Медора, Одетта – Одиллия, Раймонда, Tao Хоа, Лилея; Светлана ("Светлана" Клебанова) и др. Пост. балет "Лилея" (1956, совм. с В. И. Вронским), танцы в операх. В 1932–35 педагог Одесской хореографич. студии, в 1946–1951 – Киевского хореографич. уч-ща, в 1951–72 – Киевского ин-та театр. иск-ва им. И. К. Карпенко-Карого.

Г. А. Швачко.

Ясский оперный театр

Я́ССКИЙ ÓПЕРНЫЙ ТЕÁТР, рум. театр. Создан в 1956. Первый рук. труппы Н. Якобеску, пост.: "Купе", "Приглашение к вальсу" на муз. Вебера, "Вальпургиева ночь", фрагменты из балетов "Бахчисарайский фонтан", "Дон Кихот", "Жизель", "Тарас Бульба", "Пламя Парижа", "Коппелия" (1958, совм. с А. Романовским). В 1959 балетм. М. Преотяса пост. "Бахчисарайский фонтан" и "Фадетту". С 1959 рук. труппы – Б. Балог. Им пост.: "Триптих" ("Первая рапсодия" на муз. Энеску, "Шехеразада" и "Треуголка"), "Пэкалэ" Добоша (1961), "Медный всадник" (1962). Спектакль из четырёх одноактных балетов ("На рынке" Жоры, "Оборотень" Ванчи, "Болеро" и "Франческа да Римини") осуществил О. Дановский. В 60-е гг. были пост. также "Щелкунчик" (балетм. В. Марку), "Тропою грома" (балетм. Балог). В 1966 солистка балета М. Атанасиу дебютировала как балетмейстер, поставив "Этюды" ("Маленькая серенада" на муз. Моцарта, "Море" на муз. Дебюсси, "Ария и фуга" на муз. Баха, "Симфониетта" на муз. Никулеску), в 1969 – "Эсмеральду", в 1970 – "Семь смертных грехов мещанина" Вейля, в 1971 – "Ромео и Джульетту", в 1972 – программу, составленную из "Неоконченной симфонии" на муз. Шуберта и собств. композиции "Хиросима" на муз. Пендерецкого и Лютославского. Солисты труппы – И. Бойтанчук, А. Боаг, Н. Вронски, П. Михэйлеску-Ранжа, И. Ранжа, И. Русу, К. Cacy и другие.

К. Кыржан.

Ястребова Н. Б.

Я́СТРЕБОВА Нонна Борисовна (р. 22.10.1923, Петроград), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1957). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (ученица А. Я. Вагановой), в 1941–64 в Т-ре им. Кирова. Я. – классич. лирико-комедийная танцовщица. Была первой исполнительницей партий: Бэла ("Бэла" Дешевова, 1941, спектакль Ленингр. хореографич. уч-ща, балетм. Б. А. Фенстер), Наташа ("Татьяна" Крейна, 1947, балетм. В. П. Бурмейстер), Вера ("Родные поля" Червинского, 1953, А. Л. Андреев), Эмилия ("Отелло", 1960, В. М. Чабукиани), Эльзевира ("Клоп" Отказова и Фиртича, 1962, Л. В. Якобсон). Среди др. партий: Аврора, Маша, Зарема, Золушка; Жанна ("Пламя Парижа"), миниатюры – "Венский вальс", "Конькобежцы" и "Вечная весна" ("Хореографические миниатюры").

И. В. Ступников.

Предыдущая страница