Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "А" (часть 2, "АМЕ"-"АЮХ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АМЕ"-"АЮХ")

"Американ балле тиэтр"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Американский квартет"

"АМЕРИКÁНСКИЙ КВАРТÉТ" ("Americky kvartet"), одноактный балет на муз. А. Дворжака. 1.5.1977, Пражский танцевальный ансамбль, фестиваль в Нанси, балетм. П. Шмок; исполнители – З. Иннеманова, К. Франкова, И. Клар, В. Клоубек.

В. Вашут.

"Амулет любви"

"АМУЛÉТ ЛЮБВИ́", балет в 3 актах 6 картинах. Комп. М. А. Ашрафи, сцен. М. М. Ашрафи, Г. С. Миллер. 21.6.1969, Т-р им. Навои, балетм. Г. Б. Измайлова и А. Л. Андреев, худ. М. Мусаев, З. Т. Курыш, дирижёр М. А. Ашрафи; Сохани – Б. Р. Кариева, Чундари – Измайлова, Мирза Иззат – В. А. Васильев, Чанду – А. Г. Абдурахманов. Гос. пр. Узб. ССР им. Хамзы (1970).

Л. А. Авдеева.

"Амур и психея"

"АМУ́Р И ПСИХÉЯ" ("Psyché et l'Amour"), пантомимный балет в 5 актах. Комп. К. А. Кавос. 8.1.1809, Эрмитажный т-р, Петербург, балетм. Ш. Дидло, худ. П. Гонзаго, Д. Корсини (декорации) и Бабини (костюмы); исполнители – Л. Дюпор и М. И. Данилова. 15.2.1810, Большой Каменный т-р, Петербург. Исполнители: Дюпор и Сен-Клер.

В. М. Паппе.

Амьель Ж.

АМЬÉЛЬ (Amiel) Жозет (р. 19.11.1930, Ванв), франц. артистка. Училась в Парижской консерватории и в школе при парижской Опере. Дебютировала в "Опера комик", в 1953–71 – в парижской Опере (с 1958 этуаль). Исполняла гл. партии в балетах классич. репертуара ("Жизель", "Коппелия", "Сильфиды", "Лебединое озеро"; "Па де катр" Пуньи, балетм. А. Долин, и др.), а также в пост. балетмейстеров: С. Лифаря – "Путь к свету" Орика (1957); Дж. Баланчина – "Симфония" на муз. Гуно (1959); Ф. Флиндта – "Урок" на муз. Дельрю (1963) и "Молодой человек должен жениться" на муз. Нёргода (1965); X. Джулиано – "Кровавая свадьба" на муз. Бёрнара (1972) и др.

Г. М. Шлуглейт.

Ан Р.

АН (Hahn) Рейнальдо (9.8.1875, Каракас, – 28.1.1947, Париж), франц. композитор. Окончил Парижскую консерваторию (ученик Ж. Массне). Автор музыки балетов: "Конец любви" (1892, не пост.), "Бал Беатриче д'Эсте" (1909, пост. 1934, Лион), "Празднество у Терезы" (1910, парижская Опера), "Священное дерево" (1912, Т-р Сары Бернар, Париж), "Синий бог, или Огненная птица" (Русский балет Дягилева, 1912, т-р "Шатле", Париж, балетм. М. М. Фокин) и др.

В. П. Варунц.

Андерсон Г.

ÁНДЕРСОН (Andersson) Герд (р. 1932, Стокгольм), швед. артистка. Училась в школе труппы Королевский швед. балет (Стокгольм), с 1948 в этой труппе, где дебютировала в партии Маргариты ("Абраксас" Эгка). С 1953 солистка, в 1958–76 прима-балерина труппы. Партии: Продавщица перчаток ("Парижское веселье" на муз. Оффенбаха, балетм. Л. Ф. Мясин), Сванильда; гл. партии в балетах: А. Тюдора – "Эхо труб" на муз. Мартину; Б. Макдональда – "Русский балет" и другие.

Г. М. Шлуглейт.

Анджолини Д. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Андрашован Т.

ÁНДРАШОВАН (Andrasovan) Тибор (р. 3.4.1917, Словенска-Люпча), чехосл. композитор. Засл. арт. ЧССР (1967). Ученик Э. Сухоня и А. Мойзеса. Автор первого словацкого многоактного балета "Орфей и Эвридика" (1949, Нац. т-р, Братислава) и одноактных балетов "Песня мира" (1950, там же), "Икар" (1965, там же), "Праздник солнцеворота" (1965, Нац. т-р, Прага).

В. Вашут.

Андреев А. Л.

АНДРÉЕВ Алексей Леонидович (р. 24.2.1920, Петроград), сов. артист и балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1957), засл. деят. иск-в БССР (1962). Чл. КПСС с 1948. В 1939–59, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща, в Т-ре им. Кирова. Партии Остап ("Тарас Бульба" Соловьёва-Седого). Эспада ("Дон Кихот"), Измаил ("Гаянэ") и др. Пост. балеты: "Волшебная флейта" Дриго (1943, Ленингр. хореографич. уч-ще), "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" Лядова – Дешевова (1949, Ленингр. Малый т-р), "Родные ноля" Червинского (1953) и "Красный цветок" (1958) – оба в Т-ре им. Кирова. В 1960–64 и в 1971–73 гл. балетмейстер Минского т-ра, в 1968–71 – Т-ра им. Навои. Пост. белорус. нац. балеты "Мечта" Глебова (1961), "Свет и тени" Г. Вагнера (1963) – оба совм. с Н. М. Стуколкиной. В числе др. работ: "Дон Кихот" (1962); "Тристан и Изольда" на муз. Р. Вагнера (1963), "Болеро" (1963); "Живое пламя" Юдакова (1970) и "Озорные частушки" на муз. Щедрина (1971) – оба совм. со Стуколкиной. Ставил балеты в Киеве, Львове, Одессе, Улан-Удэ. С 1978 гл. балетмейстер муз. т-ра Чуваш. АССР.

Ю. М. Чурко.

"Свет и тени". Балетм. А. Андреев

Андреев А. Л.

"Свет и тени". Балетм. А. Андреев

Андреянова Е. И.

АНДРЕЯ́НОВА Елена Ивановна [1(13).7.1819–14(26).10.1857, Париж], рус. артистка. В 1837 окончила Петерб. театр. уч-ще и до 1854 выступала в петерб. балетной труппе. А. – крупнейшая представительница романтич. балета. В её творчестве сочетались действенный драматизм балетов Ш. Дидло и танцевальная поэтичность балетов Ф. Тальони, выразительность пантомимной игры и виртуозность классич. и характерного танцев. А. – первая рус. исполнительница заглавных партий в балетах "Жизель" (1842); "Пери" Бургмюллера (1844), "Пахита" (1847); "Сатанилла" Ребера и Бенуа (1848). Балетмейстер Ж. Перро создал для А. роли Чёрной феи в балете "Питомица фей" Адана (1850) и графини Берты в балете "Своенравная жена" Адана (1851). А. исполняла в операх пантомимные роли Елены ("Роберт-Дьявол" Мейербера), Фенеллы ("Немая из Портичи" Обера), а также танцы (лезгинка – "Руслан и Людмила" Глинки, славянская пляска – "Аскольдова могила" Верстовского, и др.). В 1843, в сезонах 1844–45 и 1848–49 гастролировала в Москве, с 1845 – в Гамбурге, Лондоне, Париже, Милане. В 1853–54 во главе группы моcк. и петерб. танцовщиков выступала в Одессе, Харькове, Полтаве, Курске, Воронеже. В её репертуар в этот период, помимо прежних балетов, входил "Бахчисарайский фонтан" (сочинён Α.).

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л. – М., 1958, с. 245–54.

В. М. Красовская.

Андрианов С. К.

АНДРИÁНОВ Самуил Константинович (Дементьевич) (1884, Петербург, – 2.10.1917, Ялта), рус. артист и балетмейстер. С 1902, по окончании Петерб. театр. уч-ща (ученик П. А. Гердта и Н. Г. Легата), в труппе Мариинского т-ра. Был постоянным партнёром Т. П. Карсавиной, позже П. Леньяни, М. Ф. Кшесинской, А. Я. Вагановой, В. А. Трефиловой, О. И. Преображенской, Е. П. Гердт. Среди партий: Альберт; Вакх ("Времена года"), Гигес ("Царь Кандавл"), Гренгуар ("Эсмеральда"), Ураган ("Талисман" Дриго), Жан де Бриен, Зигфрид, Дезире, Конрад. С 1912 работал и как балетмейстер. Пост. балеты "Сильвия"; "Ненюфар" Кроткова (оба – 1916), многие концертные номера. С 1904 преподавал в Петерб. театр. уч-ще.

Лит.: Борисоглебский М. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939, с. 156–57; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] I – Хореографы, Л., 1971, с. 492–500.

Г. М. Шлуглейт.

Анисимова Н. А.

АНИ́СИМОВА Нина Александровна [14(27).1.1909, Петербург, – 23.9.1979, Ленинград], сов. артистка, балетмейстер, педагог. Нар. арт. Башк. АССР (1957) засл. деят. иск-в РСФСР (1957). С 1926, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (ученица М. Ф. Романовой, А. Я. Вагановой, A. B. Ширяева, A. M. Монахова), в труппе Ленингр. Малого т-ра. В 1927 перешла в Т-р им. Кирова, где до 1958 была ведущей характерной танцовщицей. Первая исполнительница партий: Тереза ("Пламя Парижа", 1932, балетм. В. И. Вайнонен), Настя ("Партизанские дни" Асафьева, 1937, балетм. тот же), Айша ("Гаянэ", 1942, балетм. Α.). С особенным успехом исполняла исп. танцы в балетах "Дон Кихот", "Лебединое озеро", "Раймонда", "Лауренсия" и на эстраде. Открытый темперамент, тонкое чувство стиля определили разнообразие героинь А. С 1935 работала как балетмейстер. Пост.: "Испанская сюита" (конц. программа, 1935), "Гаянэ" (1942, 1952, Т-р им. Кирова; 1943, Свердловский т-р; 1947, Т-р Спендиарова, Ереван; 1959, Венг. оперный т-р, Будапешт), "Журавлиная песня" (1944, Уфа, спектакль экранизирован), "Бахчисарайский фонтан" (1945, Софийская нар. опера); "Чудесная фата" Заранек (1947), "Шехеразада" (1950); "Ивушка" Евлахова (1957) – все в Ленингр. Малом т-ре, "Легенда об озере" Владигерова (1962, Софийская нар. опера), "Золушка" (1963, Нац. т-р, Белград), "Лебединое озеро" (1964, Королевский датский балет, Копенгаген), конц. программы.

В 1963–74 педагог балетмейстерского отделения Ленингр. консерватории (с 1973 доцент). Гос. пр. СССР (1949).

Лит.: Франгопуло М. Х., Нина Анисимова, Л., 1951; Келдыш Ю., Новая постановка "Гаянэ", "СМ", 1953, №2.

Г. Н. Добровольская.

Н. Анисимова - Тереза

Анисимова Н. А.

Н. Анисимова - Тереза

Анисфельд Б. И.

АНИСФÉЛЬД Борис (Бер) Израилевич [2(14).10.1879, Бельцы, Бессарабия, – 1973, Нью-Йорк], живописец, театр. художник. Учился в Одесской рисовальной школе, в 1900–09 в петерб. Академии художеств (ученик Д. Н. Кардовского и И. Е. Репина). Участник выставок "Союза русских художников", "Мир искусства" и другие. художеств. объединений. Оформлял балетные спектакли, пост. М. М. Фокиным. По эскизам А. Н. Бенуа, А. Я. Головина, Л. С. Бакста исполнял декорации для спектаклей Русских сезонов. Осн. работы: "Подводное царство" на муз. из оперы "Садко" Римского-Корсакова (1911, Монте-Карло), "Исламей" на муз. Балакирева (1912, благотворит. спектакль Лит. фонда) и "Прелюды" на муз. Листа (1913, антреприза А. П. Павловой в Берлине) – обе пост. вошли в репертуар Мариинского т-ра; "Семь дочерей горного короля" на муз. симф. картины "Три пальмы" Спендиарова (1913, антреприза Павловой в Берлине). С 1918 жил в США, преподавал, оформлял преим. оперные спектакли в т-рах Чикаго и Нью-Йорка.

Лит.: Пожарская М. Н., Русское театрально-декорационное искусство конца XIX–нач. XX века, М., 1970; Давыдова М. В., Очерки истории русского театрально-декорационного искусства XVIII–нач. XX в., М., 1974.

В. М. Паппе.

Эскиз декорации к балету "Прелюды". Худ. Б. Анисфельд

Анисфельд Б. И.

Эскиз декорации к балету "Прелюды". Худ. Б. Анисфельд

"Анна Каренина"

"ÁННА КАРÉНИНА", балет в 3 актах (по Л. H. Толстому). Комп. Р. К. Щедрин, сцен. Б. А. Львов-Анохин. 10.6.1972, Большой т-р, балетм. М. М. Плисецкая, Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов, худ. В. Я. Левенталь, дирижёр Ю. И. Симонов; Анна – Плисецкая, Вронский – М. Э. Лиепа, Каренин – Н. Б. Фадеечев, Станционный мужик – Ю. К. Владимиров, Кити – Н. И. Сорокина, Бетси – А. Г. Богуславская. 1973, т-р "Эстония", балетм. Э. Суве, худ. Э. Рентер, дирижёр В. Ярви; Анна – Т. Сооне и Н. Лукашевич, Вронский – С. Воробьёв, Каренин – Я. Гаранцис. В др. городах СССравни Новосибирск 1973 (балетм. Плисецкая, Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов), Ташкент 1974, балетм. те же, 1975, Вильнюс, балетм. те же. За рубежом: 1972, Национальный т-р, Белград, балетм. Д. Парлич.

В основе сюжета – лирико-драматич. линия отношений героев романа Толстого – Анны и Вронского: их знакомство, объяснение на балу у Бетси Тверской, отъезд в Италию, трагическая гибель Анны. Большую роль в развитии действия играют исполненные тяжёлых предчувствий сны Вронского и Анны, сцены жизни враждебного им петерб. высшего общества – бал, скачки, придворный церемониал вручения ордена Каренину, сцена в ложе Итальянской оперы.

Лит.: "Анна Каренина", М., 1972.

Ансамбль

АНСÀМБЛЬ (от франц. ensemble – вместе), 1) В балете совм. исполнение танца двумя или более солистами или корифеями. В 18–19 вв. наз. pas d'ensamble, в отличие от сольного танца. В зависимости от количества участников А. наз. pas de deux, pas de trois и др. Обычная форма Α., сложившаяся ещё в балетах 19 в.: entrée, adagio, вариации каждого из участников, общая coda. Но эта форма не является строго обязательной и танц. дуэты, трио, квартеты и другие. могут строиться свободно, в зависимости от развития драматич. действия, его образного решения. Нередко в А. участвует также кордебалет. А. может иметь характер дивертисментный (квартет драгоценностей в 3-м акте "Спящей красавицы", пост. М. И. Петипа) или действенный (pas de six фей в прологе того же балета). Нередко А. становятся кульминацией или переломным моментом в развитии действия (сцена нереид в "Спящей красавице", монолог с кордебалетом и дуэт Мехменэ Бану с Ферхадом в "Легенде о любви", в пост. Ю. Н. Григоровича). Т. н. "вставные" А. (в первых актах "Сильфиды", "Жизели", "Лебединого озера") также играют драматургич. роль, они призваны по контрасту оттенить состояния гл. героев и обычно противопоставляются (являются "парными") А. иного характера во вторых актах тех же балетов. Для лучших постановок прошлого характерно обилие ансамблевых построений. В сов. балете на первых этапах А. использовались недостаточно. Широкое развитие они получили с кон. 50-х гг., особенно в спектаклях Григоровича.

2) Танцевальный (а также вокально- танцевальный) коллектив, исполняющий конц. программы (напр., А. нар. танца, А. песни и пляски, А. классич. танца и другие.). Деятельность А. обычно имеет гастрольный характер. В СССР А. нар. танца существуют во всех союзных и автономных республиках. Среди наиболее известных: А. нар. танца СССР (рук. И. А. Моисеев), А. нар. танца Грузии (рук. И. И. Сухишвили и Н. Ш. Рамишвили), А. нар. танца УССР (рук. П. П. Вирский), хореографии. А. "Берёзка" (рук. Н. С. Надеждина, до 1979) и др.

В. В. Ванслов.

Ансамбль классического балета

АНСÁМБЛЬ КЛАССИ́ЧЕСКОГО БАЛÉТА, гастрольный хореографич. коллектив при Новгородской филармонии (организован в 1947). Худ. рук. Р. И. Гербек, худ. Т. Г. Бруни. В репертуаре: "Цыганы" на муз. оперы "Алеко" Рахманинова (1949), "Лебединое озеро" (1952), "Бахчисарайский фонтан" (1953), "Спящая красавица" (1954), "Жизель" (1955); "Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса (1957), "Барышня и хулиган" (1967), "Кармен-сюита" (1972) и др. Ведущие солисты (1978): Г. Е. Барокова, Т. М. Быстрова, H. A. Кузнецова, О. Н. Трофимова, СИ. Блинов, В. И. Московский, В. В. Горячев, Г. Н. Платонов, Н. Г. Дмитриев, С. А. Александров и другие. С 1979 худ. рук. В. В. Тимофеев.

В. В. Ванслов.

Ансерме Э.

AHCEPMÉ (Ansermet) Эрнест (11.11.1883, Веве, – 20.2.1969, Женева), швейц. дирижёр и композитор. Совершенствовался в дирижировании в "Схола канторум" (Париж) у Ф. Ласерды, а также у Ф. Мотля в Мюнхене и А. Никиша в Берлине (1910–11). В 1915–23 был муз. руководителем труппы Русский балет Дягилева, с 1918 до конца жизни руководил оркестром Романской Швейцарии. Участвовал в первых пост. балетов Стравинского: "История солдата" (1918, Лозанна, реж. и балетм. Ж. и Л. Питоевы), "Песнь соловья", "Пульчинелла" (оба – 1920, Париж, балетм. Л. Ф. Мясин); "Байка про лису" (1922), "Свадебка" (1923, Париж) – оба балетм. Б. Ф. Нижинская; "Парад" Сати (1917, Париж, балетм. Мясин), "Шут" (1921, Париж, балетм. Т. Славинский и М. Ф. Ларионов). Гастролировал в СССР (в 1928 и 1937).

Соч.: Беседы о музыке, пер. с франц., Л., 1976.

В. А. Кулаков.

Антипова С. А.

АНТИ́ПОВА Светлана Александровна (р. 16.4.1945, Москва), сов. артистка. Засл. арт. УССР (1975). С 1962, по окончании Одесской хореографич. школы (педагог Г. А. Рельс), в Одесском т-ре. Партии: Джульетта, Никия, Жизель, Раймонда, Одетта – Одилия, Аврора и другие.

И. Г. Кузнецова.

"Античные эскизы"

"АНТИ́ЧНЫЕ ЭСКИ́ЗЫ", одноактный балет в 6 эпизодах. 19.10.1974, Т-р им. Палиашвили, балетм. Г. Д. Алексидзе, худ. Н. Игнатов, дирижёр В. Палиашвили. 1) "Нарцисс" – З. Амонашвили. 2) "Пан и нимфа" – В. Лаперашвили, З. Присяжнюк. 3) "Полифем" – И. А. Джандиери, П. В. Чхиквишвили, Н. Р. Магалашвили. 4) "Гефест" – Н. Ш. Аробелидзе, С. Терещенко, О. В. Квернадзе. 5) "Европа" – О. Аринина, В. Джулухадзе. 6) "Вакханалия" – Чхиквишвили.

П. В. Хучуа.

"Антоний и Клеопатра"

"АНТÓНИЙ И КЛЕОПÁТРА", балет в 3 актах 13 картинах (по трагедии У. Шекспира). Комп. Э. Л. Лазарев, сцен. П. И. Пудалов. 24.12.1965, Молдавский т-р, балетм. М. Н. Лазарева, худ. Э. Г. Стенберг, дирижёр Л. Ф. Худолей; Антоний – Г. П. Янсон, Клеопатра – Г. Массини, Цезарь – П. Л. Леонарди, Октавия – С. Хорисова. 1968, Ленингр. Малый т-р, балетм. И. А. Чернышёв (рук. постановки И. Д. Бельский), худ. Стенберг, дирижёр Э. П. Грикуров; Антоний – В. Б. Островский, Клеопатра – B. C. Муханова, Цезарь – Д. Я. Церус, Октавия – Л. Б. Климова. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Львов (1968, СВ. Дречин), Саратов (1971, А. Г. Асатурян), Воронеж (1972, Г. Г. Малхасянц), Рига (1972, А. Я. Лемберг), Горький (1972, A. A. Дементьев), Донецк (1974, С. М. Тулубьева; 1977, балетм. тот же), Ташкент (1975, С. Ш. Бурханов), Свердловск (1976, Лазарева) и др.

Антонио

АНТÓНИО (Antonio) [наст. имя и фам. – Антонио Руис Солер (Ruiz Soler)] (р. 4.11.1923, Севилья), исп. танцовщик, балетмейстер. Учился у Реалито (стиль сапатеадо), Фраскильо (фламенко), А. Перисета (классич. исп. танцы). Дебютировал в 1928 в Льеже (Бельгия) в труппе Р. Перес. С 1953 организовал и возглавил собственную труппу. Гастролирует во мн. странах мира. Выступает как режиссёр и балетмейстер. Хранитель лучших традиций исп. танцев фламенко, сапатеадо и другие. В пост. стремится к органич. синтезу исп. и европ. классич. танцев. Среди пост.: "Гвадалквивир" (фламенко) на муз. А. Руиса, по произв. Ф. Гарсии Лорки, "Арагонская хота" на муз. де Фалья, "Гойески" на муз. Гранадоса, "Треуголка" и "Любовь-волшебница" (1955), а также эстрадное ревю "Таверна быков" (1966). В 1974 для исп. телевидения пост. "Любовь-волшебницу" и "Треуголку". В 1966 с труппой гастролировал в СССР.

Лит.: Beaumont С. W., Antonio: impressions of the Spanish dancer, L., 1952.

В. В. Киселёв.

Антонио и К. Рохас

Антонио

Антонио и К. Рохас

Антонов В. Л.

АНТÓНОВ Валерий Леонидович (р. 3.2.1942, Самарканд), сов. артист балета. Засл. арт. РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1966. С 1961, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог Г. М. Евдокимов), в Большом т-ре. Партии: Шут ("Лебединое озеро"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Солдат ("Сказка о солдате и чёрте" Стравинского), Павел I, Шут ("Подпоручик Киже" и "Золушка" Прокофьева), Гладиатор ("Спартак"), Пан ("Вальпургиева ночь") и др. В составе балетной труппы Большого т-ра гастролировал во мн. странах.

В. И. Зарубин.

Антонова-Кабелкене Н. А.

АНТÓНОВА-КАБЕЛКÉНЕ Нина Анатольевна (р. 19.9.1946, Москва), сов. артистка. Засл. арт. Литов. ССР (1977). С 1966, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог Г. Н. Кириллова), в Вильнюсском т-ре. Партии: Джульетта; Франциска ("Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса), Эсмеральда; Эгле ("Эгле – королева ужей" Бальсиса), Одетта – Одиллия, Маша; Анна ("Анна Каренина" Р. Щедрина), Китри и другие.

Л. И. Мотеюнайте.

Антонолини Ф.

АНТОНОЛИ́НИ (Antonolini) Фердинанд [2-я пол. 18 в., Венеция (?), – 1824, Петербург], итал. композитор и дирижёр. Работал в России учителем пения в Петерб. театр. уч-ще. С 1796 придворный капельмейстер. Написал музыку к балетам И. И. Вальберха "Камилла, или Подземелье" (1814), "Марс и Венера" (1815) – все пост. в Петербурге. Сотрудничал с Ш. Дидло, к-рый сочинял балеты в непосредственном контакте с Α.: "Молодая молочница, или Нисетта и Лука" (1817), "Тезей и Арианна, или Поражение Минотавра" (1817), "Калиф Багдадский, или Приключения в молодости Гарун аль-Рашида" (1818), "Семела, или Мщение Юноны" (1818, совм. с Кавосом), "Морская победа, или Освобождение пленных" (1819), "Хензи и Tao, или Красавица и чудовище" (1819), "Кора и Алонзо, или Дева солнца" (1820), "Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад" (1821) и др.

В. П. Варунц.

"Антуни"

"АНТУНИ́", одноактный балет в 2 частях. Комп. Э. С. Оганесян, сцен. М. С. Мартиросян. 23.II.1969, Т-р им. Спендиарова, балетм. Мартиросян, худ. М. А. Минас, дирижёр Я. М. Восканян; Антуни – В. Ш. Галстян, Хумар – А. Марикян.

"Апеллес и Кампаспа"

"АПЕЛЛÉС И КАМПÁСПА" ("Apellès et Campaspe"), балет. Комп. Φ. Аспельмайр. 1774, "Бургтеатр", Вена, балетм. Ж. Ж. Новер. 1776, парижская Опера, под назв. "Александр и Кампаспа из Лариссы, или Торжество Александра над самим собой". Комп. Ж. Ж. Родольф, балетм. тот же; исполнители – М. Гимар, Эйнель, Г. Вестрис, М. Гардель. 1776, Фонтенбло. 1777, Лион. 1782, "Кингс тиэтр", Лондон, комп. Ле Брен, балетм. Ш. Ле Пик (по Новеру). В России: 22.7.1803, Большой т-р, Москва (под назв. "Апеллис и Кампаса, или Торжество Александра над самим собой"), балетм. Дж. Соломони (по Новеру).

В. М. Паппе.

"Аполлон"

"АПОЛЛÓН", Смотри "Аполлон Мусагет".

"Арабески"

"АРАБÉСКИ", одноактный балет. Комп. Э. Л. Лазарев, сцен. М. Н. Лазарева и A. M. Пудалов. 19.11.1970, Кишинёвский т-р, ба-летм. Лазарева, худ. Э. Г. Стенберг, дирижёр Л. П. Гаврилов; Солнышко – М. И. Кафтанат, Красная лоза – С. Н. Хорисова, Фиолетовая лоза – Л. В. Ионица, Зелёная лоза – P. A. Потехина.

Э. А. Королёва.

"Арагонская хота"

"АРАГÓНСКАЯ ХÓТА", одноактный балет на муз. одноим. произв. М. И. Глинки. 29.1.1916, Мариинский т-р, Петроград, сцен. и балетм. М. М. Фокин, худ. А. Я. Головин, дирижёр H. A. Малько; ведущие исполнители – Е. М. Люком, В. П. Фокина, М. М. Леонтьева, A. M. Монахов, A. A. Орлов, Б. Г. Романов.

Г. Н. Добровольская.

Араньвари Э.

ÁРАНЬВАРИ (Aranyváry) Эмилия (ок. 1830 – после 1868), венг. артистка, балетмейстер. Первая венг. танцовщица, получившая звание примы-балерины. Дебютировала в 1848 в Нац. т-ре г. Пешт. Училась у франц. балетм. Кромбе, работавшего в Пеште. Была ведущей солисткой "Театра лирик" (Париж). Занималась у А. Сен-Леона (ок. 1850). В 50-х гг. выступала гл. обр. в Лондоне и Вене. В 1854 вернулась на родину и работала с небольшими перерывами (до 1859) в Нац. т-ре. С именем А. связан период расцвета венг. балетного т-ра. А. была также и первой венг. женщиной-балетмейстером. В 1854 она поставила балет "Тоборзо" Доплера, героями к-рого были люди из народа. В 1859 ушла из Нац. т-ра. Выступала в других городах (Сегед, Арад, Коложвар), затем в Бухаресте с труппой М. Хави, в Италии (Милан, Болонья, Турин). В последний раз её имя упоминается в 1868. Исполняла партии в балетах: "Сон художника" Пуньи, "Эсмеральда", "Жизель"; "Робер и Бертран" Шмидля – все балетм. Ф. Кампилли.

А. Геленчер.

Араратова Е. Х.

APAPÁTOBA Елена Христофоровна [р. 11(24).7.1916, Тбилиси], сов. артистка. Засл. арт. Арм. ССР (1953). С 1931, по окончании балетной студии при Т-ре оперы и балета в Тбилиси (педагог М. И. Перини), в труппе этого т-ра (позднее Т-р им. Палиашвили). В 1935–39 и в 1942–60 солистка Т-ра им. Спендиарова (Ереван). Работала также в Свердловском (1933–35), Ворошиловградском (1939–40) и Донецком (1940–41) т-рах. Среди партий: Зарема; Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Лауренсия; Черкешенка ("Кавказский пленник"), Чмшкик ("Хандут" Спендиарова), Айша ("Гаянэ"), Мерседес ("Дон Кихот"), Сандухт ("Севан" Егиазаряна). С 1961 педагог Ереванского хореографич. уч-ща, балетмейстер-репетитор Т-ра им. Спендиарова. Автор статей и рецензий в периодич. печати.

Н. Г. Саркисян.

Араухо Л.

АРÁУХО (Araujo) Лойпа (р. 27.5.1941, Гавана), кубин. артистка. Училась в школе при труппе Балет Алисии Алонсо (Гавана). В 1956 дебютировала в этой труппе. С 1966 ведущая солистка Нац. балета Кубы; в 1974–77 – Марсельского балета под рук. Р. Пти, где исполнила партии в его балетах: Виветта ("Арлезианка" на муз. Визе), Эсмеральда ("Собор Парижской богоматери" на муз. Жарра), гл. партия ("Просветлённая ночь" на муз. Шёнберга), Сванильда. Среди др. партий: Одетта – Одиллия, Жизель, Аврора, Кармен ("Кармен-сюита", балетм. Альберто Алонсо), Иокаста ("Царь Эдип" на сб. музыку, балетм. X. Лефебр). В 1978 вернулась в труппу Нац. балета Кубы, где выступила в партии Сесилии Вальдес ("Сесилия Вальдес" на муз. Ройга), затем Тальони ("Гран па-де-катр" на муз. Пуньи, балетм. Алисия Алонсо), Консуэло ("Сьеста" на муз. Лекуоны, балетм. А. Мендес) и др. Лауреат междунар. конкурсов балета в Варне (1965, Золотая медаль), Москве (1969, Серебряная медаль), в Париже (1970, Золотая звезда).

Лит.: Пожарнов В., Национальный балет Кубы, "T", 1972, №11.

Г. М. Шлуглейт.

Л. Араухо - Эсмеральда, Д. Ганио - Феб

Араухо Л.

Л. Араухо - Эсмеральда, Д. Ганио - Феб

Арбо Т.

АРБÓ (Arbeau) Туано [наст. имя и фам. – Жеан Табуро (Tabouret)] (1519, Дижон, – 1596, Лангр), франц. теоретик танца. Автор первого руководства по бытовым и жанровым танцам – "Орхезография" ("L'Orchésographie", изд. в Лангре в 1588), написанного в форме диалога автора с его учеником Каприолем (переведено на многие европ. яз.). Содержит описание почти всех существовавших в то время танцев, их разновидностей, методики обучения и т. д. В центре внимания А. – старинный франц. танец бранль (и его разновидности), к-рый он рассматривает как первоисточник всех бальных танцев. А. описал также военные, бас-дансы, павану и гальярду, вольту и куранту, аллеманду, мореску, сарабанду, чакону, ригодон, паспье и другие. Своеобразная энциклопедия бальных танцев, составленная Α., впоследствии послужила образцом для исследования историко-бытовой хореографии.

В. В. Киселёв.

Арефьев А. В.

АРÉФЬЕВ Анатолий Васильевич (р. 24.11.1918, Ставрополь, ныне Тольятти Куйбышевской обл.), сов. художник. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1954), нар. художник СССР (1967). Чл. КПСС с 1945. Учился в Пензенском художественно-педагогич. техникуме (1936–38). В 1949–71 гл. художник Фрунзенского, в 1971–73 – Горьковского т-ров, с 1974 гл. художник Днепропетровского т-ра. Оформил более 100 оперных и балетных спектаклей, в т. ч. "Лебединое озеро" (1949); "Чолпон" Раухвергера (1953, 1958) и "Асель" Власова (1967), "Спящая красавица", "Спартак" (1969), все – во Фрунзенском т-ре. Эскизы и макеты декораций А. экспонировались на выставках в СССР и за рубежом. Канд. в члены ЦК КП Киргизии (1966–70, 1970–73). Деп. Верх. Совета Кирг. ССР 7–8-го созывов.

Лит.: Джусупова О. Н., A. B. Арефьев, Фр., 1958.

Д. Л. Брудный.

"Арлекинада"

"АРЛЕКИНÁДА" ("Les millions d'Arlequin"), балет в 2 актах. Комп. Р. Дриго, сцен. и балетм. М. И. Петипа. 10.2.1900, Эрмитажный т-р, Петербург; 13 февр. в Мариинском т-ре, худ. O. K. Аллегри (декорации) и Е. П. Пономарёв (костюмы), дирижёр Дриго; Кассандр – Э. Чеккетти, Коломбина – М. Ф. Кшесинская, Арлекин – Г. Г. Кякшт, Пьеретта – О. И. Преображенская, Пьеро – С. И. Лукьянов, Нотариус – А. П. Уракова. 21.1.1907, Большой т-р, балетм. A. A. Горский, худ. П. Б. Ламбин, дирижёр А. Ф. Аренде; Коломбина – Е. В. Гельцер, Арлекин – В. Д. Тихомиров, Пьеретта – СВ. Фёдорова, Пьеро – В. А. Рябцев. На сов. сцене: 21.12.1924 (под назв. "Миллионы Арлекина"), Большой т-р, балетм. В. А. Рябцев, худ. A. B. Лентулов, дирижёр Ю. Ф. Файер; Кассандр – В. А. Чудинов, Коломбина – Л. М. Банк, Арлекин – И. В. Смольцов, Пьеретта – А. И. Абрамова, Пьеро – Рябцев. 1933, Ленингр. Малый т-р, сцен. и балетм. Ф. В. Лопухов, худ. М. П. Бобышов, дирижёр И. Э. Шерман; Кассандр – М. А. Ростовцев, Коломбина – В. М. Розенберг, Арлекин – Д. М. Мусатов, Пьеретта – Г. И. Исаева. 1975, там же, в ред. М. И. Петипа, балетм. П. А. Гусев. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Харьков (1938, И. И. Арбатов); Ереван (1938, Арбатов); Минск (1945, В. И. Вайнонен); Свердловск (1945, В. А. Кононович); Баку (1959, Г. Алмасзаде); Вильнюс (1971, В. В. Гривицкас) и др. За рубежом: 1922, Берлин. Рус. романтич. т-р, балетм. Б. Г. Романов. 1965 и 1974, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Баланчин.

Лит.: ЕИТ. Сезон 1899–1900. в. 10, с. 111–15; там же, Сезон 1906–1907, в. 17, с. 239–40; "Арлекинада". Сб. к постановке балета, Л., 1933; Соллергинский И. И., "Арлекинада", и его кн.: Статьи о балете, Л., 1973, с. 80–83.

Армсгеймер И. И.

АРМСГÉЙМЕР Иван Иванович (Иоганн Иосиф) (7.3.1860, Дрезден, – 1933, Ленинград), рус. дирижёр, композитор, педагог. По национальности немец. В 1879 окончил Петерб. консерваторию. Совершенствовался у H. A. Римского-Корсакова. Автор балетов, поставленных в Мариинском т-ре: "Привал кавалерии" (1896; сценарий и пост. М. И. Петипа), "На перепутье" (1904, сценарий Α., балетм. A. B. Ширяев).

Г. М. Шлуглейт.

Армянский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Армянский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аробелидзе Н. Ш.

АРОБЕЛИ́ДЗЕ Натела Шалвовна (р. 2.4.1946, Тбилиси), сов. артистка. Засл. арт. Груз. ССР (1976). Училась в Тбилисском хореографич. уч-ще. С 1965 в Т-ре им. Палиашвили. Партии: Аврора, Китри, Жизель, Одетта – Одиллия, Никия; Дездемона ("Отелло" Мачавариани), Джавара ("Горда" Торадзе), Фея ("Синатле" Киладзе) и др. В 1975–77 работала в Панаме.

Т. В. Хучуа.

Арпино Д.

АРПИ́НО (Arpino) Джералд (р. 14.1.1928, Уэст-Брайтон, Статен-Айленд, США), амер. артист, балетмейстер, педагог. Классич. танцу учился в Сиэтле у М. Э. Уэллс (с 1945), затем в Школе амер. балета, танцу модерн у М. О'Доннелл и Г. Шурр. Выступал в мьюзиклах, на телевидении, в труппе Н. Голнер – П. Петрова. С 1953 начал преподавать в школе Р. Джофри "Американ балле сентер" и был танцовщиком в труппе "Роберт Джофри балле" (с 1966 – "Сити сентер Джофри балле"); после пост. в 1961 в этой труппе балета "Канаты" на муз. Айвса, стал её постоянным балетмейстером, а с 1965 помощником художеств. руководителя. Среди партий: Колен; Незнакомец ("Интерлюдия" на муз. Тернера, балетм. Ф. Монсион). Пост.: "Морская тень" на муз. Равеля, затем Колграсса (1962), "Вива, Вивальди!" на муз. Вивальди (1965), "Олимпийские игры" Маюдзуми (1966), "Тайники" на муз. Моцарта (1967), "Клоуны" Кея (1968), "Конфетти" на муз. Россини (1970), "Троица" на муз. Рафа и Холдриджа (1971), "Цепь танцев" на муз. И. Штрауса-отца и Майера (1971), "Шабриеск" на муз. Шабрие (1972), "Джекпот" на муз. Дракмена (1973), "Священная роща на горе Тамалпайс" на муз. Пахельбеля в обр. Рафа (1973), "Относительность Икара" на муз. Сэмюэла (1974), "Барабаны, мечты и банджо" Фойера (1975), "Свет времени Орфея" Себрие (1976), "Сюита Сен-Санса" (1978). В постановках А. использует классич. танец, танцы модерн и джазовый (синкопированные ритмы), обращается к музыке стиля рок.

Лит.: Fatt A., The Capricorn combine. "Dance magazine", 1970, October.

Е. Я. Суриц.

Арриага Г.

АРРИÁГА (Arriaga) Гильермо (р. 1926, Мехико), мекс. артист и балетмейстер. Учился у X. Лимона, М. Краске и другие. Начал выступать в 1949. В 1956 возглавлял труппу Мексиканский балет, с 1958 – Народный балет. Пост.: "Мечта и действительность" Галиндо Димаса (1951), "Приёмная" Эрнандеса Монкадо (1952), "Магическая баллада" Хименеса Мабарака (1952), "Сапата" Монкайо (1953), "Романс" на муз. Перголези (1954) и др.

Г. М. Шлуглейт.

Арсланов М. Н.

АРСЛÁНОВ Мухамет Нуриахметович [р. 17(30).1.1910, дер. Мамяково, ныне Кушнаренковского р-на Башк. АССР], сов. художник. Нар. художник РСФСР (1980). В 1930 окончил Башк. техникум иск-в (Уфа), в 1934 – ленингр. Академию художеств. С 1946 гл. художник Уфимского т-ра. А. принадлежит декорационное оформление балетов: "Журавлиная песня" Степанова (1944), "Зюгра" Жиганова (1946), "Лебединое озеро" (1946), "Коппелия" (1948), "Красный цветок" (1949) "Горная быль" Ключарёва (1951), "Горный орёл" ("Дружба") Ахметова и Сабитова (1959), "Франческа да Римини" (1961); "Черноликие" Заимова и Чугаева (1965) и др. Гос. пр. Башк. АССР им. Салавата Юлаева.

Арсыгулова Д.

АРСЫГУ́ЛОВА Джумакалый (1922, с. Белогорка Сокулукского р-на Кирг. ССР, – 6.5.1947, Фрунзе), сов. артистка. Засл. арт. Кирг. ССР (1945). Чл. КПСС с 1946. С 1941, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог A. B. Ширяев), во Фрунзенском т-ре. Первая кирг. проф. танцовщица, оказала большое влияние на развитие нац. балетного иск-ва. Исполнительница партий: Айдай ("Чолпон" Раухвергера, 1944), Лиза ("Соперницы" Гертеля), Сванильда. Была художеств. руководителем музыкально-хореографич. уч-ща.

Лит.: Джумакалый Арсыгулова, в кн.: Брудный Д., Киргизский балетный театр, [Φр., 1968].

Д. Л. Брудный.

Арунов Б.

АРУ́НОВ Бактыбек (р. 16.6.1938, с. Куренкеево Кеминского р-на Кирг. ССР), сов. артист. Засл. арт. Кирг. ССР (1972). В 1959 окончил Фрунзенское хореографич. уч-ще. С 1961 солист Фрунзенского т-ра. Партии: Садык ("Куйручук" Молдобасанова и Окунева), Нурдин ("Чолпон" Раухвергера), Кадыр ("Анар" Власова и Фере), Ильяс ("Асель" Власова), Фрондосо, Конрад; Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Базиль, Спартак; Прометей ("Прометей" Аристакесяна), Солор; Суванкул ("Материнское поле" Молдобасанова) и др.

Д. Л. Брудный.

Аскурава И. А.

АСКУРÁВА Иван Алексеевич [р. 14(27).12.1916, с. Квиани, Груз. ССР], сов. художник, педагог. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1950). В 1939 окончил тбилисскую Академию художеств. С 1940 работает в Т-ре им. Палиашвили. Оформил балеты: "Доктор Айболит" (1949); "За мир" Торадзе (1953), "Сокровище Голубой горы" (1956) и "Демон" (1961) Цинцадзе, "Баядерка" (1968) и др.

A. C. Чхеидзе.

Аспельмайр Ф.

ÁСПЕЛЬМАЙР, Аспльмайр (Aspelmayr, Asplmayr), Франц (1728, Вена, – 29.7.1786, там же), австр. композитор и скрипач. Работал в венском "Кернтнертортеатре" (с 1761). Автор инструм. музыки, зингшпилей, а также балетов, поставленных в Вене Ж. Ж. Новером: "Безделушки" (1768; впоследствии Новер заказал музыку для этого балета Моцарту), "Флора" (между 1766 и 1774), "Ацис и Галатея" (1772), "Отмщённый Агамемнон" (1772), "Ифигения в Тавриде" (1773), "Апеллес и Кампаспа" (1774, наиболее известный из балетов Α.), "Деревенский проказник", "Прачка с Цитеры", "Испанские мавры" (даты неизв.). Нек-рые из этих постановок были позже возобновлены Д. Курцем.

Лит.: Lynham D.. The chevalier Noverre. Father of Modem Ballet, L. – N. Y., 1950.

H. A. Кулаков.

"Аудроне"

"АУДРÓНЕ", балет в 4 актах 7 картинах (с прологом). Комп. Ю. С. Индра, сцен. и балетм. В. В. Гривицкас. 18.5.1957, Вильнюсский т-р, худ. Ю. Янкус, дирижёр И. М. Альтерман; Аудроне – Т. М. Свентицкайте, Угнюс – Э. Б. Кунавичюс и Г. А. Банис, Скирмуте – Р. Янавичюте, Кунатас – Гривицкас.

Аукшчюнас В. А.

АУКШЧЮ́НАС Витаутас Альбертович (р. 13.1.1913, Каунас), литов. сов. артист. Учился в балетной студии у П. Петрова. В 1926–44 солист Каунасского т-ра оперы и балета. Танцовщик лирич. плана. Партии: Франц, Дезире, Зигфрид; Антанас ("Невеста" Пакальниса) и др. С труппой литов. балета гастролировал в Монте-Карло и Лондоне (1935).

Л. И. Мотеюнайте.

Аустер Л. М.

ÁУСТЕР Лидия Мартиновна [р. 17(30).5.1912, Петропавловск, ныне Северо-Казахстанской обл.], сов. композитор. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1957). Чл. КПСС с 1955. В 1938 окончила Моск. консерваторию, в 1945 там же аспирантуру. С 1949 муз. руководитель Эст. радио и телевидения. Автор симф., камерной музыки, балетов: "Тийна" (по пьесе "Оборотень" Кицберга, 1955, т-р "Эстония"), "Северный сон" (для детей, 1960, там же), "Ромео, Джульетта и тьма" (по повести Я. Отченашека, 1970, т-р "Ванемуйне").

В. А. Паалма.

Афанасьева З. Н.

АФАНÁСЬЕВА Зинаида Николаевна [26.9(9.10).1907, Ленинград, – 8.8.1975, Ташкент], сов. артистка, педагог. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1955). Чл. КПСС с 1953. В 1925 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог Μ.Φ. Романова), в 1941 педагогич. отделение уч-ща (педагог А. Я. Ваганова). В 1925–30 солистка Ленингр. Малого т-ра, в 1932–41 педагог танц. студии ленингр. Дома культуры коммунального х-ва. В 1942–46 педагог-балетмейстер Узб. муз. т-ра (г. Янгиюль, Ташкент), в 1946–53 – Т-ра им. Навои. В 1947 один из организаторов и худ. рук. (1948–68) Узб. хореографич. уч-ща. Среди учеников – Л. П. Камилова, В. Я. Проскурина.

Л. А. Авдеева.

Африканский танец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ахинян Г. М.

АХИНЯ́Н Григор Мушегович (р. 20.4.1926, Караклис, ныне Кировакан), сов. композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1972). Чл. КПСС с 1968. В 1957 окончил Ереванскую консерваторию (педагог Г. Е. Егиазарян). Автор симф. и театрт. музыки, балетов: "Ахтамар", "Ивушка" и "Сако Лорийский" (пост. в 1966, Т-р им. Спендиарова, балетм. А. Гарибян).

Н. Г. Саркисян.

Ахтямов Г.

АХТЯ́МОВ Габдул-Бари Шарифзянович (р. 7.6.1910, Казань), сов. артист. Засл. арт. Тат. АССР (1945). В 1939 окончил Моск. хореографич. уч-ще (педагог П. А. Гусев). В 1939–59 артист Т-ра им. Мусы Джалиля. Среди партий: Шурале; Hyp ("Зюгра" Жиганова), Вацлав; Ma Личен ("Красный мак"), Зигфрид; Хан ("Алтын таран" Бакирова).

Ахундов М. А.

АХУ́НДОВ Мурад Ахмедович (р.8.3.1926, Ашхабад), сов. артист. Засл. арт. Туркм. ССР (1952). В 1944 окончил балетную студию при Т-ре им. Махтумкули, в 1946–60 солист балета этого т-ра. Первая сольная партия – Меред ("Алдар Косе" Корчмарёва). Среди партий: Вацлав; Джарджи ("Сердце гор"), Ma Личен ("Красный мак"), Азад ("Гюльшен" Гаджибекова), Вакх ("Вальпургиева ночь"), Принц, Базиль, Феб и другие. В 1964–66 стажировался как педагог в Моск. хореографич. уч-ще. В 1967–74 работал в художеств. самодеятельности как методист Дома нар. творчества (Ашхабад). С 1974 педагог-репетитор в Т-ре им. Махтумкули.

Н. П. Радкина.

Ахундова Р. Г.

АХУ́НДОВА Рафига Гаджи кызы (р. 7.8.1931, Баку), сов. артистка, балетмейстер. Нар. арт. Азерб. ССР (1970). С 1952, по окончании Бакинского хореографич. уч-ща (педагог Г. Алмасзаде), в Бакинском т-ре. Партии: Иранская красавица и Айша ("Семь красавиц"), Гюльянак ("Девичья башня"), Зарема, Эгина, Ширин, Жизель; принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Вакханка ("Вальпургиева ночь") и др. Пост. (совм. с М. Д. Мамедовым): "Каспийская баллада" Бакихансва (1968), "Тени Кобустана" Ф. Караева (1969), "Калейдоскоп" на муз. Скарлатти и Ф. Караева (1971), "Тропою грома" (1975), "Семь красавиц" (1978); хореографич. миниатюры "Азербайджанская сюита" и "Яллы" Гаджиева, "Мугам" Аливердибекова. В 1972–73 работала как балетмейстер и педагог в Алжире.

К. А. Касимов.

Р. Ахундова - Красавица иранская

Ахундова Р. Г.

Р. Ахундова - Красавица иранская

"Ацис и Галатея"

"ÁЦИС И ГАЛАТÉЯ", 1) Балет. Комп. И. Хольцбауэр. 1753, Вена, балетм. Ф. Хильфердинг. 2) Комп. и дирижёр И. Старцер, сцен. П. Гранже. 6.2.1761, Зимний дворец, Петербург, балетм. Хильфердинг; Гимен – великий князь Павел, Ацис – принц Курляндский, Галатея – графиня Е. Сиверсова, Полифем – князь Борятинский, Амур – С. А. Олсуфьев, пастушки – княжна Хованская, графиня Бутурлина, фрейлины Хитрово, Дараганова. 3) Балет в 3 актах. Комп. Аспельмайр. 1772, Вена, балетм. Ж. Ж. Новер. 4) Пасторальный балет, одноактный. Комп. Босси. 15.6.1797, Лондон, балетм. Ш. Дидло. 5) Анакреонтический балет в 2 актах. Комп. К. А. Кавос. 30.8.1816, Большой Каменный т-р, Петербург, балетм. Ш. Дидло, худ. Д. А. Корсини и Кондратьев; Галатея – А. И. Истомина, Ацис – A. C. Новицкая. 6) Мифологический балет; одноактный (на сюжет из "Метаморфоз" Овидия). Комп. A. B. Кадлец, сцен. В. И. Лангаммер. 21.1.1896, Мариинский т-р, Петербург, балетм. Л. И. Иванов, худ. В. Перминов, дирижёры Р. Дриго, Е. П. Пономарёв; Полифем – Н. С. Аистов, Галатея – Л. А. Рославлева, Ацис – С. Г. Легат, Гименей – О. И. Преображенская, Амур – В. А. Трефилова. 1905, экзаменационный спектакль Петерб. театр. уч-ща, на сцене Мариинского т-ра, балетм. М. М. Фокин (дебют); Галатея – М. Н. Горшкова, Ацис – Ф. В. Лопухов, Полифем – A. A. Облаков, Гименей – Е. А. Смирнова, Амур – Л. В. Лопухова.

Г. Н. Добровольская.

Ашкеловичюте Л. В.

АШКЕЛÓВИЧЮТЕ Леокадия Викторовна (р. 30.6.1939, Вильнюс), сов. артистка. Нар. арт. Литов. ССР (1980). С 1959, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагоги В. П. Мей и B. C. Костровицкая), в Вильнюсском т-ре. Партии: Аврора, Маша, Одетта – Одиллия, Китри; Дребулите, Эгле ("Эгле – королева ужей" Бальсиса), Бетти ("Угасающий крест" Рекашюса), Белоснежка ("Белоснежка и семь гномов" на муз. Павловского) И Др.

Л. И. Мотеюнайте.

Ашрафи М. А.

АШРАФИ́ Мухтар Ашрафович [29.5(11.6).1912, Бухара, – 15.12.1975, там же], сов. композитор, дирижёр и педагог. Нар. арт. СССР (1951). Чл. КПСС с 1941. В 1928–30 учился в Ин-те музыки и хореографии в Самарканде, в 1934–37 – в Моск. консерватории. В 1936–39 гл. дирижёр Узб. муз. т-ра, в 1939–64 и в 1966–75 – Т-ра им. Навои, в 1964–66 – Самаркандского т-ра оперы и балета. Автор опер, симфонич., вокальных и инструм. соч., балетов: "Мухаббат" ("Амулет любви", 1969, Т-р им. Навои, Гос. пр. Узб. ССравни 1970), "Тимур Малик" (1970, там же; под назв. "Любовь и меч", 1972, Т-р им. Айни), "Стойкость" (1972, Т-р оперы и балета в Каире). ГОС. пр. СССР (1943, 1952).

Л. А. Авдеева.

Аштон Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аюханов Б. Г.

АЮХÁНОВ Булат Газизович (р. 13.9.1938, Семипалатинск), сов. артист, балетмейстер, педагог. Нар. арт. Казах. ССР (1973). В 1955 окончил Казах. хореографич. уч-ще (ученик A. B. Селезнёва), в 1957 – класс усовершенствования в Ленингр. хореографич. уч-ще (педагоги Ю. И. Умрихин, А. И. Пушкин, А. И. Бочаров, Е. Э. Бибер). В 1957–59 солист Т-ра им. Абая (исполнял характерные танцы в классич. балетах). С 1959 занимался на балетмейстерском отделении ГИТИСа у Р. В. Захарова, М. В. Рождественской, Т. Н. Ткаченко (закончил в 1964). В 1964–66 танцовщик и балетмейстер созданного им театра балетных миниатюр ("Театр двух актёров"). В 1964–67 художеств. руководитель и педагог Казах. хореографич. уч-ща. Из выпускников уч-ща создал в 1967 танцевальный коллектив Молодой балет Алма-Аты. Мастер хореографич. миниатюры, А. поставил в этом ансамбле много концертных номеров, ряд небольших балетов: "Болеро" (1967), "Жарыс" (1968) и "Гамлет" (1972) Исаковой, "Кармен-сюита" (1969); "Казахские сувениры" на муз. Булгаровского (1971), "Рапсодия в стиле блюз" на муз. Гершвина (1974), "Татьяна Ларина" (на муз. оперы "Евгений Онегин" Чайковского, обр. М. Плетнёва, 1978). Работы А. отмечены высокой муз. культурой, уверенностью в неисчерпаемости выразительных средств классич. танца, стремлением к поискам новых форм. Ансамбль Молодой балет Алма-Аты пользуется популярностью в республике, гастролирует по Сов. Союзу и за рубежом (Индия, Швеция, Финляндия, Франция, Ирак, Италия, Польша, Канада). Гос. пр. Казах. ССР им. Курмангазы (1972).

Б. Аюханов и Т. Анюшенко. Концертный номер "Неспетая песня"

Аюханов Б. Г.

Б. Аюханов и Т. Анюшенко. Концертный номер "Неспетая песня"

Предыдущая страница Следующая страница