Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Поиск по материалам сайта
Cлово "FOLKLORE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Музыкальная энциклопедия. Народная музыка
Входимость: 12. Размер: 67кб.
2. Музыкальная энциклопедия. Этнография музыкальная
Входимость: 6. Размер: 22кб.
3. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "А" (часть 8, "АНТ"-"АРИ")
Входимость: 3. Размер: 49кб.
4. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Н" (часть 5, "НИЩ"-"НОР")
Входимость: 2. Размер: 55кб.
5. Музыкальная энциклопедия. Испанская музыка
Входимость: 2. Размер: 34кб.
6. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "О" (часть 4, "ОРЛ"-"ОЯК")
Входимость: 2. Размер: 51кб.
7. Музыкальная энциклопедия. Танго
Входимость: 2. Размер: 9кб.
8. Музыкальная энциклопедия. Библиография музыкальная
Входимость: 2. Размер: 34кб.
9. Музыкальная энциклопедия. Кубинская музыка
Входимость: 2. Размер: 20кб.
10. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 11, "БОГ"-"БОН")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
11. Музыкальная энциклопедия. Колумбийская музыка
Входимость: 1. Размер: 9кб.
12. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФИО"-"ФОБ")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
13. Музыкальная энциклопедия. Шопен Ф. Ф.
Входимость: 1. Размер: 59кб.
14. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "А" (часть 2, "АВЕ"-"АДЖ")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
15. Творческие портреты композиторов. Статьи на букву "Ф"
Входимость: 1. Размер: 18кб.
16. Музыкальная энциклопедия. Мексиканская музыка
Входимость: 1. Размер: 20кб.
17. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 3, "САН"-"САР")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
18. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "А" (часть 3, "АДЖ"-"АКК")
Входимость: 1. Размер: 47кб.
19. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "О" (часть 2, "ОДН"-"ОНЧ")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
20. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Х" (часть 5, "ХОР"-"ХЭ")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
21. Музыкальная энциклопедия. Итальянская музыка
Входимость: 1. Размер: 63кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Музыкальная энциклопедия. Народная музыка
Входимость: 12. Размер: 67кб.
Часть текста: первобытных охотников, рыболовов, скотоводов-кочевников, пастухов и земледельцев до сельского и гор. трудящегося населения, мастеровых, рабочих, воинской и студенч. демократич. среды, промышленного пролетариата). Творцами Н. м. были не только непосредств. производители материальных благ. При разделении труда возникли своеобразные профессии исполнителей (зачастую и создателей) произв. нар. творчества - скоморохи (шпильманы) и рапсоды. Н. м. неразрывно связана с жизнью народа. Она - неотъемлемая часть нар. художеств. творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме и передаваемого лишь исполнит. традициями. Бесписьменная (по истокам - дописьменная) традиционность - определяющий признак Н. м. и фольклора в целом. Фольклор - иск-во памяти поколений. Муз. фольклор известен всем обществ.-историч. формациям начиная с доклассовых обществ (т. н. первобытное иск-во) и включая совр. мир. В этом плане термин "Н. м." - очень широкий и обобщённый, толкующий Н. м. не как один из компонентов нар. творчества, а как ветвь (или корень) единой муз. культуры. На конференции Междунар. совета нар. музыки (нач. 1950-х гг.) Н. м. была определена как продукт муз. традиции, формируемой в процессе устной передачи тремя факторами - непрерывностью (преемственностью), вариантностью (изменчивостью) и избирательностью (отбором среды). Однако это определение не касается проблемы фольклорного творчества и страдает социальной абстрактностью. H. м. следует рассматривать как в рамках всеобщей муз. культуры (это способствует...
2. Музыкальная энциклопедия. Этнография музыкальная
Входимость: 6. Размер: 22кб.
Часть текста: Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я Этнография музыкальная Этнография музыкальная (от греч. etnos - народ и grapo - пишу) - науч. дисциплина, посв. изучению нар. музыки. Известна в разных странах и в разл. историч. периоды под названиями: музыкальная фольклористика, муз. этнология (в странах нем. и слав. яз.), сравнит. музыкознание (в ряде стран Зап. Европы), этномузыкология (в англоязычной, ныне также во франкоязычной традиции), этномузыкознание (в СССР). Первоначально Э. м. была чисто описательной наукой, фиксирующей специфич. материал музыки устной традиции для теоретич. и историч. исследований. В заруб. европ. науке 20 в., преим. до 2-й мировой войны, общая этнография подразделялась на родиноведческое изучение своего народа (нем. - Volkskunde; франц.- tradition populaire; англ. - folklore), возникшее на почве подъёма нац.-освободит. движения в Европе в нач. 19 в.; на сравнит. изучение чужих, обычно внеевроп., народов (нем. - Vцlkerkunde; франц. - ethnologie; англ. - social anthropology), развившееся в сер. 19 в. в связи с колониальной экспансией европ. гос-в. Этому разделению следовала и Э. м. Во франкоязычной традиции Э. м. называлась последовательно: musicologie comparйe, ethnologie musicale, с 1950-х гг. - ethnomusicologie. В ФРГ появилось направление Э. м., изучающее т. н. доисторич. музыку,- Frьhgeschichte der Musik (В. Виора). В прошлом многие бурж. учёные рассматривали этномузыкологию как науку лишь о внеевроп. муз. культурах, ныне наблюдается тенденция к этнически более широкому её пониманию. Мн....
3. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "А" (часть 8, "АНТ"-"АРИ")
Входимость: 3. Размер: 49кб.
Часть текста: Чайковского, Гос. пр., 1942). В. И. Зарубин. Антонова М. Н. Мария Николаевна (р. 24 III 1926, с. Левжа, Морд. АССР) - сов. певица (контральто). Нар. арт. РСФСР (1980). В 1945 окончила Морд. студию при Саратовской консерватории, в 1957-60 консультировалась у И. П. Яунзем. С 1945 солистка Морд. ансамбля песни и танца, с 1955 - Морд. филармонии. В репертуаре А. рус. и морд. нар. песни, произв. сов. и заруб. композиторов. 1-я пр. на конкурсе 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957). Гос. пр. Морд. АССР (1975). Антоновский А. П. Александр Петрович (1864, Кишинёв - 1907) - рус. певец (бас). В 1882-86 занимался в Моск. консерватории у Дж. Гальвани. В 1886-90 солист Большого т-ра (дебютировал в партии Мельника). В 1890-1900 пел на сцене частных т-ров Киева (Оперное т-во И. П. Прянишникова), Одессы, Харькова, Москвы, в 1900-02- в Мариинском т-ре. Партии: Сусанин, Мельник, Кончак, Олоферн, Гремин, Фарлаф, Варяжский гость; Странник ("Рогнеда"), Голова ("Майская ночь"), Бартоло ("Свадьба Фигаро"), Марсель ("Гугеноты"), Хундинг и Фафнер ("Кольцо нибелунга"). Литература : Левик С. Ю., Записки оперного певца, М., 1962, с. 16. Антонолини Ф. Фердинанд (2-я пол. 18 в., Венеция - 1824, Петербург) - композитор, дирижёр, педагог. По национальности итальянец. Жил в...
4. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Н" (часть 5, "НИЩ"-"НОР")
Входимость: 2. Размер: 55кб.
Часть текста: с 1860 преим. в Одессе. Принимал участие в деятельности хор. и муз.-драм. кружков, в работе "Одесского музыкального товарищества"; преподавал рус. и греч. языки, лит-ру, музыку и пение, собирал и обрабатывал укр. нар. песни, занимался лит.-критич. работой. Осн. муз. произв. Н. - "Вечорницi", вставная сцена ко 2-му действию драмы Т. Г. Шевченко "Назар Стодоля" (пост. в 1875), имеет также самостоят. значение. Её кульминация - получивший широкое признание героико-эпич. хор "Закувала та сива зозуля". Н. принадлежат хор. обработки укр. нар. песен, в т. ч. "Козак Софрон", "Байда" (о борьбе укр. народа против тур. завоевателей) и "Ой, гук, мати, гук" (о борьбе против польской шляхты), песни-романсы ("Порада", "У дiбровi чорна галка"). Музыка Н. экспрессивна, мелодична, основана на глубоком знании укр. муз. фольклора. Известны его переводы на укр. яз. "Антигоны" Софокла, "Одиссеи" и "Илиады" Гомера, на греч. язык - "Слова о полку Игореве". Литература : Довженко В., Жизнь и творчество Нищинского. (К 120-летию со дня рождения), "СМ", 1952, No 10; его же, П. I. Нiщинський, KИпB, 1955; Бокщанина Е., История музыки народов СССР до Великой Октябрьской социалистической революции, М., 1969, с. 36-39. А. И. Малозёмова. Ниязи Ниязи (наст. фам. и имя -Таги-заде-Гаджибеков Ниязи Зульфугарович) (р. 7 (20) VIII 1912, Тбилиси) - сов. дирижёр, композитор, муз.-обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1959). Чл. КПСС с 1942. Деп. Верх. Совета Азерб. ССР 4-8-го созывов. Сын комп. 3. Гаджибекова. В муз. воспитании Н. большую роль сыграл У. Гаджибеков. В 1926-31 учился в Муз. техникуме им. Гнесиных (Москва), Ленингр. Центр. муз. техникуме, Ереванской консерватории. В 1933-34 занимался в Бакинской консерватории под рук. Л. М. Рудольфа и С. Штрассера. На развитие дирижёрского иск-ва Н. оказали влияние А. В. Павлов-Арбенин, Л. П. Штейнберг, а также Н. С. Голованов, А. В. Гаук, О. Фрид и др. С 1938 (с перерывами) худ. рук. и гл. дирижёр Азерб. симф. оркестра...
5. Музыкальная энциклопедия. Испанская музыка
Входимость: 2. Размер: 34кб.
Часть текста: Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я Испанская музыка Истоки И. м. - в высокоразвитой и очень устойчивой в своих традициях муз. практике первонач. обитателей страны иберов, в 6 в. до н.э. смешавшихся с покорившими полуостров кельтами. Прямыми потомками древних кельтиберов являются баски, живущие в провинциях Бискайя, Гипускоа и Алава в Зап. Пиренеях. Исследования, проведённые в 1910-х гг. Ф. Гаскуэ, показали неоспоримое родство старых мелодий басков с мелодиями Бретани (Франция) и Уэльса (Англия). С 1100 до н.э. на территории полуострова, преим. по Средиземноморскому побережью, возникали колонии финикийцев, затем греков и карфагенян, способствовавших проникновению в Испанию материальной и духовной культуры Востока. Со 2 в. до н.э. на полуострове утвердилось римское владычество, продолжавшееся до 5 в. н.э. и оказавшее сильнейшее влияние на культуру Испании, к-рая усваивает лат. яз. и становится одной из наиболее романизированных цветущих римских провинций. К римской эпохе относятся первые сведения об испан. музыке, танцах и муз. инструментах: Страбон в 3-й книге "Географии" с одобрением отзывается о пантомимич. танцах, сопровождаемых музыкой, к-рые он видел на севере Испании, Марциал в одной из эпиграмм упоминает танцовщиц из Гадеса (совр. Кадис), к-рые пользовались кастаньетами (crusmata). Из др. испан. инструментов той эпохи известны арфы, продольные флейты - простые и двойные (типа греч. авлоса), трубы, разл. барабаны и бубны. Ещё в римскую эпоху в Испании распространилось христианство, принесшее в И. м. католич. песнопения, связанные с лат. литургией галликанского типа (официально были закреплены 3-м церк. собором в Толедо в 589). Завоевавшие в нач. 5 в. Испанию вестготы, державшиеся "арианской ореси", распространили среди покорённого народа культовое пение...
6. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "О" (часть 4, "ОРЛ"-"ОЯК")
Входимость: 2. Размер: 51кб.
Часть текста: деятель и композитор. В 1875 окончил Моск. консерваторию по классу кларнета у К. Ф. Циммермана (ранее занимался у В. К. Гута). Работал дирижёром театр. орк. в Астрахани, затем в антрепризе П. М. Медведева (Казань, Саратов). В 1878-80 капельмейстер оркестра Малого т-ра (Москва), для к-рого написал музыку к спектаклям "Каширская старина" Аверкиева, "Бедность не порок" Островского и др. В 1880-82 рук. оркестра Моск. кружка любителей музыки. С 1884 дирижировал оперными спектаклями в Казанском т-ре. В 1886 открыл в Казани частную муз. школу (здесь обучалась О. И. Ульянова - сестра В. И. Ленина). С 1887 О.-С. был директором Казанского отделения РМО, руководил симф. концертами. В сезоне 1888-89 возглавил оперную антрепризу в Казани. Муз.-обществ. деятельность О.-С. способствовала развитию муз. культуры дореволюц. Казани. Автор оперы "Конёк-Горбунок" (не завершена), фп. пьес. Литература : Tаубе H. P., Четверть века Казанской оперы. (1874-1901). Антреприза А. А. Орлова-Соколовского (сезон 1888/89 года), в кн.: Из музыкального прошлого, (М.), 1960; Кантор Г. М., Начало профессионального музыкального ...
7. Музыкальная энциклопедия. Танго
Входимость: 2. Размер: 9кб.
Часть текста: вероятно, слово афр. происхождения, хотя музыка и хореография танца, распространившегося в нач. 20 в. по всему миру под назв. "аргентинское Т.", - креольские). Первые упоминания о Т. в Лат. Америке относятся к кон. 18 - нач. 19 вв., когда этим словом обозначали негр. праздник с танцами и пением, а также место, где он проходил. В Испании в 1-й пол. 19 в. у андалусийских цыган Т. называли любой праздник с танцами. В то же время в Андалусии было известно (не позднее сер. 19 в.) "цыганское" T. (tango gitano) - сольный женский танец, принадлежавший к группе танцев фламенко и, следовательно, не имевший никакой генетич. связи с позднейшим аргентинским Т. Известен также как парный бальный танец, в истории развития к-рого различаются три последоват. этапа: 1) андалусийское Т. (tango andaluz) - шуточная, иногда сатирич. уличная песенка, популярная в 1850-80-х гг. в Севилье и сохранявшаяся до нач. 20 в. Андалусийское Т., очевидно, имеет общий источник с кубинской хабанерой, распространившейся в Испании около сер. 19 в. под назв. амер. Т. Мелодии андалусийского Т. представляют собой 16-тактовый период, состоящий из двух 8-тактовых предложений (соответственно куплету и рефрену), в двудольном размере и умеренно подвижном темпе. Отличит. черта андалусийского Т. - остинатная фактура гитарного аккомпанемента с постоянным ритмом 2/4 в куплете и 2/4 в рефрене и неизменным гармонич. контуром с чередованием T и D в мажоре: Андалусийское танго "Хозяйка дома". 1880-е гг. В кон. 1870 или нач. 1880-х гг. андалусийское Т. распространилось в Аргентине, где к...
8. Музыкальная энциклопедия. Библиография музыкальная
Входимость: 2. Размер: 34кб.
Часть текста: топографич. и др. порядке перечисление и описание работ о музыке (книг и др. печатных изданий, а также рукописей) со стороны содержания и внешнего оформления. 2) Науч. дисциплина, изучающая историю, теорию, методику и классификацию муз. библиографии. В зарубежных странах объектом Б. м. является не только лит-ра о музыке, но и муз. произв. (нотные издания и нотные рукописи). В СССР ими занимается нотография, существующая как самостоят. область наряду с Б. м. Б. м. является вспомогат. отраслью музыковедения, важнейшим разделом муз. источниковедения. Различают два осн. вида Б. м.: научно-вспомогательную (научно-информационную) и рекомендательную. Задача научно-вспомогательной Б. м. - помочь историкам и теоретикам музыки, фольклористам и инструментоведам в их исследовательской работе (в выборе источников, установлении историографии вопроса, поисках материалов о жизни и творчестве отд. музыкантов - композиторов, музыковедов, исполнителей и др.). Задача рекомендательной Б. м. - облегчить читателям выбор лит-ры о музыке; она призвана оказать влияние на этот выбор и тем самым способствовать формированию муз.-эстетич. вкусов, расширению муз. интересов и знаний читателей. В соответствии с этим в Б. м....
9. Музыкальная энциклопедия. Кубинская музыка
Входимость: 2. Размер: 20кб.
Часть текста: являлись военные и трудовые. Бытовали и разл. магич. песни-заклинания. Гл. муз. инструментом индейцев таинос был горизонтальный, цилиндрич. формы барабан (наз. майоуакан, или майоуан), выдолбленный из ствола дерева. Вместо мембраны в его стенках прорезалось одно или неск. отверстий; он относился к тому же тину цельнодеревянных тамборов, что и тепонацтли мекс. индейцев или трокано парагвайских гуарани. Известны погремушки (маракас) из дерева или высушенной тыквы, большие морские раковины (гуамо), употреблявшиеся как воен. сигнальные трубы, а также тростниковые или костяные флейты простейшего типа (без отверстий). Ни на одном из этих инструментов нельзя было воспроизвести какую-либо мелодию. Первыми проф. музыкантами были участники воен. оркестров, прибывшие на Кубу с отрядами конкистадоров - тамборерос (барабанщики), исполнители на больших рожках (корнета), кларнетах (сампонья) и флейтах (пифано) - типичных испан. инструментах 15-16 вв. Во 2-й пол. 16 в. в Сантьяго-де-Куба и Гаване (с 1553 - резиденция генерал-губернатора) существовали уличные оркестры. К кон. 16 в. появились ставшие вскоре очень популярными уличные театрализованные зрелища, сопровождавшиеся музыкой, - комедии с участием "гигантов", "мавров", "драконов" и др. Получили распространение светское музицирование, обучение танцам, пению и игре на муз. инструментах. Постоянное внимание музыке уделяла церковь. Её служители основывали муз. школы, где обучали будущих церковников григорианскому пению. Большим знатоком церк. пения и...
10. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 11, "БОГ"-"БОН")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Часть текста: энциклопедия Статьи на букву "Б" (часть 11, "БОГ"-"БОН") В начало энциклопедии По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Б" (часть 11, "БОГ"-"БОН") Боголюбов Н. Н. Николай Николаевич (13 (25) I 1870, близ Бугуруслана Симбирской губ. - 4 III 1951, Пермь) - сов. оперный режиссёр и педагог. Засл. арт. РСФСР (1927). В 1894 окончил Муз. уч-ще в Казани. Режиссёрскую деятельность начал в рус. провинциальных оперных труппах. С 1911 режиссёр-постановщик Мариинского т-ра (ныне Ленингр. т-р оперы и балета). После 1917 гл. режиссёр оперных т-ров Одессы, Баку, Тбилиси, Свердловска, Горького и др. Поставил св. 150 опер, среди лучших пост. - "Сорочинская ярмарка" Мусоргского, "Нюрнбергские мейстерзингеры"; "Чио-Чио-сан"; "Тарас Бульба" Лысенко, "Тихий Дон", "Поднятая целина" Дзержинского, "Орлиный бунт" Пащенко, "Степан Разин" Касьянова. С 1923 профессор Бакинской, с 1929 - Тбилисской, с 1945 - Одесской консерваторий. С 1949 жил в Перми. Сочинения : Полвека на оперной сцене, М., 1957; Шестьдесят лет в оперном театре..., (M.), 1967. Богословский Е. В. Евгений Васильевич (13(25) X 1874, Нижний Новгород, ныне Горький - 8 ...