Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "В" (часть 2, "ВЕР"-"ВИР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 2, "ВЕР"-"ВИР")

Вера И.

ВÉРА (Vera) Илона (21.11.1911, Будапешт, – 17.4.1943, там же), венг. артистка. Училась в школе при Будапештском оперном т-ре у О. Зёбиша, Ф. Надаши, Я. Цеплиньского. С 1926 в этом т-ре. Исполняла партии в балетах Д. Харангозо: Джульетта ("Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского), Психея ("Грёзы любви" на муз. Листа), Молодая цыганка ("Сцена в корчме" Хубаи), Розетта ("Французский салат" на муз. Мийо), Принцесса ("Деревянный принц" Бартока) и др.

А. Геленчер.

Вербева В. П.

ВÉРБЕВА Валентина (Валя) Петрова (р. 10.3.1918, с. Коптево Тамбовской обл.), болг. артистка, педагог. Засл. арт. НРБ (1966). Училась в балетной школе при Софийской нар. опере (1929–30), у О. И. Преображенской в Париже. Работала в разл. балетных труппах Англии и Франции. В 1945 окончила Академию художеств по классу скульптуры. С 1945 солистка Софийской нар. оперы. Среди партий: Сванильда, Мария, Одетта – Одиллия, Эсмеральда, Жизель и Мирта; Tao Хоа и Акробатка ("Красный мак"), Лиза-крестьянка ("Соперницы", сценич. вариант "Тщетной предосторожности", балетм. Н. С. Холфин), Ванечка ("Доктор Айболит"). Преподаватель Софийского хореографич. уч-ща (позднее Ин-та музыкальных и хореографических кадров). В 1968–69 руководитель балетной труппы Старозагорской оперы. Димитровская пр. (1952).

В. М. Консулова.

Вергина А. Ф.

ВÉРГИНА Александра Фёдоровна (22.8.1848 – ноябрь 1898), рус. артистка. С 1868, по окончании Петерб. театр. уч-ща, в Мариинском т-ре (дебютировала ученицей в 1867: Сатанилла – "Сатанилла" Ребера и Бенуа). Выступала в балетах М. И. Петипа. Лучшая партия – Китри в первой петерб. постановке балета "Дон-Кихот" (1871). В. обладала выразительной мимикой, пластикой. Её танец отличался живостью, задором. Драматич. дарование артистки проявилось в партии Низии ("Царь Кандавл" на муз. Пуньи). Выйдя в, 1879 замуж, оставила сцену.

Верди В.

ВЕРДИ́ (Verdy) Виолет [наст. имя и фам. – Нелли Гийерм (Guillerm)] (р. 1.12.1933, Пон-л'Аббе, Франция), франц. артистка. Училась в Париже у мадам Рузан, затем у В. Гзовского. В 1945–49 в труппе Балет Елисейских полей. В 1951–57 выступала в труппах: "Балле де Пари" (первая исполнительница партии Невесты в пост. балетм. Р. Пти "Волк" Дютийё, 1953), "Лондон фестивал балле", "Американ балле тиэтр" (лучшая партия – Фрёкен Юлия в пост. балетм. Б. Кульберг "Фрёкен Юлия"), "Балле Рамбер", "Ла Скала" и другие. В 1958–77 в труппе "Нью-Йорк сити балле", где первая исполнила ведущие партии в балетах Дж. Баланчина: "Эпизоды" на муз. А. Веберна (1959), "Изображение на ковре" на муз. Генделя (1960), "Песни любви" на муз. Брамса (1961), "Электроникс" на муз. Гасмана и Сала (1961), "Сон в летнюю ночь" (1962); "Драгоценности" на муз. Форе (1967), "Глинкиана" (1967), "Ручей" Делиба (pas de deux, 1968), а также в балетах Дж. Роббинса на муз. Шопена "Танцы на вечеринке" (1969) и "В ночи" (1970). Выступала в классич. репертуаре в разл. труппах. В. – танцовщица большого сценич. обаяния, тонкой музыкальности, благородной манеры танца; ей доступны лирика и юмор. В 1977–80 – худ. рук. парижской Оперы. В 1962 и 1972 гастролировала в СССР с труппой "Нью-Йорк сити балле".

Лит.: Lidova I., Goldner Ν., Violette Verdy, "Les saisons de la danse", 1971; Jan.; Marks M., Violette – "because she is so modest", "Dance magazine", 1972, Febr., p. 48–62.

Е. Я. Суриц.

В. Верди в балете "Драгоценности"

Верди В.

В. Верди в балете "Драгоценности"

Верди Ф.

ВÉРДИ (Verdi) Джузеппе Фортунино Франческо (10.10.1813, Ронколе, пров. Парма, – 27.1.1901, Милан), итал. композитор. Учился у Ф. Провези, В. Лавиньи. Один из крупнейших оперных композиторов 19 в., В. часто включал в партитуры опер развёрнутые балетные дивертисменты (в нек-рых случаях специально писал их для новых "парижских" редакций). Среди таких опер: "Иерусалим" (1847), "Сицилийская вечерня" (1855, балетм. Л. Петипа), "Трубадур" (1857), "Макбет" (1865), "Дон Карлос" (1867, балетм. Петипа), "Аида" (1871), "Отелло" (1894). Необычайная популярность сочинений В., их демократич. направленность, яркая мелодичность побуждали уже современников использовать музыку композитора для балетных постановок (напр., "Рита Готье" на муз. "Травиаты", 1857, балетм. Ф. Терманини, Турин). Среди пост. на муз. В.: "Месть" (на муз. "Трубадура", 1951, Балет Елисейских полей) и "Камилла" (на муз. "Травиаты", 1957, Чикаго) – оба балетм. Р. Пейдж; "Жизнь и смерть Лолы Монтес" ("Балле уоркшоп", Лондон, балетм. Дж. Картер), "Дама и шут" (на муз. разл. произв. в аранжировке Маккераса, "Сэдлерс-Уэллс балле", Лондон, балетм. Дж. Кранко), оба – 1954; "Витторио" (1955, "Метрополитен-опера", Нью-Йорк, балетм. З. Солов), "Дама с камелиями" (на муз. "Травиаты", 1947, балетм. А. Долин; 1951, балетм. А. Тюдор; 1977, балетм. П. Лакот), "Виолетта" (на ту же музыку, 1959, Монако, балетм. М. Бежар), "Времена года" (на музыку одноимённого дивертисмента из оперы "Сицилийская вечерня", 1970, "Цинциннати балле", балетм. В. Верди; 1975, с добавлением муз. дивертисмента из оперы "Ломбардцы", Королевский балет, Лондон, балетм. К. Макмиллан; 1973, под назв. "Вечерня", "Нью Лондон балле", балетм. А. Проковски), "Подвижность" ("Mouvances", на муз. струнного квартета, 1976, парижская Опера, балетм. Р. Пти), "Гелиогабал" (на муз. В., Пуччини и другие., 1976, Балет XX века, балетм. Бежар), "В., как..." (спектакль в честь В. на муз. его разл. соч., 1977, Балет XX века, Верона, балетм. тот же), "Бал королевы" (на муз. из оперы "Дон Карлос", 1978, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Баланчин) и др.

Лит.: Porter Α.. Verdi's Ballets, "Opera news", 1972, v. 36, № 20.

B. A. Кулаков.

Верекундова Н. В.

ВЕРЕКУ́НДОВА Наталия Викторовна [р. 30.4(13.5).1908, г. Павловск Ленингр. обл.], сов. артистка и педагог. Засл. арт. УССР (1953). В 1926, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог А. Я. Ваганова), в Киевском т-ре. В 1927–34 солистка балета Одесского т-ра, в 1934–54 – Т-ра им. Шевченко. Исполняла партии Эфи ("Ференджи" Яновского), Медоры и другие. В 1934–68 педагог Киевского хореографич. уч-ща. С 1954 балетмейстер-репетитор Т-ра им. Шевченко. Среди учеников: Л. П. Герасимчук, E. H. Ершова, Е. М. Потапова, З. В. Серкова, P. A. Хилько.

Вернон К.

ВÉРНОН (Vernon) Констанце [наст. фам.– Херцфельд (Herzfeld)] (р. 2.1.1939), нем. артистка и педагог (ФРГ). Училась у Т. Гзовской, Н. Кисс и С. Перетти. В 1954–62 – артистка Городской оперы (Зап. Берлин), с 1962 ведущая солистка Баварской гос. оперы (Мюнхен). В. – танцовщица большого артистич. диапазона, редкой музыкальности и точного хореографич. стиля. Партии: Жизель, Аврора, Одетта – Одиллия; в пост. балетм. X. Розена – "Триптихон" на муз. 7-й симфонии Хартмана, "Дама и однорог" на муз. Шейли, "Фантастическая симфония" на муз. Берлиоза; Г. Хёфгенса – "Ночь преображения" на муз. Шёнберга, "Пары" на муз. Харрисона; Дж. Кранко – "Встреча в трёх красках" на муз. Стравинского, "Триплум" на муз. Фортнера; Г. Бонера – "Страдания Беатриче Ченчи" на муз. Гуммеля (Беатриче Ченчи – лучшая в репертуаре артистки); Дж. Ноймайера – "Щелкунчик" (Клара); М. Куры – "Страсть" ("Кармен-сюита"). Преподаёт классич. танец на отделении хореографии в Высшей муз. академии в Мюнхене.

Г. М. Шлуглейт.

Верте М.

BEPTÉ (Vertès) Марсель (11.8.1895, Уйпешт, – 30.10.1961, Париж), франц. художник. По национальности венгр. Учился в Королевской академии живописи в Будапеште. Затем уехал в Вену, а оттуда в Париж, где занимался в академии Жюлиана. Приобрёл известность как художник-иллюстратор (произв. Э. Золя, П. Верлена, Г. Аполлинера и другие.). Оформил ряд спектаклей в драматич. т-ре и оперетте. С 1941 работал преим. в балетном т-ре (для трупп – "Американ балле тиэтр", "Гран балле дю марки де Куэвас", Балет Елисейских полей, парижская Опера). Своими простыми, воздушными, яркими и прозрачными по краскам декорациями В. создавал на сцене впечатление фееричности и блеска, отмеченное, однако, лёгким оттенком мечтательности и иронии. Лучшие и наиболее характерные работы художника – декорации к балетам "Синяя борода" (балетм. М. М. Фокин, 1941) и "Прекрасная Елена" на муз. Ж. Оффенбаха (балетм. Дж. Кранко, 1955). Др. работы: "Елена Троянская" на муз. Оффенбаха (балетм. Д. Лишин, 1942), "Вариации Брамса" (балетм. Б. Ф. Нижинская, 1944), "Маскарад" на муз. Визе (балетм. В. Гзовский, 1946).

В. М. Паппе.

Эскиз декорации к балету "Прекрасная Елена". Худ. М. Верте

Верте М.

Эскиз декорации к балету "Прекрасная Елена". Худ. М. Верте

Весёловский В.

ВЕСЁЛÓВСКИЙ (Wiesiołłowski) Войцех [псевд. Лёвски Войтек (Lowsky Woytek)] (р. 11.10.1939, Брест), польский артист, педагог. В 1956–66 танцовщик варшавской Оперы. В 1961–63 совершенствовался в Ленингр. хореографич. уч-ще. В 1966–72 солист Балета XX века (Брюссель), гастролировал в "Танц-форум" (Кёльн), в 1972–73 солист труппы Балет Марселя; с 1973 первый танцовщик труппы "Бостон балле". Исполнил роли в пост. балетм.: М. Бежара – Тибальд ("Ромео и Джульетта" на муз. Берлиоза), сольные партии в балетах "Девятая симфония" на муз. симфонии Бетховена, "Месса для нашего времени"; "Бакти" на классич. инд. музыку, "Бодлер" на сб. муз.; Р. Пти – "Зажгите звёзды" (по Маяковскому), на муз. Шостаковича, Прокофьева, Мусоргского и другие., Бандит ("Кармен" на муз. Визе), "Гибель Розы" на муз. Малера; Дж. Баланчина – "Блестящее аллегро", "Четыре темперамента" Хиндемита, "Блудный сын"; Б. Кульберг – Язон ("Медея" на муз. Бартока), Л. Вуйциковского – Фавн; Зигфрид, Базиль, Голубая птица, Франц, Ромео и другие. В 1972–73 преподавал в Междунар. центре танца в Канне.

И. Турска.

"Весёлый обманщик"

"ВЕСЁЛЫЙ ОБМÁНЩИК", Смотри "Алдар-Косе".

"Весна"

"ВЕСНÁ" ("Primǎvara"), балет в 2 актах. Комп. К. Трэилеску, сцен. А. Попович. 20.4.1972, Румынская опера, Бухарест, балетм. В. Марку, худ. X. Казаку, дирижёр Трэилеску; Раду – П. Чортя, Дойна – М. Попа, Матей – Й. Туджару, Дан – Г. Котовеля. 1973, Тимишоара, балетм. тот же.

К. Кыржан.

"Весна в Аппалачских горах"

"ВЕСНÁ В АППАЛÁЧСКИХ ГОРÁХ" ("Appalachian Spring"), одноактный балет на муз. А. Копленда, сцен. М. Грэхем. 30.10.1944, "Танцевальная труппа Марты Грэхем", в помещении Библиотеки Конгресса, Вашингтон, балетм. Грэхем, худ. И. Ногучи (декорации), Э. Гилфонд (костюмы); Новобрачная – Грэхем, Муж – Э. Хокинс, Женщина из первопоселенцев – М. О'Доннелл, Священник-евангелист – М. Каннингем.

В. А. Майниеце.

"Весна священная"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Весталка"

"ВЕСТÁЛКА", 1) балет в 5 актах на муз. одноим. оперы Г. Спонтини. Сцен. и балетм. С. Вигано. 9.6.1818, "Ла Скала", худ. А. Санкуирико; Эмилия – А. Паллерини. 2) Балет в 3 актах, 4 картинах. Комп. М. М. Иванов, сцен. С. Н. Худеков. 17.2.1888, Мариинский т-р, балетм. М. И. Петипа, худ. М. И. Бочаров, Г. Левот, Цуккарелли; Амата – Е. Корнальба, Клавдия – М. Н. Горшенкова, Луций – П. А. Гердт.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.–М., 1963, с. 264–65.

Вестрис А.

ВÉСТРИС (Vestris) Гаэтано Аполлино Бальтазаре (18.4.1728, Флоренция, – 27.9.1808, Париж), франц. артист, балетмейстер и педагог. Итальянец по происхождению. Учился в Неаполе, затем в Париже у Л. Дюпре. С 1748 (с перерывами) ведущий танцовщик Королевской академии музыки, с 1761 помощник балетмейстера, в 1770–76 балетмейстер. Исполнительское иск-во В. представляет высший уровень танца и пантомимного мастерства эпохи балетного классицизма. Отточенность движений, величавая пластика позировок принесли В. прозвище "бог танца". Сохраняя маску и традиц. костюм в операх и дивертисментах, он обходился без них в партиях героев действенных балетов, созданных Новером, – "Медея и Язон", "Ринальдо и Армида", "Смерть Геркулеса" и другие. Прекратил исполнительскую деятельность в 1782. Как балетмейстер В. не был оригинален (пост. "Эндимион", 1773) и следовал реформе Новера, повторяя его постановки под собственным именем.

Лит.: Новер Ж. Ж.. Письма о танце и балетах [пер. с франц.],[Л.–М., 1965]; Capon G., Les Vestris. Le "diou" de la danse et sa famille, 1730–1808, P., 1908.

B. M. Красовская.

Г. Вестрис в балете "Развлечение". Рис. Л. Боке

Вестрис А.

Г. Вестрис в балете "Развлечение". Рис. Л. Боке

Вестрис О.

ВÉСТРИС (Vestris) Огюст (наст. имя – Мари Жан Огюстен) (27.З.1760, Париж, – 5.12.1842, там же), франц. артист. Побочный сын и ученик Г. Вестриса и танцовщицы М. Аллар (имел прозвище Вестр'Аллар). Дебютировал на сцене Королевской академии музыки в пасторали Дефонтена – Лавалле "Пятидесятилетие" (комп. Ж. Б. Лаборд, 1772). Известность получил в 13 лет, исполнив партию Амура, созданную для него отцом в балете "Эндимион" (1773). С успехом участвовал в балетных сценах в операх Госсека – "Сабин" (1773), "Филемон и Бавкида" (1775); Гретри – "Цефал и Прокрис" (1773). В 16 лет получил звание солиста, в 18 – первого танцовщика. Выступал в поставленных Ж. Ж. Новером балетах, пасторалях, балетных Номерах в операх: "Безделушки" (1778), "Альцеста" и "Нарцисс и Эхо" Глюка, "Капризы Галатеи" Гранье (балетм. Новер и Г. Вестрис). В 1780–81 гастролировал с отцом в Лондоне, где с их участием шли балеты "Нинетта при дворе" Дуни (балетм. М. Гардель) и "Медея и Язон" (балетм. Новер). В 1781–88 танцевал в Королев. академии музыки, гл. обр. в балетах П. и М. Гарделей (напр., "Первый мореплаватель" Гретри, балетм. М. Гардель). В этот период он стал, по определению Новера, "самым удивительным танцовщиком Европы", унаследовав от отца титул "бога танца". В 1788–93 гастролировал с Новером в Королевском т-ре в Лондоне. В 1794–1816 – ведущий танцовщик Академии музыки, исполнитель гл. партий различного характера в балетах П. Гарделя – "Танцемания" (1800) и "Дафнис и Пандроза" (1803) Мегюля, "Блудный сын" Бретона (1812); Л. Ж. Милона – "Лука и Лоретта" Лефебра (1803) и др. Несмотря на недостатки сложения, В. в течение 10 лет выдерживал соперничество с претендентом на его партии Л. Дюпором благодаря виртуозной технике (особенно отличался исполнением пируэтов, всех видов заносок, двойных кабриолей и другие.>.) и темпераменту. В. был прекрасным педагогом для танцовщиков, уже получивших подготовку. В его классе, в парижской Опере, занимались М. Тальони, К. Гризи, Ф. Эльслер и другие. балерины. Среди учеников В. – Ш. Дидло, Ж. Перро и Авг. Бурнонвиль.

К. Г. Филонова.

О. Вестрис

Вестрис О.

О. Вестрис

"Ветер в волосах"

"ВÉТЕР В ВОЛОСÁХ" ("Vitr ve vlasech"), танц. пьеса в 6 картинах. Комп. М. Вацек. сцен. Я. Мареш. 16.2.1962, Муз. т-р в Карлине, Прага, балетм. И. Блажек, худ. М. Томек (декорации) и П. Дивиш (костюмы), дирижёр М. Гомолка; исполнители – Й. Чижинска, Т. Блажейова, Й. Пивонка, Й. Цмираль. 1962, Пльзень, балетм. В. Унтермюллерова. 1963, Кошице, балетм. В. Ремар. 1963, Усти-над-Лабой, балетм. Р. Браун. Пост. также в ГДР: 1963, Котбус, балетм. Хенель. 1963, Карл-Маркс-Штадт, балетм. И. Цигель. 1964, Дессау, балетм. В. Мюллер. 1965, Гера, балетм. X. Ентш.

В. Вашут.

Ветрова Т. П.

ВÉТРОВА Тамара Петровна (р. 20.4.1927, Москва), сов. артистка и педагог. Засл. арт. РСФСР (1973). По окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог М. А. Кожухова), в 1946–67 в Большом т-ре. Партии: фея Сирени; Царица бала ("Медный всадник"), Нимфа ("Вальпургиева ночь"), Невеста, мазурка ("Лебединое озеро"), Хозяйка бала (опера "Война и мир" Прокофьева) и др. С 1968 педагог Моск. хореографич. уч-ща, с 1974 балетмейстер производственной практики уч-ща на сцене Большого т-ра.

В. И. Зарубин.

Вечеслова Т. М.

ВЕЧÉСЛОВА Татьяна Михайловна [р. 12(25).2.1910, Петербург], сов. артистка и педагог. Засл. деят. иск-ва РСФСР (1957). Дочь Е. П. Снетковой. В 1928, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог А. Я. Ваганова), дебютировала на сцене Ленингр. т-ра оперы и балета (ныне им. Кирова) в партии Гюльнары ("Корсар"). Создала образы, отмеченные изяществом, отточенностью танц. формы, артистич. дарованием. В её репертуар входили партии драматич. (Эсмеральда, Зарема, Tao Хоа), комедийные (Кривляка – "Золушка", Гос. пр. СССравни 1947; Лиза; Нунэ – "Гаянэ"), лирич. (Жизель, Аврора, Одетта – Одиллия, Золушка), бравурно-виртуозные (Китри). В 1953 оставила сцену. Была худ. руководителем (1952–54) и педагогом (1969–70) Ленингр. хореографич. уч-ща, педагогом-репетитором Т-ра им. Кирова (1955–69 и 1970–71). Автор книги "Я – балерина" (1964) и мн. статей о балете. Гастролировала за рубежом.

Лит.: Кремшевская Г. Д., Татьяна Михайловна Вечеслова, Л., 1951; её же, Татьяна Вечеслова, "Т", 1971, № 9; Карп П., Продолжение жизни, "ТЖ", 1961, № 23.

В. В. Чистякова.

"Вечно живые цветы"

"ВÉЧНО ЖИВЫ́Е ЦВЕТЫ́", балет (танцевальное представление) для детей в 3 актах 6 картинах с прологом, апофеозом, пением и диалогом, на сборную музыку из балета "Белая лилия" Асафьева, отдельными номерами из балетов "Царь Кандавл" и "Щелкунчик", опер "Фауст" Гуно, "Золотой петушок" H. A. Римского-Корсакова, нар., революционными и детскими песнями. Сцен. В. Г. Марц, авторы Детского гимна A. B. Луначарский (текст) и В. Р. Бакалейников (музыка). 7.11.1922, Новый т-р, Москва, балетм. A. A. Горский и К. Н. Баранов, худ. Ф. Ф. Федоровский, дирижёр Ю. Ф. Файер, реж. А. П. Петровский; Ведущий – Марц (позднее – В. И. Рябцев), Добрый волшебник – П. И. Цаплин, Цветы и Бабочки – М. С. Шмелькина, Т. С. Ткаченко и другие.

Вжосек К.

ВЖÓСЕК (Wrzosek) Казимеж (р. 12.4.1942, Вжоски, Варшавское воеводство), польский артист. Чл. ПОРП с 1968. В 1962 танцовщик, а с 1963 солист Балтийской оперы и Филармонии в Гданьске, в 1969–71 – Т-ра оперы и оперетты в Быдгоще, с 1971 – "Т-ра Бельки" в Лодзи. С 1977 худ. рук. труппы этого т-ра. Исполнил партии в пост. балетмейстеров: Я. Яжинувны-Собчак – Зефир ("Море"), Блудный сын; Дьявол, Твардовский ("Пан Твардовский"), Жених ("Титания и Осёл" Турского), Герой ("Броненосец "Потёмкин"" Луцюка); В. Борковского – Дафнис; Красный всадник ("Шах и Мат"), Принц ("Королева Снегурочка" Павловского); Г. Миллера – Данила, Ферхад; К. Йосса – Смерть ("Зелёный стол"); К. Джевецкого – Царевич ("Жар-птица"); З. Килиньского – Харнась ("Харнаси") и др.

И. Турска.

Вигано С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вигман М.

ВИ́ГМАН (Wigman) Мари (13.11.1886, Ганновер, – 18.9.1973, Зап. Берлин), нем. артистка, балетмейстер и педагог. Училась в балетной школе Э., Жака-Далькроза в Хеллерау, под Дрезденом (1911–13), с 1913 у Р. Лабана в Мюнхене и Цюрихе, была его ассистенткой. В 1914 дебютировала с экспрессионистскими танцами ("Танец ведьмы"), затем выступала с сольными концертами. В 1920 основала в Дрездене школу, имевшую филиалы в Германии и за рубежом. Представительница экспрессивно-пластич. танца, сознательно противопоставляемого классич. балету. Использовала большие прыжки, почти исключительно партерные, танцевала босиком. Выступала также с собственной труппой в Зап. Европе и США. Её ученики: X. Хольм, И. Георги, Г. Палукка, М. Вальман, X. Кройцберг и М. Терпис. После 1936 фашистское правительство ограничило её деятельность. С 1945 она возглавила школу в Лейпциге, с 1949 – в Зап. Берлине. Пост. балеты: "Орфей и Эвридика" и "Альцеста" на муз. Глюка, "Кармина Бурана" и "Катулли Кармина" на муз. Орфа и "Весна священная".

Соч.: Deutsche Tanzkunst, Dresden, 1935; Die Sprache des Tanzes, Stuttgart, 1963.

Э. Реблинг.

М. Вигман в танцевальной миниатюре "Песнь судьбы"

Вигман М.

М. Вигман в танцевальной миниатюре "Песнь судьбы"

Видаль П. А.

ВИДÁЛЬ (Vidal) Поль Антонен (16.6.1863, Тулуза, – 9.4.1931, Париж), франц. композитор и дирижёр. Окончил Парижскую консерваторию, где был позднее профессором (с 1894). Работал хормейстером (1889–92) и дирижёром парижской Оперы (1892–1914), в 1914–19 дирижёр "Опера комик". Автор опер, пантомим: "Пьеро – убийца своей жены" (1888), "Прощённая Коломбина" (1890), "Реверанс" – все пост. в "Театр де марионнет", Париж; балетов: "Зино-Зина" (пост. 1906), "Маладетта", "Русский праздник" (балетный дивертисмент на нар. темы, оба – 1893, парижская Опера, балетм. И. Хансен), "Танцевальная сюита" (совм. с Мессаже, на темы Шопена, 1913, там же, балетм. И. Хлюстин).

В. А. Кулаков.

"Видение розы"

"ВИДÉНИЕ РÓЗЫ", Смотри "Призрак розы".

"Видения"

"ВИДÉНИЯ" ("Les mirages"), одноактный балет. Комп. A. Core, сцен. Кассандр и С. Лифарь. 15.12.1947, парижская Опера, балетм. Лифарь, худ. Кассандр; Тень – И. Шовире, Юноша – М. Рено, Химера – М. Лафон (показан в СССР в 1958).

К. Г. Филонова.

Визенталь

ВИЗЕНТАЛЬ (Wiesenthal), австр. танцовщицы, сёстры. Наиболее известная из пяти – Грете В. (9.12.1885, Вена, – 22.6.1970, там же). Училась в школе при Венской гос. опере, в 1901–07 танцевала в этом т-ре. Затем вместе с сёстрами (среди них – Берта и Эльза В.) давала концерты, позднее выступала одна и с Т. Биркмайером. Исполняла номера "Весенние голоса", "На прекрасном голубом Дунае" (оба на муз. И. Штрауса), "Венгерская рапсодия" (на муз. Листа) и др. Разработала технику танца, к-рую преподавала в Венской муз. академии. Поставила балет "Венские бездельники" Зальмхофера (1930, Венская гос. опера). В 1930–59 работала как балетмейстер на Зальцбургском фестивале. Танцы сестёр В. строились на грациозных движениях и позах, в них использовались эффектные костюмы и популярная музыка (вальсы, галопы, польки). Традиция сестёр В. сохраняется. В Венской академии музыки и сценич. иск-ва этот вид танца преподавался до последнего времени наряду с

классич., танцем модерн и другие.

Сёстры Грете, Эльза и Берта Визенталь

Визенталь

Сёстры Грете, Эльза и Берта Визенталь

Викентьева Н. В.

ВИКÉНТЬЕВА Наталья Владимировна (р. 1.4.1919, Чита), сов. артистка. Засл. арт. Казах. ССР (1954). Балетное образование получила в студии Куйбышевской передвижной оперы (окончила в 1938). В 1935–60 в Т-ре им. Абая. Одна из ярких представительниц первого поколения танцовщиц, утверждавших в казах. балете традиции классич. наследия. Среди партий: Одетта – Одиллия, Жизель, Эсмеральда, Китри, Аврора, Мария, Параша, Сюимбике; Джамиля ("Дорогой дружбы" Тлендиева, Степанова и Минаева), Наташа ("Берег счастья"). В 1960–65 педагог-репетитор Т-ра.

Л. П. Сарынова.

Викич М.

ВИ́КИЧ (Vikić) Миленко (р. 10.6.1931), югосл. артист и балетмейстер. Учился в балетной школе в Белграде. С 1957 в балетной труппе хорватского нац. т-ра в Загребe. Партии: Мирко ("Чёрт в деревне" Лхотки), Тибальд ("Ромео и Джульетта"), Мандарин ("Чудесный мандарин"), мадам Симон ("Тщетная предосторожность"), Человек и Мужчина ("Человек перед зеркалом" и "Отверженный" Келемена). Пост.: "Макар Чудра" Конёвича (1971), "Кармен-сюита"(1973); "Орфей" на муз. Глюка (1975), "Папесса Иоанна" Папандопуло (1977) и др.

"Викторка"

"ВИ́КТОРКА" ("Viktorka"), одноактный балет в 4 картинах (по Б. Немцовой). Комп. З. Востршак, сцен. Я. Рей. 30.6.1950, Национальный т-р, Прага, балетм. С. Махов, худ. З. Росман (декорации) и Я. Кропачек (костюмы), дирижёр И. Бубеничек; исполнители – З. Шемберова, О. Стодола, Г. Фенцлова. 1965, там же, балетм. Р. Мазалова. В др. городах ЧССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Оломоуц (1951, О. Ф. Бернатик), Пльзень (1951, Й. Немечек; 1972, Г. Воборник), Усти-над-Лабой (1952, Л. Грдинова; 1966, Воборник), Ческе-Будеёвице (1952, С. Йиндржих; 1973, М. Хойдыс), Кошице (1952, М. Кура), Прешов (1955, Бернатик), Опава (1955, Б. Словак), Острава (1961, П. Шмок), Либерец (1962, Ф. Сладечек). Пост. также в ГДР: 1953, Росток, балетм. И. Унверзаг. 1963, Нёйстрелиц, балетм. М. Раушер.

В. Вашут.

Викулов С. В.

ВИКУ́ЛОВ Сергей Васильевич (р. 11.11.1937, Ленинград), сов. артист. Нар. арт. СССР (1976). Чл. КПСС с 1964. С 1956, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща в Т-ре им. Кирова. Классич. танцовщик лирич. амплуа, В. обладает большим и лёгким прыжком, благородными манерами, иск-вом дуэтного танца. Партии: Зигфрид, Дезире, Жан де Бриен, Альберт; Юноша ("Шопениана"), Гений вод ("Конёк-Горбунок"), Солор, Меркуцио; Принц ("Зотушка"), Голубая птица ("Спящая красавица"). В 1977 окончил балетмейстерское отделение Ленингр. консерватории (педагог K. M. Сергеев). Пост. "Кориолан" на муз. Бетховена (1966, ленингр. Камерный балет под рук. П. А. Гусева), "Классическая симфония" на муз. Прокофьева (1977, выпускной спектакль Ленингр. хореографич. уч-ща). 1-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1964), пр. В. Ф. Нижинского (Париж, 1965).

Лит.: Головашенко Ю., Сергей Викулов, в сб.: Ленинградский балет сегодня, вып. 2, Л.–М., 1968.

A. A. Соколов.

Вила лобос Э.

ВИ́ЛА ЛÓБОС (Villa-Lobos) Эйтор (5.3.1887, Рио-де-Жанейро, – 17.11.1959, там же), браз. композитор, дирижёр, фольклорист. Учился у Ф. Браги и Э. Освальда. С 1923 совершенствовался в Париже. Испытал влияние франц. импрессионистов, композиторов "шестёрки", С. С. Прокофьева. С 1945 президент Бразильской академии музыки. Написал музыку балетов: "Гибель Клеоникоса" (1916), "Амазонки" (1917). "Уйрапуру" (1917, 1935, Т-р "Колон", Буэнос-Айрес, балетм. Неманов), "Воронка" (1929), "Одержимость" (1929, исполнено в Осло), "Коробка с сюрпризом" (1932, Муниципальный т-р, Рио-де-Жанейро), "Школа танца" (1930-е гг., балетм. М. Оленева, написан для городских молодёжных праздников), "Драгоценный камень" (1933, Муниципальный т-р, Рио-де-Жанейро, балетм. В. Ольсер), "Мир цветов" (1937, драматич. ритмика для тысячи школьников), "Руда" (1951), "Генезис" (1954), "Император Джонс" (по пьесе О'Нила, 1956, Элленвилл, близ Нью-Йорка, балетм. X. Лимон). Музыка В. Л. ритмична и танцевальна, поэтому некоторые его произведения, не предназначенные для хореографического воплощения, были использованы балетмейстерами.

Лит.: Пичугин П., Эйтор Вилла Лобос, "СМ", 1962, № 5; Мариз В., Эйтор Вилла Лобос, [пер. с франц.], Л., 1977; Villa-Lobos, sua obra, [Rio de J., 1967].

В. В. Ванслов, В. Н. Фёдорова.

Вилимаа Ю. Х.

ВИ́ЛИМАА Юло Херманович (р. 13.7.1941, Таллин), сов. балетмейстер и артист. Засл. арт. Эст. ССР (1970). В 1962 окончил Таллинское хореографич. уч-ще (педагог К. Саареке), в 1964–65 стажировался в Ленингр. хореографич. уч-ще. С 1962 солист балета, с 1973 гл. балетмейстер т-ра "Ванемуйне". Партии: Паганини ("Паганини" на муз. Рахманинова), Кратть ("Кратть" Тубина), Кийр ("Весна" Винтера), Минамото ("Искатели жемчуга" Ямады), Альберт; Тиль ("Тиль Уленшпигель" Р. Штрауса), Павел ("Ромео, Джульетта и тьма" Аустер), Борис Вильде ("Монт Валерьен" Куулберга). Среди пост.: "Соловей" Стравинского (1967), "Контрасты" на муз. Баха, Равеля и Брубека (1967), "Картины" на муз. Дебюсси, Сен-Санса, Ямады, Роджерса (1969), "Ромео, Джульетта и тьма" Аустер (1970), "Руки" на муз. композиторов 12–18 вв. (1973), "Морская дева" Пыльдмяэ (1974) и др. Премия Смотра сценич. молодёжи к 50-летию ВЛКСмотри за пост. балета

"Контрасты", партию Кийра и конц. деятельность (1968).

Л. П. Тормис.

"Контрасты". Балетм. Ю. Вилимаа

Ю. Вилимаа в балете "Морская дева"

Вилимаа Ю. Х.

"Контрасты". Балетм. Ю. Вилимаа

Вилимаа Ю. Х.

Ю. Вилимаа в балете "Морская дева"

Виллелла Э.

ВИЛЛÉЛЛА (Villella) Эдуард (р. 10.1.1937, Нью-Йорк), амер. артист и балетмейстер. Учился в Школе амер. балета. С 1957 в труппе "Нью-Йорк сити балле", дебютировал в балете Дж. Роббинса "Послеполуденный отдых фавна". Первый исполнитель гл. партий в пост. балетм.: Дж. Баланчина – "Сон в летнюю ночь" на муз. Мендельсона (1962, партия Оберона), "Бугаку" на муз. Маюцуми (1963), "Тарантелла" на муз. Готшалка (1964), "Арлекинада" Дриго (1965), "Глинкиана" (1967), "Третья сюита" на муз. Чайковского (1970); Роббинса – "Танцы на вечеринке" на муз. Шопена (1969) и "Водяная мельница" на муз. Ито (1972). Как виртуозный танцовщик получил известность в балетах "Симфония До мажор", "Агон"; драматич. одарённость В. проявилась в партии Блудного сына (все – в пост. Баланчина). В 1967 поставил балет "Нарцисс" на муз. Принса для труппы "Нью-Йорк сити балле", выступал с этой труппой в СССР (1962–1972).

И. В. Груздева.

Вилль Э. И.

ВИЛЛЬ Эльза (Елизавета) Ивановна (4.5.1882, Петербург, – 1941, Ленинград), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1924). В 1900 окончила Петерб. театр. уч-ще. Ученица Е. О. Вазем, А. Х. Иогансон, Э. Чеккетти. В 1900–1928 в Мариинском т-ре (Ленингр. академич. т-р оперы и балета). Классич. танцовщица лирико-комедийного амплуа. Партии: Красная шапочка ("Спящая красавица"), Лиза; Коломбина ("Арлекинада"), Сванильда; Гюльнара ("Корсар"), Фея ("Фея кукол"). Выступала в балетах М. М. Фокина – Балерина ("Петрушка"), Жар-птица; мазурка, 7-й вальс ("Шопениана"), Девушка ("Эрос"). Среди др. партий: Повелительница нереид, Жемчужина, Царица вод ("Конёк-Горбунок"), принцесса Флорина, фея Канареек ("Спящая красавица"). В 1908–13 гастролировала за границей (в т. ч. с труппой А. П. Павловой).

Лит.: Бродерсен Ю., Э. И. Билль, "Еженедельник петроградских академических театров", 1924, № 15; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 2 – Танцовщики, Л., 1972.

A. A. Соколов.

Вилцинь В. Э.

ВИ́ЛЦИНЬ, Вилциня, Велта (Аусма) Эйновна (р. 13.12.1928, Упесгрива, Талсинский р-н), сов. артистка. Нар. арт. СССР (1965). Чл. КПСС с 1963. В 1948 окончила балетную студию при Рижском т-ре (педагог И. Строде). В 1949–73 артистка Рижского т-ра. Партии: Tao Хоа; Баронесса ("Сакта свободы"), Скайдрите ("Стабурадзе" Калниня, Гос. пр. Латв. ССравни 1958), Одетта – Одиллия, Аврора, Жизель, Раймонда, Эгина; Нелима ("Ригонда" Гринблата), Джульетта, Зарема; Лесная девушка ("Лесная песня" Скорульского), Шакунтала ("Шакунтала" Баласаняна), Кармен ("Кармен-сюита") и др. В 1956 и 1958 выступала на сцене Большого т-ра (в партиях Заремы и Джульетты), входила в состав его труппы во время гастролей т-ра в Лондоне и Брюсселе. Деп. Верх. Совета СССР 6-го созыва и Верх. Совета Латв. ССР 7-го созыва. С 1968 педагог-репетитор Рижского т-ра.

Э. Т. Силинь.

В. Вилцинь - Одетта

Вилцинь В. Э.

В. Вилцинь - Одетта

Вильтзак А. И.

ВИ́ЛЬТЗАК Анатолий Иосифович (р. 1896, Петербург), рус. артист и педагог. Брат циркового артиста Н. И. Вильтзака. Муж Л. Ф. Шоллар. С 1915, по окончании Петерб. театр. уч-ща, в Мариинском т-ре. В 1921 уехал за границу. В 1921–25 выступал в труппе Русский балет Дягилева, позднее – в труппах Иды Рубинштейн, "Балле рюс де Монте-Карло", "Американ балле". Среди партий: Дезире; Молодой человек ("Променад" на муз. И. Штрауса, балетм. П. Н. Петров), в пост. М. М. Фокина – Эрос ("Эрос" на муз. Чайковского), Негр ("Исламей" на муз. Балакирева), Главный половецкий воин ("Половецкие пляски"); гл. партии в пост. балетм.: Б. Ф. Нижинской – "Лоретки" Пуленка, "Вальс" и "Болеро" на муз. Равеля; К. Йосса – "Персефона" Стравинского. С нач. 1940-х гг. возглавлял ряд балетных школ в США.

Г. М. Шлуглейт.

Вильтзак В. И.

ВИЛЬТЗÁК Валентина Иосифовна (2.5.1900, Иваново-Вознесенск, – 11.9.1947, Ташкент), сов. артистка, педагог. В 1914 окончила Петерб. театр. уч-ще (педагог Э. Чеккетти). В 1914–24 работала в Петрограде и Харькове, в 1924–34 – в Свердловске, в 1934–36 – Т-ре им. Палиашвили. Участвовала в организации Тбилисского хореографич. уч-ща (1935). В 1936–38 педагог-репетитор Ташкентского т-ра им. Свердлова. В 1944–47 педагог балетной студии при Театре им. Навои. Среди учеников – Г. Б. Измайлова, Х. А. Камилова, Г. Н. Маваева, К. Юсупова.

Л. А. Авдеева.

Вильямс П. В.

ВИ́ЛЬЯМС Пётр Владимирович [17(30).4.1902, Москва, – 1.12.1947, там же], сов. живописец и театр. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1944). Учился во Вхутемасе (1918–23) у П. П. Кончаловского, К. А. Коровина и другие. Оформлял драматич. и муз. спектакли, в т. ч. балеты: в Большом т-ре (с 1941 гл. художник этого театра) – "Кавказский пленник" (1938, балетм. Р. В. Захаров), "Алые паруса" Юровского (1942, балетм. А. И. Радунский, Н. М. Попко, Л. А. Поспехин), "Золушка" (1945, балетм. Захаров), а также "Ромео и Джульетта" (1940, Т-р им. Кирова, балетм. Л. М. Лавровский; 1946, Большой т-р, балетм. тот же). Работы В. отличаются историч. конкретностью, высоким живописным мастерством, культурой колористич. решений, интересными пространственными планировками. Гос. пр. СССР (1943, 1946, 1947).

Лит.: [Сыркина Ф. Я.], П. В. Вильямс, М., 1953; Клюева Т., П. В. Вильямс, М., 1956; Ванслов В. В., Изобразительное искусство и музыкальный театр, М., 1963.

В. В. Ванслов.

"Виндзорские проказницы"

"ВИНДЗÓРСКИЕ ПРОКÁЗНИЦЫ", балет в 3 актах 7 картинах (по комедии У. Шекспира). Комп. В. А. Оранский, сцен. И. К. Ковтунов. 10.6.1942, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. В. П. Бурмейстер и И. В. Курилов, режиссёр П. А. Марков, худ. Б. И. Волков, дирижер В. А. Эдельман; Анна Пейдж – M. Ć. Сорокина, Пейдж – А. Р. Томский, Форд – М. С. Андрианов, Фальстаф – И. В. Курилов, Фентон – A. A. Клейн. 1954, возобн. там же. 1947, т-р "Эстония", балетм. А. Экстон, дирижёр К. Раудсепп, худ. Л. Рооза; Фальстаф – Б. В. Блинов. За рубежом: 1965, Либерец (Чехословакия), балетм. И. Шкода.

Лит.: Рославлева Н., Виндзорские проказницы, "Т", 1954, № 7.

Н. Ю. Чернова.

"Виноградная лоза"

"ВИНОГРÁДНАЯ ЛОЗÁ", балет в 3 актах 5 картинах. Комп. А. Г. Рубинштейн, сцен. П. Тальони, Гранмужен, И. Хансен. Сочинён в 1883, полностью не шёл. 8.4.1906, пост. 2-я картина 1-го акта на сцене Мариинского т-ра (благотворительный спектакль). Балетм. М. М. Фокин, дирижёр P. E. Дриго; костюмы сборные; Виноградная лоза, царица – А. П. Павлова, Жанибуа, владелец погреба – Фокин, Паскаль, его сын – Г. Г. Кякшт, Весёлость, сестра Виноградной лозы – Т. П. Карсавина, Итальянские вина – A. C. Чумакова, Венгерские вина – М. М. Петипа, И. Н. Кусов, Испанские вина – Е. К. Обухова, М. Ф. Рутковская, В. П. Фокина, Восточные вина – О. Н. Леонова, Шампанские вина – Л. Г. Кякшт, Духи вин – Л. Н. Егорова и другие.

Г. Н. Добровольская.

Виноградов О. М.

ВИНОГРÁДОВ Олег Михайлович (р. 1.8.1937, Ленинград), сов. балетмейстер, художник. Нар. арт. РСФСР (1976). С 1958, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог А. И. Пушкин), в труппе Новосибирского т-ра; выступал в характерных партиях (первый исполнитель партии Чен-Сяна – "Драгоценный фонарь лотоса" Чжан Сяоху). С 1963 ассистент балетмейстера Новосибирского т-ра. В 1973–77 гл. балетмейстер Ленингр. Малого т-ра. В 1967–72 балетмейстер, с 1977 гл. балетмейстер Т-ра им. Кирова. Первая постановка, принёсшая В. известность, – "Золушка" (1964, Новосибирск; 1968, Одесса; 1977, Ленингр. Малый т-р). Затем пост.: "Ромео и Джульетта" (1965, Новосибирск; 1970, Ереван; 1971, София); "Асель" Власова (1967, Большой т-р); в Т-ре им. Кирова – "Горянка" Кажлаева (1968, автор сценария), "Александр Невский" на муз. Прокофьева (1969), "Двое" Меликова (1969), "Зачарованный принц" Бриттена (1972), "Гусарская баллада" Хренникова (1979, совм. с Д. А. Брянцевым; 1980, Большой т-р), "Фея Рондских гор" на муз. Грига (1980, сцен. В.); в Ленингр. Малом т-ре – "Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность" Герольда (1971, в том же году пост. также в Саратове, в 1973 в Одессе, в 1974 в берлинской "Комише опер", в 1976 во Фрунзе), "Коппелия" (1973). В. – постановщик и худ. балетов "Ярославна" Тищенко (1974; В. – автор сценария, реж. Ю. П. Любимов), "Ромео и Джульетта" (1976). Создал эскизы костюмов к балету "Сильфида" Лёвеншелля.

Один из ведущих совр. балетмейстеров. Его творчество охватывает многообразные жанры: от высокой трагедии и психологич. драмы до классич. комедии. Хореограф-экспериментатор, пропагандист совр. тематики, он в то же время бережно хранит традиции рус. танц. культуры, обогащая лексику классич. хореографии элементами фольклора и свободной пластики. Спектакли В. представляют собой синтез щедрой хореографич. фантазии, режиссуры и сценографии. Гос. пр. РСФСР (1970), пр. Ленинского комсомола (1977), пр. им. Мариуса Петипа (Париж, 1978).

Лит.: Кремшевская Г., Рождение балетмейстера, "Т", 1965, № 8; Львов-Анохин Б., Искания Олега Виноградова, там же, 1968, № 12; Аркина Н., О некоторых особенностях современной хореографии, там же, 1970, № 11; Красовская В., В середине века (1950–1960 гг.), в сб.: Советский балетный театр, М., 1976.

Н. М. Садовская.

Виноградова С. А.

ВИНОГРÁДОВА София Александровна (р. 23.11.1929, Старая Русса, Новгородской обл.), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1969). В 1947 окончила Моск. хореографич. уч-ще (педагог М. М. Леонтьева), в 1978 – ГИТИС (как педагог-хореограф). С 1949 в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко. В. создала лирико-романтич. образы, отличающиеся психологич. глубиной, чистотой. Среди партий: Одетта – Одиллия, Медора; Актриса ("Штраусиана"), Снегурочка ("Снегурочка" на муз. Чайковского), Гюльнара ("Шехеразада") – все пост. В. П. Бурмейстером, Эсмеральда и Флёр де Лис ("Эсмеральда"), Никия ("Баядерка", 3-й акт); Майя ("Лесная фея" Ефимова) и Франческа ("Франческа да Римини") – оба пост. A. B. Чичинадзе, Рыбачка ("Берег надежды" Петрова, балетм. И. Д. Бельский) и др. Участвовала в гастролях за рубежом.

E. H. Надеждина.

Винтер Ю. А.

ВИ́НТЕР Юло Александрович (р. 3.1.1924, Таллин), сов. композитор. В 1956 окончил Таллинскую консерваторию (класс В. Каппа). В. принадлежит балет "Весна" (1967, т-р "Ванемуйне", балетм. И. Урбель). Автор мьюзиклов "Были весна, лето, осень..." (1969, т-р "Ванемуйне", Тарту), "Пеппи Длинный чулок" (совм. с Ю. Раудмяэ, 1969, т-р "Эстония", Таллин), "4 мушкетёра" (совм. с Раудмяэ, 1972, там же).

Вирсаладзе С. Б.

ВИРСАЛÁДЗЕ Симон Багратович [р. 31.12.1908 (13.1.1909), Тбилиси], сов. театр. художник. Нар. худ. СССР (1976). Действит. член АХ СССР (1975). Учился в тбилисской (1926) и ленингр. (1928–31) АХ, в Моск. Вхутеине (1927). В 1932–36 гл. художник Т-ра им. Палиашвили в Тбилиси; оформил здесь оперные спектакли, а также балеты: "Сердце гор" А. Баланчивадзе (1936, балетм. В. М. Чабукиани), "Дон Кихот" (1943), "Шопениана" и "Жизель" (1942), "Отелло" (1957, балетм. Чабукиани). С 1937 художник, в 1945–62 гл. художник Т-ра им. Кирова в Ленинграде.

Оформил балеты: "Сердце гор" (1938, балетм. Чабукиани), "Лауренсия" (1939, тот же); "Весенняя сказка" Чайковского – Асафьева (1947, балетм. Ф. В. Лопухов), "Раймонда" (1948), "Лебединое озеро" (1950), "Спящая красавица" (1952), "Щелкунчик" (1954). С 1957 работает совм. с балетм. Ю. Н. Григоровичем. Оформил пост. им балеты: "Каменный цветок" (1957, Т-р им. Кирова; 1959, Большой т-р), "Легенда о любви" (1961, Т-р им. Кирова; 1965, Большой т-р), "Спящая красавица" (1963 и 1973), "Щелкунчик" (1966), "Спартак" (1968), "Лебединое озеро" (1969); "Иван Грозный" на муз. Прокофьева (1975), "Ангара" Эшпая (1976), "Ромео и Джульетта" (1979) – все в Большом т-ре. Создал декорации к балетным спектаклям Ленинградского Малого т-ра ("Ашик-Кериб", 1940, балетм. Б. А. Фенстер; "Шехеразада", 1950; "Семь красавиц", 1953, балетм. П. А. Гусев; "Корсар", 1955), т-ров Баку, Новосибирска, а также за рубежом. Работам В. свойственны глубокое понимание специфики изобразительного решения балета, гармония колорита, музыкальность живописи, мастерство балетного костюма, умение создавать в изобразительном оформлении обобщённый образ, несущий идею спектакля. Автор костюмов для мн. программ Ансамбля нар. танца Грузии под рук. Сухишвили и Рамишвили, фильмов "Гамлет", "Король Лир". Ленинская пр. (1970), Гос. пр. СССР (1949, 1951, 1977).

Лит.: Ванслов В., Симон Вирсаладзе, М., 1969.

В. В. Ванслов.

Эскиз декорации к балету "Отелло". Худ. С. Вирсаладзе

Эскиз костюмов к балету "Шахеразада". Худ. С. Вирсаладзе

Вирсаладзе С. Б.

Эскиз декорации к балету "Отелло". Худ. С. Вирсаладзе

Вирсаладзе С. Б.

Эскиз костюмов к балету "Шахеразада". Худ. С. Вирсаладзе

Вирский П. П.

ВИ́РСКИЙ Павел Павлович [р. 12(25).2.1905, Одесса, – 5.6.1975, Киев], сов. балетмейстер. Нар. арт. СССР (1960). Чл. КПСС с 1946. В 1926 окончил Одесское муз.-драматич. уч-ще (педагог В. И. Пресняков), в 1928 – Моск. театр. техникум (педагог A. M. Meccepep). В 1923–31 артист балета и балетмейстер Одесского т-ра, в 1931–37 балетмейстер Т-ра им. Лысенко, Одесского и Днепропетровского т-ров, Т-ра им. Шевченко. Пост. балеты "Чёрное золото" Гомоляки (1960, Т-р им. Шевченко), "Красный мак" (1928, Одесский т-р, совм. с H. A. Болотовым), "Эсмеральда" (1929, там же; 1933, Т-р им. Лысенко), "Карманьола" Фемелиди (1932, Моск. художеств. балет под рук. В. В. Кригер; совм. с Болотовым), "Раймонда" (1934, Т-р им. Лысенко), "Мещанин из Тосканы" Нахабина (1936, Днепропетровский т-р; 1936, Т-р им. Шевченко) и др. В 1939–43 балетм. Ансамбля песни и танца Киевского воен. округа, в 1943–55 – Ансамбля песни и пляски Сов. Армии им. A. B. Александрова. Организатор (в 1937), балетмейстер (до 1940), художеств. руководитель (с 1955) Ансамбля нар. танца УССравни Гос. пр. СССР (1950, 1970), Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко (1965).

Лит.: Станiшевський Ю., П. П. Вiрський, Київ, 1962.

Т. А. Швачко.

Предыдущая страница Следующая страница