Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭБЕ"-"ЭКУ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭБЕ"-"ЭКУ")

Эбен П.

Эбен П. (Eben) Петр (р. 22 I 1929, Жамберк) - чеш. композитор и пианист. Учился у П. Боржковеца (композиция) и у Ф. Рауха (фп.) в Академии иск-в в Праге (1948-54). Был узником Бухенвальда (1944-45). С 1955 возглавляет муз.-педагогич. отделение Карлова ун-та в Праге. Написал учебник чтения партитур ("Ctenн a hra partitur", 1960, совм. с Й. Бургхаузером). В соч. опирается на традиции нац. нар. и проф. муз. иск-ва, с 70-х гг. применяет новейшие приёмы письма. Произв. Э. отличаютcя выразительностью мелодики, острой динамикой, ясностью формы. Наиболее значительны вок. соч., в т.ч. "6 любовных песен" ("Sestero pнsnн milostnэch", 1951). Получил золотую медаль на конкурсе композиторов Междунар. фестиваля демократич. молодёжи и студентов в Москве (1957, за песни).

Сочинения: оратория Апология Сократа (1967, по Платону), кантаты - Баллады (1956), Горькая глина (Horkб hlнna, 1960); для opк. - поэма Vox clamantis (1969); пьеса для квинтета духовых, струн. орк., фп. и ударных Ночные часы (Nocnн hodiny, 1975); концерты с орк. - для органа (Symphonia gregoriana, 1954), для фп. (1961); квинтет для духовых (1965), Spectrum для синтезатора, электрогитары, контрабаса и ударных (1977); хоры; мессы, в т.ч. с органом (1966), и др. культовые соч.; вок. циклы, в т.ч. Pragensia (1973); инстр. пьесы; песни с фп., в т.ч. детские (1 тетрадь, 1973).

Эберле Я. У.

Эберле Я. У. (Eberle) Ян Ульрих (2 VII 1699, Фильс, близ г. Фюссен - 2 VII 1768, Прага) - чеш. мастер смычковых инструментов. Учился в Фильсе у неизв. мастера, затем переехал в Прагу, где работал и учился у Т. Эдлингера. Один из представителей пражской школы инстр. мастеров. Придерживался модели австр. мастера Я. Штайнера. Лучшие из его скрипок имеют хороший полный тон. Кроме скрипок, изготовлял альты, виолончели, виоль д'амуры, виолы да гамба и контрабасы. Использовал широкослойную ель, клён средней плотности и красивого рисунка (часто встречается сорт клёна "птичий глаз"). Нижние деки обычно из двух половинок. Своды верхних дек не выше 13 мм, нижних - до 18 мм. Ус довольно широкий, эфы часто поставлены почти параллельно, характерен завиток. Инструменты покрыты жирным, мягким лаком разных оттенков красного и красно-коричневого цвета. Согласно этикеткам изготовлял инструменты с 1726. Преемником Э. стал один из его сыновей - Вацлав Михаэль Э. (1738-1772). Среди учеников Э.- Т. А. Тулинский и И. А. Ласке.

Литература: Витачек E. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б. В. Доброхотова, М.-Л., 1952, 1964; Vannes R., Dictionnaire universel des luthiers, Brux., 1951; Jalovec K., Bцhmische Geigenbauer, Prag, 1959.

Б. В. Доброхотов.

Эвальд З. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эвенкийская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эверарди К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эвфония

Эвфония (греч. eypoyia - благозвучие) - оценочная категория антич. музыкальной эстетики. С точки зрения Э. (а также "эвритмии", греч. eyrytmia) оценивались все звуковые явления действительности. Особенно часто критерий Э. применялся при характеристике речевых и муз. форм звучания. Так, Аристид Квинтилиан ("О музыке", II, 12) пишет об Э. сочетания букв, об Э. слов. Псевдо-Аристотель ("Проблемы", XIX, 33) указывает на бульшую степень Э. низких звуков по сравнению с высокими. Иногда термин "эвфонический" был синонимом термина "музыкальный". В эпоху средневековья Э. (лат. euphonia) оставалась важнейшей категорией муз. эстетики. Исидор из Севильи ("Этимология", III, 6) определял Э. как "приятность звучания" (suavitas vocis), а Маркетто Падуанский ("Луцидариум", V, 3) - как "искусное звучание" (bona sonoritas). Такие же определения Э. содержатся в трактатах Аврелиана из Реоме ("Музыкальное учение", 5) и Иеронима Моравского ("О музыке", 4). Йоханнес де Грохео ("О музыке") и Иоанн де Мурис ("Зеркало музыки", 17), следуя антич. теоретикам, пользуются термином "Э." и для характеристики речевых образований. Эстетики эпохи Возрождения также применяли категорию Э. В разл. историч. периоды "эвфоническими" считались неоднозначные явления, что было обусловлено эволюцией муз. мышления. Так, если антич. теоретики наз. "эвфоническими" только интервалы кварты, квинты и октавы, в эпоху Возрождения термин "Э." применялся и при характеристике большой терции.

Литература: Герцман Е., Восприятие разновысотных звуковых областей в античном музыкальном мышлении, "Вестник древней истории", 1971, No 4, с. 181-94; Aristides Quintilianus, De musica libri tres, Lipsiae, 1963; Aristoteles, Loci de musica, в кн.: Jan С., Musici scriptores graeci, Lipsiae, 1895, переизд. Hildesheim, 1962, p. 1-111; Isidorus Episcopus, Sententia de musica, в кн.: Gerbert M., Scriptores ecclesiastici de musica..., v. 1, St. Blasien, 1784, p. 19-28, переизд. Graz, 1905, Milano, 1931; Aurelianus Reomensis, Musica disciplina, там же, р. 27-63; Marchetus de Radua, Lucidarium in arte musicae planae (1317 или 1318), там же, v. 3, p. 64-121; Ieronimus de Moravia (между 1272 и 1304), Tractatus de musica, в кн.: Coussemaker E., Scriptorum de musica medii aevi, v. 1, P., 1864, p. 1-94; J. de Muris, Speculum musicae (1323), в кн.: GroЯmann W., Die einleitenden Kapitel des Speculum musicae, Lpz., 1924, S. 54-96; Rossbach A.,Westphal R., Theorie der musischen Kьnste der Hellenen, Bd 1-3, Lpz., 1885-87; Schдlke R., Geschichte der Musikдsthetik in Umrissen, В., 1934.

E. В. Герцман.

Эгге К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эггебрехт Х. Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эгген А.

Эгген А. (Eggen) Арне (28 VIII 1881, Тронхейм - 26 X 1955, Верум, близ Осло) - норв. композитор и органист. Учился у К. Эллинга (муз.-теоретич. предметы и орган) и П. Линнемана (муз.-теоретич. предметы) в консерватории в Осло (1902-05), у С. Креля (композиция) и К. Штраубе (орган) в Лейпцигской консерватории (1906-07). Служил церк. органистом в Брагернесе, Драммене (1908-24), Брюне и Тануме (1924-55). Выступал в Норвегии и Швеции как органист. Возглавлял Союз норв. композиторов (1927-45), а также организованную им в 1928 Норв. секцию Междунар. бюро по охране авторских прав композиторов (до 1930). В разнообразном по жанрам творчестве Э., для к-рого характерны опора на нац. муз. фольклор и следование традициям, заложенным Э. Григом (особенно в вок. соч.), выделяются муз.-сценич. произв. (опера "Улаф Лильекранс", музыка к пьесе А. Гарборг "Маленькая Хьерсти" - "Liti Kjersti", 1915, а также основанная на этой музыке оратория) и кантаты. Мн. его произв. отмечены богатством полифонич. приёмов письма, нек-рые соч. свидетельствуют об эпич. складе муз. мышления композитора (оратория "Король Улаф"). Использует муз. формы эпохи барокко (чакона для органа, а также для оркестра). Э. принадлежат обработки нар. мелодий для голоса с фп.

Брат Э. - Эрик Э. (1877-1957) - музыковед, исследователь норв. муз. фольклора, автор книги об Э. Григе (1911); ему принадлежат также разл. обработки нар. мелодий.

Сочинения: оперы - Улаф Лильекранс (по одноим. драме Г. Ибсена, 1940, Осло), Цимбелин (по У. Шекспиру, 1948, Осло); оратория Король Улаф (Kong Olav, 1930), кантата Озеро Мьёсен (Mjшsen, 1922); симфония (1920); камерно-инстр. ансамбли - сюита для скр. с фп.; сонаты с фп.: 2 для скр., 1 для влч. и др.; хоры a cappella и с органом; романсы и песни (ок. 60) с фп., а также с органом, в т. ч. духовные; пьесы для органа, в т.ч. чакона (1915; перелож. для орк. 1935); музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Lange К., Шstvеdt A., Norwegian music; a brief survey, L., (1958) (рус. пер.- Ланге К., Эствед A., Норвежская музыка, М., 1967, с. 51-53, 56); Grinde N., Norsk musikkhistorie, Oslo - Bergen - Tromsш, 1971, 1975, s. 249, 250-54, 261.

H. H. Moхoв.

Эгк В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эдинбург

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эдлингер

Эдлингер (Edlinger) - семья чеш. мастеров смычковых инструментов. Томаш 1-й Э. (нач. 17 в., Аугсбург - 8 X 1690, там же). Инструменты этого мастера по форме выпуклые, в середине "груди" совершенно плоские, с большими резонаторными отверстиями; лак чёрно-коричневый, не полированный. Встречаются очень редко, сохранились виолы да гамба, пошетты, пошетты д'амур и лютни.

Томаш 2-й Э. (23 XI 1662, Аугсбург - 20 I 1729, Прага). Сын и ученик Томаша 1-го. Учился также у Я. Штайнера в Абсоме. Работал в Праге у Л. Прадтера, позднее унаследовал его мастерскую. Родоначальник пражской школы скр. мастеров, создал "пражскую" модель скрипки с высоким или средней высоты сводом, с узкой "грудью" и эфами, типичными для инструментов Амати, но поставленными ближе к краям деки. Головка небольшая, как у инструментов Амати (часто в виде львиной головы). Инструменты покрыты красно-коричневым лаком, более тёмным к краям. Был хорошим педагогом, среди учеников - его сыновья Йозеф Иоахим и Бернгард Томаш, а также известные мастера И. Г. Гельмер и И. У. Эберле.

Йозеф Иоахим Э. (7 III 1693, Прага -30 V 1748, там же). Сын, ученик и продолжатель дела Томаша 2-го. Неск. лет совершенствовался в Италии (Кремона, Рим, Неаполь, Болонья, Феррара, Венеция). В 1728 вернулся на родину. Сделал много альтов (дл. ок. 413 мм); его скрипки по стилю напоминают работы австр. мастера Я. Штайнера. Использовал клён тангентального распила, грушевое дерево, золотисто-коричневый лак. Лютни и скрипки Йозефа Иоахима по качеству превосходят работы его отца. Был первым чеш. инструментальным мастером, привлёкшим иностранную клиентуру,

Литература: Витачек E. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б. В. Доброхотова, М., 1952, 1964; Vannes R., Essai d'un dictionnaire universel des luthiers, Brux., 1932, под загл.: Dictionnaire universel les luthiers, там же, 1951; Jalovec К., Bцhmische Geigenbauer, (Prag, 1959).

Б. В. Доброхотов.

Эзги М. З.

Супхи-бей Эзги (Suphi bei Ezgi) Мехмет Зюхтю (1869, Стамбул - 12 IV 1962, там же) - турецкий музыковед, композитор, исполнитель на сазе и танбуре. Получил диплом военного врача (1892), многие годы работал по этой специальности. Обучался игре на сазе у З. Деде, на скрипке у Т. Эфенди и на танбуре у Халима-эфенди. Будучи первоклассным исполнителем на сазе, успешно концертировал с 13 лет. Под влиянием Деде изучал турецкую традиц. музыку, записал с помощью европ. нотации ряд её образцов. Среди его работ - "Теория и практика турецкой музыки" ("Nazari ve ameli Turk musikisi", Cilt 1-5, Istambul, 1933-1953). Э. принадлежит ряд муз. произв., созданных в традиц. манере. Занимался также разработкой методики игры на танбуре.

З. Рустам-заде.

Эйбоженко З. И.

Зинаида Ивановна (гг. рожд. и смерти неизв.) - рус. певица (контральто). В 1872 окончила Моск. консерваторию по классу пения у Дж. Гальвани. В том же году дебютировала в Большом т-ре в партии Вани, в сезоне 1872/73 пела в ряде рус. опер, а также в зарубежных в составе итал. труппы. Затем выступала в Киевской опере (1874), в частной оперной труппе П. М. Медведева (Астрахань, Казань, Екатеринбург, Пермь; 1874-80), в эти же годы пела в Мариинском (Петербург, 1876) и Большом (Москва, 1877, 1879, а также в 1886) т-рах. В конц. программы включала романсы совр. ей рус. композиторов, нар. песни; участвовала в исполнении вок.-симф. произв. в концерте под рук. Н. Г. Рубинштейна (Москва, 1877). В 1881-85 не выступала. Известно, что в 1893 Э. жила в Кисловодске. Обладала сильным голосом широкого диапазона, густого бархатистого тембра, особенно красивым в нижнем регистре, ярким темпераментом. Среди партий - Ваня, Ратмир, Азучена; Ксения ("Нижегородцы" Направника), Княгиня ("Русалка").

Литература: А. Н., Астраханская летопись, "Астраханский справочный листок", 1874, 11 мая; З. И. Эйбоженко, "Казанские губернские ведомости", 1874, 30 окт.; Wedion, Театральная хроника, "Казанский биржевой листок", 1878, 2 нояб.; Карнеев М. В., Дневник московского театрала, "Театральный мирок", 1886, 13 сент.; Кашкин Н. Д., Первое двадцатипятилетие Московской консерватории, Историч. очерк, М., 1891, с. 81; Чайковский П. И., Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898, под загл.: Музыкально-критические статьи, М., 1953, с. 51, 57, 80, 100; Из музыкального прошлого. Сб. очерков, ред.-сост. Б. С. Штейнпресс, т. 1, М., 1960.

M. P. Леонова.

Эйгес

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эйдинов С. Г.

Семён Григорьевич (р. 29 VI (11 VII) 1911, Уфа) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1943. В 1938 окончил дирижёрско-хор. ф-т Моск. консерватории у Г. А. Дмитревского. С 1926 муз. рук. "Синей блузы" Башк. профсовета, в 1928-38 худ. рук. ряда коллективов муз. самодеятельности в Москве. Основатель (1944), худ. рук. и гл. дирижёр Магнитогорской хор. капеллы. В репертуаре коллектива реквиемы Керубини и Шумана, "Песни наших дней" Прокофьева, хор. циклы Салманова, Щедрина, Флярковского и др. С 1938 ведёт педагогич. деятельность, один из основателей (с 1939 директор и преподаватель) Магнитогорского муз. уч-ща им. М. И. Глинки.

Эйдлин Ю. И.

Юлий Ильич (3(15) III 1896, Екатеринослав - 13 XII 1958, Ленинград) - сов. скрипач. В 1917 окончил Петрогр. консерваторию по классу скрипки у С. П. Коргуева (ранее занимался у Л. С. Ауэра). Преподавал в Баку (1924-26) и в Первом муз. техникуме в Ленинграде (1926-28). С 1927 руководил классом квартета Ленингр. консерватории, с 1931 преподавал игру на скрипке (с 1935 профессор). Э. - создатель стройной системы преподавания игры на скрипке. В процессе преподавания большую роль отводил изучению скр. соч. И. С. Баха, Л. Бетховена, И. Брамса, П. И. Чайковского. Своих учеников Э. приучал мыслить концепционно, исключит. внимание уделял художеств. стороне исполнит. мастерства, интеллектуальному началу. Среди учеников Э. - М. И. Вайман, Б. Л. Гутников, Е. Камиларов.

Литература: Памяти Ю. И. Эйдлина,"СМ", 1959, No 4; Rаабен Л., История русского и советского скрипичного искусства, Л., 1978, с. 145. Л. Н. Раабен.

Эйзен А. А.

Артур Артурович (р. 8 VI 1927, Москва) - сов. певец (бас). Нар. арт. СССР (1976). Чл. КПСС с 1964. В 1948 окончил Моск. театр. уч-ще им. Б. В. Щукина, в 1956 - Моск. консерваторию по классу пения у В. М. Политковского. В 1949-1957 солист Ансамбля песни и пляски Сов. Армии им. А. В. Александрова, затем - Большого т-ра. Обладает звучным густым голосом, владеет иск-вом сценич. перевоплощения. Партии: Борис Годунов, Иван Хованский, Салтан; Иван Грозный ("Псковитянка"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Мефистофель; Генерал ("Игрок" Прокофьева), Басков ("Зори здесь тихие" Молчанова) и др. Э. - создатель образа В. И. Ленина на оперной сцене ("Октябрь" Мурадели, 1964). Ведёт обширную конц.-исполнит. деятельность. Гастролировал во мн. странах мира.

В. И. Зарубин.

Эйзенберг М.

Айзенберг (Eisenberg) Морис (24 II 1902, Кенигсберг - 13 XII 1972, Нью-Йорк) - амер. виолончелист. Учился в Балтиморе. С 15 лет играл в Филадельфийском симф. оркестре, затем был концертмейстером группы виолончелей Нью-Йоркского симф. оркестра. С 1921 совершенствовался у Ю. Кленгеля в Лейпциге, X. Беккера в Берлине, у Д. Алексаньяна и П. Касальса в Париже, где также брал уроки композиции у Н. Буланже. В 1922-65 много концертировал. В 1929-39 ассистент Касальса в "Эколь нормаль" (Париж); свои художеств. принципы развивал в исполнит. и педагогич. деятельности. В 1945-52 преподавал в Нью-Йоркском муз. колледже и Филадельфийской муз. академии, затем в ун-те Юж. Калифорнии в Лос-Анджелесе, в 1964-72 - в Джульярдской муз. школе в Нью-Йорке, одноврем. концертировал. Автор инструктивной книги (издана с предисловием Касальса). Э. принадлежит редакция сюит для виолончели соло И. С. Баха.

Сочинения: Cello playing of today, L., 1957 (совм. с M. В. Stansfield); Some basic aspects of 20 th cent, cello technique, "The score", 1956, No 16.

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 4, М., 1978, с. 298-302.

Эйлер Л.

Эйлер Л. (Euler) Леонард (15 IV 1707, Базель, Швейцария - 7 (18) IX 1783, Петербург) - механик, математик и физик. По происхождению швейцарец. Учился у И. Бернулли в Базельском ун-те. С 1741 жил в Берлине, где с 1744 был директором математич. класса в Академии наук; с 1766 до конца жизни жил в Петербурге. Опубликовал св. 800 книг и статей по математике, физике, механике, астрономии. Мн. работы Э. посв. вопросам муз. акустики и теории музыки. Объяснил происхождение обертонов. Совм. с чл. Петерб. академии наук Д. Бернулли и франц. учёным Ж. д' Аламбером и Ж. Лагранжем разрабатывал теорию колебаний струн. стержней, пластинок, мембран. Э. первым использовал десятичные логарифмы для выражения отношений между звуками по частоте, сделал попытку определить степень благозвучия интервалов, аккордов из отношения колебаний и с учётом психологич. данных. Исследовал последовательности интервалов, аккордов, построение гамм и модуляций, вопросы связи между звуком и цветом. Иностр. почётный чл. Петерб., чл. Берлинской академий наук. Посвящённые музыке работы Э. изданы в т. 1 серии III его собр. соч. ("Opera omnia", III, v. 1, Lpz.-В., 1926).

Сочинения: Tentamen novae theoriae musicae..., Petropoli, 1739;. Conecture sur la raison de quelques dissonances, 1764; Du vйritable caractиre de la musique moderne, 1764; Lettres а une princesse-d'Allemagne..., 1768-74.

Литература: Юшкевич А. П., История математики в России до 1917 года, М., 1968; Schulz-Eulеr S., Leonhard Euler, Fr./M., 1907; Handschin J., Der Toncharakter, Z., 1948.

Ю. H. Рагс.

Эймерт Х.

Аймерт (Eimert) Херберт (8 IV 1897, Бад-Крёйцнах - 15 XII 1972, Кёльн) - нем. композитор и муз. критик (ФРГ). В 1919-24 учился в Высшей муз. школе у Г. Абендрота в Кёльне, в 1924-30 изучал музыковедение в ун-те там же. В 1927-33 работал на Радио в Кёльне, позднее писал статьи для муз. прессы. В 1935-45 редактор газ. "Kцlnische Zeitung", с 1945 - "Ночных музыкальных программ" на Радио (в 1948-65 директор). В 1951 основал Студию электронной музыки (её руководитель до 1962). В 1965-71 профессор и руководитель Студии электронной музыки Высшей муз. школы в Кёльне. Один из наиболее значительных пропагандистов новейших экспериментальных направлений в музыке. Совместно с К. Штокхаузеном издавал сб-ки "Die Reihe", посвящённые электронной и серийной музыке.

Сочинения: 2 хора с орк. (1928); 3 струн. квартета (1925, 1944, 1944); Танцевальная музыка для саксофона, флейты и механич. инструментов (1926); электронная музыка - Колокола (Glockenspiel, 1953), Этюды о смешении звуков (Etьden ьber Tongemische, 1954), 5 пьес (1956), Реквием памяти Айкити Кубояма (Requiem fьr Aikichi Kuboyama, для чтеца и губной гармоники, 1957), Дань уважения И. Стравинскому (Zu Ehren von I. Strawinsky, 1957), Селекция I (Selektion I, 1960), Эпитафия Айкити Кубояма (Epitaph fьr Aikichi Kuboyama, для чтеца и звуков речи, 1962), 6 этюдов (1962).

Литературные сочинения: Atonale Musiklehre, Lpz., 1924; Lehrbuch der Zwцlftontechnik, Wiesbaden, 1950, 1966; Zur Дsthetik der elektronischen Musik, "RBM", 1959, v. 13, (No l); Probleme der elektronischen Musik, в кн.: Prisma der gegenwдrtigen Musik..., Hamb., 1959; Die 2. Entwicklungsphase der Neuen Musik, "Melos", 1960, Jahrg. 27, H. 12; Die elektronische Musik, "ЦMz", 1961, Jahrg. 16, H. 6/7; Die Reihe, das unbekannte Wesen, "Melos", 1962, Jahrg. 29, H. 7/8; Copyright einer Zwцlftonreihe, "Melos", 1964, Jahrg. 31. H. 5; Grundlagen der musikalischen Reihentechnik, (W., 1964).

Литература: Kirchmeyer H., Herbert Eimert zum 75. Geburtstag, "Melos", 1972, Jahrg. 39, H. 2; H. Eimert, в кн.: Reinische Musiker, Folge 2, Kцln, 1962; Оesch H., Herbert Eimert - Pionier der Zwцlftontechnik, "Melos", 1974, Jahrg. 41, H. 4.

Ю. В. Крейнина.

Эйнем Г.

Айнeм (Einem) Готфрид фон (p. 24 I 1918, Берн) - австр. композитор. В 1941-43 изучал композицию под рук. Б. Блахера. С 1938 концертмейстер Берлинской гос. оперы, с 1944 консультант Дрезденской оперы, в 1948-51 сотрудник дирекции Зальцбургских фестивалей. С 1953 жил в Вене, чл. Об-ва венского концертхауза. В 1960-64 директор Венских фестивалей. С 1965 профессор Высшей муз. школы в Вене и президент австр. Об-ва авторов, композиторов и муз. издателей. Гос. пр. Австрии (1965).

Муз. стиль Э. сложился под влиянием Г. Малера, Дж. Пуччини, И. Ф. Стравинского, Р. Штрауса, а также джаза. Его гармонич. мышление основано на принципах расширенной тональности. Наиболее значителен в творчестве Э. оперный жанр. Композитор выступает против идей вагнеровской муз. драмы, придерживается номерной структуры в опере, достигает стройности и завершённости формы каждого номера. Мастер сценич. характеристики.

Сочинения: оперы - Смерть Дантона (Dantons Tod, по драме Г. Бюхнера, 1947, Зальцбург), Процесс (Der ProzeЯ, по одноим. роману Ф. Кафки, 1953, там же), Разорванный человек (Der Zerrissene, по пьесе И. Нестроя, 1964, Гамбург), Визит старой дамы (Der Besuch der alten Dame, по пьесе Ф. Дюрренматта, 1971, Вена), Коварство и любовь (Kabale und Liebe, по драме P. Шиллера, 1976, там же); балеты - Принцесса Турандот (Prinzessin Turandot, 1944, Дрезден), Рондо о золотом тельце (Rondo vom goldenen Kalb, 1952, Гамбург), Па-де-кёр, или Смерть и воскресение балерины (Pas de coeur oder Tod und Auferstehung einer Ballerina, 1952, Мюнхен), Счастье, смерть и мечта (Glьck, Tod und Traum, 1954, Альпбах), Медуза (Medusa, 1957, Вена); произв. для солистов, хора и орк., в т. ч. Гимн для альта, хора и орк. (1949), оратория Песнь часов для 4-гол. хора и орк. (Das Stundenlied, мл. Б. Брехта, 1958); для орк. - Филадельфийская симфония (1960), Каприччио (1943), Оркестровая музыка (1948), Медитации (1954), серенада для струн. орк. (1960), Венская симфония (1976) и др.; для инструмента с орк. - концерты для фп. (1955), для скр. (1967), Ариетта для фп. (1977); камерно-инстр. произв.; пьесы для фп.; песни.

Литературные сочинения: Ein Komponist im Turm, "Melos", 1964, Jahrg. 31, H. 4; Die Freiheit des Komponisten, "ЦMz", 1965, Jahrg. 20, H. 5/6; Komponist und Gesellschaft, Karlsruhe, 1967.

Литература: Hartmann D., Gottfried von Einem. Eine Biographie, W., (1967).

Ю. В. Крейнина.

Эйнштейн А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эйслер Х.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эйслер Э.

Эйслер Э. (Eysler, Eisler) Эдмунд (12 III 1874, Вена - 4 X 1949, там же) - австр. композитор. Обучался в Венской консерватории по классу фп. у А. Дора, по композиции у Р. и И. Н. Фуксов. Известен как автор 63 оперетт (из них 20 - одноактные). Одной из первых поставленных на сцене была оперетта "Братья Штраубингер" ("Brьder Straubinger", 1903), обязанная успехом гл. обр. песне "Целовать - это не грех" ("Kьssen ist keine Sьnd"), получившей всемирную известность. Среди др. оперетт Э. наиболее популярны "Кровь художника" ("Kьnstlerblut", 1906), "Бессмертный бродяга" ("Der unsterbliche Lump", 1910), "Пожиратель женщин" ("Der Frauenfresser", 1911), "Золотая мастерица" ("Die gold'ne Meisterin", 1927, сохраняется в репертуаре поныне). Наибольший успех выпал на долю последней оперетты Э. - "Венская музыка" ("Wiener Musik", 1947). Как автор оперетт Э. принадлежал к направлению, получившему назв. "неовенской" оперетты. Его оперетты демонстрируют незаурядное мастерство, мелодич. изобретательность; мн. песни из них пользовались большой полулярностью. Э. принадлежат также 3 оперы, балет, танц. музыка, песни и др.

Литература: Ewald К., Edmund Eysler, ein Musiker von Wien, W., 1934; Prosl R. M., Edmund Eysler, W., (1947).

Эйхенвальд А. А.

Антон Александрович (1 (13) V 1875, Москва - 1952, Ленинград) - сов. композитор, дирижёр, педагог и этнограф. Нар. арт. Башк. АССР (1945). Отец Э. - художник, мать - арфистка И. И. Эйхенвальд. В 1892 окончил Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества по классу живописи, где занимался у В. Д. Поленова и В. Е. Маковского. Брал уроки у Н. С. Кленовского (гармония), С. И. Танеева (контрапункт) и Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка). С 1892 преподавал теорию музыки в муз. классах Кленовского; участвовал в ряде этнографич. экспедиций. На протяжении мн. лет собрал более 4000 нар. мелодий народов Поволжья, Ср. Азии, частично обработал их и использовал в своих крупных соч., отличающихся ладовым своеобразием, опорой на принципы подголосочной полифонии. Хормейстер оперы в Казани (1893), Саратове (1894-1895), позднее дирижёр, нередко также антрепренёр и муз. рук. оперных трупп, в т. ч. в Нижнем Новгороде (1901-03, 1910), Тифлисе (1910), Баку (1910, 1911), Саратове и др. После Oкт. революции 1917 работал в Нар. консерватории и т-ре Красноярска. С 1922 науч. сотрудник ГИМНа (фольклор), в 1934-37 - Туркм. гос. н.-и. ин-та (Ашхабад). В 1924-26 гастролировал как оперный и симф. дирижёр во Франции и Бельгии, в 1927-28 - в Швейцарии. В Париже состоялась премьера его балета-пантомимы "Жар-птица" (1925). В разные годы преподавал в музыкальных уч-щах Казани, Тифлиса, Харькова, Одессы, Перми, Саратова, Уфы, Куйбышева, Ашхабада и др. С 1944 пред. Куйбышевской организации CK РСФСР. Гл. дирижёр Куйбышевского театра оперы и балета (1948-49).

Сочинения: оперы - Степь (1928; 2-я ред. 1930, пост. 1931, Средневолжская краевая опера, Самара), Мэргэн (1940, Башк. т-р оперы и балета, Уфа), Ашказар (1944, там же), Солнечный камень (по сказке Г. Тукая, 1946); 5 муз. комедий, в т. ч. Табачный капитан (1942, Т-р оперы и балета, Куйбышев); балеты - Ёлочка, или Зима (1913, Одесса), Жар-птица (под назв. Иван-царевич. 1925, Париж, т-р "Альгамбра"), Всадники (1947); кантаты - 10-летие Туркмении (1934), 25-летие Башкирии (1944); для орк. - сюиты (в т.ч. сюита на тат. и башк. темы, 1923), увертюры (в т. ч. увертюра на рус. темы, 1895) и марши на темы народов СССР; 4 струн. квартета; пьесы для скр., влч.; ок. 50 романсов и песен; обр. нар. песен и др.

Литература: С. Т., Славный юбилей. (К 75-летию А. А. Эйхен-вальда), "СМ", 1950, No 7.

Б. С. Штейнпресс.

Эйхенвальд И. И.

Эйхенвальд И. И. (урожд. - Папендик) Ида Ивановна (1842, Германия - 1917, Одинцово, близ Москвы) - рус. арфистка и педагог. С 6 лет обучалась игре на арфе у К. Л. Гримма в Берлине, с 8 лет принимала участие в концертах. В 1855 впервые выступила в Берлине с сольным концертом, затем концертировала в Германии и России. С 1860 солистка оркестра Мариинского т-ра (Петербург), в 1864-1901 - Большого т-ра (Москва). Участвовала в симф. концертах РМО в Москве и Петербурге, ежегодно давала сольные концерты. Репертуар Э. в основном состоял из виртуозных произв., в т. ч. фантазий Э. Пэриш-Алварса ("Сон в летнюю ночь", "Моисей", "Оберон" и др.). В 1875-1906 профессор Моск. консерватории. Среди её учеников - Н. Д. Анисимова, Н. А. Соколовская, М. И. Тарасова, М. В. Половцева (Литвинова), К. К. Кржижановская (Бакланова), В. А. Лукин.

Литература: Поломаренко Ив., Арфа в прошлом и настоящем, М.-Л., 1939; Эрдели К. A., Арфа в моей жизни..., М., 1967; Дулова В., Искусство игры на арфе, М., 1975; Полтарева В., Арфа, К., 1980, с. 16-17.

Б. В. Доброхотов.

Эйхенвальд М. А.

Эйхенвальд М. А. (по мужу - Трезвинская) Маргарита Александровна (20 XI (2 XII) 1866, Москва - после 1948, США) - рус. певица (лирико-колоратурное сопрано). Дочь арфистки И. И. Эйхенвальд. В 1889 окончила Моск. консерваторию (класс пения Э. О. Тальябуэ) и в том же году дебютировала в партии Папагены на сцене Большого т-ра, где работала до 1900 (в 1900 выступала в Моск. частной рус. опере; выделялось её исполнение партии Волховы). Пела также в оперном т-ре Тбилиси и в разл. частных оперных т-рах; после 1901 шила за границей. Обладала небольшим, светлым голосом серебристого тембра. Её исполнение отличали безукоризненная чистота интонаций, редкая музыкальность, тонкий художеств. вкус. Первая исполнительница в Большом т-ре партии Снегурочки (1893), Иоланты (1893) и др. Среди др. партий - Лиза, Татьяна; Людмила ("Руслан и Людмила"), Микаэла; Памина ("Волшебная флейта"), Гретель ("Гензель и Гретель" Гумпердинка), Маргарита, Дездемона; Паж ("Гугеноты"). Иск-во Э. высоко ценил Н. А. Римский-Корсаков.

В. И. Зарубин.

Эквадорская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эквиритмический перевод

Эквиритмический перевод (от лат. аеquus - равный и ритм) - перевод на др. язык оперного либретто, текста оратории, кантаты, романса, песни и др. соч. вок. и вок.-инстр. жанров, к-рый призван служить заменой оригинального текста этих произв. при исполнении. Для этого перевод со стороны ритмики должен полностью соответствовать ("быть равным") оригиналу и его прочтению композитором, т. е. нотному тексту. В виде исключения допускается дробление отдельных долгих звуков нотного текста, соединение лигой двух или нескольких кратких звуков одинаковой высоты. В случаях, когда в мелодии особо выделяющиеся звуки (общая и местные кульминации и т. п.) подчёркивают определённое слово, обладающее индивидуальным смыслом, желательно, чтобы в переводе на этом месте оказалось соответствующее ему по значению слово др. языка. Полное соответствие расположения слов того же смысла в подлиннике и в Э. п. оказывается невозможным в связи с различием структуры однозначных слов в разл. языках (количество слогов, расположение ударений и т. п.), а также в связи с различным их грамматич. строем. Поэтому Э. п. в меньшей степени соответствует музыке, чем оригинальный текст. Неизбежные отклонения в смысловой структуре перевода менее вредят общему впечатлению в соч., где музыка носит обобщённый характер, передавая общее настроение поэтич. текста или его раздела: в случаях же, когда музыка идёт за эмоциональным подтекстом каждой фразы или даже каждого слова, они сказываются очень заметно. Серьёзную проблему составляет и соотношение художеств. ценности оригинала и перевода. Здесь важно не только то, что творчество поэта-переводчика является лишь "вторичным", но и то, что большие технич. ограничения Э. п. очень его сковывают. При всём этом Э. п. оказываются полезными, т. к. исполнение в данной стране вок. и вок.-инстр. произв. композиторов др. стран с Э. п. способствует большей доступности этих соч. широким массам слушателей.

Экзерсис

Экзерсис (франц. exercice, от лат. exercitium - упражнение) - муз. упражнение для развития техники игры на к.-л. инструменте или пения (а также для разыгрывания или распевки). В основу Э. кладётся определ. конструктивное задание, направленное на овладение тем или иным технич. приёмом (гаммы, арпеджио, двойные ноты, разл. рода штрихи, мелизмы, аккордовая игра, работа над звуком, над дыханием и т. д.). Муз. основой Э. является целесообразно избранный оборот, к-рый повторяется, варьируется, иногда проводится в виде секвенции. Примерами Э. могут служить сб-к Ганона "Пианист-виртуоз..." ("Pianiste-virtuose. En 60 exercices"), тетрадь упражнений для фп. Брамса и др. В широком смысле к Э. относятся мн. этюды (см. Этюд). Э. как название муз. произв. встречается у Д. Скарлатти, к-рый обозначил ряд своих клавирных сонат как "Essercizi per gravicembalo".

М. И. Катунян.

Экзоде А. Ж.

Экзоде А. Ж. (Exaudet, Exaudй) Андре Жозеф (ок. 1710, Руан - 1762 или 1763, Париж) - франц. скрипач и композитор. Чл. Корол. академии музыки (1755). Сведений о жизни Э. сохранилось мало. Муз. одарённость и мастерство выдвинули Э. в число ведущих музыкантов Франции. Был 1-м скрипачом концертов Академии музыки в Руане (1744). В Париже работал в капеллах, с 1749 - в оркестре Корол. академии музыки и танца ("Гранд-Опера"), с 1751 2-й скрипач "Духовных концертов". С 1758 постоянный чл. "Камерной музыки короля" ("La Musique de la Chambre du roi"). В 1759 стал ведущим скрипачом оркестра "24 скрипки короля", был также "маэстро скрипки" при дворе принца Конде. Исполнение Э. отличалось технич. мастерством (игра в высоких позициях, аккорды, двойные ноты и трели), тщательностью отделки деталей. Э. одним из первых ввёл в сонату романс. Менуэт из сонаты No 1 (ор. 2) пользовался большой популярностью.

Сочинения: 6 сонат для скр. с basso (1744, Париж), 6 сонат для 2 скр. с basso continuo (1751, там же), Сонаты для скр. с basso continuo (ок. 1760, там же), концерт для скр. соло, 2 скр., альта и basso (не издан).

Литература: Cariez J., Notices sur quelques musiciens rouen-nais, Caen, 1885; La Laurencie L. de, L'йcole franзaise de violon de Lully а Viotti, v. 2, P., 1923.

В. И. Руденко.

Эккерберг А.

Эккерберг А. (Eckerberg) Аксель Сикстен Леннарт (р. 5 IX 1909, Ельтевад, Ингаторп) - швед. дирижёр и композитор. В 1931 окончил Стокгольмскую консерваторию, где учился у Л. Лундберга и О. Виберга (фп.), О. Моралеса (дирижирование) и Э. Эльберга (муз.-теоретич. предметы). Совершенствовался в дирижировании у Ф. Вейнгартнера в Базеле, у О. Кабасты в Вене, где одноврем. брал также уроки фп. игры у Э. Зауэра. В 1937-69 гл. дирижёр оркестра швед. Радио в Гётеборге. Гастролировал в Швеции и др. странах. Первое произв. Э. (1-я симфония) исполнено в 1942 в Гётеборге. В произв. Э. нац. сев. колорит сочетается с особенностями письма, свойственными франц. импрессионистам, что придаёт особую красочность его музыке, проявляющуюся в гармонич. мышлении, инструментовке и др. Ряд его соч. отмечен острым драматизмом, симф. произв. отличаются высокой техникой орк. письма. Написал автобиографию.

Сочинения: 4 симфонии (1941, 1944; Осенняя песнь - Hцstsеng, 1965; Пасторальная - Symphonie pastorale, 1973), серенада (1972); для инструмента с орк. - концерты: 3 для фп. (1942, 1948, 1971), для влч. (1974), концертино для фп. (1962); Трилогия для голоса, флейты и ударных (1969); 4 шведские арабески для скр. и фп. (4 Svenska arabesker, 1967); фп. трио (1964); пьесы для фп., в т. ч. 10 прелюдий (посв. Ф. Шопену, 1966).

Литературные сочинения: Musiken och mitt liv, (Stockh., 1970).

Литература: Anlin A., Connor H., Svensk musik, bd 2, (Stockh., 1977), s. 227-29.

Н. Н. Мохов.

Эккерт Ф. Ф.

Фердинанд Фердинандович (1 III 1865, Прага - 17 VIII 1941, Москва) - сов. валторнист, композитор, дирижёр и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1931). В 1882 окончил Пражскую консерваторию по классам валторны и литавр. Выступал с оперными и симф. оркестрами Праги, Мариенбада (Марианске-Лазне), Цюриха, Дрездена, Берлина. С 1885 жил в России. В 1886-87 солист оркестра оперы И. П. Прянишникова, в 1892-95 - симф. оркестра В. И. Главача, затем до 1912 - оркестра Большого т-ра. Был воен. капельмейстером в Ашхабаде (1887-92) и Москве (1918-22), дирижёром частных т-ров драмы и оперетты (1915-18), рук. самодеят. оркестров (1922-27). В 1922-34 дирижёр Моск. т-ра оперетты. Преподавал игру на валторне в Моск. филармонич. уч-ще (1897-1903), с 1904 профессор классов валторны и воен. инструментовки Моск. консерватории. Среди учеников - С. И. Леонов, M. H. Третьяков, А. И. Усов, А. А. Янкелевич.

Исполнение Э. отличалось большой полнотой и силой звука, блестящей техникой. Усовершенствовал приёмы извлечения закрытых звуков на валторне. Автор 3 опер, 2 балетов, 10 муз. комедий (нек-рые были пост. в Моск. т-ре оперетты), кантаты, 3 концертов для валторны с оркестром, фантазии и 4 пьес для валторны и фп., 10 воен. маршей для дух. оркестра, св. 100 пьес для эстр. оркестра. Ему принадлежат также более 100 транскрипций, переложений и обработок разл. соч. для валторны и для дух. оркестра. Мн. его валторновые обработки используются в уч.-педагогич. практике.

Литература: Усов А. И., Главное - любовь к музыке (P. P. Эккерт), в сб.: Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории, М., 1979.

Эклс Д.

Эклс Д. (Eccles) Джон (ок. 1668, Лондон - 12 I 1735, Хемптон-Уик) - англ. скрипач и композитор. Учился музыке у родственника - Соломона Э. В 1691 опубликовал несколько песен. С 1693 композитор т-ра "Друри-Лейн". Возможно, с 1694 играл на скрипке в Корол. оркестре. В 1690-е гг. начал писать музыку к маскам (за 20 лет в Лондоне было пост. ок. 50 пьес с музыкой Э.), торжеств. оды (по случаю дня рождения и нового года) для хора в сопровождении оркестра. Э. завоевал популярность благодаря песням из его музыки к многочисл. маскам, в т. ч.: "Похищение Европы Юпитером" ("The rape of Europa by Jupiter", 1694), "Комическая история Дон Кихота" ("The comical history of Don Quichote", 1694), "Любовные связи Марса и Венеры" ("Loves of Mars and Venus", 1696), "Геркулес" (1697), "Суд Париса" ("The Judgement of Paris", пo У. Конгриву, получил в 1700 2-ю пр. конкурса на сочинение музыки к этой пьесе, 1701), "Ацис и Галатея" (1701), "Чудо на солнце, или Царство птиц" ("Wonders in the sun, or The Kingdom of the birds", 1706), "Британские чародеи, или Нет волшебства сильнее любви" ("The British enchanters, or No magick like love", 1706) и др. В 1700 был удостоен титула "мастер Корол. оркестра". Руководил Корол. оркестром в 1700-15. Мелодии Э. отличались свежестью, легко запоминались, его соч. получили значит. распространение. Э. опубликовал 3-томное нотное изд. "Театральная музыка" - снабжённое методич. указаниями собрание мелодий из масок и др. театр. представлений в собств. обработке для разл. инструментов ("Theatre music..., a collection of ayres for the violin, French dances etc.", book 1, 1698, book 2, 1699; во 2-ю книгу включён трактат "Plaine and easy rules for learners on the violin", book 3... for violin or flute, trumpet tunes, Scotch tune and cibells", 1700; хранится в б-ке собора в Дареме). Составил сб-к собств. песен (ок. 100), гл. обр. из входивших в музыку к маскам ("Collected songs", 1710; экземпляр находится в б-ке Британского музея), 14 песен вошли в сб. "Harmonia Anglicana" (v. 4, L., 1702). Песни Э. изданы также в сб. "Песни к Новому году" ("Songs for New Years Day", 1702-03) и сб. песен для 1,2 и 3 голосов ("A collection of songs for 1, 2 and 3 voices", 1704). В числе инструктивных работ Э. - "Сборник уроков игры на клавесине" ("A set of lessons for harpsichord", 1702). Отд. соч. Э. опубликованы в 20 в., в т. ч. в изд. "Современники Пёрселла" ("The contemporaries of Purcell", v. 6, L., 1921); издана также его соната No 11 g-moll для виолончели и фп. (L., 1960).

Литература: Jeffreys J., The Eccles family..., Ilford (Essex), 1951; Lincoln S., J. Eccles, The last of a tradition, Oxf., 1963 (diss.); его же, The first setting of Congreve's "Semele", "ML", 1963, v. 44, No 2; его же, Eccles and Congreve. Music and drama on the Restauration stage, "Theatre Notebook", 1963, v. 18, No 1; Fiske R., English theatre music in the 18th century, L., 1973.

И. А. Слепнёв.

Экоршвиль А.

Экоршвиль А. (Ecorcheville) Жюль Арман Жозеф (17 VII 1872, Париж - 19 II 1915, Перт-ле-Юрлю, департамент Марна) - франц. музыковед. В 1887-90 занимался у С. Франка в Париже, в 1904-05 - у X. Римана в Лейпциге. В 1906 защитил в Сорбонне диссертацию "Музыкальная эстетика от Люлли до Рамо". В 1904 основал совм. с Ж. Г. Продоммом и Л. Дорьяком франц. секцию Междунар. муз. об-ва (её президент). Один из организаторов, редактор журн. "Bulletin franзais de la SIM" (с 1907 - "Mercure musical et Bulletin franзais de la SIM", с 1908 - "SIM bulletin franзais", с 1909 - "Revue musicale SIM"), Э. собрал и издал "Акты гражданского состояния музыкантов..." (1907) и составил каталог фонда старинной музыки Нац. б-ки (довёл его до 1750; т. 1-8, 1910-14), явившиеся ценным материалом для изучения франц. муз. культуры ср. веков и Возрождения. Собрал уникальную коллекцию старинных книг и нот (в основном музыка средневековья и франц. скр. школа). Ему принадлежит ряд публикаций, в т. ч. "Двадцать оркестровых сюит XVII века" ("Vingt suites d'orchestre du XVII-e siиcle franзais", t. 1-2, 1906).

Сочинения: Saint-Saлns et le wagnиrisme, "Revue de Paris", 1899, 1 aoыt; De Lulli а Rameau, 1690-1730. L'esthйtique musicale, P., 1906; Corneille et la musique, "Courrier musical", 1907, 15 juni, 1 juli; Actes d'йtat-civil des musiciens insinuйs au Chвtelet de Paris de 1539 а 1650, P., 1907; Catalogue du fonds de musique ancienne de la Bibliothиque Nationale, v. 1-8, P., 1910-14; Le problиme des ornaments dans la musique, "Revue musicale SIM", 1911, 15 janvier; La vie des sons, там же, 1912, septembre, octobre.

Литература: Le tombeau de J. Ecorcheville suivi de lettres inйdites. Volume publiй par ses amis et non mis en vente (par L. Laloy, L. de la Laurencie, E. Vuillermoz), P., 1916; Catalogue des livres rares et prйcieux composant la collection musicale de feu M. J. Ecorcheville. Avec une introduction de H. Pruniиres, P., 1920.

А. T. Тевосян.

Экоссез

Экоссез - экосез (франц. ecossaise, от ecossais - шотландский), - старинный шотл. нар. танец, сопровождаемый волынкой, первонач. серьёзного характера в умеренном темпе, муз. размер 3/2, 3/4. В кон. 16 в. был придв. танцем в Англии.

Экоссез

Л. Бетховен. Шесть экоссезов для фп., No 1.

В кон. 17 в. появился во Франции, затем под общим назв. "англез" распространился во всей Европе, переродившись в быстрый, весёлый, 2-дольный. В России при Петре I известен как "англ. танец". Назв. "Э." танец получил во Франции (1726). Э. - танец парно-групповой. Расцвет Э. относится к 1-й трети 19 в.; с того же времени жанр использовали в своём творчестве разл. композиторы (шесть Э. Es-dur, 1823, два Э. Es-dur и G-dur, 1825, для фп. и Э. D-dur для военного оркестра, 1810, Бетховена; более 90 фп. Э. из ор. 18, 33, 49, 67 и без ор. Шуберта; три Э. для фп. ор. 72, 1830, Шопена). Музыкальная форма Э. представляет собой две повторяющиеся 8- или 16-тактовые части.

После 1833 Э. исчезает, перерождаясь в 2-дольный шотл. вальс и шотл. польку.

Литература: Ивановский Н. П., Бальный танец XVI - XIX вв., Л.-М., 1948; Васильева-Рождественская М. В., Историко-бытовой танец, М., 1963; Saсhs С., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Magriel P., A bibliography of dancing, N. Y., 1936.

M. И. Катунян.

Экскузович И. В.

Иван Васильевич (26 I (7 II) 1882, Елизаветград, ныне Кировоград - 11 VI 1942, Ленинград) - сов. театральный деятель. В 1904-05 возглавлял оперную труппу в Полтаве. В 1909 окончил архитектурный ф-т Петерб. ин-та гражд. инженеров, в 1914-17 преподавал в этом же ин-те. В 1917 организовал и вёл науч.-художеств. кружок артистов оперы в Мариинском т-ре. С 1917 в течение ряда лет был управляющим акад. т-рами Петрограда, затем - Сов. Республики, позднее - Москвы и Ленинграда. С 1919 чл. коллегии театр. отдела Наркомпроса (один из помощников А. В. Луначарского по Наркомпросу), в 1920-22 зав. подотделом гос. т-ров Наркомпроса, зав. художеств. отделом Главнауки. В 1922 уполномоченный комитета при ВЦИК по Петрограду по устройству заграничных выставок, постоянный чл. Художеств. совета акад. т-ров. В 1925 в Париже встречался с С. С. Прокофьевым и вёл переговоры о пост. оперы "Любовь к трём апельсинам". В 1926 уполномоченный по капитальному строительству моск. т-ров. Э. принадлежат проекты сценич. устройств т-ров Архангельска, Ашхабада, Минска, Харькова, Ростова-на-Дону, Комсомольска. Автор книги, посвященной технике театральной сцены. Под ред. А. В. Луначарского и Э. вышло изд. "Московский Большой театр. 1825-1925". ((Альбом), М., 1925).

Литература: К юбилею И. В. Экскузовича, "Еженедельник Петроградских государственных академических театров", 1923, No 25; Фокин M. M., Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, Л.-М., 1962, с. 44, 486, 488-93.

Л. Б. Римский.

Экспер А. И. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Экспериментальная музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Экспозиция

Экспозиция (лат. expositio - изложение, показ, от ехроnо - раскладываю, выставляю напоказ) - функция частей муз. формы, излагающих муз. мысль (или муз. мысли), в отличие от функции частей развивающих, связующих, репризных и др.; также наименование соответств. разделов в фуге, сонатной форме, рондо-сонате (в 1-й части концерта встречается двойная Э.; см. также Форма музыкальная, Разработка, Реприза, Кода). Э. осуществляет первонач. показ темы (в сонатной форме - осн. тем). Для Э. типичны определ. черты гармонии, тематизма и общей структуры, в совокупности составляющие экспозиц. тип изложения муз. материала (по И. В. Способину). Осн. признак этого типа - "устойчивость характера и экономия средств" (И. В. Способин, "Музыкальная форма", 1947, с. 30): 1) тональное единство и гармонич. устойчивость при активной смене аккордов; 2) тематич. единство; 3) структурная цельность, наличие сплочённых построений (предложение, период). Общие принципы экспозиц. типа изложения по-разному реализуются в разл. муз. формах (напр., начальный период в простой трёхчастной форме, Э. фуги, Э. сонатной формы) и разл. стилях (одни средства у венских классиков, другие - у поздних романтиков, третьи - в тональной музыке 20 в.). Образцы экспозиц. изложения: И. С. Бах, "Хорошо темперированный клавир", 2-й том, фуга g-moll, такты 1-24; Л. Бетховен, 5-я симфония, 1-я часть, такты 1-44; С. С. Прокофьев, 9-я соната для фп., 1-я часть, такты 1-20; П. Хиндемит, "Ludus tonalis", фуга in С, такты 1-11; И. Ф. Стравинский, "Весёлый бранль" из балета "Агон", такты 310-319; А. Берг, "Воццек", 2-й акт, 5-я картина, такты 761-768; А. Веберн, "Свет глаз" ор. 26, такты 8-13; Р. К. Щедрин, соната для фп., 1-я часть, такты 1-9.

Литература: см. при ст. Форма музыкальная.

Ю. Н. Холопов.

Экспрессионизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Экспромт

Экспромт (от лат. expromptus - готовый) - инстр. пьеса импровизационного характера. Э. как самостоят. муз. жанр, гл. обр. фп. пьесы, распространился в 19 в. (до этого существовал в лит-ре) в период становления романтич. направления в музыке, в связи с особым значением, придаваемым импровизационности, непосредственности лирич. высказывания в эстетике этого направления. Среди первых произв. в жанре Э. - фп. экспромты Я. В. Воржишека ор. 7 (1822); к жанру Э. обращался также Г. А. Маршнер (ор. 22, 23). Классич. образцы жанра - Э. ор. 90 и ор. 142 Шуберта (1827, назв. дано издателем), наряду с его же "Музыкальными моментами" оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие романтич. фп. миниатюры. В экспромтах Шуберта наметились особенности будущих монотематич. поэмных форм с чертами сонатности (ор. 90 No 1) и собственно миниатюры, своего рода "песни без слов" (ор. 90 No 3); вместе с тем в них ощутимы и генетич. связи с жанрами и формами, сложившимися в музыке венской классич. школы (сонатная форма в Э. ор. 142 No 1; напоминающий менуэт с трио Э. ор. 142 No 2). В творчестве Ф. Шопена закрепилась трактовка Э. как более крупной по форме (напр., по сравнению с его "Прелюдиями") пьесы; в его Э. использована преим. сложная 3-частная форма с ярко выраженным контрастом между фигурационными ("этюдными" или "прелюдийными") крайними частями и кантиленной средней ("Фантазия-Э." ор. 66, Э. ор. 29 и 51; ср. с экспромтами Шуберта ор. 90 No 2 и No 4), представляющими два осн. типа романтич. пианизма. Однако само назв. "Э.", не несущее в себе точного, конкретного определения типа соч. и его структуры, допускает свободную трактовку жанра и формы. Так, связь импровизационности и варьирования проявилась в Э. ор. 39 Шопена и в Э. ор. 5 Шумана. Жанровые связи, проникновение в произв. песенности или танцевальности иногда фиксируются и в его названии (напр., "Вальс-Э." Листа, Э. в форме мазурки Скрябина). В рус. музыке Э., как правило, восходят к шопеновскому типу, оказавшемуся наиболее устойчивым (П. И. Чайковский, А. С. Аренский, А. К. Лядов, А. Н. Скрябин). Пьесы в жанре Э. созданы также Э. Григом, Г. Форе, Ф. Пуленком и др.

Литература: Kahl W., Das lyrische Klavierstьck Schuberts und seiner Vorgдnger seit 1810, "AfMw", 1921, Jahrg. 3, H. 1-2; его же, Aus der Frьhjahrszeit des lyrischen Klavierstьcks, "ZfM", 1922, Jahrg. 89.

E. M. Царева.

Эксцентрика музыкальная

Эксцентрика музыкальная (от позднелат. excentricus, букв. - вне центра) - применяемое в цирке и на эстраде исполнение муз. произв. необычными, трюковыми способами или исполнение их на специальных (эксцентрич.) инструментах - колокольчиках, бубенчиках, сковородках, метёлках с натянутыми на них струнами и резонатором из бычьего пузыря и др.

Экуадорская музыка

Экуадорская музыка - см. Эквадорская музыка.

Предыдущая страница Следующая страница