Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "В" (часть 3, "ВИТ"-"ВЯР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 3, "ВИТ"-"ВЯР")

Витынь Т. М.

ВИ́ТЫНЬ, Витыня, Тамара Мартыновна (р. 14.3.1921, Петроград), сов. артистка, балетмейстер, педагог. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1971). Чл. КПСС с 1948. С 1940, по окончании балетной школы Рижского т-ра, солистка этого т-ра (до 1962, с перерывами). В 1942–43 – солистка ансамбля Латв. ССР в Иванове. В 1943–44 совершенствовалась в Моск. хореографич. уч-ще (педагог М. А. Кожухова). Пост.: "Радуга" Ope (1963), "Девушка из Хиросимы" Липшанс (1965), "Золото инков" Барскова (1969, совм. с А. Лембергом), а также "Послеполуденный отдых фавна"; "Классическую симфонию" на муз. Прокофьева, "Тиль Уленшпигель" и "Дон Жуан" на муз. Р. Штрауса, все – 1970, т-р "Ванемуйне". В 1945–48 преподавала в балетной студии при Рижском т-ре, с 1948 педагог, в 1968–78 директор Рижского хореографич. уч-ща.

Э. Т. Силинь.

Владигеров П. Х.

ВЛАДИГÉРОВ Панчо Хараланов (13.3.1899, Цюрих, – 8.9.1978, София), болгарский композитор и педагог. Нар. арт. НРБ (1949). Герой Социалистич. Труда (1967). Учился в Высшей школе музыки и в Академии иск-в (Берлин). В 1920–32 композитор и дирижёр Нем. т-ра под рук. Рейнхардта. Автор симфонии., камерных и инструм. соч. и балета "Легенда об озере" (соч. 1946; 1962, Софийская нар. опера балетм. H. A. Анисимова), созданного по старинному болг. преданию. Для балета характерно богатство оркестровки, проникновенный лиризм, нац. окрашенная мелодика, романтич. приподнятость. Балет ставился также в Венгрии, ФРГ, Монте-Карло и другие. Димитровская пр. (1950, 1953).

Б. Арнаудова.

Владимиров П. Н.

ВЛАДИ́МИРОВ Пётр Николаевич (1893, Петербург, – 26.11.1970, Нью-Йорк), рус. артист и педагог. С 1911, по окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог М. М. Фокин), в труппе Мариинского т-ра. Танец В. отличался широтой, смелостью и виртуозностью. В его репертуар входили лирич., героич. и комедийные партии классич. балета: pas de trois ("Пахита"), Раб и Купец ("Корсар"), Вайю ("Талисман" Дриго). В. – первый исполнитель партии Эроса в балете "Эрос" на муз. Чайковского, пост. М. М. Фокиным. В др. балетах Фокина танцевал партии Арлекина ("Карнавал"), Юноши ("Шопениана"), Раба ("Павильон Армиды"), Призрака розы ("Призрак розы") и др. В 1912, 1914, 1921 выступал в Русском балете Дягилева. В 1928–31 работал в труппе А. П. Павловой. В 1934–67 преподаватель в Школе американского балета (Нью-Йорк).

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 2 – Танцовщики, Л., 1972, с. 356–68.

В. М. Красовская.

Власов В. А.

ВЛÁСОВ Владимир Александрович [р. 25.12.1902 (7.1.1903), Москва], сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1973) и Кирг. ССР (1946). В 1929 окончил Моск. консерваторию. Автор (совм. с В. Г. Фере) кирг. нац. балетов: "Анар" (1940, балетм. Н. С. Холфин и В. В. Козлов), "Селькинчек" ("Качели", 1943, балетм. Л. Крамаревский), "Весна в Ала-Тоо" (1955, балетм. В. К. Литвиненко, Н. С. Тугелов), пост. Фрунзенским т-ром, а также балетов "Асель" (по повести "Тополёк мой в красной косынке" Айтматова, 1967, Большой т-р, балетм. О. М. Виноградов), "Сотворение Евы" (1968, Моск. т-р оперетты) и др. В. принадлежит завершение и инструментовка 2-й ред. балета "Шурале" (1950, Т-р им. Кирова, балетм. Л. В. Якобсон). Гос. пр. Кирг. ССР (1970).

Лит.: Виноградов В., А. Малдыбаев, В. Власов и В. Фере, М., 1958; Кремшевская Г., Балетный парафраз "Асель", "Т", 1967, № 5.

Власова Э. Е.

ВЛÁСОВА Элеонора Евгеньевна (р. 1.7.1931, г. Люберцы Моск. обл.), сов. артистка. Нар. арт. РСФСР (1970). С 1949, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог М. Леонтьева), в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Для творчества В. характерно подчинение всех средств хореографии раскрытию внутренней жизни героинь. Танцевала в пост. В. П. Бурмейстера – Жанна д'Арк ("Жанна д'Арк" Пейко), Купава ("Снегурочка" на муз. Чайковского), Биляна и Русалка ("Охридская легенда" Христича), Актриса ("Штраусиана"), Лола ("Лола"); A. B. Чичинадзе – Лауренсия ("Дочь Кастилии" Глиэра), Франческа ("Франческа да Римини"), Девушка ("Поэма" Цинцадзе), Марья ("Степан Разин" Сидельникова); Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёвым – Наталья ("Прозрение" Буцко); И. В. Смирновым – Нина ("Маскарад" Лапутина). Среди партий: Одетта – Одиллия, Эсмеральда; Медора и Гюльнара ("Корсар"), Гюльнара ("Шехеразада"). В концертном репертуаре В. – "Вешние воды" на муз. Рахманинова, "Слепая девушка" на муз. Лядова, "Испанский мальчик" на нар. музыку, и др. Участвовала в гастролях за рубежом. Пр. им. Анны Павловой (Париж, 1964).

Лит.: Эльяш Н., Обновление, "ТЖ", 1960, № 4; Рыжова В., Одухотворенность, там же, 1964, № 22.

E. H. Дюкина.

Э. Власова - Эсмеральда

Власова Э. Е.

Э. Власова - Эсмеральда

Влачилова Г.

ВЛÁЧИЛОВА (Vláčilová) Гана (р. 25.2.1956, Прага), чехосл. артистка. Окончила танц. отделение Пражской консерватории (1973) и Ленингр. хореографич. уч-ще (1974, класс Н. М. Дудинской). С 1974 в балетной труппе Нац. т-ра в Праге. Партии: Маша, Джульетта, Фригия, Одетта – Одиллия; Маргарита ("Доктор Фауст" Шквора) и др. 1-я Пр. на Междунар. конкурсе артистов балета в Варне (младший возраст, 1972), 2-я пр. там же (старший возраст, 1976), 2-я пр. на Междунар. Конкурсе В ТОКИО (1976).

В. Вашут.

"Во имя жизни"

"ВО И́МЯ ЖИ́ЗНИ", одноактный балет (хореографич. трилогия: "Баллада о матери", "Возвращение", "Во имя жизни"). Комп. А. Я. Штогаренко, Б. Н. Лятошинский, Д. Д. Шостакович, сцен. В. Д. Тимофеев. 14.3.1975, Т-р им. Шевченко, балетм. А. Ф. Шикеро, Г. А. Майоров, худ. Ф. Ф. Нирод, дирижёр О. М. Рябов, соло на фортепьяно К. И. Фесенко; исполнители – В. Ф. Калиновская, Е. М. Потапович, В. И. Круглое, A. B. Логода, Е. В. Косменко, Л. И. Сморгачева, Т. А. Таякина, P. A. Хилько.

Лит.: Куриленко О., Розширюючи балетнi жанри, "Музика", 1975, № 3.

В. М. Пасютинская.

Воан-Уильямс Р.

BÓAH-УИ́ЛЬЯМС (Vaughan-Williams) Ралф (наст. имя и фам. – Ралф Воан Уильямc) (12.10.1872, Даун-Ампни, Глостершир, – 26.8.1958, Лондон), англ. композитор, органист и муз.-обществ. деятель, исследователь муз. фольклора. Учился в Королевском муз. колледже в Лондоне. Совершенствовался у М. Бруха в Берлине и у М. Равеля в Париже. В.-У. – один из основоположников новой англ. композиторской школы, провозгласившей необходимость создания нац. проф. музыки на основе муз. фольклора и традиций англ. мастеров 16–17 вв. В.-У. принадлежат произв. разл. жанров. В его балетах (1-й – "Старый король Коул", 1923, Кембридж) получил творческое преломление старинный жанр англ. т-ра маски. Им были созданы "маски для танцев": "Рождественской ночью" (1926, Чикаго, балетм. А. Больм; 1957, Лондон), "Свадебный день" (1953, пост. на телевидении), а также "Иов", ставший по существу первым нац. англ. балетом (1930; 1931, труппа "Сэдлерс-Уэллс балле", балетм. Н. де Валуа).

Лит.: Рославлева Н., Английский балет, М., 1959; Howes F., The music of R. Vaughan Williams, L. [a.o.], 1954, с 245–55; Dickinson A. E. F., Vaughan Williams, L. 1963.

В. П. Варунц.

Воборник Г.

ВÓБОРНИК (Vobomik) Густав (р. 13.3.1929, Страконице), чехосл. артист и балетмейстер. С 1948 в Чехословацком гос. ансамбле песни и пляски, с 1959 в Нац. т-ре в Праге. В 1963 окончил балетмейстерское отделение Академии искусств в Праге. В 1966–67 руководитель балетной труппы т-ра в Усти-над-Лабой, а с 1968 – в Пльзене. Среди партий: Шандор ("Яношик" Кучеры), Коррехидор ("Треуголка"), Мандарин ("Чудесный мандарин"), Гирей; Моряк ("Баллада о моряке" Кршижека). Пост.: "Бахчисарайский фонтан" (1967, Усти-над-Лабой), "Славянские танцы" на муз. Дворжака (1969), "Чудесный мандарин" (1970), "Петрушка" (1971), "Золушка" (1973), "Чёрт в деревне" Лхотки (1973), "Гаянэ" (1975), "Анна Каренина" (1977) – все в Пльзене.

В. Вашут.

"Возвращение из глубины моря"

"ВОЗВРАЩÉНИЕ ИЗ ГЛУБИНЫ́ МÓРЯ" ("Întoárcerea din adîncuri"), балет в 3 актах. Комп. М. Жора, сцен. М. Думитреску. 12.5.1965, Румынская опера, Бухарест, балетм. О. Дановский, худ. О. Тутовяну, дирижёр И. Конта; Менару – И. Личиу, Менан – Г. Попеску, рассказчик – В. Массини. 1965, Клужская рум. опера, балетм. Г. Тауб.

К. Кыржан.

Воздушные туры

ВОЗДУ́ШНЫЕ ТУ́РЫ, см. Tour.

Возрождение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воинова-Шиканян Л. П.

ВÓИНОВА-ШИКАНЯ́Н Любовь Павловна [p. 5(18).8.1909, Ереван], сов. артистка. Нар. арт. Арм. ССР (1945). В 1925 окончила Моск. хореографич. уч-ще. В 1925 выступала в Москве, в филиале Большого т-ра, затем работала в Новосибирском, Свердловском т-рах, Т-ре им. Палиашвили и другие. С 1938 в Т-ре им. Спендиарова. Среди партий: Царь-девица, Медора, Китри, Эсмеральда, Одетта – Одиллия, Мария, Tao Хоа, Параша, Танечка; Майя ("Малтаква" Тактакишвили), Гаянэ, Каринэ, Хандут ("Гаянэ", "Счастье", "Хандут" Хачатуряна). С 1939 преподаёт в Ереванском хореографич. уч-ще.

Волеска А.

BÓЛECKA (Voleská) Анета (р. 9.5.1947, Прага), чехосл. артистка. Училась в балетной школе Национального т-ра в Праге, с 1962 в этом т-ре. Среди партий: Золушка, Аврора; Синьорина Джовенту ("Синьорина Джовенту" Новака), Джульетта, Мария; Чертовка ("Сотворение мира" Петрова), Эгина; Мефистофеля ("Доктор Фауст" Шквора).

В. Вашут.

Волинин А. Е.

ВОЛИ́НИН Александр Емельянович (4.9.1882, Москва, – 3.7.1955, Париж), рус. артист, педагог. С 1901, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (ученик В. Д. Тихомирова и A. A. Горского), в Большом т-ре, где работал до 1910. Танцевал преим. в балетах, пост. Горским. С 1910 выступал за границей в гастролях Е. В. Гельцер, Л. Г. Кякшт, Л. В. Лопуховой, А. Жене; в 1914–25 партнёр А. П. Павловой. Партии: Миамун ("Дочь фараона"), Франц ("Коппелия"), Дезире, Зигфрид, Колен; Принц ("Волшебное зеркало" Корещенко) и др. Танец В. отличался виртуозной техникой, лёгкостью, изяществом. Оставив сцену в 1925, открыл в том же году в Париже школу, где преподавал до 1955. Среди его учеников – Т. Рябушинская, Л. Дейде, И. Шовире, А. Долин, Д. Лишин, А. Эглевский, Ж. Эглевский, Ж. Бабиле и другие. В 1946 в Королевском дат. балете (Копенгаген) пост. "Жизель" в собств. редакции.

"Волк"

"ВОЛК" ("Le Loup"), одноактный балет в 3 картинах. Комп. Дютийё, сцен. Ж. Ануй и Ж. Невё. 17.3.1953, Балет Парижа, в здании т-ра "Ампир", Париж, балетм. Р. Пти, худ. Ж. Карзу; Волк – Р. Пти, Невеста – В. Верди, Цыганка – К. Сомбер, Жених – Ж. Риш. Ставился также: 1963, "Ла Скала", Милан; исполнители – П. Бортолуцци, К. Франки; 1967, Королевский дат. балет, Копенгаген; исполнители – Ф. Флиндт, К. Симоне; 1975, парижская Опера (в 1977 этой труппой показан в СССР). 1965, Ганновер, балетм. И. Грегори.

Покинутая в день свадьбы женихом Девушка остаётся с Волком. Хозяин цирка убедил её, что под личиной зверя скрывается заколдованный жених девушки. Постепенно она открывает в Волке способность любить и страдать – то, что утратили окружающие её люди. Защищая Волка во время облавы, устроенной жителями деревни, Девушка погибает вместе с ним.

Лит.: Чистякова В., Ролан Пети, Л., 1977; Lidova I., Roland Petit, P., 1956; Lobet M., Le ballet français d'aujourd'hui de Lifar à Béjart, P., 1958; Brinson P., Crisp C., Ballet for All, L., 1970.

B. B. Чистякова.

Волков Б. И.

ВÓЛКОВ Борис Иванович [13(26).3.1900, Москва, – 23.12.1970, там же], сов. театр. художник. Нар. худ. СССР (1965). Учился в моск. Строгановском уч-ще (1913–18) у Ф. Ф. Федоровского, в мастерских Нар. дома (1913–16) у В. Д. Поленова, во Вхутемасе (1920–23) у A. B. Лентулова, В. Е. Татлина, Г. Б. Якулова и другие. Оформлял драматич. и муз. спектакли в моск. т-рах. В 1941–49 гл. художник Т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко; оформил балеты, пост. В. П. Бурмейстером, – "Лола" (1943); "Снегурочка" на муз. Чайковского (1963), а также "Франческа да Римини" (1947, балетм. Н. С. Холфин). Среди др. работ: "Жизель" (1944, Большой т-р), "Конёк-Горбунок" Щедрина (1960, там же, балетм. А. И. Радунский). Творчеству В. были свойственны поэтичность, реалистич. достоверность декораций, умение воплощать характер музыки в их образном строе и колористич. решении. Гос. пр. СССР (1949, 1951, 1952).

Лит.: Нехорошев Ю., Б. И. Волков, М., 1956; Гремиславский И. Я., Сыркина Ф. Я., Б. И. Волков, М., 1958; Ванслов В. В Изобразительное искусство и музыкальный театр, М., 1963.

В. В. Ванслов.

Волков Н. Д.

ВÓЛКОВ Николай Дмитриевич [10 (22).12.1894, Пенза, – 3.4.1965, Москва], сов. театр. критик, искусствовед, драматург. В 1917 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В. активно участвовал в процессе сближения балетного т-ра с произв. рус. и мировой классич. лит-ры. Работал с хореографами В. И. Вайноненом, Р. В. Захаровым, Л. М. Лавровским, Е. А. Тангиевой-Бирзниек, Б. А. Фенстером, В. М. Чабукиани, Л. В. Якобсоном и другие. В. принадлежат сценарии балетов, созданных в содружестве с композиторами: Б. В. Асафьевым – "Пламя Парижа" (совместно с В. В. Дмитриевым, 1932), "Бахчисарайский фонтан" (по A. C. Пушкину, 1934), "Кавказский пленник" (по A. C. Пушкину, 1938), "Красавица Радда" (по М. Горькому, 1938), "Барышня-крестьянка" (по Пушкину, 1946); С. С. Прокофьевым – "Золушка" (1945); А. И. Хачатуряном – "Спартак" (1956); Н. П. Червинским – "Гамлет" (перерабатывался А. Хандамировой, 1970), а также балетов "Сердце гор" на муз. A. M. Баланчивадзе (совм. с Г. Леонидзе) и "Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса. Автор статей и рецензий.

В. В. Киселёв.

Волков Н. И.

ВÓЛКОВ Николай Иванович (наст. фам. – Иванов) [24.9(6.10).1836, Петербург, – 14(26).9.1891, там же], рус. артист и педагог. В 1856 окончил Петерб. театр. уч-ще и был зачислен в балетную труппу Петерб. т-ра (с 1860 – Мариинский), где выступал до 1884. С 1863 преподавал в Петерб. театр. уч-ще. Среди его учеников – A. B. Ширяев, Н. Г. Легат, М. М. Фокин.

Г. М. Шлуглейт.

Волкова М. Я.

ВÓЛКОВА Маргарита Яковлевна (р. 21.7.1929, Ленинград), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1969). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог М. Ф. Романова), в 1948–51 в балетной труппе Оперной студии Ленингр. консерватории, в 1951–52 солистка Ансамбля песни и пляски Северного флота, в 1952–56 в Ленингр. Малом т-ре, в 1959–73 в Ленингр. т-ре муз. комедии. Исполняла танцы в опереттах ("Цыганская любовь", "Цветок Миссисипи", "Королева чардаша", "Весёлая вдова" и другие.>.).

И. В. Ступников.

Волконский С. М.

ВОЛКÓНСКИЙ Сергей Михайлович [4(16).5.1860, имение Фааль, близ Таллина, – 25.10.1937, Хот-Спрингс, США], рус. театр. деятель. Окончил филологич. ф-т Петерб. ун-та. Был сторонником новых исканий в балетном и оперном иск-ве. В 1899–1901, будучи директором имп. т-ров, привлёк к работе в т-ре художников, членов объединения "Мир искусства": А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, В. А. Серова, К. А. Коровина, Е. Е. Лансере. Назначил балетмейстером Большого т-ра A. A. Горского. Пропагандировал в России "эвритмические учения" (ритмопластика и мимика) системы Э. Жака-Далькроза и Ф. Дельсарта. Основал в Петербурге Курсы ритмич. гимнастики. Поддерживал творчество М. М. Фокина, В. Ф. Нижинского, А. Дункан. После 1917 жил за рубежом. Автор статей и книг по вопросам балета.

Соч.: Человек и ритм, "Аполлон", 1911, № 6; Человек на сцене, СПБ, 1912; Степени звуковых оттенков (по Дельсарту), "Музыка", 1912, № 83; Сольфеджио (по Далькрозу), там же, 1912, № 93; Художественные отклики, СПБ, 1912; Выразительный человек, СПБ, 1913; Русский балет в Париже, "Аполлон", 1913, № 6; Отклики театра [о Нижинском], П., 1914.

В. В. Киселёв.

Волненко А. Н.

ВОЛНÉНКО Анатолий Никонович (20.11.1902, Харьков, – 21.7.1965, Киев), сов. художник. Засл. деят. иск-в УССР (1958). В 1929 окончил Харьковский художеств. ин-т. В 1925–35 художник Т-ра им. Лысенко, где оформил балет "Ференджи" Яновского (1930). В 1951–65 художник-постановщик Т-ра им. Шевченко. Автор декораций балетов: "Маруся Богуславка" Свечникова (1951), "Щелкунчик" (1956); "Лесная песня" Скорульского (1958), "Бахчисарайский фонтан" (1961), "Лауренсия" (1962), "Эсмеральда" (1962), "Тени забытых предков" (1963); "Кот в сапогах" Гомоляки (1963).

A. M. Драк.

"Волшебная лавка"

"ВОЛШÉБНАЯ ЛÁВКА" ("La Boutique fantastique"), одноактный балет на муз. Дж. Россини (в аранжировке О. Респиги), сцен. Л. Ф. Мясин и А. Дерен. 5.6.1919, Русский балет Дягилева, "Альгамбра", Лондон, балетм. Мясин, худ. Дерен; гл. партии – Л. В. Лопухова (затем Т. П. Карсавина), Мясин, В. Н. Немчинова, Л. Вуйциховский, С. Идзиковский, Л. Соколова, Э. Чеккетти. 1939, Венская гос. опера, балетм. Д. Лука. 1947, "Сэдлерс-Уэллс балле", Лондон; гл. партии – М. Ширер и Мясин. 1948, Гос. опера, Берлин, сцен. и балетм. Т. Гзовская. 1950, "Опера комик"; гл. партии – С. Шварц, М. Райне, П. Губе, К. Черкас и другие. 1954, Венская гос. опера, балетмейстер Э. Ханка. В СССР (в скобках фамилии балетмейстеров). 1958, Рига (Е. А. Тангиева-Бирзниек). 1962, Ереван, под назв. "В мире кукол" (Е. Я. Чанга).

Посетители лавки, отбирая себе игрушки, невольно собираются разлучить влюблённых кукол – Танцовщицу и Танцовщика. Ночью ожившие куклы решают, что обоим надо бежать. Приготовленные хозяином коробки наутро оказываются пустыми. Возмущённые покупатели покидают лавку; их со злорадством преследуют оставшиеся куклы.

"Волшебная флейта или Танцовщики поневоле"

"ВОЛШÉБНАЯ ФЛÉЙТА ИЛИ ТАНЦÓВЩИКИ ПОНЕВÓЛЕ", 1) Балет в 2 актах на сб. муз. 24.10.1818, Большой т-р, Москва, балетм. Ф. Бернаделли; Лиза – Т. И. Глушковская. 12.6.1822, Большой т-р, Петербург, балетм. Андре. 1829, там же, балетм. Бернаделли; Лиза – Е. П. Азарова (позднее – А. И. Симская). 6.1.1900 (под назв. "Танцовщики поневоле"), Большой т-р (возобновлён как образец старинного балета), балетм. В. Д. Тихомиров, дирижёр В. Н. Рябов; Лоренцо – К. С. Кувакин, Агата – В. Ф. Гельцер, Жульетта – A. A. Джури, Людовик – В. Д. Тихомиров, Попинт – И. Н. Хлюстин. 2) "Волшебная флейта", одноактный балет на тот же сюжет. Комп. P. E. Дриго. 10.3.1893, спектакль Петерб. театр. уч-ща, балетм. Л. И. Иванов; Лиза – С. С. Белинская, Лука – М. М. Фокин (сохранялся в репертуаре Ленингр. хореографич. уч-ща до 1930). 11.4.1893, Мариинский т-р, балетм. тот же; Лиза – А. Х. Иогансон (позднее О. И. Преображенская, А. П. Павлова, Л. Н. Егорова, Е. А. Смирнова), Лука – П. А. Гердт (позднее Н. Г. Легат, М. М. Фокин). Балет входил в репертуар гастрольной труппы Павловой.

"Волшебное зеркало"

"ВОЛШÉБНОЕ ЗÉРКАЛО", балет в 4 актах 7 картинах (по сказкам A. C. Пушкина и бр. Гримм). Комп. А. Н. Корещенко, сцен. М. И. Петипа и И. А. Всеволожский. 9.2.1903, Мариинский т-р, Петербург, балетм. М. И. Петипа, худ. А. Я. Головин, дирижёр Р. Дриго; Король – П. А. Гердт, Королева – М. М. Петипа, Принцесса – М. Ф. Кшесинская, Принц – С. Г. Легат. 13.2.1905, новая сценич. ред., Большой т-р, Москва, балетм. A. A. Горский, дирижёр А. Ф. Арендс, худ. А. Я. Головин; Король – К. С. Кувакин, Королева – Л. М. Востокова, Принцесса – Е. В. Гельцер, Принц – В. Д. Тихомиров. На сов. сцене: 17.4.1921, Большой т-р, Москва, возобн., по A. A. Горскому, балетм. Л. А. Жуков; Королева – М. Р. Рейзен, Принцесса – A. M. Балашова, Принц – Л. А. Жуков.

Лит.: Волшебное зеркало. [Либретто], СПБ, 1903; "ЕИТ", Сезон 1902–1903, СПБ, 1904, с. 154–55; Светлов В., Терпсихора, СПБ, 1906, с. 209–16; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.–М., 1963, с. 332–34.

"Волшебные куклы"

"ВОЛШÉБНЫЕ КУ́КЛЫ", Смотри "Волшебная лавка".

Волынский А. Л.

ВОЛЫ́НСКИЙ (Флексер) Аким Львович (11.4.1865, Житомир, – 6.7.1926, Ленинград), рус. сов. искусствовед и балетный критик. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. Лит. деятельность начал в 1880-х гг. Писал статьи в "Биржевых ведомостях" (1911–17), "Жизни искусства" (1920–25). Автор работ в области философии, литературы, живописи и балета: "Русские критики" (1896), "Царство Карамазовых" (1901), "Леонардо да Винчи" (1902), "Проблемы русского балета" (1923), "Книга ликований" (1925) и др. В. принадлежат статьи о спектаклях, ведущих мастерах хореографии своего времени – М. И. Петипа, М. М. Фокине, А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, А. Дункан и другие. В теоретич. статьях и книгах В., анализируя элементы классич. танца, развивал идею его содержательности. В нач. 20-х гг. организовал в Петрограде Школу рус. балета.

Г. Н. Добровольская.

Воробьёва А. М.

ВОРОБЬЁВА Анна Митрофановна (р. 22.10.1898, Киев), рус. и болг. артистка, балетмейстер, педагог. Одна из основополож-ниц болг. балетного иск-ва. Училась у Б. Ф. Нижинской в Киеве (1919–21), брала уроки в Париже у Л. Н. Егоровой, О. И. Преображенской и М. Ф. Кшесинской. Была солисткой римской Оперы (1924–26), труппы И. Л. Рубинштейн (1928–31), Рус. оперы в Париже (1932), Оперного т-ра в Марселе (1933) и др. В 1927–28 и 1933–34 солистка Софийской нар. оперы. Исполнила роль Сванильды в первом балетном спектакле Болгарии – "Коппелия" (1928). Участвовала в создании балетной труппы при Оперном т-ре Стара-Загоры (руководила в 1946–52) и Пловдивской опере (руководила в 1953–61). Пост.: "Коппелия" (1951, Стара-Загора), "Фея кукол" (1957, Пловдив), танцы в операх "Проданная невеста", "Русалка", "Кармен", "Похищение из Сераля", "Травиата" и мн. концертные номера. Участница создания и руководительница балетной школы в Софии (1934–46).

В. М. Консулова.

Воронежский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Воронежское хореографическое училище

ВОРÓНЕЖСКОЕ ХОРЕОГРАФИ́ЧЕСКОЕ УЧИ́ЛИЩЕ. Осн. в 1959. Отделения: классич. танца (срок обучения – 8 лет) и нар. танца (срок обучения – 5 лет). Учащиеся выступают с отчётными концертами и спектаклями на сцене Воронежского т-ра ("Репка", 1964, балетм. М. С. Чернышёв; "Щелкунчик", 1967, балетм. К. А. Муллер; "Коппелия", 1970, балетм. К. А. Есаулова; "Шопениана", 1975, и др). Педагоги: Н. Г. Валитова (с 1977 художеств. руководитель уч-ща), Л. Ф. Глазьева, И. П. Дорофеев, С. А. Дорофеева, Л. И. Кадыков, А. Н. Какурина, A. B. Кулаева, Я. З. Лифшиц, Н. Ф. Полякова, Е. Г. Руденко, В. И. Слыханова, Л. Н. Титова, Г. Ю. Томилина, М. С. Чернышёв, Г. П. Юдина и другие. Выпускники В. х. у. работают в Воронежском т-ре, т-рах Москвы, Ленинграда, Свердловска, Челябинска, Казани, Куйбышева, Одессы, Харькова, Красноярска и другие. В их числе: В. Кубанева, А. П. Головань, Т. А. Гальцева, Вал. М. Драгавцев, Л. П. Ефимова, Т. М. Колесниченко, Л. В. Косогорова, С. И. Куртосманова, И. В. Кузьмина, М. В. Леонькина, Г. Б. Макаренко, Л. И. Масленникова, А. Н. Петрина, А. И. Попов, П. В. Попов, Е. М. Попов, В. И. Сычёв, В. В. Фёдоров, Л. В. Череча, М. В. Январева и другие. Уч-щем руководили H. H. Мусорин (1959–66) В. А. Солодовников (1966–77). Директор (с 1977) – З. И. Вашкевич.

Воронина-Иванова А. И.

ВОРÓНИНА-ИВАНÓВА Александра Ивановна (1806–25.1.1850), рус. артистка. В 1822 окончила Моск. театр. уч-ще. Воспитанницей дебютировала на моск. сцене в сольной партии балета "Дезертир". В 1825 исполнила ведущую партию в балете "Пагубные воздействия страстей Дон Жуана". Танцевала в балетах, пост. Ш. Дидло ("Зефир и Флора", "Рауль де Креки" Кавоса), А. П. Глушковского ("Кавказский пленник" Кавоса) и др. В.-И. – технически сильная, темпераментная танцовщица. Её игра отличалась непосредственностью, мимич. мастерством. О В.-И. писали В. Г. Белинский, С. Т. Аксаков и другие. В 1843 оставила сцену.

Н. Ю. Чернова.

Восканян Я. М.

ВОСКАНЯ́Н Яков Михайлович (Мкртычевич) (р. 20.6.1924, Тбилиси), сов. дирижёр. Нар. арт. Арм. ССР (1978). Чл. КПСС с 1956. В 1947 окончил Ин-т воен. дирижёров (Москва), в 1952 – Ереванскую консерваторию. С 1957 работает в Т-ре им. Спендиарова. Участвовал в пост. балетов: "Жизель"; "Три новеллы" на муз. Россини, Равеля, Гершвина, "Золушка"; "Три пальмы" на муз. Спендиарова, Оганесяна, Бабаджаняна, "Красная шапочка" Мелик-Мурадяна, "Дон Кихот"; "Прометей" Аристакесяна, "Бессмертие" Орбеляна, "Антуни" Оганесяна, "Ромео и Джульетта", "Гаянэ" и другие. В 1947–56 педагог Ереванской консерватории, с 1949 – Ереванского муз. уч-ща им. Р. Меликяна.

Воскресенская Л. В.

ВОСКРЕСÉНСКАЯ Людмила Владимировна (р. 13.9.1930, Алма-Ата), сов. балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1969). Чл. КПСС с 1970. В 1958 окончила балетмейстерское отделение ГИТИСа. Работала в т-рах Кишинёва, Душанбе, Ашхабада и другие. В 1964–73 гл. балетмейстер Челябинского, с 1974 – Днепропетровского т-ров. Пост.: "Пер Гюнт" на муз. Грига (1964), "Золушка", "Болеро", "Барышня и хулиган"; "Итальянское каприччио" на муз. Чайковского (все – 1965), "Тринадцать роз" Бертрама (1966), "Щелкунчик" (1967), "Легенда о любви" (1968), "Корсар" (1969); "Асель" Власова (1969), "Большой вальс" на муз. И. Штрауса (1970), "Доктор Айболит" (1971); "Собор Парижской богоматери" ("Эсмеральда") Пуньи (1972), "Я помню чудное мгновенье" Синисало – Глинки (1973), "Бахчисарайский фонтан" (1975, по Р. В. Захарову), "Шопениана", "Барышня и хулиган" (1978, с Н. Федоровой) и др.

К. И. Антонова.

"Воспитанница амура"

"ВОСПИ́ТАННИЦА АМУ́РА" ("L'Elève de l'Amour", "Aglaë, ou l'Élève de l'Amour"), одноактный балет. Комп. И. Ф. Келлер, сцен: и балетм. Ф. Тальони. 22.1.1841, Большой т-р, Петербург, худ. A. A. Роллер (декорации) и Матье (костюмы); Аглая – М. Тальони (позднее Т. П. Смирнова, А. И. Яковлева). 12.12.1847, Большой т-р, Москва, балетм. Ж. Ришар (по Ф. Тальони), дирижёр Д. П. Карасёв; Аглая – И. Матиас. За рубежом: 1841, Королевский т-р, Лондон, балетм Ф. Тальони; Аглая – М. Тальони, Юноша – Ф. Альбер.

Воссар К.

BOCCÁP (Vaussard) Кристиан (р. 1923, Нёйи-сюр-Сен), франц. артистка и педагог. Училась у К. Замбелли. В 1945–61 в парижской Опере (с 1947 этуаль). Выступала в балетах "Жизель", "Коппелия"; "Два голубя" Мессаже (балетм. Л. Мерант) и др. Первая исполнительница гл. партий в балетах, пост. С. Лифарём: "Странствующий рыцарь" Ибера, "Вариации" на муз. Шуберта, "Жар-птица". Преподаёт в школе парижской Оперы. Выступала в СССР с труппой парижской Оперы (1958).

Е. Я. Суриц.

"Восстание в Серале"

"ВОССТÁНИЕ В СЕРÁЛЕ" ("La Révolte au Sérail"), балет в 3 актах. Комп. Т. Лабар, сцен. и балетм. Ф. Тальони. 4.12.1833, парижская Опера, худ. П. Сисери, Леже, Л. Фёшер и Э. Деплешен (декорации), П. Лормье и Э. Дюпоншель (костюмы); Магомет – Л. С. Монжуа, Измаил – Ж. Мазилье, Зюльма – М. Тальони. В России: 18.12.1835, Большой т-р, Петербург, балетм. А. Д. Титюс (по Ф. Тальони), худ. A. A. Роллер (декорации) и Бальше (костюмы); Зюльма – Л. Круазет (позднее М. Тальони, Е. И. Андреянова, Т. П. Смирнова, H. H. Никитина). 15.9.1840, Большой т-р, Москва (с увертюрой И. И. Иоганниса), балетм. Т. Герино (по Ф. Тальони), худ. И. Браун, дирижёр A. C. Гурьянов; Магомет – H. A. Пешков, Измаил – Герино, Зюльма – Е. А. Санковская.

Востршак З.

ВÓСТРШАК (Vostřák) Збинек (р. 10.6.1920, Прага), чехосл. композитор и дирижёр. Окончил Пражскую консерваторию по классу дирижирования у П. Дедечека и композиции у Р. Карела. Автор балетов: "Буковици" (не поставлен), "Философская история" (1949, Нац. т-р, Прага), "Викторка" (1950, там же), "Снегурочка" (1956, Муз. т-р Карлин, Прага). Последние два пользовались наибольшим успехом в ЧССР и за рубежом.

В. Вашут.

Вощак Я. А.

ВОЩÁК Ярослав Антонович (р. 19.2.1921), сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1979). Чл. КПСС с 1953. Окончил Высший муз. ин-т им. Лысенко во Львове (1939). В 1940–63 дирижёр (с 1953 гл. дирижёр) Т-ра им. Франко, в 1964–65 гл. дирижёр Одесского т-ра, в 1967–70 – Воронежского т-ра, с 1970–72 – Татарского т-ра оперы и балета, с 1972 – Минского т-ра. Участвовал в пост. балетов: "Платок Довбуша" (1951) и "Сойкино крыло" Кос-Анатольского (1956), "Пер Гюнт" на муз. Грига (1955), "Пан Твардовский" (1958), все – Т-р им. Франко, балетм. Н. И. Трегубов, "Последний бал" (1961, балетм. К. Муллер) и "Праздничная сюита" Бирюкова, "Рапсодия в стиле блюз" на муз. Гершвина (оба – 1961, балетм. С. Дречин), все – Т-р им. Франко, "Две легенды" Жиганова (1971, Т-р им. М. Джалиля).

В. В. Ванслов.

Вращение

ВРАЩÉНИЕ, см. En tournant.

"Времена года"

"ВРЕМЕНÁ ГÓДА", одноактный аллегорич. балет в 4 картинах. Комп. А. К. Глазунов, сцен. и балетм. М. И. Петипа. 7.2.1900, Эрмитажный т-р, Петербург; худ. П. Б. Ламбин (декорации) и Е. П. Пономарёв (костюмы), дирижёр P. E. Дриго; Колос – М. Ф. Кшесинская, Иней – А. П. Павлова, Роза – О. И. Преображенская, Зима – А. Д. Булгаков, Вакх – П. А. Гердт, Вакханка – М. М. Петипа, Фавн – A. A. Горский, Ласточка – В. Т. Рыхлякова, Зефир – Н. Г. Легат (13.2.1900 спектакль перенесён на сцену Мариинского т-ра). 1907, Мариинский т-р, балетм. Н. Г. Легат (по Петипа), худ. П. Б. Ламбин (декорации) и А. Я. Головин (костюмы), дирижёр P. E. Дриго; Колос – О. И. Преображенская, Иней – А. Я. Ваганова, Роза – В. А. Трефилова, Зима – H. A. Солянников, Зефир – М. Н. Обухов, Лёд – Э. И. Билль, Град – Г. Г. Кякшт, Ласточка – В. Т. Рыхлякова. Музыка из "В. г." ("Вакханалия" из картины "Осень") была использована М. М. Фокиным в балете "Клеопатра" (Смотри "Египетские ночи").

На сов. сцене: 26.3.1924, Ленингр. т-р оперы и балета, новая ред. в 4 картинах с апофеозом, балетм. Л. С. Леонтьев, худ. H. A. Бенуа, дирижёр A. B. Гаук; Колос – Е. М. Люком, Иней – E. H. Гейденрейх, Лёд – O. A. Облакова, Град – В. К. Иванова, Снег – А. Д. Данилова, Зефир – Б. В. Шавров, Сатиры – П. А. Гусев и В. И. Вайнонен, Вакханка – О. В. Фёдорова, Вакх – Л. С. Петров. 6.2.1959, филиал Большого т-ра, Москва, сцен. и балетм. A. A. Варламов, худ. В. К. Клементьев, дирижёр Г. Г. Жемчужин; Девушка – H. A. Фёдорова, Юноша – П. М. Андрианов, Иней – Н. М. Никитина, Лёд – И. В. Васильева, Л. А. Иванова, Град – И. Н. Зотова, H. H. Позднякова, Т. Н. Попко, Т. Н. Тучнина, Птица – Е. В. Руднева. Балет неоднократно ставился как выпускной спектакль Ленингр. хореографич. уч-ща, в т. ч. – в 1974, сцен. и балетм. K. M. Сергеев, худ. Т. Г. Бруни, дирижёр В. А. Федотов. За рубежом: 1962, Штутгарт, балетм. Дж. Кранко.

Действующие лица – аллегорич. образы Зимы, Весны, Лета и Осени, окружённые неизменными спутниками: Инеем, Градом, Снегом, Зефиром и т. д. Жизнь природы и людей в чередовании разл. времён года олицетворяют наяды, сатиры, вакханки и фавны.

Лит.: Рославлева Н., Вечер одноактных балетов, "МЖ", 1959, № 2; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 1 – Хореографы, Л., 1971, с. 170–72.

Вронский В. И.

ВРÓНСКИЙ (наст. фам. – Надирадзе) Вахтанг Иванович [р. 28.8(10.9).1905, Тбилиси], сов. балетмейстер. Нар. арт. СССР (1962). Чл. КПСС с 1940. С 1923, по окончании Балетной школы при Наркомпросе Грузии в Тбилиси, солист т-ров Ростова-на-Дону, Саратова, Баку, Ташкента. В 1932 начал балетмейстерскую деятельность в Т-ре им. Ахундова, где вновь работал в 1937–40. В 1940–54 гл. балетмейстер Одесского т-ра, в 1954–69 – Т-ра им. Шевченко. Одновременно в 1961–73 художеств. руководитель и балетмейстер укр. труппы балета на льду, в 1978–79 Моск. балета на льду. Пост.: "Эсмеральда" (1940, 1962), "Лилея" (1945, 1956); "Олеся" Русинова (1947), "Ромео и Джульетта" (1955), "Шурале" (1955); "Ростислава" Жуковского (1955), "Лесная песня" Скорульского (1958), "Бахчисарайский фонтан" (1961), "Франческа да Римини" (1962), "Спартак" (1964); "Княгиня Волконская" Знатокова (1966), "Поэма о Марине" Яровинского (1968) и др.

"Шурале". Балетм. В. Вронский

Вронский В. И.

"Шурале". Балетм. В. Вронский

Вуйциковский Л.

ВУЙЦИКÓВСКИЙ (Wójcikowski) Леон (20.2.1899, Варшава, – 23.2.1975, там же), польский артист, балетмейстер, педагог. С 1914 танцовщик "Т-ра Вельки" в Варшаве; в 1915–29 в труппе Русский балет Дягилева, затем в труппах А. П. Павловой (1929–31), "Балле рюс де Монте-Карло" (1932–35), "Балле рюс дю колонель де Базиль" (1936–1945). Партии в пост. балетмейстеров: Л. Ф. Мясина – Коррехидор, Мельник ("Треуголка"), Судьба ("Предзнаменования" на муз. 5-й симфонии Чайковского), Пульчинелла; М. М. Фокина – Негр ("Шехеразада"), Петрушка; Иван-царевич ("Жар-птица"); в собств. пост. – Коппелиус ("Коппелия"), Тиль Уленшпигель; Камельо ("Любовь-волшебница") и др. Руководил балетными труппами – Балет Вуйциковского (1935–36), Польский балет (1938–39), Оперы в Варшаве (1948–49, 1952–54), Оперы в Познани (1950–52). Работал за рубежом: "Фестивал балле" (1960–61), оперный т-р в Кёльне (1962–65). Пост.: "Любовь-волшебница" (1936, 1938); "Серенада" на муз. Моцарта (1938), "Тиль Уленшпигель" на муз. Р. Штрауса (1950, 1953), "Испанская сюита" на муз. Гранадоса (1950, 1953), "Времена года" на муз. Чайковского (1950), "Свантевит" Перковского (1951), "Ученик волшебника" на муз. Дюка (1952), "Ночь на Лысой горе" на муз. Мусоргского (1952), "Коппелия" (1952, 1953) и др. Возобновлял постановки Фокина, Мясина, В. Ф. Нижинского, Б. Ф. Нижинской. Преподавал, затем руководил Гор. балетной школой в Варшаве (1940–44 и 1952–60); педагог Высшей театр. школы в Варшаве (балетмейстерский и педагогич. ф-ты, 1956–58), а также Балетной академии в Кёльне, школы в Антверпене (1962–66), студии ун-та в Бонне (1966–72), в варшавском Т-ре оперетты (1972–73).

И. Турска.

Л. Вуйциковский - Пастух ("Искушение пастушки" Р. Монтеклера, в обработке Казадезюса)

Вуйциковский Л.

Л. Вуйциковский - Пастух ("Искушение пастушки" Р. Монтеклера, в обработке Казадезюса)

Выворотность

ВЫ́ВОРОТНОСТЬ, способность танцовщика к свободному развёртыванию ног наружу от бедра до кончиков пальцев (стопа параллельно линии плеч). В. может быть врождённой, что зависит гл. обр. от строения тазобедренных суставов, или приобретённой путём длительных упражнений. В. – необходимое условие исполнения классического танца.

Вырубова Н.

ВЫ́РУБОВА (Vyroubova) Нина (р. 2.6.1921, Гурзуф), франц. артистка. По происхождению русская. Училась у В. Трефиловой, О. И. Преображенской, Л. Н. Егоровой, В. Гзовского, С. Лифаря. Работала в Балете Елисейских полей (1945–49), Балете Парижа (1949), "Гран балле дю марки де Куэвас" (1957–61), в 1949–56 в парижской Опере (этуаль). Первая исполнительница гл. партий в пост. балетмейстеров: С. Лифаря – "Белоснежка" на муз. Ивена (1951), "Фантастическая свадьба" Деланнуа; Р. Пти – "Бродячие комедианты" Coгe (1945); П. ван Дийка – "Абраксас" и другие. С наибольшим успехом выступала в лирических ролях (Жизель, Сильфида).

Лит.: Laurent J., N. Vyroubova et ses visages, P., 1958.

Е. Я. Суриц.

Выход

ВЫ́ХОД, см. Entrée.

Вьетнамский классический танец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вяльяотс У. Й.

ВЯ́ЛЬЯОТС Удо Йоханович (р. 2.4.1916, Пярну), сов. артист, балетмейстер, режиссёр. Нар. арт. Эст. ССР (1976). Окончил балетную студию. В 1934–60 солист балета т-ра "Ванемуйне". Среди партий: Феб, Ромео; Труффальдино ("Мнимый жених" Чулаки), Чёрт ("Калевипоэг" Каппа), Евгений. С 1945 работает как балетмейстер. Пост.: "Ромео и Джульетта" (1946, совм. с И. Урбель); "Балет-симфония" (1960) и "Мальчик и бабочка" (1963) Тамберга, хореографич. миниатюры "Улица" Юрисалу и "Универмаг" Коха и другие. С 1960 режиссёр т-ра "Эстония".

Вяртси Х. Ф.

ВЯ́РТСИ (Värtsi) Хейкки Фёдор (р. 22.8.1931, Кякисалми), фин. артист и балетмейстер. Учился в школе Финской нац. оперы (педагог А. Сакселин), а также у С. Лифаря, Дж. Баланчина, Л. М. Лавровского. С 1953 в труппе Финской нац. оперы. Исполняет гл. партии в балетах: "Песси и Иллюзия" Соннинена, "Шопениана", "Лебединое озеро", "Треуголка", "Эсмеральда", "Каменный цветок", "Спящая красавица", "Коппелия", "Жизель", "Золушка" (Мачеха), "Ромео и Джульетта" (Меркуцио) и др. Пост. в этом т-ре неск. балетов ("Психе", 1974, "Балет-спорт", 1975; "Триптих", 1978, и др.).

И. Виенола-Линдфорс.

Предыдущая страница Следующая страница