Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Поиск по материалам сайта
Cлово "VIOLA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "В" (часть 6, "ВИЛ"-"ВИР")
Входимость: 11. Размер: 57кб.
2. Музыкальная энциклопедия. Вивальди А.
Входимость: 6. Размер: 17кб.
3. Музыкальная энциклопедия. Альт
Входимость: 6. Размер: 7кб.
4. Музыкальная энциклопедия. Статьи на буквы "A-Z" (часть 1, "A"-"BRA")
Входимость: 5. Размер: 40кб.
5. Музыкальная энциклопедия. Виолы
Входимость: 5. Размер: 9кб.
6. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Р" (часть 5, "РИЗ"-"РОВ")
Входимость: 4. Размер: 57кб.
7. Музыкальная энциклопедия. Виоль д'амур
Входимость: 4. Размер: 6кб.
8. Музыкальная энциклопедия. Нотография
Входимость: 3. Размер: 47кб.
9. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДАУ"-"ДЕК")
Входимость: 2. Размер: 52кб.
10. Творческие портреты композиторов. Статьи на букву "К"
Входимость: 2. Размер: 52кб.
11. Музыкальная энциклопедия. Баритон
Входимость: 2. Размер: 7кб.
12. Музыкальная энциклопедия. Долмеч
Входимость: 2. Размер: 6кб.
13. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТЕМ"-"ТИБ")
Входимость: 2. Размер: 60кб.
14. Музыкальная энциклопедия. Гайдн Ф.
Входимость: 1. Размер: 37кб.
15. Музыкальная энциклопедия. Скрипка
Входимость: 1. Размер: 19кб.
16. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "А" (часть 6, "АЛЬ"-"АНД")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
17. Музыкальная энциклопедия. Эйнштейн А.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
18. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Х" (часть 3, "ХЕЙ"-"ХОВ")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
19. Музыкальная энциклопедия. Concerto grosso
Входимость: 1. Размер: 7кб.
20. Музыкальная энциклопедия. Тартини Д.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
21. Энциклопедия кино (2010). АРДЖЕНТО АСЯ
Входимость: 1. Размер: 9кб.
22. Музыкальная энциклопедия. Торелли Д.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
23. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЛ"-"ГАН")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
24. Музыкальная энциклопедия. Ортис Д.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
25. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "П" (часть 11, "ПРИ"-"ПРО")
Входимость: 1. Размер: 62кб.
26. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 12, "БОН"-"БОЧ")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
27. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "М" (часть 2, "МАЙ"-"МАЛ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
28. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 7, "СИБ"-"СИМ")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
29. Музыкальная энциклопедия. Виолончель
Входимость: 1. Размер: 10кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "В" (часть 6, "ВИЛ"-"ВИР")
Входимость: 11. Размер: 57кб.
Часть текста: З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "В" (часть 6, "ВИЛ"-"ВИР") Виллотта Виллотта (итал. villota, villotta) - родственная вилланелле нар. песня танц. характера, получившая распространение в Сев. Италии в 15-16 вв. Особой популярностью пользовалась в Венеции и Неаполе. Типич. В. была четырёхголосной, гомофонного склада; в теноре её использовался нар. напев. Нередко подразделялась на части в двух- и трёхдольном размере. Текст был строфич. строения с 4-3 строками в строфе. Литература : Sоmbогn С., Das venezianische Volkslied: die Villota, Hdlb., 1901; Torrefranca F., Le prime villote a quattro e la loro importanza storica ed estetica... al III congresso. Trento. Settembre. 1934, Roma, (s. a.I; Kinkeldeу О., F. Torrefranca's theory of the villota, "Bulletin of American Musicological Society...", 1941, VI. Виллуан А. И. Александр Иванович (27 или 29 II (10 или 12 III) 1804, Москва - 21 VIII (2 IX) 1878, Лесное, близ Петербурга) - рус. пианист-педагог. Род. в семье франц. эмигранта. Учился у Ф. Гебеля и Дж. Филда в Москве. С 1821 занимался муз. деятельностью. В 1823-30 жил и преподавал в провинции, в 1830-62 - в Москве, где пользовался репутацией одного из лучших фп. педагогов; последние годы жизни провёл в Петербурге, в 1863-65 был адъюнктом консерватории. В. прославился как учитель бр. А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов. Он сопровождал А. Г. Рубинштейна в его первой заграничной конц. поездке (1840-43). Рубинштейн высоко ценил педагогич. дарование В., считая, что "прочным фундаментом в музыкальном искусстве" он обязан именно ему. Одним из первых в России В. получил звание свободного художника (в 1863), для этого держал спец. экзамен, на к-ром играл А. Г. Рубинштейн, демонстрировавший в качестве ученика В. его педагогич. мастерство. Свой метод преподавания В. изложил в "Школе для фортепиано" (1863, 2-е изд. 1871), одобренной Петерб. консерваторией и принятой ею в качестве руководства. С...
2. Музыкальная энциклопедия. Вивальди А.
Входимость: 6. Размер: 17кб.
Часть текста: В. участвовал в театр. жизни Венеции, отдавая много сил постановкам собственных опер (репетировал с труппами, дирижировал спектаклями, нередко выступал в качестве импрессарио). Шумная и праздничная жизнь Венеции, карнавалы и маскарады, блеск театр. представлений, богатый городской песенный фольклор оставили глубокий след в творчестве В. В 1718-22 В. находился на службе при дворе в Мантуе. Последующие годы концертировал в Италии и других европейских странах. В 1725 был отстранён от работы в консерватории, с 1735 восстановлен в должности капельмейстера. Вскоре, в результате столкновений с клерикальными кругами, В. покинул Венецию и переселился в Вену, где провёл последние годы жизни. Несмотря на широкую известность, В. умер в бедности. В. прославился как дирижёр, скрипач, педагог и композитор. Под его рук. концерты оркестра "Della Pietа" завоевали европ. известность. Особенно поражала новая "ломбардская" (драматизированная) манера игры и виртуозность В. Распространению стиля игры В. среди европ. скрипачей способствовала популярность его скрипичных концертов - необычных для того времени по форме и фактуре. В. не оставил после себя "школы" подобно А. Корелли и Дж. Тартини (среди его учеников, завоевавших известность, можно назвать лишь Дж. Сомиса и Л. Мадониса), но он обладал разносторонним педагогич. талантом, занимался с певицами, в т. ч. с Ф. Бордоньи. Велико творческое наследие В. Композитор создал 465 инстр. концертов. Писал также оратории, светские кантаты, культовую музыку. Оперное творчество В. (св. 40 опер, многие на историч., мифологич. сюжеты; либр. П. Метастазио, Ф. Сильвани, Д. Лалли, А. Дзено и др.) способствовало развитию оперного жанра, оказало влияние на многих композиторов (в т. ч. на Г. Ф. Генделя), но не было по достоинству оценено современниками. В инстр. произв. раннего периода (трио-сонаты ор. 1 и др.), несмотря на сильное воздействие А. Корелли, проявляется ...
3. Музыкальная энциклопедия. Альт
Входимость: 6. Размер: 7кб.
Часть текста: иногда поручали I тенорам. 2) Партия в хоре или вок. ансамбле, исполняемая низкими детскими или низкими женскими голосами (меццо-сопрано, контральто). С конца 18 в. в оперных хор. партитурах в Италии, а позднее и во Франции ("Гранд-Опера", "Опера лирик") партия низкого жен. голоса получает наименование меццо-сопрано, или среднее сопрано. С этого времени партии в однородных жен. хорах стали носить назв. жен. голосов: сопрано, меццо-сопрано, контральто. В вок.-симф. сочинениях (за исключением Реквиема Берлиоза, Stabat mater Россини и др.) и в хорах a cappella сохранилось старое наименование - альт. 3) В странах нем. языка название контральто. 4) Низкие детские голоса. Вначале так называли голоса мальчиков, певших партию А. в хоре, позднее - всякий низкий детский певческий голос (как мальчиков, так и девочек), диапазон его - (g)a - es2(e2). 5) Смычковый инструмент (итал. viola, франц. alto, нем. Bratsche) скрипичного семейства, занимающий промежуточное положение между скрипкой и виолончелью. По размерам неск. больше скрипки (длина корпуса ок. 410 мм; старинные мастера изготовляли альты длиной до 460-470 мм; в 19 Б. получили распространение А. меньшего размера - длиной 380-390 мм; в противовес увлечению ими Г. Риттер и позднее Л. Тертис разработали более крупные модели, всё же не достигающие размеров классич. А.). Строй А. на квинту ниже скрипичного (с, g, d1, а1); партия А. йотируется в альтовом и скрипичном ключах. Предполагают, что А.- самый ранний из инструментов скрипичной группы (появился в конце 15 - нач. 16 вв.). Звук А. отличается от скрипичного...
4. Музыкальная энциклопедия. Статьи на буквы "A-Z" (часть 1, "A"-"BRA")
Входимость: 5. Размер: 40кб.
Часть текста: баллады) - обозначение в нотах, указывающее на повествовательный, "балладный" характер музыки. Применяется обычно в начале муз. пьесы. A beneplacito A beneplacito (а бенеплaчито, итал. - по произволу, по желанию исполнителя, как угодно) - то же, что и Ad libitum (l). A cappella A cappella (а капелла, итал., ранее a capella, alla capella) - многоголосное хоровое пение без инстр. сопровождения. Термин "А с." происходит от слова капелла и вошёл в употребление в конце 17 в.Первоначально обозначал определённый стиль хор. музыки, в к-ром осн. внимание обращалось не столько на чёткую передачу текста, сколько на певучесть и самостоятельность голосов, на гармоничность общего звучания. Стиль А с. был полифоническим; использовались исключительно диатонич. лады, избегались краткие длительности звуков. К вок. голосам могли присоединяться инструменты. Ещё в средние века, до того как стал применяться термин "А с.", этот стиль стал осн. стилем культовой музыки; он достиг расцвета в эпоху Возрождения в творчестве великих полифонистов нидерландской (Жоскен Депре, Орландо Лассо) и римской...
5. Музыкальная энциклопедия. Виолы
Входимость: 5. Размер: 9кб.
Часть текста: (итал. - viola da gamba, viola ad arco; испан. - vihuela de arco; нем. - Knieviola, Kniegeige, Gamba). В. возникли к кон. 15 - нач. 16 вв. из ср.-век. смычкового инструмента (см. Виола , Фидель ) в результате ассимиляции им черт щипкового инструмента лютни. В. того времени имели корпус с ясно выраженной "талией", тупыми углами, покатыми "плечами" (встречались В. и с "витиеватыми" контурами корпуса), выпуклой верхней и плоской нижней деками, широкий гриф с ладами, улиткообразную колковую коробку с поперечными колками, 5-7 струн, настраивавшихся по квартам с терцией посередине; почти плоскую подставку, позволявшую без труда извлекать аккорды, но ограничивавшую динамич. возможности исполнения, особенно при игре на средних струнах; резонаторные отверстия в виде скобок или змеек; иногда под грифом располагалось дополнительное резонаторное отверстие (см. Розетка ). Исполнители держали В. всех видов вертикально между коленями или на коленях. Встречающееся в некоторых справочных изданиях утверждение, что высокие инструменты этого семейства держали, упирая в плечо, "ручным способом", и что они назывались поэтому виолами да браччо (от итал. braccio - рука), ошибочно, равно как и вытекающее отсюда определение В. как предков скрипичных инструментов (скрипки, альта, виолончели и контрабаса). Виолы да браччо - старинное общее наименование инструментов скрипичного семейства. Наименование это постепенно вышло из употребления, и ныне под В., помимо средневековых смычковых инструментов, подразумеваются только инструменты семейства виолы да гамба, причём дополнение "да гамба" большей частью опускается. В то же время за одним из представителей семейства - теноровой В. - закрепилось назв. виола да гамба, или сокращённо гамба. В....
6. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Р" (часть 5, "РИЗ"-"РОВ")
Входимость: 4. Размер: 57кб.
Часть текста: коллективом. С 1939 преподаватель муз. уч-ща, с 1948 - Киевской консерватории (с 1973 профессор). Среди учеников - В. В. Бесфамильнов, А. Ф. Янкевич, В. А. Булавко. Автор концерта для баяна с оркестром, многочисл. пьес, ему принадлежат обработки нар. песен для баяна и ансамбля баянистов. Разработал теорию пятипальцевой аппликатуры на баяне, оказавшую значит. влияние на развитие исполнит. техники баяниста. Автор работы "Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне" (М., 1977). Литература : Виноградов В., Замечательный ансамбль, "СМ", 1950, No 9; Арзаманов Ф., Гаврилов Л., Н. И. Ризоль, в сб.: Играй, мой баян, М., 1962; Лисенко М. Т., Квартет баянцстцв Кичвськоч фцлармонцч, Кичв,, 1973. Н. Т. Лысенко. Рикка С. А. Сиркка Андреевна (р. 4 VII 1912, Ханкок, штат Мичиган, США) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1957). Дочь финского эмигранта, редактора рабочей газеты, и американки. Впервые выступила на сцене рабочего клуба в Детройте. В 1932 переехала с семьёй в СССР. В 1946-48 училась в Ленингр. консерватории (на курсах усовершенствования у Е. А. Бронской), выступает с 1936, с 1939 солистка ансамбля песни и пляски "Кантеле", в 1952-65 - Карел. филармонии. Р. обладает чистым и звучным голосом прозрачного тембра, задушевной исполнит. манерой. Концертировала во мн. городах СССР. В её репертуаре: фин. нар. песни, песни народов СССР, негр., ирл., шотл., англ., франц., нем., исп., чеш. и польские песни (гл. обр. на языке оригинала). Исполняла также оперные арии и романсы П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Ф. Листа, А. Дворжака и др. В 1955 подготовила конц. программу "Песни народов мира". Литература : Яунзем И., Человек идет за песней, М., (1968), с. 103-104; Шевелева Е., Сиркка Рикка, в её кн.: Улыбнется ли Бентен?, М., 1969. А. С. Иванов. "Рикорди" "Рикорди" ("Ricordi") - итал. муз. изд-во и торговая фирма. Осн. в Милане в 1808 скрипачом Дж. Рикорди. В результате присоединения к "Р." др. муз....
7. Музыкальная энциклопедия. Виоль д'амур
Входимость: 4. Размер: 6кб.
Часть текста: итал. - viola damore, букв. - виола любви), либесгайге (нем. Liebesgeige), - смычковый инструмент виольного семейства (см. Виолы ). Появился ок. 2-й пол. 17 в.; первое упоминание о В. да. относится к 1679 (Evelin, Memoirs, v. 1, p. 514). Корпус той же величины, что у большого альта, с более высокими обечайками и очертаниями, типичными для виол, головка инструмента - длинная, фигурная, с большим количеством колков. Имеет 5-7, чаще 6-7 жильных игровых струн и столько же или более (до 14) резонансовых металлич., протянутых под подставкой. Строй исполнитель мог менять по своему усмотрению. Чаще всего В. да. настраивалась по звукам мажорного или минорного трезвучия в зависимости от тональности исполняемого произведения. Звук В. да. - нежного, мягкого, серебристого тембра. В отличие от виолы и др. её разновидностей, В. да. держат как скрипку - на плече (a braccio). Расцвет иск-ва сольной и ансамблевой игры на В. да. относится к 18 в. (во Франции и Германии - ко 2-й пол. 18 в.). В этот период создаётся обширная лит-ра для В. да.: сонаты А. Ариости, концерты А. Вивальди, сонаты и концерты К. Стамица (последний был выдающимся виртуозом на В. да.). Для В. да. писали также И. С. Бах, Г. И. Ф. Бибер, И. X. Граупнер, И. И. Кванц, Г. Ф. Телеман, Ф. В. Руст и др. К концу 18 в. популярность В. да. резко падает. Интерес к В. да. возрождается в 19 в., что связано с успешными выступлениями в качестве исполнителя на В. да. франц. альтиста К. Урана. Под влиянием его игры Дж. Мейербер применил В. ...
8. Музыкальная энциклопедия. Нотография
Входимость: 3. Размер: 47кб.
Часть текста: в определ. порядке (алфавитном, хронологич., тематич. и др.) нотные издания и рукописи. 2) Науч. дисциплина, изучающая историю, теорию, методику описания и классификацию муз. произв. в их нотной записи. В заруб. странах Н. как самостоят. область не выделена, изучением нотных изданий и рукописей занимается муз. библиография. Н. - вспомогат. отрасль музыковедения. Существуют разл. виды, формы и типы Н. Осн. видами являются: регистрационная Н., создаваемая для общего учёта нотной продукции страны, науч.-вспомогательная (науч.- информационная) Н., оказывающая помощь специалистам в их исследовательской, исполнительской, педагогич. деятельности, и рекомендательная Н., осн. задачей к-рой является отбор и пропаганда муз. произв. с учётом муз. развития и интересов определ. групп населения. Н. может быть общеотраслевой (учитывающей муз. произв. всех видов и жанров), персональной (произв. одного композитора или репертуар исполнителя), тематической (ограничивающей отбор одним жанром, средством исполнения, темой). В зависимости от хронологич. охвата материала Н. может быть текущей и ретроспективной. Наконец, Н. могут быть национальными и международными, могут публиковаться отд. изданиями или в виде самостоят. разделов в периодич. изданиях, списков, приложенных к книгам, статьям, нотным сб-кам. Самой ранней формой Н., возможно, следует считать индексы в рукописных тонариях (собраниях григорианских песнопений, распределённых по ладам) 9-11 вв., составленные для того, чтобы помочь исполнителю найти мелодию по её начальным нотам. Метод составления указателей с начальными отрывками нотного текста (инципитами) в дальнейшем...
9. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДАУ"-"ДЕК")
Входимость: 2. Размер: 52кб.
Часть текста: (1976). Окончил Моск. консерваторию у В. Г. Фере (1970) и аспирантуру при ней под рук. С. А. Баласаняна (1981). Сочинения : муз. драма Пробуждение гор (1971); кантата Карачаево-Черкесия (1967); для орк. - симфония (1979), сюиты Танцевальная (1967), Черкесские напевы (1970), Исламей (1972); Рапсодия на черкесские темы для скр. с орк. (1971); соната для флейты с фп. (1966); сюита для кларнета с фп. (1965); сюита для фп. (1967); хоры a cappella - 5 горских песен (1968) и др.; для голоса с фп. - циклы песен на сл. К. Хетагурова, К. Кулиева; обр. черкесских нар. песен. Даутов Н. К. Ниаз Курамшевич (р. 23 IX 1913, Казань) - сов. певец (лирич. тенор) и режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1938 окончил Татарскую оперную студию при Моск. консерватории, в 1939-43 занимался в Моск. консерватории в классе M. M. Мирзоевой и А. К. Аскоченского, в 1953 окончил Уральскую консерваторию (Свердловск). В 1943-56 солист, в 1960-64 солист и режиссёр Свердловского т-ра оперы и балета, в 1956-60 солист и гл. режиссёр Татарского т-ра оперы и балета (Казань) и зав. кафедрой оперной подготовки Казанской консерватории. С 1965 гл. режиссёр Челябинского т-ра оперы и балета. Партии: Джалиль, Джик ("Джалиль", "Алтынчеч" Жиганова), Ленский; Владимир ("Дубровский"), Рудольф ("Богема"), Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Лёнька ("В бурю") и мн. др. Как режиссёр дебютировал в 1953 пост. оперы...
10. Творческие портреты композиторов. Статьи на букву "К"
Входимость: 2. Размер: 52кб.
Часть текста: Слышатся те музыкальные темы, на которых композитор построил первую часть. То сочетаются, то противостоят друг другу оркестр и солирующий инструмент. Вот, кажется, уже совсем скоро завершение... Но дирижер вдруг опускает палочку. Оркестр умолкает, и начинается виртуозное соло. Это своего рода фантазия на темы концерта. Сольный инструмент проявляет в ней все свои возможности. И быстрые пассажи, и мощные аккорды, и певучие и энергичные мелодии сменяют одна другую. К заключительному аккорду каденции присоединяется, по знаку дирижера, оркестр, и уже вместе все музыканты завершают часть. Когда-то, в XVIII веке, композиторы не сочиняли каденций. Каждый солист импровизировал ее во время исполнения. Бетховен первый стал сочинять каденции к своим концертам. Вслед за ним так стали поступать и другие композиторы. И каденция приобрела более органичный характер, стала лучше сливаться с формой всего сочинения. У слова «каденция» (от латинского cadere произошли итальянское cadenza и французское cadence, что означает окончание) есть и другое значение: это заключительный гармонический и мелодический оборот, завершающий небольшой музыкальный эпизод, придающий ему законченность. В этом смысле чаще употребляется слово каданс, то есть французский вариант термина. КАЛИННИКОВ ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ Статья большая, находится на отдельной странице . КАЛЬМАН ИМРЕ Статья большая, находится на отдельной странице . КАМЕРНАЯ МУЗЫКА В старину, когда не было концертных залов, филармоний, инструментальная музыка и небольшие вокальные произведения исполнялись, в основном, в домах любителей музыки. Собирались несколько друзей-музыкантов, расставляли подставки для нот -- пульты, вынимали из чехлов и футляров скрипки, альты, виолончели, а иногда и флейты и гобои, кто-то садился...