Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФЛИ"-"ФЮЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФЛИ"-"ФЮЛ")

Флиндт В.

ФЛИНДТ (Flindt) Виви [урождённая Гелькер (Gelker)] (р. 22.2.1943, Копенгаген), дат. артистка. Училась в школе Королевского дат. балета, с 1961 в этой труппе (с 1967 солистка). Первая исполнительница ролей в балетах своего мужа – Флемминга Ф.: "Чудесный мандарин" (1967); "Триумф смерти" Коппеля (1972) и др. В 1965 выступала в балете Б. Кульберг "Фрекен Юлия", затем в ведущих партиях в балетах А. Бурнонвиля ("Окно" Лумбю, Хольма; "Вольные стрелки из Амагера" Хольма) и в пост. совр. балетмейстеров Дж. Кранко – Дама ("Дама и шут" на муз. Верди в обр. Маккераса) и А. Тюдора – Хозяйка дома ("Сиреневый сад"). Дарование Ф. наиболее полно проявилось в спектаклях, современных по теме и хореография, лексике. Лучшая исполнительница партий в балетах: "Павана мавра"; "Ореол" на муз. Генделя (балетм. П. Тейлор), "Лунный Пьеро" на муз. Шёнберга (балетм. Г. Тетли). В 1973

гастролировала в СССР с труппой Королевского дат. балета.

Е. Я. Суриц.

Флиндт Ф.

ФЛИНДТ (Flindt) Флемминг (р. 30.9.1936, Копенгаген), дат. артист, балетмейстер. В 1946–55 учился в школе Королевского дат. балета у X. Ландера и В. Волковой, с 1955 в этой труппе (с 1957 солист; в 1966–78 художеств. руководитель). Работал также в "Лондон фестивал балле", парижской Опере и другие. Был первым исполнителем гл. партий в балетах "Вариации для четверых" Кьоу (1957, балетм. А. Долин), "Триумф любви" Люлли (1962, балетм. Ландер) и в большинстве своих постановок. Исполнял ведущие партии в балетах "Лебединое озеро" и "Сильфида". Успешно выступал также в лирич. и гротеск. партиях: "Неаполь", "Волк", "Этюды". Пост.: "Урок" (1964) и "Три мушкетёра" (1966) Дельрю, "Чудесный мандарин" (1967); "Молодой человек должен жениться" Нёргора (1967), "Лебединое озеро" (1969), "Щелкунчик" (1971); "Триумф смерти" Коппеля (1972), "Felix Luna" Бука (1973), "Страна мечтаний" Коппеля (1974) и др. В творчестве сочетает классику с совр. формами. Как руководитель Королевского дат. балета сохранял балеты Авг. Бурнонвиля, пополнял репертуар экспериментальными постановками. В 1973 вместе с труппой Королевского дат. балета гастролировал в СССравни Ф. был в составе жюри 1-го и 2-го Междунар. конкурсов артистов балета в Москве (1969, 1973).

Лит.: Aschengreen Ε., Flemming Flindt, "Les saisons de la danse", 1970, Décembre.

Е. Я. Суриц.

"Чудесный мандарин". Балетм. Ф. Флиндт

Флиндт Ф.

"Чудесный мандарин". Балетм. Ф. Флиндт

"Флора и Зефир"

"ФЛÓРА И ЗЕФИ́Р" ("Flore et Zephire"), "Зефир и Флора" ("Zephire et Flore"), одноактные балеты на сюжет антич. мифологии, 1) "Флора и Зефир". Комп. Ч. Босси, сцен. и балетм. Ш. Дидло. 7.7.1796, "Кингс тиэтр", Лондон, худ. Липаротти; Флора – Р. Дидло (Колинет), Зефир – Ш. Дидло. В 1830 в этом балете в Лондоне дебютировала М. Тальони. 2) "Зефир и Флора". Комп. К. А. Кавос, сцен. и балетм. Ш. Дидло. 1804, Эрмитажный т-р, Петербург; Зефир – Л. Дюпор, Флора – М. И. Данилова, 1822, возобн., Большой т-р, Петербург; Флора – А. И. Истомина (позднее Л. Круазет, Е. И. Андреянова). 1817, Большой т-р, Москва, балетм. А. П. Глушковский (по Дидло), худ. Чермак; Зефир – Глушковский, Флора – Кротова, Венера – Т. Н. Глушковская. 1829, возобн., там же, комп. К. А. Кавос и Н. Е. Кубишта, худ. И. Браун, И. Н. Иванов; Зефир – Ж. Ришар, Флора – В. Гюллень-Сор. 3) "Зефир непостоянный, наказанный и пойманный, или Свадьба Флоры". Комп. А. Венюа, сцен. и балетм. Ш. Л. Дидло. 7.4.1812, т-р "Ковент-Гарден", Лондон. 1815, под назв. "Зефир и Флора", на ту же музыку, дополненную произв. П. Л. Хью-Дефоржа и Ф. Ш. Лефевра, парижская Опера, балетм. Ш. Дидло, худ. П. Сисери (декорации) и Марш (костюмы); Зефир – Ф. Д. Альбер, Флора – Ж. Гослен. 1818, тот же вариант, Эрмитажный т-р, Петербург; балетм. Ш. Дидло, худ. С. П. Кондратьев (декорации) и К. Бабини (костюмы), Зефир – Ш. Дидло, Флора – Р. Дидло. 4) "Зефир и Флора". Комп. В. Дукельский, сцен. Б. Кохно. 1925, Русский балет Дягилева, т-р Монте-Карло, балетм. Л. Ф. Мясин, худ. Ж. Брак; Зефир – А. Долин, Флора – А. Никитина, Борей – С. Лифарь.

Лит.: Слонимский Ю., Дидло. Вехи творческой биографии, Л.–М., 1958; его же, Балетные строки Пушкина, Л., 1974; Гинзбург С. Л., Русский музыкальный театр. 1700–1835 гг., Л.–М., 1941, с. 239–40; Beaumont С. W., Complete book of ballets, N. Y., [1938], p. 19–23.

Фодор А.

ФÓДОР (Fodor) Антал (р. 1.1.1941, Баранд), венг. артист и балетмейстер. Учился в Гос. ин-те балета (1954–59) и Ин-те театрального и киноискусств (1968–71). В 1959–68 в Печском балете. Первая значит. партия – в балете "Я жил в такое время" (балетм. И. Экк, 1962). Поставил здесь балет "Ballo Concertante" на муз. Вивальди, ставший значит. произв. нац. хореографии, и балет "Карусель" на муз. И. Штрауса. С 1968 артист, с 1971 балетмейстер Венг. оперного т-ра в Будапеште. Пост.: "Жертва" Соколаи (1971), "Скрипичный концерт ми мажор" на муз. Монтеверди. В 1973 для студийного спектакля "Десятиминутные балеты" создал миниатюры "Павана и чакона" на муз. Пёрселла и "Полиморфия" на муз. Пендерецкого. Для телевидения поставил балеты "Дон Жуан" на муз. Р. Штрауса и "Болеро" (оба – 1976). С 1973 преподаёт в Ин-те театрального и киноискусств.

Г. Дьенеш.

Фокин М. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фокина В. П.

ФÓКИНА (Антонова) Вера Петровна (3.8.1886, Петербург, – 29.7.1958, Нью-Йорк), рус. артистка и педагог. В 1904–18, по окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог K. M. Куличевская), в Мариинском т-ре. Среди работ: Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), панадерос, сарацинский танец ("Раймонда"), чардаш ("Конёк-Горбунок"), лезгинка (опера "Руслан и Людмила"). В 1909–12 и 1914 участвовала в Русских сезонах и спектаклях Русского балета Дягилева. Жена и сподвижница М. М. Фокина, исполнила партии в его балетах: Актея ("Эвника" Щербачёва), Кьярина ("Карнавал"), Береника ("Египетские ночи"), Вакханка ("Вакханалия" на муз. Глазунова), Зобеида ("Шехеразада"), Царевна ("Жар-птица"), Хлоя ("Дафнис и Хлоя"), Персидская княжна ("Стенька Разин" на муз. Глазунова), Солистка ("Арагонская хота" на муз. Глинки), Жена царя ("Исламей" на муз. Балакирева) и др. В 1918 вместе с мужем уехала на гастроли в Швецию. С 1921 жила в США. Ç, 1923 преподавала в студии Фокиных в Нью-Йорке.

Лит.: Фокин М. М., Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма. Л.–М., 1962.

Г. Н. Добровольская.

В. Фокина и М. Фокин в балете "Шехеразада"

Фокина В. П.

В. Фокина и М. Фокин в балете "Шехеразада"

Фокстрот

ФОКСТРÓТ (англ. foxtrot, от fox – лиса и trot – рысь, быстрый шаг), салонный танец. Возник в 1912 в США. После 1-й мировой войны 1914–18 получил распространение в Европе. Муз. размер 4/4. В основе Ф. – танц. движение тустепа. Для Ф. характерны синкопированный ритм, метрически ровные движения, варьируемые танцующими. Ф. – типичная джазовая форма.

И. С. Ивлиева.

Фомин П. Д.

ФОМИ́Н Павел Дмитриевич (р. 16.10.1941, Измаил), сов. артист. Засл. арт. УССР (1971). В 1961 окончил Одесскую хореографич. школу (педагог Г. А. Релье). С 1958 в балетной труппе, с 1968 педагог и репетитор Одесского т-ра. Партии: Альберт; Принц ("Золушка"), Дезире, Колен, Базиль, Ромео, Меркуцио; Гармодий ("Спартак") и др.

И. Г. Кузнецова.

Фоминых Л. Н.

ФОМИНЫ́Х Любовь Николаевна (р. 20.8.1952, г. Курган), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1977). По окончании Пермского хореографич. уч-ща (педагог Л. П. Сахарова), с 1970 в Пермском т-ре. Среди партий: Сванильда, Гаянэ, Пахита, Аврора, Маша, Жизель, Китри; Ева ("Сотворение мира" Петрова), Смеральдина ("Слуга двух господ" Чудаки). 1-я пр. Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве (1976). Участвовала в гастролях за рубежом.

Л. Н. Деменёва.

Фонтейн М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Форгач Й.

ФÓРГАЧ (Forgách) Йожеф (р. 11.9.1941, Озд), венг. артист. Учился в Гос. ин-те балета у X. Хидаш и Д. Лёринца (1951–59), в 1963 получил диплом балетмейстера. С 1959 в труппе Венг. оперного т-ра в Будапеште. Среди партий: Студент ("Чудесный мандарин", 1964, балетм. Д. Харангозо; 1970, Л. Шереги), Принц ("Деревянный принц", 1965, балетм. Харангозо; 1970, Шереги), Нурали; Шут ("Лебединое озеро"), Голубая птица; Ален ("Тщетная предосторожность", балетм. Ф. Аштон), Амур ("Сильвия", балетм. Шереги, 1972). Гастролировал за рубежом. Снимался в фильмах-балетах "Деревянный принц", "Послеполуденный отдых фавна", "Тарас Бульба" и "Жизель". В 1962–72 балетмейстер Гос. ансамбля нар. танца. С 1972 руководитель балетмейстерского ф-та Гос. ин-та балета в Будапеште. Пр. Между-нар. конкурса артистов балета в Варне (1964), пр. Листа (1970).

Г. Дьенеш.

Форе Г.

ФОРÉ (Fauré) Габриель (12.5.1845, Памье, Арьеж, – 4.11.1924, Париж), франц. композитор. Чл. Ин-та Франции (1909). Ученик К. Сен-Санса. Профессор Парижской консерватории (с 1896; в 1905–19 директор). Автор опер, "Реквиема" (1888), оркестровых и инструм. произведений, музыки к драматич. спектаклям. Среди балетов, созданных на муз. Ф.: "Маски и бергамаски" (1920, "Опера комик", Париж, балетм. Ж. Шаль), "Лунный луч" (на муз. Темы с вариациями для фортепьяно, оркестровая версия Д. Энгельбрехта, 1928, парижская Опера, балетм. К. Ари), "Странный праздник" (1940, "Арт тиэтр", Лондон, балетм. А. Хоуард), "Пеллеас и Мелизанда" (на муз. к одноим. спектаклю по пьесе Метерлинка, 1953, Фестиваль в Ангьене, балетм. Ж. Ж. Эчевери), "Баллада" (1966, Нидерландский танцевальный театр, балетм. Б. Харкарви), "Изумруды" (1-я часть балета "Драгоценности", на муз. к спектаклям "Пеллеас и Мелизанда" и "Шейлок"; 1967, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Баланчин; показан в СССР этой труппой в 1972), "Баллада" (1972, Королевский балет, Лондон, балетм. К. Макмиллан), "Павана" (1973, там же, балетм. тот же), "Реквием. Проклятия и просветления" на муз. Ф., Верди и Шьортино (1977, балетм. Ж. Руссильо), "Реквием. Проклятия и просветления" (1977, Штутгартский балет, балетм. Макмиллан), "Баллада" (1980, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Баланчин).

B. A. Кулаков.

Фореггер Н. М.

ФОРÉГГЕР (наст. фам. – Грейфентурн) Николай Михайлович [6(18).4.1892, Москва, – 8.6.1939, Куйбышев], сов. режиссёр и балетмейстер. В 1920 создал в Москве мастерскую "Мастфор" ("Мастерская Фореггера"; существовала до 1924). Поставил здесь "Танцы машин", в к-рых акробатика и танцы изображали производственные процессы. В 1924–1926 поставил циклы "Исторические танцы", "Конструктивный гопак", "Танец будённовской кавалерии" и другие. В 1929–34 гл. режиссёр Харьковского т-ра оперы и балета, где поставил "Половецкие пляски" (1929); "Футболист" Оранского (1930), "Ференджи" Яновского (1930, совм. с П. Кретовым). В 1934–1936 ставил спектакли в Т-ре им. Шевченко (Киев). В 1938–39 гл. режиссёр и худ. рук. Куйбышевского т-ра оперы и балета.

Лит.: Шереметьевская Н., Николай Фореггер – постановщик танцев, "Т", 1972, № 5, с. 134–142; Gordon M., Foregger and the Dance of Machines, "The drama review", 1975, march.

Формализм

ФОРМАЛИ́ЗМ в балете, как и в др. иск-вах, – самодовлеющее формотворчество, лишённое содержания. В упадочном бурж. иск-ве 20 в. Ф. развивается как следствие духовного опустошения и обесчеловечивания художеств. творчества, утраты иск-вом идеала и обществ. целей. Он выражается в отказе от языка классич. и нар. танца, от исторически сложившихся танц. форм, в культивировании уродливой пластики, в бессмысленных комбинациях движений, нарочито лишённых выразительности. Ф. развивается под флагом лженоваторства, его сторонники утверждают, что стремятся к обогащению формы. Однако форма, лишённая содержания, распадается, утрачивает человечность и красоту. Тенденции Ф. свойственны также тем произв., к-рые не порывают с традиц. танц. лексикой, но сводят смысл иск-ва к чистой "игре форм", к бессодержательному сочетанию элементов, к голой технике. Ф. в хореографии родствен таким явлениям упадочного модернистского искусства, как абстракционизм в живописи, театр абсурда и другие.

Лит.: Габович М., Душой исполненный полет, М., 1966; Карп П., О балете, М., 1967; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; его же, Статьи о балете, Л., 1980.

В. В. Ванслов.

Форнароли Ч.

ФОРНАРÓЛИ (Fornaroli) Чиа (16.10.1888, Милан, – 16.8.1954, Нью-Йорк), итал. артистка, балетмейстер и педагог. Училась в школе "Ла Скала" (среди учителей – Э. Чеккетти). В 1910–14 прима-балерина "Метрополитен-опера". Гастро- лировала во мн. странах, выступала с труппой А. П. Павловой, снималась в кино. В 1921–23 и 1924–33 ведущая солистка "Ла Скала", танцевала гл. партии в балетах: "Принц Малит" Пик-Манджагалли, "Брама" Даль Арджине (балетм. И. Монплезир), "Эксцельсиор" Маренко (балетм. Л. Манцотти), "Пьетро Микка" Кити, в дивертисментах в операх "Легенда о Сакунтале" Альфано, "Луиза" Шарпантье и "Орфей" Глюка. В 1932–34 пост. для Междунар. муз. фестиваля в Венеции балеты: "Птицы" Респиги, "История Пьеро" Косты, "Колыбельная" Пик-Манджагалли. Среди др. пост.: "Монастырь над водой" Казеллы, "Пантея" Малипьеро, "Неаполь" Альфано, "Летний концерт" Пиццетти, балеты на муз. А. Вивальди, К. Монтеверди и другие. С 1928, после смерти Чеккетти, директор и худ. рук. школы. Среди учеников: Н. Поли, А. Радиче, Т. Леньяни, Р. Коломбо, Э. Сала, В. Нарди, Б. Дель Фрате. В 1933 уехала в США, где вела курс усовершенствования при труппе "Балле тиэтр" и руководила школой классич. танца (по методу Чеккетти) в Нью-Йорке (1943–50).

Лит.: L'arte della danza е dell'arte di С. Fornaroli, Mil., 1923; Oatti С., Il teatro alla Scala rinnovato, Mil., 1926.

B. M. Паппе.

Форрай Г.

ФÓРРАЙ (Forray) Габор (р. 24.1.1925, Ceкешфехервар), венг. театр. художник. Засл. художник ВНР (1974). Учился на декорационном отделении Ин-та прикладного иск-ва в Будапеште (1946–50). С 1950 в Венгерском оперном т-ре в Будапеште (гл. художник). Оформлял оперные и балетные спектакли. Среди лучших работ: "Гаянэ" (балетм. H. A. Анисимова), "Шехеразада" (балетм. Д. Харангозо); "Чонгор и Тюнде" Вейнера (балетм. И. Экк) – все в 1959; "Морская дева" Шугара (1962, балетм. Д. Лёринц), "Шопениана" (1965), "Петрушка" (1966), "Классическая симфония" на муз. Прокофьева (1966, балетм. Ш. Баркочи), "Концерт на площади" на муз. И. Штрауса (1968, балетм. Харангозо), "Спартак" (1968), "Деревянный принц" (1970), "Чудесный мандарин" (1970), "Сильвия" (1972); "Кедр" Хидаша (1975) – все балетм. Л. Шереги; "Лауренсия" (1970, балетм. В. М. Чабукиани), "Тщетная предосторожность" (1971, балетм. Ф. Аштон), "Сильфиды" (1973), "Лебединое озеро" (1973). Работал в т-рах Триеста, Мюнхена, Цюриха, Вены, Лондона и другие. Пр. им. Эркеля (1964, 1970).

Э. Капоши.

Франк О.

ФРАНК (Franck) Сезар Огюст (10.12.1822, Льеж, – 8.11.1890, Париж), франц. композитор и органист. По нац. бельгиец. Учился у Л. Рейхи, окончил Парижскую консерваторию (у Э. Леборна). Автор гл. обр. симфо-нич. и камерных произв. На основе его сочинений созданы балеты: "Искупление" (1915, балетм. и исполнительница А. Дункан, Париж), "Орфей и Эвридика" (1944, зал Плейель, Париж, балетм. Р. Пти и Ж. Шарра), "Симфонические вариации" (1946, "Сэдлерс-Уэллс балле", балетм. Ф. Аштон; 1947, Буэнос-Айрес, балетм. Д. Лишин; 1957, Льеж, балетм. Ж. Лаззини, под назв. "Эволюция движения"), "Амур и его любовь" (на музыку симфонич. поэмы "Психея", 1948, Балет Елисейских полей, Париж, балетм. Ж. Бабиле), "Страсти" (на музыку 1-й части симфонии ре минор, 1950, Опера Монте-Карло, балетм. С. Лифарь), "Проклятый охотник" (на музыку одноим. симфонич. поэмы, 1955, Льеж, балетм. Ж. Лаззини), "В честь Самсона Франсуа" (на музыку фортепьянного квинтета, 1971, Париж, балетм. Ж. Руссильо) и др.

B. A. Кулаков.

Франка С.

ФРÁНКА (Franca) Селия [наст. имя и фам, – Нита Селия Франке (Franks)] (р. 25.6.1921, Лондон), канад. артистка, балетмейстер. Училась в муз. школе "Гилдхолл" в Королевской академии танца (Лондон), брала уроки у Д. Эспиносы, М. Рамбер, А. Тюдора, С. Идзиковского и другие. Дебютировала в 1935. В 1936–39 солистка "Балле Рамбер", где танцевала ведущие партии: Женщина из его прошлого ("Сиреневый сад"), Мазурка ("Сильфиды") и др. В 1941–46 в "Сэдлерс-Уэллс балле", в 1947–49 в "Метрополитен балле" (Лондон). Выступала преим. в комедийных и характерных партиях, была первой исполнительницей ролей в пост. балетм. Ф. Стаффа – Птица ("Петя и волк", 1940), Р. Хелпмена – Королева ("Гамлет" на муз. Чайковского, 1942), Проститутка ("Чудо в Горбалсе" Блисса, 1944) и др. Первая балетмейстерская работа – балет "Мидас" на муз. Лютьене в труппе "Балет трёх искусств". В 1946 в "Сэдлерс-Уэллс балле" поставила спектакли "Хадра" на муз. Сибелиуса (1946), "Будем танцевать" на муз. Массне (1947). В 1951 организовала Нац. балет Канады (до 1976 художеств. руководитель и директор), возглавляла также школу при нём. Одновременно продолжала танцевать ведущие партии (до 1959). Поставила здесь: "Жизель", "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Коппелия", "Половецкие пляски", "Спящая красавица" и в собств. редакции балет "Послеполуденный отдых фавна".

Лит.: Maynard О., Idea, image and purpose: ballet in Canada today, "Dance magazine", 1971, Apr.

E. П. Валукин.

"Хадра". Балетм. С. Франка

Франка С.

"Хадра". Балетм. С. Франка

Франкетти Ж. П.

ФРАНКЕТТИ́ (Franchetti) Жан Пьер (р. 27.4.1944, Париж), франц. артист. Учился у Ж. Себрона, затем в балетной школе парижской Оперы (у своего отца, Раймона Ф.). С 1961 в труппе этого т-ра (с 1971 этуаль). Исполняет гл. партии в балетах классич. репертуара ("Дон Кихот", "Баядерка", "Спящая красавица", "Жизель", "Коппелия", "Сильфида", "Лебединое озеро"), а также в пост. балетм.: С. Лифаря – "Сюита в белом" на муз. Лало. "Федра" Орика; Дж. Баланчина – "Четыре темперамента" Хиндемита, "Сонатина" и "Вальс" (оба – на муз. Равеля), "Хрустальный дворец"; Р. Пти – "Волк" Дютийё, "Собор Парижской богоматери"; "Нана" Констана; М. Бежара – "Жар-птица", "Весна священная"; Дж. Батлера – "В честь Вареза"; X. Ландера – "Этюды" и другие. Выступал в СССР в 1969/70 и 1977 с труппой парижской Оперы.

Лит.: Diénis J. С., J. Р. Franchetti, "Les saisons de la danse", 1968, avril; Feuilly J., J.-Р. Franchetti, там же, 1974, février.

B. A. Кулаков.

Франкетти Р.

ФРАНКЕТТИ́ (Franchetti) Раймон (р. 1921, Обервилье), франц. артист и педагог. Учился у Г. Рико, Л. Н. Егоровой, О. И. Преображенской. Дебютировал в труппе "Балле де ла жёнес" (1937). В 1938 и 1943–45 работал в балетной труппе Монте-Карло, в 1946–47 – в "Гран балле дю марки де Куэвас", с 1947 – в парижской Опере (гастролировал с этой труппой в СССР в 1958). С успехом исполнял характерные партии. В 1971–77 руководитель балетной труппы парижской Оперы. С 1963 педагог балетной школы т-ра. Имеет собств. школу, преподавал также в Королевском балете Великобритании и школе при нём. Среди его учеников – Ж. П. Бонфу, М. Денар, Д. Кальфуни, сын – Жан Пьер Ф. и мн. др.

B. A. Кулаков.

"Франки и Джонни"

"ФРÁНКИ И ДЖÓННИ" ("Frankie and Johnny"), одноактный балет по амер. нар. балладе. Комп. Дж. Моросс, сцен. М. Блендфорд и Моросс. 19.6.1938, "Пейдж-Стоун балле", Чикаго, балетм. Р. Пейдж и Б. Стоун, худ. П. Дюпон; Франки – Пейдж, Джонни – Стоун. 28.2.1945, "Балле рюс де Монте-Карло", Нью-Йорк, балетм. и исполнители гл. партий те же, худ. К. Рикабау.

B. A. Майниеце.

Франклин Ф.

ФРÁНКЛИН (Franklin) Фредерик (р. 13.6.1914, Ливерпул), англо-амер. артист и педагог. Учился у Ш. Эллиот-Кларк, Н. Г. Легата, А. Прузиной. Дебютировал в 1931 в "Казино де Пари", танцевал в Лондоне в мюзик-холлах, кабаре. В 1935–37 в труппе Марковой – Долина, с 1938 – в "Балле рюс де Монте-Карло", с 1944 там же работал педагогом-репетитором. Танцевал в пост. балетм.: Л. Ф. Мясина – Барон ("Парижское веселье" на муз. Оффенбаха, 1938), Дух созидания ("Седьмая симфония" на муз. Бетховена, 1938), "Странная Фарандола" на муз. Шостаковича (1939), Репортёр скандальной хроники ("Нью-Йоркец" на муз. Гершвина, 1940); Ф. Аштона – Нищий, или Молодой любовник ("Каникулы дьявола" на муз. Томмазини, 1939); А. Де Милль – Ковбой-чемпион ("Родео", 1942); Дж. Баланчина – "Концертные танцы" на муз. Стравинского (1944) и др. В 1962–74 возглавлял труппу Нац. балет Вашингтона и школу при ней, в 1974–77 – "Питсбург балле тиэтр" (совм. с Н. Петровым).

Лит.: Maynard О., Frederic Franklin: A life in the theatre, "Dance magazine", 1974, June.

Франсе Ж.

ФРАНСÉ (Françaix) Жан (р. 23.5.1912, Ле-Ман), франц. композитор. Учился в Парижской консерватории у Н. Буланже. Автор опер, оркестровых и инструм. сочинений, балетов: "Пляж", "Школа танцев" на темы Боккерини (оба – 1933, "Балле рюс де Монте-Карло", балетм. Л. Ф. Мясин), "Сентиментальная игра" (1936, Брюссель), "Волшебная музыкальная лавка" (1936, Антверпен, балетм. С. Корти), "Голый король" (1936, парижская Опера, балетм. С. Лифарь; 1937, Кёльн, балетм. И. Хертинг), "Венецианское стекло" (1938, Париж, балетм. Фоше-Маньян), "Суд безумного" (1939, Лондон), "Злоключения Софи" (1948, парижская Опера, балетм. Р. Кино), "Девушки ночи" (1948, "Балле де Пари", балетм. Р. Пти; 1955, Мангейм, балетм. Л. Кречмар), "Парни Марса" (1950), "Прощание" (1952, "Балле уоркшоп", балетм. П. Даррелл), "Царь Мидас" (1957, Страсбур, балетм. Ж. Комб), "Влюблённый крупье" (1957, Франц. телевидение), "Дама на луне" (1958, "Балле де Пари", балетм. Пти). На музыку "Струнной серенады" Ф. поставлен балет "A la Françaix" (1951, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Баланчин).

Лит.: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века. 2 изд., М., 1970; Lanjean M., Jean Françaix, musicien français, Р. 1961.

В. А. Кулаков.

Французский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Франческа да Римини" (Комп. Б. В. Асафьев)

"ФРАНЧÉСКА ДА РИ́МИНИ", балет в 3 актах 8 картинах с прологом. Комп. Б. В. Асафьев, сцен. С. А. Ценин (по мотивам Данте). 30.1.1947, Т-р им. Станиславского и Нёмировича-Данченко, Москва, балетм. Н. С. Холфин, худ. Б. И. Волков, дирижёр В. А. Эдельман; Франческа – М. С. Сорокина, Паоло – С. А. Павлов, Джотто – A. A. Клейн, Альфио – A. B. Чичинадзе, Филиппе – A. C. Тольский.

"Франческа да Римини" (Комп. П. И. Чайковский)

"ФРАНЧÉСКА ДА РИ́МИНИ", балеты на музыку симфонич. фантазии П. И. Чайковского (по драматич. эпизоду Пятой песни "Ада" из "Божественной комедии" Данте). 1) 28.11.1915, Мариинский т-р, Петроград, сцен. и балетм. М. М. Фокин, худ. М. П. Бобышев; Франческа – Л. Н. Егорова, Паоло – П. Н. Владимиров (благотворительный спектакль). 2) 15.7.1937, в 2 картинах, сцен. Д. Лишин и Г. Клиффорд, труппа "Балле рюс дю колонель де Базиль", "Ковент-Гарден", Лондон, балетм. Д. Лишин, худ. О. Мессел; Франческа – Л. П. Чернышова, Паоло – П. Петров, Малатеста – М. Платов. 3) 3.10.1958, в 2 эпизодах с прологом и эпилогом, труппа Балет Франции Жанин Шарра, Театр Елисейских полей, Париж, балетм. С. Лифарь; Франческа – Э. Трелин, Паоло – X. Джулиано. 4) 26.3.1959, в 3 частях, сценич. композиция К. Ф. Боярского, Ленингр. Малый т-р, балетм. Боярский, худ. Т. Г. Бруни, дирижёр С. А. Прохоров; Франческа – М. П. Мазун, В. М. Станкевич, Паоло – A. C. Хамзин, B. C. Зимин, Джанчотто – Л. П. Вариченко, В. Н. Ермолаев. 5) 5.10.1960, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва, сцен. A. B. Чичинадзе и B. C. Фидлер, балетм. A. B. Чичинадзе, худ. А. Ф. Лушин, дирижёр В. А. Эдельман; Франческа – Э. Е. Власова, Паоло – М. И. Салоп, Джотто – В. В. Чигирёв. В др. городах СССравни в разл. вариантах (в скобках фамилии балетмейстеров): Львов (1956, Л. Таланкина), Донецк (1960, Л. Таланкина; 1971, Т. Дусметов), Ташкент (1959, Л. В. Воскресенская; 1965, А. Муминов), Душанбе (1959, Л. В. Воскресенская), Кишинёв (1960, С. В. Дречин), Рига (1961, П. Каначи), Уфа (1961, С. В. Дречин), Алма-Ата (1962, З. М. Райбаев), Киев (1961, В. И. Вронский), Саратов (1962, Чигирёв), Харьков (1962, H. H. Корягин), Фрунзе (1963, З. М. Райбаев), Горький (1962, Л. А. Серебровская), Воронеж (1965, К. А. Муллер), Свердловск (1965, A. B. Чичинадзе), Тбилиси (1966, A. B. Чичинадзе), Куйбышев (1966, Н. В. Данилова), Ереван (1968, Ю. Т. Жданов), Казань (1970, Н. Д. Юлтыева и В. Шумейкин), Самарканд (1969, И. Юсупов и А. Муминов), Пермь (1971, Н. С. Маркарьянц) и др.

Фраччи К.

ФРÁЧЧИ (Fracci) Карла (р. 20.8.1936, Милан), итал. артистка, Училась в школе "Ла Скала" у Э. Мартиньони, В. Волковой и Э. Балнс (1946–54). В 1954–63 в этом т-ре (с 1958 ведущая солистка). Исполнила гл. партии в балетах; "Золушка" (балетм. А. Родригес), "Жизель", "Сильфида"; "Дорога" Роты (балетм. М. Пистони), "Франческа да Римини" (балетм. тот же), "Дон Жуан" по Глюку (балетм. Л. Ф. Мясин) и др. Много гастролирует, выступала с труппами "Лондон фестивал балле", Штутгартский балет и другие. С 1967 в "Американ балле тиэтр". Ф. – танцовщица яркой индивидуальности, её репертуар включает роли в балетах совр. хореографов: Э. Бруна; Дж. Кранко – Джульетта; Дж. Батлера – Дездемона ("Голос" Крама), Медея ("Медея" Барбера); Л. Гая и Б. Менегатти – Нина Заречная ("Чайка" Влада). Лучшие партии Ф. в романтич. репертуаре – Жизель, Сильфида, "Па-де-катр" Пуньи и другие.

Лит.: Livio Α., С. Fracci, в кн.: Etoiles et ballerines, Bienne, 1965; Lidova I., С. Fracci, "Les saisons de la danse", 1972, № 6; Portfolio of С. Fracci, "Dance magazine", 1976, № 1.

К. Фраччи - Жизель

Фраччи К.

К. Фраччи - Жизель

Фредерик

ФРЕДЕРИ́К [наст. имя и фам. – Пьер Фредерик Малавернь (Маловернь) ] (1810–1872, Петербург), франц. артист, педагог и балетмейстер. С 1831 работал в России. Дебютировал в Петербурге в балете "Зефир и Флора" Венюа (1832, балетм. Ш. Дидло) и неск. лет был ведущим исполнителем классич. и полухарактерных ролей: Дон Карлос ("Дон Жуан, или Поражённый безбожник" Сонне, 1832, балетм. А. Блаш), Джеймс ("Сильфида", 1835, балетм. А. Титюс), Феб ("Эсмеральда", 1848, балетм. Ж. Перро) и др. Работал вторым балетмейстером, пост. балет "Пери" Бургмюллера (1844 по Коралли). Преподавал в петерб. балетной школе, среди учеников Ф. – Л. И. Иванов, М. Н. Муравьёва, А. Н. Кеммерер. В 1844–51 (периодически), 1858–60 и с 1864 (постоянно) работал в Москве, выступал, преподавал в старших классах балетной школы, перенёс на сцену Большого т-ра балеты: "Пери" (1844); "Корсар" Адана и Пуньи (1858, по Мазилье и Ж. Перро), "Сатанилла, или Любовь и ад" Бенуа и Ребера (1860, по Мазилье, в ред. Петипа), "Валахская невеста" Грациани и Матеоцци, "Василиск" Грациани (оба – 1867, по А. Сен-Леону).

Лит.: Борисоглебский М. В. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938; Красовская В. М., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–М., 1958.

B. A. Кулаков.

"Фрёкен Юлия"

"ФШКЕН Ю́ЛИЯ" ("Fröken Julie", "Miss Julie"), балеты на сюжет одноим. драмы А. Стриндберга. 1) Одноактный в 4 картинах. Комп. Т. Рангстрём, сцен. А. Фридеричиа. 1.5.1950, "Рикстеатерн", Вестерос, балетм. Б. Кульберг, худ. Фридеричиа; Фрекен Юлия – Э. М. фон Розен, Жан – Ю. Менгарелли. Пост. также: 9.8.1950, Королевский шведский балет, худ. С. Эриксон, исполнители гл. партий те же. 1958, "Американ балле тиэтр", балетм. тот же; Фрёкен Юлия – В. Верди, Жан – Э. Брун. 1975, "Т-р Вельки", Варшава, худ. В. Вигура, дирижёр Ю. Вилкомирский; исполнители – Б. Коцёлковская, Д. Блайер. 2) Одноактный. Комп. А. Пануфник. 1970, Штутгартский балет, балетм. К. Макмиллан, худ. Б. Кей; исполнители – М. Хайде, ф. Фрей, Б. Кайль, X. Клаусс.

Е. Я. Суриц.

Фридеричиа А.

ФРИДЕРИ́ЧИА, Фридерисиа (Fridericia) Аллан (р. 30.11.1921, Копенгаген), дат. балетовед, художник, сценарист, обществ. деятель. Учился в ун-тах Копенгагена и Стокгольма. С 1942 работал театр. художником (т-р пантомимы "Тиволи", т-р "Орхус"); был автором сценария и художником балета Б. Кульберг "Фрёкен Юлия" (1950), оформил также ряд пост. балетм. Э. М. фон Розен в Гётеборге ("Лебединое озеро", "Неаполь", оба – 1971; "История девушки" на муз. Эмерсона, Лейка и Нальмера, 1975). Консультировал фон Розен при её работе над балетом Бурнонвиля "Сильфида" в Ленингр. Малом т-ре (1975). С нач. 50-х гг. руководил драматич. (ставил рус. классику) и балетными т-рами, в т.ч. "Скандинавский балет" (1960–1965), т-р "Орхус" (1962–65) и др. С 1945 выступает как балетный критик в газ. "Ланд ог фольк", затем газ. "Информасьон" и в театр. журналах. В 1968–72 председатель об-ва дружбы "Дания–СССР", с 1972 – его отделения в Копенгагене. Чл. жюри Междунар. конкурсов артистов балета в Варне и в Москве (1969, 1973, 1977).

Соч.: Harald Lander og hans balleter, Cph., 1951; Elsa Marianne von Rosen, Stockh., 1953; Bournonville's ballet "Napoli", в кн.: Theatervidenskabelige studier, Bd 2, Cph., 1972; Auguste Boumonville, Cph., 1979.

Е. Я. Суриц.

Фроман М. П.

ФРÓМАН Маргарита Петровна [27.10(8.11).1890, Москва, – 24.3.1970, Бостон], рус. артистка, балетмейстер и педагог. По окончании Моск. театр. уч-ща, в 1909–21 в Большом т-ре. Партии: Китри, Сванильда, фея Сирени и другие. В 1914 с труппой Русский балет Дягилева гастролировала в Зап. Европе и США. Выступала (вместе с В. Ф. Нижинским) в балетах, поставленных М. М. Фокиным, – "Видение розы" и "Сильфиды". В 1921 переехала в Югославию. Была балетмейстером и солисткой Нац. т-ра в Загребе. Вместе со своим братом Максом Ф. организовала здесь балетную школу. В 1927–31 работала в Белграде, затем снова в Загребе. Поставила югосл. балеты – "Пряничное сердце" (1924, Загреб; 1927, Белград) и "Имбрек с носом" (1935, Загреб; 1937, Белград) Барановича, "Охридская легенда" Христича (1947, Белград), а также балеты рус. классич. наследия ("Лебединое озеро", "Коппелия", "Щелкунчик", "Раймонда", "Конёк-Горбунок") и из репертуара труппы Дягилева ("Шехеразада", "Половецкие пляски", "Петрушка", "Карнавал" и другие.>.). С 1950 жила в США. Вела преподавательскую работу. Среди её учеников – М. Славенска, А. Ройе.

Лит.: Marinković-Rakić В., Nikolajević R., Ballet Jougoslave, Beograd, [1958].

E. H. Дюкина.

Фудзима К.

ФУДЗИ́МА Кандзюро (р. 8.10.1900, Токио), япон. хореограф. Глава одной из осн. школ традиц. танца – Фудзимарю. Чл. японской Академии иск-в. Особенность школы Фудзимарю – создание танцев, предназначенных для исполнения на сцене т-ра кабуки, из к-рых наиболее известны танц. пьесы прошлого века "Кагами дзиси", "Суоотоси" и "Касанэ". В 1957 за активную творческую и педагогич. деятельность Ф. присвоено почётное звание "Важное культурное достояние нации".

Л. Д. Гришелева.

Фуллер Л.

ФУ́ЛЛЕР (Fuller) Лои (наст. имя – Мария Луиза) (22.1.1862, Фуллерсберг, Иллинойс, – 21.1.1928, Париж), амер. танцовщица. Дебютировала как драматич. актриса в Чикаго (1878). Затем выступала с танц. импровизацией на муз. К. В. Глюка, Л. Бетховена, Ф. Шопена и другие. Ф. первой использовала одежду с развевающимися "крыльями" из лёгкой белой ткани, подсвеченной разноцветными прожекторами. Ф. создала "Танец огня", "Танец бабочки", "Танец радости", "Фиалки" и другие. Танц. номер "Серпантин" принёс артистке широкую известность. С 1892 жила в Париже, выступала в "Фоли бержер", "Олимпии", Театре Елисейских полей, на Всемирной выставке в Париже (1900) и др. Гастролировала в городах Европы и США. В 1927–38 имела в Лондоне собств. труппу. Её иск-вом восхищались О. Роден и А. Франс.

Соч.: Quinze ans de ma vie. Pref. d'A. France, Р., [1908].

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 1 – Хореографы, [Л., 1971], с. 36–38; Morinni С. de, Loie Fuller, the fairy of light, "Dance magazine", 1942, mar.

Л. Фуллер. Рис. Т. Стейнлена

Фуллер Л.

Л. Фуллер. Рис. Т. Стейнлена

Фуралёва Н. И.

ФУРАЛЁВА Нина Ивановна (р. 16.3.1936, г. Мытищи Моск. обл.), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1976). По окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагоги Е. А. Лапчинская, A. A. Царман, Г. П. Петрова, Т. С. Ткаченко), с 1955 в Новосибирском т-ре. Среди партий: Сан-Шенму ("Драгоценный фонарь лотоса" Чжан Сяоху), Девушка ("Ленинградская поэма" на муз. Шостаковича), "Болеро", Молодая цыганка ("Каменный цветок"), фея Карабос; Злюка ("Золушка"), Тереза ("Пламя Парижа"), Пастора ("Испанские миниатюры" на нар. музыку), Тереза ("Привал кавалерии" Армсгеймера). В 1960–62 и с 1970 педагог Новосибирского хореографич. уч-ща.

"Футболист"

"ФУТБОЛИ́СТ", балет в 3 актах. Комп. В. А. Оранский, сцен. В. Н. Курдюмов. 30.3.1930, Большой т-р, балетм. Л. А. Лащилин, И. А. Моисеев, дирижёр Ю. Ф. Файер, худ. Л. А. Фёдоров; Футболист – A. M. Мессерер, Метельщица – А. И. Абрамова.

Лит.: Ивинг В., "Футболист", "Советский театр", 1930, № 5–6; Слонимский Ю., Советский балет, М.–Л., 1950; Файер Ю., О себе, о музыке, о балете, М., 1970.

Н. Ю. Чернова.

Фюлёп В.

ФЮЛЁП (Fülöp) Виктор (р. 9.2.1929, Будапешт), венг. артист и балетмейстер. Нар. арт. ВНР (1971). Учился у Ф. Надаши. С 1943 в труппе Венг. оперного т-ра (с 1949 – солист). Первая значит. партия в балете "Деревянный принц" (1947). В 1955-56, 1965-67 и 1969 совершенствовался в Моск. хореографич. уч-ще. Ф. обладает редкой эмоциональностью и элегантной манерой исполнения партий классич. репертуара. Его сценич. дарование проявилось в героич. и пантомимич. ролях (Гирей, Мандарин, Спартак). Блестящее владение стилем венг. нар. танцев обнаружил в партиях нац. репертуара ("Песня Бихари" Кенешшеи, "Платочек"). Др. партии: Принц ("Щелкунчик"), Филипп ("Пламя Парижа"), все – балетм. Р. В. Захаров; Мандарин ("Чудесный мандарин", балетм. Д. Харангозо), вдова Симон ("Тщетная предосторожность", балетм. Ф. Аштон). Пост.: "Марио и волшебник" Ланга (1964, совм. с Ж. Кун), "Гаянэ-сюита" на муз. Хачатуряна (1968, на основе пост. H. A. Анисимовой). Неоднократно гастролировал за рубежом (в СССР с 1955). Снимался в фильмах-балетах на Венг. телевидении. С кон. 70-х гг. балетмейстер-репетитор Венг. оперного т-ра. Пр. им. Кошута (1962).

А. Геленчер.

Предыдущая страница Следующая страница