Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "К" (часть 2, "КАР"-"КЛА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КАР"-"КЛА")

"Карнавал" (одноактный балет-дивертисмент)

"КАРНАВÁЛ", одноактный балет-дивертисмент на муз. К. Сен-Санса, А. К. Глазунова, А. Г. Рубинштейна, Л. Делиба, P. E. Дриго, И. Брамса, А. Ю. Симона и другие. композиторов. 8.12.1913, Большой т-р, балетм. A. A. Горский, В. Д. Тихомиров, М. М. Мордкин, худ. К. А. Коровин, дирижёр А. Ф. Арендс; исполнители – Е. В. Гельцер, М. П. Фроман, В. А. Каралли, В. В. Свобода, Л. А. Жуков, Л. А. Лащилин и другие. 7.5.1924, возобн., там же, балетм. В. А. Рябцев, худ. К. А. Коровин, дирижёр Ю. Ф. Файер; исполнители – Е. В. Гельцер, Л. М. Банк, Е. М. Адамович, И. В. Смольцов, В. А. Чудинов и другие.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 1–Хореографы, [Л., 1971], с. 282–83.

"Карнавал" (одноактный балет-пантомима)

"КАРНАВÁЛ", одноактный балет-пантомима на муз. Р. Шумана (в оркестровке A. C. Аренского, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, H. A. Римского-Корсакова, H. H. Черепнина и другие. композиторов), сцен. и балетм. М. М. Фокин. 20.2.1910, Петербург, благотворительный спектакль, художник Л. С. Бакст; Коломбина – Т. П. Карсавина, Арлекин – Л. С. Леонтьев, Киарина – В. П. Фокина, Пьеро – В. Э. Мейерхольд, Эстрелла – Л. Ф. Шоллар, Бабочка – Б. Ф. Нижинская. 6.2.1911, Мариинский т-р, та же пост.; Коломбина – Т. П. Карсавина (позднее – В. П. Фокина, Е. М. Люком), Арлекин – В. Ф. Нижинский, Пьеро – А. Р. Больм. 20.5.1910, Русские сезоны, "Театр дес Вестенс", Берлин, и 4.6.1910, парижская Опера, балетм. Фокин, худ. Л. С. Бакст; Коломбина – Т. П. Карсавина, Арлекин – В. Ф. Нижинский, Пьеро – А. Р. Больм, Бабочка – Б. Ф. Нижинская (позднее роли Арлекина и Пьеро исполнял М. М. Фокин). 1918, "Колизеум", Лондон; Коломбина – Л. В. Лопухова, Арлекин – С. Идзиковский (в 1961 возобн. Т. П. Карсавиной для англ. труппы "Уэстерн тиэтр балле"). На сов. сцене возобн. пост. Фокина (в скобках фамилии балетмейстеров): Ленинград, Т-р им. Кирова (1962, Ф. В. Лопухов). Тбилиси (1920, М. М. Мордкин). Рига (1932, А. И. Вильтзак, 1945, А. К. Озолинь). Свердловск (1933, С. Н. Сергеев). Таллин (1942, A. M. Экстон). Донецк (1962, К. А. Муллер) и др. 3.3.1946, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва, сцен. В. П. Бурмейстер и Ю. К. Чапковский, балетм. Бурмейстер, худ. Б. И. Волков, дирижёр Чапковский; Коломбина – М. С. Сорокина, Мечтатель – A. A. Клейн, Пьеро – А. Г. Крупенина, Арлекин – A. M. Соболь, Панталоне – И. В. Курилов. 1965, возобн., там же, худ. А. Ф. Лушин, дирижёр В. А. Эдельман.

Мелькают карнавальные маски из пьес шумановского цикла – грустный и одинокий Пьеро, весёлый шутник Арлекин, ухаживающий за Коломбиной, меланхоличный Эвсебий и его возлюбленная Киарина, пылкий Флорестан и Эстрелла, Бабочка и другие.гие. Среди общего финального веселья карнавала только Пьеро и незадачливый поклонник Коломбины Панталоне не могут найти себе места.

Лит.: Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера, Л.–М., 1962, с. 218–20, 341 – 342; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 1 – Хореографы, [Л., 1971]; её же, Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 2 – Танцовщики, [Л., 1972].

Карнавичюс Ю.

КАРНАВИЧЮ́С Юргис (наст. фам. и имя – Карнович Юрий Лаврович) (5.5.1884, Каунас, – 22.12.1941, там же), литов. композитор, педагог. В 1908 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та, в 1912 – консерваторию. Автор опер, симфонич., камерных и хоровых соч., одноактных балетов: "Красавица" (1926), "Барокко" (1938), "Самозванец" (1940), "Молодежь балуется" (1941). В 1912–14 преподавал в Петерб., в 1918–27 – в Ленинтр., с 1927 в Каунасской консерваториях (с 1938 проф.).

В. В. Ландсбергис.

Карп П. М.

КАРП Поэль Меерович (р. 31.8.1925, Киев), сов. поэт, переводчик, критик и балетовед. Кандидат искусствоведения (1973). Окончил историч. ф-т Моск. ун-та (1949). С 1953 выступает в печати по вопросам совр. балетного т-ра и теории балета.

Соч.: Об одном несостоявшемся балете, "Т". 1953, № 10; Н. Тимофеева – Одетта-Одиллия, там же, 1955, № 5; Новый балетный спектакль, там же, 1956, № 4; Пасынки Терпсихоры, "Нева", 1957, № 3; Второе рождение, "Т", 1959, № 8; "Отелло", там же, 1960, № 8; "Легенда о любви", там же, 1961, № 9; Продолжение жизни, "ТЖ", 1961, № 23; Гордиев узел, там же, 1962, № 7; Пути и перепутья, "СМ", 1962, № 8; Поиски и свершения, "Звезда", 1962, № 1; "Каменный цветок" С. С. Прокофьева, Л., 1963 (совм. с С. Левиным); Татьяна Вечеслова, в кн.: Вечеслова Т., Я –балерина, Л.–М., 1964; "Шурале", в сб.: Леонид Якобсон, Л.–М., 1965; О балете, М., 1967; Новые балеты Григоровича, "Звезда", 1969, № 9; Испытание младшей музы, там же, 1973, № 2; С. Б. Вирсаладзе, в сб.: Ленинградские художники театра, Л., 1971; Размышления после юбилея, "Нева", 1977, № 4; Габович пишущий и говорящий, в сб.: Михаил Габович, М., 1977; Балет и другие.ма, М., 1980.

A. A. Соколов.

Карпакова П. М.

КАРПАКÓВА Полина (Пелагея) Михайловна [26.4 (8.5). 1845 – 1920], рус. артистка. Дочь танцовщика Большого т-ра М. С. Карпакова. Племянница Т. С. Карпаковой, сестра танцовщицы Н. М. Карпаковой. Окончила балетное отд. Моск. театр. школы в 1865 (педагог К. Блазис). В том же году принята в труппу Большого т-ра. Ученицей исполняла ответственные партии. В 1863 выступила в роли Сильфиды ("Сильфида"). В дальнейшем – одна из ведущих танцовщиц т-ра. К. были близки формы романтич. балета, в них обнаруживались мягкость, певучесть, грация поз и движений танцовщицы. Исполняла разнообразные партии: Рыбачка ("Дочь фараона") и Сатанилла ("Сатанилла" Бенуа) – пост. М. И. Петипа; Царица русалок ("Папоротник" Гербера, балетм. С. Соколов), Сараваста ("Дева ада" Невкура) и Арифа ("Арифа" Гербера) – пост. Й. Хансен, Елена (опера "Роберт-дьявол" Мейербера) и др. Исполнительница партии Одетты в первой пост. "Лебединого озера" (1877, балетм. В. Рейзингер). Оставила сцену в 1883.

В. М. Красовская.

Карпакова Т. С.

КАРПАКÓВА (по мужу – Богданова) Татьяна Сергеевна [ок. 1812 – 31.10 (12.11). 1842], рус. артистка. Окончила Моск. театр. школу в 1831. Ученица Ф. Гюллень-Сор. С 1824 выступала на сцене Большого т-ра в дивертисментах, в детских партиях балетных спектаклей, в водевилях. В 1831–40 танцовщица Большого т-ра. Деятельность К. протекала на закате эпохи драматич. балета. Свои осн. партии К. исполняла в пост. балетм. Ф. Гюллень-Сор: Розальба ("Розальба" на музыку Обера, Россини, Эрколани), Фенелла ("Фенелла" на муз. одноим. оперы Обера, 1836) и др. В этих и другие. партиях, как лирико-комедийных, так и трагедийных, проявилось мимич. дарование К., сочетавшееся с высокой танцевальной техникой. Лёгкий, воздушный танец К. отличался поэтич. выразительностью, отмеченной С. Т. Аксаковым. Дочерью К. была известная балерина Н. К. Богданова.

Лит.: Аксаков С. Т., Собр. соч., т. 3, М., 1956, с. 457, 461, 537; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–М., 1958, с. 264–66.

В. М. Красовская.

Карпилова Б. З.

КАРПИ́ЛОВА Бася Залмановна (р. 20.3.1921, Баку), сов. артистка. Засл. арт. БССР (1961). По окончании Московского хореографич. уч-ща (1939) работала в т-рах Москвы и Баку. В 1941–61 в Минском т-ре. Партии: Одетта – Одиллия, Китри, Эсмеральда, Зарема; Марылька ("Соловей" Крошнера) и др.

Ю. М. Чурка.

Карпинская К. Д.

КАРПИ́НСКАЯ (Сапарова) Кира Дмитриевна (р. 22.9.1924, Баку), сов. балетмейстер. Засл. деят. иск-в Якут. АССР (1964). Чл. КПСС с 1944. В 1957 окончила балетмейстерское отделение ГИТИСа. Ставила балетные спектакли в разл. городах. Наиболее значительные работы: "Красный цветок" ("Красный мак", 1953, Донецк), "Горный орёл" ("Дружба") Ахметова и Сабитова (1959, Уфа), "Баядерка" (1960, Улан-Удэ), "Чурумчуку" Батуева (1964, Якутск), "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (1955, Тирана, Албания). Выступала как режиссёр в оперетте: пост. в Ростове-иа-Дону "Приключения Буратино" Дружинина, "Чёрный дракон" Модуньо(оба – 1965) и др.

Н. М. Садовская.

Карпов М. П.

КÁРПОВ Михаил Павлович (1884 – 21.2.1960, Ленинград), сов. дирижёр. В 1905 окончил придворную Певческую капеллу (класс М. А. Балакирева), в 1915 – Петрогр. консерваторию. В 1915–18 концертмейстер, в 1918–59 балетный дирижёр Т-ра им. Кирова. Участвовал в пост. мн. балетов, в т.ч.: "Капризы бабочки" Кроткова (1922), "Ручей" Делиба и Минкуса (1925), "Раймонда" и "Корсар" (оба – 1931), "Баядерка" (1932) и др. Автор фортепьянных транскрипций партитур балетов "Гаянэ", "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого, "Спартак" и другие.

И. В. Ступников.

Карсавин П. К.

КАРСÁВИН Платон Константинович [17(29).11.1854 – 1922], рус. артист. С 1875, по окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог М. И. Петипа), в Мариинском т-ре. Технически сильный танцовщик, обладавший отличным прыжком, К. стал замечательным исполнителем виртуозных танцев. В его репертуар входили гротесковые и характерные партии. Среди них: Лавирон ("Фризак – цирюльник, или Двойная свадьба"), принц Фортюне ("Спящая красавица"), Цыган ("Фиаметта") и др. Участвовал (пляска шута) в 1-й пост. балета "Млада" (на муз. Минкуса, балетм. Петипа, 1879). В 1891 оставил сцену. Преподавал танцы в Петерб. театр. уч-ще (1882–96).

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.–М., 1963, с. 431–32.

E. H. Дюкина.

Карсавина Т. П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Карстенс Г.

КÁРСТЕНС (Karstens) Герда (р. 9.7.1903, Копенгаген), дат. артистка, педагог. Училась в школе Королевского датского балета, в труппе – с 1921 (в 1924–56 солистка). Одна из крупнейших мимич. танцовщиц дат. балета. Лучшая роль – колдунья Мадж ("Сильфида"). Играла также Берту ("Жизель"), Начальницу пансиона ("Выпускной бал" на муз. И. Штрауса, балетм. Д. Лишин) и др.

Е. Я. Суриц.

Картер А.

КÁРТЕР (Carter) Алан (р. 24.12.1920, Лондон), англ. артист и балетмейстер. Учился у С. А. Астафьевой и Н. Г. Легата. В 1938–40 в труппе "Сэдлерс-Уэллс балле". В 1946 работал в "Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле", где поставил балет "Улов". В 1947 был балетмейстером и танцовщиком в фильмах "Красные башмачки", "Сказки Гофмана", "Приглашение к танцу"; в 1948 руководил "Сент-Джеймс балле" (Лондон); в 1954–59 ставил балеты в Мюнхене, в 1965–67 – в Вуппертале, в 1968–70 – в Бордо, в 1971–72 – в Хельсинки; в 1973–75 – в Исландии, с 1976 – директор Школы "Элмсхёрст балле". Исполнял партии: Мот ("Карьера мота"), Арлекин ("Карнавал"), Танго ("Фасад"), Дидло ("Наше зрелище" Бойса), Чёрный рыцарь ("Шах и Мат"), Мазурка ("Шопениана") и др.

Лит.: British ballet, L., [1949].

H. П. Рослаелева.

Картер Д.

КÁРТЕР (Carter) Джэк (р. 8.8.1923, Шривенем), англ. артист и балетмейстер. Учился в школе "Сэдлерс-Уэллс балле", совершенствовался у О. И. Преображенской в Париже. С 1946 в труппе "Балле гилд", затем в "Орижиналь балле рюс", "Балле Рамбер" и "Лондон фестивал балле" (1965–70), где долгое время был балетмейстером. В 1954–57 работал в Нидерландах, затем в Швеции, Швейцарии, Аргентине. К. был классич. танцовщиком, но известен гл. обр. как балетмейстер, ставивший свои редакции классич. балетов ("Лебединое озеро", "Коппелия"), а также драматич. балеты, среди к-рых лучшие – "Мальчик-колдун" Сальседо (1956), "Клетка господа" на муз. Ростхорна (1967), "Неизвестный остров" на муз. Берлиоза (1969), "Три танца на японскую музыку" (1973), "Лулу" Мийо (1976, Королевский балет, Лондон).

Лит.: British ballet, L., [1949].

Н. П. Рослаелева.

"Картинки с выставки"

"КАРТИ́НКИ С ВЫ́СТАВКИ", одноактный балет в 11 эпизодах на муз. М. П. Мусоргского, сцен. и балетм. Ф. В. Лопухов. 5.9.1963, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, худ. А. Ф. Лушин, дирижёр К. Абдуллаев; исполнители – Г. А. Десяткова, Н. Г. Навасардова, В. М. Бочков, В. И. Добряков, A. A. Крупочкин, З. А. Сахокия, A. M. Шавель, К. С. Бителёв, Л. А. Литвак, И. А. Еленин. За рубежом: 1944, "Балле интернэшонал", Нью-Йорк, балетм. Б. Ф. Нижинская. 1947, Острава (ЧССР), балетм. Э. Габздил.

Н. И. Чернова.

"Картсилуни"

"КАРТСИЛУ́НИ" ("Qarrtsiluni"), одноактный балет. Комп. К. Рисагер, сцен. К. Рисагер и X. Ландер. 21.2.1942, Королевский датский балет, Копенгаген, балетм. Ландер, худ. С. Йохансен; Жрец – Н. Б. Ларсен.

Е. Я. Суриц.

Каруле И. Р.

КÁРУЛЕ (Тейкмане) Инта Рейнгольдовна (р. 27.7.1939, Рига), сов. артистка. Засл. арт. Латв. ССР (1965). Чл. КПСС с 1973. В 1956 окончила Рижское хореографич. уч-ще, в 1958 совершенствовалась в Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог Е. Ширипина). В 1956–78 солистка балета Рижского т-ра. Партии: Маша, Аврора, Китри, Сванильда, Медора; Скайдрите ("Стабурадзе" Калниня), Эрот, Золотой идол ("Пан и Сиринга", "Золото инков" Барскова), Зелёная ("Пер Гюнт" на муз. Грига), Асель, Кадича ("Асель" Власова), Октавия ("Антоний и Клеопатра" Лазарева)и др. Участвовала в гастролях за рубежом.

Э. Т. Силинь.

Карчмаревич Б.

КАРЧМАРÉВИЧ (Karczmarewicz) Барбара (р. 2.12.1910, Варшава), польская артистка. В 1927–39 выступала в "Т-ре Вельки" в Варшаве: в 1948–49 солистка Силезской Оперы в Бытоме, в 1949–71 – "Т-ра Вельки" в Познани. Партии: в пост. П. Зайлиха – Лиза ("Волшебная флейта"), Жар-птица; Дочь ("На квартире" Монюшко), Сванильда; Чертовка ("Ночь на Лысой горе" на муз. Мусоргского), Чудо-женщина ("Свантевит" Перковского); в пост. Е. Гогула – Аврора, фея Сирени; Невеста ("Песня о земле" Палестера); в пост. К. Джевецкого – сольная партия ("Вальс" на муз. Равеля), Дама ("Торжественная музыка" на муз. Генделя) и др. В 1955–72 преподавала в Балетной школе в Познани.

И. Турска.

"Карьера Мота"

"КАРЬÉРА МÓТА" ("The Rake's Progress"), балет в 6 картинах. Комп. и сцен. Г. Гордон, балетм. Н. де Валуа. 20.5.1935, "Вик-Уэллс балле", в помещении т-ра "Сэдлерс-Уэллс". Декорации Р. Уистлера по серии картин художника У. Хогарта; Мот – У. Гор, Девушка – А. Маркова. 1956, Мюнхен, "Принц-регентенттеатр". 1969, Стамбул, Оперный т-р. 1976, Цюрих и другие. Остаётся в репертуаре Королевского балета Великобритании (в 1961 показан на гастролях в СССР).

Сюжет балета навеян серией гравюр У. Хогарта, посвященной нравоучительной истории молодого человека, к-рый растратил богатое наследство в кутежах и карточной игре, попал в долговую тюрьму и затем в сумасшедший дом. Кoгда девушка, любящая Мота, навещает его в последнем пристанище, Мот не узнает её и умирает у неё на руках.

Лит.: Beaumont С., The Sadler's Wells ballet, L., [I946].

H. П. Рославлева.

Касаткина Н. Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Каспийская баллада"

"КАСПИ́ЙСКАЯ БАЛЛÁДА", одноактный балет. Комп. Т. А. Бакиханов, сцен. С. И. Мамедзаде. 13.1.1968, Т-р им. Ахундова, балетм. М. Д. Мамедов и Р. Г. Ахундова, худ. И. А. Сеидова, дирижёр К. А. Аливердибеков; Нефтяник – Т. Мамедов, нефтяники – Р. Арифуллин, Г. И. Долмаков, Р. Зейналов, Нефть – Т. Н. Мамедова, Т. Х. Ширалиева, В. Н. Тарасова, Огонь – Е. Ю. Аликишизаде, Л. Г. Павлова, С. А. Файзулаева, С. А. Бурлакова.

К. А. Касимов.

Кассандр

КАССÁНДР (Cassandre) [наст. имя и фам. – Адольф Mурон (Mouron)] (21.1.1901, Харьков, – 1967, Версаль), франц. художник и театр. декоратор. Учился в Академии Жюлиана в Париже. Как театр. художник впервые выступил в 1934 ("Амфитрион, 38" Жироду, т-р "Атеней"). В 1936 выполнил эскизы к балету "Утренняя серенада" Пуленка (пост. Дж. Баланчина). Осн. работы: "Рыцарь и девушка" Гобера (1941), "Drama per musica" на муз. Баха (1946), "Видения" Coгe (1947), "Дорога света" Орика (1957) – все балетм. С. Лифарь; "Корделия" и "Взрыв" (оба – 1951, труппа "Гран балле дю марки де Куэвас").

В. М. Паппе.

"Катарина, дочь разбойника"

"КАТАРИ́НА, ДОЧЬ РАЗБÓЙНИКА" ("Катарина"), балет в 3 актах 4 картинах (на сюжет, заимствованный из биографии художника Сальватора Розы). Комп. Ч. Пуньи, сцен. и балетм. Ж. Перро. 3.3.1846, Королевский т-р, Лондон, худ. Ш. Маршалл; Катарина – Л. Гран, Дьяволино – Перро. 4.2.1849, Большой т-р, Петербург, балетм. Перро; Катарина – Ф. Эльслер (позднее К. Гризи, Л. Флери, Г. Иелла, Н. К. Богданова, Е. И. Фридберг, M. C. Петипа, К. Кукки и другие.), Дьяволино – Перро, Сальватор Роза – Х. П. Иогансон. 1.11.1870, возобн., Мариинский т-р, балетм. М. И. Петипа (по Перро), худ. A. A. Роллер, Г. Вагнер (декорации), И. Панов (костюмы); Катарина – А. Гранцова.25.10.1888,возобн., там же, в 3 актах 5 картинах, комп. Пуньи и P. E. Дриго, балетм. Э. Чеккетти (по Перро), худ. Г. Левот, М. И. Бочаров (декорации), Е. П. Пономарёв (костюмы), дирижёр Дриго; Катарина – Л. Алджизи (позднее М. Н. Горшенкова, П. Леньяни, М. Ф. Кшесинская и другие.). 12.1.1850, Большой т-р, Москва, балетм. Фредерик (Ф. Малавернь, по Перро); Катарина – И. Матиас (позднее Е. А. Санковская, Эльслер, П. П. Лебедева, Т. Теодор, Богданова, А. И. Собещанская, Л. Н. Гейтен и другие.), Дьяволино – Ф. Монтасю, Сальватор Роза – Д. И. Кузнецов. 5.2.1895, возобн., там же, балетм. X. Мендес (по Перро), худ. К. Ф. Вальц, П. П. Сергеев, К. Гроппиус, Кокурин; Катарина – E. H. Калмыкова (позднее Е. А. Шарпантье), Дьяволино – Н. П. Домашен. Сальватор Роза – И. Н. Хлюстин.

Художника Сальватора Розу, захваченного разбойниками, освобождает предводительница их отряда Катарина. Художник восхищён ею и предлагает Катарине последовать за ним; она отказывается. После разгрома отряда Катарина и влюблённый в неё разбойник Дьяволино находят убежище в мастерской Сальватора, но и там их выслеживают и отводят в тюрьму. Дьяволино помогает Катарине бежать при условии, что она больше не увидит Сальватора. На карнавале Дьяволино нападает на художника; защищая его, Катарина погибает.

Лит.: Катарина, дочь разбойника. [Либретто], М., 1857; Катарина, или дочь разбойника. [Либретто], СПБ, 1888; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–М., 1958, с. 238.

"Катерина"

"КАТЕРИ́НА", балет в 3 актах 7 картинах на муз. А. Адана и А. Г. Рубинштейна, сцен. и балетм. Л. М. Лавровский. 25. 5. 1935, выпускной спектакль Ленингр. хореографич. уч-ща, на сцене Т-ра им. Кирова (муз. обр. и инструментовка Е. А. Дубовского), худ. Б. М. Эрбштейн, дирижёр М. П. Карпов; Катерина – Н. В. Балтачеева, Владимир – Н. И. Трегубов, Юлинька – Г. Н. Кириллова. 30.1.1936, Т-р им. Кирова, новая муз. ред. и инструментовка П. Э. Фельдта, балетм. Лавровский, худ. Б. М. Эрбштейн, дирижёр Фельдт; Катерина – О. Г. Иордан, Владимир – Б. В. Шавров, Губернатор – Л. С. Леонтьев, Юлинька – О. П. Мунгалова.

Лит.: Катерина. [Сб.], Л., 1935; Слонимский Ю., Советский балет, М.–Л., 1950, с. 151–54; Соллертинский И., Статьи о балете, Л., 1973, с. 106–12.

Катугин Н. А.

КАТУ́ГИН Николай Александрович (р. 8.3.1938, с. Малые Брусяны Свердловской обл.), сов. артист. Засл. арт. Карел. АССР (1965). В 1958–72, по окончании Пермского хореографич. уч-ща (педагоги Э. И. Плахт и К. А. Есаулова), в Петрозаводском т-ре. Партии: Шут ("Лебединое озеро"), Ганс ("Жизель"), Эспада ("Дон Кихот"), Герд ("Тропою грома"), Звездич ("Маскарад" Лапутина), Кай ("Снежная королева" Беренкова), Гамлет ("Гамлет" на муз. Шостаковича), Тореадор ("Лоркиана"). В 1972–77 работал в Ставропольском т-ре муз. комедии (Пятигорск), с 1977 солист балета Кисловодской гос. филармонии. В 1973–76 педагог балетной труппы Ставропольского т-ра.

Катхак

Статья большая, находится на отдельной странице.

Катхакали

Статья большая, находится на отдельной странице.

Качуча

КАЧУ́ЧА (исп. cachucha), исп. (андалусский) танец. Зародился в юго-зап. части Испании, в провинции Кадис как песня-танец. Исполняется женщинами или мужчинами отдельно. Характеризуется ритмич. движениями бёдер и выстукиванием ритма каблуками. Муз. размер 3/4 или 3/8. Темп средний, близкий болеро. В 30-х гг. 19 в. стал популярным на балетной сцене, особенно после исполнения Ф. Эльслер К. в балете "Хромой бес" Жида. Затем распространился как эстрадный танец.

И. С. Ивлиева.

Кашани Э. Х.

КАШАНИ́ Эсфандьяр Хусейнович (р. 26.7.1930, Тегеран), сов. артист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1965). Чл. КПСС с 1957. По окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог Н. И. Тарасов), в 1948–69 в Большом т-ре. Партии: Нурали; Шут ("Ромео и Джульетта"), Павел I ("Подпоручик Киже" Прокофьева), сарацинский танец ("Раймонда"), Менго ("Лауренсия"), Арап ("Петрушка"). Участвовал в гастролях за рубежом. В 1967–71 педагог Моск. хореографич. уч-ща, с 1969 тренер-хореограф спорт- сменов-фигуристов об-ва "Труд".

В. И. Зарубин.

Кей К.

КЕЙ, Кэй (Кауе), Нора (наст. фам. – Корева) (р. 17.1.1920, Нью-Йорк), амер. артистка. Училась у М. М. Фокина, А. И. Вильтзака и Л. Ф. Шоллар, А. Тюдора, М. Стюарт, в школе "Метрополитен-опера балле". В 1939–51 и в 1954–59 танцовщица "Балле тиэтр" (с 1957 – "Американ балле тиэтр"), в 1951–54 – "Нью-Йорк сити балле". Мн. балетмейстеры создавали для неё партии героинь, страдающих в сложных жизненных коллизиях. С большой экспрессией она раскрывала их душевный надлом, страх перед действительностью. Была первой исполнительницей партий в балетах: А. Тюдора – Каролина ("Сиреневый сад", 1940), Агарь ("Огненный столп" на муз. Шёнберга, 1942), Джульетта ("Ромео и Джульетта" на муз. Дилиуса, 1943); А. Де Милль – Лиззи Борден ("Легенда Фолл Ривер" Гулда, 1948); Дж. Роббинса – гл. партия ("Клетка" на муз. Стравинского, 1951); В. Беттис – Бланш ("Трамвай "Желание"" на муз. Норта, 1954). В 1960 совм. с мужем Г. Россом создала труппу Балет двух миров, где выступала в пост. Росса. В 1961 оставила сцену, работает ассистентом у Росса.

Лит.: Goodman S., Nora Kaye, ballerina uniquely of her time, "Dance magazine", 1965, Feb., March.

Ф. М. Крымко.

Н. Кей - Каролина

Кей К.

Н. Кей - Каролина

Келбаускас Б. Ю.

КЕЛБÁУСКАС Бронюс Юлианович [25.12.1904 (7.1.1905), Лиепая, – 3.6.1975, Вильнюс], сов. артист, балетмейстер. Нар. арт. Литов. ССР (1955). Чл. КПСС с 1955. Учился у Н. Г. Легата, Г. Г. Кякшта. С 1922 один из ведущих солистов, в 1938–51 гл. балетм. Каунасского (позднее Вильнюсского) т-ра. К. танцовщик классич. плана. Партии: Дезире, Альберт, Зигфрид; Базиль ("Дон Кихот"), Вацлав и Гирей, Ли Шанфу; Крезас ("На берегу моря" Юзелюнаса) и др. Постановщик первого многоактного нац. литов. балета "Невеста" Пакальниса (1943, 1952); исполнял в нём партии Антанаса и Веблевского. Др. пост.: "Шехеразада" (1937, 1959), "Бахчисарайский фонтан" (1938), "Кавказский пленник" (1939), "Красный мак" (1940); "Двенадцать месяцев" Битова (1958), "Мнимый жених" Чулаки (1962), "Щелкунчик" (1963). Гастролировал за рубежом. В 1927–1948 преподавал в балетной труппе т-ра и студии при нём. Среди учеников – Т. Свентицкайте, А. Рузгайте, Г. Кунавичюс, Г. Банис, Ч. Жебраускас, В. Гривицкас. Деп. Верх. Совета Литов. ССР 2-го созыва.

Л. И. Мотеюнайте.

"Матросы" Ж. Орика. Балетм. Б. Келбаускас

Келбаускас Б. Ю.

"Матросы" Ж. Орика. Балетм. Б. Келбаускас

Кёлер-Рихтер Э.

КЁЛЕР-РИ́ХТЕР (Köhler-Richter) Эмми (р. 9.2.1918, Гера), нем. балетмейстер (ГДР). Училась в Лейпциге, в школе М. Вигман (Дрезден), у Т. Гзовской в Берлине и у Б. Князева в Швейцарии. Выступала в Бонне, Берлине, Страсбурге и Лейпциге. В 1947–51 балетмейстер в Кёльне, в 1953–55 – в Базеле, в 1956–58 – в Веймаре. С 1958 возглавила балетную труппу Лейпцигской оперы. Отдельные пост. осуществила в Брно и Гаване. Среди её работ: "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Дафнис и Хлоя"; "Классическая симфония" на муз. Прокофьева, "Гаянэ", "Бахчисарайский фонтан", "Легенда о любви", а также балеты композиторов Стравинского, Эгка, Орфа, Бриттена и Хоэнзе. Оказала значит. влияние на формирование балетной труппы Лейпцигского т-ра. Нац. пр. ГДР (1969).

Э. Реблинг.

Келет Н.

КÉЛЕТ (Kehlet) Нильс (р. 6.9.1938, Копенгаген), дат. артист. С 1948 учился в школе Королевского дат. балета, в труппе с 1957, с 1961 солист. Первый исполнитель ведущих партий в балетах: "Петя и Волк" (балетм. Н. Б. Ларсен); "Праздник в саду" на муз. Глазунова (балетм. Ф. Шауфус), "Тропизмы" В. Хольма (балетм. Э. Хольм), "Три мушкетёра" Дельрю, "Чудесный мандарин" (оба – балетм. Ф. Флиндт); "Дон Жуан" Глюка (балетм. Э. М. фон Розен), "Багаж" на муз. Перголези (балетм. X. Томашевский). К. выступает в балетах Авг. Бурнонвиля, а также в партиях Франца, Колена; Шута ("Лебединое озеро"), Петрушки. Небольшой рост, высокий прыжок, обострённое чувство юмора предопределили амплуа К. Выступал и в партиях, демонстрирующих технику ("Этюды", балетм. X. Ландер и другие.). В кон. 60-х – в 70-е гг. в репертуаре танцовщика появились драматич. партии (Блудный сын и другие.>.). К. много выступает за рубежом. В 1973 гастролировал в СССР с труппой Королевского датского балета.

Лит.: Aschengreen E., Niels Kehlet, "Les saisons de la danse". 1970, Mars.

Е. Я. Суриц.

Кенешшеи Е.

КÉНЕШШЕИ (Kenessey) Енё (23.9.1905, Будапешт, – 19.8.1976, там же), венг. композитор и дирижёр. Засл. арт. ВНР (1952).В 1923–28 учился в Нац. консерватории и в Муз. академии. С 1929 концертмейстер Венг. оперного т-ра. В 1932–65 гл. дирижёр балетной труппы этого т-ра. К. автор музыки балетов (впервые пост. там же): "Сапоги Янко" (1937), "Маёвка" (1948), "Платочек" (1951) – все балетм. Д. Харангозо, "Песня Бихари" (1954, балетм. Э. Вашхедьи). В 1975 К. написал музыку одноактного балета "Балерины" по произв. Д. Круди. Творчество К. способствовало формированию венг. балетного репертуара. Пр. ВНР им. Кошута (1953).

А. Геленчер.

Кент А.

КЕНТ (Kent) Аллегра (р. 11.8.1938, Лос-Анджелес), амер. артистка. Училась у Б. Ф. Нижинской, затем в Школе амер. балета. С 1953 в труппе "Нью-Йорк сити балле" (с 1957 ведущая танцовщица). Первая исполнительница основных партий в балетах Дж. Баланчина: "Айвсиана" на муз. Айвса (1954), "Семь смертных грехов" Вейля (1958, партия Анны), "Эпизоды" на муз. Веберна (1959), "Бугаку" (1963), "Квартет Брамса – Шёнберга" (1966). Танцевала гл. партии и в др. балетах Баланчина – "Симфония до мажор"; "Дивертисмент № 15" на муз. Моцарта, "Аполлон Мусагет"; "Ночная тень" на муз. Беллини; в балетах Дж. Роббинса – "Послеполуденный отдых фавна", "Думбартон-Окс" на муз. Стравинского. В 1962 была на гастролях в СССР в составе труппы.

И. В. Груздева.

Керге А.

КÉРГЕ Аго-Эндрик-Карл Оттович (р. 8.4.1939, Таллин), сов. артист. Засл. арт. Эст. ССР (1967). В 1959 окончил Таллинское хореографич. уч-ще (педагог К. Саареке). В 1959–67 и с 1969 солист балета т-ра "Эстония". В 1967–69 солист балета и гл. балетмейстер Ленингр. мюзик-холла. В 1976 окончил драматич. ф-т Таллинской консерватории как режиссёр. С 1976 – в Т-ре драмы им. Кингисеппа (Таллин). Партии: Ако ("Ригонда" Гринблата), Ленни ("Тропою грома"), Данила, Зигфрид, Ромео; принц Марципан ("Щелкунчик"), Хозе ("Кармен"), Чёрт ("История солдата" Стравинского), Хозяин ("Кратть" Тубина) и др. Пост.: "Монт Валерьен" (1972, т-р "Ванемуйне") и "Карусель" Куулберга (1974, т-р "Эстония"), танцы в опереттах и мьюзиклах. Лауреат Всес. конкурса артистов балета (1957).

Ю. А. Жигурс.

Керкленд Г.

КÉРКЛЕНД (Kirkland) Гелси (р. 1953, Бетлехем, штат Пенсильвания), амер. артистка. Училась в Школе амер. балета. В 1968–74 в труппе "Нью-Йорк сити балле". В 1970 успешно выступила в партии Жар-птицы в новой пост. Дж. Баланчина. Первая исполнительница гл. партий в пост. балетмейстеров: Дж. Роббинса – "Гольдбергские вариации" на муз. Баха (1971) и "Вечерние вальсы" на муз. Прокофьева (1973); Баланчина – "Третья сюита" на муз. Чайковского (1970); Дж. Ноймайера – "Гамлет: подразумеваемое" на муз. Копленда (1976). Танцевала гл. партии в балетах "Арлекинада" (балетм. Баланчин) и "В ночи" на муз. Шопена (балетм. Роббинс). С 1975 в труппе "Американ балле тиэтр", где исполняет гл. партии классич. репертуара. В 1972 выступала с труппой "Нью-Йорк сити балле" в СССР.

И. В. Груздева.

Кёрстайн Л.

КЁРСТАЙН (Kirstein) Линкольн (р. 4.5.1907, Рочестер, штат Нью-Йорк), амер. критик и театр. деятель. Один из инициаторов создания (совм. с Дж. Баланчиным и Э. М. Варбург) Школы амер. балета (1934), труппы "Американ балле" (1935) и "Балле сосайети" (1946), послужившей основой для создания труппы "Нью-Йорк сити балле" (1948), генеральным директором к-рой он продолжает работать; К. был соредактором периодич. изданий "Das Tanzarchiv" и "Dance index" (1942–48). Автор статей и книг, посв. истории и теории хореографич. иск-ва.

Соч.: Nijinsky biography, Н. Х., 1932–34 (совм. с В. Nijinska); Fokine, N. Y., 1935; Dance, N. Y., 1935; Blast at the ballet; a corrective for the american audience, N. Y., 1938; Ballet alphabet, a primer for laymen, N. Y., 1939; The classical ballet. Basic technique and terminology. Historical development. N. Y., 1952; Movement and metaphor, N. Y., 1970; The New York city ballet, N. Y., 1973; Nijinsky dancing, N. Y., 1975.

B. M. Паппе.

Кёртвейеш Г.

КЁРТВЕЙЕШ (Körtvélyes) Геза (р. 7.2.1926, Будапешт), венг. педагог и критик. В 1950 окончил ф-т философии и политич. экономии. Преподавал историю танца и эстетику в Ин-те культуры, с кон. 60-х гг. – в Ин-те сценич. иск-ва и Ин-те балета. С 1955 – секретарь Венг. союза артистов балета (затем генеральный секретарь). Автор мн. статей в периодич. изданиях, науч. исследований. Наиболее значит. работы: "Чудесный мандарин" (1961), "История танца 20 в." (1969–70), "Будапештский балет" (1971, совм. с Д. Лёринцем), "Влияние советского балетного искусства в Венгрии" (1975, Москва), "Современные тенденции в венгерском балетном искусстве" (1977).

А. Геленчер.

Киевский театр оперы и балета

КИ́ЕВСКИЙ ТЕÁТР ÓПЕРЫ И БАЛÉТА им. Шевченко, см. Украинский театр оперы и балета им. Т. Г. Шевченко.

Киевское хореографическое училище

КИ́ЕВСКОЕ ХОРЕОГРАФИ́ЧЕСКОЕ УЧИ́ЛИЩЕ. Создано в 1938 в результате слияния балетной студии (организована в 1934) при Киевском т-ре оперы и балета и хореографич. техникума (основан в 1935). Срок обучения – 8 лет. Руководители – Л. А. Жуков (с 1934), A. A. Берёзова (1945–66), А. И. Васильева (1966–72), Г. Н. Кириллова (с 1972). Среди преподавателей – П. П. Вирский. Б. А. Таиров, Н. В. Верекундова, Ф. Н. Баклан, P. A. Клявин, В. А. Денисенко; выпускников – В. Ф. Калиновская, A. B. Гавриленко, E. H. Ершова, С. И. Колыванова, A. B. Ковалёв, Л. П. Герасимчук, Р. Л. Минчин, Н. Д. Руденко, A. B. Лагода, В. Н. Парсегов, Т. А. Таякина, В. П. Ковтун, Л. И. Сморгачёва, Н. Л. Семизорова и другие. Учащиеся старших классов участвуют в междунар. балетных конкурсах и фестивалях.

A. C. Иванов.

"Кижская легенда"

"КИ́ЖСКАЯ ЛЕГÉНДА", балет в 3 актах. Комп. Г. Р. Синисало, сцен. и балетм. И. В. Смирнов. 26.5.1973, Петрозаводский т-р, худ. Б. Г. и А. Б. Кноблоки, ассистент балетм. М. В. Смирнова, дирижёр Л. З. Балло; Нестор – Ю. М. Сидоров, Олёна – С. Н. Губина, Сазон – Б. Е. Кириенко, Маринка – Н. В. Гальцина (Гос. пр. Карел. АССравни 1974).

Киладзе Г. В.

КИЛÁДЗЕ Григорий Варфоломеевич [12(25).10.1902, Батуми, – 3.4.1962, Тбилиси], сов. композитор, дирижёр. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1941). Чл. КПСС с 1940. В 1931 окончил Тбилисскую консерваторию, в 1938–41 и 1945–52 – её директор. В 1941–1945 худ. рук., дирижёр и директор Т-ра им. Палиашвили. С 1931 педагог (с 1941 проф.) Тбилисской консерватории. Автор опер, симфонич., хоровых произв., балета "Синатле" (по пьесе И. Гедеванишвили, 1947, Т-р им. Палиашвили, балетм. В. Чабукиани, Гос. пр. СССравни 1948), в к-ром сочетаются сказочно-фантастич. и реально-бытовые образы, лирич. и героич. мотивы. Гос. пр. СССР (1941).

A. C. Чхеидзе.

Килиньский З.

КИЛИ́НЬСКИЙ (Kiliński) Збигнев (р. 5.8.1919, Варшава), польский артист. В 1936, 1937–39 и в 1945–47 выступал в Польском балете под рук. Ф. Парнеля, работал в балете Дома Войска Польского (1947–49), в 1949–1977 солист Оперы (затем "Т-ра Вельки") в Варшаве. Художеств. руководитель Балетной школы в Варшаве (1960–66). Партии: Поэт ("Аполлон и Девушка" Ружицкого), сольная партия ("Концерт е-минор" на муз. Шопена), Харнась ("Харнаси"), Жених ("Свадьба в Ойцуве"), Дьявол ("Пан Твардовский"), Тибальд; Мавр ("Петрушка"), Воевода ("Мазепа" Шелиговского), Чёрный ("Ожидание" Блёха), Красс; Король ("Мандрагора" Шиманьского), Мастер ("Скульптуры мастера Петра" Твардовского) и др. Пост.: "Песнь о земле" Палестера (1978), "Аполлон и Девушка" (1978), "Харнаси" (1978).

И. Турска.

Кино Ф.

КИНÓ (Quinault) Филипп (4.6.1635, Париж, – 26.11.1688, там же), франц. драматург, поэт. Автор "прециозных" комедий и трагедий. В историю муз. т-ра К. вошёл как сценарист лирич. трагедий комп. Ж. Б. Люлли, с к-рым он впервые работал (совм. с Мольером и П. Корнелем) над трагедией-балетом "Психея" (1671). С ним К. создал пастораль "Празднества Амура и Вакха", пасторально-мифологич. оперы "Кадм и Гермиона" (1673), "Альцеста, или Торжество Алкида" (1674), "Тезей" (1675), "Атис" (1676), "Изида" (1677), "Прозерпина" (1680), "Персей" (1682), "Фаэтон" (1683), "Амадис" (1684), "Роланд" (1685), "Армида" (1686) и др., ставившиеся при дворе и на сцене Королевской академии музыки.

Мелодичные стихи К. легко ложились на музыку, он умело соединял в сценариях вокальные и балетные эпизоды. По заказу короля К. и Люлли создали оперы-балеты "Триумф любви" (пост. 1681), "Храм мира" (1685) и др., мн. из к-рых оставались в репертуаре франц. муз. т-ра до конца 18 в.

К. Г. Филонова.

Кираджиева Н. Н.

КИРАДЖИ́ЕВА Надежда (Нина) Николова (р. 14.11.1911, София), болг. артистка, балетмейстер, педагог. Нар. арт. НРБ (1972). Чл. БКП с 1948. С 1928, по окончании балетной школы А. Петрова, в труппе Софийской нар. оперы, с 1953 балетмейстер, в 1962–73 гл. балетмейстер. В 1949–52 училась на балетмейстерском отделении ГИТИСа (педагог Р. В. Захаров). Лучшие партии: Зарема, Лауренсия, фея Карабос; Тамара ("Тамара" на муз. Балакирева), Испанка ("Мирандолина"), Домна ("Нестинарка" Големинова), Яна ("Змей и Яна" Хр. и З. Маноловых), Гудула ("Эсмеральда"). Пост.: "Лауренсия" (1952), "Бахчисарайский фонтан", "Мирандолина" (оба – 1954), "Нестинарка" (1956), "Треуголка" (1961), "Спящая красавица" (1969) и др. В своих работах следует реалистич. традициям сов. балетного иск-ва. С 1952 преподавала в Софийском хореографич. уч-ще, с 1958 – в Высшем ин-те театр. иск-ва. Димитровская пр. (1950).

В. М. Консулова.

Киргизский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Киргизское музыкально-хореографическое училище

КИРГИ́ЗСКОЕ МУЗЫКÁЛЬНО-ХОРЕОГРАФИ́ЧЕСКОЕ УЧИ́ЛИЩЕ им. М. Куренкеева. Хореографич. отделение создано в 1943. Срок обучения 7 лет. Воспитанники отделения впоследстчии стали артистами балетной труппы Кирг. т-ра оперы и балета. Педагоги – Б. Бейшеналиева, В. Козлов, Л. Крамаревский, К. Мадемилова, Н. Тугелов, Д. Арсыгулова, А. Ирсалиев, Ч. Джаманова, С. Джокобаева, У. Сарбагишев, С. Абдужалилов, Б. Арунов, Г. Даниярова, С. Кабеков, В. Рогачёва, Р. Уразгильдеев. Среди выпускников: Т. Аксёнова, М. Бобкова, Л. Горбачёва, Ч. Джаманова, С. Джокобаева, К. Кубатов, Ю. Кулдарова, Г. Мелентьева, В. Миндзер, Т. Садыкова, Е. Смирнов, Б. В. Суслов, Г. Худайбергенова, Т. Шершеев, Е. Салчак, Г. Чооду и другие. Отделение стало лабораторией по созданию новых форм кирг. нар. танца. Худ. руководитель Р. Чокоева.

Кирейко В. Д.

КИРÉЙКО Виталий Дмитриевич (р. 23.12.1926, с. Широкое Днепропетровской обл.), сов. композитор. Нар. арт. УССР (1977), кандидат искусствоведения (1953). Чл. КПСС с 1958. Окончил Киевскую консерваторию по классу композиции Л. Н. Ревуцкого (1949). Автор опер, кантат, соч. для оркестра, романсов и песен, музыки балетов "Тени забытых предков" (1960, Львовский т-р оперы и балета, балетм. P. E. Рамонова) и "Ведьма" (1967, там же, балетм. А. Ф. Шикеро).

В. В. Ванслов.

Кириллова В. Я.

КИРИ́ЛЛОВА Вера Яковлевна (р. 26.9.1928, Харьков), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1957). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог А. Я. Ваганова), с 1947 в Саратовском т-ре. Партии: Одетта – Одиллия, Маша, Мария, Никия, Медора, Жизель, Параша; Хасинта ("Лауренсия"), Энэ ("Весёлый обманщик" Корчмарёва), Марика ("Платочек" Кенешшеи), Солистка ("Шопениана"). С 1963 в Т-ре им. Кирова (с 1973 пом. режиссёра балетной труппы).

Кириллова Г. Н.

КИРИ́ЛЛОВА Галина Николаевна [р. 5 (18).3.1916, Екатеринбург, ныне Свердловск], сов. артистка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1940), нар. арт. Укр. ССР (1977). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог А. Я. Ваганова), в 1935–42 в труппе Ленингр. Малого т-ра (до 1946 участвовала в спектаклях). В 1942–61 в Т-ре им. Кирова (в 1956–61 зав. балетной труппой). Актёрская выразительность, прирождённая пластичность сообщали её исполнению непринуждённость, лёгкость. Талант К. наиболее полно раскрылся в комедийном репертуаре Ленингр. Малого т-ра. Лучшие роли создала в балетах, пост. Л. М. Лавровским и Б. А. Фенстером. Среди партий: Лиза; Беатриче ("Мнимый жених" Чулаки), Марья-краса ("Чудесная фата" Заранек), Мадлон ("Фадетта"), Царица бала ("Арлекинада"), Сванильда; Поповна и Чертовка ("Сказка о попе и работнике его Балде" Чулаки), Нина ("Кавказский пленник") и др. Классическая лирико-драматич. танцовщица К. в Т-ре им. Кирова исполнила партии: Одетта – Одиллия, Раймонда, Аврора; Гамзатти ("Баядерка"), Снегурочка ("Весенняя сказка" на муз. Чайковского), Параша и другие.

В 1962–70 – педагог Моск. хореографич. уч-ща, с 1972 художеств. руководитель Киевского хореографич. уч-ща (в 1972–74 художеств. руководитель балетной труппы Т-ра им. Шевченко). Среди её учеников: Т. А. Таякина, Н. Л. Семизорова. Гос. пр. СССР (1948).

A. A. Соколов.

Кирова В. Л.

КИ́РОВА Вера Лазарова (р. 1.1.1940, София), болг. артистка. Нар. арт. НРБ (1975). Чл. БКП с 1969. Окончила Софийское хореографич. уч-ще (1958, педагог В. Вербева). Совершенствовалась в Большом т-ре у М. Т. Семёновой (1963–65). С 1961 в труппе Софийской нар. оперы. Партии: Аврора, Одетта – Одиллия, Жизель, Китри; Джульетта, Золушка, Пери ("Пери"), Хлоя, Жар-птица, Шехеразада; Принцесса ("Деревянный принц"), Вида ("Легенда об озере" Владигерова), Домна ("Нестинарка" Големинова), а также гл. партии в балетах "Классическая симфония" на муз. Прокофьева, "Голубая рапсодия" на муз. Гершвина и другие. Гастролировала за рубежом. С 1968 выступала в парижской Опере. Снималась в телевизионных фильмах в Дании, Бельгии, Югославии и Японии. 1-я пр. Междунар. конкурса балета в Варне (1964), Золотая медаль Междунар. фестиваля балета в Осаке (1973). Димитровская пр. (1971).

В. М. Консулова.

В. Кирова - Одетта

Кирова В. Л.

В. Кирова - Одетта

Кирова Э. Л.

КИ́РОВА Эмилия Лазарова (р. 10.10.1934, София), болг. артистка, педагог. Засл. арт. НРБ (1971). С 1950, по окончании балетной школы при Софийской нар. опере (педагог А. Петров), в труппе театра. Партии: Хасинта ("Лауренсия"), Испанка ("Мирандолина"), Зарема; Фраскита ("Треуголка"), Гура ("Легенда об озере" Владигерова), Мерседес ("Дон Кихот"), Струна ("Нестинарка" Големинова) и др. С 1957 преподаёт в Софийском хореографич. уч-ще. Гастролирует за рубежом.

В. М. Консулова.

Китайский классический танец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Клаве А.

КЛАВÉ (Clavе) Антони (р. 15.4.1913, Барселона), исп. художник т-ра и кино. Обучался живописи в школе изящных иск-в в Барселоне. Работает в Париже. Был одним из организаторов и активным участником труппы Балет Елисейских полей в Париже (1948). Оформил для этой труппы свой первый балет – "Капричос" на муз. Падре Солера, Р. Англес и М. Альбениса по мотивам, одноим. серии офортов Ф. Гойи (1948, балетм. А. Невада и X. Гарсия).

Известность К. принесли декорации к балету "Кармен" на муз. Бизе (1949, "Балле де Пари", Лондон, балетм. Р. Пти; спектакль был показан в 1974 в Москве труппой Марсельского балета). Среди др. балетов, оформленных К.: "Баллабиль" на муз. Шабрие в аранжировке К. Ламберта (1950, "Сэдлерс-Уэллс балле", Лондон, балетм. Пти), "Месть" на муз. оперы "Трубадур" Верди (1951, "Рут Пейдж компани", Чикаго, балетм. Р. Пейдж), "Траур в 24 часа" Тирье (1953, "Балле де Пари", Париж, балетм. Пти). "Кармен" и балет "Траур в 24 часа" вошли в фильм амер. режиссёра Т. Янга "Раз, два, три, четыре...".

В. М. Паппе.

Эскиз декорации к балету "Кармен". Худ. А. Клаве

Клаве А.

Эскиз декорации к балету "Кармен". Худ. А. Клаве

Клавсен В.

КЛÁВСЕН (Klavsen) Вернер (р. 3.10.1931, Копенгаген), дат. артист. Ученик X. Ландера и В. Волковой. В 1950 выступал в труппе "Орижиналь балле рюс". С 1952 один из ведущих артистов труппы Королевского швед. балета (Стокгольм). Партии: Портос ("Три мушкетёра" Гросмана), Парис ("Ромео и Джульетта"), Уно ("Лунный олень" Рисагера), Адам ("Эдем" Русенберга), Данила ("Каменный цветок"), Мандарин ("Чудесный мандарин"), Отелло ("Павана мавра") и др.

Г. М. Шлуглейт.

Классицизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница