Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "С" (часть 1, "САБ"-"СВЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САБ"-"СВЕ")

Сабирова М. А.

САБИРОВА Малика Абдурахмановна (р. 22.5.1942, Душанбе), сов. артистка. Нар. арт. СССР (1974). В 1961 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (педагоги Е. В. Ширипина, B. C. Костровицкая, Б. В. Шавров, Н. П. Базарова) и дебютировала в Т-ре им. Айни в конц. программе. С 1962 в этом т-ре. Исполняет ведущие партии: Сюимбике, Жизель, Одетта – Одиллия, Сари, Джульетта, Китри, Лейли, Никия и другие. Для С. характерны пластичность, музыкальность, лёгкость исполнения, сценич. темперамент. Её танец отличается точностью и чистотой рисунка, эмоциональной выразительностью и поэтичностью. С. лауреат Междунар. конкурсов артистов балета в Варне (1964) и Москве (1969). Гос. пр. Тадж. ССР им. Рудаки (1967), пр. Ленинского комсомола Тадж. ССР (1968), пр. Ленинского комсомола (1970). Участвовала в гастролях за рубежом.

Лит.: Нурджанов Н., Таджикский театр, М., 1968; Илупина Α., Воля "принцессы", "Дружба народов", 1973, № 5, с. 229–36; Львов-Анохин Б., Концерт Малики Сабировой, "Т", 1973, № 8.

Н. Х. Нурджанов.

М. Сабирова - Китри, В. Галстян - Базиль

М. Сабирова - Лейли, М. Бурханов - Меджнун

М. Сабирова - Медора, М. Бурханов - Конрад

Сабирова М. А.

М. Сабирова - Китри, В. Галстян - Базиль

Сабирова М. А.

М. Сабирова - Лейли, М. Бурханов - Меджнун

Сабирова М. А.

М. Сабирова - Медора, М. Бурханов - Конрад

Савельева И. Н.

САВÉЛЬЕВА Ирина Николаевна (р. 3.10.1931, Ленинград), сов. артистка, педагог. Засл. арт. Тадж. ССР (1957), нар. арт. БССР (1964). Чл. КПСС с 1962. В 1951 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще. Работала в т-рах Ашхабада, Душанбе, Челябинска, Куйбышева, в 1959–72 в Минском т-ре. Среди партий: Анежка ("Свет и тени" Г. Вагнера), Мария ("Мечта" Глебова), Одетта – Одиллия, Аврора, Китри, Джульетта; Царевна ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" Дешевова) и др. Танец С. отличался высокой техникой, артистизмом. С 1962 педагог, в 1971–74 художеств. руководитель Минского хореографич. уч-ща.

Ю. М. Чурко.

Сагатов К.

САГÁТОВ Куркмас (р. 11.4.1938, Ташкент), сов. артист, педагог. Засл. арт. Каракалп. АССР (1974). Чл. КПСС с 1974. С 1956, по окончании Ташкентского хореографич. уч-ща (педагоги Л. А. Засс и М. С. Собо), в Т-ре им. Навои. Исполнитель характерных и гротесковых партий: Шут ("Лебединое озеро", "Золушка"), Санчо Панса, Нурали; Учитель фехтования и Трубадур ("Дон Жуан" Фейгина) и др. С 1958 педагог (в 1968–75 и с 1978 – художеств. руководитель) Ташкентского хореографич. уч-ща, в 1975–78 – художеств. руководитель Т-ра им. Навои.

Л. А. Авдеева.

Садыков Р. Ф.

САДЫ́КОВ Ревдар Фаизович (р. 20.1.1937, с. Мишкино Мишкинского р-на Башк. АССР), сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1970). Чл. КПСС с 1963. С 1956, по окончании Ташкентского хореографич. уч-ща (педагоги Е. П. Новиков и З. Н. Афанасьева), в Т-ре им. Мусы Джалиля. Среди партий: Шурале, Батыр; Гайфи, Алмай ("Золотой гребень" и "Водяная" Бакирова), Клим ("Горная быль" Ключарёва), Гали ("Раушан" Хабибуллина), Hyp ("Зюгра" Жиганова); Зигфрид, Альберт, Базиль, Дезире, Солор; Ленни ("Тропою грома"), Данила; Грей ("Алые паруса" Юровского), Павел ("Поручик Киже" Прокофьева), Арбенин ("Маскарад" Лапутина), Байтемир ("Асель" Власова) и др.

Лит.: Мельников Г., Так становятся артистами, "ТЖ", 1960, № 5; Луцкая Е., Ревдар Садыков, "СМ", 1964, № 5.

Сакселин А.

СÁКСЕЛИН (Saxelin) Александр (29.8.1899, Выборг, – 9.10.1959, Хельсинки), фин. артист и балетмейстер. Учился в Петрогр. балетной школе (педагоги C. K. Андрианов, М. К. Обухов, П. А. Гердт, Н. Г. Легат, М. М. Фокин). В 1918–21 артист кордебалета Петрогр. т-ра оперы и балета. С 1921 – в Финляндии. Преподавал в Хельсинки, силами учеников своей школы пост. балеты "Волшебная флейта" и "Миллионы Арлекина" Дриго. С 1929 – характерный танцовщик Фин. нац. оперы. Партии: Абдерахман, Ротбарт, фея Карабос; л. партии в собств. балетах: "Скарамуш" Сибелиуса (1935) и "Узник" на муз. Ипполигова-Иванова (1936), и др. В 1935–54 – балетмейстер этого т-ра. Пост. также: "Раймонда" (1937) и "Любовь-волшебница" (1938); "Замок счастья" Ханникайнена (1938), "Вера, надежда, любовь" на муз. Шопена, "Лебединое озеро" (оба – 1945), "Щелкунчик" (1947), "Жизель" (1948), "Жар-птица" (1951). Преподавал в балетной школе и труппе Фин. нац. оперы.

И. Виенола-Линдфорс.

"Сакта свободы"

"CÁKTA СВОБÓДЫ", балет в 3 актах (по мотивам пьесы Я. Райниса "Играл-плясал" и латыш. нар. сказок). Комп. А. П. Скулте, сцен. П. Ф. Аболимов. 9.5.1950, Рижский т-р, балетм. Е. Я. Чанга, худ. А. Лапиньш, дирижёр А. Янсонс; Лелде – A. A. Приеде, Земгус – Я. Граудс, Тотс – А. Озолиньш. 1955, там же, балетм. тот же, худ. Э. Вардаунис, дирижёр Э. Тонс; Лелде – Приеде, Земгус – И. Кошкин, Тотс – Озолиньш.

Чудесная янтарная сакта – нагрудное украшение латышских женщин – символ народного освобождения и счастья. На свадьбе Лелде и Земгуса Барон с помощью Старосты овладевает сактой, но она тускнеет в замке Барона и только в руках Лелде может засверкать вновь. Девушку бросают в темницу. Земгус, взяв выкованный для него заветный меч, призывает народ к борьбе с угнетателями. Рушится замок Барона; Земгус находит и освобождает свою невесту. Музыкант Тотс играет мелодию свадебного торжества. В янтарном дворце света народ празднует победу и любуется её символом – сактой свободы.

В. А. Майниеце.

Салаи К.

СÁЛАИ (Szalay) Карола (р. 23.5.1911, Будапешт), венг. артистка. Доктор искусствоведения (1941). Училась в школе при Венг. оперном т-ре у Э. Брады, О. Зёбиша и Я. Цеплиньского. С 1926 в труппе этого т-ра (с 1928 солистка). В 1941–46 работала в Италии, в 1946–48 вновь в Венг. оперном т-ре. Среди партий: гл. роли ("Шехеразада", балетм. Р. Кёллинг; "Покрывало Пьеретты" Дохнаньи, балетм. Э. Галафреш), Тюнде ("Чонгор и Тюнде" Вейнера), Принцесса ("Деревянный принц"), Девушка ("Чудесный мандарин"), все – балетм. Цеплиньский; Девушка ("Пештский карнавал" на муз. Листа, балетм. Брада). В 1950–55 педагог в Ин-те балета. Среди её учеников: Э. Арва, М. Бретуш, Ц. Эстергайош, И. Надь. С 1956 преподаёт в "Ла Скала". Автор учебника по балетной педагогике (изд. 1976, Милан).

А. Геленчер.

"Саламбо"

"САЛАМБÓ", балет в 5 актах 7 картинах (по одноим. роману Г. Флобера). Комп. А. Ф. Арендс, сцен. и балетм. A. A. Горский. 10.1.1910, Большой т-р, Москва, худ. К. А. Коровин, дирижёр Аренде; Саламбо – Е. В. Гельцер, Мато – М. М. Мордкин, Нарр-Авас – В. Д. Тихомиров, Танит – В. А. Каралли, Рабыня – С. В. Фёдорова, Гамилькар – И. Е. Сидоров, Бедуинка – A. M. Балашова, Бедуин – А. М. Козлов, Эшмун – Л. Л. Новиков. 16.1.1932, новая ред., там же, балетм. И. А. Моисеев, худ. П. И. Соколов, дирижёр Ю. Ф. Файер; Саламбо – Н. Б. Подгорецкая, Мато – И. А. Моисеев, Нарр-Авас – Н. М. Ларионов, Лидийский военачальник – A. M. Мессерер, Гамилькар – А. Д. Булгаков.

Лит.: Мартынова О., Екатерина Гельцер, М., 1965, с. 34–48; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч. 1] – Хореографы, [Л., 1971], с. 255–66, [ч. 2] – Танцовщики, [Л., 1972], с. 116–19.

"Салат"

"САЛÁТ" ("Salade"), одноактный балет с пением. Комп. Д. Мийо, сцен. А. Фламан. 17.5.1924, "Парижские вечера" Э. де Бомона, Париж, балетм. Л. Ф. Мясин, худ. Ж. Брак; Пульчинелла – Мясин, Изабелла – Э. Манна, Розетта – М. Аллан, Тарталья – М. Витцынский. 1929, Берлин, балетм. М. Терпис. 1935, парижская Опера, балетм. С. Лифарь. 1962, возобн., там же, балетм. тот же. 1938, Будапешт, балетм. Д. Харангозо. 1961, "Эдинбург фестивал сосайети", Эдинбург, балетм. П. Даррелл. 1963, Вена, балетм. А. Миллош.

К. Г. Филонова.

Салле М.

САЛЛÉ (Salle) Мари (1707–27.7.1756, Париж), франц. артистка и балетмейстер. Ученица Ф. Прево. С 1718 выступала в ярмарочных театрах Парижа (в дивертисментах, пантомимах, комич. операх) и в Лондоне (в пантомимах Дж. Рича). В 1721, заменяя Прево, дебютировала в парижской Опере в опере-балете "Венецианские празднества" Кампра. В 1725–27, 1730–31 и 1733–34 работала в Лондоне, где поставила балет-пантомиму "Пигмалион" (1734), балет "Вакх и Ариадна", а также танцы в операх Генделя "Орест", "Альцина", "Ариодант" и "Верный пастух", в к-рой специально для неё был создан пролог "Терпсихора". На сцене парижской Оперы, где её официальный дебют состоялся в 1727, исполняла гл. партии в операх, операх-балетах, лирич. трагедиях: "Галантная Европа" (1727), "Танкред" (1729) и "Гесиона" (1730) Кампра; "Тезей" (1729) и "Персей" (1737) Люлли; "Любовь богов" (1729) и "Балет чувств" (1732) Муре; "Галантная Индия" (1735) и "Празднества Гебы" (1739) Рамо и другие. В 1739–52 выступала в придворных спектаклях. Ещё до реформ Ж. Ж. Новера С. пыталась связать танец с действием, использовать танцевальные движения и мимику для раскрытия содержания спектакля. Основное внимание уделяла не технике, а грации и осмысленности танца. Нарушая принятые в придворном балете условности, выступила в собств. пост. "Пигмалиона" в лёгком, близком к античному одеянии, без парика, с распущенными волосами.

Лит.: Худеков С., История танцев, ч. 1, СПБ, 1913; Красовская В. М., Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. От истоков до середины XVIII века, Л., 1979, с. 234–52; Dacier Е., М-llе Sallé, 2 ed., P., 1909; Vinсе St., Sallé in London, "Dance and dancers", 1962, May.

B. A. Майниеце.

М. Салле. Рис. неизвестного художника

Салле М.

М. Салле. Рис. неизвестного художника

Сальвиони Г.

САЛЬВИÓНИ (Salvioni) Гульельмина (1842, Милан, – дата и место смерти неизв.), итал. артистка. Училась у А. Юса в школе "Ла Скала". С 1856 выступала в т-рах Италии, в 1864–67 в парижской Опере. Первая исполнительница партии Наилы ("Ручей" Делиба и Минкуса, 1866, балетм. А. Сен-Леон). Гастролировала в России, танцевала партию Гали ("Золотая рыбка" Минкуса, пост. специально для неё Сен-Леоном). Работала в т-рах "Ла Скала" и "Аполло" (Рим). В 1869 на открытии нового здания Венской оперы исполнила партию Мирры ("Сарданапал" Гертеля, балетм. П. Тальони), в 1872–73 ведущая солистка этого т-ра. В сер. 70-х гг. оставила сцену. С. принадлежала к поколению итал. танцовщиц-виртуозок, чья исполнительская манера повлияла на балет последней четв. 19 в.

Лит.: Скальковский К., Балет, его история и место в ряду изящных искусств, СПБ, 1882; Guest I. F., Le ballet de l'Opéra de Paris, P., 1976.

B. M. Паппе.

Сальникова-Моисеева К. И.

СÁЛЬНИКОВА-МОИСÉЕВА Клавдия Ивановна [р. 12(24).12.1897], сов. артистка, балетмейстер, педагог. Чл. КПСС с 1941. С 1914 училась в балетной студии М. М. Мордкина в Москве (ученица Мордкина и М. Н. Горшенковой). В 1919 дебютировала в Воронежском т-ре. Работала в т-рах Тбилиси, Баку, Ташкента, Свердловска, Еревана и другие. городов. Партии: Жизель, Одетта – Одиллия, Аврора, Раймонда; Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Китри, Tao Хоа; Жанна ("Карманьола" Фемилиди), Зоська ("Соловей" Крошнера), Анаит ("Анаит" Тер-Гевондяна) и др. В 1951–59 педагог и ассистент балетмейстера в Вильнюсском т-ре оперы и балета.

Г. М. Шлуглейт.

"Сальтарелло, или Страсть к танцам"

"САЛЬТАРÉЛЛО, И́ЛИ СТРАСТЬ К ТÁНЦАМ" ("Saltarello, ou о maniaco po la dança"), балет в 2 актах. Комп., сцен. и балетм. А. Сен-Леон (на основе его же хореографии в опере-балете "Танцовщик короля" Готье). 29.10.1854, Т-р "Сан-Карлуш", Лисабон. В России: 8.10.1859, Большой т-р, Петербург, балетм. тот же; исполнители – А. И. Прихунова, М. Н. Муравьёва, Х. П. Иогансон. 28.4.1860, Большой т-р, балетм. тот же, худ. X. Шеньян и Аккерман; Констанция–П. П. Лебедева, Сальтарелло – Сен-Леон. Др. пост. Порту (Португалия, 1855), Тильзит, Вена, Пешт, Штутгарт (все – 1858), Мюнхен (1859), Париж (под назв. "Дон Зефиро", 1865, балетм. Гредлю, по Сен-Леону).

В. М. Паппе.

Самодеятельность балетная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Самохвалова М. Н.

САМОХВÁЛОВА Майя Николаевна (р. 1.5.1929, Кашира), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1964). По окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог М. А. Кожухова), в 1948–72 в Большом т-ре. Партии: Мирта ("Жизель"), Повелительница дриад и Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), фея Сирени и фея Карабос, Зарема, Жар-птица; Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Хозяйка Медной горы; мазурка ("Шопениана"). С 1972 педагог-репетитор Большого т-ра. Участвовала в гастролях за рубежом.

В. И. Зарубин.

"Сампо"

"СÁМПО", балет в 3 актах 11 картинах (по мотивам карело-финского нар. эпоса "Калевала"). Комп. Г. Н. Синисало, сцен. И. В. Смирнов. 27.3.1959, Петрозаводский т-р, балетм. И. В. Смирнов, дирижёр И. Э. Шерман, худ. A. A. Шелковников; Илмаринен – В. Н. Мельников, невеста Илмаринена – С. И. Губина, Лемминкайнен – Ю. М. Сидоров, Лоухи – С. Н. Степанова (показан во время Декады карел. иск-ва и лит-ры в Москве, 1959). 1962, там же, новая ред., балетм., худ. и исполнители те же.

Ко дню своей свадьбы кузнец Илмаринен с помощью друга Лемминкайнена выковал чудесную мельницу Сампо, волшебная сила которой оживила природу сурового края. Злая колдунья Лоухи, хозяйка страны ужасов, хитростью завлекает Лемминкайнена и похищает Сампо. Калевальцы отправляются в поход в царство Лоухи. В битве с девой тумана Удутар и морским чудовищем Ико Турсо погибает Лемминкайнен, защищая друга. Илмаринен побеждает Лоухи, но она успевает уничтожить Сампо. Мать Лемминкайнена призывает народ вновь создать чудодейственную Сампо; калевальцы принимаются за работу. Сверкание новой Сампо оживляет Лемминкайнена.

Лит.: Шереметьевская Н., На новом поприще, "Т", 1963, № 5; Луцкая Е., А что же сильнее любви?, "ТЖ", 1966, № 10.

E. H. Дюкина.

Санадзе Т. Г.

САНÁДЗЕ Тенгиз Георгиевич (р. 30.3.1927, Тбилиси), сов. артист. Засл. арт. Груз. ССР (1958). Чл. КПСС с 1968. С 1944, по окончании хореографич. студии при Т-ре им. Палиашвили, в труппе т-ра. Партии: Зигфрид, Базиль, Вацлав, Солор; Автандил ("Синатле" Киладзе), Горда ("Горда" Торадзе), Ma Личен ("Красный мак"), Отелло; Гурам ("Сокровище Голубой горы" Цинцадзе; участвовал совм. с Р. В. Долидзе и А. И. Церетели в пост. этого балета) и др. Гастролировал с труппой т-ра за рубежом.

Лит.: Гамкрелидзе Н., Джапаридзе М., Тенгиз Санадзе, "Сабчота хеловнеба", 1962, № 1 (на груз. яз.).

Э. А. Думбадзе.

Сангалли Р.

САНГÁЛЛИ (Sangalli) Рита (1850, Милан, – 1909, Карпезино-д'Арчелласко), итал. артистка. В 1865 окончила школу "Ла Скала" у О. Юса; дебютировала в этом т-ре в балете "Флик и Флок" Гертеля (1865, балетм. П. Тальони). Гастролировала в Италии, Австрии, Великобритании, в 1866–70 в городах США. В 1872–83 ведущая танцовщица парижской Оперы. Первая исполнительница гл. партий в балетах "Сильвия" Делиба (1876, балетм. Л. Мерант) и "Намуна" Лало (1882, балетм. Л. Петипа). Выступление С. в заглавной партии в балете "Иедда" Метра (1879, балетм. Мерант) продемонстрировало её незаурядный драматич. талант. С. сочетала академизм, присущий франц. школе, с экспрессивностью и виртуозным мастерством (обладала "стальным носком"), свойственными танцовщицам итал. школы. Автор книги "Терпсихора" (1875).

Лит.: Худеков С., История танцев, ч. 3, П., 1915; Heulhard Α., Bravos et sifflets, P., 1886; Mahalin P., Au bout de la lorgnette, P., 1883; Beaumont C., Complete book of ballets. Supplement, L., 1952.

B. M. Паппе.

Сангович Я. Г.

САНГÓВИЧ Ядвига Генриховна [р. 28.11(11.12). 1916, Петроград], сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1951). По окончании Моск. хореографич. уч-ща, в 1936–64 в Большом т-ре. Одна из лучших сов. характерных танцовщиц. В её репертуаре: мазурка ("Лебединое озеро", "Раймонда", "Золушка", "Бахчисарайский фонтан", оперы "Иван Сусанин", "Галька", "Декабристы"), цыганский танец ("Дон Кихот"), фея Карабос; Персидка ("Князь Игорь" и "Хованщина"), Островитянка ("Золушка"), Цыганка ("Мирандолина"), Килина ("Лесная песня" Жуковского). Участвовала в гастролях за рубежом.

Лит.: Большой театр СССравни Опера. Балет, М., 1958, с. 454–55.

В. И. Зарубин.

Сандберг В.

СÁНДБЕРГ (Sandberg) Вилли (р. 1929, Норчёпинг), швед. артист. Окончил школу Шведского королевского балета, с 1949 в этой труппе. Первый исполнитель гл. партий в пост. балетмейстеров: Б. Кульберг – "Пастушок и семь принцесс" Нюстрёма, "Серенада" на муз. Вирена, "Медея" на муз. Бартока, "Ромео и Джульетта"; И. Крамера – "Зодиак" Верлена и другие.

"Сандрильона"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Санина М.

СÁНИНА (Sanjina) Мира (р. 1922), югосл. артистка. Училась у К. Йосса и М. Йовановича. С 1945 солистка Нац. т-ра в Белграде. Исполняла гл. партии в балетах: "Болеро"; "Охридская легенда" Христича, "Чёрт в деревне" и "Легенда об одной средневековой любви" Лхотки. Пост. балет "Баллада о блуждающем месяце" Радича (1960, Загреб).

М. Йованович.

Санковская Е. А.

САНКÓВСКАЯ Екатерина Александровна [1816 – 16(28). 8.1878, Москва], рус. артистка. В 1836 окончила Моск. театр. уч-ще (педагог Ф. Гюллень-Сор). Драматич. иск-ву обучалась у М. С. Щепкина. С 1826 выступала в Большом т-ре. В 1831 дебютировала в гл. партии в балете "Молодая молочница, или Ниссетта и Лука" Антонолини. В 1836 с Гюллень-Сор ездила в Париж, где знакомилась с иск-вом танцовщицы Ф. Эльслер и другие. В том же году была зачислена в труппу Большого т-ра; исполнила роль Алисы ("Оправданная служанка" Персюи). Выдающаяся представительница романтич. балета 30–40-х гг. 19 в., С. в отвлечённых романтич. партиях раскрывала живые человеческие чувства. Существенно обновляла она и самый танец, его стиль, выразительные средства, технику. В 1837 создала одну из своих лучших поэтич. партий – Сильфиду ("Сильфида"), дав самобытное толкование этого образа, близкое школе рус. сценич. иск-ва. Среди её крупных работ: Ундина ("Дева Дуная", балетм. Ф. Тальони), Жизель; Сатанилла ("Сатанилла" Ребера и Бенуа, балетм. М. И. Петипа), Катарина, Елена Вардек ("Катарина, дочь разбойника" и "Заколдованная скрипка" Пуньи, балетм. Ж. Перро); Эсмеральда и другие. Современники наз. С. "душой московского балета", о ней восторженно писали В. Г. Белинский, А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, С. Т. Аксаков, A. A. Фет и другие. Пользовалась широкой популярностью среди передовой рус. молодёжи (студенты Моск. ун-та увенчали её золотым венком). В 1846 первой из моск. танцовщиц успешно гастролировала за границей. С. постоянно играла мимич. роли, участвовала в драматич. и оперных спектаклях. Пост. балеты "Своенравная жена" ("Сумбурщица") Адана (1846), "Мечта художника" Пуньи (1849).

Окончив в 1854 сценич. деятельность, преподавала бальные танцы, занималась с молодыми танцовщицами.

Лит.: Гринвальд Я., Три века московской сцены, М., 1949; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–М., 1958; Бахрушин Ю., История русского балета, 3 изд., М., 1977, с. 96–102, 122–26.

Санн И.

САНН, Санд (Sand) Инге (6.7.1928, Копенгаген, – 11.2.1974, там же), дат. артистка. С 1936 училась в школе Королевского дат. балета, с 1946 в труппе (с 1950 солистка, в 1966–71 ассистент художеств. руководителя, с 1971 руководитель гастролей). С. полухарактерная танцовщица, начала с ролей субреток. Лучшие ранние партии: Сванильда; Младшая ученица ("Выпускной бал" на муз. И. Штрауса, балетм. Д. Лишин), Возлюбленная гусара ("Прекрасный Дунай" на муз. И. Штрауса, балетм. Л. Ф. Мясин). Позднее одна из ведущих характерных и мимич. танцовщиц труппы; исполняла партии Богатой вдовы ("Ярмарка в Брюгге" Паулли, балетм. Авг. Бурнонвиль), Начальницы пансиона ("Выпускной бал"), Пианистки ("Урок" Дельрю, балетм. Ф. Флиндт) и др. В 1973 в числе руководителей труппы была в СССР.

Е. Я. Суриц.

Сантлоу Э.

СÁНТЛОУ (Santlow) Эстер (ок. 1690–1773), англ. артистка. Жена известного амер. актёра Б. Бутса. Ученица франц. танцовщика Р. Шерье. Первая англ. балерина, С. выступала в арлекинадах, ролях травести (Арлекин, Гусар), в драматич. спектаклях (мисс Прю – "Любовь за любовь" Конгрива, Офелия – "Гамлет" Шекспира и другие.) и в балетах на сцене т-ра "Друри-Лейн". По отзывам современников, С. была прекрасна собой и обладала выдающимся талантом пантомимной танцовщицы. Исполняла гл. партии в балетах Дж. Уивера: Венера ("Любовные похождения Марса и Венеры" на муз. Саймондса и Фербанка), Эвридика ("Миф об Орфее и Эвридике"), Елена ("Суд Париса").

Лит.: Fletcher I., Cohen S., Lonsdale R., Famed for dance, N. Y., 1960, p. 49–58.

B. M. Красовская.

Сапогов А. А.

САПОГÓВ Анатолий Александрович (р. 6.2.1929, Пенза), сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1960). В 1950 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог В. И. Пономарёв). В 1949–75 в Т-ре им. Кирова. С. – характерно-гротесковый танцовщик. Исполнял партию Ну рал и, цыганские и другие. танцы в балетах. Наиболее полно дарование С. раскрылось в совр. репертуаре. Танцевал в балетах, пост. Ю. Н. Григоровичем, Л. В. Якобсоном, K. M. Сергеевым, В. М. Чабукиани, О. М. Виноградовым и другие. Среди партий: Африканец ("Спартак"), Мако ("Тропою грома"), Молодой цыган ("Каменный цветок"), Незнакомец ("Легенда о любви"), Царь чудищ ("Страна чудес" Шварца), Агамемнон ("Орестея" Фалика), Клавдий ("Гамлет" Червинского), Али ("Горянка" Кажлаева), Шурале; Яго ("Отелло"), фея Карабос; миниатюра "Сильнее смерти" ("Хореографические миниатюры").

И. В. Ступников.

Сарабанда

САРАБÁНДА (исп. zarabanda), старинный исп. танец. Упоминается с 1583. Вначале был народным, исполнялся только женщинами, живо и темпераментно. Аккомпанементом служили кастаньеты, гитара, пение танцующих. Муз. размер 3/4. Танц. рисунок не сохранился. В 17 в., попав за пределы Испании, С. стала парным танцем. В придворных кругах её танцевали торжественно, подобно менуэту. Введён в балет комп. Ж. Б. Люлли ("Триумф любви"), Б. В. Асафьевым ("Пламя Парижа") и др.

И. С. Ивлиева.

Сарабхаи М.

САРАБХÁИ Мриналини (р. 1903), инд. танцовщица и балетмейстер. С 1939 выступала в стиле бхарат натья. В 1948 организовала в г. Ахмадабад танц. школу "Натья Дарапана" и труппу "Дарапана Сарабхаи", с к-рой гастролировала в Европе и США. С. ставит спектакли на основе классич. традиций, используя разл. танц. стили; в мужских партиях – катхакали, в женских – бхарат натья. Обращаясь к сюжетам из мифологии и истории, С. придаёт им в своих спектаклях совр. звучание. Наиболее значит. пост.: "Гита Говинда" (легенда о боге Кришне и его любви к пастушке Радхе), в к-ром любовь Кришны показана как человеческая страсть. Среди др. пост.: "Жизнь человека", "Карточное королевство" и другие. Пр. Академии музыки и танца.

Д. Г. Журкина.

Сараджев К. С.

САРÁДЖЕВ (Сараджян) Константин Соломонович [27.11(9.10).1877, Дербент, – 22.7.1954, Ереван], сов. дирижёр, педагог. Нар. арт. Арм. ССР (1945). Герой Труда (1921). В 1898 окончил Моск. консерваторию. В 1905–06 учился у А. Никита в Лейпциге. С 1935–39 дирижёр Т-ра им. Спендиарова (Ереван). Участник создания и дирижёр балетных спектаклей этого т-ра: "Бахчисарайский фонтан" (1939); "Счастье" Хачатуряна (1939, балетм. И. И. Арбатов и Аванесян), "Гаянэ" (1947, балетм. H. A. Анисимова) и др. Основал дирижёрские ф-ты и преподавал в консерваториях – Моск. (1922–35) и Ереванской (с 1936; в 1936–37 и с 1940 директор). Среди его учеников: Л. М. Гинзбург, Б. Э. Хайкин, Р. Г. Степанян, A. A. Копылов, А. Г. Катанян.

Соч.: Статьи. Воспоминания, М., 1962.

М. П. Тер-Симонян.

Саратовский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Саратовское хореографическое училище

САРÁТОВСКОЕ ХОРЕОГРАФИ́ЧЕСКОЕ УЧИ́ЛИЩЕ, создано в 1960. Срок обучения – 8 лет. Худ. рук. В. Т. Адашевский (1960–68), с 1968–Ю. П. Горбачёв. Педагоги: В. А. Дубровина, В. А. Урусова, Э. А. Сулейманова, H. A. Максимова, П. Ф. Петров. Среди воспитанников: Н. В. Трофимова, Л. В. Емельянова. Н. И. Бессчётнова, С. А. Кубасова, О. С. Василянская, В. Н. Нестеров, Н. М. Осипян, А. С. Фёдоров, Н. П. Разина, Л. Н. Григорьевская Т. В. Прохорова, O. A. Панчехина, Г. В. Лушникова, В. А. Силаков. Выпускники уч-ща пополняют труппу Саратовского т-ра, работают и в др. оперно-балетных т-рах страны.

Сарбагишев У. О.

САРБАГИ́ШЕВ Уран Отунчуевич (р. 11.12.1934, Фрунзе), сов. артист, балетмейстер. Нар. арт. Кирг. ССР (1967). С 1955, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща, во Фрунзенском т-ре (с 1966 гл. балетмейстер). Исполнитель партий в нац. балетах: Асан, Кадыр ("Весна в Ала-Тоо"; "Анар" Власова и Фере), Нурдин ("Чолпон" Раухвергера), Садык ("Куйручук" Молдобасанова и Окунева), Байтемир ("Асель" Власова), а также – Зигфрид, Альберт, Конрад, Фрондосо, Вацлав, Базиль; Красс ("Спартак"), Солор; Хулиган ("Барышня и хулиган") и др. Пост. балеты: "Асель" (1967), "Спартак" (1969); "Бессмертие" Нурымова (1972), балет-ораторию "Материнское поле" Молдобасанова (1975; Гос. пр. СССравни 1976), "Куйручук" (2-я ред., 1977); "Макбет" Молчанова (1980).

Лит.: Уран Сарбагишев, в кн.: Брудный Д., Киргизский балетный театр, Φρ., 1968.

Д. Л. Брудный.

Саркисьян В. В.

САРКИСЬЯ́Н Виктор Владимирович (р. 6.11.1947, г. Каменск-Шахтинск Ростовской обл.), сов. артист. Нар. арт. БССР (1975). Учился в Белорус. хореографич. уч-ще. С 1967 в Минском т-ре. Партии: Базиль; Иван ("Альпийская баллада" Глебова), Тореро ("Кармен-сюита"), Дьявол ("Сотворение мира" Петрова). Лауреат Междунар. конкурса артистов балета в Москве (1969). Участвовал в гастролях за рубежом.

Ю. М. Чурко.

Саркисян С. К.

САРКИСЯ́Н Саркис Карапетович (Сергей Константинович) [р. 6 (19).2.1907, Тбилиси], сов. артист и педагог. Засл. арт. Арм. ССР (1945). Окончил балетную студию М. И. Перини в Тбилиси (1927) и Ленингр. хореографич. уч-ще (1932, педагог В. И. Пономарёв). С 1927 в Т-ре им. Палиашвили, в 1932–38 в Т-ре им. Кирова, в 1938–61 в Т-ре им. Спендиарова. Партии: Арлекин ("Арлекинада"), Вацлав, Гирей, Зигфрид, Жан де Бриен; царевич Вача-ган ("Анаит" Тер-Гевондяна), Бахметьев ("Кавказский пленник"), Давид Сасунский ("Хандут" на муз. Спендиарова), Армен ("Гаянэ"), Синдбад ("Шехеразада"), Франц, Евгений; Ma Личен; Мато ("Севан" Егиазаряна), Бакур ("Мармар" Оганесяна). Выступал также как балетмейстер. С 1938 педагог Ереванского хореографич. уч-ща. Среди его учеников: В. Г. Ханамирян, Ф. М. Еланян, М. О. Мурадян, Ж. А. Бабаханян, М. Ратевосян, О. Диванян, Т. Г. Григорян.

Сарынова Л. П.

САРЫ́НОВА Лидия Петровна (р. 28.7.1927), сов. балетовед. Кандидат искусствоведения (1963). Училась в Казахском хореографич. уч-ще (1937–45, педагоги М. Мроз и А. Селезнёв), в 1950 окончила Казахский педагогич. ин-т, в 1963 – аспирантуру Ин-та лит-ры и иск-ва им. Ауэзова. Ст. научный сотрудник этого ин-та. Автор исследования "Казахский балетный театр", книги "Балетное искусство Казахстана" (1976), статей по вопросам нац. хореографии.

"Сатанилла, или Любовь и ад"

"САТАНИЛЛА, ИЛИ ЛЮБОВЬ И АД", балет в 3 актах 7 картинах. Комп. Ф. Бенуа и Н. Ребер, сцен. Ж. Сен-Жорж и Ж. Мазилье. 23.9.1840 (под назв. "Влюблённый бес"), парижская Опера, балетм. Мазилье, худ. Р. Филастр и Ш. Камбон (декорации) и П. Лормье (костюмы); Вельзевул – Л. С. Монжуа, Фредерик – Мазилье, Ортензиус – И. Баррез, Уриелла – П. Леру, Феба – Л. Нобле, Лилия – Н. Фицджеймс. В России: 10.2.1848, Большой т-р, Петербург, комп. тот же (инструментовка К. Н. Лядова), балетм. Ж. А. и М. И. Петипа (по Мазилье), худ. A. A. Роллер и Г. Г. Вагнер; Сатанилла – Е. И. Андреянова (позднее В. П. Волкова), Фабио – М. И. Петипа, Ортензиус – Ж. А. Петипа. 1866, возобн., там же, балетм. М. И. Петипа; Сатанилла – П. П. Лебедева (позднее А. Ф. Вергина, М. Н. Горшенкова). 19.1.1849, Большой т-р, Москва, балетм. Ж. А. и М. И. Петипа, худ. И. Браун, Вагнер, Ф.-Х. И. Шеньян, Ф. Серков, дирижёр Д. П. Карасёв; Сатанилла – Е. И. Андреянова (позднее Е. А. Санковская), Фабио – М. И. Петипа, Ортензиус – Ж. А. Петипа. 1860, возобн., там же, балетм. Фредерик (по Мазилье и Петипа), отдельные танцы на муз. Ю. Г. Гербера в пост. Т. Шиона; Сатанилла – Лебедева (позднее П. М. Карпакова, А. И. Собещанская, Л. Н. Гейтен). 1897, возобн., там же (по Петипа, с отдельными танцами в пост. И. Н. Хлюстина и Н. П. Домашева); Сатанилла – Л. А. Рославлева.

Лит.: "Сатанилла, или Любовь и ад". [Либретто], М., 1849; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–М., 1958, с. 249; её же, Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.– М., 1963, с 217–19.

Сати Э. А.

САТИ́ (Satie) Эрик Альфред Лесли (17.5.1866, Онфлёр, – 1.7.1925, Аркёй, близ Парижа), франц. композитор. Композицией занимался вначале самостоятельно, с 1905 – у B. д'Энди и А. Русселя. Искания С. и его эстетич. суждения оказали заметное воздействие на творч. формирование композиторов "Шестёрки" и другие. музыкантов 1-й четв. 20 в. Ранний балет С. "Успуд" (пост. 1892) остался почти незамеченным, зато большую известность приобрёл написанный по заказу С. П. Дягилева "Парад" (1917, Русский балет Дягилева, балетм. Л. Ф. Мясин). Др. балеты: "Эксцентрическая красавица" (1921, Шведский балет, Париж, балетм. Кариатис), "Первая любовь", "Меркурий" (оба – 1924, Париж, балетм. Мясин), "Спектакля не будет" (1924, Париж, Шведский балет, балетм. Ж. Бёрлин). На музыку разл. произведений C. (в оркестровке Мийо, Дебюсси, Ланчбери и другие.>.) поставлены балеты: "Джек из коробки" ("Попрыгунчик", 1926, Русский балет Дягилева, Париж, балетм. Дж. Балачин), "Кваннон" (1927, балетм. Р. Сен-Дени), "Гимнопедии" (1932, балетм. Ч. Вейдман), "Монотонности" (на муз. "Трёх гимнопедий" и "Трёх гносиенн", 1966, Королевский балет, Лондон, балетм. Ф. Аштон, показан в СССР труппой "Сити сентер Джофри балле" в 1974), "Идиллическая песнь" (1944), "Обезьяньи танцы" (1948), "Ту-степ" (1949), "Септет" (1953), "Ноктюрн" (1956), все – балетм. М. Каннингем; "Спорт" и "Фоллиз" (оба – 1974, балетм. П. Тейлор) и др.

Лит.: Косачёва Р., Балеты французских композиторов в "Русской антрепризе" С. Дягилева, в сб.: Музыкальный современник, вып. 2, М., 1971; Cocteau J., Ε. Satie, Liège, 1957.

В. А. Кулаков.

Саттаров Ф. М.

CATTÁPOB Фаузи Миннимулович (р. 5.8.1923, Уфа), сов. артист, балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1955). Чл. КПСС с 1952. С 1941, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог А. И. Пушкин), в Уфимском т-ре. Партии: Юмагул и Арсланбай ("Журавлиная песня" Степанова), Hyp ("Зюгра" Жиганова), Тимергол ("Горная быль" Ключарёва), Салават ("Горный орёл" Ахметова и Сабитова), Бахтияр ("Гульназира" Сабитова), Закир ("Черноликие" Чугаева и Заимова), Зигфрид, Феб, Колен, Жан де Бриен, Базиль, Альберт, Конрад, Франц; Синдбад ("Шехеразада"), Вацлав, Гирей, Ли Шанфу, Фрондосо; Ленни ("Тропою грома"), Ромео и другие. Пост. балеты: "Зюгра" Жиганова (совм. с Ф. Гаскаровым, 1946), "Шурале" (1969), "Бахчисарайский фонтан" (1970); танцы в операх, муз. комедиях и опереттах. Участвовал в гастролях за рубежом. В 1950–64 (с перерывом) художеств. руководитель и преподаватель классич. танца в хореографич. студии при Уфимском т-ре. Автор статей об иск-ве балета.

Лит.: Саитов С., Танец ликующий, Уфа, 1968.

Ф. Саттаров - Юмагул, Г. Сулейманова - Зайтунгул

Саттаров Ф. М.

Ф. Саттаров - Юмагул, Г. Сулейманова - Зайтунгул

Сатуновский М. Л.

САТУНÓВСКИЙ Михаил Львович [р. 15(28).4.1917, Екатеринослав, ныне Днепропетровск], сов. артист, балетмейстер, педагог, режиссёр. Засл. деятель иск-в РСФСР (1958). Чл. КПСС с 1962. В 1933-38 учился в Днепропетровской балетной студии и Киевском хореографич. техникуме. В 1950 окончил балетмейстерское отделение ГИТИСа. В 1932–45 выступал в т-рах Днепропетровска, Киева. Исполнял классич., характерные и гротесковые партии. В 1950 дебютировал как балетмейстер ("Спящая красавица", Харьковский т-р; дипломный спектакль). Работал (гл. балетмейстером и педагогом) в т-рах Вильнюса, Свердловска, Ташкента, Харькова, Новосибирска, Алма-Аты. Пост. балеты (в новой редакции): "Лауренсия" (1950, Вильнюсский т-р), "Спящая красавица" (1950, Харьковский т-р; 1952, Свердловский т-р), "Эсмеральда" (1951, Свердловский т-р; 1953, Новосибирский т-р), "Медный всадник" (1953, Новосибирский т-р), "Дон Кихот" (1954, Новосибирский т-р; 1960, Т-р им. Навои), "Бахчисарайский фонтан" (1952, Свердловский т-р; 1961, Т-р им. Навои), "Лебединое озеро" (1955, Новосибирский т-р; 1959, Т-р им. Навои), "Жизель" (1957, Новосибирский т-р; Харьковский т-р); "Человек, который смеётся" Зейдмана (1962, Т-р им. Навои), "Мещанин из Тосканы" Нахабина (1966, Харьковский т-р) и др. Ставил танцы в операх (в т. ч. "Половецкие пляски", "Вальпургиева ночь"). Был режиссёром оперных спектаклей ("Кармен", "Тоска" и другие.>.).

Сафиуллин Х. Г.

САФИУ́ЛЛИН Халяф Гатеевич (р. 20.3.1921, дер. Салихово, ныне Чишминского р-на Башк. АССР), сов. артист и балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1955). Чл. КПСС с 1952. С 1941, по окончании Ленинградского хореографического уч-ща (педагог А. И. Пушкин), в Уфимском т-ре. Партии: Юмагул ("Журавлиная песня" Степанова и Исмаилова), Hyp ("Зюгра" Жиганова), Тимергол ("Горная быль" Ключарёва), Зигфрид, Жан де Бриен; Иванушка ("Конёк-Горбунок"), Альберт, Конрад, Франц, Феб, Вацлав, Фрондосо, Ли Шанфу и другие.

Сафронова Л. Н.

САФРÓНОВА Людмила Николаевна (р. 9.9.1929, Ленинград), сов. артистка и педагог. Засл. арт. РСФСР (1959). Чл. КПСС с 1967. По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (1947, педагог А. Я. Ваганова), солистка балета и педагог классич. танца в Саратовском т-ре. С 1950 в Ленингр. Малом т-ре. Танцевала в балетах, пост. Л. В. Якобсоном, Б. А. Фенстером, П. А. Гусевым, К. Ф. Боярским, В. А. Варковицким и другие. Среди партий: Сольвейг; Сванильда ("Коппелия"), Клариче и Беатриче ("Мнимый жених" Чулаки), Ольга ("Юность" Чулаки), Айша и Иранская красавица ("Семь красавиц"); Елена ("Накануне" Шварца), Медора, Жар-птица, Одетта – Одиллия; Франческа ("Франческа да Римини"), Девушка ("Встреча" Шостаковича), Фаншетта ("Гаврош" Битова), Франциска ("Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса), Солистка (Гран па из балета "Пахита") и др. В 1969–70 педагог-репетитор Королевского ун-та изящных иск-в в Пномпене, в 1970–75 – Каирского балета. Среди её учеников – Соня Саркис, Эльхем аль-Амир, Эглель Галлан. С 1975 преподаёт в Ленингр. хореографич. уч-ще.

К. Н. Липхарт.

Сахарова Л. П.

СÁХАРОВА Людмила Павловна (р. 12.9.1926, Москва), сов. артистка и педагог. Засл. учитель РСФСР (1970). Чл. КПСС с 1952. В 1946–48, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог М. А. Кожухова), в Большом т-ре, в 1948–54 в Пермском т-ре. С 1956 педагог Пермского хореографич. уч-ща, с 1973 художеств. руководитель. Среди учениц – Л. А. Кунакова, Н. В. Павлова, О. И Ченчикова, Л. Н. Фоминых, С. И. Смирнова, Р. И. Кузьмичёва, И. Т. Хакимова, Л. И. Воробьёва. В 1977–80 художеств. руководитель балетной труппы Пермского т-ра. Гос. пр. РСФСР им. Глинки (1977).

Сахьянова Л. П.

САХЬЯ́НОВА Лариса Петровна (р. 13.2.1930, улус Кырен, Тунгинский аймак), сов. артистка, балетмейстер и педагог. Нар. арт. СССР (1963). Чл. КПСС с 1977. В 1936–41 и 1950–51 училась в Моск. хореографич. уч-ще (педагоги Л. И. Рафаилова, М. М. Леонтьева). С 1946 – в Бурятском т-ре, с 1962 художеств. руководитель Бурят. хореографич. уч-ща. Первая исполнительница ведущих партий в нац. балетах: Алтон ("Свет над долиной" Ряузова), Сэсэг ("Во имя любви" Батуева и Майзеля), Ангара ("Красавица Ангара" Книппера и Ямпилова), Катя ("Последний бал" Бирюкова). Уникальные природные данные, высокий профессионализм, музыкальная одарённость позволили С. создать обширную галерею разнохарактерных образов, отмеченных неповторимой индивидуальностью, присущей её творческому облику. Среди партий классич. репертуара: Гюльнара ("Корсар"), Одетта – Одиллия, Жизель, Аврора, Раймонда, Никия, Китри. Др. партии: Мария и Зарема, Лауренсия, Мехменэ Бану, Гаянэ, Кармен, Сюимбике; Катерина ("Каменный цветок") и др. Ведёт концертную деятельность. Участвует в гастролях за рубежом. Депутат ВС СССР в 1966–70. Гос. пр. РСФСР им. Глинки (1972).

Лит.: Гаевский В., Поэзия искренности, "Т", 1960, №3; Найдакова В., Лирическая танцовщица, "ТЖ", 1964, № 12; Ильин С., Судьба балерины, "Байкал", 1969, № 1.

Л. Сахьянова исполняет танец в опере "Мэдэгмаша" Ряузова

Л. Сахьянова - Ангара

Сахьянова Л. П.

Л. Сахьянова исполняет танец в опере "Мэдэгмаша" Ряузова

Сахьянова Л. П.

Л. Сахьянова - Ангара

"Свадебка"

"СВÁДЕБКА" ("Les Noces"), хореографич. сцены с пением и музыкой (на основе нар текстов из собр. П. В. Киреевского). Комп. и сцен. И. Ф. Стравинский. 13.6.192, Русский балет Дягилева, т-р "Гете лирик", Париж, балетм. Б. Ф. Нижинская, худ. Н. С. Гончарова, дирижёр Э. Ансерме; Невеста – Ф. Л. Дубровская, Жених – Н. Семёнов. 1936, возобн., "Балле рюс дю колонель де Базиль", балетм. тот же. 1957, Большой канадский балет, Монреаль, балетм. Л. С. Ширяева. 1961, Немецкая гор. опера, Зап. Берлин, балетм. Τ Гзовская. 1962, Балет XX века, фестиваль в Зальцбурге, балетм. М. Бежар (пост. также в парижской Опере, 1965). 1962, Баварская гос. опера, Мюнхен, балетм. X. Розен. 1965, "Американ балле тиэтр", Нью-Йорк, балетм Дж. Роббинс. 1969, Королевский шведский балет, балетм. тот же. 1966, возобн., Королевский балет, Лондона, балетм. Нижинская. 1966, Венская гос. опера, балетм. А. Миллош. 1976, возобн. в парижской Опере, балетм. Нижинская.

Сюжетная линия – отдельные эпизоды русского свадебного обряда: расплетание косы у невесты, сцена у жениха, проводы невесты и её плач. Последняя картина – "Красный стол" – сцена свадебного пира с его пёстрой разноголосицей и буйным хмельным весельем.

Лит.: Balanchine G., Mason F., Balanchine's complete stories of the great ballets, N. Y., 1977 p. 383–86.

Е. Я. Суриц.

"Свадьба"

"СВÁДЬБА" ("Nunta"), одноактный балет. Комп. Д. Попович, сцен. X. Лупеску. 12.6.1975, Румынская опера, Бухарест, балетм. В. Марку, худ. Р. Чауэ и Е. Бенедек; Невеста – А. Мезинческу, Солдат – Й. Туджару Мать – В. Мойс. 1977, Румынская опера, Клуж. балетм. А. Шнейдер.

К. Кыржан.

"Свадьба в Карпатах"

"СВÁДЬБА В КАРПÁТАХ" ("Nunta în Carpati"), одноактный балет. Комп. П. Константинеску, сцен. и балетм. Ф. Капсали. 5.5.1939, Румынская опера, Бухарест, режиссёр П. В. Котеску, худ. М. Константинеску; дирижёр Дж. Джорджеску; Невеста – Капсали, Жених – О. Дановский, Печальный парень – М. Константинеску, Сестра невесты – И. Крайник. 1943, Венская гос. опера, балетм. тот же. 1964, Венгерская опера, Клуж., балетм. Б. Балог. 1972, Румынская опера, Бухарест, балетм. Капсали и М. Думитреску.

К. Кыржан.

"Свадьба в Ойцуве"

"СВÁДЬБА В ÓЙЦУВЕ" ("Wesele w Ojcowie"), одноактный балет (др. назв. "Краковская свадьба", "Краковская свадьба в Ойцуве", "Крестьянская свадьба", "Корчма"). Комп. К. Курпиньский и Ю. Дамсе (по мотивам водевиля Я. Стефани "Краковцы и горцы"), сцен. Б. Кудлич. 14.3.1823, "Театр Народовы", Варшава, балетм. Ю. Межиньская и М. Пион; Шчепан – Л. Тьерри, Зоська – Ф. Домбровская, органист – Ю. Дамсе, Станислав – А. Дебре, Катажина – Л. Реппе, первая подружка – Межиньская. Др. пост. в Польше (в скобках фамилии балетмейстеров): Варшава (1911, М. Кулеша; 1918, Π Зайлих; 1936, М. Пиановский; 1976, В. Трупа), Познань (1920, Кулеша), Катовице (1922, Я. Цеплиньский), Лазурный берег, Франция (1939, труппа Польский балет, балетм. Зайлих), Варшава (1947, Музыкально-оперная сцена, балетм. тот же), Гданьск (1952, Я. Яжинувна-Собчак), Варшава (1955, Польский ансамбль танца, Э. Паплиньский), Быдгощ (1956, Р. Собесяк), Вроцлав (1969, Паплиньский по Зайлиху), Лодзь (1970, Яжинувна-Собчак и П. Шульц). Пост. также: 1853, Большой т-р, Петербург, балетм. Ф. И. Кшесинский); 1899, Будапешт, балетм. тот же.

И. Турска.

"Свантевит"

"СВАНТЕВИ́Т" ("Swantewit"), балет в 3 картинах. Комп. П. Перковский, сцен Τ. Мазур. 19.6.1948, "Театр Вельки", Познань, балетм. Е. Каплиньский, худ. А. Стопка; Женщина – Б. Битнерувна, Красивый юноша – Б. Станчак, Девушка – Л. Зенко, Жрец – Б. Миколайчак. 1949, "Опера Шлёнска", Бытом, балетм. С. Мищик. 1951, Познань, балетм. Л. Вуйциковский.

И. Турска.

Свежиньский А.

СВЕЖИ́НЬСКИЙ (Świerzyński) Адам (р. 25.1.1914, Краков), польский композитор. Автор балетов: "Яхонтовая невеста" (1961, Опера в Познани, балетм. С. Мищик), "Песня о тоске" (1965, Опера во Вроцлаве, балетм. К. Кмитто и Н. Савицкий).

И. Турска.

Свентицкайте Т. М.

СВЕНТИЦКÁЙТЕ Тамара Модестовна (р. 14.10.1922, Паневежис Литов. ССР), сов. артистка балета. Нар. арт. Литов. ССР (1959). С 1938, по окончании Балетной студии при Каунасском т-ре (педагоги А. Н. Обухов, Г. Г. Кякшт, A. A. Фёдорова), в труппе этого т-ра (с 1948 т-р переведён в Вильнюс). Среди партий: Одетта – Одиллия, Китри, Раймонда, Аврора, Жизель, Эгина; Эгле ("Эгле – королева ужей" Бальсиса), Аудроне ("Аудроне" Индры), Касте ("На берегу моря" Юзелюнаса). В 1954–57 педагог Школы иск-в им. Чюрлёниса (хореографич. отделение), с 1968 – Гос. консерватории Литов. ССР.

Л. И. Мотеюнайте.

Свердловский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница