Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "Б" (часть 4, "БОЧ"-"БЭЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 4, "БОЧ"-"БЭЛ")

Бочаров М. И.

БОЧАРÓВ Михаил Ильич [3(15).1831, Москва, – 13(25).7.1895, Стрельна, близ Петербурга], рус. художник и театр. декоратор. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. В 1858 окончил петерб. Академию художеств (ученик В. Н. Воробьёва) и был послан за границу, где посещал студии известных пейзажистов Гильдебрандта, Циммермана, Шлейхта и другие. По возвращении в Россию, в 1864 назначен декоратором имп. т-ров. Дар живописца, владение иск-вом перспективы, знание истории и археологии помогали Б. создавать декорации, точно характеризующие место действия, передающие нац. характер произв. В течение 30 лет Б. оформлял спектакли петерб. т-ров, в т. ч. балеты П. И. Чайковского: "Спящая красавица" (1890), "Щелкунчик" (1892), "Лебединое озеро" (1895). Среди др. балетов: "Камарго" (1872), "Баядерка" (1877) и "Млада" (1879) Минкуса, "Весталка" Иванова (1888), "Талисман" Дриго (1889), "Сильфида" Шнейцхоффера (1892), "Золушка" Фитингоф – Шеля (1893).

Лит.: Сыркина Ф., Русское театрально- декорационное искусство второй пол. XIX в. Очерки, М., 1956.

В. М. Паппе.

Бош A.

БОШ (Bosch) Aypopa (р. 1940, Гавана), кубин. артистка и педагог. Ученица Алисии и Фернандо Алонсо, X. Пареса. С 1959 в труппе Нац. балет Кубы (с 1967 – прима-балерина). В кон. 60 – нач. 70-х гг. выступала в мекс. труппах. Исполняет ведущие партии в балетах: "Тщетная предосторожность", "Жизель", "Лебединое озеро"; "Сесилия Вальдес" Роига – Урбая (балетм. Г. Эррера), "Па-де-труа" Маури (балетм. А. Мендес), "Жар-птица" (балетм. X. Лефебр) и др. 1-я пр. на междунар. конкурсах артистов балета в Варне (1966), Мексике (1971), пр. А. П. Павловой (Париж, 1966) и др.

Лит.: "Cuba en el ballet", 1973, v. 4, № 1.

Η. В. Шашкова.

Бошан П.

БОШÁН (Beauchamps) Пьер [1636, Версаль, – 1719 (по др. данным, 1705), Париж], франц. артист, балетмейстер, педагог. Происходил из семьи придворных музыкантов и танцовщиков. Выступал в небольших партиях в придворном балете Людовика XIV. После исполнения роли Полександра ("Алкидиан" Ж. Б. Люлли, 1658) ставил балетные антре в придворных празднествах. В 1661 участвовал в создании Королевской академии танца и был назначен её директором. В том же году пост. танцы к "Докучным" Мольера, затем сотрудничал с Мольером и Люлли в создании "комедий-балетов" и дивертисментов к драматич. спектаклям: "Принцесса Элиды" (1664), "Господин де Пурсоньяк" (1666), "Мещанин во дворянстве" (1670), "Королевский дивертисмент" (1670), "Психея" (текст П. Корнеля, Мольера и Ф. Кино, 1671). За исполнение партии Плутона в балете Люлли "Рождение Венеры" получил звание "суперинтенданта" балетов короля (1666).

К открытию Королевской академии музыки (1671) Б. пост. на её сцене танцы к первой публично показанной пасторали "Помона" (комп. Р. Камбер, текст Перрена, 1671), затем "Празднества Амура и Вакха" Люлли (1672). Сотрудничая с Люлли, пост. балетные номера к его лирич. трагедиям: "Кадм и Гермиона" (1673), "Тезей" (1675), "Атис" (1676), "Исида" (1677), в к-рых часто выступал и как исполнитель. К его лучшим постановкам этого периода относится балет "Торжество любви" (1681). В 1687 после смерти Люлли Б. покинул театр, но продолжал ставить балеты при дворе; лучшие из них – "Дворец Флоры" (1689) и "Комедия фей" (1699) Делаланда.

Королевская академия танца, к-рую возглавлял Б., способствовала утверждению "благородной" франц. школы танца, кодификации хореографич. иск-ва. В основе постановок Б. лежали "фигурные" танцы, отличавшиеся бóльшим, чем раньше, разнообразием танц. фигур и групп и более сложной техникой (прыжки, пируэты). Б. приписывается создание записи танца (возможно, использованной в 1700 P. O. Фёйе). Среди его учеников – М. Блонди и Ж. Баллон.

Лит.: Richardson P. J. S., The Beauchamp mystery, "Dancing times", 1947, March – April.

К. Г. Филонова.

Боярский К. Ф.

БОЯ́РСКИЙ Константин Фёдорович [9(22).2.1915, Петроград, – 14.5.1974, Ленинград], сов. артист, балетмейстер. В 1935 окончил Ленингр. хореографич. техникум (ученик В. И. Пономарёва), в 1941 – балетмейстерские курсы при Ленингр. хореографич. уч-ще (ученик Ф. В. Лопухова). В 1935–41 в Т-ре им. Кирова. Партии: Иванушка ("Конёк-Горбунок"), Жан ("Пламя Парижа"), Юноша ("Бахчисарайский фонтан") и др. Ставил выпускные спектакли Ленингр. хореографич. уч-ща. В 1945–56 работал в Ленингр. т-ре муз. комедии. В 1956–67 балетмейстер Ленингр. Малого т-ра, пост.: "Франческа да Римини" (1959); "Накануне" И. Шварца (1960), "Классическая симфония" на муз. 1-й симфонии Прокофьева (1961), "Орфей" Стравинского (1962); одноактные балеты на муз. Шостаковича – "Встреча" (на муз. 9-й симфонии), "Директивный бантик", "Барышня и хулиган" (1962); "Круг ада" Пригожина (1964), "Гадюка" Вайсбурда (1967); восстановил балеты – "Лебединое озеро" (1958, совм. с Ф. В. Лопуховым), "Эрос" ("Струнная серенада" Чайковского, 1959), "Петрушка" (1961) и "Жар-птица" (1962). В Т-ре им. Кирова пост. балет "Жемчужина" Симонян (1965). В 1967–74 художеств. Руководитель Ленингр. балета на льду.

A. A. Соколов.

Боярчиков Н. Н.

БОЯ́РЧИКОВ Николай Николаевич (р. 27.9.1935, Ленинград), сов. артист и балетмейстер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1976). С 1954, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (ученик Б. В. Шаврова), в Ленингр. Малом т-ре (дебютировал в партии Эроса – "Эрос" на муз. Чайковского). Первый исполнитель партий: Вадим ("Сильнее любви" Караманова, балетм. В. А. Варковицкий), Берсенев ("Накануне" Шварца, балетм. К. Ф. Боярский), Павел ("Круг ада" Пригожина, балетм. тот же). Среди др. ролей: Цезарь ("Антоний и Клеопатра" Лазарева), Сильвио ("Мнимый жених" Чулаки), Конрад; Франц ("Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса), Дроссельмейер; Арап и Фокусник ("Петрушка"), Ротбарт ("Лебединое озеро"), Марцелина ("Тщетная предосторожность"), Мензер ("Семь красавиц"), Солист ("Болеро"). В 1967 окончил балетмейстерское отделение Ленингр. консерватории (педагоги Ф. В. Лопухов и И. Д. Бельский). С 1971 гл. балетмейстер Пермского т-ра, с 1977 – Ленингр. Малого т-ра. Ведёт поиски новых хореографич. форм и структур в сфере действенного танца. Пост.: "Три мушкетёра" Баснера (1964, Ленингр. Малый т-р; 1966, Пермский т-р), "Деревянный принц" Бартока (1966, Ленингр. Малый т-р), "Пиковая дама" Прокофьева (1968, Ленингр. Камерный балет; под назв. "Три карты", 1973, Пермский т-р), "Ромео и Джульетта" (1972, Пермский т-р; 1974, Нем. гос. опера, Берлин), "Чудесный мандарин" (1973, Пермский т-р), "Царь Борис" на муз. Прокофьева (1975, Пермский т-р; 1978, Ленингр. Малый т-р), "Слуга двух господ" Чулаки (1976, Пермский т-р; 1978, Ленингр. Малый т-р), "Орфей и Эвридика" Журбина (1977, Пермский т-р). Гос. пр. РСФСР им. Глинки (1977).

Лит.: Чистякова В., Ленинградские балеты, "T", 1965, № 5, с. 48–53; Медведев Α., Великолепная четверка, "СМ", 1965, № 7, с. 86–88; Конончук С., Дебют Ленинградского камерного, "СМ", 1969, № 12, с. 44–46; Соколов Α., Схватка с лирикой, "Т", 1970, № 2, с. 23–25; Львов-Анохин Б., Отточенный до символа, там же, 1975, № 4, с. 44–50; Валентинов В., "Дом Чайковского", "Культура и жизнь", 1976, № 11, с. 38–40.

Г. Н. Добровольская.

Браво Г.

БРÁВО (Bravo) Гильермина (р. 13.11.1920, Чакальтьянгис, штат Веракрус, Мексика), мекс. артистка и балетмейстер. Училась в Нац. школе танца (Мехико). В 1940–45 в труппе М. Вальдин, в 1946 создала свою труппу – Балет Вальдин; в 1947–48 возглавляла совм. с А. Меридой Академию мекс. танца; в 1949 организовала независимую труппу Нар. балет (при участии X. Лавалье), к-рой продолжает руководить. Деятельность Б. направлена на создание мекс. нац. балета путём сочетания элементов нар. танца с техникой танца модерн; в своих спектаклях она отражает социальные проблемы и чаяния совр. человека. Среди пост. (гл. обр. в своей труппе): в 50-е гг. – "Памяти Сапаты" Хименеса Мабарака, "Бесплодная туча" Нориеги, "Куаунауак" Ревуэльтаса, "Раскаяние" Нориеги и Элисондо (совм. с X. Лавалье), "Демагог" на муз. Бартока; в 60–70-е гг. – "Батраки" и "Колдовские танцы" Элисондо, "Образы одного человека" Ревуэльтаса, "Рай утопленников" Хименеса Мабарака, "Акт любви" на муз. Вивальди, "Да здравствует свобода!" на муз. Онеггера.

Н. В. Шашкова.

Брада Э.

БРÁДА (Brada) Эде (14.3.1879, Вена, – 8.5.1955, Будапешт), венг. артист и балетмейстер. Учился в Вене. В 1895–1902 работал в Венской придворной опере. С 1902 работал (совм. с Н. Гуэррой) в Будапештской опере (до 1924 солист, в 1919–31 балетмейстер). В 1925–36 преподавал в Академии сценич. иск-ва и на балетмейстерском отделении хореографич. уч-ща, был председателем Венг. балетного об-ва. Руководил частной школой, где воспитал мн. известных танцовщиков. Пост. в Будапештской опере: "Деревянный принц" (1917, совм. с О. Зебишем и Б. Балажем), "Принцесса Мальва" Мадера (1921), "Принц Арди" Гаяри (1924), "Петрушка" (1926), "Щелкунчик" (1927); "Пештский карнавал" на муз. Листа (1930). Оставив сцену, преподавал в разл. учебных заведениях (в т. ч. на балетмейстерском отд. Гос. уч-ща танца и ритмики).

Г. П. Дьенеш.

Бразильский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бразильский муниципальный театр

БРАЗИ́ЛЬСКИЙ МУНИЦИПÁЛЬНЫЙ ТЕÁТР, Смотри в ст. Бразильский балет.

"Яра" на муз. Э. Вила Лобоса. Муниципальный театр. Рио-де-Жанейро. Балетм. Х. Ландер

"Попугай мальчика" на муз. Э. Вила Лобоса. Муниципальный театр. Рио-де-Жанейро. Балетм. В. Вельчек

Бразильский муниципальный театр

"Яра" на муз. Э. Вила Лобоса. Муниципальный театр. Рио-де-Жанейро. Балетм. Х. Ландер

Бразильский муниципальный театр

"Попугай мальчика" на муз. Э. Вила Лобоса. Муниципальный театр. Рио-де-Жанейро. Балетм. В. Вельчек

Брак Ж.

БРАК (Braque) Жорж (13.5.1882, Аржантёй, – 31.8.1963, Париж), франц. живописец, график. Учился в школах изящных иск-в в Гавре и Париже и в академии Юмбера. Наряду с П. Пикассо основатель кубизма. В 1924 С. П. Дягилев привлёк Б. к работе над балетом "Докучные" Орика (Русский балет Дягилева, балетм. Б. Ф. Нижинская). Создал также эскизы декораций к балетам "Салат" Мийо (1924, Париж, балетм. Л. Ф. Мясин), "Зефир и Флора" Дукельского (1925, Русский балет Дягилева, балетмейстер тот же).

В. М. Паппе.

Брамс И.

БРАМС (Brahms) Иоганнес (7.5.1833, Гамбург, – 3.4.1897, Вена), нем. композитор, пианист и дирижёр. Учился у Э. Марксена. Наследие Б. охватывает мн. жанры. Его "Венгерские танцы" – свободная транскрипция ритмов и интонаций городского венг. фольклора (вербункош); в вальсах заметно воздействие венской бытовой муз. культуры (лендлер), ощутимы также "славянизмы" (ритмы и обороты чеш. польки и другие.); танцевальность пронизывает мн. симфонич., вокальные и инструм. произведения Б. Среди балетов на его муз.: "Хореартиум" (на муз. 4-й симфонии, 1933, "Балле рюс де Монте-Карло", Лондон, балетм. Л. Ф. Мясин), "Брамс – вариации" (на муз. вариаций Б. на темы Генделя и Паганини для фп., 1944, балетм. Б. Ф. Нижинская), "Гран па" (1953, парижская Опера, балетм. С. Лифарь); "Вальсы – песни любви" (на муз. двух циклов для вокального квартета и фп., 1960), "Брамс – Шёнберг квартет" (на муз. фп. квартета № 1 в оркестровой версии Шёнберга, 1967) – оба "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Баланчин, "Серенада" (№ 2 для орк., 1967, Печский балет, балетм. И. Экк); "Инициалы R. B. M. E." (на муз. Концерта № 2 для фп. с оркестром, 1972, Штутгартский балет, балетм. Дж. Кранко; в СССР показан под назв. "Балет", 1972), "Странник и его тень" (на муз. 4 строгих напевов для баса на библейские темы, 1972, балетм. Т. Тарп); "Однажды..." (на муз. фп. квартета № 1, 1974, балетм. Г. Вередон), "Вариации" (на муз. Вариаций на тему Паганини, 1979, парижская Опера, балетм. В. Верди). В СССравни "Концерт" и "Тема с вариациями" (1970, Ленинград, балетм. Г. Д. Алексидзе), "Хореографическая фантазия" (1974, Одесса, балетм. И. А. Чернышёв) и мн. др.

В. А. Кулаков.

Бранль

БРАНЛЬ (франц. branle – качание, хоровод), старинный франц. нар. хороводный танец. Возник в эпоху раннего средневековья. Сопровождался пением танцующих или аккомпанементом волынки. В разл. провинциях Франции было мн. разновидностей: простые, двойные, весёлые, подражательные (булочников, сапожников и другие.>.). Характерны притоптывания, прыжки, хлопки, покачивания корпуса. Муз. размер 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Позднее Б. стал торжественно-церемониальным придворным танцем с множеством реверансов и поклонов. Пышная одежда придавала движениям чопорность. Особенно популярны были Б. с факелами (Б. использован в балете "Агон").

И. С. Ивлиева.

Братченко Л. С.

БРÁТЧЕНКО Леонид Сергеевич (р. 3.8.1923, Одесса), сов. художник. Нар. худ. УССР (1976). Чл. КПСС с 1962. В 1951 окончил Харьковский художеств. ин-т. С 1952 художник-постановщик, с 1966 гл. художник Т-ра им. Лысенко. Автор декорац. оформления балетов: "Кавказский пленник" (1957), "Баядерка" (1958); "Лилея" Данькевича (1958, 1968), "Спартак" (1966), "Ромео и Джульетта" (1967) и др.

A. M. Драк.

Брашовский музыкальный театр

БРАШÓВСКИЙ МУЗЫКÁЛЬНЫЙ ТЕÁТР, рум. театр. Осн. в 1955. Балетная труппа создана под рук. М. Павелича (1955–67) и сначала участвовала гл. обр. в хореографич. дивертисментах в постановках опер и оперетт. Первый балет "Бахчисарайский фонтан" пост. в 1957 О. Дановский. Затем А. Думитреску пост. "Коппелию", Павелич – рум. балеты "Иоанн могучий" Петри и "Золотое яблоко" Клее, а позже "Фею кукол", "Мирандолину", "Триптих" ("Маленькая серенада" на муз. Моцарта, "Шехеразада"; "Первая рапсодия" на муз. Энеску), "Этюды 68" (вечер коротких пьес и концертных номеров). Среди др. работ т-ра – "Триптих" ("Карнавал", "Сильфиды" на муз. Шопена, "Прелюдии", балетм. Д. Матея), "Жизель" (балетм. В. Марку). В 1969 артист балета О. Чепэнару в спектакле "Большой бал в Бырзоенах" на муз. Мурешану воссоздал хореографич. средствами сатирич. водевили поэта В. Александри. С 1973 балетную труппу возглавляет М. Зирра, к-рый пост. "Триптих" ("Очарование" на муз. Олаха, "Foccus" на муз. Гатса и "Симфония до мажор" на муз. Бизе), "Агон" и другие. В труппе: А. Василиу, Д. Василиу, Д. Попеску и другие.

К. Кыржан.

Брегвадзе Б. Я.

БРЕГВÁДЗЕ Борис Яковлевич (р. 19.3.1926, Саратов), сов. артист, педагог. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1944 окончил студию Саратовского т-ра оперы и балета; в 1942–46 работал в этом т-ре, исполнял ведущие партии классич. и характерного репертуара. После занятий в классе усовершенствования Ленингр. хореографич. уч-ща (1946–47; педагог Б. В. Шавров), до 1967 – в труппе Т-ра им. Кирова. Партии: Базиль, Эспада ("Дон Кихот"), Ромео и Меркуцио, Евгений, Ферхад; Ленни ("Тропою грома"), Спартак; Принц ("Золушка"), Ma Личен ("Красный мак"), Вакх ("Вальпургиева ночь") и др. Первый исполнитель в Т-ре им. Кирова партий: Андрей ("Татьяна" Крейна, балетм. В. П. Бурмейстер), Батыр (балетм. Л. В. Якобсон, Гос. пр. СССравни 1951), Отелло ("Отелло", балетм. В. M. Чабукиани), Звездич ("Маскарад" Лапутина, балетм. Б. А. Фенстер). Наиболее удавались Б. лирико-драматич. роли, в к-рых выявились лучшие черты его иск-ва – человеческая теплота, эмоциональная наполненность, темперамент, динамичность, яркость актёрских красок, мужественность, простота (Солор, Фрондосо и другие.>.).

С 1962 Б. – педагог Ленингр. хореографич. уч-ща, с 1964 – зав. кафедрой хореографии Ин-та культуры им. Крупской (доцент), преподаёт за рубежом.

Лит.: Львов-Анохин Б., Брегвадзе в партии Ленни, "ТЖ", 1959, № 10; Чистякова В., Борис Брегвадзе, "Театральный Ленинград", 1959, № 9; Рулева Α., Борис Брегвадзе, Л. – М., 1965.

A. A. Соколов.

Б. Брегвадзе - Ферхад. А. Осипенко - Мехменэ Бану

Брегвадзе Б. Я.

Б. Брегвадзе - Ферхад. А. Осипенко - Мехменэ Бану

Брёйер П.

БШЙЕР (Breuer) Петер (р. 29.10.1946, Тегернзе), нем. артист (ФРГ). Учился у П. Ролеффа, Г. Бланка, Л. Гонты и В. Гзовского. С 1961 в труппе Баварской гос. оперы (Мюнхен), с 1964 в Немецкой опере на Рейне (Дюссельдорф – Дуйсбург), с 1974 в "Лондон фестивал балле". Выступал в пост. балетмейстеров: Э. Вальтера – "Поцелуй феи"; "Орфей" Монтеверди, "Весна священная", "Ромео и Джульетта", "Игры"; X. ван Манена – "Продолжайте двигаться" на муз. Л. Берио; H. H. Боярчикова – "Ромео и Джульетта" (1974); Дж. Баланчина – "Четыре темперамента", "Серенада".

Г. М. Шлуглейт.

Брекснер Э.

БРÉКСНЕР (Brexner) Эдельтрауд (р. 12.6.1927, Вена), австр. артистка и педагог. Училась в школе при Венской гос. опере. В 1944–72 в этой труппе (с 1957 – ведущая солистка). Исполняла гл. партии в балетах классич. репертуара, в балетах Э. Ханки – "Венецианский мавр" Блахера, "Отель "Захер"" на муз. Хельмесбергера и Шёнхерра, "Абраксас"; "Катулли Кармина" на муз. Орфа; Д. Парлича – "Симфония до мажор" на муз. Бизе, "Поединок" де Бенфилда; И. Георги – "Эволюции" на муз. Бадингса; Дж. Баланчина – "Четыре темперамента", "Серенада" и другие. С 1962 преподаёт в балетной школе при Венской гос. опере.

Е. Я. Суриц.

Брено Х.

БРÉНО (Вrenaa) Ханс (р. 9.10.1910, Копенгаген), дат. артист, педагог. Учился в школе Королевского датского балета. С 1928 в труппе, в 1943–55 солист, затем репетитор (с 1952 педагог школы Королевского датского балета). Танцевал в балетах Авг. Бурнонвиля. Первый исполнитель гл. партий в пост. X. Ландера: "Сильвия" (1948), "Этюды" (1948), "Грустный вальс" на муз. Сибелиуса (1949) и др. Возобновил балеты: "Свадьба Авроры" (фрагмент из "Спящей красавицы", 1949), а также па-де-де из "Щелкунчика" (1950) и балет "Миллионы Арлекина" Дриго (1953) в канонич. (близкой петербургской) редакции. В 60-х гг. участвовал в возобновлениях балетов Авг. Бурнонвиля: "Сильфида", "Неаполь" и другие.

Е. Я. Суриц.

Бретуш М.

БРÉТУШ (Bretus) Мария (р. 24.1.1943, Сегед), венг. артистка. Засл. арт. ВНР (1972). В 1960 окончила Гос. балетное уч-ще (ученица К. Салаи и И. Бартош). Занималась также с Н. М. Дудинской (в Т-ре им. Кирова, Ленинград). С 1960 солистка Печского балета (г. Печ). Исполняет ведущие партии в балетах: "Баллада ужаса" Соколаи, "Паутина", "Чудесный мандарин", "Поступь дьявола", "Лети, павлин", "Соната", "Весна священная", "Фауст-симфония", "Господин Мольер" (все в пост. И. Экка), "Парнасцы" (балетм. А. Книшкович) и др. Участвовала в гастролях за рубежом. Пр. им. Ф. Листа (1964).

Г. Дьенеш.

Бржозовская Л. Г.

БРЖОЗÓВСКАЯ Людмила Генриховна (р. 4.6.1946, Минск), сов. артистка. Нар. арт. БССР (1975). С 1966, по окончании Белорус. хореографич. уч-ща, – в Минском т-ре. Партии: Одетта – Одиллия, Джульетта; Кармен ("Кармен-сюита"), Ева ("Сотворение мира" Петрова) и др. Гастролировала за рубежом.

Ю. М. Чурко.

Бриан Р.

БРИÁН (Bryans) Руди [наст. имя и фам. – Бернар Годе (Godet)] (р. 1945, Лион), франц. артист. Учился в Лионе у Карнецки. С 1963 работал в балетной труппе лилльской Оперы, затем в труппах Ж. Шарра, Л. Дейде. С 1973 солист Марсельского балета, где исполняет ведущие партии в балетах Р. Пти – Клод Фролло ("Собор Парижской богоматери" Жарра), "Больная роза" на муз. Малера, оба – 1974; Фредери ("Арлезианка" на муз. Бизе), "Перебои сердца" на сб. музыку, оба – 1974; "Юноша и смерть" на муз. Баха (в труппе "Американ балле тиэтр"), Франц ("Коппелия"), "Септантрион" Констана, Тореадор ("Кармен" на муз. Бизе), все – 1975, Дроссельмейер ("Щелкунчик", 1976), Сирано ("Сирано де Бержерак" Констана, 1978) и др. В них полно раскрылось дарование Б. – танцовщика больших технич. возможностей, пластичного и экспрессивного. Выступал в СССР в спектакле Большого т-ра "Гибель розы" на муз. Малера (с М. М. Плисецкой, 1973) и с труппой Марсельский балет (1974).

Лит.: Cartier J., Pleins feux sur R. Bryans, "Les saisons de la danse", 1974, Dec.

B. A. Кулаков.

Брианца К.

БРИÁНЦА (Brianza) Карлотта (1867, Милан, – 1930, Париж), итал. артистка. Ученица К. Блазиса. Окончила школу при "Ла Скала", стала ведущей танцовщицей этого т-ра. В 1887 впервые выступила в Петербурге в т-ре "Аркадия". В 1889 работала в Мариинском т-ре, где в 1890 была первой исполнительницей партии Авроры. Иск-во Б. отличалось высокой техникой классич. танца. Большое влияние на её творчество оказала рус. школа, обогатившая танец Б. особой мягкостью и выразительностью. В 1891 уехала из России. Последний раз танцевала в Лондоне в 1921 в партии феи Карабос (Русский балет Дягилева). После ухода со сцены работала как педагог в Париже и Ницце.

Лит.: Плещеев Α., Наш балет. (1673–1899), 2 изд., СПБ, 1899; Скальковский К., Карлотта Брианца, в его кн.: В театральном мире, СПБ, 1899; Худеков С. Н., История танцев, ч. 3–4, П., 1915–1918; Beaumont С. W., Complete book of ballets, L., 1951.

B. M. Паппе.

Бриттен Э.

БРИ́ТТЕН (Britten) Бенджамин Эдвард (22.11.1913, Лоустофт, графство Суффолк, – 4.12.1976, Олдборо), англ. композитор, дирижёр и пианист. Образование получил в Королевском муз. колледже в Лондоне. Ученик Дж. Айрленда и А. Бенджамина. Автор опер и оперетт, симфонич. и камерных произв., музыки для кино. Написал музыку балета "Принц пагод" (1957, балетм. Дж. Кранко, Королевский балет, Лондон). На музыку произв. Б. поставлены балеты: на "Вариации на тему Фрэнка Бриджа" – "Джинкс" (1942, "Данс плейерс", США, балетм. Л. Кристенсен), "Сон Леоноры" (1949, "Балле де Пари", балетм. Ф. Аштон), на "Музыкальные вечера" – балет того же назв., в к-ром использована музыка Дж. Россини (1938, "Лондон балле", балетм. А. Тюдор), "Простая симфония" (1944, "Балле Рамбер", балетмейстер У. Гор; 1961, балетм. У. Доллар), "Озарения" (1950, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Ф. Аштон), "Фанфары" (на муз. Путеводителя по оркестру для молодёжи, 1953, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Роббинс), "Вариации на темы Пёрселла" (1955, "Сэдлерс-Уэллс балле", балетм. Ф. Аштон), "Канун зимы" (1957, "Американ балле тиэтр", балетм. К. Макмиллан), "Сонеты" (на муз. Простой симфонии, 1969, Молд. т-р оперы и балета, балетм. М. Н. Лазарева) и др.

Лит.: Noble Р. (ed.), British ballet, L., 1949.

В. В. Ванслов.

"Бродячие комедианты"

"БРОДЯ́ЧИЕ КОМЕДИÁНТЫ" ("Les Forains"), одноактный балет. Комп. A. Coгe, сцен. Б. Кохно. 2.3.1945, Балет Елисейских полей, Париж, балетм. Р. Пти, худ. К. Берар; Фокусник – Пти, Спящая красавица – Н. Вырубова, Маленькая акробатка – Э. Пагава, Сиамские близнецы – М. де Берг и Э. Садовская, Клоунесса – К. Фуа.

Лит.: Чистякова В., Ролан Пети, [Л.], 1977; Lidova I., Roland Petit, P., 1956.

В. В. Чистякова.

Брудный Д. Л.

БРУ́ДНЫЙ Дмитрий Львович (р. 17.3.1920, Ростов-на-Дону), сов. театровед. Канд. искусствоведения (1952). Чл. КПСС с 1964. Окончил Ростовский-на-Дону педагогич. ин-т (1941). Автор книги и статей о кирг. хореографии.

Соч.: Театральное искусство Киргизии, М., 1959; Киргизский балетный театр, Φр., 1968.

Брун Э.

БРУН (Bruhn) Эрик [наст. имя и фам. – Бельтон Эверс (Evers)] (р. 3.10.1928, Копенгаген), дат. артист балета, балетмейстер, педагог. В 1937–47 учился в школе Королевского датского балета у В. Борксениус, X. Ландера и Б. Ралова. В 1946 дебютировал в партии Адониса ("Торвальдсен" Хай-Кнудсена, балетм. А. Бурнонвиль) в Королевском датском балете (в труппе с 1947, с 1949 – солист). После 1951 работал как артист-гастролёр. В 1947–72 выступал в "Метрополитен-балле" (Англия), "Нью-Йорк сити балле", "Харкнесс балле", Нац. балете Канады, Австралийском балете, Королевском шведском балете, "Американ балле тиэтр", римской Опере, Штутгартском балете и другие. В 1967–71 художеств. руководитель Королевского шведского балета. Б. был первым исполнителем гл. партий в балетах: "Узор со струнами" на муз. Чайковского (1948, балетм. Дж. Тарас), "Путешествие" на муз. Бартока (1957, балетм. К. Макмиллан), "Тристан" на муз. Вагнера (1958, балетм. Г. Росс), "Женщина с моря" Рисагера (1960, балетм. Б. Кульберг), "Гелиос" Нильсена (1961, балетм. Э. М. фон Розен), "Дафнис и Хлоя" (1962, балетм. Дж. Кранко), "Бездна" Рихтера (1965, балетм. С. Ходс). Исполнял ведущие партии в балетах классич. и совр. репертуара: "Жизель", "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Сильфида", "Видение розы"; "Ромео и Джульетта" Прокофьева и на муз. Чайковского, "Этюды" на муз. Черни в обр. К. Рисагера (балетм. X. Ландер), "Фрекен Юлия" (балетм. Б. Кульберг), "Кармен" на муз. Бизе (балетм. Р. Пти). В 1972 закончил деятельность танцовщика. Пост. в Королевском датском балете: "Маленький концерт" на муз. Гулда (1953), новая ред. "Жизели" (1959, совм. с Н. Б. Ларсеном); в римской Опере – "Сильфиду" (1966); в Нац. балете Канады – "Сильфиду" (1964) и "Коппелию" (1975).

Виднейший представитель дат. балетной школы, Б. был одним из лучших классич. танцовщиков 50–60-х гг. Владея сильной техникой, не пользовался эффектными приёмами, более всего ценил гармонию, совершенство формы. Выступая с разл. труппами за пределами Дании, Б. пропагандировал всюду сдержанно-изысканную и одновременно мужественную манеру танца, свойственную школе Бурнонвиля. Автор книги (совм. с Л. Мур) "Бурнонвиль и балетная техника". Награждён пр. В. Ф. Нижинского (Париж, 1968). В 1960 гастролировал в СССР вместе с труппой "Американ балле тиэтр".

Соч.: Bournonville and ballet technique, L., 1961; Beyond Technique, "Dance perspectives", 1968, № 36.

Лит.: Kragh-Jacobsen S., Aereskunstneren Erik Bruhn, Kbh., 1965; Lidova I., Erik Bruhn, "Les saisons de la danse", 1969, Oct.

Ε. Я. Суриц.

Бруни Т. Г.

БРУНИ́ Татьяна Георгиевна [р. 24.10(6.11).1902, Петербург], сов. Театр. художница, график, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1960). Училась в рисовальной школе Об-ва поощрения художеств в Петрограде (1918–1920) и Вхутеине у О. Э. Браза и Н. Э. Радлова (1920–26). В театре работает с 1928. Первая крупная пост. – балет "Болт" Шостаковича (1931, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. Ф. В. Лопухов). Помимо театр. спектаклей оформляла также пост. труппы Хореографические миниатюры под рук. Л. В. Якобсона, Ленингр. Камерного балета, Ленингр. гастрольного ансамбля классич. балета, моск. ансамбля Классический балет и другие. Б. остро ощущает специфич. природу балетного спектакля. Её работам свойственны эмоциональность, лиричность, музыкальность, праздничная декоративность. Крупный мастер балетного костюма. Среди спектаклей (в скобках фамилии балетмейстеров): в Ленингр. Малом т-ре – "Тщетная предосторожность" (1937, Л. М. Лавровский); "Мнимый жених" (1946, Б. А. Фенстер) и "Юность" Чулаки (1949, тот же), "Барышня-крестьянка" Асафьева (1951, тот же), "Двенадцать месяцев" Битова (1954, тот же), "Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса (1956, тот же), "Гаврош" Битова (1958, Л. А. Варковицкий), "Франческа да Римини" (1959, К. Ф. Боярский), "Накануне" Шварца (1960, тот же), "Тема с вариациями" на музыку Чайковского (1961, Р. И. Гербек), "Жар-птица" (1962, М. М. Фокин, возобн. Боярский), "Арлекинада" (1975); в Т-ре им. Кирова – "Гаянэ" (1942, H. A. Анисимова), "Маскарад" Лапутина (1960, Фенстер), "Золушка" (1964, K. M. Сергеев) и др.

Лит.: Елизарова Л. П., Т. Г. Бруни. в сб.: Ленинградские художники театра, Л., 1971.

В. М. Паппе.

Брунс В.

БРУНС (Bruns) Виктор (р. 15.8.1904, Оллила, Финляндия), нем. композитор (ГДР). Окончил Ленингр. консерваторию. Автор балетов: "Право господина" (1953, Берлин, балетм. Д. Шпис); "Барышня-крестьянка" по Пушкину (1955, Лейпциг, балетм. В. Ульбрих), "Новая Одиссея" (1957, Берлин, балетм. Л. Грубер) и др.

Э. Реблинг.

Брус К.

БРУС, Брюс (Bruce), Кристофер (р. 3.10.1945, Лестер), англ. артист и балетм. В 1956–58 учился танцу в Скарборо, в 1958–63 – в школе М. Рамбер. В 1963 вступил в "Лондон балле" под рук. У. Гора, в том же году перешёл в "Балле Рамбер", где выдвинулся в ряды ведущих танцовщиков. Первый исполнитель партий в пост. балетм.: Н. Моррис – Бунтарь ("Путь выбора" на муз. Сальседо, 1965), гл. партии ("Они и мы" на муз. Ксенакиса, 1968, и "Вот так представление!" на муз. Берио, 1971); Г. Тетли – гл. партия ("Обними тигра и вернись в горы" на муз. Суботника, 1968), Регтайм ("Разнообразности" на муз. Бадингса, 1966, балетм. Дж. Тейлор) и др.; выступал в классич. партиях – соло ("Сильфида"), танец обручения ("Коппелия"), Эспада ("Дон Кихот"); в совр. Балетах – заглавная партия ("Лунный Пьеро" Шёнберга) и др. Пост. для труппы "Балле Рамбер": "Джордж Фридерик" на муз. Генделя (1968), "Жизненное пространство" без муз. сопровождения, на слова Р. Кокберна (1969), "Для тех, кто умирает как скотина..." без муз. сопровождения (1972). Среди др. пост.: "Крылья" Даунса (1970), "Незнакомое игровое поле" на муз. Хаймаса (1974), "Древние голоса детей" на муз. Крама (1975). С 1975 один из руководителей "Балле Рамбер".

Е. П. Валукин.

Брусиловский Е. Г.

БРУСИЛÓВСКИЙ Евгений Григорьевич [р. 30.10(12.11).1905, Ростов-на-Дону], сов. композитор. Нар. арт. Казах. ССР (1936). В 1931 окончил Ленингр. консерваторию. С 1933 работал в Алма-Ате. В 1934–38 муз. руководитель Казах. муз. т-ра. Автор оперы, симф. и камерно-инструм. произв., танц. пьес, первого узб. балета "Гуляндом" (1940, Т-р им. Навои), казах. балетов "Козы-Корпеш и Баян-Слу" (1972, Т-р им. Абая), "Аксак-Кулан" (1974, не пост.). С 1944 преподавал в Алма-Атинской консерватории (с 1955 проф.). Гос. пр. СССР (1948), Гос. пр. Казах. ССР им. Курмангазы (1967).

Л. П. Сарынова.

Брюно Л. Ш.

БРЮНÓ (Bruneau) Луи Шарль Бонавантюр Альфред (3.3.1857, Париж, – 15.6.1934, там же), франц. композитор и дирижёр. Окончил Парижскую консерваторию (учился у Ж. Массне). Член Ин-та Франции (1925). Автор опер, оркестровых и инструм. соч., балетов – "Вакханки" (на сюжет Еврипида, 1912, парижская Опера, балетм. И. Хлюстин) и "Урок любви" (1913, "Театр дез ар", Париж).

В. А. Кулаков.

Брянцев Д. А.

БРЯ́НЦЕВ Дмитрий Александрович (р. 18.2.1947, Ленинград), сов. артист, балетмейстер. В 1966 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог H. A. Зубковский), в 1976 – балетмейстерское отд. ГИТИСа (курс A. A. Лапаури). В 1966–77 артист моск. хореографич. ансамбля Классический балет (ныне Московский классич. балет под рук. Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва). Пост.: "Хореографические новеллы" на муз. Чайковского, Пуленка, Пёрселла, Прокофьева, Шостаковича и другие. (1977, Т-р им. Кирова), "Гусарская баллада" Хренникова (1979, там же; 1980, Большой театр, оба – совм. с О. М. Виноградовым); на ленингр. телевидении: фильмы-балеты "Галатея" (вариации Т. Когана на муз. Ф. Лоу к мьюзиклу "Моя прекрасная леди", 1977), "Старое танго" (комп. Т. Коган, 1978); танцы в опере "Мёртвые души" Щедрина (1977, Большой т-р), в спектакле "Турандот" Б. Брехта (1979, Т-р драмы и комедии на Таганке, Москва).

Лит.: Аркина Н., Советские балетмейстеры: новые имена, М., 1979.

И. В. Ступников.

Бубликов Т. С.

БУ́БЛИКОВ Тимофей Семёнович (ок. 1748 – ок. 1815), рус. артист. В 1763 окончил Танцевальную школу в Петербурге. В 1764 для совершенствования в иск-ве танца был послан на 2 года за границу. В 1765–67 с успехом выступал в Вене. Один из крупнейших танцовщиков 18 в., Б. в течение 20 лет занимал ведущее положение в петерб. придворной балетной труппе. В 1785 ушёл со сцены и был назначен "придворным танцмейстером". В 1795–99 преподавал "театральное танцевание" и ставил русские балеты в крепостном театре Н. П. Шереметева. Б. принадлежит заслуга творч. использования рус. нар. плясок на балетной сцене ("Обращ`нный мизантроп, или Лебедянская ярмарка" Копьёва и другие.). Успех его начинаний в этой области оказал большое воздействие на деятельность балетмейстеров И. И. Вальберха, О. Пуаро, И. М. Аблеца, А. П. Глушковского.

Лит.: Борисоглебский М. В. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. I, [Л.], 1938; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л. – М., 1958.

Бугаку

Статья большая, находится на отдельной странице.

Будагян Г. Е.

БУДАГЯ́Н Геворк Ервандович [4(16).10.1899, Баку, – 11.4.1978, Ереван], сов. дирижёр. Нар. арт. Арм. ССР (1945). Чл. КПСС с 1942. В 1929 окончил Моск. консерваторию (педагог К. С. Сараджев). Один из основателей и дирижёр (1932–58) Т-ра им. Спендиарова. Автор муз. композиции и участник постановки балета "Хандут" на муз. A. A. Спендиарова (1945).

Р. А. Атаян.

Бударин В. А.

БУДÁРИН Вадим Андреевич (р. 2.8.1942, г. Ковров), сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1970. С 1961, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог А. И. Пушкин), в Т-ре им. Кирова. Среди партий: Базиль, Ферхад, Данила, Спартак, Шурале; Чёрт ("Сотворение мира" Петрова), Лаэрт и Гамлет ("Гамлет" Червинского), Рыбак ("Берег надежды" Петрова), Ясный Сокол ("Страна чудес" Шварца), Юноша ("Ленинградская симфония"), Архонт ("Икар" Слонимского), Иван-царевич ("Жар-птица"). Пр. Междунар. конкурса танца в Варне (1970).

Лит.: Ступников И., Вадим Бударин, в его кн.: Молодые артисты ленинградского балета, Л., 1969.

И. В. Ступников.

Букайтис Э. К.

БУКÁЙТИС Элегиюс Казимирович (р. 17.1.1942, Каунас), литов. артист, балетмейстер, педагог. В 1962 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще. В 1962–64 в Вильнюсском т-ре, в 1964–71 в Ленингр. Малом т-ре. С 1971, по окончании балетмейстерского ф-та Ленингр. консерватории, балетмейстер Вильнюсского т-ра (до 1978). Партии: Конёк-Горбунок ("Конёк-Горбунок" Щедрина), Умирающий галл ("Спартак"), Скоморох (в опере "Русалка" Даргомыжского), па-де-труа ("Лебединое озеро") и др. Пост. балеты: "Страсти" Рекашюса (1971), "Размышления в танце" на музыку разл. композиторов (1972), "Пахита" Минкуса (1972), "Щелкунчик" (1973 и 1975); "Голубой Дунай" на муз. Штрауса (1976), а также ряд концертных номеров и танц. сцен в операх. В 1962–64 преподавал на хореографич. отделении Школы иск-в им. Чюрлёниса (Вильнюс), в 1964–66 в Ленингр. доме культуры им. Кирова.

Л. И. Мотеюнайте.

Булгаков А. Д.

БУЛГÁКОВ Алексей Дмитриевич [12(24).3.1872, Петербург, – 14.1.1954, Москва], советский артист, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1949). В 1889 окончил Петерб. театр. уч-ще (ученик М. И. Петипа и П. А. Гердта). В 1889–1909 в труппе Мариинского т-ра. Обладал большим мимич. дарованием. Среди партий: Ротбарт ("Лебединое озеро"), Дроссельмейер, Дон-Кихот; Брамин ("Баядерка"), Клод Фролло ("Эсмеральда"). В 1909–14 участвовал в Русских сезонах за границей, выступал в пост. М. М. Фокина: Марк Антоний ("Египетские ночи"), Шахриар ("Шехеразада"), Кащей Бессмертный ("Жар-птица"); Царь Додон ("Золотой петушок" на муз. Римского-Корсакова). В 1911–49 артист (в 1913–17 гл. режиссёр балетной труппы) моск. Большого т-ра. Партии: Ганс ("Жизель"), Абдерахман ("Раймонда"), Капитан ("Красный мак"). Последняя крупная роль – Лоренцо ("Ромео и Джульетта", 1946). В 1909–11 преподавал пластику и мимику в театр. школе A. C. Суворина в Петербурге, в 1926–29 мимику в Моск. хореографич. уч-ще.

Лит.: Бахрушин Ю., История русского балета, М., 1965; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века; [ч.] 2 – Танцовщики, Л., 1972, с. 385–89.

E. H. Надеждина.

Булдаков А. И.

БУЛДАКÓВ Александр Иванович (р. 1.2.1947, Челябинск), сов. артист. С 1968, по окончании Моск. хореографич. уч-ща, в т-ре "Эстония" (Таллин). Среди партий: Тибальд; Георгий ("Гаянэ"), Тореро ("Кармен-сюита"), Синодал ("Демон" Цинцадзе), фея Карабос ("Спящая красавица").

В. А. Паалма.

Булез П.

БУЛÉЗ (Boulez) Пьер (р. 26.3.1925, Монбризон, деп. Луара), франц. композитор, дирижёр и пианист. Учился в Парижской консерватории у О. Мессиана, брал уроки у Р. Лейбовица. В 1946–56 был муз. руководителем т-ра "Мариньи" (Париж), писал музыку к спектаклям. Виднейший представитель муз. авангардизма, Б. разрабатывает в своём творчестве новые принципы звуковой организации и сонористики. На муз. его произв. "Молоток без мастера" пост. балеты: "Меридиан" (1960, Нью-Йорк, балетм. П. Тейлор); под оригинальным назв. (1965, Румынская опера, Бухарест, балетм. С. Попеску; 1973, Балет XX века, балетм. М. Бежар). На муз. "Шаг за шагом – портрет Малларме": "Импровизации по Малларме" (1961, Зап. Берлин, балетмейстер Д. Мендель) и "Шаг за шагом" (1974, Балет XX века, балетм. Бежар). В качестве дирижёра гастролировал в СССР (1967).

В. А. Кулаков.

Булхуу Д.

БУЛХУУ́ Доржийн (р. 11.7.1926, Бурунбурэн, Селенгийский аймак), монг. артист. Засл. арт. МНР (1956). Чл. МНРП с 1952. Творч. деятельность начал в 1945 в Гос. музыкально-драматич. т-ре МНР. С 1956 ведущий солист Гос. ансамбля песни и танца МНР.

Хорлоогийн Нацагдорж.

Бургмюллер Ф. И.

БУ́РГМЮЛЛЕР (Burgmüller) Фридрих Иоганн Франц [4.12.1806(1804), Регенсбург, – 13.2.1874, Больё, близ Парижа], композитор и педагог. По нац. немец. С 1832 жил в Париже. Написал музыку балетов "Пери, или Лейла" (1843, парижская Опера, пост. Ж. Коралли), "Леди Генриетта, или Гринвичская служанка" (1844, совм. с Э. Дельдевезом и Ф. Флотовым, пост. там же, балетм. Ж. Мазилье; музыка частично использована Флотовым в опере "Марта"). Б. приписывается музыка вставного па-де-де из 1-го акта балета "Жизель". С 1844 вёл только педагогич. работу.

Лит.: Худеков С., История танцев, ч. 3, П., 1915, с. 249–50; Guest I., The romantic ballet in Paris, L., 1966.

В. П. Варунц.

Бургхаузер Я.

БУ́РГХАУЗЕР (Burghauser) Ярмил (р. 21.10.1921, Писек), чехосл. композитор, дирижёр и музыковед. Изучал композицию у И. Кршички и О. Еремиаша. Автор музыки балетов: "Гонза и чёрт" (1954, Острава), "Тристан и Изольда" и "Слуга двух господ" (1958, Нац. т-р, Прага).

В. Вашут.

Бурмейстер В. П.

БУРМÉЙСТЕР Владимир Павлович [2(15).7.1904, Витебск, – 5.3.1971, Москва], сов. артист и балетмейстер. Нар. арт. СССР (1970). В 1925–29 учился в моск. Театр. техникуме им. Луначарского, одновременно исполнял на эстраде венг., исп. и др. характерные танцы, выступал в спектаклях Мастерской драматич. балета под рук. Н. С. Греминой. С 1930 в Моск. художеств. т-ре балета (под рук. В. В. Кригер), к-рый позднее вошёл в состав Муз. т-ра им. Немировича-Данченко (с 1941 Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Среди партий: Людовик XV ("Карманьола" Фемелиди), Никез ("Соперницы" на муз. Гертеля), Нурали ("Бахчисарайский фонтан") и др. В том же т-ре дебютировал как балетмейстер, поставив танцы в опереттах "Прекрасная Елена" (1938) и "Перикола" (1940) Оффенбаха, балет "Ночь перед рождеством" Асафьева (1938, совм. с Ф. В. Лопуховым и реж. П. А. Марковым). В 1941–60 и 1963–71 гл. балетмейстер т-ра. Темперамент и изобретательность Б.-хореографа проявились в пост. нар.-героич. балетов: "Лола" (1943, с реж. И. М. Тумановым), "Берег счастья" (1948, с И. В. Куриловым), "Жанна д’Арк" Пейко (1957), "Красные дьяволята" на музыку Дунаевского и Кнушевицкого (1967). Динамика режиссёрского построения действия, логика развития драматических событий присущи решениям Б. балетных инсценировок классич. сюжетов ("Виндзорские проказницы" Оранского, 1942, с Куриловым), постановочным версиям балетов классич. наследия ("Эсмеральда", 1950; "Лебединое озеро", 1953), хореографич. интерпретациям симфонич. музыки ("Штраусиана", 1941; "Шехеразада", 1944; "Карнавал", 1946; "Снегурочка" на муз. Чайковского, 1963; "Аппассионата" на муз. Бетховена, 1970) и др. Пост. также балет "Татьяна" Крейна (1947, Т-р им. Кирова). За рубежом – "Лебединое озеро" (1960, парижская Опера), "Снегурочка" (1961, труппа "Лондон фестивал балле") и др. Гос. пр. СССР (1946).

В. М. Красовская.

"Лебединое озеро". Балетм. В. П. Бурмейстер

Бурмейстер В. П.

"Лебединое озеро". Балетм. В. П. Бурмейстер

Бурнонвиль А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бурнонвиль А. Т.

БУРНОНВИ́ЛЬ (Bournonville) Антуан Теодор (19.5.1760, Лион, – 11.1.1843, замок Фреденсборг, Дания), дат. артист, балетмейстер. По национальности француз. Отец Августа Б. Учился у Ж. Ж. Новера в Вене (1769–76), работал в Касселе (1776–79), Париже и Лондоне (1779–82), Стокгольме (1782–91). С 1792 в Копенгагене, в качестве солиста выступал во мн. балетах В. Галеотти: Ромео ("Ромео и Джульетта" Шалля) и др. В 1815–1823 руководил Королевским датским балетом. Пост.: "Провинциальные мельники" (1785), "Рыбаки" Крауса (1789) и ряд виртуозных entrée – "Капризы Хлои", "Любовный рай" и другие.

Соч.: Dagbøger fra 1792, Kbh., 1924.

Лит.: Классики хореографии, Л. – М., 1937, с. 270, 286–289; Bournonville Aug., Mit theaterliv, dl 1–3, Kbh., 1848–78; Kragh-Jacobsen S., Den Kongelige danske ballet, Kbh., 1952.

Е. Я. Суриц.

Бурханов М. А.

БУРХÁНОВ Музаффар Аслидинович (р. 3.7.1941, Душанбе), сов. артист и балетмейстер. Нар. арт. Тадж. ССР (1971). С 1961, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог Б. В. Шавров), в труппе Т-ра им. Айни. Б. лирико-романтич. танцовщик, исполнитель ведущих партий – Зигфрид, Базиль, Альберт; Ленни ("Тропою грома"), Солор ("Баядерка"), Принц, Меджнун; Тимур Малик ("Тимур Малик" Ашрафи) и др. Партнёр М. Сабировой. В 1972 окончил балетмейстерское отделение ГИТИСа; пост. балет "Тимур Малик" Ашрафи (1972). Пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1964), пр. Тадж. ССР им. Рудаки (1967).

Н. Х. Нурджанов.

Бурханов С. Ш.

БУРХÁНОВ Сонмас Шукурович (р. 27.7.1939, Ташкент), сов. артист, балетмейстер. Засл. арт. Узб. ССР (1969). Чл. КПСС с 1973. С 1957, по окончании Алма-Атинского хореографич. уч-ща (педагог Л. С. Петров), в Т-ре им. Абая. С 1963 солист балета Т-ра им. Навои. Партии: Альберт, Вацлав; Юноша ("Шопениана"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Фабрицио ("Мирандолина"), Каренин ("Анна Каренина"), Дон Карлос ("Дон Жуан" Фейгина), Меджнун ("Лейли и Меджнун" Акбарова), Сухайль ("Сухайль и Мехри" Левиева) и др. В 1973 окончил балетмейстерское отделение ГИТИСа. С 1976 по 1978 гл. балетмейстер Самаркандского т-ра. Пост.: балет "Антоний и Клеопатра" Лазарева (1975), "Сказание о Рустаме" Ашрафи (1977); концертные номера – "Мелодия" на муз. Дворжака, "Испанский танец" Моралеса, и др.

Л. А. Авдеева.

Бурятский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бурятское хореографическое училище

БУРЯ́ТСКОЕ ХОРЕОГРАФИ́ЧЕСКОЕ УЧИ́ЛИЩЕ (Улан-Удэнское хореографическое училище). Осн. в 1961 в Улан-Удэ. Худ. рук. Л. П. Сахьянова (с 1965). В уч-ще учатся дети из Бурят., Якут. и Тувинской авт. республик, городов Вост. Сибири и Д. Востока. Уч-ще имеет отделения классич. танца (срок обучения 8 лет) и нар. танца (6 лет). Педагоги: Л. П. Сахьянова, П. Т. Абашеев, З. Н. Тыжеброва, Э. А. Кондратьева, Б. Н. Васильев, Л. И. Протасова, Ю. М. Баранов, В. А. Хараев, А. Н. Павленко, Е. Б. Самбуева, Ю. Ф. Муруев, В. А. Ганженко и другие. Уч-ще систематически участвует во Всесоюзных и Всероссийских смотрах хореографич. уч. заведений (в 1972 на фестивале "Белые ночи" в Ленинграде получило диплом 1-й степени).

A. C. Иванов.

Буторац В.

БУТОРÁЦ (Butorac) Весна (р. 11.9.1943, Загреб), югосл. артистка. Училась в балетной школе в Загребе, в 1966–67 совершенствовалась в Ленингр. хореографич. уч-ще. С 1959 в Нац. т-ре в Загребе. Исполняет гл. партии в балетах: "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Жизель"; "Комната" Орика, "Жар-птица"; "Чёрт в деревне" Лхотки, "Отверженные" на муз. Келемена и другие.

Бухонес Ф.

БУХÓНЕС (Bujones) Фернандо (р. 9.3.1955, Майами, шт. Флорида), амер. артист. Учился в балетной школе в Гаване, затем в Школе амер. балета у С. Уильямса и А. Эглевского. С 1972 в труппе "Американ балле тиэтр" (с 1973 – солист). Исполняет гл. партии в балетах: "Коппелия", "Тщетная предосторожность", "Сильфида", "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица"; в пост. А. Тюдора – "Подводные течения" на муз. Шумена, "Сиреневый сад"; "Игра теней" на муз. Кеклена, "Ромео и Джульетта" на муз. Дилиуса. 1-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1974).

И. В. Груздева.

Бхарат натья

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бьёрнсон Ф.

БЬЁРНСОН (Bjørnsson) Фредбьёрн (p. 10.9.1926, Копенгаген), дат. артист. С 1935 учился в школе Королевского датского балета, с 1945 в труппе т-ра (с 1949 – солист). Выступал в полухарактерных партиях: Франц; Кадет ("Выпускной бал" на муз. И. Штрауса). Пропагандист и знаток балетов Авг. Бурнонвиля, в к-рых много выступал. В нач. 70-х гг. исполнял характерные и мимич. роли: Коппелиус, Дроссельмейер; Учитель ("Урок" Дельрю), Тесть ("Юноша должен жениться" Нёргора), Богач ("Триумф смерти" Коппеля). В 1973 гастролировал в СССР с труппой Королевского датского балета.

Е. Я. Суриц.

"Бэла"

"БЭ́ЛА", балеты на сюжет "Героя нашего времени" М. Ю. Лермонтова, 1) Балет в 3 актах 5 картинах. Комп. В. М. Дешевое, сцен. Б. С. Гловацкий. 25.6.1941, выпускной спектакль Ленингр. хореографич. уч-ща, Т-р им. Кирова, балетм. Б. А. Фенстер, худ. Т. Г. Бруни, дирижёр П. Э. Фельдт. 2) Балет в 3 актах 5 картинах. Комп. Б. П. Мошков, сцен. П. Чеботарёв и Т. Е. Рамонова. 3.3.1955, Пермский т-р, балетм. Рамонова, дирижёр Э. Э. Гольдберг, худ. Б. А. Матрунин; Бэла – Т. Х. Кушаева, Печорин – И. А. Воронин, Н. Ф. Орешкевич, Азамат – Н. П. Шулаев, Казбич – Л. Г. Таубе, Тамара – М. Б. Подкина, А. Н. Кокурина.

E. H. Дюкина.

Предыдущая страница Следующая страница