Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛИС"-"ЛЯД")
ЛИСИЦИÁН Србуи Степановна [15(27).6.1893, Тбилиси, 1979], сов. балетовед, этнограф. Доктор историч. наук (1961). Окончила Высшие женские курсы им. Герье, Студию выразительного слова под рук. О. Э. Озаровской (1917). В 1917 основала в Тбилиси Студию декламации, ритма и пластики (позднее Ин-т ритма и пластики). Гл. заслуга Л. изучение, разработка метода записи и анализ нар. танцев, театрализованных представлений и другие. этнографич. и фольклорных материалов. Автор работ: "Запись движения" (кинетография, М., 1940), "Старинные пляски и театральные представления армянского народа" (тт. 12, Ереван, 195872). Работала как режиссёр-балетмейстер (ставила танцы в драматич. спектаклях, ансамблях). Вела педагогич. работу. Основатель и директор (19301937) Ереванского хореографич. уч-ща. Ж. К. Хачатрян. |
ЛИСТ (Liszt) Ференц (Франц) (22.10.1811, Доборьян, 31.7.1886, Байрёйт), венг. композитор, пианист и дирижёр. Композиции учился у А. Сальери, Ф. Паэра и А. Рейхи. Л. один из крупнейших представителей романтизма в европ. иск-ве. Его богатое творч. наследие охватывает мн. жанры инструментальной, симфонич. и вокальной музыки. В своих программных сочинениях Л. воплотил образы мировой лит-ры. Содержательный мир его музыки сложен и многозначен; муз. языку присущи новизна и богатый мелодизм. Нередко он использовал венг. песенно-танц. фольклор (напр., "вербункош" в "Венгерских рапсодиях"), а также исп. и др. Эти качества музыки Л. привлекали к ней внимание хореографов ещё при жизни композитора (в Берлине в 1876 балетм. П. Тальони и К. Телле пост. балет "Рококо"). Др. балеты на муз. Л.: "Прелюды" (1913, Мариинскийт-р, балетм. М. М. Фокин; 1928, Нью-Йорк, балетм. Р. Сен-Дени), "Возлюбленная" (на муз. Л., Шуберта и другие., 1928, Париж, балетм. Б. Ф. Нижинская), "Пештский карнавал" (1930, балетм. Э. Брада), "Венгерские фантазии" (1933, балетм. Я. Цеплиньский), "Вечные похороны" (на муз. "Погребального шествия" и "Траурного марша" в аранжировке Л. Вейнера, 1934, балетм. А. Турнай) все в Венг. оперном т-ре; "Мефисто-вальс" (1934, Лондон, балетм. Ф. Аштон; 1945, Париж, балетм. Р. Пти; 1946, Монте-Карло, балетм. С. Лифарь), "Гамлет" (1934, Париж, балетм. Нижинская), "Трансцендентность" (1934, Хартфорд, балетм. Дж. Баланчин), "Видения" (1936), "Данте-соната" (1941), "Видение Маргариты" (1952), "Маргарита и Арман" (1963) все в Лондоне, балетм. Аштон; "Грёзы любви" (1942), "Новогодний вечер в Пеште" (1945) оба в Венг. оперном т-ре, балетм. Д. Харангозо; "Орфей" (1955, Зап. Берлин, балетм. Т. Гзовская), "Орфей и Эвридика" (1966, Вена, балетм. А. Миллош), "Созвездия" ("Полёт", на муз. 1-го фп. концерта Л., 1969, балетм. Лифарь), "Силовые линии" (1972), "Фауст-симфония" (1973), "Пляска смерти" (1976) все в Печском балете, балетм. И. Экк; "Отелло" на муз. 1-й части "Фауст-симфонии" (1971, Лондон, балетм. П. Даррелл), "Майерлинг" на муз. Л. в аранжировке Дж. Ланчбери (1978, Лондон, балетм. К. Макмиллан) и др. В. А. Кулаков. |
ЛИТИ́НСКИЙ Генрих Ильич [р. 4(17).3.1901, Липовец, ныне Винницкой обл.], сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957) и Чуваш. АССР (1963), нар. арт. Якут. АССР (1964) и Тат. АССР (1964). В 1928 окончил Моск. консерваторию. В 1947 по якут. муз.-фольклорным материалам М. Н. Жиркова и в содружестве с ним создал первые якут. нац. муз.-сценич. произв., в т. ч. балет-сказку "Полевой цветок" ("Сир Симэге", 1947, Якут. муз.-драм. т-р, балетм. С. В. Владимиров-Климов). Последующие муз.-сценич. произв. (на совр. тематику) основаны на творч. развитии нар.-стилистич. строя якут. песенности: балеты "Алый платочек" ("Нюргуйана", 1949; 2-я ред., 1967, Якут. муз.-драм. т-р), "Полевой цветок" (2-я ред., 1961, пост. там же, балетм. В. В. Козлов), "Радость Алтана" (1963, там же, балетм. тот же). Л. преподаёт в Муз. педагогич. ин-те им. Гнесиных. Среди его учеников A. A. Бабаджанян, Н. Г. Жиганов, Т. Н. Хренников, Ф. З. Яруллин. |
ЛИ́ТЛФИЛД (Littlefield) Кэтрин (1905, Филадельфия, 19.11.1951, Чикаго), амер. артистка, балетмейстер и педагог. Училась у матери. Кэролайн Л., затем у Л. Альбертьери (Нью-Йорк), Л. Статса, Л. Н. Егоровой (Париж). Дебютировала в 1920 на Бродвее. С 1925 танцевала в Филадельфии в "Гранд опера компани". В 1934 организовала молодёжную труппу "Литлфилд балле", из к-рой возникла "Филадельфия балле" (существовала в 19361942), первая балетная труппа, состоявшая только из амер. танцовщиков и оказавшая большое влияние на дальнейшее развитие нац. балетного иск-ва. Среди пост.: "Болеро", "Дафнис и Хлоя"; "Блудный сын" на муз. Франка, "Романтические вариации" на муз. Сен-Санса (все 1936), "Barn dance" на нар. муз., "Терминаль" Кингсли и "Спящая красавица" (все 1937). С 1925 преподавала в школе своей матери. Ставила танцы в мьюзиклах: "Придерживайте шляпы" (1940), "Следуйте за девушками" (1944) и др. В 194248 ставила балеты на льду для С. Хени. В пост. использовала амер. тематику и нац. музыку. Лит.: Barzel A., The Littlefields, "Dance magazine", 1945, May-June. Ф. М. Крымко. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЛИХУ́ТИНА (по мужу Люстих) Анастасия Андреевна [1802 10 (22). 4. 1875, Новгород], рус. артистка. В 1819 окончила Петерб. театр. уч-ще по классу Ш. Дидло. Ещё в 1817 выступила в балете "Ацис и Галатея" Кавоса. Обладая блестящей техникой, большим сценич. обаянием, вскоре выделилась в жизнерадостных ролях комедийно-романтич. репертуара, к-рые для неё создавал Дидло. Среди партий: Тамаида и Муска ("Молодая островитянка" и "Венгерская хижина" Венюа), Маргарита и Зелия ("Рауль де Креки" и "Приключение на охоте" Кавоса) и др. Танец Л. отличался воздушной лёгкостью, изяществом, высоким технич. мастерством. С тонким артистизмом исполняла также пантомимич. партии. В 1841 оставила сцену. С 1826 преподавала в Петерб. театр. уч-ще, продолжая традиции Дидло. В числе её учениц М. Д. Новицкая-Дюр, Т. П. Смирнова и другие. Лит.: Слонимский Ю., Дидло, Л.М., 1958; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.М., 1958. |
ЛИЧИ́У (Liciu) Иринел (р. 22. 2. 1928, Клуж), рум. артистка. Засл. арт. СРР (1958). Училась в балетной школе Е. Пенеску-Личиу. В 1956 совершенствовалась в Моск. хореографич. уч-ще у A. A. Лапаури. С 1950 в труппе Румынской оперы (Бухарест). Дебютировала в партии Прекрасной Елены в "Вальпургиевой ночи". Среди партий: Мария, Одетта Одиллия, Параша, Tao Хоа, Джульетта; Царская дочь ("Кэлин" А. Мендельсона) и др. Возглавляла труппу. Гастролировала за рубежом. Гос. пр. СРР (1956). |
ЛОБÁНОВ Иван Карпович (1797 ок. 1840-х гг.), рус. артист и балетмейстер. В 1816 окончил Моск. театр. уч-ще (педагог А. П. Глушковский). Ещё учеником, с 1809 начал выступать на сцене (цыганская пляска в "Русском балете", пост. И. М. Аблеца). С 1816 один из ведущих танцовщиков Моск. балетной труппы. Выдающийся исполнитель народно-характерных танцев, Л. вслед за Аблецом стремился показать на сцене нац. танц. фольклор. С большой эмоциональностью, тонким проникновением в нац. сущность исполнял русские и цыганские пляски (дивертисменты "Семик, или Гулянье в Марьиной роще", пост. Аблеца, 1815, в 1828 возобн. в пост. Л.; "Цыганский табор", 1819, пост. Л.). Выступал также в пантомимных партиях. Пост. рус. дивертисменты и танцевал в них: "Сельский праздник", "Русские качели на берегу Рейна" и "Ирбитская ярмарка" (1818), "Деревня на берегу Волги" (1819), "Праздник жатвы" (1823), "Гулянье в Петровском" (1824) и др. Творчество Л. способствовало утверждению реалистич. традиций в балетном т-ре. В 1837 оставил сцену. Преподавал бальные танцы по собственному усовершенствованному методу. Лит.: Селиванов В. В., Предания и воспоминания. СПБ, 1881; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.M., 1958. |
"ЛÓЛА", балет в 3 актах. Комп. С. Н. Василенко (использована музыка И. Альбениса, Э. Гранадоса и Э. Лекуоны, инструментовка В. А. Оранского, муз. ред. В. А. Эдельмана), сцен. A. C. Тольский и В. П. Бурмейстер. 25.6.1943, Москва, Т-р им, Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. Бурмейстер, реж. И. М. Туманов, худ. Б. И. Волков, дирижёр В. А. Эдельман; Лола М. С. Сорокина, Пабло А. А. Сорокин, Антонио A. C. Тольский (Гос. пр. СССравни 1946, Бурмейстер и Сорокина). 17.3.1966, возобн., там же, балетм. тот же; Лола Э. Е. Власова, Пабло Ю. В. Григорьев, Антонио М. И. Салоп. 1952, т-р "Эстония", Таллин, балетм. Т. Е. Рамонова. Лит.: Канн Е., Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко в дни войны, в сб.: Театр, М., 1944, с. 13132; Слонимский Ю., Советский балет, М.Л., 1950, с. 25254. E. H. Дюкина. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЛÓПЕС (López) Пилар (р. 4.6.1912, Сан-Себастьян), исп. танцовщица и хореограф. Училась у Ж. Кастелан, в Мадриде. В 1919 впервые выступила в труппе своей сестры Архентиниты (Л. Энкарнасьон), где затем работала до 1945. В 1943 начала деятельность хореографа. В 1946 основала собств. труппу Испанский балет (Мадрид), объединив в ней лучших танцовщиков Испании; с труппой гастролировала в странах Европы и Америки. В своих работах Л. обогащала исп. хореографию новыми выразит. средствами: нар. танец преобразовывала в сценический, развивала танцы стиля фламенко, сценич. композиции ставила на музыку Э. Гранадоса, М. Альбениса, создавая особый стиль исп. проф. танца. Среди пост.: "Болеро"; "Ярмарка рогоносцев" Питталуга, "Треуголка", "Любовь-волшебница"; "Пепита Хименес" и "Триана" на муз. Альбениса, "Испаниада" на муз. Альфтера, "Три Андалусских сцены" Сантандера, "Испанская сюита" Гамбо, балет-концерт "Аранхуэс" Родриго и другие. В. А. Гонсалес, H. B. Шашкова. П. Лопес. "Болеро"
П. Лопес. "Болеро" |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЛОПУХÓВА Евгения Васильевна [25.11(7.12).1884, Петербург, 21.8.1943, Пермь], сов. артистка. Сестра Ф. В. Лопухова. В 1902 окончила Петерб. театр. уч-ще (педагог K. M. Куличевская). Позднее занималась у Х. П. Иогансона, Е. П. Соколовой, Н. Г. Легата, A. B. Ширяева. В 190224 в Мариинском т-ре (Ленингр. т-р оперы и балета). Дебют "русская пляска" в балете "Конёк-Горбунок". В 1909, 1910, 1911 участвовала в Русских сезонах за границей. Партии: Мария ("Привал кавалерии" Армсгеймера), Маринетта ("Испытание Дамиса" Глазунова), Коломбина и Маркитантка ("Щелкунчик"), Эстрелла ("Карнавал"), венг. рапсодия ("Конёк-Горбунок"), цыганский танец ("Дон Кихот") и др. характерные танцы в балетах. Изучала нар. танцы и выступала с разнообразными концертными программами. В репертуар Л. входили рус. пляски разных областей, а также венг., груз., цыганские, голландские, мексиканские и другие. танцы. Параллельно выступала до 1941 в оперетте и на драматич. сцене ("Мадемуазель Нитуш" Эрве, "Сильва" Кальмана, "Псиша" Беляева). Лит.: Е. В. Лопухова. Двадцать лет сценической деятельности, П., 1923; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 2 Танцовщики, Л., 1972, с. 399401. Г. Н. Добровольская. |
ЛОПУХÓВА Лидия Васильевна (р. 21.10.1891, Петербург), рус. артистка. Сестра Ф. В. Лопухова. В 1909, по окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог М. М. Фокин), в Мариинском т-ре. В 1910 в Париже в Русских сезонах выступала в партии Жар-птицы в балете Фокина. В 191115 с группой рус. артистов (М. М. Мордкин, Л. Ф. Мясин, А. Е. Волинин, Ф. В. Лопухов) гастролировала в США, Италии, странах Юж. Америки. В 19161924 в труппе Русский балет Дягилева, затем "Вик-Уэллс балле". Среди партий: Аврора, фея Сирени; Девушка ("Видение розы"), Мариучча ("Проказницы, или Женщины в хорошем настроении" на муз. Скарлатти, балетм. Мясин), Акробатка ("Парад" Сати, балетм. тот же), Балерина ("Волшебная лавка" на муз. Россини, балетм. тот же), Сванильда; танго в "Фасаде" (1931, Об-во Камарго, балетм. Ф. Аштон). С 1925 живёт в Великобритании. В. В. Киселёв. |
ЛОРАНСÉН (Laurencin) Мари (1885, Париж, 9.6.1956, там же), франц. художница. Училась в академии Юмбер и частных парижских студиях. Создала эскизы костюмов и декораций к балетам: "Лани" (1924, Русский балет Дягилева, балетм. Б. Ф. Нижинская); "Розы" Coгe (1924, Парижские вечера графа Э. де Бомона, балетм. Л. Ф. Мясин), "Веер Жанны" на муз. разл. композиторов (1927, парижская Опера, балетм. И. Франк и А. Бурга), "Поль и Виргиния" Coгe (1943, Зал Плейель, Париж, балетм. Р. Пти), "Завтрак на траве" на муз. И. Ланнера в аранжировке Черепнина (1945, Балет Елисейских полей, балетм. тот же). Л. автор мн. рисунков, акварелей и литографий, посвященных балету. В. М. Паппе. |
"ЛОРÉТКИ", Смотри "Лани". |
ЛÓРИНГ (Loring) Юджин [наст. фам. Ле Руа Керпестайн (Le Roy Kerpestein)] (р. 1914, Милуоки, штат Висконсин), амер. артист, балетмейстер. Учился в Школе амер. балета у Дж. Баланчина, А. И. Вильтзака и Л. Ф. Шоллар. В 1934 и 1935 участвовал в представлениях, организованных _М. М. Фокиным на стадионе Льюисон (Нью-Йорк), в 1935 в труппе "Американ балле", в 193639 солист и балетмейстер "Балле караван", где пост. "Клиппер Янки" на муз. Боулса (1936), свой лучший балет "Парень Билли" Копленда (1938) и др. В 194041 в "Балле тиэтр" (в числе пост. "Большой американский увалень" на муз. Бранта, 1940). В 194142 совм. с Л. Кристенсеном работал в труппе "Данс плейерс". С 1940-х гг. до 1974 возглавлял Школу амер. танца в Лос-Анджелесе, затем работал в Калифорнийском ун-те. В 195060 ставил танцы в мьюзиклах, фильмах, драматич. спектаклях. Пост. балет "Столица мира" Антейла (1953, "Балле тиэтр"), в 60-х гг. работал в труппе Р. Джофри и в "Сан-Диего балле". Творчество Л. было значительным для раннего этапа развития амер. балетного т-ра, особенно постановки жанровых спектаклей (героями были матросы, персонажи уличной толпы большого города, ковбои и другие.>.). Лит.: Amberg G., Ballet in America, N. Y., 1949. Е. Я. Суриц. |
ЛÓТКА H., см. Лхотка Н. |
ЛÓУСОН (Lawson) Джоан (р. 30.1.1907, Лондон), англ. историк и критик, балетмейстер, педагог. Училась у М. Моррис и С. Астафьевой. Творческую деятельность начала как танцовщица, выступала в пантомимах и ревю, была солисткой труппы Немчинова Долин (193335). С 1938 занялась критич. деятельностью, была сотрудником журнала "Dancing times" (194054), писала о балете в газетах и журналах. В 196371 педагог школы Королевского балета. Автор книг по истории, теории и практике классич. балета. С 1938 неоднократно бывала в СССР. Соч.: Ballet in the USSR, [L., 1943]; European folk dance, L., 1954; Classical ballet: its style and technique, L., 1960; A history of ballet and its makers, L., 1964; Mime, L., 1966; The teaching of classical bailet, L., 1973; Teaching young dancers: muscular co-ordination in classical ballet, L., 1975. Н. П. Рославлева. |
ЛУ́БИЦ (Lubitz) Моника (р. 3.6.1943, Берлин), нем. артистка (ГДР). В 195863 училась в Гос. балетном уч-ще (Берлин), в 196364 совершенствовалась в Ленингр. хореографич. уч-ще. В 196469 солистка Лейпцигской оперы, в 196970 "Комише опер", с 1972 Нем. гос. оперы (Берлин). Одна из ведущих танцовщиц ГДР. Партии: Аврора, Одетта Одиллия, Золушка; Нунэ ("Гаянэ"), Катерина ("Каменный цветок"), Ширин. Исполнила также гл. партии в балетах: "Венецианский мавр" Блахера, "Игра в карты"; "Ундина" Хенце, "Чудесный мандарин", "Спартак" и другие. Э. Реблинг. |
ЛУИСИ́ЛЬО (Luisillo) [наст. имя и фам. Луис Перес Давила (Davila)] (р. 1927, Мехико), мекс. танцовщик и хореограф. Творческую деятельность начал в США. Исп. танцу учился у К. Амаи, в труппе к-рой дебютировал в 1948. В Мадриде совм. с Тересой Вьера и Ромеро в 1950 создал собств. труппу Балеты Испании. С нач. 70-х гг. руководит ещё одним коллективом гастрольной труппой Испанский танцевальный ансамбль Луисильо. В пост. использует разнообразные стили нар. и сценич. хореографии Испании, а также приёмы традиц. исп. т-ра: "Слепой" на муз. Турино, "Молодожёны" на муз. Торроба, "Узник" и "Безупречность" без муз. сопровождения, "Лос Кабаес" на муз. фламенко, "Андалусская фантазия" на муз. М. де Фалья, "Эль Пуэрто" на муз. Альбениса, "Испанское каприччио" на муз. Римского-Корсакова, "Болеро"; "Гитара, крик и молчание" на стихи Гарсии Лорки и другие. В нек-рых балетах отказывается от фиксированной композиции; его хореография спонтанная импровизация исполнителей на обусловленную сюжетом тему ("Кровавая свадьба"). Л. танцовщик аскетической сдержанности и отточенной пластики, к-рая сочетается с напряжённой эмоциональностью. Неоднократно гастролировал в СССР (1971, 1973 и 1979). Г. А. Комаров. Луисильо
Луисильо |
ЛУКÁНОВ (Вылчев) Пётр (р 22.10.1931, с. Брусарци, Михайловградский окр.), болг. артист и балетмейстер. В 195055 танцовщик Ансамбля песни и пляски Болг. нар. армии, с 1955 балетной труппы Нар. оперы в Русе (с 1959 солист). Партии Шут ("Лебединое озеро"), Тиль ("Тиль Уленшпигель" на муз. Ρ. Штрауса), Фавн ("Послеполуденный отдых фавна") и др. В 196368 учился на балетмейстерском отделении ГИТИСа (Москва) у Л. M. Лавровского. С 1967 в Софийской Нар. опере, где пост. балеты "Свет заливает все" Икономова (1967), "Скифская сюита" и "Классическая симфония" (оба на муз. С. С. Прокофьева), "Агон" и "Аполлон Мусагет" (оба 1969), "Легенда о любви" (1971), "Дочери Калояна" Големинова (1973), ставил также в Нар. опере в Русе "Франческа да Римини", "Чудесный мандарин", "Поцелуй феи", "Американец в Париже" на муз. Гершвина (все 1965), "Блудный сын" (1966) В СССР в Новосибирском т-ре "Фантастические сцены" на муз. Кюркчийского, Казанджиева, Маринова (1968). В. M. Консулова. |
ЛУКАШÓВА Ираида Петровна (р. 14.1.1938, Свердловск), сов. артистка Нар. арт. УССР (1973). Училась в Одесской хореографич школе (194653). Творч. деятельность начала в 1954 в Одесском т-ре. С 1955 в Т-ре им. Шевченко. Лучшие партии Аврора, Жизель, Мария. С 1976 педагог-балетмейстер Т-ра им. Шевченко. Пр. Анны Павловой (Париж, 1964). А. Л. Каминский. |
ЛУКИ́Н (наст. фам. Сакс) Лев Иванович [30.11(12.12) 189225.7.1961], сов. балетмейстер и пианист. Окончил Муз. уч-ще Гнесиных (1910) и балетную студию Э. А. Элирова (1912). Пост. в 2030-е гг. программы танц. миниатюр "Вечер танца" на муз. А. Н. Скрябина, вечер "Танца свободного тела", "Кармен" на муз. Чайковского и В. H. Крюкова, "Буревестник" на муз. Речменского (Студия им. Дункан). Л. был сторонником ритмопластич. направления в хореографии. В 1924 организовал гастрольную труппу "Свободный балет". Пост. Л. вызывали дискуссии. В сер. 30-х гг. занимался фольклором, ставил танцы в операх. С 1936 балетм. Дальневосточного военного ансамбля, с 1945 работал в Якутии. Лит.: Сидоров A. A., Современный танец, М., 1922. A. C. Иванов. |
ЛУКИ́Я (Lukía) (наст. имя и фам. Иоану Кокиньоти Лукия) (р. 21.2.1915, Афины), греч. артистка, балетм. и педагог. Училась в Германии в школе Г. Палукки, а также у М. Вигман, X. Кройцберга и Б. Нижинской. С 1937 балетм. Нац. т-ра, с 1940 артистка и балетм. афинского оперного т-ра "Лирики скини" (в 195153 руководила школой этого т-ра). Выступала с концертами. Изучала и пропагандировала греч. нац. танцы. Как хореограф участвовала в пост. многих произв. антич. драматургии в разл. греч. и кипрских т-рах (в т. ч. Пирейском, Кипрском гос. т-ре, на фестивалях в Эпидавре и Афинах). Занимается педагогич. деятельностью. В. А. Кулаков. |
ЛУ́МБЮ (Lumbye) Ханс Кристиан (2.5.1810, Копенгаген, 20.3.1874, там же), дат. композитор. Автор музыки для танцев (св. 400 произв.), заслужил прозвище "северного Штрауса". Бурнонвиль использовал его музыку в дивертисментах: "Неотразимые" (1850), "Окно" (1854), "Королевский букет" (1870), "Маритана" (1874). Л. принимал участие в написании музыки балетов "Неаполь, или Рыбак и его невеста" (совм. с Н. Гаде, X. Паулли и Э. Хельстедом, 1842), "Консерватория" (совм. с Паулли, 1849), "Далеко от Дании" (совм. с И. Глезером, Л. Готшальком, Э., Дюпюи и А. Ф. Линке, 1860), "Вольные стрелки из Амагера" (совм. с В. Хольмом и Дюпюи, 1871). Е. Я. Суриц. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"ЛУ́ННЫЙ ОЛÉНЬ" ("Maanerenen"), одноактный балет. Комп. К. Рисагер, сцен. Б. Кульберг. 22.11.1957, Королевский датский балет, Копенгаген, балетм. Кульберг, худ. П. Фальк; Девушка М. Вангсо, Нилас X. Кронстам, Колдун Ф. Бьёрнсон. В др. странах: 1959, Королевский шведский балет; 1961, "Американ балле тиэтр"; 1962, Кёльнская опера и другие. Е. Я. Суриц. |
ЛУРЬÉ Зинаида Михайловна [р. 11(24).10.1909, Харьков], сов. артистка, педагог. Засл. арт. УССР (1941). В 1923 окончила балетную студию под рук. Н. Тальори-Дудинской (Харьков). В 192533 солистка балета Харьковского т-ра, в 193435 Днепропетровского т-ра, в 193656 Т-ра им. Шевченко. Партии: Одетта Одиллия, Раймонда, Гаянэ, Лауренсия и другие. В 195770 педагог Киевского хореографич. уч-ща, с 1970 балетмейстер-репетитор Киевского т-ра оперетты. Т. А. Швачко. |
ЛУ́ЦКАЯ (псевд. Е. Леонидова) Елена Леонидовна (р. 28.8.1932, Москва), сов. балетный критик. В 1955 окончила искусствоведч. отделение Моск. ун-та. В печати выступает с сер. 1950-х гг. Автор ок. 300 статей. Работы Л. поcв. балетным спектаклям и коллективам, творческим портретам артистов, художникам балетного т-ра. Соч.: Симон Вирсаладзе, "Сабчота хеловнеба", 1958, № 2 (на груз. яз.); Творчество С. Вирсаладзе, там же, 1969, № 3 (на груз. яз.); Марго Фонтейн, "СМ", 1961, № 9; Александр Грант, там же; Двое молодых, там же, 1963, № 12; Звание балерины, там же, 1967, № 11; Михаил Лавровский, "МЖ", 1965, № 21; Музыка для глаз, там же, 1969, № 12; Жизнь в танце, М., 1968; Торжество красок, "ТЖ", 1969, № 22. В. В. Ванслов. |
ЛУ́ЦЮК (Luciuk) Юлиуш (р. 1.1.1927, Бжезница), польский композитор и музыковед. Автор музыки балетов: "Ниобея" (1967) и "Броненосец "Потёмкин"" (1967) (оба Балтийская опера, балетм. Я. Яжинувна-Собчак), "Когда пройдёт пять лет" (1973, по мотивам Гарсии Лорки, Нидерландский нац. балет), "Медея" (1975, Польский т-р танца в Познани, балетм. Т. Куява). Писал музыку к мимодрамам, поставленным балетм. Г. Томашевским. И. Турска. |
ЛУ́ШИН Александр Фёдорович [р. 3(16).3.1902, Москва], сов. художник театра. Засл. деятель иск-в Туркм. ССР (1944) и РСФСР (1970). Учился во Вхутеине (19281930) и в Ленингр. ин-те живописи, архитектуры и скульптуры (193032). С 1950 гл. художник Т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Оформил балеты, пост. В. П. Бурмейстером: "Эсмеральда" (1950; 1960, новая ред., Сегед, Венгрия), "Лебединое озеро" (1953; 1975, новая ред., Афины, Греция), "Охридская легенда" (1958); "Вариации" на муз. Бизе (1964), "Болеро" (1964), "Карнавал" (1965); "Апассионата" на муз. Бетховена (1970), "Белеет парус одинокий" Александрова (1970), а также "Франческа да Римини" (1960, балетм. A. B. Чичинадзе; 1961, новая ред., Будапешт, Венгрия), "Картинки с выставки" на муз. Мусоргского (1963, балетм. Ф. В. Лопухов), "Пульчинелла" (1976, балетм. М. Агатова). Создал декорации к балетам "Девушки моря" Корчмарёва 1943, Т-р им. Махтумкули, балетм. Н. С. Холфин), "Штраусиана" (1956, т-р "Шатле", Париж, балетм. Бурмейстер), "Доктор Айболит" (1968, Сантьяго, Чили, балетм. Холфин) и др. Работам Л. свойственны высокая живописная культура, образность, чувство жанра, претворение в декорациях специфич. особенностей балета. В. В. Ванслов. Эскиз декорации к балету "Пульчинелла" И. Стравинского. Худ. А. Лушин
Эскиз декорации к балету "Пульчинелла" И. Стравинского. Худ. А. Лушин |
ЛХÓТКА, Лотка (Lhotka) Ненад (р. 30.11.1922, Загреб), югосл. артист и балетмейстер. Сын композитора Ф. Лхотки. Учился у А. Ройе и О. Хармоша. Дебютировал в 1941 в Загребском т-ре, с 1949 солист труппы Ж. Шарра (Париж), в 195355 вновь работал в Загребе, с 1955 солист и руководитель труппы Королевский Виннипегский балет (Канада). Среди партий: Ромео, Зигфрид, Вацлав; Мирко ("Чёрт в деревне" Лхотки), Марко ("Охридская легенда") и др. Пост.: "Трагедия Саломеи" Шмитта, "Классическая симфония" на муз. Прокофьева, "Пляска смерти" на муз. Сен-Санса, "Амазонки" Семен-Кочанова, "Чёрт в деревне" Ф. Лхотки; "Питер Пен" Бьелинского и другие. В 1956 открыл балетную школу в Виннипеге. Гос. пр. СФРЮ (1949). X. Неубауэр. |
ЛХÓТКА, Лотка (Lhotka) Фран (25.12.1883, Млада-Вожице, Чехия, 26.1.1962, Загреб), хорватский композитор (Югославия). По национальности чех. Учился в Пражской консерватории (18991905), с 1909 работал в Загребском т-ре. Автор балетов: "Чёрт и его ученик" (1931, Загреб, балетм. М. Фроман), "Чёрт в деревне" (1935, Цюрих; 1937, Загреб), "Баллада об одной средневековой любви" (1937, Цюрих; 1950, Белград), "Лук" (1939, Мюнхен; 1940, Любляна) все балетм. Пиа и Пино Млакары; "Душа моря" (1935), "Амазонки" (1954). В 192040 и 194861 преподавал в Академии музыки в Загребе. X. Неубауэр. |
ЛЫ́СИК Евгений Никитович (р. 21.9.1930, с. Шныров Львовской обл.), сов. художник. Нар. художник УССР (1975). В 1961 окончил Львовский ин-т прикладного и декоративного иск-ва. С 1961 художник-постановщик, с 1971 гл. художник Т-ра им. Франко, где оформил балеты: "Болеро" (1961), "Спартак"; "Три мушкетёра" Баснера (оба 1966), "Предрассветные огни" Кирейко, Дычко и Скорика (1967), "Ромео и Джульетта" (1968); "Сотворение мира" Петрова (1972), "Тиль Уленшпигель" (1975). В Т-ре им. Шевченко оформил балеты: "Легенда о любви" (1967); "Каменный властелин" Губаренко (1969), "Раймонда" (1974). Гос. пр. УССР им. Шевченко (1971). A. M. Драк. |
ЛЬВОВ-АНÓХИН Борис Александрович (р. 9.10.1926, Москва), сов. балетовед, режиссёр. В 1950 окончил Ленингр. театр. ин-т им. А. Н. Островского. Работает как режиссёр в драматич. т-рах (Центр. театр Сов. Армии, Моск. драматич. т-р им. Станиславского). Выступает в печати с 1948. Автор книг и мн. статей (св. 200) по балетному т-ру. Ему принадлежат очерки о ведущих мастерах сов. балета (Ю. Н. Григоровиче, М. М. Плисецкой, А. Я. Шелест, Е. С. Максимовой, Н. И. Бессмертновой, А. Н. Ермолаеве, В. М. Чабукиани, В. В. Васильеве и другие.). Л.-А. один из ведущих цикла передач о балете по Центр. телевидению. Написал сценарий балета и фильма-балета "Анна Каренина", документального фильма "Г. С. Уланова". Соч.: Уланова. К 25-летию творческой деятельности, М., 1954; Галина Уланова, М., 1958; Бернара Кариева, "МЖ", 1960, № 5; Ирина Колпакова, там же, 1961, № 6; Алла Осипенко, там же, 1962, № 12; Михаил Лавровский, там же, 1974, № 1; Танцует Владимир Васильев, "СМ", 1964, № 3; Никита Долгушин, "Т", 1964, № 10; Хореограф Касьян Голейзовский, там же, 1965, № 11; Искания Олега Виноградова, там же, 1968, № 12; Марис Лиепа, там же, 1970, № 6; Алла Шелест, М., 1964; Новое в советском балете, М., 1966; Галина Уланова, [М., 1970]; Балетные спектакли последних лет, М., 1972; Мастера Большого балета, М., 1976. |
ЛЬВÓВСКИЙ ТЕÁТР ÓПЕРЫ И БАЛÉТА, см. Украинский театр оперы и балета (Львов). |
ЛЭНГ (Laing) Хью [наст. фам. Скиннер (Skinner)] (р. 6.6.1911, Барбадос, Британская Вест-Индия), англ. артист. Учился у М. Краск и М. Рамбер в Лондоне, у О. И. Преображенской в Париже. В 1932 дебютировал в Клубе балета. Первый исполнитель в пост. балетм. А. Тюдора в т. ч. Любовник ("Сиреневый сад", 1932), Пятый танец ("Мрачные элегии" на муз. Малера, 1937) и др. В 1938 совм. с Тюдором организовал труппу "Лондон балле", где выступал в основных партиях. С 1939 один из ведущих танцовщиков амер. труппы "Балле тиэтр", в 1950 в "Нью-Йорк сити балле". Танцевал гл. партии в балетах Тюдора и Дж. Баланчина (Ромео "Ромео и Джульетта" на муз. Дилиуса, Блудный сын и другие.). В 1953 оставил сцену. Лит.: Rambert D. M., Quicksilver, L., 1972. H. П. Рославлева. |
ЛЮ ДЭКÁН (р. ок. 1940), кит. артист. Окончил курсы усовершенствования при Пекинском хореографич. уч-ще, с 1956 солист Центр. т-ра оперы и балета (Пекин). Партии: Пань Цисян ("Восстание Союза мечей"), Сюй Сян ("Башня Лэйфынта"). Гастролировал в социалистич. странах, в т.ч. в СССравни а также во Франции, Великобритании, Аргентине, Бельгии, Швейцарии, Австрии и другие.>. C. A. Серова. |
ЛЮБИ́МОВ Лев Владимирович [р. 11(24).11.1905, Рязань], сов. дирижёр и педагог. Нар. арт. БССР (1955). Чл. КПСС с 1945. В 1929 окончил Моск. консерваторию. Был пианистом-концертмейстером и дирижёром оперных т-ров Москвы (192531), Свердловска (193135), Горького (193551). В 195164 дирижёр Минского т-ра. При участии Л. пост. белорус. нац. балеты: "Мечта" Глебова (1961), "Свет и тени" Г. Вагнера (1963). С 1951 педагог Белорус. консерватории, с 1965 Моск. ин-та культуры (с 1970 профессор). Лит.: Маралёÿ Α., Музычны кiраÿнiк, в сб.: Майстры беларускай сцэны, Мiнск, 1960. И. Г. Нисневич. |
"ЛЮБÓВНЫЕ ПОХОЖДÉНИЯ МÁРСА И ВЕНÉРЫ" ("The Loves of Mars and Venus"), драматич. танцевальное представление. Комп. Г. Саймондс (увертюры и антракты) и Фербанк (танцы), сцен. и балетм. Дж. Уивер. 2.3.1717, Лондон, т-р "Друри-Лейн"; Марс Л. Дюпре, Венера Э. Сентлоу, Вулкан Уивер. Лит.: Kirstein L., Movement and metaphor; four centuries of ballet, N. Y., 1970. |
"ЛЮБÓВЬ БЫСТРÁ!" ("Норвежская сказка"), одноактный балет на муз. "Симфонических танцев" Э. Грига, сцен. и балетм. A. A. Горский. 8.12.1913, Большой т-р, Москва, худ. К. А. Коровин, дирижёр А. Ф. Арендс; Рыбачка Е. В. Гельцер, Рыбак М. М. Мордкин. 1918, труппа Большого т-ра на сцене летнего т-ра сада "Аквариум", Москва, балетм. тот же. 1922, труппа Большого т-ра, "Новый т-р", Москва, балетм. тот же. Лит.: Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 1 Хореографы, [Л., 1971], с. 27779; её же, Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 2 Танцовщики, [Л., 1972], с. 11922; Мартынова О. М., Екатерина Гельцер, М., 1965, с. 5758. |
"ЛЮБÓВЬ-ВОЛШÉБНИЦА" ("El Amor Brujo", "L'Amour Sorcier"), одноактный балет с пением. Комп. М. де Фалья, сцен. Г. Мартинес Сьерра. 15.4.1915, Т-р "Лара", Мадрид, балетм. и исполнительница партии Канделас Пастора Империо. 1925, Т-р "Трианон лирик", Париж, балетм. и исполнительница роли Канделас Архентина, Кармело В. Эскудеро. 1925, Чикаго, балетм. А. Р. Больм. 1943, парижская Опера, балетм. С. Лифарь; Канделас Терезина, Кармело Р. Пти. 1932, "Балле рюс де Монте-Карло", Монте-Карло, балетм. Б. Г. Романов. 1955, Мадрид, балетм. Пилар Лопес. 1955, Лондон, балетм. Антонио. 1958, Саут-Бенд (США), балетм. Р. Пейдж. В СССравни 6.11.1964, т-р "Эстония", балетм. М. Мурдмаа, худ. Л. Рооза, дирижёр К. Раудсепп; Канделас Ю. Улла, Кармело Э. Керге, Люсия Ю. Лехисте, Призрак В. Лоо. Счастью красавицы Канделас и молодого цыгана Кармело мешает Призрак её умершего возлюбленного. Ни заклинания, ни магический "танец огня" не могут избавить влюблённых от Призрака. На помощь приходит Люция, подруга Канделас, к-рая, кокетничая, завлекает Призрака, и влюблённые навсегда избавляются от его власти. Лит.: Энтелис Л. А. (сост.), 100 балетных либретто, М.Л., 1966, с. 24647; Rebling E., Ballett von A bis Ζ., В., 1966, S. 23334. Юные Беатриче и Бенедикт, Геро и Клавдио любят друг друга. Беатриче и Бенедикт не могут открыть свои чувства из-за своей строптивости, а против Геро и Клавдио раскинул свои сети коварный Дон Хуан, отвергнутый Геро. В сцене с переодеваниями ему удаётся убедить Клавдио в неверности Геро. Во время помолвки Клавдио оскорбляет девушку и отрекается от неё, однако новая серия переодеваний разоблачает происки Дон Хуана и примиряет влюблённых. Беатриче и Бенедикт также преодолевают свою строптивость. Дон Хуана на радостях прощают. Любовь торжествует победу. В. В. Ванслов. |
ЛЮ́БЧЕНКО Лора Георгиевна (р. 5.2.1950, Рига), сов. артистка. Засл. арт. Латв. ССР (1978). В 196772, по окончании Рижского хореографич. уч-ща (ученица М. Сизовой), в Рижском т-ре оперетты, в 197274 в Одесском т-ре, с 1974 в Рижском т-ре. Среди партий: Маша, Гаянэ, Одетта Одиллия, Аврора, Китри. Участвовала в гастролях за рубежом. 1-я пр. Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве (1976). Э. Т. Силинь. |
ЛЮКÓМ Елена Михайловна [23.4(5.5).1891, Петербург, 27.2.1968, Ленинград], сов. артистка и педагог. Засл. арт. Республики (1925), засл. деят. иск-в РСФСР (1960). С 1909, по окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог М. М. Фокин), в Мариинском т-ре (Т-р им. Кирова). В 1910 участвовала в Русских сезонах за границей. Выступала в лирико-комедийных партиях: Кошечка ("Спящая красавица"), Коломбина ("Арлекинада"), Бабочка ("Капризы бабочки" Кроткова). Лучшая партия Лиза. В 192223 гастролировала в странах Европы. В зрелых работах артистки присущие ей лиризм, поэтичность обогащались драматич. выразительностью: Жизель, Эсмеральда, Медора. Исполняла также партии Одетты Одиллии, Раймонды, Никии, Китри, Царь-девицы и другие. Л. танцевала ведущие партии в балетах, пост. Фокиным: Девушка ("Эрос" на муз. Чайковского), Балерина ("Петрушка"), Коломбина ("Карнавал"). Выдающаяся роль в сов. репертуаре Tao Хоа. Оставив сцену в 1941, Л. была педагогом-репетитором; 195365 в Т-ре им. Кирова вела одновременно класс усовершенствования. Соч.: Моя работа в балете, Л., 1940. Лит.: Борисоглебский М. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939; Бродерсен Ю., Елена Люком, Л.М., 1941; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 2 Танцовщики, [Л., 1972]. В. В. Чистякова. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЛЮ́СТИХ Яков (г. рожд. неизв. ум. 1825), рус. артист и балетмейстер. Ученик Ш. Дидло. В 1806, окончив Петерб. театр. уч-ще, дебютировал в партии Зефира ("Зефир и Флора"). В 180711 совершенствовался в Париже. Вернувшись, занял положение первого танцовщика. Исполнял гл. партии в балетах, пост. Дидло: "Ацис и Галатея" Кавоса, "Карл и Лизбета" Хорна, "Калиф Багдадский" и "Хензи и Tao" Антонолини и другие. Пост.: "Африканский лев, или Геройство матери" (1818), "Гонзальв Кордуанский, или Покорение Гренады" (1820), а также танцы в опере "Весталка" Спонтини. Жена Л. танцовщица A. A. Лихутина. Лит.: Борисоглебский М. В. [сост.]. Материалы по истории русского балета, т. I, Л., 1938, с.6465. |
ЛЯ́ДОВ Анатолий Константинович [29.4(11.5). 1855, Петербург, 15(28).8.1914, усадьба Полыновка, близ г. Боровичи, ныне Новгородской обл.], рус. композитор, дирижёр. Продолжатель традиций М. И. Глинки и композиторов "Могучей кучки", Л. в нач. 20 в. отразил в своём творчестве и нек-рые тенденции новейших художеств. течений. Его музыке свойственна танцевальная пластичность. Среди фп. произв. Л. мазурки, вальсы, польки, сарабанды, кадриль. В 1910 для танцовщицы Иды Рубинштейн он написал симфонич. "Танец амазонки". К последнему периоду жизни Л. относятся замыслы двух балетов "Жар-птица" и "Лейла и Алалей". Музыка Л. использовалась в балетном т-ре. В сезоне 191516 Л. Ф. Мясин пост. в Париже на муз. Л. одноактные балеты "Кикимора", "Бова-королевич" и "Баба-яга". В числе др. пост.: "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" (на сюжет A. C. Пушкина, музыка В. М. Дешевова на темы Л.; 1949, Ленингр. Малый т-р, балетм. А. Л. Андреев и Б. А. Фенстер; 1960, Белорус. т-р оперы и балета, новая ред. Андреева), "Русские миниатюры" (на муз. Л., Алябьева, Глинки, Даргомыжского, Чайковского; 1962, Большой т-р, балетм. В. А. Варковицкий). Лит.: Асафьев Б. В., А. К. Лядов, Избр. труды, т. 2, М., 1954; Михайлов М., Анатолий Константинович Лядов. Очерк жизни и творчества, Л., 1961. Ю. А. Розанова. |
ЛЯ́ДОВА Вера Александровна [15(27).3.1839, Петербург, 24.3(5.4).1870, там же], рус. артистка. Дочь дирижёра и композитора А. Н. Лядова. Жена балетмейстера Л. И. Иванова. С 1858, по окончании Петерб. театр. уч-ща, в Петерб. т-ре. Занимала положение первой характерной танцовщицы труппы. Исполняла партию Лизы, роли в балетах, пост. А. Сен-Леоном, Барабанщик королевы ("Пакеретта" Бенуа), Грациелла ("Грациелла, или Любовная ссора" Пуньи), Амур ("Фиаметта" Минкуса); М. И. Петипа Чеккина ("Парижский рынок" Пуньи), танцы в операх, балетах, концертных программах. Выступив в 1866 с успехом в нескольких водевильных ролях. Л. в 1869 окончательно оставила балет и перешла на сцену Александрийского т-ра. Прославилась как оперетточная артистка (Елена, Перикола "Прекрасная Елена" и "Перикола" Оффенбаха и другие.). Лит.: Плещеев Α., Наш балет (16731899), 2 изд., СПБ, 1899, с. 197213; Брянский Α., В. А. Лядова, "Ж. и.", 1920, № 41921; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.М., 1963, с. 2123, 34246. Г. М. Шлуглейт. |