Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Поиск по материалам сайта
Cлово "LITERATURE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Музыкальная энциклопедия. Нотография
Входимость: 2. Размер: 47кб.
2. Музыкальная энциклопедия. Строгий стиль
Входимость: 2. Размер: 28кб.
3. Музыкальная энциклопедия. Фостер C.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
4. Музыкальная энциклопедия. Библиография музыкальная
Входимость: 2. Размер: 34кб.
5. Музыкальная энциклопедия. Ars nova
Входимость: 1. Размер: 7кб.
6. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "К" (часть 6, "КАР"-"КАУ")
Входимость: 1. Размер: 66кб.
7. Музыкальная энциклопедия. Глареан Г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
8. Музыкальная энциклопедия. Флорентийская камерата
Входимость: 1. Размер: 8кб.
9. Музыкальная энциклопедия. Трезвучие
Входимость: 1. Размер: 7кб.
10. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АВЕ")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
11. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Р" (часть 4, "РЕЙ"-"РИЗ")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
12. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "К" (часть 18, "КРА"-"КРЕ")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
13. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 4, "САС"-"СЕГ")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
14. Музыкальная энциклопедия. Полифония
Входимость: 1. Размер: 63кб.
15. Музыкальная энциклопедия. Библиотеки музыкальные
Входимость: 1. Размер: 21кб.
16. Музыкальная энциклопедия. Тональность
Входимость: 1. Размер: 41кб.
17. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКФ"-"ЭПИ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
18. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 12, "СОЛ"-"СОХ")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
19. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАБ"-"ШАП")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
20. Режиссерская энциклопедия. Кино США. Рocceн, Роберт
Входимость: 1. Размер: 9кб.
21. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Т" (часть 6, "ТКА"-"ТОН")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
22. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 10, "БЛА"-"БОГ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Музыкальная энциклопедия. Нотография
Входимость: 2. Размер: 47кб.
Часть текста: является отбор и пропаганда муз. произв. с учётом муз. развития и интересов определ. групп населения. Н. может быть общеотраслевой (учитывающей муз. произв. всех видов и жанров), персональной (произв. одного композитора или репертуар исполнителя), тематической (ограничивающей отбор одним жанром, средством исполнения, темой). В зависимости от хронологич. охвата материала Н. может быть текущей и ретроспективной. Наконец, Н. могут быть национальными и международными, могут публиковаться отд. изданиями или в виде самостоят. разделов в периодич. изданиях, списков, приложенных к книгам, статьям, нотным сб-кам. Самой ранней формой Н., возможно, следует считать индексы в рукописных тонариях (собраниях григорианских песнопений, распределённых по ладам) 9-11 вв., составленные для того, чтобы помочь исполнителю найти мелодию по её начальным нотам. Метод составления указателей с начальными отрывками нотного текста (инципитами) в дальнейшем широко применялся в заруб. Н., указатели с нотными образцами (темами или их начальными фрагментами) получили в 18 в. назв. тематических. Одна из ранних печатных Н. - систематич. список 1299 нотных, преим. нем., изданий в книге нем. пастора и библиографа П. Болдуана "Философская библиотека" (Bolduanus P., "Bibliotheca philosophica", Jenae, 1616). Среди др. немногочисленных Н. 17 в. - "Каталог музыкальной библиотеки португальского короля Иоанна IV", сост. П. Красбеком (Craesbeck P., "Primeira parte do Index da livraria de musica, do muyto alto, e poderoso Rey Don Ioгo о IV... Anno 1649"), первый персональный указатель - тематич. индекс к сочинениям нем. органиста и комп. Иоганна Керля (Kerll J. К., "Modulatio organica", Mьnch., 1686). Во 2-й пол. 17 в. в Великобритании и Италии, а в 18 в. во Франции и Германии появились каталоги сценич....
2. Музыкальная энциклопедия. Строгий стиль
Входимость: 2. Размер: 28кб.
Часть текста: границ: оно относится к творчеству композиторов разных европ. школ, прежде всего - к нидерландской, римской, а также венецианской, испанской; в область С. с. входит музыка франц., нем., англ., чеш., польских композиторов. С. с. наз. стиль полифонич. произв. для хора a cappella, развивавшийся в проф. жанрах церковной (гл. обр. католической) и в значительно меньшей мере светской музыки. Важнейшими и наиболее крупными среди жанров С. с. были месса (первая в европ. музыке значит. циклическая форма) и мотет (на духовные и светские тексты); во множестве сочинялись духовные и светские полифонич. песни, мадригалы (часто на лирич. тексты). Эпоха С. с. выдвинула многих выдающихся мастеров, среди к-рых особое положение занимают Жоскен Депре, О. Лассо и Палестрина. Творчество этих композиторов обобщает эстетич. и историко-стилистич. тенденции муз. иск-ва своего времени, и их наследие рассматривается в истории музыки как классика эпохи С. с. Итог развития целой историч. эпохи - творчество Жоскена Депре, Лассо и...
3. Музыкальная энциклопедия. Фостер C.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Часть текста: I 1864, Нью-Йорк) - амер. композитор. Самостоятельно научился играть на разл. муз. инструментах; взял неск. уроков по теории музыки у Г. Клебера в Питсбурге. Сочинял гл. обр. песни (б. ч. автор как их мелодий, так и текстов); отразил в песенном творчестве характерные черты складывавшейся муз. культуры США (см. Соединённых Штатов Америки музыка), в т.ч. специфику коллективного исполнительства (семейного и негр. общин). Сочетал традиции "эфиопских" (комич.) песен ("О, Сюзанна", 1848; "Кэмптонские скачки" - "Campton races", 1850, и др.), зародившихся в т.н. т-ре менестрелей (Ф. был связан с ним в 40-х гг.), сентиментальных поэтич. баллад, исполнявшихся обычно во время домашнего музицирования и распространённых среди белых "поющих семей" ("Джинни", 1854; "Милая Эни" - "Gentle Annie", 1856, и др.), и негритянских религиозных песнопений - гимнов патетического характера ("Старики у себя дома" - "Old folk at home", 1851; "Старый чёрный Джо" - "Old black Joe", 1860). Последние оказали особенное воздействие на дальнейшее развитие амер....
4. Музыкальная энциклопедия. Библиография музыкальная
Входимость: 2. Размер: 34кб.
Часть текста: и grapo - пишу). 1) Библиографич. пособия (указатели, обзоры, списки, каталоги), дающие систематизированное по тематике, в алфавитном, хронологич., топографич. и др. порядке перечисление и описание работ о музыке (книг и др. печатных изданий, а также рукописей) со стороны содержания и внешнего оформления. 2) Науч. дисциплина, изучающая историю, теорию, методику и классификацию муз. библиографии. В зарубежных странах объектом Б. м. является не только лит-ра о музыке, но и муз. произв. (нотные издания и нотные рукописи). В СССР ими занимается нотография, существующая как самостоят. область наряду с Б. м. Б. м. является вспомогат. отраслью музыковедения, важнейшим разделом муз. источниковедения. Различают два осн. вида Б. м.: научно-вспомогательную (научно-информационную) и рекомендательную. Задача научно-вспомогательной Б. м. - помочь историкам и теоретикам музыки, фольклористам и инструментоведам в их исследовательской работе (в выборе источников, установлении историографии вопроса, поисках материалов о жизни и творчестве отд. музыкантов - композиторов, музыковедов, исполнителей и др.). Задача рекомендательной Б. м. - облегчить читателям выбор лит-ры о музыке; она призвана оказать влияние на этот выбор и тем самым...
5. Музыкальная энциклопедия. Ars nova
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: называют музыкой Треченто (т. е. 14 в.). Крупнейшие деятели итал. А. n. - композиторы Джованни из Флоренции, Ф. Ландино, Герарделло, Якопо из Болоньи, Никколо из Перуджи и др. Видный теоретик итал. A. n. - Маркетто Падуанский. В его работах нач. 14 в. провозглашается принцип: "Ухо - лучший судья в музыке". Музыка итал. А. n. связана с североитал. фольклором, но отличается большей утончённостью. Это гл. обр. произв. для 2-3 голосов с инстр. сопр. на стихи Петрарки и др. поэтов-гуманистов. Поэтич. образы, ритм и метр стиха определяли интонац. склад вок. партий, особенно верхних голосов, наиболее певучих и выразительных; нижнему голосу (тенору) поручался опорный бас. Стихосложением были обусловлены муз.-синтаксич. особенности произв. (протяжённость построений, цезуры, кадансы). В инстр. партиях (лютни, виолы) применялись звукопись, фигуративная расцветка муз. ткани. Существовали и чисто инстр. варианты произведений подобного рода. Излюбленные жанры итал. А. n. - качча, баллада, мадригал. Богатое развитие А. n. получило во Франции, где оно сформировалось почти на полвека ранее итальянского. Идеологом А. n. во Франции был выдающийся поэт-гуманист, композитор, математик и теоретик музыки, друг Петрарки Ф. де Витри. Он первым применил наименование А. n., ввёл новую классификацию интервалов (терции и сексты были определены как консонансы), выступал в защиту хроматизма ("musica falsa"), утверждал эстетич. равноценность трёхдольного и двухдольного размеров. Если в период ars antiqua отдавалось предпочтение органуму с преобладанием параллельного движения голосов, Ф. де Витри теоретически обосновал принцип противоположного движения голосов и требовал запрещения октавных и кварто-квинтовых параллелизмов. Среди композиторов франц. А. n....
6. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "К" (часть 6, "КАР"-"КАУ")
Входимость: 1. Размер: 66кб.
Часть текста: Следующая страница Статьи на букву "К" (часть 6, "КАР"-"КАУ") Кароматов Ф. М. Файзулла Музафарович (р. 14 XII 1925, Бухара) - сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1971). В 1944 окончил Ташкентский педагогич. ин-т (филологич. отделение), в 1950 - Ташкентскую консерваторию по классу теории музыки у Ю. Н. Тюлина. Обучался игре на скрипке у Д. С. Бертье. В 1951-1954 аспирант Моск. консерватории (рук. В. М. Беляев). В 1943-49 работал как скрипач в симф. оркестре Узб. филармонии и радио. С 1949 науч. сотрудник, с 1955 зав. отделом музыки Ин-та искусствознания им. Хамзы (Ташкент), в 1957-64 директор этого ин-та. В 1955-60 преподаватель Ташкентской консерватории (кафедра истории музыки), с 1972 зав. кафедрой Восточной музыки, с 1973 профессор. Осн. круг науч. интересов К. - узб. нар. музыка, преимущественно инструментальная. Под рук. К. проведён ряд муз. фольклорных экспедиций на территории Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана. Сочинения : Узбекская народная инструментальная музыка. Сб. записей музыкального фольклора (сост. совм. с К. Алимбаевой), Таш., 1955 (на рус. и узб. яз.); Хамза Хакимзаде Ниязи и узбекская советская музыка, Таш., 1959; Узбекская домбровая музыка, Таш., 1962; Узбекская инструментальная музыка (наследие), Таш., 1972. Каросас Ю. Ю. Юозас Юргио (р. 4 (16) VII 1890, м. Спрогуйтис, ныне Аникщяйского р-на) - сов. композитор, педагог, дирижёр. Нар. арт. Литов. ССР (1960). В 1927 окончил Рижскую консерваторию по классу теории композиции у Я. Витола и органа у П. Йозууса. В 1930-37 был дирижёром симф. оркестра Каунасского радиовещания и руководил хором об-ва "Daina" ("Песнь"), В 1937-53 К. - педагог и рук. Клайпедского и Шяуляйского муз. уч-щ, в 1946-56 одновременно преподавал в...
7. Музыкальная энциклопедия. Глареан Г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: 1527), преподавал в университетах Франции, Германии, Швейцарии разл. науки и иск-ва - математику, музыку, философию, историю, литературу и поэтику. Учёный-гуманист, обладавший широкими познаниями в разных областях науки, Г. общался с выдающимися учёными своего времени, в том числе Эразмом Роттердамским. Наибольшее значение имеют труды Г. в области теории музыки, в к-рых он опирался на музыкальную практику (признание реальных ладов), занимал прогрессивную позицию в оценке прошлого и современности. Его первая работа "Введение в музыкознание...." ("Isagoge in musicen...", Базель, 1516) содержит главы о сольмизации, интервалах, ладах и их применении. Гл. труд Г. - муз. трактат "Додекахордон" ("Dodekachordon" - "Двенадцатиструнник", 1519-39, изд. 1547) - исследование о средневек. церк. ладах. Опираясь на труды древнегреч. теоретиков и изучив особенности диатоники, он устанавливает существование 12 диатонич. ладов (а не 8, узаконенных средневек. муз. теорией). Им были впервые обоснованы...
8. Музыкальная энциклопедия. Флорентийская камерата
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Часть текста: композитора и мецената графа Дж. Барди, во дворце к-рого собирались видные деятели иск-ва и науки, и просвещённого любителя музыки Я. Корси (в его доме, после отъезда Барди в Рим в 1592, продолжались встречи участников Ф. к.; отсюда её др. назв. - Камерата Барди - Корси). Среди наиболее известных членов Ф. к. - поэты О. Ринуччини, Г. Кьябрера, П. Строцци, певцы и композиторы Дж. Каччини, Я. Пери, В. Галилеи, Дж. Дони, К. Мальвецци, П. Делла Валле. Возникновение Ф. к. во многом подготовила деятельность филолога, историка, знатока антич. учений о музыке Дж. Меи. В своих исследованиях он дал теоретич. обоснование путей развития новой музыки, оказав большое влияние на формирование взглядов В. Галилеи, Дж. Барди и др. Представители Ф. к. стремились возродить принципы антич. муз. иск-ва, с к-рыми были знакомы по теоретич. трактатам. Выступали против полифонического пения, за возобновление др.-греч. трагедии на основе монодич. склада (см. Монодия ), считали, что музыка должна подчиняться поэзии, следовать за поэтич. текстом, усиливать его эмоциональное воздействие, добивались синтеза поэзии и музыки. Эстетич. воззрения участников P. k. нашли отражение в труде Галилеи "Диалог о древней и новой музыке" (1581), ставшем своего рода программой деятельности Ф. к., и в предисловии к сб-ку одногол. мадригалов Каччини "Новая музыка" ("Le nuove musiche", 1601). С самого начала деятельности члены Ф. к. осуществляли...
9. Музыкальная энциклопедия. Трезвучие
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Часть текста: (4:5:6, т. е. большая терция + малая терция) и гармонической (10:12:15, т. е. малая терция + большая терция). Одно из них - мажорное - совпадает с исследованием тонов в нижней части натурального звукоряда (тоны 1:2:3:4:5:6). Консонирующие Т. - основа аккордики в мажорно-минорной тональной системе, господствовавшей в 17-19 вв. ("Триада гармоническая есть основа всякого созвучия...", - писал И. Г. Вальтер). Мажорное и минорное Т. являются центр. элементами 2 гл. ладов европ. музыки, носящих те же наименования. В большой мере консонирующие Т. сохранили значение и в музыке 20 в. Особняком стоят 2 "негармонич." Т. - увеличенное (из двух больших терций) и уменьшенное (из двух малых). Не складываясь в консонанс чистой квинты, оба они лишены устойчивости (особенно уменьшенное, содержащее диссонанс уменьшенной квинты). Муз. теория в соответствии с практикой контрапунктич. письма первоначально рассматривала многоголосие, в т. ч. Т., как комплекс интервалов (напр., Т. как сочетание квинты и двух терций). Дж. Царлино дал первую теорию Т. (1558), назвав их "гармониями" и объяснив мажорное и минорное Т. с помощью теории числовых пропорций (в длинах струн мажорное Т. - гармонич. пропорцией 15:12:10, минорное -...
10. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АВЕ")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Часть текста:   Следующая страница Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АВЕ") А Статья большая, находится на отдельной странице . Аав Э. Эвальд (7 III 1900, Таллин - 21 III 1939, там же) - эст. композитор и хор. дирижёр. Один из основоположников эст. нац. оперы. В 1926 окончил Таллинскую консерваторию (ученик А. И. Каппа). А. - автор первой значит. эст. оперы "Викерцы" ("Викинги"; 1928, т-р "Эстония"; нов. пост. в т-ре "Ванемуйне", 1956) - героико-романтич. муз. драмы о походе древних эстов, боровшихся против скандинавских завоевателей-викингов, на швед. крепость Сигтуна в 1198. Арии и ансамбли этой оперы продолжают сохраняться в конц. репертуаре эст. певцов. Среди др. соч.: симфония (1939); симфонич. поэма "Жизнь" ("Elana", 1935) и др. орк. произв., камерно-инстр. соч., хоры. Аав-Лоо И. Ю. Аав-Лоо И. Ю. - см. Лоо-Талвари И. Ю. Аалтонен Э. В. Аалтонен Э. В. (Aaltonen) Эрик Вернер (Эркки) (р. 17 VIII 1910, Хяменлинна) - фин. композитор и скрипач. Окончил в 1947 Академию музыки им. Сибелиуса в Хельсинки по классам В. Раитио (скрипка), С. Палмгрена (композиция). Совершенствовался в Англии, Италии, Чехословакии, Румынии. Играл в разл. оркестрах (с 1935), позднее возглавлял камерный и симф. оркестры. С 1958 рук. хора "Куллерво". Работает гл. обр. в жанре инстр. музыки. Автор балетов, 4 симфоний (в т. ч. "Хиросима", в к-рой выражен протест против атомной войны), 2 концертов для фп. с орк., музыки к фильмам, хоров, романсов. Абаза А. М. Аркадий Максимович (1848 или 1845, Суджанский уезд, ныне Курская обл. - 3(16) I 1915, Курск) - рус. пианист, педагог, композитор и муз.-обществ. деятель. Учился в Харьковском муз. уч-ще РМО, затем в Петерб. консерватории у А. Дрейшока (фп.) и К. Эверарди (пение), совершенствовался в Германии у Г. Бюлова (фп.). Основатель и директор муз. школы в Сумах (1877-81) ...