Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "Е"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е"

Еcartе

ÉCARTÉ (экартé, франц., от écarter – раздвигать), поза классич. танца, в к-рой тело танцовщика развёрнуто по диагонали, нога поднята в сторону (à la seconde), корпус отклонён от поднятой ноги; рука, соответствующая поднятой ноге, находится в III позиции, другая отведена на II; голова повёрнута в направлении этой ноги (Е. вперёд) или от неё (Е. назад).

Г. К. Кузнецова.

Еchappе

ÉCHAPPÉ, pas (эшаппé, франц., от échapper – ускользать, вырываться), движение состоит из двух прыжков, во время к-рых ноги переводятся из закрытой позиции (I или V) в открытую (II или IV) и обратно в закрытую. Исполняется на маленьком и большом прыжках – petit Е. и grand Ε., а также с заноской – Е. battu. По такому же принципу исполняется pas E. на пальцах – из закрытой позиции делается relevé на пальцы в открытую позицию и затем спуск с пальцев в исходную позицию.

Г. К. Кузнецова.

Еpaulement

ÉPAULEMENT (эпольмáн, франц., от épaule – плечо), определённое положение танцовщика, при к-ром фигура развёрнута вполоборота к зрителю, голова повёрнута к плечу, выдвинутому вперёд. Е. croisé и Е. effacé являются исходным положением при образовании основных поз классич. танца, а также при исполнении большинства танцевальных pas.

Г. К. Кузнецова.

"Евника и Петроний"

"ÉВНИКА И ПЕТРÓНИЙ", балет в 2 актах 3 картинах (по роману "Камо грядеши?" Сенкевича) на муз. Ф. Шопена (инструментовка А. Ф. Арендса), сцен. и балетм. A. A. Горский. 8.12.1915, Большой театр, Москва, худ. Ф. А. Лавдовский и Воронов, дирижёр А. Ф. Арендс; Евника – Е. В. Гельцер (позднее В. А. Каралли), Петроний – М. М. Мордкин. 19.5.1922, возобн., Новый Т-р, Москва; Евника – Е. М. Адамович, Петроний – А. Д. Булгаков.

Лит.: Мартынова О., Екатерина Гельцер, М., 1965, с. 60–63; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 1 – Хореографы, Л., 1971, с. 286–89.

Евтеева Е. В.

EBTÉEBA Елена Викторовна (р. 14.3.1947, Ленинград), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1974). С 1966, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог Л. М. Тюнтина), в Т-ре им. Кирова. Среди партий: Жизель, Никия, Одетта – Одиллия, Мария, Джульетта (балетм. Л. М. Лавровский), Золушка; Офелия ("Гамлет" Червинского, балетм. K. M. Сергеев); Девица-краса ("Страна чудес" Шварца) и Фригия – балетм. Л. В. Якобсон, Ширин; Катерина ("Каменный цветок") – все балетм. Ю. Н. Григорович; Ева ("Сотворение мира" Петрова, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв), Девушка ("Ленинградская симфония", балетм. И. Д. Бельский), Дуняша ("Левша" Б. Александрова, балетм. K. M. Сергеев), Эсмеральда ("Собор Парижской богоматери" Жарра, балетм. Р. Пти).

Л. П. Савицкая.

Егиазарян Г. И.

ЕГИАЗАРЯ́Н Григорий (Григор) Ильич (Егиазарович) [p. 8(21).12.1908, с. Блур Сурмалинского у., ныне Турция], сов. композитор. Нар. арт. СССР (1977). Чл. КПСС с 1950. В 1935 окончил Моск. консерваторию (класс Н. Я. Мясковского). Один из ведущих представителей арм. сов. композиторской школы. Работает гл. обр. в области балетной и программно-симфонич. музыки. Автор балетов "Севан" (1946, пост. 1956, Т-р им. Спендиарова, балетм. И. И. Арбатов; 2-я ред. – "Озеро грёз", пост. 1968, там же, балетм. М. С. Мартиросян), "Ара Прекрасный и Семирамида (Шамирам)" (1972). Гос. пр. Арм. ССР (1970).

Лит.: Худабашян К., Григор Егиазарян, Ер., 1966 (на арм. яз.); Еолян И., Григор Егиазарян, М., 1968.

Егоров О. М.

ЕГÓРОВ Олег Матвеевич (р. 10.8.1938, Коломна), сов. артист. Засл. арт. Карел. АССР (1959). Чл. КПСС с 1975. С 1957, по окончании Ленингр., хореографич. уч-ща (педагог А. И. Пушкин), в Т-ре им. Айни, затем в Музыкально-драматич. т-ре Карельской AĆCP. С 1960 в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Танцевал в балетах, пост. Н:С. Холфиным, В. П. Бурмейстером, A. B. Чичинадзе и другие. Среди партий: Вакх ("Вальпургиева ночь"), Феб; Альберт и Ганс ("Жизель"), Вацлав; Раб и Бирбанто ("Корсар"), Синдбад ("Шехеразада"), Дон Жуан ("Дон Жуан" на муз. Р. Штрауса), Паоло ("Франческа да Римини"), Антонио ("Лола"), Юноша ("Берег надежды" Петрова), Капитони ("Доктор Айболит"), Орлов ("Прозрение" Буцко), Лотар ("Коппелия"), Козелков ("Мечтатели" на муз. Шостаковича), Прокоп ("Степан Разин" Сидельникова).

E. H. Надеждина.

Еланян Ф. М.

ЕЛАНЯ́Н Фрунзе Межанович (р. 22.2.1928, Ереван), сов. артист, педагог. Нар. арт. Арм. ССР (1967). По окончании Ереванского хореографич. уч-ща (педагог Б. М. Обухов), в 1944–68 в Т-ре им. Спендиарова. Среди партий: Жан де Бриен; Давид Сасунский ("Хандут" Спендиарова), Базиль; Армис ("Мармар" Оганесяна), Зигфрид, Альберт и другие. В 1968–70 учился на педагогич. курсах при Моск. хореографич. уч-ще; в 1971 хореограф-педагог в Словацком Нац. т-ре в Братиславе, затем педагог Ереванского хореографич. уч-ща.

Ф. Еланян - Варшаш, Л. Семанова - Сона ("Сона")

Еланян Ф. М.

Ф. Еланян - Варшаш, Л. Семанова - Сона ("Сона")

"Елена Троянская"

"ЕЛÉНА ТРОЯ́НСКАЯ" ("Helen of Troy"), балеты на муз. и сюжет оперетты Ж. Оффенбаха "Прекрасная Елена". 1) Муз. в аранжировке А. Дорати, сцен. Д. Лишин и Дорати. 29.11.1942, "Балле тиэтр", Детройт, балетм. М. М. Фокин (неоконченный вариант) и Лишин (окончательный вариант), худ. М. Верте; Елена – И. Баронова, Парис – А. Эглевский, Менелай – С. Семёнов, Гера – Р. Хайтауэр, Гермес – Дж. Роббинс, Овечка – Дж. Хант. 2) "Прекрасная Елена" ("La Belle Hélène"). Муз. в аранжировке Л. Обера и М. Розенталя, сцен. М. Ашар и Р. Манюэль. 6.4.1955, парижская Опера, балетм. Дж. Кранко, худ. М. Верте; исполнители – И. Шовире, М. Рено, М. Боццони, К. Бесси и другие.

Е. Я. Суриц.

Елизарьев В. Н.

ЕЛИЗАРЬЕВ Валентин Николаевич (р. 30.10.1947, Баку), сов. балетмейстер. Засл. деят. иск-в БССР (1976). Окончил Ленингр. хореографич. уч-ще и балетм. отделение Ленингр. консерватории (ученик И. Д. Бельского). Пост. хореографич. миниатюры и одноактные балеты: "Контрасты" на муз. Щедрина, "Дорога" на муз. Самойлова, "Классическая симфония" на муз. Прокофьева, "Поэма" на муз. Петрова и другие., балетную часть телефильма "Фантазия". С 1973 гл. балетмейстер Минского т-ра, где пост.: "Кармен-сюита" (1974), "Сотворение мира" Петрова (1976), "Тиль Уленшпигель" Глебова (1978, Минск; под назв. "Легенда о Тиле" – в Т-ре им. Кирова, 1977), "Камерная сюита" на муз. Щедрина (1977). Пр. Всесоюзного конкурса балетмейстеров (1972).

Ю. М. Чурко.

"Тиль Уленшпигель". Балетм. В. Елизарьев

Елизарьев В. Н.

"Тиль Уленшпигель". Балетм. В. Елизарьев

Енчик Й.

ÉНЧИК (Jenčik) Йозеф (22.10.1893, Прага, – 10.5.1945, там же), чехосл. артист и балетмейстер. Ученик А. Вискузи, работал в 1912 в его труппе (Лондон). Затем выступал в Нац. т-ре (Прага), в Вене. После 1-й мировой войны работал в разл. кабаре и ночных клубах. В Праге, в т-ре "Люцерна" основал группу "Гёрлс Енчика", к-рая в 1929 вошла в состав "Освобождённого т-ра" (Прага). С 1937 балетмейстер Нац. т-ра (Прага). Пост. балеты: "Снотворное" Шмитта (1932), "Шпаличек" Мартину (1933), "Чёрт в деревне" Лхотки (1938), "Король Лавра" Кршички (1940), "Крысолов" Боржковца и другие. Отвергая рутину, искал новые пути развития балетного иск-ва. Работал в кино как актёр-танцовщик и режиссёр. Автор балетных сценариев, спец. исследований.

В. Вашут.

Ереванское хореографическое училище

ЕРЕВАНСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ. В 1924 балетмейстер и педагог В. А. Аристакесян организовал в Ереване хореографич. студию, в к-рой преподавались восточные танцы и танцы народов Кавказа (педагог Аристакесян), пластика (Н. Лисициан), а также классич. экзерсис. В 1927 в Ереване была открыта Студия ритма и пластики под рук. А. Дуринян. На базе этих студий в 1930 был создан Ереванский техникум ритма, пластики и физкультуры (рук. С. Лисициан), преобразованный в 1931 в Хорео-графич. техникум, с 1937 – в училище. В 1937–41 директор Н. Саркисян. Художеств. руководители – З. Мурадян, затем М. Ф. Моисеев (с 1940), А. Дуринян (с 1944), М. Мартиросян (с 1959). Здесь преподавали: Л. П. Воинова-Шиканян, Р. Тавризян, С. Саркисян, А. Д. Богонькова, Д. Н. Гацина, Л. В. Семанова. В 1957 в уч-ще открыто отделение арм. танца (рук. А. Гарибян, с 1960 – Н. Хачатрян). Срок обучения в Е. х. у. по специальности 8 лет. Педагогич. состав – в основном из бывших выпускников уч-ща (С. Акопджанян, Л. Самаргашян, М. Мурадян, С. Овнанян, Ж. Бабаханян, Р. Хачикян, Ф. Еланян, А. Тер-Габриелян и другие.). Среди воспитанников также: В. Галстян, Т. Григорян, В. Ханамирян и другие. С 1974 директор уч-ща Т. Григорян, худ. рук. Н. Мегрибян.

Лит.: Ереванское хореографическое училище, Ер., 1975.

Ермолаев А. Н.

ЕРМОЛÁЕВ Алексей Николаевич [10(23). 2.1910, Петербург, – 12.12.1975, Москва], сов. артист, балетмейстер, педагог. Нар. арт. СССР (1970). В 1926 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог В. И. Пономарёв); на выпускном экзамене исполнил партию Бога ветра ("Талисман" Дриго). В 1926–30 в Ленингр. т-ре оперы и балета. Партии: Базиль, Зигфрид; Гений вод ("Конёк-Горбунок"), Дезире; Зимняя птица ("Ледяная дева", 1927, балетм. Ф. В. Лопухов), Акробат и Божок ("Красный мак", 1929, балетм. Лопухов и В. И. Пономарёв) и др. В 1930–58 в Большом т-ре. Партии: Тибальд ("Ромео и Джульетта", 1946, балетм. Л. М. Лавровский), Филипп ("Пламя Парижа", 1947, балетм. В. И. Вайнонен, Гос. пр. СССравни 1947), Рипафратта ("Мирандолина", 1949, балетм. Вайнонен), Евгений ("Медный всадник", 1949, балетм. Р. В. Захаров), Альберт; Ли Шанфу ("Красный мак", 1949, балетм. Лавровский, Гос. пр. СССравни 1950), Северьян ("Сказ о каменном цветке", 1954, балетм. тот же), Гирей. Е. – один из крупнейших представителей сов. балетного т-ра, выдающийся классич. танцовщик героико-романтич. амплуа. Создал новый стиль мужского танца – экспрессивного, мужественного, виртуозного, оказав влияние на последующих исполнителей. Образы Е. были проникнуты значительностью мысли, псйхологич. глубиной. В 1939 Е. выступил как балетмейстер, поставив (с Ф. В. Лопуховым) на сцене Минского т-ра первый белорус. балет – "Соловей" Крошнера, затем – "Пламенные сердца" Золотарёва (1955, там же). В своих спектаклях Е. обогащал лексику танца. В 1960–75 педагог-репетитор Большого т-ра и, одновременно, педагог и художеств. руководитель (1968–72) Моск. хореографич. уч-ща. Среди его учеников – Ю. К. Владимиров. Гос. пр. СССР (1946, за выдающиеся достижения в области балета).

Лит.: Слонимский Ю., Советский балет, М.– Л., 1950; Алексей Ермолаев. Сб. статей, М., 1974.

Н. М. Садовская.

Ермолаев В. М.

ЕРМОЛÁЕВ Владимир Михайлович [р. 27.5(9.6).1907, Петербург], сов. артист, педагог, балетмейстер. Засл. арт. Укр. ССР (1958). Учился в Киеве: с 1920 в студии Б. Ф. Нижинской, затем в студии при т-ре Оперы. С 1924 стажёр, с 1926 артист этого т-ра. Позднее выступал в Киевском передвижном оперном т-ре, Свердловском т-ре, в 1930–1933 – Моск. художеств. балете под рук. В. В. Кригер. В 1933–37 артист и педагог Т-ра им. Ахундова. Одновременно преподавал в Бакинском хореографич. уч-ще (пост. балеты "Коппелия", "Конёк-Горбунок", "Спящая красавица"). В 1937–60 работал в Киевском т-ре муз. комедии. Среди партий: Эспада ("Дон Кихот"), Ли Шанфу; Никез ("Соперницы" на муз. Гертеля), Нурали; Франц ("Коппелия"), Граф ("Чары любви"). Исполнял па-де-труа, мазурку, испанский танец, чардаш в "Лебедином озере", танцы в оперных спектаклях. В концертном репертуаре Е. – "Сегедилья" и "Чардаш" (в пост. К. Я. Голейзовского), "Вальс" Штрауса, "Мелодия" Глюка и другие. В 1959–68 педагог танца в Киевском ин-те театр. иск-ва и Киевской консерватории.

Ермолов И. А.

ЕРМÓЛОВ Иван Алексеевич [5(17).11. 1831 – 29.3(11.4).1914], рус. артист, педагог. Сын театр. гардеробщика, дед М. Н. Ермоловой. С 1850, по окончании Моск. театр. уч-ща, в Большом т-ре. Выступал в ведущих партиях романтич. репертуара: Альберт; Джемс Рюбен ("Сильфида"), Рыбак ("Дочь фараона"), Гренгуар ("Эсмеральда"). Актёрская выразительность сочеталась у Е. с высокой техникой танца. Классич. танцовщик, Е. исполнял и характерные танцы, мимич. роли. Оставив сцену, в 1882–98 вёл класс усовершенствования солистов в балетной труппе т-ра. В 1880–98 преподавал в Моск. театр. уч-ще. Среди его выпускников – В. Д. Тихомиров. Учил бальным танцам детей моск. купца С. В. Алексеева, в т. ч. и Костю Алексеева (по сцене К. С. Станиславский).

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.–М., 1963.

Г. Ю. Бродская.

Еропкин И. Л.

ЕРÓПКИН Иван Лаврентьевич (1764, Москва, – 1814, Харьков), рус. артист. В 1780 окончил школу моcк. Воспитательного дома (ученик Л. Парадиза). В 1780–83 в Вольном Российском т-ре К. Книппера, в 1783–92 придворном т-ре в Петербурге. Был одним из лучших исполнителей комич. ролей. С 1810–1814 преподавал танцы в Харьковском университете.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–М., 1958; Бахрушин Ю. А., История русского балета, 3 изд., М., 1977.

E. H. Надеждина.

Ершов П. К.

ЕРШÓВ Пётр Кондратьевич (9.1.1897, Саратов, – 26.3.1960, Москва), сов. театр. художник. Окончил Саратовское рисовальное уч-ще. Дебютировал как театр. художник в 1919. Работал в т-рах Батуми, Перми, Одессы, Ростова-на-Дону, Ташкента, Баку, Днепропетровска и другие. городов. В 1953–60 гл. художник Т-ра им. Махтумкули. Внёс большой вклад в развитие театр. культуры Туркмении. Преподавал на театрально-декорационном отделении Ашхабадского художеств. уч-ща. Оформил спектакли: "Красный мак" (1929, т-р "Аквариум", Москва; 1933, Пермский т-р), "Корсар" (1934, Пермский т-р), "Сердце гор" Баланчивадзе (1937, Днепропетровский т-р оперы и балета; 1947, Львовский т-р), "Эсмеральда" (1954, Т-р им. Махтумкули), "Дон Кихот" (1957, там же) и др.

В. М. Паппе.

Ефремов А. С.

ЕФРÉМОВ Афанасий Семёнович (р. 12.9.1932, 2-й Нахаринский сельсовет Мегино- Кангаласского р-на Якут. АССР), сов. артист. Засл. арт. Якут. АССР (1964). Окончил Якутское муз.-художеств. уч-ще (1955, педагог П. М. Ходырев), совершенствовался в Ленингр. хореографич. уч-ще (у Л. С. Петрова). В 1956–77 в Якутском муз.-драм. т-ре. Исполнял гл. партии в классич. (Вацлав – "Бахчисарайский фонтан" и другие.) и национальных балетах ("Чурумчуку" и другие.>.). С 1967 работает в области художеств. самодеятельности.

Ефремова С. В.

ЕФРÉМОВА Светлана Викторовна (р. 24.11.1946, Чебоксары), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1977). С 1966, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог Н. В. Беликова), в Т-ре им. Кирова. Среди партий: Маша, Аврора, Жизель, Ширин; Офелия ("Гамлет" Червинского, 1970, балетм. K. M. Сергеев), Чертовка ("Сотворение мира" Петрова, 1971, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв), Золушка; Хасинта ("Лауренсия"), Роза ("Зачарованный принц" Бриттена, 1972, балетм. О. М. Виноградов), Птица-мечта ("Икар", 1974, балетм. И. Д. Бельский), Дуняша ("Левша" Б. Александрова, 1976, балетм. K. M. Сергеев), Неле ("Легенда о Тиле", 1977, балетм. В. Н. Елизарьев).

Л. П. Савицкая.

Ефремова Ф. П.

ЕФРÉМОВА (Кузнецова) Фаина Порфирьевна (р. 7.11.1923, Москва), сов. артистка и педагог. Засл. арт. РСФСР (1966). По окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог Г. П. Петрова), 1941–69 в Большом т-ре. Партии: джига ("Дон Кихот"), чардаш и мазурка ("Коппелия"), сарацинский и венгерский танцы ("Раймонда"), Огненная ведьма ("Шурале", балетм. Л. В. Якобсон), Чага ("Половецкие пляски"), тарантелла ("Мирандолина", балетм. В. И. Вайнонен), Чертовка и Русская кукла ("Щелкунчик"; балетм. Ю. Н. Григорович). С 1970 педагог Моск. хореографич. уч-ща, педагог-репетитор Каирской балетной школы. С 1975 педагог-репетитор Моск. гос. т-ра эстрады.

В. И. Зарубин.

Предыдущая страница Следующая страница