Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФИР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФИР")

Фабула

ФÁБУЛА, см. Сюжет.

Фадеечев Н. Б.

ФАДÉЕЧЕВ Николай Борисович (р. 27.1.1933, Москва), сов. артист. Нар. арт. СССР (1976). С 1952, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог A. M. Руденко), в Большом т-ре. Танец Ф. отмечен отточенной техникой, мягкой пластикой, строгой классич. формой. Созданные им образы отличаются романтичностью, мужественностью, простотой, изяществом и благородством: Зигфрид, Альберт, Дезире; Принц ("Щелкунчик"), Жан де Бриен ("Раймонда"). В балетах сов. композиторов исполнил партии (в скобках фамилии балетмейстеров): Ромео (Л. М. Лавровский), Вацлав (Р. В. Захаров), Данила (Ю. Н. Григорович), Фрондосо (В. М. Чабукиани); Ильяс – "Асель" Власова (О. М. Виноградов), Каренин – "Анна Каренина" (М. М. Плисецкая, Н. И. Рыженко и В. В. Смирнов-Голованов), Хозе – "Кармен-сюита" (Альберто Алонсо) и др. Ф. был партнёром Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой и мн. др. С 1977 педагог-репетитор Большого т-ра. Участвовал в гастролях за рубежом.

Лит.: Габович М., Николай Фадеечев, "Т", 1958, № 10; Львов-Анохин Б., Мужественный лиризм, "ТЖ", 1965, № 2.

М. С. Клеймёнова.

"Фадетта"

"ФАДÉТТА" ("Дикарка"), балет в 3 актах 4 картинах на муз. балета "Сильвия" Л. Делиба (по мотивам повести Ж. Санд "Маленькая Фадетта"), сцен. Л. М. Лавровский и В. Н. Соловьёв. 21.3.1934, выпускной спектакль Ленингр. хореографич. уч-ща на сцене Ленингр. т-ра оперы и балета, муз. дополнена произв. Ж. Массне, А. Тома, Д. Обера, Р. E. Дриго (в обр. Е. А. Дубовского), балетм. Лавровский, режиссёр-консультант Соловьёв, худ. Н. Н. Никифоров, дирижёр Дубовской. 9.6.1936, Ленингр. Малый т-р, муз. дополнена из др. произв. Делиба (обр. П. Э. Фельдта), балетм. тот же, худ. Б. М. Эрбштейн, дирижёр Фельдт; Фадетта – Ф. И. Балабина, Мадлон – Г. Н. Кириллова, Андре – С. П. Дубинин, Рене – Н. А. Зубковский. 20.1.1945, там же, балетм. Б. А. Фенстер (по Лавровскому), дирижёр Е. М. Корнблит. 1955, там же, новая ред. под назв. "Дикарка" ("Фадетта"), балетм. Г. И. Исаева (по Лавровскому), худ. Б. М. Эрбштейн и П. А. Штерич (декорации) и Т. Г. Бруни (костюмы), дирижёр О. М. Берг; Фадетта – В. М. Розенберг, Мадлон –

Т. Г. Боровикова, Андре – Л. П. Вариченко, Рене – В. М. Тулубьев. 20.6.1952, Большой т-р (филиал), балетм. Лавровский, худ. Т. Г. Старженецкая, дирижёр Г. Н. Дугашев; Фадетта – О. В. Лепешинская, Мадлон – В. В. Лопухина, Андре – В. А. Преображенский, Рене – A. B. Кузнецов. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Новосибирск (1948, М. Ф. Моисеев), Львов (1953, Н. И. Трегубов), Самарканд (1965, B. C. Хомяков). За рубежом: Братислава (1958, К. Тот).

Лит.: Фадетта. [Св.], Л., 1934; Фадетта. Сб. статей к постановке балета в гос. акад. Малом оперном театре, Л., 1936; Шумская Н., "Фадетта", "СМ", 1952, № 9, с. 62–64; Соллертинский И., Статьи о балете, Л., 1973, с. 83–90.

Файер Ю. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фалья М.

ФÁЛЬЯ (de Falla) Мануэль де (23.11.1876, Кадис, Испания, – 14.11.1946, Альта-Грасия, Аргентина), исп. композитор и пианист. Жил в Мадриде, с 1907 в Париже, где испытал влияние импрессионизма, с 1914 снова в Испании, с,1940 в Аргентине. Автор опер, симфонич. произв., инструм. и вокальных пьес. Написал балеты "Любовь-волшебница" (1915, т-р "Лара", Мадрид, балетм. П. Империо) и "Треуголка" (1919, Лондон, Русский балет Дягилева, балетм. Л. Ф. Мясин). Неоднократное хореографич. воплощение на концертной эстраде получал его "Танец огня" (1-я пост. и исполнение А. Архентины, 1928).

В. В. Ванслов.

"Фантастическая свадьба"

"ФАНТАСТИ́ЧЕСКАЯ СВÁДЬБА" ("Les noces fantastiques"), балет в 2 актах 4 картинах. Комп. М. Деланнуа, сцен. и балетм. С. Лифарь. 9.2.1955, парижская Опера, худ. Р. Шатель (декорации), А. Левассёр (костюмы); Невеста – Н. Вырубова, Капитан – П. ван Дийк, Океанида – К. Бесси (показан в СССР в 1958). 1966, Грац, балетм. Ф. Мартени.

Молодой капитан, простившись с невестой, уходит в плавание. Корабль терпит крушение, волны выбрасывают капитана на берег чудесного острова. Прекрасная Океанида обольщает капитана, но он остаётся верным своей любви. Разгневанная Океанида повелевает бросить его в бездну. Призрак капитана на таинственном корабле возвращается в порт и увлекает свою невесту в морское царство. Влюблённые празднуют фантастическую свадьбу.

К. Г. Филонова.

"Фантастическая симфония"

"ФАНТАСТИ́ЧЕСКАЯ СИМФÓНИЯ" ("Symphonie fantastique"), балет в 5 картинах на муз. симфонии Г. Берлиоза. 24.7.1936, "Балле рюс дю колонель де Базиль", Лондон, балетм. Л. Ф. Мясин; Молодой музыкант – Мясин, Его возлюбленная – Т. Туманова, Старый пастух – М. Платов, Молодой пастух – Ю. Зорич, Олень – А. Козлов, Тюремщик – Ю. Шабельский. 1957, парижская Опера, балетм. тот же. Др. пост.: 1954, Ганновер, балетм. И. Георги. 1967, Мюнхен, балетм. X. Розен. 1967, "Комише опер", Берлин, балетм. Т. Шиллинг. 1974, парижская Опера, балетм. Р. Пти.

Фарманянц Г. К.

ФАРМАНЯ́НЦ Георгий Карапетович (р. 4.11.1921, г. Бежецк Калининской обл.), сов. артист и балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1951). Чл. КПСС с 1956. По окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог П. А. Гусев), в 1940–62 в Большом т-ре. Танец Ф. отличался стремительностью, чёткостью и необычайно высоким прыжком – полётом. Среди партий: Голубая птица; Шут ("Лебединое озеро"), Базиль, Колен, Франц, Нурали; Филипп ("Пламя Парижа"), Продавец воздушных шаров ("Три толстяка"), Шут ("Ромео и Джульетта"). Участвовал в гастролях за рубежом. С 1962 балетмейстер Краснознамённого им. A. B. Александрова ансамбля песни и пляски Сов. Армии.

Лит.: Георгий Фарманянц, М., 1953. [Буклет]; Большой театр СССравни Опера. Балет, М. 1958, с. 488–91.

В. И. Зарубин.

"Фасад"

"ФАСАД" ("Façade"), одноактный балет. Комп. У. Уолтон. 26.4.1931, "Общество Камарго", Лондон, балетм. Ф. Аштон, худ. Дж. Армстронг; йодль, танго, тарантелла – Л. Лопухова, полька – А. Маркова, Девушка (шотландская рапсодия) – П. Аргайл. Пост. также: 1931, "Балле Рамбер". 1935, "Сэдлерс-Уэллс балле". 1972, Австралийский балет (показан в СССР в 1973).

Лит.: Рославлева Н., Английский балет, М., 1959.

Н. П. Рославлева.

"Фауст"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Федеративной Республики Германии балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фёдорова Н. В.

ФЁДОРОВА Надежда Викторовна (р. 27.10.1918, Петроград), сов. артистка, педагог. Засл. деят. иск-в Тадж. ССР (1978). В 1937 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (педагоги А. Я. Ваганова, Е. П. Гердт), в 1940 – педагогич. отделение этого уч-ща (педагоги А. Я. Ваганова, A. B. Лопухов, Н. П. Ивановский). В 1937–57 – в труппе Т-ра им. Кирова. С 1940 преподаёт в Ленингр. хореографич. уч-ще. Среди учеников: Ю. В. Соловьёв, М. А. Бурханов, С. П. Кузнецов, Ю. И. Умрихин, В. А. Бударин.

И. В. Ступников.

Фёдорова О. В.

ФЁДОРОВА Ольга Васильевна (1882, Москва, – 1942, Ленинград), рус. и сов. артистка. Засл. арт. Республики (1924). По окончании Моск. театр. уч-ща (педагоги И. Н. Хлюстин и A. A. Горский), с 1900 в Большом т-ре, в 1909–28 в Мариинском т-ре (Ленингр. т-р оперы и балета). Обладала эффектной сценич. внешностью, стихийным темпераментом. Прославилась исполнением характерных танцев. В её репертуаре были танцы – славянский ("Конёк-Горбунок"), чардаш ("Дочь Гудулы"), мазурка, испанский и венгерский ("Раймонда"), испанский ("Лебединое озеро"), индусский ("Баядерка"); партии – Гамзатти ("Баядерка"), Гюльнара ("Корсар"), Уличная танцовщица и Мерседес ("Дон Кихот") и др.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 2 – Танцовщики, [Л., 1972].

В. В. Киселёв.

Фёдорова С. В.

ФЁДОРОВА Софья Васильевна [16(28).9.1879, Москва, – 3.1.1963, Нёйи под Парижем], рус. артистка. С 1899, по окончании Московской театральной школы, в Большом т-ре. Исполняла вначале преим. характерные танцы (чардаш – "Коппелия", испанский танец – "Лебединое озеро", и др.). Свои лучшие работы создала под рук. балетм. A. A. Горского: партии – Жена хана ("Конёк-Горбунок"), Эсмеральда ("Дочь Гудулы"), Хита ("Дочь фараона"), Лиза, Жизель; Уличная танцовщица, Мерседес ("Дон Кихот"); танец Анитры (на муз. Грига), Вакхический этюд (на муз. Глазунова). Бурный темперамент и другие.матич. сила исполнения, способность к полному перевоплощению выдвинули Ф. в число самых интересных танцовщиц нач. 20 в. В 1909–13 участвовала в Русских сезонах за границей. Выступала в "Половецких плясках" и в балете "Клеопатра" ("Вакханалия" на муз. Глазунова). В 1922 уехала в Париж. Преподавала, выступала в концертах. В 1925–26 – в труппе А. П. Павловой. Оставила сцену в 1928.

Лит.: Григоров С., Балетное искусство и С. В. Федорова 2-я, М., 1914; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 2 – Танцовщики, [Л., 1972]. с. 149–71.

E. H. Дюкина.

Федорович С.

ФЕДОРÓВИЧ (Fedorovitch) Софья (15.2.1893, Минск, – 25.1.1953, Лондон), англ. театр. художник. Поселилась в Англии в 1920. Работала преим. в балетном т-ре. Была художником первой постоянной англ. труппы Клуб балета, созданной М. Рамбер (впоследствии труппа "Балле Рамбер"). Одна из ведущих художников англ. балета, Ф. обладала высоким мастерством, взыскательностью, тонким вкусом. Оформила в "Балле Рамбер" ряд спектаклей, пост. Ф. Аштоном, нашедшим в ней идеального интерпретатора своих замыслов. Среди этих спектаклей: "Трагедия моды" на муз. Гуссенса (1926, дебют Ф. и балетм. Аштона), "Данте-соната" на муз. Листа (1941), "Симфонические вариации" на муз. Франка (1946). Др. работы: балеты, пост. Аштоном, – "Поцелуй феи" (1935); "Ноктюрн" на муз. Дилиуса (1936), "Гороскоп" Ламберта (1938); Н. де Валуа – "Скорпионы Изита" Гордона (1932), "Орфей и Эвридика" Глюка (1941); А. Хоуард – "Странный праздник" на муз. Форе (1940), "Венециана" на муз. Доницетти (1953).

В. М. Паппе.

Федоровский Ф. Ф.

ФЕДОРÓВСКИЙ Фёдор Фёдорович [14(26).12.1883, Чернигов, – 7.10.1955, Москва], сов. театр. художник. Нар. худ. СССР (1951). Действит. чл. и вице-президент Академии художеств СССР (1947–53). Окончил моск. Строгановское художеств.-пром. уч-ще (1907). Оформлял оперные спектакли в т-ре С. И. Зимина и для Русских сезонов. С 1921 – художник, в 1927–29 и 1947–53 гл. художник Большого т-ра. Создал костюмы и декорации ко мн. пост. т-ра, среди к-рых высокое признание завоевали спектакли рус. оперной классики. Оформил балеты, поставленные A. A. Горским, – "Танец Саломеи" на муз. Р. Штрауса (1921), "Жизель" (1922); "Грот Венеры" на муз. Вагнера (1923), "Тщетная предосторожность" (1922), а также "Воинственный танец" на муз. Равеля (1921, балетм. В. А. Рябцев), "Вечно живые цветы" на муз. Асафьева и другие. композиторов (1922, балетм. Горский и К. Н. Баранов), "Испанское каприччио" на муз. Римского-Корсакова (1923, балетм. Л. А. Жуков). Ф. разрабатывал живописно-объёмную систему декораций, тяготел к монументальности, эпич. размаху, колористич. красочности, детальной разработке световой партитуры. Гос. пр. СССР (1941, 1943, 1949, 1950, 1951).

Лит.: Гиляровская Η., Φ. Φ. Федоровский, М., 1946; Костина Е. М., Федор Федорович Федоровский, М., 1960; Ванслов В. В., Изобразительное искусство и музыкальный театр, М., 1963.

В. В. Ванслов.

Федотов В. А.

ФЕДÓТОВ Виктор Андреевич (р. 9.7.1933, дер. Новоалександровка Мензелинского р-на Тат. АССР), сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1977). Чл. КПСС с 1962. В 1956 окончил оркестровый, в 1963 – дирижёрский ф-ты Ленингр. консерватории. С 1953 артист оркестра, с 1965 дирижёр Т-ра им. Кирова. Участвовал в пост. балетов (в скобках фамилии балетмейстеров): "Золушка" (1964, K. M. Сергеев); "Жемчужина" Симонян (1965, К. Ф. Боярский), "Гамлет" Червинского (1970, Сергеев), "Сотворение мира" Петрова (1971, Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв), "Дафнис и Хлоя" (1974, М. Мурдмаа), "Левша" Б. Александрова (1976, Сергеев), "Тиль Уленшпигель" Глебова (1977, В. Н. Елизарьев), "Собор Парижской богоматери" Жара (1978, Р. Пти), одноактных балетов ("Человек" Салманова, "Блудный сын" Прокофьева, "Озорные частушки" Щедрина и другие.>.). Дирижирует балетами классич. наследия. Участвовал в гастролях за рубежом.

Соч.: Гармония муз и некоторые проблемы балетного театра, в сб.: Музыка и хореография современного балета, вып. 3, (Л.), 1979.

И. В. Ступников.

"Федра"

"ФЕДРА", балеты на сюжет древнегреч. мифа, 1) 26.12.1788, "Ла Скала", Милан, балетм. Г. Анджолини. 2) "Федра и Ипполит". Комп. К. А. Кавос и П. Ф. Турик. 1821, Большой т-р, Петербург, балетм. Ш. Дидло; Федра – Е. И. Колосова, Ипполит – И. О. Гольц. 3) Одноактный на муз. Р. Старера. 4.3.1962, Танцевальная труппа Марты Грэхем, Нью-Йорк, балетм. Грэхем; Федра – Грэхем, Тезей – П. Тейлор. 4) Одноактный. Комп. Ж. Орик, сцен. и худ. Ж. Кокто. 14.6.1950, парижская Опера, балетм. С. Лифарь; Федра – Т. Туманова, Ипполит – Лифарь, Энона – Л. Дарсонваль, Ариция – Л. Дейде, Тезей – Р. Риц (показан в СССР в 1958). 1977, возобн., там же.

Федра, жена афинского царя Тезея, становится жертвой страсти к пасынку Ипполиту. Отвергнутая юношей, она клевещет на него. Изгнанный отцом, Ипполит погибает. Федра признаётся в своей вине и умирает, приняв яд.

К. Г. Филонова.

Фельдт П. Э.

ФЕЛЬДТ Павел Эмильевич [8(21).2.1905, Петербург, – 1.7.1960, Ленинград], сов. композитор и дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1955). В 1930 окончил Ленингр. консерваторию. С 1929 концертмейстер, в 1934–41 дирижёр Ленингр. Малого т-ра. С 1941 дирижёр Т-ра им. Кирова. Участвовал в пост. балетов (в скобках фамилии балетмейстеров): "Светлый ручей" Шостаковича (1935, Ф. В. Лопухов), "Кавказский пленник" (1938, Л. М. Лавровский) и "Ашик-Кериб" (1940, Б. А. Фенстер) Асафьева, "Сказка о попе и о работнике его Балде" Чулаки (1940, В. А. Варковицкий) – все в Ленингр. Малом т-ре; "Гаянэ" (1942 и 1952, H. A. Анисимова), "Золушка" (1946, K. M. Сергеев), "Шурале" ("Али-Батыр", 1950, Л. В. Якобсон; Гос. пр. СССравни 1951), "Тарас Бульба" (1955, Б. А. Фенстер), "Спартак" (1956, Якобсон) – все в Т-ре им. Кирова. Ф. принадлежит муз. редакция балета "Фадетта" (1936, Ленингр. Малый т-р), музыка для вставных танцев в балетах "Катерина" на муз. А. Рубинштейна и Адана (1936), "Тщетная предосторожность" (1937). Автор музыки балета "Волшебный дневник" (1956).

A. C. Иванов.

"Фенелла"

"ФЕНÉЛЛА", балет в 4 актах на муз. оперы "Фенелла" ("Немая из Портичи") Д. Ф. Обера, аранжировка Эрколани. 15.4.1836, Большой т-р, Москва, балетм. Ф. Гюллень-Сор, худ. И. Браун; Фенелла – Т. С. Карпакова.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–М., 1958, с. 261.

Фенстер Б. А.

ФÉНСТЕР Борис Александрович [17(30).4.1916, Петроград, – 29.12.1960, Ленинград], сов. артист, балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1936 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (педагоги Л. С. Леонтьев, В. И. Пономарёв), в 1940 – балетмейстерские курсы при уч-ще (педагог Ф. В. Лопухов). С 1936 артист, с 1944 помощник художеств. руководителя, в 1945–53 художеств. руководитель, в 1953–56 гл. балетмейстер Ленингр. Малого т-ра. В 1956–59 гл. балетмейстер Т-ра им. Кирова. Партии: Колен; Арлекин ("Арлекинада"), Рене ("Фадетта") и др. Был ассистентом Л. М. Лавровского при пост. выпускных спектаклей Ленингр. хореографич. уч-ща: "Фадетта" (1934); "Катерина" на муз. А. Рубинштейна и Адана (1935). Под рук. Лавровского ставил свои первые самостоят. балеты (для уч-ща): "Том Сойер" Гладковского (1936), "Ашик-Кериб" Асафьева (1940), "Бэла" Дешевова (1941). Проявлял постоянный интерес к сценич. интерпретации произв. классич. лит-ры и особенно созданию комедийного балетного спектакля. Пост.: "Мнимый жених" Чулаки (1946), "Барышня-крестьянка" Асафьева (1951), "Весёлый обманщик" Корчмарёва (1951, совм. с К. Джапаровым) – все в Ленингр. Малом т-ре. Среди его пост.: "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого (1955) и "Маскарад" Лапутина (1960) – оба в Т-ре им. Кирова. Плодотворно работал в области балета для детей. Одна из его лучших пост. – "Юность" Чулаки (1949); для детей младшего возраста создал балеты: "Доктор Айболит" (1948); "Двенадцать месяцев" Битова (1954) – все три пост. в Ленингр. Малом т-ре. В 1949–50 преподавал в Ленингр. консерватории. Гос. пр. СССР (1948, 1950) за пост. балетов "Мнимый жених", "Юность".

Лит.: Слонимский Ю., Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра, М.–Л., 1950; Красовская В., Балет Ленинграда, [Л.], 1961; её же, Борис Фенстер, "Театральный Ленинград", 1957, № 37; Макаров Α., Преемник Тараса, "ТЖ", 1969, № 7.

A. A. Соколов.

"Ферда муравей"

"ФÉРДА МУРАВÉЙ" ("Ferda mravenec"), балет в 2 актах. Комп. Й. Пауэр, сцен. Ян Рей. 16.12.1976, Национальный т-р, Прага, балетм. А. Ланда, худ. Э. Гофман, дирижёр Б. Лишка; исполнители – П. Вокоун, А. Волеска, Л. Людвик, Д. Визнер, О. Шанда. 1977, Усти-над-Лабой, балетм. X. Махова.

В. Вашут.

Фере В. Г.

ФЕРÉ Владимир Георгиевич [7(20).5.1902, Камышин, – 2.9.1971, Москва], сов. композитор. Нар. арт. Кирг. ССР (1944), засл. деят. иск-в Тадж. ССР (1957) и РСФСР (1963). Чл. КПСС с 1941. Окончил Моск. консерваторию по классам композиции (у Н. Я. Мясковского и фп. (у А. Б. Гольденвейзера). В 1936–44 художеств. руководитель Кирг. гос. филармонии. Автор кантат, симфоний, опер, хоров, песен. Написал музыку первого кирг. нац. балета "Анар" (1940, совм. с В. А. Власовым, балетм. Н. С. Холфин и В. В. Козлов), балетов "Селькинчек" ("Качели", 1943, балетм. Козлов и Л. М. Крамаревский), "Весна в Ала-Тоо" (1955, балетм. В. К. Литвиненко и Н. С. Тугелов) – все совм. с Власовым (поставлены в Кирг. т-ре оперы и балета). Создал новую редакцию и инструментовку балета "Шурале" (1950, Т-р им. Кирова, балетм. Л. В. Якобсон). Ф. принадлежит ряд статей, в т. ч. по вопросам оперной и балетной драматургии. С 1945

преподавал в

Моск. консерватории. Гос. пр. Кирг. ССР (1970).

Г. М. Шлуглейт.

"Ференджи"

"ФЕРЕНДЖИ́", балет в 4 актах. Комп. Б. К. Яновский, сцен. М. Борисов. 1930, Т-р им. Лысенко, балетм. П. Е. Кретов, режиссёр Н. М. Фореггер, худ. А. Н. Волненко, дирижёр И. Е. Вейсенберг; Эффи – B. C. Дулейко, Индора – Г. А. Лерхе, Ричард Сеймур – В. Константинов, майор Кемпбелл – В. К. Литвиненко, майор Вельс – С. Чернышёв. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Киев (1932, В. К. Литвиненко), Свердловск (1933, М. Ф. Моисеев), Ташкент (1933, балетм. тот же), Одесса (1935, балетм. тот же), Тбилиси (1935, Литвиненко), Саратов (1935, С. Н. Кеворков).

Фестивали

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Фея кукол"

"ФÉЯ КУ́КОЛ" ("Die Puppenfee"), одноактный балет. Комп. И. Байер, сцен. Й. Хасрайтер и Ф. Гауль. 4.10.1888, Придворный т-р, Вена, балетм. Хасрайтер, худ. А. Бриоши; Фея кукол – К. Пальеро. 1905, "Эмпайр тиэтр", Лондон, балетм. К. Ланнер. 1914, гастрольная труппа А. Павловой (под назв. "Волшебные куклы"), балетм. И. Н. Хлюстин. 1930, "Ла Скала", Милан, балетм. Г. Крёллер. 1966, "Т-р Вельки", Варшава, балетм. М. Пиановский. В России: 20.2.1897, Большой т-р, Москва (в 2 картинах), балетм. И. Мендес, худ. К. Ф. Вальц, дирижёр С. Я. Рябов; Фея кукол – A. A. Джури, Хозяин лавки – В. Е. Поливанов, Главный приказчик – А. И. Лащилин, Джемс Плумпетермир – И. Е. Сидоров, Куклы: Барабанщица – А. И. Мендес, Японка – Е. А. Шарпантье, Бебе – Д. И. Мендес, Русская – Е. В. Красовская, Испанка – М. П. Дьяк, Китаянка – В. И. Пукирева, Француженка – Л. М. Востокова. 1900, возобн., там же, балетм. И. Н. Хлюстин. 16.2.1903, Мариинский т-р (в 2 картинах, с добавлением муз. П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, Р. E. Дриго и другие.), балетм. Н. Г. и С. Г. Легат, худ. Л. С. Бакст, дирижёр Дриго; Фея кукол – М. Ф. Кшесинская (позднее В. А. Трефилова, О. И. Преображенская, Т. П. Карсавина, Э. И. Вилль, Е. А. Смирнова), Хозяин лавки – С. Ф. Гиллерт, Главный приказчик – П. А. Гердт, Джемс Плумпетермир – Н. С. Аистов; куклы: Бебе – О. И. Преображенская, Испанка – А. П. Павлова, Китаянка – А. Я. Ваганова, Француженка – О. С. Чумакова, Японка – В. А. Трефилова, Паяц – Н. Г. Сергеев, два Пьеро – С. Г. Легат и М. М. Фокин. В этой постановке балет сохранялся в репертуаре до 1925. В СССравни 26.4.1925, под назв. "Волшебница кукол", силами учащихся Моск. хореографич. уч-ща, балетм. A. M. Мессерер и Е. И. Долинская. 1966, Т-р музыкальной комедии, Ленинград (сцен. Н. П. Сахновская, по мотивам И. Хасрайтера и Ф. Гауля, в 2 актах с дополнением муз. И. Штрауса, Р. E. Дриго, А. К. Лядова и другие.), балетм. Р. И. Гербек, худ. A. A. Шелковников, дирижёр И. Б. Пискарёв; Хозяин лавки – В. Н. Кашкан, Куклы – И. А. Афанасьева, И. А. Одинцова, И. Л. Шлионская, М. Я. Волкова, И. М. Левенталь, И. Г. Сидельская, В. Н. Ланин, Б. П. Смирнов, Е. И. Чулкова, В. А. Курчин, Л. Г. Барышев, И. С. Головина, М. Л. Куклева, В. Г. Травкин и другие. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Тбилиси (1918, С. Вакарец), Минск (1922, К. А. Алексютович).

Лит.: "ЕИТ". Сезон 1896–1897, СПБ, 1898, с. 375–80; то же. Сезон 1902–1903, СПБ. 1904, с. 155–58; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 1 – Хореографы, Л., 1971, с. 76–81.

Фидлер В. В.

ФИ́ДЛЕР Владимир Владимирович [21.6(4.7).1911, Петербург, – 7.7.1978, Ленинград], сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1957). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог В. И. Пономарёв), в 1931–59 в Т-ре им. Кирова. Характерные черты его танца – виртуозность, бравурность. Лучшие партии: Шут ("Ромео и Джульетта"), Шут ("Лебединое озеро"). Первый исполнитель партий: Пьер ("Пламя Парижа", 1932, балетм. В. И. Вайнонен), Тиль ("Тиль Эйленшпигель" на муз. Р. Штрауса, 1933, спектакль Ленингр. хореографич. уч-ща, балетм. Л. В. Якобсон), Пан ("Катерина" на муз. А. Рубинштейна, А. Адана, 1936, балетм. Л. М. Лавровский). Др. роли: Гренгуар ("Эсмеральда"), раб Клеопатры ("Египетские ночи"), Санчо Панса ("Дон Кихот"), Божок ("Баядерка"), Меркуцио; Карен ("Гаянэ"), Пан ("Вальпургиева ночь"). В 1936–41 преподавал в Ленингр. хореографич. уч-ще. В 1959–61 зав. балетной труппой Т-ра им. Кирова.

И. В. Ступников.

Филд Д.

ФИЛД (Field) Джон [наст. фам. – Гринфилд (Greenfield)] (р. 22.10.1921, Донкастер), англ. артист и балетмейстер. Учился в Ливерпуле и Лондоне у Ш. Эллиот-Кларк и Э. Слоком. В 1938 дебютировал в Клубе балета Ливерпула. В 1939–42 и 1946–56 в "Сэдлерс-Уэллс балле" (с 1957 – Королевский балет). Партии: Зигфрид, Альберт; Флорестан ("Спящая красавица"), Юноша ("Сильфиды"), мужская партия ("В честь королевы" на муз. Арнолда, балетм. Ф. Аштон), Дезире и другие. В 1956 оставил сцену, руководил труппой "Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле", затем гастрольной труппой Королевского балета (до 1970), с 1970 совм. с К. Макмилланом – Королев. балетом, но из-за нежелания Макмиллана вводить в репертуар классич. балеты отошёл от руководства и в 1971–74 возглавлял балетную труппу "Ла Скала" (Милан). С 1975 директор Королевской академии танца. Ведёт педагогич. работу.

Лит.: Clarke M., The Sadler's Wells Ballet, L., 1955.

Н. П. Рославлева.

Филина Л. В.

ФИ́ЛИНА Людмила Владимировна (р. 21.5.1943, Ленинград), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1976). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог Н. В. Беликова), с 1962 в Ленингр. Малом т-ре. Партии: Девушка ("Директивный бантик" на муз. Шостаковича), Фрейлина ("Три мушкетёра" Баснера), Розина ("Браво, Фигаро!" на муз. Россини), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" Лазарева), Надежда ("Одиннадцатая симфония" на муз. Шостаковича), Солистка ("Концерт в белом" на муз. Чайковского), Клариче ("Слуга двух господ" Чулаки), Злобога ("Двенадцать месяцев" Битова), Одетта – Одиллия, Маша; Солистка ("Пахита"), Эффи ("Сильфида") и др.

И. В. Ступников.

Филиппова Н. В.

ФИЛИ́ППОВА Наталья Викторовна (р. 11.1.1935, Москва), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1967). Чл. КПСС с 1963. По окончании Моск. хореографич. уч-ща, в 1953–77 в Большом т-ре. Среди партий: Лиза, Маша, Сванильда, Нунэ ("Гаянэ"), Муза ("Паганини" на муз. Рахманинова), Балерина ("Петрушка"), Перо ("Подпоручик Киже" на муз. Прокофьева), Катерина ("Каменный цветок"), Мария, Китри, Асель. Лучшая партия – Золушка. Выступала на концертной эстраде. Участвовала в гастролях за Рубежом.

Н. М. Садовская.

Филипповский Н. Н.

ФИЛИППÓВСКИЙ Николай Николаевич (р. 9.4.1906, Петербург), сов. артист. В 1928 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог В. И. Пономарёв). С 1929 работал в хореографич. ансамбле И. Ф. Кшесинского, выступал в городах Сибири и Сравни Азии, в 1930 – в Тбилисском т-ре. С 1931 – в Ленингр. Малом т-ре. Танцевал в балетах, пост. Ф. В. Лопуховым, В. А. Варковицким, Б. А. Фенстером, П. А. Гусевым и другие. Среди партий: Леандр ("Арлекинада"), Мишо ("Тщетная предосторожность"), Проспер ("Фадетта"), Куршуд-бек ("Ашик-Кериб" Асафьева), Старый Бес ("Сказка о попе и о работнике его Балде" Чулаки), Кащей Бессмертный ("Чудесная фата" Заранек), Доктор Айболит; Визирь ("Семь красавиц"), Данте ("Франческа да Римини"), Фокусник ("Петрушка"), Садовник ("Цветы" на муз. Шостаковича).

К. Н. Липхарт.

"Философская история"

"ФИЛОСÓФСКАЯ ИСТÓРИЯ" ("Filosofska historie"), одноактный балет в 3 картинах (по одноим. повести А. Ирасека). Комп. З. Востршак, сцен. Ян Рей. 9.7.1949, Национальный т-р, Прага, балетм. и режиссёр С. Махов, худ. В. Фридрихова, дирижёр К. Недбал; исполнители – Н. Гайдашова, А. Ланда, И. Блажек, О. Стодола, Л. Огоун. В др. городах ЧССР (в скобках.фамилии балетмейстеров): Пльзень (1950, И. Шкода), Оломоуц (1950, Й. Сокол), Опава (1952, Л. Гунка), Либерец (1953, Шкода), Брно (1975, Огоун).

В. Вашут.

Фильм-балет

ФИЛЬМ-БАЛÉТ, см. Балет и танец в кино.

Фини Л.

ФИ́НИ (Fini) Леонор (р. 3.8.1907, Буэнос-Айрес), аргент. художник. Живописи обучалась в Милане. В области театра работает с 1944. Творчество Ф. складывалось под влиянием теории и практики сюрреализма (в частности, М. Эрнста и С. Дали). Характерным для Ф. является оформление балета "Девушки ночи" Франсе (1948, "Балле де Пари", балетм. Р. Пти). Оформила также балеты: балетм. А. Миллоша – "Дама с камелиями" Влада (1945, римская Опера); У. Доллара – "Пять подарков" (1943, "Гран балле дю марки де Куэвас"); Ф. Аштона – "Сон Леоноры" (1948, "Балле де Пари"); Ж. Шарра – "Орфей" Лупи (1951, "Балле Жанин Шарра", Венеция); Э. Катона – "Себастьян" Менотти (1958, там же).

В. М. Паппе.

Финский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Фирюза"

"ФИРЮЗÁ", балет в 3 актах. Комп. А. Агаджиков, сцен. А. Мамилиев и Б. Суханов. 18.12.1974, Т-р им. Махтумкули, балетм. К. Ниязов, худ. Ш. Акмухаммедов и Д. Джумарды, дирижёр Н. Мухатов; Фирюза – И. Кожемякина, Хан Аббас – А. Пурсиянов.

А. Т. Шумский.

Предыдущая страница Следующая страница