Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Поиск по материалам сайта
Cлово "NOVA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Музыкальная энциклопедия. Филипп де Витри
Входимость: 8. Размер: 9кб.
2. Музыкальная энциклопедия. Французская музыка
Входимость: 6. Размер: 99кб.
3. Музыкальная энциклопедия. Итальянская музыка
Входимость: 6. Размер: 63кб.
4. Музыкальная энциклопедия. Ars nova
Входимость: 5. Размер: 7кб.
5. Музыкальная энциклопедия. Мурис И.
Входимость: 4. Размер: 5кб.
6. Музыкальная энциклопедия. Возрождение
Входимость: 4. Размер: 16кб.
7. Музыкальная энциклопедия. Статьи на буквы "A-Z" (часть 1, "A"-"BRA")
Входимость: 3. Размер: 40кб.
8. Музыкальная энциклопедия. Форма музыкальная
Входимость: 3. Размер: 113кб.
9. Музыкальная энциклопедия. Эстетика музыкальная
Входимость: 2. Размер: 48кб.
10. Музыкальная энциклопедия. Мотет
Входимость: 2. Размер: 13кб.
11. Музыкальная энциклопедия. Чешская музыка
Входимость: 2. Размер: 27кб.
12. Музыкальная энциклопедия. Шведская музыка
Входимость: 2. Размер: 19кб.
13. Музыкальная энциклопедия. Церковная музыка
Входимость: 2. Размер: 56кб.
14. Музыкальная энциклопедия. Музыковедение
Входимость: 2. Размер: 94кб.
15. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "К" (часть 14, "КОМ"-"КОН")
Входимость: 1. Размер: 45кб.
16. Музыкальная энциклопедия. Средневековые лады
Входимость: 1. Размер: 23кб.
17. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАМ"-"ЛАУ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
18. Музыкальная энциклопедия. Строгий стиль
Входимость: 1. Размер: 28кб.
19. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "М" (часть 3, "МАЛ"-"МАН")
Входимость: 1. Размер: 55кб.
20. Музыкальная энциклопедия. Фукс И. Й.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
21. Музыкальная энциклопедия. Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "BRE"-"MUS")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
22. Музыкальная энциклопедия. Оглавление, буквы "A-Z"
Входимость: 1. Размер: 14кб.
23. Музыкальная энциклопедия. Немецкая музыка
Входимость: 1. Размер: 63кб.
24. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "М" (часть 6, "МАТ"-"МЕД")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
25. Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика. Кадес
Входимость: 1. Размер: 7кб.
26. Музыкальная энциклопедия. Табулатура
Входимость: 1. Размер: 11кб.
27. Музыкальная энциклопедия. Нидерландская музыка
Входимость: 1. Размер: 32кб.
28. Музыкальная энциклопедия. Цифровая система
Входимость: 1. Размер: 8кб.
29. Музыкальная энциклопедия. Польская музыка
Входимость: 1. Размер: 43кб.
30. Музыкальная энциклопедия. Канон
Входимость: 1. Размер: 17кб.
31. Музыкальная энциклопедия. Артикуляция
Входимость: 1. Размер: 8кб.
32. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "М" (часть 4, "МАН"-"МАР")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
33. Музыкальная энциклопедия. Токката
Входимость: 1. Размер: 16кб.
34. Музыкальная энциклопедия. Увеличение
Входимость: 1. Размер: 14кб.
35. Энциклопедия кино (2010). Статьи на букву "Б" (часть 6, "БАР")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
36. Музыкальная энциклопедия. Мензуральная нотация
Входимость: 1. Размер: 12кб.
37. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Д" (часть 8, "ДОБ"-"ДОН")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
38. Музыкальная энциклопедия. Хоровая музыка
Входимость: 1. Размер: 37кб.
39. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Я" (часть 1, "ЯБЛ"-"ЯНК")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
40. Музыкальная энциклопедия. Шопен Ф. Ф.
Входимость: 1. Размер: 59кб.
41. Музыкальная энциклопедия. Ракоходное движение
Входимость: 1. Размер: 10кб.
42. Музыкальная энциклопедия. Музыка
Входимость: 1. Размер: 79кб.
43. Музыкальная энциклопедия. Тональность
Входимость: 1. Размер: 41кб.
44. Музыкальная энциклопедия. Английская музыка
Входимость: 1. Размер: 49кб.
45. Музыкальная энциклопедия. Синкопа
Входимость: 1. Размер: 8кб.
46. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАБ"-"ШАП")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
47. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Г" (часть 7, "ГМЫ"-"ГОЛ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
48. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Д" (часть 7, "ДИН"-"ДОБ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
49. Музыкальная энциклопедия. Песня
Входимость: 1. Размер: 11кб.
50. Музыкальная энциклопедия. Шейн И. Г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Музыкальная энциклопедия. Филипп де Витри
Входимость: 8. Размер: 9кб.
Часть текста: (с нач. 50-х гг.- епископ г. Mo). Был другом Ф. Петрарки, к-рый ставил Ф. де В. выше всех современных ему франц. поэтов, считал его образованнейшим человеком страны ("poeta nunc unicus Galliarum", "Literatissimus homo") и сожалел, что он оставил занятия философией, приняв сан епископа. Как композитор Ф. де В. создал совершенные образцы мотета. В мотетах Ф. де В. усовершенствовал и упорядочил известную в то время технику изоритмии. Сохранились 12 (возможно, 14) 3- и 4-гол. мотетов (обнаружены в 1921-39); 5 из них ("Garrit Gallus - In Nova", 1313 или 1314; "Tribum - Quoniam secta", 1315-16; "Aman novi - Heu fortune", 1315-16; "Orbis orbatus - О vos pastores", 1316; "Firmissime - Adesto sancta", 1316) входят как муз. номера (вставки) в "Роман о Фовеле" (рукопись "Roman de Fauvel" хранится в Нац. б-ке в Париже, 1316), 9 (принадлежность 2 из них Ф. де В. ещё не установлена) содержатся в кодексе 14 в. ("Ivrea"): "Douce playsance" - "Garison" (до 1320), "Colla jugo" - "Bona condit" (ок. 1320), Филипп де Витри. Мотет "Heu, Fortuna subdula..." из "Романа о Фовеле" (1316). "Tuba" - "In arboris" (ок. 1320), "Cum statua" - "Hugo" (ок. 330), "Vos quid" - "Gratissima matrorum" (ок. 1330), "О canenda" - "Rex quem metrorum" (ок. 1335), "Petre Clemens" - "Lugentium sicentur" (1342). Возможно, Ф. де В. принадлежат и др. мотеты, известные ныне как анонимные. Он писал также баллады, рондо, лэ (не сохранились). Ф. де В. - один из основоположников муз.-поэтич. иск-ва ars nova. Ему приписываются 4 трактата, в т. ч. "Ars nova" (создан, по-видимому, в Париже ок. 1320, авторство Ф. де В. наиболее вероятно) - важнейший источник для изучения франц. музыки 14 в. Это первый франц. трактат, легализующий прогрессивные практич. нововведения композиторов 14 в. - "moderni cantores" (так они именовались в папской булле "Docta sanctorum", 1324, в к-рой подвергались папой резкой...
2. Музыкальная энциклопедия. Французская музыка
Входимость: 6. Размер: 99кб.
Часть текста: свидетельствуют о том, что музыке, танцу отводилась существ. роль в жизни народа, музыка была важным элементом семейного быта, религ. обрядов. Достоверные данные о собственно нар. песне относятся к 15 в. (этим временем датируются ее первые сохранившиеся записи). В работах франц. фольклористов рассматриваются многочисл. жанры нар. песни: лирические, любовные, песни-жалобы (complaintes), танцевальные (rondes), сатирические, песни ремесленников (chansons de metiers), календарные, напр. рождественские (ноэли); трудовые, исторические, военные и др. К фольклорным принадлежат также песни, связанные с галльскими и кельтскими верованиями, - "песни о деяниях" (chansons de geste). Среди лирических особое место занимают пасторали (идеализация сельской жизни). В любовных преобладают темы неразделённой любви, расставания. Немало песен посвящено детям - колыбельные, игровые. Разнообразны трудовые (песни жнецов, пахарей, виноградарей и др.), солдатские и рекрутские песни. Особую группу составляют баллады о крестовых походах, песни, изобличающие жестокость феодалов, королей и придворных, песни о крестьянских восстаниях (эту группу песен исследователи называют "поэтическим...
3. Музыкальная энциклопедия. Итальянская музыка
Входимость: 6. Размер: 63кб.
Часть текста: было объявлено гос. религией, Рим наряду с Византией стал одним из центров развития литургич. пения, пер-вонач. основой к-рого была псалмодия, происходившая из Сирии и Палестины. Миланский архиепископ Амвросий закрепил практику антифонного пения гимнов (см. Антифон ), приблизив их мелодику к нар. истокам. С его именем связана особая традиция зап.-христ. церк. пения, получившая название амвросианской (см. Амвросианское пение ). В кон. 6 в., при папе Григории I, были выработаны твёрдые формы христ. литургии и упорядочена её муз. сторона. Созданная тогда же в Риме певч. школа ("схола канторум") стала своего рода академией церк.-певч. иск-ва и высшим законодат. органом в этой области. Григорию I приписывались объединение и фиксация осн. богослужебных песнопений. Однако позднейшими исследованиями установлено, что мелодич. стиль и формы т.н. григорианского пения окончательно сложились только в 8-9 вв. Римская католич. церковь, стремясь к единообразию богослужения, насаждала этот стиль одногол. хор. пения у всех народов, обращаемых в христ. веру. Этот процесс завершился к кон. 11 в., когда григорианская литургия с соответствовавшим ей певч. регламентом утвердилась в странах Средней, Зап. и Юж. Европы. Вместе с тем приостановилось и дальнейшее развитие григорианского пения, застывшего в неизм. формах. С кон. 1-го тыс. н.э. в результате частых вражеских вторжений на территорию Италии, а также усилившегося гнёта папства, мешавшего свободному проявлению творч. инициативы, в И. м. наступает длит. застой, она...
4. Музыкальная энциклопедия. Ars nova
Входимость: 5. Размер: 7кб.
Часть текста: искусству") - полифонич. музыке феодально-церк. средневековья - по трактату "Ars nova" (20-е гг. 14 в.), приписываемому Филиппу де Витри. А. n. - наиболее раннее проф. муз. иск-во, представленное светскими вок.-лирич. жанрами (творчество трубадуров, труверов, миннезингеров большей частью носило ещё "полупрофессиональный" характер). Итал. А. n., в отличие от французского, часто называют музыкой Треченто (т. е. 14 в.). Крупнейшие деятели итал. А. n. - композиторы Джованни из Флоренции, Ф. Ландино, Герарделло, Якопо из Болоньи, Никколо из Перуджи и др. Видный теоретик итал. A. n. - Маркетто Падуанский. В его работах нач. 14 в. провозглашается принцип: "Ухо - лучший судья в музыке". Музыка итал. А. n. связана с североитал. фольклором, но отличается большей утончённостью. Это гл. обр. произв. для 2-3 голосов с инстр. сопр. на стихи Петрарки и др. поэтов-гуманистов. Поэтич. образы, ритм и метр стиха определяли интонац. склад вок. партий, особенно верхних голосов, наиболее певучих и выразительных; нижнему голосу (тенору) поручался опорный бас. Стихосложением были обусловлены муз.-синтаксич. особенности произв. (протяжённость построений, цезуры, кадансы). В инстр. партиях (лютни, виолы) применялись звукопись, фигуративная расцветка муз. ткани. Существовали и чисто инстр. варианты произведений подобного рода. Излюбленные жанры итал. А. n. - качча, ...
5. Музыкальная энциклопедия. Мурис И.
Входимость: 4. Размер: 5кб.
Часть текста: в последней впервые обосновал систему организации муз. времени: "...звук (vox) порождается движением", "время нераздельно объединяет движение", "звуку необходимо измерение времени", "время есть мера движения"). Теоретик ars nova, M. подробно изложил систему мензуральной нотации ars nova (символика троичности, 4 "степени перфекции", иерархию длительностей, их деление на перфектные и имперфектные, систематику модусов). В 1321 получил степень магистра искусств в Сорбонне, создал трактаты по астрономии. В 1323 написал трактат "Умозрительная музыка по Боэцию" ("Musica speculativa secundum Boetium"), служивший основным учебником музыки в университетах до 16 в. С нач. 1320-х гг. преподавал в Парижском ун-те, помимо математики и астрономии, вероятно, также и музыку (в составе т. н. квадривия, состоявшего из 4 предметов - музыки, арифметики, геометрии и астрономии). На протяжении 30 лет писал трактаты, в т. ч. по музыке (время их создания неизвестно) - "Книжица о размеренном пении" ("Libellus cantus mensurabilis") и "Рассуждения о частях музыки" ("Questiones super partes musicae"). M. включал в математич. исследования разделы, посв. музыке, т. к. в подходе к муз. явлениям исходил из принципа числа как основы миропорядка; 4-й трактат 4-й книги его гл. труда - "Четырёхчастного сочинения о числах" ("Quadripartitum opus numerorum") - связан с музыкой и имеет подзаголовок: "О музыкальных звуках" ("De sonis musicis"). Музыке полностью посвящён также небольшой "Трактат о числах...", построенный в форме послания к епископу Ф. де...
6. Музыкальная энциклопедия. Возрождение
Входимость: 4. Размер: 16кб.
Часть текста: итал. Rinascimento) - эпоха в развитии стран Зап. и Центр. Европы (сер. 15-16 вв., в Италии с 14 в.), в течение к-рой совершился переход от средневековой культуры к культуре нового времени. В. связано с коренными социально-экономич. сдвигами в европ. обществе, с зарождением в наиболее экономически развитых странах капиталистич. отношений. Отмечая в пределах эпохи В. сложное взаимодействие и борьбу разнообразных идейно-художеств. течений, основоположники марксизма оценивают её в целом как "величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством" (Ф. Энгельс. Диалектика природы, М., 1950, с. 3-4). Определяющее значение для развития иск-ва имело новое мировоззрение эпохи В.- гуманизм. В противоположность ср.-век. религ. теоцентризму и аскетизму на первый план выдвигается ценность человеч. личности, её индивидуальной точки зрения на явления жизни, интерес к познанию мира и реалистич. отражению действительности. Существенной особенностью явилось при этом обращение к художеств. идеалам античности. Но в музыке не было возможности следовать конкретным образцам античного иск-ва, т. к. даже немногие сохранившиеся от античных времён нотные записи ещё не были расшифрованы. Определённую роль сыграло лишь использование нек-рыми композиторами конца 15-16 вв. античных поэтич. текстов и стремление опереться на отд. положения античной эстетики и теории музыки (преим. к концу 16 в., см. Опера ). Представление о В. как муз.-историч. эпохе стало складываться к нач. 20 в. в связи с новыми находками и исследованиями, а также с разработкой соответств. проблематики в области изобразит. иск-ва и архитектуры, где ренессансный художеств. стиль выявился с большей определённостью. На рубеже 19-20 вв. были опубликованы и изучены многочисл. образцы светской ренессансной музыки 14-16 вв., отразившие...
7. Музыкальная энциклопедия. Статьи на буквы "A-Z" (часть 1, "A"-"BRA")
Входимость: 3. Размер: 40кб.
Часть текста: слова капелла и вошёл в употребление в конце 17 в.Первоначально обозначал определённый стиль хор. музыки, в к-ром осн. внимание обращалось не столько на чёткую передачу текста, сколько на певучесть и самостоятельность голосов, на гармоничность общего звучания. Стиль А с. был полифоническим; использовались исключительно диатонич. лады, избегались краткие длительности звуков. К вок. голосам могли присоединяться инструменты. Ещё в средние века, до того как стал применяться термин "А с.", этот стиль стал осн. стилем культовой музыки; он достиг расцвета в эпоху Возрождения в творчестве великих полифонистов нидерландской (Жоскен Депре, Орландо Лассо) и римской (Палестрина) школ. С нач. 19 в., когда стиль А с. занял видное место и в светском муз. иск-ве, инструменты перестали применяться в относящихся к этому стилю произв. и термин приобрёл совр. значение. С этого времени в зап.-европ. странах старинная музыка А с. часто рассматривалась как совершенная форма изложения церк. музыки; совр. церк. музыку стремились приблизить к этому идеалу. Правосл. церковь использует только хор. пение А с. (выдающиеся образцы культовой музыки А с. принадлежат В. П. Титову, М. С. Березовскому, А. Л. Веделю, Д. С. Бортнянскому, П. И. Чайковскому, С. В. Рахманинову). Пение А с. широко распространено в нар. творчестве (русском, болгарском, латышском, эстонском). В нём с большой полнотой раскрываются богатство и красота человеческого голоса, отсюда интерес к стилю А с. композиторов самых разл. эпох (К. М. Вебер, Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, К. Дебюсси, М. Равель, Б. Барток, З. Кодаи, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, А. Т. Гречанинов, А. Д. Кастальский). значит. распространение хоры А с. получили в сов. музыке (В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, В. Н. Салманов). Как в СССР, так и за...
8. Музыкальная энциклопедия. Форма музыкальная
Входимость: 3. Размер: 113кб.
Часть текста: энциклопедии По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я Форма музыкальная Форма музыкальная (греч. morpn, лат. forma - вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание I. Значение термина. Этимология 875 II. Форма и содержание. Общие принципы формообразования 876 III. Музыкальные формы до 1600 879 IV. Полифонические музыкальные формы 885 V. Гомофонные музыкальные формы нового времени 889 VI. Музыкальные формы 20 в 896 VII. Учения о музыкальных формах 899 I. Значение термина. Этимология. Термин "Ф. м." применяется в нескольких разл. значениях: 1) тип композиции; определ. композиционный план (точнее "форма-схема", по Б. В. Асафьеву) муз. произведения ("форма сочинения", по П. И. Чайковскому; напр., рундо, фуга, мотет, баллата; отчасти сближается с понятием жанра, т. е. рода музыки); 2) муз. воплощение содержания (целостная организация мелодич. мотивов, гармонии, метра, многоголосной ткани, тембров и др. элементов музыки). Помимо этих двух осн. значений термина...
9. Музыкальная энциклопедия. Эстетика музыкальная
Входимость: 2. Размер: 48кб.
Часть текста: диалектика общих законов чувственно-образного освоения действительности, особенных законов художеств. творчества и единичных (конкретных) закономерностей муз. иск-ва. Поэтому категории Э. м. либо строятся по типу спецификации общего эстетич. понятия (напр., муз. образ), либо совпадают с музыковедческими понятиями, объединяющими общефилософские и конкретно-муз. значения (напр., гармония). Метод марксистско-ленинской Э. м. диалектически объединяет общее (методологич. основы диалектич. и историч. материализма), особенное (теоретич. положения марксистско- ленинской философии иск-ва) и отдельное (музыковедческие методики и наблюдения). Э. м. связана с общей эстетикой через составляющую один из разделов последней теорию видового многообразия художеств. творчества (художеств. морфологию) и включает в специфизированном (за счёт использования данных музыковедения) виде её остальные разделы, т. е.учения о историч., социологич., гносеологич., онтологич. и аксиологич. закономерностях иск-ва. Предметом изучения Э. м. является диалектика общих, особенных и отдельных закономерностей муз.-историч. процесса; социологич. обусловленности муз. творчества; художеств. познания (отражения) действительности в музыке; предметного воплощения муз. деятельности; ценностей и оценок муз. иск-ва. Диалектика общих и отдельных историч. закономерностей муз. иск-ва. Конкретные закономерности истории муз. иск-ва генетически и логически связаны с общими законами развития материальной практики,...
10. Музыкальная энциклопедия. Мотет
Входимость: 2. Размер: 13кб.
Часть текста: новый голос, исполняющийся на др. текст. Этот голос получил назв. motetus, к-рое перешло и на всё произведение. Вскоре появились и 3-гол. (двойные), 4-гол. (тройные) М. с добавлением новых голосов к 2-гол. кондукту или к тому же 1-гол. тенору. Второй муз. голос назывался в них duplum, далее следовали motetus и triplum. На начальной стадии развития М. подтекстовка верхних голосов, мелодически несколько более богатых сравнительно с тенором, являлась развитием подтекстовки тенора - в ней повторялись с добавлениями важнейшие слова и выражения тенора. Позднее в этой подтекстовке стали давать расширит. толкование осн. текста, как бы свободные комментарии к нему. С течением времени подтекстовка приобретала всё большую самостоятельность как по словарному составу, так и по содержанию. Постепенно стали отдавать предпочтение текстам на простонародном языке, к-рые противостояли латыни тенора и по своему содержанию - юмористически-шуточному, сатирическому или эротическому. Каждый из голосов обычно исполнялся не только на особый текст, но зачастую и на ином, чем в др. голосах, языке. В теноре долгое время сохранялся лат. язык, в верхних голосах обычно применялся франц. язык и его местные наречия. Нередки были замены одного текста другим, напр. духовного светским и наоборот. В верхних голосах часто использовались народно-песенные мелодии; литургич. тенор порой заменялся свободно сочинённым, а иногда ...