Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "Б" (часть 3, "БЕР"-"БОЧ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 3, "БЕР"-"БОЧ")

Бернстайн Л.

БÉРНСТАЙН (Bernstein) Леонард (р. 25.8.1918, Лоренс, шт. Массачусетс), амер. композитор, пианист и дирижёр. Образование получил в Гарвардском, ун-те и Музыкальном ин-те Кёртиса (Филадельфия), ученик У. Пистона, Э. Хилла, X. Коутса и другие. В 1945–49 гл. дирижёр оркестра "Нью-Йорк сити сентер", в 1958–69 – Нью-Йоркского филармонич. оркестра. Как пианист и дирижёр гастролировал во мн. странах (в 1959 в СССР). Автор симфонич. и камерных произв., мьюзиклов, в к-рых большое место занимают танц. сцены (наиболее известный – "Вестсайдская история", 1957, балетм. Дж. Роббинс), и балетов – "Матросы на берегу" (1944, "Балле тиэтр"), "Факсимиле" (1946, "Балле тиэтр") – оба балетмейстера Роббинса. На муз. Б. пост. балеты: "Диалоги" (на муз. Серенады для скрипки, струнных и ударных, 1959, фестиваль в Сполето, балетм. Г. Росс), "Увертюра" (на муз. увертюры к "Кандиду", 1971, Королевский балет Великобритании, балетм. Дж. Лейтон), "Век тревог" (на муз. 2-й симфонии, 1950, балетм. Роббинс), "Прелюд, фуга и Riffs" (1969, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Клиффорд), "Диббук" (1974, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Роббинс). В 1971 балетм. А. Эйли пост. "Мессу" Б. (Вашингтон). В СССравни "Вестсайдская история" (на муз. сюиты из мьюзикла, 1978, Петрозаводский т-р, балетм. A. C. Кузнецов). В своём творчестве Б. сочетает элементы зап.-европ. музыки с фольклором и бытовой музыкой Сев. и Лат. Америки, широко использует также приёмы джаза и рок-музыки.

Лит.: Шнеерсон Г., Портреты американских композиторов, М., 1977.

В. В. Ванслов.

Берон Л. А.

БЕРÓН Лили (Лиляна) Александрова (р. 29.12.1921, София), болг. артистка, педагог. Засл. арт. НРБ (1965). Училась в балетной школе П. Радоева, затем у А. Петрова (София). В 1934–61 в Софийской нар. опере, в 1937–39 совершенствовалась в Париже у Л. Н. Егоровой (выступала в её труппе "Балле де ла жёнес"), в 1949–52 – в Ленингр. хореографич. уч-ще. Среди партий: Жизель, Одетта – Одиллия, Аврора, Раймонда, Мария, Tao Хоа, Эсмеральда, Сванильда; Дафна ("Аполлон и Дафна" Шписа). Преподавала в Софийском хореографич. уч-ще, в 1964–65 педагог Оперного т-ра в Кракове, затем художеств. руководитель балетной труппы Нар. оперы в Варне. Среди учеников: К. Богоева, К. Колдамова, М. Троянова, Ц. Джумалиева и другие. Гастролировала за рубежом. Димитровская пр. (1949).

В. М. Консулова.

Бесси К.

БЕССИ́ (Bessy) Клод (р. 20.10.1932, Париж), франц. артистка, педагог. Училась в балетной школе парижской Оперы, в 1945–1975 – в труппе т-ра (с 1956 этуаль, в 1970–71 возглавляла труппу). Первая исполнительница гл. партий в пост. балетмейстеров: С. Лифаря – "Белоснежка" на муз. Ивена (1951), "Шаги и линии" на муз. Дебюсси (1954), "Фантастическая свадьба" Деланнуа (1955), "Путь к свету" Орика (1957), "Дафнис и Хлоя" Равеля (1958); Дж. Кранко – "Прекрасная Елена" на музыку Оффенбаха (1955); М. Декомбе – "Саррасения" на музыку Бартока (1964) и мн. др. Выступала также в балетах классич. репертуара. В 1960 работала в группе "Американ балле тиэтр". Гастролировала в СССР в 1958, 1961 и 1970. С 1972 директор балетной школы при парижской Опере. Пр. Анны Павловой (Париж, 1961). Автор книги "Балерина" ("Danseuse etoile", 1961).

Лит.: Hersin A.-Ph., Cl. Bessy. "Les saisons de; la

danse", 1969, Mars.

B. B. Киселёв.

К. Бесси и П. ван Дийк ("Фантастическая свадьба")

Бесси К.

К. Бесси и П. ван Дийк ("Фантастическая свадьба")

Бессмертнова Н. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бессюжетный балет

БЕССЮЖÉТНЫЙ БАЛÉТ, вид балета, в к-ром сюжет отсутствует. Существуют исторически разл. формы Б. б. На самых ранних этапах (Возрождение, Барокко) балет, как правило, не имел сюжета, хотя входил в синтетич. сюжетные представления. С обретением самостоятельности балет стал сюжетным, оставаясь таким до начала 20 в. Далее возникли новые формы Б. б. Значит. роль в их подготовке сыграли симфонич. танц. картины балетов 19 в. (сцена теней в "Баядерке", нереид в "Спящей красавице" и другие.). Новый Б. б. возникает в рус. т-ре на путях сближения хореографии с музыкой. Один из первых Б. б. нового типа – "Шопениана" балетм. М. М. Фокина. В этом жанре работали также A. A. Горский, Ф. В. Лопухов, Дж. Баланчин, Л. В. Якобсон и мн. совр. сов. и зарубежные хореографы. Смысловой диапазон Б. б. достаточно широк: от лирики ("Шопениана") до героики (танц-симфония "Величие мироздания" на муз. 4-й симфонии Бетховена, балетм. Лопухов). И всё же совр. Б. б. иногда оказывается практическим воплощением ошибочного мнения, будто законы танца сводятся к законам музыки. При таком понимании игнорируется синтетич. природа балета, что вызывает споры о правомерности Б. б. вообще.

Отсутствие сюжета тем не менее не означает бессодержательности, отказа от отображения окружающего мира. Использование выразительности человеческого тела, эмоциональная наполненность, а во мн. случаях и характер оформления ("Шопениана") отличают Б. б., напр., от абстрактной живописи как иск-ва беспредметного, принципиально отвергающего изобразительность. Опираясь на музыку, балетмейстер в Б. б. формирует эмоционально-содержательную танц. драма- тургию (см. Драматургия балета). Однако порой отказ от сюжетных ориентиров одновременно становится отказом от содержательности и Б. б. превращается в чередование формальных комбинаций движений. Нападки сторонников Б. б. на сюжетный балет, как таковой, за "литературность" несостоятельны; они приобретают видимость убедительности лишь в применении к художественно-несовершенным работам, сводящим содержание к сюжету. Но и бессюжетность сама по себе не гарантирует балету художественности. Поэтому претензии Б. б. стать единственной "законной" формой хореографического иск-ва, как и аналогичные претензии др. жанров, не правомерны.

Лит.: Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, Л. – М., 1962; Лопухов Ф., Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера, М., 1966; Карп П., О балете, М., 1967; его же, Балет и другие.ма. Л., 1980; Ванслов В. В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; его же, Статьи о балете, Л., 1980.

П. M. Карп.

Бетховен Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Биделс Ф.

БИ́ДЕЛС (Bedells) Филлис (р. 9.8.1893, Бристоль), англ. артистка, педагог. Училась у М.

Каваллацци, Э. Чеккетти, А. П. Павловой, А. Р. Больма и А. Жене. Дебютировала в Лондоне в пантомиме "Алиса в стране чудес" (1906), с 1907 работала в т-ре "Эмпайр", где в 1914–17 была ведущей танцовщицей. Выступала совм. с Л. Л. Новиковым, А. Долиным. В 1930–31 принимала участие в спектаклях Об-ва Камарго, в 1935 – "Вик-Уэллс балле". Б. – одна из первых англ. балерин 20 в., успешно конкурировавших с иностр. гастролёрами. С 1920 чл. совета Королевской академии танца, один из её организаторов, вице-президент. В 1925–66 имела собственную школу, вначале в Бристоле, затем в Лондоне, где учились мн. известные англ. танцовщики. Автор книги "Мои танцевальные годы" ("My dancing days", L., 1954).

Н. П. Рославлева.

Бизе Ж.

БИЗÉ (Bizet) Жорж (25.10.1838, Париж, – 3.6.1875, Буживаль), франц. композитор. Окончил Парижскую консерваторию по классу композиции Ж. Галеви (1857). Автор опер, симфонич. и камерных произв. Для музыки Б. характерны мелодич. изящество, обилие танц. ритмов, прозрачность фактуры и инструментовки, простота и вместе с тем изысканность гармонии. На его муз. ставились балеты: "Детские игры" (1932, "Балле рюс дю колонель де Базиль", балетм. Л. Ф. Мясин; 1952, Берлин, ГДР, балетм. Д. Шпис; 1959, Ганновер, балетм. И. Георги), "Рим" (1955, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Баланчин), "Поэма любви" (1962, парижская Опера, балетм. В. П. Бурмейстер), "Вариации" (1964, Москва, балетм. тот же); на муз. 1-й симфонии – "Ассамблея" (1946, "Сэдлерс-Уэллс балле", балетм. А. Хоуард, 1946), "Хрустальный дворец" ("Симфония до мажор", 1947, парижская Опера, балетм. Баланчин), "Маскарад" (1946, Балет Елисейских полей, балетм. В. Гзовский), "Симфония до мажор" (1955, Скопье, балетм. Д. Парлич); на муз. из оперы "Кармен" – "Кармен" (1931, Моск. художеств. балет под рук. В. Кригер, балетм. К. Я. Голейзовский), "Ружья и кастаньеты" (1939, Чикаго, балетм. Р. Пейдж и Б. Стоун), "Кармен" (1949, "Балле де Пари", балетм. Р. Пти), "Кармен" (1951, балетм. X. Греко), "Кармен-сюита" (в муз. транскрипции Р. Щедрина, 1967, Большой т-р, Москва, балетм. А. Алонсо), "Кармен" (в аранжировке В. Фортнера и В. Штайнбреннера, 1971, Штутгартский балет, балетм. Дж. Кранко). В труппе Марсельский балет в 1974 был пост. спектакль "В честь Бизе", в к-рый вошли балеты в пост. Пти – "Кармен", "Детские игры" и "Арлезианка" (на муз. к одноим. драме) и Дж. Вантаджо – "Бизетиана" (на муз. из оперы "Пертская красавица"). Показан в СССР в 1974.

В. В. Ванслов.

Билалова М. Г.

БИЛÁЛОВА Марта Гаджиевна (р. 1.3.1941, Глубокое, Витебской обл., БССР), сов. артистка. Засл. арт. Латв. ССР (1969). С 1960, по окончании Рижского хореографич. уч-ща (педагог М. Сизова-Кардашова), в Рижском т-ре. Партии: фея Сирени ("Спящая красавица"), Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Медора; Никия ("Тени" на муз. Минкуса), Шакунтала ("Шакунтала" Баласаняна), Фригия, Асель, Мария; Сольвейг ("Пер Гюнт" на муз. Грига), Дева солнца ("Золото инков" Барскова) и др. Участвовала в гастролях за рубежом.

Э. Т. Силинь.

Билибин И. Я.

БИЛИ́БИН Иван Яковлевич [4(16).8.1876, Тарховка, близ Петербурга, – 7.2.1942, Ленинград], рус. сов. график-иллюстратор и театр. художник. Учился в Мюнхене у А. Ажбе, в Петербурге у И. Е. Репина и в Академии художеств (как вольнослушатель). Член объединения "Мир искусства". В т-ре работал с 1907. Создал декорации к спектаклям Русских сезонов за границей, Оперного т-ра С. И. Зимина, петерб. Нар. дома, Т-ра им. Кирова и другие. Среди его работ для балета: костюмы для танц. сюиты "Пир" (1909, Русские сезоны, балетм. М. М. Фокин), декорации и костюмы для балетов H. H. Черепнина, поставленных в 1923 труппой А. П. Павловой, – "Русская сказка" (балетм. Л. Л. Новиков) и "Роман мумии" (балетм. И. Н. Хлюстин), оформление балета "Жар-птица" (1931, Буэнос-Айрес, т-р "Колон", балетм. Фокин).

В. М. Пaппe.

Эскиз костюма к балету "Жар-птица". Худ. И. Билибин

Билибин И. Я.

Эскиз костюма к балету "Жар-птица". Худ. И. Билибин

Бирманский классический танец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Битнерувна Б.

БИТНЕРУ́ВНА (Bittnerówna) (Битнер) Барбара (р. 4.9.1924, Львов), польская артистка. В одиннадцатилетнем возрасте начала выступать в концертах. Солистка оперных т-ров Познани (1946–49), Бытома (1949–51), Варшавы (1951–56). Работала в эстрадной труппе "Арабеск" (1960–65), с 1965 – в варшавской оперетте. Партии: Невеста ("Харнаси"), Сванильда; Чудо-женщина ("Свантевит" Перковского), Зарема, Джульетта и другие. Гастролировала за рубежом. Гос. пр. ПНР (1952).

И. Турска.

Б. Битнерувна в балете "Харнаси" К. Шимановского

Битнерувна Б.

Б. Битнерувна в балете "Харнаси" К. Шимановского

Битов Б. Л.

БИ́ТОВ Борис Леонидович [р. 26.8 (8.9).1904, Петербург], сов. композитор. Окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции М. Ф. Гнесина (1941). Автор симфонич. инструм. и камерной музыки, балетов "Двенадцать месяцев" (1954, Ленингр. Малый т-р, балетм. Б. А. Фенстер) и "Гаврош" (совм. с Е. М. Корнблитом, 1958, там же, балетм. В. А. Варковицкий).

В. В. Ванслов.

Битон С.

БИ́ТОН (Beaton) Сесил (14.1.1904 – 78), англ. художник театра и кино. Образование получил в школе Харроу и в Кембриджском ун-те. В 1927 дебютировал как театр. художник. Впервые оформил балетный спектакль в 1936 ("Видения" на муз. Листа, балетм. Ф. Аштон). Сотрудничал с крупными балетмейстерами (в труппах "Сэдлерс-Уэллс балле", "Американ балле тиэтр", "Нью-Йорк сити балле", Балет Елисейских полей, "Балле рюс де Монте-Карло"). Особенно известен как мастер театр. костюма. Осн. работы в балете: "Сирены" Бернерса (1946), "Конькобежцы" на муз. Мейербера (1946), "Озарения" на муз. Бриттена (1950), "Маргарита и Арман" на муз. Листа (1963) – все пост. Ф. Аштоном; "Павильон" (1936, балетм. Д. Лишин); "Камилла" на муз. Шуберта (1946), "Задание на каникулы" (1949, балетм. Дж. Тарас), "Щелкунчик" (1954), "Лебединое озеро" (1951) – балетм. Дж. Баланчин.

В. М. Паппе.

Бишоф Э.

БИ́ШОФ (Bischoff) Эгон (р. 1934, Гота), нем. артист (ГДР). Учился в школе Г. Палукки и в Ленинграде. Солист (с 1960 ведущий солист), педагог-репетитор, с 1972 директор балетной труппы Нем. гос. оперы. Участвовал совм. с У. Коллийн в 1-й постановке "Лебединого озера" по Л. Иванову и М. Петипа (1959).

Блазис К.

БЛÁЗИС (Blasis) Карло (4.11.1795, Неаполь, – 15.7.1878, Черноббио), итал. артист, балетмейстер, педагог. Учился у П. Гарделя, О. Вестриса, Л. Милона и другие. педагогов. В 1817 дебютировал в парижской Опере (исполнял вставное па-де-де в оперном спектакле "Баядера" Кателя). В 1818 солист в "Ла Скала", где совершенствовался у С. Вигано (танцевал в его балетах "Дедал", "Шпага Кенетты", "Жанна д’Арк" – все на сб. музыку, и др.). Танец Б. отличался высокой техникой, красотой линий, гармонией движений. В 1819 впервые выступил как балетмейстер, поставив в "Ла Скала" балет "Придворный феодал" на муз. Ф. Блазиса. Б. – автор св. 80 балетов, к-рые ставил в т-рах Милана, Венеции, Лондона, Варшавы и другие. городов. Среди пост.: "Пандора" (1827), "Блудный сын" (1833), "Прекрасная сицилианка" (1847) – все на музыку Ф. Блазиса, "Галатея" на муз. Ортори (1857). В 1861–63 поставил в моск. Большом т-ре: "Фауст" Паниццы и Пуньи, "Два дня в Венеции" на муз. Минкуса, "Орфа" на муз. Адана и Минкуса (1862) и др. Значит. была деятельность Б. как теоретика и педагога. В 1837–50 руководил Королевской академией танца при "Ла Скала". Среди его учеников известные танцовщики: К. Беретта, Ф. Фабри, С. Фуоко, В. Цукки, Л. Гран, К. Гризи, Ф. Черрито, Дж. Лепри и другие.; преподавал также и в уч-ще моск. Большого т-ра. Б. тщательно изучил систему классич. танца. В результате этих исследований написал книги "Элементарный учебник теории и практики танца" (1820), "Кодекс Терпсихоры" (1828), "Полный учебник танца" (1830) и др., имевшие большое значение для дальнейшего развития системы классич. танца. Б. под понятием характерный танец объединял все нар. танцы, к-рые вводились в балетный спектакль.

Соч.: Traité élémentaire, théorique et pratique de l’art de la danse, Mil., 1820; The cod of Terpsichore. The art of dancing, L., 1830; Manuel complet de la danse. P., 1830; "La Fama", 1843, № 24, 26, 28, 29, 32, 33, 35; Delle composizioni coreografiche e delle opere letteraria, Mil., 1854; в рус. пер. – Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы, М., 1864.

Лит.: Левинсон А. Я., Карло Блазис, балетмейстер и теоретик танца, в его кн.: Мастера балета, СПБ, 1914; Классики хореографии, Л. – М., 1937, с. 81–178.

Иллюстрации из книги К. Блазиса "Искусство танца"

Блазис К.

Иллюстрации из книги К. Блазиса "Искусство танца"

Блаш

БЛАШ (Blache), семья франц. артистов и балетмейстеров. Жан Батист Б. (17.5.1765, Берлин, – 24.12.1834, Тулуза). Танцу обучался в Берлине, затем в Париже у Дезэ. В 1781–86 в парижской Опере, затем – в Марселе, Монпелье, Бордо, Лионе как танцовщик и балетмейстер, писал музыку ко мн. своим балетам. Среди постановок: "Дафнис", "Деревенская свадьба", "Индийский праздник", "Безумная от любви", "Семья беглецов, или Польская молочница". В парижской Опере пост.: "Севильский цирюльник" ("Фигаро") Крейцера (1806, совм. с Л. Дюпором; под назв. "Альмавива и Розина", 1830, Лион) – наиболее известный балет Б., а также "Сети Вулкана, или Марс и Венера" Шнейцхоффера (1826). Его сыновья: Фредерик Огюст Б. (1791, Марсель, – г. смерти неизв.). Работал в Париже в т-ре Порт-Сен-Мартен, где ставил балеты отца, а также "Полишинель вампир", "Джоко, или Бразильская обезьяна" и другие. Алексис Сипьон Б. (1792, Марсель, – 1852, Бордо). Работал в т-рах Парижа, Лиона, Бордо. Пост.: "Дон Жуан", "Греки", "Густав Ваза", "Малек Адель, или Крестоносцы", "Амадис Гальский". В 1832–36 балетмейстер Большого т-ра в Петербурге, где осуществил пост. балетов: "Дон Жуан, или Поражённый безбожник", "Сумбека, или Покорение Казанского царства", "Телемак на острове Калипсо" (по Добервалю, все – 1832), "Амур в деревне, или Крылатое дитя" (1833), "Марс и Венера, или Сети Вулкана" (по Ж. Б. Блашу, 1833), "Амадис, или Паж и волшебница", "Фильберт, или Маленький матрос" (оба – 1833), "Дафнис, или Клятвопреступник" (по Ж. Б. Блашу), "Дон Кихот и Санчо Панса, или Свадьба Гамаша" (по Милону), оба – 1834, "Шведы" (1836) и др.

Блёх А.

БЛЁХ (Bloch) Аугустин (р. 13.8.1929, Грудзёндз), польский композитор. Автор музыки балетов: "Ожидание" (1964, Гос. опера в Варшаве, балетм. В. Груца), "Бык" (1965, Нидерландский нац. балет, балетм. Г. Томашевский), "Сон" (1967, там же, балетм. тот же), "Очень спящая красавица" (1974, "Т-р Вельки", Варшава, балетм. Груца).

И. Турска.

Блинов Б. П.

БЛИНÓВ Борис Павлович (р. 19.4.1909, Таллин), сов. артист. Засл. арт. Эст. ССР (1957). В 1926–63 солист балета и балетмейстер-ассистент т-ра "Эстония". Лучшие партии: Кратть ("Кратть" Тубина), Сортс ("Калевипоэг" Каппа, пр. Эст. ССравни 1949), Гирей; Фальстаф ("Виндзорские проказницы" Оранского), Квазимодо ("Эсмеральда"), Командор ("Лауренсия").

Л. П. Тормис.

Блинов В. Т.

БЛИНÓВ Валентин Тихонович (р. 3.10.1928, Смоленская обл.), сов. артист, педагог, балетмейстер. Засл. арт. Латв. ССР (1963). В 1947 окончил Моск. хореографич. уч-ще. В 1947–68 солист балета Рижского т-ра. Выступал гл. обр. в характерных партиях: Ванечка ("Доктор Айболит"), Петя ("Юность" Чулаки), Санчо Панса, Тибальд; Меценат ("Симфонические танцы" на муз. Рахманинова) и др. Пост.: "Кубинские мелодии" Паулса (1963), "Гроза весной" Скулте (1967), танцы в опере "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (1976) и др. Гастролировал с труппой т-ра в Венгрии. С 1948 преподаёт в Рижском хореографич. уч-ще.

Э. Т. Силинь.

Блисс А.

БЛИСС (Bliss) Артур (2.8.1891, Лондон, – 27.3.1975, там же), англ. композитор. Образование получил в Пемброк-колледже (Кембридж) и Королевском муз. колледже (Лондон). Ученик Ч. Станфорда. Выступал как дирижёр (в 1956 – в СССР). Автор симфонич. и др. произв., музыки для кино, балетов: "Нарцисс и Эхо" и "Шалопаи" (оба – 1932, "Вик-Уэллс балле", балетм. Н. де Валуа), "Шах и мат" (1937, там же, балетмейстер тот же), "Чудо в Горбалсе" (1944, там же, балетм. Р. Хелпмен), "Адам Зеро" (1946, там же, балетмейстер тот же). На музыку из произв. Б. пост. балеты: "Diversions" на "Музыку для струнных" (1961, Королевский балет Великобритании, балетм. К. Макмиллан), "Границы" на муз. "Квинтета для габоя и струнных" (1969, Шотландский т-р балета, балетм. Дж. Ноймайер).

Лит.: Noble Р. (ed.), British ballet, L., 1949.

В. В. Ванслов.

Блок Л. Д.

БЛОК Любовь Дмитриевна [17(29).12.1881, Петербург, – 27.9.1939, Ленинград], рус. драматич. актриса и историк балета. Дочь Д. И. Менделеева, жена A. A. Блока. В 1906 окончила Бестужевские курсы, затем училась актёрскому мастерству у A. M. Читау. В 1907–22 выступала на драматич. сцене (псевд. Басаргина) в труппах В. Э. Мейерхольда, А. П. Зонова и другие. В последующие годы занималась вопросами балетного иск-ва. Ей принадлежит лит. обработка книги А. Я. Вагановой "Основы классического танца" (1934). Б. – автор балетных рецензий, творч. портретов, обзоров в журналах "Рабочий и театр", "Искусство и жизнь", "Театр", в газете "Советское искусство". Наиболее значит. работы: "Филипп Тальони и его школа" (в сб.: "Классики хореографии", Л. – М., 1937), "Тщетная предосторожность" (в одноимённом сб., Л., 1937). Неизданным остался фундаментальный труд Б. – "Возникновение и развитие техники классического танца", состоящий из 3 разделов: "Профессиональный танец до балета", "Классический танец во Франции", "Русская школа от истоков зарождения до Фокина и современности" (1935–37, хранится в рукописном отделе Музея им. Бахрушина).

E. H. Дюкина.

Блонди М.

БЛОНДИ́ (Blondy) Мишель (1677–1739), франц. артист, балетмейстер, педагог. Ученик П. Бошана. В 1691–1728 в Королевской академии музыки. Выступал в операх-балетах и лирич. трагедиях: "Времена года" Коласа (1695), "Исса" (1697) и "Семирамида" (1718) Детуша, "Галантная Европа" Кампра (1706), "Прозерпина" (1702) и "Персей" (1722, Люлли), "Суд Париса" Бертена (1727) и др. Пост. мн. танцев, в т. ч. в лирич. трагедии Люлли "Фаэтон", в балетах "Венецианские празднества" Кампра и "Любовь богинь" Кино. Танцовщик благородного стиля, был партнёром первых профессиональных танцовщиц (в их числе Ф. Прево). Среди учениц Б. – М. Салле и М. Камарго.

Лит.: Худеков С., История танцев, ч. 2, П., 1914; Guest I., Le Ballet de l’Opéra de Paris, P., 1976.

B. A. Майниеце.

"Блудный сын"

"БЛУ́ДНЫЙ СЫН" ("Le Fils prodigue"), одноактный балет. Комп. С. С. Прокофьев, сцен. Б. Кохно. 21.5.1929, Русский балет Дягилева, Т-р Сары Бернар, Париж, балетм. Дж. Баланчин, худ. Ж. Руо, дирижёр Прокофьев; Блудный сын – С. Лифарь, Отец – М. Фёдоров, слуги Блудного сына – Л. Вуйциковский и А. Долин, Сирена – Ф. Л. Дубровская. 1950, "Нью-Йорк сити балле", балетмейстер тот же; исполнители: Блудный сын – Дж. Роббинс, Сирена – Мария Толчиф (показан в СССР в 1962). 1974, парижская Опера, балетмейстер и художник те же (показан в СССР в 1977). Др. пост.: 1931, "Фолькванг-балет", Эссен, балетм. К. Йосс, 1938, "Орижиналь балле рюс", Сидней, балетм. Д. Лишин. 1942, римская Опера, балетм. А. Миллош. 1955, Балет Чилийского ун-та, Сантьяго, балетм. Э. Утхофф. 1962, "Солисты Ла Скала", Милан, балетм. М. Пистони. 1964, Гос. опера, Берлин, балетм. Г. Кретке. В СССравни 1973, т-р "Эстония", Таллин, балетм. М. Мурдмаа. 1974, Т-р им. Кирова, Ленинград. балетм. тот же.

В основу сюжета положена библейская притча о Блудном сыне – уход его из дома, вопреки уговорам Отца и сестёр, навстречу приключениям и соблазнам; пьяное пиршество в компании мнимых друзей – гуляк и Соблазнительницы (Куртизанки), к-рые обирают его до нитки и уплывают в морскую даль; возвращение Блудного сына в отчий дом.

Лит.: Энтелис Л. А. (сост.). Сто балетных либретто, 2 изд., Л., 1971, с. 173–75; Lawrence R., Victor book of ballets and ballet music, N. Y., 1950, p. 332–34; Kochno В., Diaghilev and the Ballets Russes, N. Y., 1970, p. 274–75.

Е. Я. Суриц.

Блюм Р.

БЛЮМ (Blum) Рене (13.3.1878, Париж, – 28.4.1942, Освенцим), франц. балетный импресарио и искусствовед. В 1924–39 руководил балетной труппой Оперы Монте-Карло. В 1932 совм. с Базилем организовал труппу "Балле рюс де Монте-Карло", художеств. руководителем к-рой был до 1936. После разрыва с Базилем в 1936 создал новую труппу "Балле де Монте-Карло" (с 1939 – "Балле рюс де Монте-Карло"), к-рую возглавлял совм. с Л. Ф. Мясиным до 1940. Написанные им мемуары о балете исчезли во время оккупации Парижа. Б. погиб в фаш. концентрационном лагере Освенцим. Человек большой культуры и тонкого вкуса, он много сделал для развития балета во Франции и сохранения традиций Русских сезонов.

Лит.: Huisman G., René Blum, в кн.: The Ballet annual, 1953,, L., [1952].

B. B. Киселёв.

Богатырёв А. Ю.

БОГАТЫШВ Александр Юрьевич (р. 4.5.1949, Таллин), сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1976). В 1968 окончил Моск. хореографич. уч-ще (педагог П. А. Пестов). С 1969 в Большом т-ре. Выступает в ведущих партиях классич. и совр. репертуара: Вацлав (дебют Б.), Дезире, Альберт, Зигфрид; Юноша ("Шопениана"), Икар ("Икар"), Ферхад. Первый исполнитель партии Ромео в балете "Ромео и Джульетта" Прокофьева, пост. Ю. Н. Григоровичем (1978, парижская Опера; 1979, Большой театр, Москва). Танец Б. отличается академич. чистотой, элегантностью. Созданные им образы отмечены искренностью, лирич. обаянием, артистизмом. Пр. В. Ф. Нижинского (Париж, 1967), пр. междунар. конкурсов артистов балета в Москве (1969, 3-я пр.) и в Токио (1976, 1-я пр.). Участвовал в гастролях за рубежом.

Н. М. Садовская.

Богданов-Березовский В. М.

БОГДÁНОВ-БЕРЕЗÓВСКИЙ Валериан Михайлович [4(17).7.1903, дер. Сторожиловка близ Петербурга, – 13.5.1971, Москва], сов. композитор, музыковед, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1968). Учился в Ленингр. консерватории. В 1941–51 ст. научный сотрудник Ленингр. ин-та т-ра и музыки. В 1951–62 зав. репертуарной частью Ленингр. Малого т-ра. С 20-х гг. был одним из ведущих муз. критиков Ленинграда (наряду с Б. В. Асафьевым и И. И. Соллертинским). В числе его работ – статьи о балетах С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, Б. В. Асафьева и другие., книги о балетном т-ре. Среди муз. соч. – балеты "Девушка с крыльями" (1950), "Сын полка" (1955), "Чайка" (1959, по А. П. Чехову).

Соч.: "Спящая красавица" в истории русского балета, в сб.: "Спящая красавица", М., 1936; Оперное и балетное творчество Чайковского, Л. – М., 1940; Сценическая проблема балетов Чайковского, в кн.: Театральный альманах, кн. 3(5), М., 1946; С. С. Прокофьев и его балетное творчество, в сб.: С. С. Прокофьев. Золушка, Л., 1946; Мысли о советском балете, в сб.: "Мнимый жених". Л., 1946; А. Я. Ваганова, М. – Л., 1950; K. M. Сергеев, Л., 1951; Ленинградский гос. академический Театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Л. – М., 1959; Г. С. Уланова, 2 изд., М., 1961; От Люлли до Прокофьева. О музыкальной культуре балета, в сб.: Музыка советского балета, М., 1962; Статьи о балете, Л., 1962; Балет Ленинграда, [М. – Л., 1964]; Творческий путь театра, в сб.: Ленинградский Гос. академический Малый театр оперы и балета. 1918–1968, [Л., 1968].

В. В. Киселёв.

Богоева К. Л.

БОГÓЕВА Калина Лазарова (р. 4.10.1937, София), болг. артистка. Нар. арт. НРБ (1978). Член БКП с 1961. Окончила в 1954 Софийское хореографич. уч-ще (педагог Л. Берон). С этого же года в труппе Софийской нар. оперы. Совершенствовалась в Моск. хореографич. уч-ще (1956–58, педагог Е. П. Гердт). Партии: Струна, Мария ("Нестинарка", "Дочери Калояна" Големинова), Змея ("Змей и Яна" X. и З. Маноловых), Папесса Иоанна ("Папесса Иоанна" Стоянова), фея Сирени, Одетта – Одиллия, Зарема; Мирта ("Жизель"), Китри, Хозяйка Медной горы, Мехмене Бану, Жар-птица и другие. Преподаватель и художеств. руководитель Софийского хореографич. уч-ща (с 1974). Гастролировала за рубежом.

В. М. Консулова.

Боголюбская М. С.

БОГОЛЮ́БСКАЯ Марианна Сергеевна (р. 13.3.1919, Иваново), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1951). Чл. КПСС с 1952. По окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог Е. П. Гердт), в 1937–59 в Большом т-ре. Партии: Одетта – Одиллия, фея Сирени и принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Царь-девица, Зарема и Мария; Черкешенка ("Кавказский пленник"), Царица бала ("Медный всадник"), Хасинта ("Лауренсия"). Вела концертную работу. Выступала в разных городах СССравни участвовала в гастролях за рубежом. С 1966 научный сотрудник НИИ художеств. воспитания детей АПН СССР.

В. И. Зарубин.

Бозль Х.

БОЗЛЬ (Bosl) Хайнц (21.11.1946, Баден-Баден, – 12.6.1975, Мюнхен), нем. артист (ФРГ). Учился у М. Лютри, Л. Гонта и Г. Бланка. С 1963 в балетной труппе Баварской гос. оперы (Мюнхен), с 1966 – солист. Исполнял гл. партии в пост. балетмейстеров: X. Розена – "Фантастическая симфония" на муз. Берлиоза; Ф. Флиндта – "Три мушкетёра" на муз. Дельрю; Дж. Кранко – "Встреча в трёх цветах" на муз. Стравинского, "Ромео и Джульетта", "Дафнис и Хлоя", "Лебединое озеро"; "Присутствие" на муз. Циммермана, "Онегин" на муз. Чайковского в аранжировке Штольце; Дж. Ноймайера – "Щелкунчик"; Ж. Шарра – "Казанова в Лондоне" на муз. Эгка; Р. Хайнда – "Вариации" на муз. Дворжака, "Поцелуй феи"; Ф. Аштона – "Тщетная предосторожность" и другие.

Г. М. Шлуглейт.

Болгарский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Болендер Т.

БОЛЕНДÉР (Bolender) Тодд (р. 17.2.1914, по др. данным, 1919, Кантон, штат Огайо), амер. артист и балетмейстер. Учился у Ч. Хейла, А. Вильтзака, в Школе амер. балета. В 1937–44 работал в труппах "Балле караван", "Литлфилд балле", "Американ консерт балле", "Балле рюс де Монте-Карло" и другие. В 1943 пост. балет "Моя матушка гусыня" на муз. Равеля в труппе "Американ консерт балле". Солист и балетм. трупп "Балле сосайети" (1946–48) и "Нью-Йорк сити балле" (1948–61). Первый исполнитель гл. партий в балетах Дж. Баланчина "Четыре темперамента" на муз. Хиндемита (1946), "Концертная симфония" на муз. Моцарта (1947), "Агон" (1957). Для этой же труппы пост. балеты "Чудесный мандарин" (1951); "Затишье" на муз. Дебюсси (1956), "Сотворение мира" Мийо (1960). В 1963–66 гл. балетмейстер труппы в Кёльне, в 1966–69 – во Франкфурте-на-Майне, затем ставил спектакли в "Метрополитен-опера", в Вене, Анкаре.

И. В. Груздева.

"Болеро"

"БОЛÉРÓ" ("Bolero"), одноактный балет на муз. хореографич. поэмы М. Равеля. 22.11.1928, труппа И. Л. Рубинштейн, парижская Опера, балетм. Б. Ф. Нижинская, худ. А. Н. Бенуа, дирижёр Равель; гл. партии – И. Л. Рубинштейн, А. И. Вильтзак. 1932, возобн., там же, балетм. тот же, худ. Н. С. Гончарова; исполнители – Нижинская и Вильтзак. 1932, Лондон, балетмейстер и исполнитель А. Долин. 1934, труппа И. Л. Рубинштейн, парижская Опера, новая пост., балетм. М. М. Фокин, худ. А. Н. Бенуа; гл. партии – Рубинштейн, Вильтзак. 1934, Королевский датский балет, Копенгаген, балетм. X. Ландер. 1941, парижская Опера, балетм. С. Лифарь. 1943, труппа Архентиниты, Нью-Йорк, балетм. Архентинита и П. Лопес. 1946, римская Опера, балетм. А. Миллош. 1946, Берлин, Нем. гос. опера, балетм. Т. Гзовская. 1954, "Гран балле дю марки де Куэвас", Париж. балетм. Нижинская; исполнители – Марджори Толчиф и В. Скуратов. 1961, Балет XX века, Брюссель, балетм. М. Бежар; исполнительница – Д. Сифниос (показан в СССР в 1978, Большой т-р; исполнительница – М. М. Плисецкая). 1963, Дуйсбург, балетм. В. Ульбрих, и др. В СССравни 11.4.1958, Рига, балетм. Е. А. Тангиева-Бирзниек, худ. Б. Гоге, дирижёр Э. О. Тонс; гл. партии – Я. Д. Панкрате, А. Я. Лемберг. 1960, Ленингр. Малый т-р, балетм. Г. И. Давиташвили, худ. Э. Г. Стенберг, дирижёр A. C. Дмитриев; гл. партии – Н. Р. Мириманова, H. H. Боярчиков. 1964, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. В. П. Бурмейстер, худ. А. Ф. Лушин, дирижёр В. М. Эдельман; гл. партии – Э. Е. Власова, И. А. Еленин, Ю. Д. Трепыхалин. 1964, Моск. хореографич. уч-ще (выпускной спектакль), балетм. Л. М. Лавровский, худ. А. Дандурян, дирижёр A. M. Жюрайтис; гл. партии – А. Балиева, С. Радченко. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Вильнюс (1959, Б. Ю. Келбаускас); Таллин (1959, Бурмейстер); Пермь (1961, М. М. Газиев); Ашхабад (1961, Л. В. Воскресенская); Львов (1961, С. В. Дречин); Алма-Ата (1962, З. М. Райбаев); Душанбе (1962, Б. К. Завьялов); Ереван, под назв. "Испанская девушка" (1962, Е. Я. Чанга); Тбилиси (1962, В. М. Чабукиани); Минск (1963, Е. Ф. Дорофеев, А. Л. Андреев, Н. М. Стуколкина); Самарканд (1966, Т. К. Дусметов); Новосибирск (1965, Блинов); Куйбышев (1966, Н. В. Данилова); Улан-Удэ (1969, Ю. И. Громов); Фрунзе (1970, С. Абуджалилов); Казань (1970, Н. Д. Юлтыева и В. Н. Шумейкин); Уфа (1973, О. Быстров); Днепропетровск (1975, Л. В. Воскресенская) и др.

-----------------------------------

БОЛÉРÓ (исп. bolero), исп. парный танец, темп умеренно-быстрый. Муз. размер 3/4. Характерные музыкально-ритмич. фигуры подчёркиваются стуком кастаньет или прищёлкиванием пальцев. Исполняется под звуки гитары, иногда сопровождается пением. Появился ок. 1780. На балетной сцене Б. известно с нач. 19 в. В форме Б. написаны мн. танцы в операх (Э. Мегюлем, Г. Берлиозом, Дж. Верди) и балетах (П. И. Чайковским, Л. Делибом). Кубинское Б. – муз. размер 2/4.

И. C. Ивлиева.

"Болт"

"БОЛТ", балет в 3 актах 7 картинах. Комп. Д. Д. Шостакович, сцен. В. В. Смирнов. 8.4.1931, Т-р им. Кирова, балетм. Ф. В. Лопухов, худ. Т. Г. Бруни и Г. Н. Коршиков, дирижёр A. B. Гаук; Ольга – О. П. Мунгалова, Борис – Б. В. Шавров, Директор завода – H. A. Солянников, Лёнька Гульба – Л. С. Леонтьев, Гошка – Н. П. Базарова, Пошляк – A. A. Христансон, Кавказец – A. B. Лопухов, Узбек – K. M. Сергеев, Пьяница – А. И. Бочаров.

Действие происходит на фоне напряжённой жизни большого завода. Сатирически обрисованы отрицательные персонажи балета – Бюрократ, лодырь Лёнька Гульба и его собутыльники, к-рые срывают работу на производстве. Уволенный с завода Гульба в отместку подговаривает молодого парнишку Гошу испортить станок, вложив в него болт. Но в конце концов Гошка отказывается сделать это, а Гульбу задерживает заводская охрана.

Г. Н. Добровольская.

Больм А. Р.

БОЛЬМ Адольф (Эмилий) Рудольфович (25.9.1884, Петербург, – 16.4.1951, Голливуд), рус. артист, балетмейстер, педагог. В 1903 окончил Петерб. театр. уч-ще (ученик П. К. Карсавина) и был принят в кордебалет Мариинского т-ра, с 1905 солист. Партнёр А. П. Павловой в её первой зарубежной поездке (1908), участник первых Русских сезонов в Париже. С 1911 стал постоянным артистом труппы Русский балет Дягилева (до 1916), где создал роли Лучника ("Половецкие пляски"), Путника ("Тамара" на муз. Балакирева); исполнил партии Амуна ("Клеопатра" Аренского), Пьеро ("Карнавал"), Шаха ("Шехеразада") и др. В 1916 поселился в США. Здесь в том же году организовал труппу Интимный балет. В разл. труппах ставил балеты: "Петрушка" (1919); "День рождения инфанты" Карпентера (1919), "Механический балет" на муз. Мосолова (1932), "Петя и Волк" на муз. Прокофьева (1940), "Жар-птица" (1945) и др. Последние годы жизни работал в Голливуде, где преподавал и ставил танцы в фильмах-балетах ("Безумный гений", "Мужчины в её жизни", "Жизнь Челлини"). Написал мемуары "Дни танцовщика" (1926).

Лит.: Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, Л. – М., 1962; Красовская В. М., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 2 – Танцовщики, Л., 1972.

В. М. Красовская.

А. Больм - Сатир ("Времена года" на муз. А. Глазунова)

Больм А. Р.

А. Больм - Сатир ("Времена года" на муз. А. Глазунова)

Большакова Г. И.

БОЛЬШАКÓВА Гали Иосифовна (23.3.1892, Москва, – 21.6.1949, Ленинград), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1940). С 1909, по окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог K. M. Куличевская), в Мариинском т-ре (ныне Т-р им. Кирова). Среди партий: Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Раймонда, Сванильда; Тереза ("Привал кавалерии" Армсгеймера), Лиза; Медора и Гюльнара ("Корсар"), Балерина ("Петрушка"), Коломбина и Пьеретта ("Арлекинада"), Эсмеральда; Птица ("Сольвейг" на муз. Грига). В 1944–49 вела класс усовершенствования в Ленинградском Малом т-ре.

Лит.: Борисоглебский М. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 2, 1939, с. 185–86; Красовская В. M., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 2 – Танцовщики, Л., 1972, с. 341–42.

A. A. Соколов.

Большакова Н. Д.

БОЛЬШАКÓВА Наталия Дмитриевна (р. 25.11.1943, Ленинград) – сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1977). С 1963, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог Л. М. Тюнтина), в Т-ре им. Кирова. Уже в первые сезоны танцевала партии Одетты – Одиллии, Авроры, Лауренсии и другие. Среди партий: Маша, Жизель, Китри; Гамзатти ("Баядерка"). Исполнила партии в балетах, пост. И. Д. Бельским, О. М. Виноградовым, Л. В. Якобсоном, K. M. Сергеевым, Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёвым, Р. Пти: Девушка ("Ленинградская симфония" на муз. Шостаковича), Асият ("Горянка" Кажлаева), Жар-птица ("Хореографические миниатюры"), Планета ("Далёкая планета" Майзеля), Ева ("Сотворение мира"), Эсмеральда ("Собор Парижской богоматери" Жарра) и др. Имеет обширный концертный репертуар. Снималась в фильмах-балетах "Видение розы", "Блестящий дивертисмент", "Павловские музы". 2-я пр. на Междунар. конкурсе артистов балета в Варне (1968), 3-я пр. на Международном конкурсе артистов балета в Москве (1969).

Г. Ю. Бродская.

"Большой вальс"

"БОЛЬШÓЙ ВАЛЬС", балет в 3 актах 8 картинах на муз. И. Штрауса в обр. С. М. Арбита, сцен. Н. И. Трегубов. 29.9.1957, Т-р им. Франко, Львов, балетм. Трегубов, худ. A. B. Сальман, дирижёр Арбит; Штраус – О. С. Поспелов, Фани – Н. В. Слободян, Эрих – О. Н. Сталинский. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Челябинск (1958, А. Н. Шульгин); Одесса (1958, Трегубов); Саратов (1959, В. Т. Адашевский); Казань (1960, Трегубов и В. Н. Шумейкин); Алма-Ата (1960, Шульгин); Фрунзе (1961, К. Мадемилова); Душанбе (1961, Трегубов); Ашхабад (1962, Л. В. Воскресенская), Улан-Удэ (1969, С. В. Дречин); Челябинск (1970, Воскресенская); Сыктывкар (1974, Л. А. Бордзиловская) и др.

Большой театр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бомонт С. У.

БÓМОНТ (Beaumont) Сирил Уильям (1.11.1891, Лондон, – 24.5.1976, там же), англ. балетовед. Один из основоположников совр. англ. балетной критики. Печататься начал с 1912. Первая значит. работа – "Впечатления от русского балета" (1918), написанная в связи с гастролями А. П. Павловой. В 1922–1924 критик журнала "Дансинг уорлд". В 1922 принимал участие в организации Об-ва Чеккетти, к-рое ставило своей целью преподавание классич. танца на науч. основе. Совм. с С. Идзиковским написал учебник "Руководство по теории и практике сценического классического танца по методу Чеккетти" (1922), совм. с М. Краск – кн. "Теория и практика аллегро в классическом балете" (1930). Издал "Библиографию танца" (1929), представляющую собой описание книг, хранящихся в б-ке Британского музея в Лондоне, "Полную книгу балетов" (1937, с дополнениями, вышедшими в 1942, 1954 и 1955), в к-рых собраны балетные либретто всех времён и стран, "Словарь балетных терминов" и другие. Работал в журналах "Дансинг таймс", "Балет", "Тиэтр артс" и в газете "Обсервер". Автор св. 50 книг о балетном иск-ве, а также переводов редких памятников по истории танца, как, напр., "Орхезографии" Арбо (1925), "Писем о танце" Ж. Ж. Новера (1930), "Танцевального учителя" Рамо (1930) и др.

Соч.: A bibliography of dancing, L., 1929; Michel Fokine and his ballets, L., 1935; The Complete book of ballets, L., 1938; The Diaghilev ballet in London, L., 1940; Supplement to the complete book of ballets, L., 1942; The ballet called Giselle, L., 1944; The Sadler’s wells ballet, L., 1946; The ballet called swan lake, L., 1952; Ballets of today, L., 1954; Ballets, past and present, L., 1955.

Н. П. Рославлева.

Бонфу Ж. П.

БОНФУ́ (Bonnefous) Жан Пьер (р. 25.4.1943, Бурк-ан-Брес), франц. артист. Учился в балетной школе при парижской Опере у С. Лорсиа, Р. Франкетти, Ж. Мюлиса, с 1959 в труппе этого т-ра (с 1965 – этуаль), с 1970 солист "Нью-Йорк сити балле" (продолжает выступать в парижской Опере). Б. с наибольшим успехом исполняет роли романтич. плана. Партии: Франц, Дафнис, Базиль; Феб ("Собор Парижской богоматери" Жарра, балетм. Р. Пти) и др., а также в пост. балетмейстеров: Дж. Баланчина – "Аполлон Мусагет"; "Орфей" Стравинского, "Сонатина" на муз. Равеля, "Серенада" на муз. Чайковского, "Концерт для скрипки" на муз. Стравинского, "Симфония до мажор" ("Хрустальный дворец"); М. Бежара – "Веберн-Опус 5" и другие. Пр. В. Ф. Нижинского (Париж, 1965). Снимался в роли Ипполита в фильме-балете "Федра" Орика (балетм. М. Шпаремблек). Гастролировал в СССР с труппой парижской Оперы (1969/70) и с "Нью-Йорк сити балле" (1972).

Лит.: Diénis J. С., Jean Pierre Bonnefous, "Les saisons de la danse", 1970, oct.

B. A. Кулаков.

Ж. П. Бонфу - Искандер, К. Мот - Пери ("Пери" П. Дюка)

Бонфу Ж. П.

Ж. П. Бонфу - Искандер, К. Мот - Пери ("Пери" П. Дюка)

Бонюшко А.

БОНЮ́ШКО (Boniuszko) Алиция (р. 16.10.1937, Мядзиола, ок. Вильнюса), польская артистка. В 1956–77 в Гданьской опере (с 1962 ведущая солистка). Партии: Прекраснейшая ("Пан Твардовский"), Хлоя ("Дафнис и Хлоя"), Золушка, Одетта – Одиллия; Невеста ("Свадьба в Ойцуве"), Женщина ("Броненосец "Потёмкин"" Луцюка), Джульетта; Сирена ("Блудный сын") и др. В 1961–66 педагог балетной школы в Гданьске.

И. Турска.

Бордзиловская Л. А.

БОРДЗИЛÓВСКАЯ Людмила Аркадьевна (р. 10.9.1917, дер. Мокрядка Могилёвской обл. БССР), сов. артистка и балетмейстер. Засл. деят. иск-в Коми АССР (1971). Чл. КПСС с 1942. С 1939 солистка балета в ансамбле Ленгосэстрады, в 1942–51 – Горьковской филармонии. С 1956, после окончания балетмейстерского отделения ГИТИСа, гл. балетмейстер Т-ра им. М. Джалиля (1956–60), где пост. Балеты – "Шурале" (1957); "Золотой гребень" Бакирова (1957), "Горная быль" Ключарёва (1959) и др. В 1960–62 гл. балетмейстер Петрозаводского муз. т-ра. Пост. балеты: "Жизель" (1960), "Дон Кихот" (1961) и др. В 1966–74 – руководитель балетной труппы Сыктывкарского муз. т-ра, постановщик спектаклей: "Жизель" (1966, 1973), "Бахчисарайский фонтан" (1967), "Лебединое озеро" (1969), "Тропою грома" (1970); "Яг-Морт" Перепелицы (2-я ред., 1970), "Барышня и хулиган" (1973) и др. В 1975–76 балетм. Удмуртского муз. т-ра в Ижевске. Пост. там балет "Италмас" Г. Корепанова-Камского (3-я ред.) (1976). Оставила сцену в 1977.

Д. Л. Брудный.

Борди Б.

БÓРДИ (Bordy) Белла (р. 21.2.1909), венг. артистка, педагог. Засл. арт. ВНР (1969). Училась у Э. Брады, Я. Цеплиньского, Ф. Надаши и другие. В 1924–65 – в труппе Венгерского оперного т-ра (с 1932 – солистка). Прославилась исполнением романтич. ролей в нац. балетах. Исполняла гл. партии в пост. балетмейстеров: Цеплиньского – "Венгерская фантазия"; Д. Харангозо – "Сцена в корчме" Е. Хубаи, "Кувшин" А. Казеллы, "Грёзы любви" на муз. Листа и другие. Последняя значит. роль – Кормилица в "Ромео и Джульетте" (балетм. Л. М. Лавровский, 1962). Гастролировала за рубежом. Выступала также в драматич. спектаклях, в оперетте, снималась в кино.

Г. П. Дьенеш.

Борейко Г. М.

БОРÉЙКО (Вяткина) Галина Михайловна (р. 29.12.1938, Волгоград), сов. артистка. Нар. арт. РСФСР (1977). С 1955, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (ученица В. П. Мей и Е. В. Ширипиной), в Челябинском т-ре. Для танца Б. характерны чистота и академичность исполнения, мягкость движений. Среди партий: Китри, Эсмеральда; Асель ("Асель" Власова), Шакунтала, Никия, Сюимбике, Одетта – Одиллия, Зарема и Мария; Мария ("Тринадцать роз" Бертрама), Жизель, Фригия, Джульетта; Нелли ("Тиль Уленшпигель" Глебова), Кармен ("Кармен-сюита").

К. И. Антонова.

Борзов А. А.

БОРЗÓВ Анатолий Алексеевич (р. 7.11.1928, с. Ворово Моск. обл.), сов. артист, педагог. Засл. арт. РСФСР (1965). Чл. КПСС с 1954. В 1955 окончил Моск. хореографич. уч-ще. В 1946–69 солист Ансамбля нар. танца СССР под рук. И. А. Моисеева. В 1966–68 худ. рук. ансамбля танца в Египте. С 1953 педагог Моск. хореографич. уч-ща, с 1969 – ГИТИСа (с 1979 проф.).

В. В. Ванслов.

Борис Р.

БÓРИС (Boris) Рутанна (р. 1918, Нью-Йорк), амер. артистка, балетмейстер и педагог. Училась в балетной школе "Метрополитен-опера". В 1935–43 в труппе "Метрополитен-опера балле", в 40-х гг. – "Балле рюс де Монте-Карло". Пост. балеты: "Цирк двоих" на муз. Гуно (1947), "Кейк-уок" на муз. Готшалка (1951), "Калейдоскоп" на муз. Кабалевского (1952) и др.

И. В. Груздева.

Борковский В.

БОРКÓВСКИЙ (Borkowski) Витольд (р. 26.10.1919, Вильнюс), польский артист, балетмейстер. Выступал в Муз. т-ре в Вильнюсе (1937), солист труппы Балет Парнеля (1938–1939 и 1945–47), оперных т-ров в Бытоме (1947–49), Варшаве (1950–64). В 1956–59 учился на хореографич. отделении при Высшей театр. школе в Варшаве. Затем работал гл. балетмейстером Большого т-ра в Лодзи (1964–75), Ансамбля Войска Польского (с 1975). Партии: Дьявол и Твардовский ("Пан Твардовский"), Прекрасный юноша ("Свантевит" Перковского), Франц, Зигфрид, Ромео, Петрушка, Фавн; Ян Казимеж ("Мазепа" Шелиговского). Пост. и возобновил: "Дон Кихот" (1962, 1975); "Жанна д’Арк" Пейко (1963), "Шах и мат" (1963, 1973), "Ромео и Джульетта" (1963, 1969); "Станьчик" Кизеветтера (1964), "Пан Твардовский" (1967, 1974), "Харнаси" (1970, 1976).

И. Турска.

Борованский Э.

БОРОВÁНСКИЙ (Borovansky) Эдуард (1902, Прешов, Чехословакия, – 18.12.1959, Сидней), австрал. артист, балетмейстер, педагог, театр. деятель. По национальности чех. Учился в школе Нац. т-ра в Праге. В нач. 20-х гг. солист балетной труппы этого т-ра, с 1926 в труппе А. П. Павловой, в 1932–39 – "Балле рюс де Монте-Карло". Исполнял характерные партии: царь Додон ("Золотой петушок"), Евнух ("Шехеразада") – оба в пост. М. М. Фокина. В 1940 организовал в Мельбурне балетную школу, на базе к-рой создал Труппу Борованского, работавшую в 1942–60 (с перерывами). Ставил балеты классич. репертуара и собственные: "Земля Южная" Роуф, "Вне закона" Уильямса, "Чёрный лебедь" на муз. Сибелиуса и другие. Труппа Б. была ведущей в стране до создания в 1962 коллектива Австралийский балет, использовавшего её творческий опыт.

Е. Я. Суриц.

"Терра Аустралис" ("Южная земля") Э. Рудольфа. Балетм. Э. Борованский

Борованский Э.

"Терра Аустралис" ("Южная земля") Э. Рудольфа. Балетм. Э. Борованский

Боровик Т. В.

БОРОВИ́К Татьяна Васильевна (р. 13.6.1957, Киев), сов. артистка, засл. арт. УССР (1979). Чл. КПСС с 1975. По окончании Киевского хореографич. уч-ща в Т-ре им. Шевченко. Партии: Фригия; Мавка ("Лесная песня" Жуковского), Белоснежка ("Белоснежка и семь гномов" Павловского), Аннель ("Голубой Дунай" на муз. Штрауса), Китти ("Анна Каренина").

А. Л. Каминский.

Боровикова Т. Г.

БОРОВИКÓВА Татьяна Григорьевна (р. 29.7.1933, Ленинград), сов. артистка. Засл. арт. Сев.-Осет. АССР (1967). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог О. Г. Иордан), в 1952–72 в Ленингр. Малом т-ре. Партии: Одетта – Одиллия; Мадлон ("Фадетта"), Пахита, Жар-птица; Гюльнара ("Корсар"). Танцевала в балетах, пост. П. А. Гусевым, Ф. В. Лопуховым, Г. И. Давиташвили, H. H. Боярчиковым, Б. А. Фенстером, И. А. Чернышёвым, К. Ф. Боярским: Айша и Славянская красавица ("Семь красавиц"), Молодая женщина ("Баллада о любви" на муз. П. И. Чайковского), Чёрная танцовщица ("Вальс" на муз. Равеля), Миледи ("Три мушкетёра" Баснера), Франциска ("Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса), Злобога ("Двенадцать месяцев" Битова), Октавия ("Антоний и Клеопатра" Лазарева), Подруга Вожака ("Барышня и хулиган") и др. В 1967–75 педагог класса усовершенствования и репетитор Ленингр. Малого т-ра, с 1976 – Ленингр. хореографич. уч-ща.

И. В. Ступников.

Боровска И.

БОРÓВСКА (Borowska) Ирина (р. 9.1.1930, Буэнос-Айрес), аргент. артистка. Училась в школе при т-ре "Колон" и в Нац. консерватории. В 1940–54 в труппе т-ра "Колон", в 1954–59 – "Балле рюс де Монте-Карло", в 1960 – "Чикаго опера балле Р. Пейдж", в 1961–66 – "Лондон фестивал балле". Выступала в пост. балетмейстеров: Л. Ф. Мясина – "Лебединое озеро"; "Прекрасный Дунай" на муз. И. Штрауса, "Испанское каприччио" Римского-Корсакова, и др.; Дж. Баланчина – "Аполлон Мусагет" и другие. В кон. 60-х – нач. 70-х гг. преподавала в Венской академии музыки и сценич. иск-ва.

Лит.: Е. Н., Irina Borowska, "Ballet today", 1963, v. 14, N 9.

Бортолуцци П.

БОРТОЛУ́ЦЦИ (Bortoluzzi) Паоло (р. 17.5.1938, Генуя), итал. артист, балетмейстер и педагог. Учился у У. Дель Ара, Н. Кисс, В. Гзовского и A. M. Meccepepa. Выступал в труппах Европейский балет, Балет Мишковича, "Балле де л’Этуаль", затем в "Ла Скала" и "Дойче опер ам Рейн" в Дюссельдорфе, где исполнял ведущие партии в балетах Э. Вальтера. В 1960–71 был солистом брюссельской труппы Балет XX века. Партии в балетах М. Бежара – "Девятая симфония" Бетховена (1964), "Лебедь" на традиц. инд. муз. (1966), "Ромео и Джульетта" на муз. Берлиоза (1966), "Месса по нашему времени" на муз. Анри, Нагешвара-Рао и другие. (1967), "Ни цветов, ни венков" на муз. Чайковского, "Бодлер" на муз. Вагнера и Дебюсси, "Бакти" на традиц. инд. муз. (все 1968), "Nomos Alpha" Ксенакиса (1969), "Жар-птица" (1970), "Песни странствующего подмастерья" на муз. Малера, "Нижинский, клоун божий" на муз. Чайковского и Анри (оба 1971). Позднее выступал в спектаклях "Американ балле тиэтр", Венгерского оперного т-ра в Будапеште и мн. др. С успехом исполнял партии классич. репертуара: Франц, Дезире, Зигфрид, Базиль, Альберт и другие. Среди пост.: "Вальс" на муз. Равеля (1965), "Встреча" на муз. Рахманинова (1978), "В честь Пикассо" (1979) и др.. В 1973 открыл частную школу в Турине.

Лит.: Dupuis S., Paolo Bortoluzzi, "Les saisons de la danse", 1979, mai.

Β. Α. Кулаков.

П. Бортолуцци в балете "Жар-птица"

Бортолуцци П.

П. Бортолуцци в балете "Жар-птица"

Бочарникова Е. В.

БОЧÁРНИКОВА Елена (Элла) Викторовна [p. 9(22).8.1912, Москва], сов. балетовед, артистка. Чл. КПСС с 1947. По окончании Моск. хореографич. уч-ща, в 1931–53 в труппе Большого т-ра. В 1941 окончила театроведческий ф-т ГИТИСа. В 1953–60 директор и педагог (история сов. балета) Моск. хореографич. уч-ща. Автор книг, статей в периодич. печати и справочных изданиях (БСЭ и другие.>.). Редактор кн. "Уроки классического танца" A. Meccepepa (1967).

Соч.: Московское хореографическое училище, М., 1954 (совм. с О. М. Мартыновой); "Золушка", в сб.: Большой театр СССравни Опера, Балет, М., 1958; Под руководством Улановой [с Е. Максимовой], "ТЖ", 1969, № 7; Кому много дано [о М. Лиепе], там же, 1970. № 18; Рыцарь балета [об А. Мессерере], там же, 1974, № 9; Неповторимая Семенова, там же, 1979, № 7; Страна волшебная – балет, М., 1974; Подвиг народа, там же, 1975, № 18; Марина Семенова, "МЖ", 1976, № 8; Балет: мастера и молодость [о ленинградском балете], там же, 1976, № 16; Многогранный талант [об эстонском хореографе Ю. Вилимаа], "Культура и жизнь", 1976, № 5; Молодость дерзает [об ансамбле Московский классический балет], "Эстрада и цирк", 1979, № 2; Тем, кто любит балет, М., 1979.

Предыдущая страница Следующая страница