Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛИС"-"ЛЯД")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛИС"-"ЛЯД")

Лисициан С. С.

ЛИСИЦИÁН Србуи Степановна [15(27).6.1893, Тбилиси, – 1979], сов. балетовед, этнограф. Доктор историч. наук (1961). Окончила Высшие женские курсы им. Герье, Студию выразительного слова под рук. О. Э. Озаровской (1917). В 1917 основала в Тбилиси Студию декламации, ритма и пластики (позднее Ин-т ритма и пластики). Гл. заслуга Л. – изучение, разработка метода записи и анализ нар. танцев, театрализованных представлений и другие. этнографич. и фольклорных материалов. Автор работ: "Запись движения" (кинетография, М., 1940), "Старинные пляски и театральные представления армянского народа" (тт. 1–2, Ереван, 1958–72). Работала как режиссёр-балетмейстер (ставила танцы в драматич. спектаклях, ансамблях). Вела педагогич. работу. Основатель и директор (1930–1937) Ереванского хореографич. уч-ща.

Ж. К. Хачатрян.

Лист Ф.

ЛИСТ (Liszt) Ференц (Франц) (22.10.1811, Доборьян, – 31.7.1886, Байрёйт), венг. композитор, пианист и дирижёр. Композиции учился у А. Сальери, Ф. Паэра и А. Рейхи. Л. – один из крупнейших представителей романтизма в европ. иск-ве.

Его богатое творч. наследие охватывает мн. жанры инструментальной, симфонич. и вокальной музыки. В своих программных сочинениях Л. воплотил образы мировой лит-ры. Содержательный мир его музыки сложен и многозначен; муз. языку присущи новизна и богатый мелодизм. Нередко он использовал венг. песенно-танц. фольклор (напр., "вербункош" – в "Венгерских рапсодиях"), а также исп. и др. Эти качества музыки Л. привлекали к ней внимание хореографов ещё при жизни композитора (в Берлине в 1876 балетм. П. Тальони и К. Телле пост. балет "Рококо"). Др. балеты на муз. Л.: "Прелюды" (1913, Мариинскийт-р, балетм. М. М. Фокин; 1928, Нью-Йорк, балетм. Р. Сен-Дени), "Возлюбленная" (на муз. Л., Шуберта и другие., 1928, Париж, балетм. Б. Ф. Нижинская), "Пештский карнавал" (1930, балетм. Э. Брада), "Венгерские фантазии" (1933, балетм. Я. Цеплиньский), "Вечные похороны" (на муз. "Погребального шествия" и "Траурного марша" в аранжировке Л. Вейнера, 1934, балетм. А. Турнай) – все в Венг. оперном т-ре; "Мефисто-вальс" (1934, Лондон, балетм. Ф. Аштон; 1945, Париж, балетм. Р. Пти; 1946, Монте-Карло, балетм. С. Лифарь), "Гамлет" (1934, Париж, балетм. Нижинская), "Трансцендентность" (1934, Хартфорд, балетм. Дж. Баланчин), "Видения" (1936), "Данте-соната" (1941), "Видение Маргариты" (1952), "Маргарита и Арман" (1963) – все в Лондоне, балетм. Аштон; "Грёзы любви" (1942), "Новогодний вечер в Пеште" (1945) – оба в Венг. оперном т-ре, балетм. Д. Харангозо; "Орфей" (1955, Зап. Берлин, балетм. Т. Гзовская), "Орфей и Эвридика" (1966, Вена, балетм. А. Миллош), "Созвездия" ("Полёт", на муз. 1-го фп. концерта Л., 1969, балетм. Лифарь), "Силовые линии" (1972), "Фауст-симфония" (1973), "Пляска смерти" (1976) – все в Печском балете, балетм. И. Экк; "Отелло" на муз. 1-й части "Фауст-симфонии" (1971, Лондон, балетм. П. Даррелл), "Майерлинг" на муз. Л. в аранжировке Дж. Ланчбери (1978, Лондон, балетм. К. Макмиллан) и др.

В. А. Кулаков.

Литинский Г. И.

ЛИТИ́НСКИЙ Генрих Ильич [р. 4(17).3.1901, Липовец, ныне Винницкой обл.], сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957) и Чуваш. АССР (1963), нар. арт. Якут. АССР (1964) и Тат. АССР (1964). В 1928 окончил Моск. консерваторию. В 1947 по якут. муз.-фольклорным материалам М. Н. Жиркова и в содружестве с ним создал первые якут. нац. муз.-сценич. произв., в т. ч. балет-сказку "Полевой цветок" ("Сир Симэге", 1947, Якут. муз.-драм. т-р, балетм. С. В. Владимиров-Климов). Последующие муз.-сценич. произв. (на совр. тематику) основаны на творч. развитии нар.-стилистич. строя якут. песенности: балеты – "Алый платочек" ("Нюргуйана", 1949; 2-я ред., 1967, Якут. муз.-драм. т-р), "Полевой цветок" (2-я ред., 1961, пост. там же, балетм. В. В. Козлов), "Радость Алтана" (1963, там же, балетм. тот же). Л. преподаёт в Муз. педагогич. ин-те им. Гнесиных. Среди его учеников – A. A. Бабаджанян, Н. Г. Жиганов, Т. Н. Хренников, Ф. З. Яруллин.

Литлфилд К.

ЛИ́ТЛФИЛД (Littlefield) Кэтрин (1905, Филадельфия, – 19.11.1951, Чикаго), амер. артистка, балетмейстер и педагог. Училась у матери. Кэролайн Л., затем у Л. Альбертьери (Нью-Йорк), Л. Статса, Л. Н. Егоровой (Париж). Дебютировала в 1920 на Бродвее. С 1925 танцевала в Филадельфии в "Гранд опера компани". В 1934 организовала молодёжную труппу "Литлфилд балле", из к-рой возникла "Филадельфия балле" (существовала в 1936–1942), первая балетная труппа, состоявшая только из амер. танцовщиков и оказавшая большое влияние на дальнейшее развитие нац. балетного иск-ва. Среди пост.: "Болеро", "Дафнис и Хлоя"; "Блудный сын" на муз. Франка, "Романтические вариации" на муз. Сен-Санса (все – 1936), "Barn dance" на нар. муз., "Терминаль" Кингсли и "Спящая красавица" (все – 1937).

С 1925 преподавала в школе своей матери. Ставила танцы в мьюзиклах: "Придерживайте шляпы" (1940), "Следуйте за девушками" (1944) и др. В 1942–48 ставила балеты на льду для С. Хени. В пост. использовала амер. тематику и нац. музыку.

Лит.: Barzel A., The Littlefields, "Dance magazine", 1945, May-June.

Ф. М. Крымко.

Литовский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лихутина А. А.

ЛИХУ́ТИНА (по мужу – Люстих) Анастасия Андреевна [1802 – 10 (22). 4. 1875, Новгород], рус. артистка. В 1819 окончила Петерб. театр. уч-ще по классу Ш. Дидло. Ещё в 1817 выступила в балете "Ацис и Галатея" Кавоса. Обладая блестящей техникой, большим сценич. обаянием, вскоре выделилась в жизнерадостных ролях комедийно-романтич. репертуара, к-рые для неё создавал Дидло. Среди партий: Тамаида и Муска ("Молодая островитянка" и "Венгерская хижина" Венюа), Маргарита и Зелия ("Рауль де Креки" и "Приключение на охоте" Кавоса) и др. Танец Л. отличался воздушной лёгкостью, изяществом, высоким технич. мастерством. С тонким артистизмом исполняла также пантомимич. партии. В 1841 оставила сцену. С 1826 преподавала в Петерб. театр. уч-ще, продолжая традиции Дидло. В числе её учениц – М. Д. Новицкая-Дюр, Т. П. Смирнова и другие.

Лит.: Слонимский Ю., Дидло, Л.–М., 1958; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–М., 1958.

Личиу И.

ЛИЧИ́У (Liciu) Иринел (р. 22. 2. 1928, Клуж), рум. артистка. Засл. арт. СРР (1958). Училась в балетной школе Е. Пенеску-Личиу. В 1956 совершенствовалась в Моск. хореографич. уч-ще у A. A. Лапаури. С 1950 в труппе Румынской оперы (Бухарест). Дебютировала в партии Прекрасной Елены в "Вальпургиевой ночи". Среди партий: Мария, Одетта – Одиллия, Параша, Tao Хоа, Джульетта; Царская дочь ("Кэлин" А. Мендельсона) и др. Возглавляла труппу. Гастролировала за рубежом. Гос. пр. СРР (1956).

Лобанов И. К.

ЛОБÁНОВ Иван Карпович (1797 – ок. 1840-х гг.), рус. артист и балетмейстер. В 1816 окончил Моск. театр. уч-ще (педагог А. П. Глушковский). Ещё учеником, с 1809 начал выступать на сцене (цыганская пляска в "Русском балете", пост. И. М. Аблеца). С 1816 один из ведущих танцовщиков Моск. балетной труппы. Выдающийся исполнитель народно-характерных танцев, Л. вслед за Аблецом стремился показать на сцене нац. танц. фольклор. С большой эмоциональностью, тонким проникновением в нац. сущность исполнял русские и цыганские пляски (дивертисменты "Семик, или Гулянье в Марьиной роще", пост. Аблеца, 1815, в 1828 возобн. в пост. Л.; "Цыганский табор", 1819, пост. Л.). Выступал также в пантомимных партиях. Пост. рус. дивертисменты и танцевал в них: "Сельский праздник", "Русские качели на берегу Рейна" и "Ирбитская ярмарка" (1818), "Деревня на берегу Волги" (1819), "Праздник жатвы" (1823), "Гулянье в Петровском" (1824) и др. Творчество Л. способствовало утверждению реалистич. традиций в балетном т-ре. В 1837 оставил сцену. Преподавал бальные танцы по собственному усовершенствованному методу.

Лит.: Селиванов В. В., Предания и воспоминания. СПБ, 1881; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–M., 1958.

"Лола"

"ЛÓЛА", балет в 3 актах. Комп. С. Н. Василенко (использована музыка И. Альбениса, Э. Гранадоса и Э. Лекуоны, инструментовка В. А. Оранского, муз. ред. В. А. Эдельмана), сцен. A. C. Тольский и В. П. Бурмейстер. 25.6.1943, Москва, Т-р им, Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. Бурмейстер, реж. И. М. Туманов, худ. Б. И. Волков, дирижёр В. А. Эдельман; Лола – М. С. Сорокина, Пабло – А. А. Сорокин, Антонио – A. C. Тольский (Гос. пр. СССравни 1946, Бурмейстер и Сорокина). 17.3.1966, возобн., там же, балетм. тот же; Лола – Э. Е. Власова, Пабло – Ю. В. Григорьев, Антонио – М. И. Салоп. 1952, т-р "Эстония", Таллин, балетм. Т. Е. Рамонова.

Лит.: Канн Е., Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко в дни войны, в сб.: Театр, М., 1944, с. 131–32; Слонимский Ю., Советский балет, М.–Л., 1950, с. 252–54.

E. H. Дюкина.

"Лондон фестивал балле"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лопес П.

ЛÓПЕС (López) Пилар (р. 4.6.1912, Сан-Себастьян), исп. танцовщица и хореограф. Училась у Ж. Кастелан, в Мадриде. В 1919 впервые выступила в труппе своей сестры Архентиниты (Л. Энкарнасьон), где затем работала до 1945. В 1943 начала деятельность хореографа. В 1946 основала собств. труппу – Испанский балет (Мадрид), объединив в ней лучших танцовщиков Испании; с труппой гастролировала в странах Европы и Америки. В своих работах Л. обогащала исп. хореографию новыми выразит. средствами: нар. танец преобразовывала в сценический, развивала танцы стиля фламенко, сценич. композиции ставила на музыку Э. Гранадоса, М. Альбениса, создавая особый стиль исп. проф. танца. Среди пост.: "Болеро"; "Ярмарка рогоносцев" Питталуга, "Треуголка", "Любовь-волшебница"; "Пепита Хименес" и "Триана" на муз. Альбениса, "Испаниада" на муз. Альфтера, "Три Андалусских сцены" Сантандера, "Испанская сюита"

Гамбо,

балет-концерт "Аранхуэс" Родриго и другие.

В. А. Гонсалес, H. B. Шашкова.

П. Лопес. "Болеро"

Лопес П.

П. Лопес. "Болеро"

Лопухов Ф. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лопухова Е. В.

ЛОПУХÓВА Евгения Васильевна [25.11(7.12).1884, Петербург, – 21.8.1943, Пермь], сов. артистка. Сестра Ф. В. Лопухова. В 1902 окончила Петерб. театр. уч-ще (педагог K. M. Куличевская). Позднее занималась у Х. П. Иогансона, Е. П. Соколовой, Н. Г. Легата, A. B. Ширяева. В 1902–24 – в Мариинском т-ре (Ленингр. т-р оперы и балета). Дебют – "русская пляска" в балете "Конёк-Горбунок". В 1909, 1910, 1911 участвовала в Русских сезонах за границей. Партии: Мария ("Привал кавалерии" Армсгеймера), Маринетта ("Испытание Дамиса" Глазунова), Коломбина и Маркитантка ("Щелкунчик"), Эстрелла ("Карнавал"), венг. рапсодия ("Конёк-Горбунок"), цыганский танец ("Дон Кихот") и др. характерные танцы в балетах. Изучала нар. танцы и выступала с разнообразными концертными программами. В репертуар Л. входили рус. пляски разных областей, а также венг., груз., цыганские, голландские, мексиканские и другие. танцы. Параллельно выступала до 1941 в оперетте и на драматич. сцене ("Мадемуазель Нитуш" Эрве, "Сильва" Кальмана, "Псиша" Беляева).

Лит.: Е. В. Лопухова. Двадцать лет сценической деятельности, П., 1923; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 2 – Танцовщики, Л., 1972, с. 399–401.

Г. Н. Добровольская.

Лопухова Л. В.

ЛОПУХÓВА Лидия Васильевна (р. 21.10.1891, Петербург), рус. артистка. Сестра Ф. В. Лопухова. В 1909, по окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог М. М. Фокин), в Мариинском т-ре. В 1910 в Париже в Русских сезонах выступала в партии Жар-птицы в балете Фокина. В 1911–15 с группой рус. артистов (М. М. Мордкин, Л. Ф. Мясин, А. Е. Волинин, Ф. В. Лопухов) гастролировала в США, Италии, странах Юж. Америки. В 1916–1924 в труппе Русский балет Дягилева, затем "Вик-Уэллс балле". Среди партий: Аврора, фея Сирени; Девушка ("Видение розы"), Мариучча ("Проказницы, или Женщины в хорошем настроении" на муз. Скарлатти, балетм. Мясин), Акробатка ("Парад" Сати, балетм. тот же), Балерина ("Волшебная лавка" на муз. Россини, балетм. тот же), Сванильда; танго в "Фасаде" (1931, Об-во Камарго, балетм. Ф. Аштон). С 1925 живёт в Великобритании.

В. В. Киселёв.

Лорансен М.

ЛОРАНСÉН (Laurencin) Мари (1885, Париж, – 9.6.1956, там же), франц. художница. Училась в академии Юмбер и частных парижских студиях. Создала эскизы костюмов и декораций к балетам: "Лани" (1924, Русский балет Дягилева, балетм. Б. Ф. Нижинская); "Розы" Coгe (1924, Парижские вечера графа Э. де Бомона, балетм. Л. Ф. Мясин), "Веер Жанны" на муз. разл. композиторов (1927, парижская Опера, балетм. И. Франк и А. Бурга), "Поль и Виргиния" Coгe (1943, Зал Плейель, Париж, балетм. Р. Пти), "Завтрак на траве" на муз. И. Ланнера в аранжировке Черепнина (1945, Балет Елисейских полей, балетм. тот же). Л. – автор мн. рисунков, акварелей и литографий, посвященных балету.

В. М. Паппе.

"Лоретки"

"ЛОРÉТКИ", Смотри "Лани".

Лоринг Ю.

ЛÓРИНГ (Loring) Юджин [наст. фам. – Ле Руа Керпестайн (Le Roy Kerpestein)] (р. 1914, Милуоки, штат Висконсин), амер. артист, балетмейстер. Учился в Школе амер. балета у Дж. Баланчина, А. И. Вильтзака и Л. Ф. Шоллар. В 1934 и 1935 участвовал в представлениях, организованных _М. М. Фокиным на стадионе Льюисон (Нью-Йорк), в 1935 в труппе "Американ балле", в 1936–39 солист и балетмейстер "Балле караван", где пост. "Клиппер Янки" на муз. Боулса (1936), свой лучший балет "Парень Билли" Копленда (1938) и др. В 1940–41 в "Балле тиэтр" (в числе пост. – "Большой американский увалень" на муз. Бранта, 1940). В 1941–42 совм. с Л. Кристенсеном работал в труппе "Данс плейерс". С 1940-х гг. до 1974 возглавлял Школу амер. танца в Лос-Анджелесе, затем работал в Калифорнийском ун-те. В 1950–60 ставил танцы в мьюзиклах, фильмах, драматич. спектаклях. Пост. балет "Столица мира" Антейла (1953, "Балле тиэтр"), в 60-х гг. работал в труппе Р. Джофри и в "Сан-Диего балле". Творчество Л. было значительным для раннего этапа развития амер. балетного т-ра, особенно постановки жанровых спектаклей (героями были матросы, персонажи уличной толпы большого города, ковбои и другие.>.).

Лит.: Amberg G., Ballet in America, N. Y., 1949.

Е. Я. Суриц.

Лотка H.

ЛÓТКА H., см. Лхотка Н.

Лоусон Д.

ЛÓУСОН (Lawson) Джоан (р. 30.1.1907, Лондон), англ. историк и критик, балетмейстер, педагог. Училась у М. Моррис и С. Астафьевой. Творческую деятельность начала как танцовщица, выступала в пантомимах и ревю, была солисткой труппы Немчинова – Долин (1933–35). С 1938 занялась критич. деятельностью, была сотрудником журнала "Dancing times" (1940–54), писала о балете в газетах и журналах. В 1963–71 – педагог школы Королевского балета. Автор книг по истории, теории и практике классич. балета. С 1938 неоднократно бывала в СССР.

Соч.: Ballet in the USSR, [L., 1943]; European folk dance, L., 1954; Classical ballet: its style and technique, L., 1960; A history of ballet and its makers, L., 1964; Mime, L., 1966; The teaching of classical bailet, L., 1973; Teaching young dancers: muscular co-ordination in classical ballet, L., 1975.

Н. П. Рославлева.

Лубиц М.

ЛУ́БИЦ (Lubitz) Моника (р. 3.6.1943, Берлин), нем. артистка (ГДР). В 1958–63 училась в Гос. балетном уч-ще (Берлин), в 1963–64 совершенствовалась в Ленингр. хореографич. уч-ще. В 1964–69 солистка Лейпцигской оперы, в 1969–70 – "Комише опер", с 1972 – Нем. гос. оперы (Берлин). Одна из ведущих танцовщиц ГДР. Партии: Аврора, Одетта – Одиллия, Золушка; Нунэ ("Гаянэ"), Катерина ("Каменный цветок"), Ширин. Исполнила также гл. партии в балетах: "Венецианский мавр" Блахера, "Игра в карты"; "Ундина" Хенце, "Чудесный мандарин", "Спартак" и другие.

Э. Реблинг.

Луисильо

ЛУИСИ́ЛЬО (Luisillo) [наст. имя и фам. – Луис Перес Давила (Davila)] (р. 1927, Мехико), мекс. танцовщик и хореограф. Творческую деятельность начал в США. Исп. танцу учился у К. Амаи, в труппе к-рой дебютировал в 1948. В Мадриде совм. с Тересой Вьера и Ромеро в 1950 создал собств. труппу Балеты Испании. С нач. 70-х гг. руководит ещё одним коллективом – гастрольной труппой Испанский танцевальный ансамбль Луисильо. В пост. использует разнообразные стили нар. и сценич. хореографии Испании, а также приёмы традиц. исп. т-ра: "Слепой" на муз. Турино, "Молодожёны" на муз. Торроба, "Узник" и "Безупречность" без муз. сопровождения, "Лос Кабаес" на муз. фламенко, "Андалусская фантазия" на муз. М. де Фалья, "Эль Пуэрто" на муз. Альбениса, "Испанское каприччио" на муз. Римского-Корсакова, "Болеро"; "Гитара, крик и молчание" на стихи Гарсии Лорки и другие. В нек-рых балетах отказывается от фиксированной композиции; его хореография – спонтанная импровизация исполнителей на обусловленную сюжетом тему ("Кровавая свадьба"). Л. – танцовщик аскетической сдержанности и отточенной пластики, к-рая сочетается с напряжённой эмоциональностью. Неоднократно гастролировал в СССР (1971, 1973 и 1979).

Г. А. Комаров.

Луисильо

Луисильо

Луисильо

Луканов П.

ЛУКÁНОВ (Вылчев) Пётр (р 22.10.1931, с. Брусарци, Михайловградский окр.), болг. артист и балетмейстер. В 1950–55 танцовщик Ансамбля песни и пляски Болг. нар. армии, с 1955 – балетной труппы Нар. оперы в Русе (с 1959 солист). Партии Шут ("Лебединое озеро"), Тиль ("Тиль Уленшпигель" на муз. Ρ. Штрауса), Фавн ("Послеполуденный отдых фавна") и др. В 1963–68 учился на балетмейстерском отделении ГИТИСа (Москва) у Л. M. Лавровского. С 1967 в Софийской Нар. опере, где пост. балеты "Свет заливает все" Икономова (1967), "Скифская сюита" и "Классическая симфония" (оба на муз. С. С. Прокофьева), "Агон" и "Аполлон Мусагет" (оба – 1969), "Легенда о любви" (1971), "Дочери Калояна" Големинова (1973), ставил также в Нар. опере в Русе – "Франческа да Римини", "Чудесный мандарин", "Поцелуй феи", "Американец в Париже" на муз. Гершвина (все – 1965), "Блудный сын" (1966) В СССР в Новосибирском т-ре – "Фантастические сцены" на муз. Кюркчийского, Казанджиева, Маринова (1968).

В. M. Консулова.

Лукашова И. П.

ЛУКАШÓВА Ираида Петровна (р. 14.1.1938, Свердловск), сов. артистка Нар. арт. УССР (1973). Училась в Одесской хореографич школе (1946–53). Творч. деятельность начала в 1954 в Одесском т-ре. С 1955 в Т-ре им. Шевченко. Лучшие партии Аврора, Жизель, Мария. С 1976 педагог-балетмейстер Т-ра им. Шевченко. Пр. Анны Павловой (Париж, 1964).

А. Л. Каминский.

Лукин Л. И.

ЛУКИ́Н (наст. фам. – Сакс) Лев Иванович [30.11(12.12) 1892–25.7.1961], сов. балетмейстер и пианист. Окончил Муз. уч-ще Гнесиных (1910) и балетную студию Э. А. Элирова (1912). Пост. в 20–30-е гг. программы танц. миниатюр – "Вечер танца" на муз. А. Н. Скрябина, вечер "Танца свободного тела", "Кармен" на муз. Чайковского и В. H. Крюкова, "Буревестник" на муз. Речменского (Студия им. Дункан). Л. был сторонником ритмопластич. направления в хореографии. В 1924 организовал гастрольную труппу "Свободный балет". Пост. Л. вызывали дискуссии. В сер. 30-х гг. занимался фольклором, ставил танцы в операх. С 1936 балетм. Дальневосточного военного ансамбля, с 1945 работал в Якутии.

Лит.: Сидоров A. A., Современный танец, М., 1922.

A. C. Иванов.

Лукия И.

ЛУКИ́Я (Lukía) (наст. имя и фам. – Иоану Кокиньоти Лукия) (р. 21.2.1915, Афины), греч. артистка, балетм. и педагог. Училась в Германии в школе Г. Палукки, а также у М. Вигман, X. Кройцберга и Б. Нижинской. С 1937 балетм. Нац. т-ра, с 1940 – артистка и балетм. афинского оперного т-ра "Лирики скини" (в 1951–53 руководила школой этого т-ра). Выступала с концертами. Изучала и пропагандировала греч. нац. танцы. Как хореограф участвовала в пост. многих произв. антич. драматургии в разл. греч. и кипрских т-рах (в т. ч. Пирейском, Кипрском гос. т-ре, на фестивалях в Эпидавре и Афинах). Занимается педагогич. деятельностью.

В. А. Кулаков.

Лумбю Х. К.

ЛУ́МБЮ (Lumbye) Ханс Кристиан (2.5.1810, Копенгаген, – 20.3.1874, там же), дат. композитор. Автор музыки для танцев (св. 400 произв.), заслужил прозвище "северного Штрауса". Бурнонвиль использовал его музыку в дивертисментах: "Неотразимые" (1850), "Окно" (1854), "Королевский букет" (1870), "Маритана" (1874). Л. принимал участие в написании музыки балетов "Неаполь, или Рыбак и его невеста" (совм. с Н. Гаде, X. Паулли и Э. Хельстедом, 1842), "Консерватория" (совм. с Паулли, 1849), "Далеко от Дании" (совм. с И. Глезером, Л. Готшальком, Э., Дюпюи и А. Ф. Линке, 1860), "Вольные стрелки из Амагера" (совм. с В. Хольмом и Дюпюи, 1871).

Е. Я. Суриц.

Луначарский А. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Лунный олень"

"ЛУ́ННЫЙ ОЛÉНЬ" ("Maanerenen"), одноактный балет. Комп. К. Рисагер, сцен. Б. Кульберг. 22.11.1957, Королевский датский балет, Копенгаген, балетм. Кульберг, худ. П. Фальк; Девушка – М. Вангсо, Нилас – X. Кронстам, Колдун – Ф. Бьёрнсон. В др. странах: 1959, Королевский шведский балет; 1961, "Американ балле тиэтр"; 1962, Кёльнская опера и другие.

Е. Я. Суриц.

Лурье З. М.

ЛУРЬÉ Зинаида Михайловна [р. 11(24).10.1909, Харьков], сов. артистка, педагог. Засл. арт. УССР (1941). В 1923 окончила балетную студию под рук. Н. Тальори-Дудинской (Харьков). В 1925–33 солистка балета Харьковского т-ра, в 1934–35 – Днепропетровского т-ра, в 1936–56 – Т-ра им. Шевченко. Партии: Одетта – Одиллия, Раймонда, Гаянэ, Лауренсия и другие. В 1957–70 педагог Киевского хореографич. уч-ща, с 1970 балетмейстер-репетитор Киевского т-ра оперетты.

Т. А. Швачко.

Луцкая Е. Л.

ЛУ́ЦКАЯ (псевд. – Е. Леонидова) Елена Леонидовна (р. 28.8.1932, Москва), сов. балетный критик. В 1955 окончила искусствоведч. отделение Моск. ун-та. В печати выступает с сер. 1950-х гг. Автор ок. 300 статей. Работы Л. поcв. балетным спектаклям и коллективам, творческим портретам артистов, художникам балетного т-ра.

Соч.: Симон Вирсаладзе, "Сабчота хеловнеба", 1958, № 2 (на груз. яз.); Творчество С. Вирсаладзе, там же, 1969, № 3 (на груз. яз.); Марго Фонтейн, "СМ", 1961, № 9; Александр Грант, там же; Двое молодых, там же, 1963, № 12; Звание балерины, там же, 1967, № 11; Михаил Лавровский, "МЖ", 1965, № 21; Музыка для глаз, там же, 1969, № 12; Жизнь в танце, М., 1968; Торжество красок, "ТЖ", 1969, № 22.

В. В. Ванслов.

Луцюк Ю.

ЛУ́ЦЮК (Luciuk) Юлиуш (р. 1.1.1927, Бжезница), польский композитор и музыковед. Автор музыки балетов: "Ниобея" (1967) и "Броненосец "Потёмкин"" (1967) (оба – Балтийская опера, балетм. Я. Яжинувна-Собчак), "Когда пройдёт пять лет" (1973, по мотивам Гарсии Лорки, Нидерландский нац. балет), "Медея" (1975, Польский т-р танца в Познани, балетм. Т. Куява). Писал музыку к мимодрамам, поставленным балетм. Г. Томашевским.

И. Турска.

Лушин А. Ф.

ЛУ́ШИН Александр Фёдорович [р. 3(16).3.1902, Москва], сов. художник театра. Засл. деятель иск-в Туркм. ССР (1944) и РСФСР (1970). Учился во Вхутеине (1928–1930) и в Ленингр. ин-те живописи, архитектуры и скульптуры (1930–32). С 1950 гл. художник Т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Оформил балеты, пост. В. П. Бурмейстером: "Эсмеральда" (1950; 1960, новая ред., Сегед, Венгрия), "Лебединое озеро" (1953; 1975, новая ред., Афины, Греция), "Охридская легенда" (1958); "Вариации" на муз. Бизе (1964), "Болеро" (1964), "Карнавал" (1965); "Апассионата" на муз. Бетховена (1970), "Белеет парус одинокий" Александрова (1970), а также "Франческа да Римини" (1960, балетм. A. B. Чичинадзе; 1961, новая ред., Будапешт, Венгрия), "Картинки с выставки" на муз. Мусоргского (1963, балетм. Ф. В. Лопухов), "Пульчинелла" (1976, балетм. М. Агатова). Создал декорации к балетам "Девушки моря" Корчмарёва 1943, Т-р им. Махтумкули, балетм. Н. С. Холфин), "Штраусиана" (1956, т-р "Шатле", Париж, балетм. Бурмейстер), "Доктор Айболит" (1968, Сантьяго, Чили, балетм. Холфин) и др. Работам Л. свойственны высокая живописная культура, образность, чувство жанра, претворение в декорациях специфич. особенностей балета.

В. В. Ванслов.

Эскиз декорации к балету "Пульчинелла" И. Стравинского. Худ. А. Лушин

Лушин А. Ф.

Эскиз декорации к балету "Пульчинелла" И. Стравинского. Худ. А. Лушин

Лхотка Н.

ЛХÓТКА, Лотка (Lhotka) Ненад (р. 30.11.1922, Загреб), югосл. артист и балетмейстер. Сын композитора Ф. Лхотки. Учился у А. Ройе и О. Хармоша. Дебютировал в 1941 в Загребском т-ре, с 1949 солист труппы Ж. Шарра (Париж), в 1953–55 вновь работал в Загребе, с 1955 солист и руководитель труппы Королевский Виннипегский балет (Канада). Среди партий: Ромео, Зигфрид, Вацлав; Мирко ("Чёрт в деревне" Лхотки), Марко ("Охридская легенда") и др. Пост.: "Трагедия Саломеи" Шмитта, "Классическая симфония" на муз. Прокофьева, "Пляска смерти" на муз. Сен-Санса, "Амазонки" Семен-Кочанова, "Чёрт в деревне" Ф. Лхотки; "Питер Пен" Бьелинского и другие. В 1956 открыл балетную школу в Виннипеге. Гос. пр. СФРЮ (1949).

X. Неубауэр.

Лхотка Ф.

ЛХÓТКА, Лотка (Lhotka) Фран (25.12.1883, Млада-Вожице, Чехия, – 26.1.1962, Загреб), хорватский композитор (Югославия). По национальности чех. Учился в Пражской консерватории (1899–1905), с 1909 работал в Загребском т-ре. Автор балетов: "Чёрт и его ученик" (1931, Загреб, балетм. М. Фроман), "Чёрт в деревне" (1935, Цюрих; 1937, Загреб), "Баллада об одной средневековой любви" (1937, Цюрих; 1950, Белград), "Лук" (1939, Мюнхен; 1940, Любляна) – все балетм. Пиа и Пино Млакары; "Душа моря" (1935), "Амазонки" (1954). В 1920–40 и 1948–61 преподавал в Академии музыки в Загребе.

X. Неубауэр.

Лысик Е. Н.

ЛЫ́СИК Евгений Никитович (р. 21.9.1930, с. Шныров Львовской обл.), сов. художник. Нар. художник УССР (1975). В 1961 окончил Львовский ин-т прикладного и декоративного иск-ва. С 1961 художник-постановщик, с 1971 гл. художник Т-ра им. Франко, где оформил балеты: "Болеро" (1961), "Спартак"; "Три мушкетёра" Баснера (оба – 1966), "Предрассветные огни" Кирейко, Дычко и Скорика (1967), "Ромео и Джульетта" (1968); "Сотворение мира" Петрова (1972), "Тиль Уленшпигель" (1975). В Т-ре им. Шевченко оформил балеты: "Легенда о любви" (1967); "Каменный властелин" Губаренко (1969), "Раймонда" (1974). Гос. пр. УССР им. Шевченко (1971).

A. M. Драк.

Львов-Анохин Б. А.

ЛЬВОВ-АНÓХИН Борис Александрович (р. 9.10.1926, Москва), сов. балетовед, режиссёр. В 1950 окончил Ленингр. театр. ин-т им. А. Н. Островского. Работает как режиссёр в драматич. т-рах (Центр. театр Сов. Армии, Моск. драматич. т-р им. Станиславского). Выступает в печати с 1948. Автор книг и мн. статей (св. 200) по балетному т-ру. Ему принадлежат очерки о ведущих мастерах сов. балета (Ю. Н. Григоровиче, М. М. Плисецкой, А. Я. Шелест, Е. С. Максимовой, Н. И. Бессмертновой, А. Н. Ермолаеве, В. М. Чабукиани, В. В. Васильеве и другие.). Л.-А. – один из ведущих цикла передач о балете по Центр. телевидению. Написал сценарий балета и фильма-балета "Анна Каренина", документального фильма "Г. С. Уланова".

Соч.: Уланова. К 25-летию творческой деятельности, М., 1954; Галина Уланова, М., 1958; Бернара Кариева, "МЖ", 1960, № 5; Ирина Колпакова, там же, 1961, № 6; Алла Осипенко, там же, 1962, № 12; Михаил Лавровский, там же, 1974, № 1; Танцует Владимир Васильев, "СМ", 1964, № 3; Никита Долгушин, "Т", 1964, № 10; Хореограф Касьян Голейзовский, там же, 1965, № 11; Искания Олега Виноградова, там же, 1968, № 12; Марис Лиепа, там же, 1970, № 6; Алла Шелест, М., 1964; Новое в советском балете, М., 1966; Галина Уланова, [М., 1970]; Балетные спектакли последних лет, М., 1972; Мастера Большого балета, М., 1976.

Львовский театр оперы и балета

ЛЬВÓВСКИЙ ТЕÁТР ÓПЕРЫ И БАЛÉТА, см. Украинский театр оперы и балета (Львов).

Лэнг Х.

ЛЭНГ (Laing) Хью [наст. фам. – Скиннер (Skinner)] (р. 6.6.1911, Барбадос, Британская Вест-Индия), англ. артист. Учился у М. Краск и М. Рамбер в Лондоне, у О. И. Преображенской в Париже. В 1932 дебютировал в Клубе балета. Первый исполнитель в пост. балетм. А. Тюдора – в т. ч. Любовник ("Сиреневый сад", 1932), Пятый танец ("Мрачные элегии" на муз. Малера, 1937) и др. В 1938 совм. с Тюдором организовал труппу "Лондон балле", где выступал в основных партиях. С 1939 один из ведущих танцовщиков амер. труппы "Балле тиэтр", в 1950 – в "Нью-Йорк сити балле". Танцевал гл. партии в балетах Тюдора и Дж. Баланчина (Ромео – "Ромео и Джульетта" на муз. Дилиуса, Блудный сын и другие.). В 1953 оставил сцену.

Лит.: Rambert D. M., Quicksilver, L., 1972.

H. П. Рославлева.

Лю Дэкан

ЛЮ ДЭКÁН (р. ок. 1940), кит. артист. Окончил курсы усовершенствования при Пекинском хореографич. уч-ще, с 1956 солист Центр. т-ра оперы и балета (Пекин). Партии: Пань Цисян ("Восстание Союза мечей"), Сюй Сян ("Башня Лэйфынта"). Гастролировал в социалистич. странах, в т.ч. в СССравни а также во Франции, Великобритании, Аргентине, Бельгии, Швейцарии, Австрии и другие.>.

C. A. Серова.

Любимов Л. В.

ЛЮБИ́МОВ Лев Владимирович [р. 11(24).11.1905, Рязань], сов. дирижёр и педагог. Нар. арт. БССР (1955). Чл. КПСС с 1945. В 1929 окончил Моск. консерваторию. Был пианистом-концертмейстером и дирижёром оперных т-ров Москвы (1925–31), Свердловска (1931–35), Горького (1935–51). В 1951–64 дирижёр Минского т-ра. При участии Л. пост. белорус. нац. балеты: "Мечта" Глебова (1961), "Свет и тени" Г. Вагнера (1963). С 1951 педагог Белорус. консерватории, с 1965 – Моск. ин-та культуры (с 1970 профессор).

Лит.: Маралёÿ Α., Музычны кiраÿнiк, в сб.: Майстры беларускай сцэны, Мiнск, 1960.

И. Г. Нисневич.

"Любовные похождения Марса и Венеры"

"ЛЮБÓВНЫЕ ПОХОЖДÉНИЯ МÁРСА И ВЕНÉРЫ" ("The Loves of Mars and Venus"), драматич. танцевальное представление. Комп. Г. Саймондс (увертюры и антракты) и Фербанк (танцы), сцен. и балетм. Дж. Уивер. 2.3.1717, Лондон, т-р "Друри-Лейн"; Марс – Л. Дюпре, Венера – Э. Сентлоу, Вулкан – Уивер.

Лит.: Kirstein L., Movement and metaphor; four centuries of ballet, N. Y., 1970.

"Любовь быстра!"

"ЛЮБÓВЬ БЫСТРÁ!" ("Норвежская сказка"), одноактный балет на муз. "Симфонических танцев" Э. Грига, сцен. и балетм. A. A. Горский. 8.12.1913, Большой т-р, Москва, худ. К. А. Коровин, дирижёр А. Ф. Арендс; Рыбачка – Е. В. Гельцер, Рыбак – М. М. Мордкин. 1918, труппа Большого т-ра на сцене летнего т-ра сада "Аквариум", Москва, балетм. тот же. 1922, труппа Большого т-ра, "Новый т-р", Москва, балетм. тот же.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 1 – Хореографы, [Л., 1971], с. 277–79; её же, Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 2 – Танцовщики, [Л., 1972], с. 119–22; Мартынова О. М., Екатерина Гельцер, М., 1965, с. 57–58.

"Любовь-волшебница"

"ЛЮБÓВЬ-ВОЛШÉБНИЦА" ("El Amor Brujo", "L'Amour Sorcier"), одноактный балет с пением. Комп. М. де Фалья, сцен. Г. Мартинес Сьерра. 15.4.1915, Т-р "Лара", Мадрид, балетм. и исполнительница партии Канделас – Пастора Империо. 1925, Т-р "Трианон лирик", Париж, балетм. и исполнительница роли Канделас – Архентина, Кармело – В. Эскудеро. 1925, Чикаго, балетм. А. Р. Больм. 1943, парижская Опера, балетм. С. Лифарь; Канделас – Терезина, Кармело – Р. Пти. 1932, "Балле рюс де Монте-Карло", Монте-Карло, балетм. Б. Г. Романов. 1955, Мадрид, балетм. Пилар Лопес. 1955, Лондон, балетм. Антонио. 1958, Саут-Бенд (США), балетм. Р. Пейдж. В СССравни 6.11.1964, т-р "Эстония", балетм. М. Мурдмаа, худ. Л. Рооза, дирижёр К. Раудсепп; Канделас – Ю. Улла, Кармело – Э. Керге, Люсия – Ю. Лехисте, Призрак – В. Лоо.

Счастью красавицы Канделас и молодого цыгана Кармело мешает Призрак её умершего возлюбленного. Ни заклинания, ни магический "танец огня" не могут избавить влюблённых от Призрака. На помощь приходит Люция, подруга Канделас, к-рая, кокетничая, завлекает Призрака, и влюблённые навсегда избавляются от его власти.

Лит.: Энтелис Л. А. (сост.), 100 балетных либретто, М.–Л., 1966, с. 246–47; Rebling E., Ballett von A bis Ζ., В., 1966, S. 233–34.

"Любовью за любовь""ЛЮБÓВЬЮ ЗА ЛЮБÓВЬ", балет в 2 актах 5 картинах (по комедии У. Шекспира "Много шума из ничего"). Комп. Т. Н. Хренников, сцен. В. Боккадоро и Б. А. Покровский. 30.1.1976, Большой т-р, балетм. Боккадоро, худ. H. H. Золотарёв, дирижёр A. A. Копылов; Беатриче – Н. В. Тимофеева, Бенедикт – Ю. К. Владимиров, Геро – Т. Н. Голикова, Дон Хуан – Н. Г. Фёдоров, Борахио – B. C. Ворохобко.

Юные Беатриче и Бенедикт, Геро и Клавдио любят друг друга. Беатриче и Бенедикт не могут открыть свои чувства из-за своей строптивости, а против Геро и Клавдио раскинул свои сети коварный Дон Хуан, отвергнутый Геро. В сцене с переодеваниями ему удаётся убедить Клавдио в неверности Геро. Во время помолвки Клавдио оскорбляет девушку и отрекается от неё, однако новая серия переодеваний разоблачает происки Дон Хуана и примиряет влюблённых. Беатриче и Бенедикт также преодолевают свою строптивость. Дон Хуана на радостях прощают. Любовь торжествует победу.

В. В. Ванслов.

Любченко Л. Г.

ЛЮ́БЧЕНКО Лора Георгиевна (р. 5.2.1950, Рига), сов. артистка. Засл. арт. Латв. ССР (1978). В 1967–72, по окончании Рижского хореографич. уч-ща (ученица М. Сизовой), в Рижском т-ре оперетты, в 1972–74 – в Одесском т-ре, с 1974 в Рижском т-ре. Среди партий: Маша, Гаянэ, Одетта – Одиллия, Аврора, Китри. Участвовала в гастролях за рубежом. 1-я пр. Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве (1976).

Э. Т. Силинь.

Люком Е. М.

ЛЮКÓМ Елена Михайловна [23.4(5.5).1891, Петербург, – 27.2.1968, Ленинград], сов. артистка и педагог. Засл. арт. Республики (1925), засл. деят. иск-в РСФСР (1960). С 1909, по окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог М. М. Фокин), в Мариинском т-ре (Т-р им. Кирова). В 1910 участвовала в Русских сезонах за границей. Выступала в лирико-комедийных партиях: Кошечка ("Спящая красавица"), Коломбина ("Арлекинада"), Бабочка ("Капризы бабочки" Кроткова). Лучшая партия – Лиза. В 1922–23 гастролировала в странах Европы. В зрелых работах артистки присущие ей лиризм, поэтичность обогащались драматич. выразительностью: Жизель, Эсмеральда, Медора. Исполняла также партии Одетты – Одиллии, Раймонды, Никии, Китри, Царь-девицы и другие. Л. танцевала ведущие партии в балетах, пост. Фокиным: Девушка ("Эрос" на муз. Чайковского), Балерина ("Петрушка"), Коломбина ("Карнавал"). Выдающаяся роль в сов. репертуаре – Tao Хоа. Оставив сцену в 1941, Л. была педагогом-репетитором; 1953–65 в Т-ре им. Кирова вела одновременно класс усовершенствования.

Соч.: Моя работа в балете, Л., 1940.

Лит.: Борисоглебский М. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939; Бродерсен Ю., Елена Люком, Л.–М., 1941; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 2 – Танцовщики, [Л., 1972].

В. В. Чистякова.

Люлли Ж. Б.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Люстих Я.

ЛЮ́СТИХ Яков (г. рожд. неизв. – ум. 1825), рус. артист и балетмейстер. Ученик Ш. Дидло. В 1806, окончив Петерб. театр. уч-ще, дебютировал в партии Зефира ("Зефир и Флора"). В 1807–11 совершенствовался в Париже. Вернувшись, занял положение первого танцовщика. Исполнял гл. партии в балетах, пост. Дидло: "Ацис и Галатея" Кавоса, "Карл и Лизбета" Хорна, "Калиф Багдадский" и "Хензи и Tao" Антонолини и другие. Пост.: "Африканский лев, или Геройство матери" (1818), "Гонзальв Кордуанский, или Покорение Гренады" (1820), а также танцы в опере "Весталка" Спонтини. Жена Л. – танцовщица A. A. Лихутина.

Лит.: Борисоглебский М. В. [сост.]. Материалы по истории русского балета, т. I, Л., 1938, с.64–65.

Лядов А. К.

ЛЯ́ДОВ Анатолий Константинович [29.4(11.5). 1855, Петербург, – 15(28).8.1914, усадьба Полыновка, близ г. Боровичи, ныне Новгородской обл.], рус. композитор, дирижёр. Продолжатель традиций М. И. Глинки и композиторов "Могучей кучки", Л. в нач. 20 в. отразил в своём творчестве и нек-рые тенденции новейших художеств. течений. Его музыке свойственна танцевальная пластичность. Среди фп. произв. Л. – мазурки, вальсы, польки, сарабанды, кадриль. В 1910 для танцовщицы Иды Рубинштейн он написал симфонич. "Танец амазонки". К последнему периоду жизни Л. относятся замыслы двух балетов – "Жар-птица" и "Лейла и Алалей".

Музыка Л. использовалась в балетном т-ре. В сезоне 1915–16 Л. Ф. Мясин пост. в Париже на муз. Л. одноактные балеты – "Кикимора", "Бова-королевич" и "Баба-яга". В числе др. пост.: "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" (на сюжет A. C. Пушкина, музыка В. М. Дешевова на темы Л.; 1949, Ленингр. Малый т-р, балетм. А. Л. Андреев и Б. А. Фенстер; 1960, Белорус. т-р оперы и балета, новая ред. Андреева), "Русские миниатюры" (на муз. Л., Алябьева, Глинки, Даргомыжского, Чайковского; 1962, Большой т-р, балетм. В. А. Варковицкий).

Лит.: Асафьев Б. В., А. К. Лядов, Избр. труды, т. 2, М., 1954; Михайлов М., Анатолий Константинович Лядов. Очерк жизни и творчества, Л., 1961.

Ю. А. Розанова.

Лядова В. А.

ЛЯ́ДОВА Вера Александровна [15(27).3.1839, Петербург, – 24.3(5.4).1870, там же], рус. артистка. Дочь дирижёра и композитора А. Н. Лядова. Жена балетмейстера Л. И. Иванова. С 1858, по окончании Петерб. театр. уч-ща, в Петерб. т-ре. Занимала положение первой характерной танцовщицы труппы. Исполняла партию Лизы, роли в балетах, пост. А. Сен-Леоном, – Барабанщик королевы ("Пакеретта" Бенуа), Грациелла ("Грациелла, или Любовная ссора" Пуньи), Амур ("Фиаметта" Минкуса); М. И. Петипа – Чеккина ("Парижский рынок" Пуньи), танцы в операх, балетах, концертных программах. Выступив в 1866 с успехом в нескольких водевильных ролях. Л. в 1869 окончательно оставила балет и перешла на сцену Александрийского т-ра. Прославилась как оперетточная артистка (Елена, Перикола – "Прекрасная Елена" и "Перикола" Оффенбаха и другие.).

Лит.: Плещеев Α., Наш балет (1673–1899), 2 изд., СПБ, 1899, с. 197–213; Брянский Α., В. А. Лядова, "Ж. и.", 1920, № 419–21; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.–М., 1963, с. 21–23, 342–46.

Г. М. Шлуглейт.

Предыдущая страница Следующая страница