Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Поиск по материалам сайта
Cлово "HAYDN"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Музыкальная энциклопедия. Гайдн Ф.
Входимость: 67. Размер: 37кб.
2. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАА"-"ГАЛ")
Входимость: 8. Размер: 50кб.
3. Музыкальная энциклопедия. Эстерхази
Входимость: 6. Размер: 6кб.
4. Музыкальная энциклопедия. Стендаль А. М. Б.
Входимость: 4. Размер: 6кб.
5. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "К" (часть 6, "КАР"-"КАУ")
Входимость: 3. Размер: 66кб.
6. Музыкальная энциклопедия. Венская классическая школа
Входимость: 3. Размер: 21кб.
7. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕД"-"НЕФ")
Входимость: 2. Размер: 44кб.
8. Музыкальная энциклопедия. Бетховен Л.
Входимость: 2. Размер: 64кб.
9. Музыкальная энциклопедия. Месса
Входимость: 2. Размер: 13кб.
10. Музыкальная энциклопедия. Шеринг А.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
11. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 2, "САК"-"САН")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
12. Музыкальная энциклопедия. Фукс И. Й.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
13. Музыкальная энциклопедия. Кухач Ф. К.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
14. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "А" (часть 8, "АНТ"-"АРИ")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
15. Музыкальная энциклопедия. Трио-соната
Входимость: 1. Размер: 8кб.
16. Музыкальная энциклопедия. Партитура
Входимость: 1. Размер: 12кб.
17. Музыкальная энциклопедия. Реквием
Входимость: 1. Размер: 7кб.
18. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Ц" (часть 2, "ЦИМ"-"ЦЮР")
Входимость: 1. Размер: 53кб.
19. Музыкальная энциклопедия. Равель М. Ж.
Входимость: 1. Размер: 25кб.
20. Музыкальная энциклопедия. Дюка П.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
21. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "К" (часть 9, "КИЗ"-"КИТ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
22. Музыкальная энциклопедия. Серенада
Входимость: 1. Размер: 7кб.
23. Музыкальная энциклопедия. Тендуччи Д. Ф.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
24. Музыкальная энциклопедия. Дивертисмент
Входимость: 1. Размер: 7кб.
25. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 13, "БОШ"-"БРЕ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
26. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Я" (часть 2, "ЯНК"-"ЯШУ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
27. Музыкальная энциклопедия. Орнаментика
Входимость: 1. Размер: 14кб.
28. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 12, "БОН"-"БОЧ")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
29. Музыкальная энциклопедия. Оратория
Входимость: 1. Размер: 21кб.
30. Музыкальная энциклопедия. Австрийская музыка
Входимость: 1. Размер: 37кб.
31. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "М" (часть 2, "МАЙ"-"МАЛ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
32. Музыкальная энциклопедия. Моцарт В. А.
Входимость: 1. Размер: 59кб.
33. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГЕР"-"ГИЛ")
Входимость: 1. Размер: 61кб.
34. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 10, "БЛА"-"БОГ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
35. Музыкальная энциклопедия. Ливанова Т. Н.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
36. Музыкальная энциклопедия. Шнитке А. Г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Музыкальная энциклопедия. Гайдн Ф.
Входимость: 67. Размер: 37кб.
Часть текста: использования нар. бытовых источников к свободному их претворению. В области симфонии Г. опирался на достижения итал., чеш., сев.-нем. и австр. мастеров, на традиции венской муз. культуры. В его ранних симфониях скрестились влияния духовной и светской музыки, восходящие к барокко и к галантному стилю. Начало известности Г. относится к 1750-м гг. Черты самобытности композитора проступили рельефнее всего в произв., связанных с бытовым музицированием, - в дивертисментах и в выросшем из этого жанра струн. квартете. В этих сочинениях и в зингшпиле "Хромой бес" (пост. 1752, не сохранился), написанном по заказу комедийного актёра Й. Ф. Курца (Бернардона), выявились ростки важнейших черт зрелого творчества композитора: реалистич. образность, непринуждённость в использовании нар.-песенного и танц. фольклора, склонность к юмористич. эффектам. Существенным для упрочения стилистич. самостоятельности Г. явилось овладение принципом мотивно-тематич. разработки. Произв. Г. 60-х гг. в этом смысле ещё двойственны. Решающий сдвиг, отделяющий годы ученичества от периода кристаллизации собств. стиля,...
2. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАА"-"ГАЛ")
Входимость: 8. Размер: 50кб.
Часть текста: (часть 1, "ГАА"-"ГАЛ") Гаага Статья большая, находится на отдельной странице . Гаазе Ф. Б. Фёдор (Фердинанд) Богданович (2 VIII 1788, Силезия - 18(30) X 1851, Петербург) - рус. воен. капельмейстер. По национальности немец. Участвовал как волонтёр франц. армии в рус. походе 1812. Был взят в плен. С 1816 капельмейстер рус. войск в Варшаве. С 1830 жил в Петербурге, был капельмейстером гвардейского и гренадерского корпусов, руководил обучением музыкантов гвардейских войск, в течение мн. лет дирижировал концертами в пользу инвалидов. Автор маршей (в т.ч. известного "Преображенского марша"), аранжировок для дух. оркестра произв. классиков ("Патетической сонаты" Бетховена, хоров из оратории "Павел" Мендельсона и др.). В 1845 издал "Военно-музыкальный альбом, посвященный войскам российской армии". Литература : Шульц A. A., P. Б. Гаазе, "РМГ", 1904, No 5; Финдейзен Н., Гаазе Ф. В., в кн.: Русский биографический словарь, т. (Гаазе - Гербель), М., 1914, с. 1-2. И. М. Ямпольский. Габаши С. Х. Габяши Султан Хасанович (1(13) V 1891, с. Сулабаш, ныне Тат. АССР - 8 I 1942, Уфа) - сов. композитор, этнограф, педагог и муз.-обществ. деятель. В детстве учился игре на кубызе и гармонике. Затем в Уфе брал уроки игры на фп. Вёл разностороннюю творч. и муз.-обществ. работу в Татарии и Башкирии в период становления проф. муз. культуры в этих республиках. К 1916 относятся первые композиторские опыты Г.: сольные и хор. обработки нар. песен, муз. оформление тат. драм. спектаклей. В качестве либреттиста, композитора (совместно с Г. Альмухамедовым и В. И. Виноградовым), а также исполнителя главных ролей принял...
3. Музыкальная энциклопедия. Эстерхази
Входимость: 6. Размер: 6кб.
Часть текста: Пал Антал Э. (1711-62) - скрипач и виолончелист. Внучатый племянник Пала Э. Его небольшая придв. вок.-инстр. капелла в Эйзенштадте (рук. комп. Г. Й. Вернер, с 1761 2-й капельмейстер Й. Гайдн) исполняла соч. композиторов эпохи барокко, а также произв., партитуры к-рых Э. привозил для своей коллекции из Вены и поездок за рубеж, в т. ч. из Неаполя. Mиклош Э. (1714-90) - исполнитель на баритоне (разновидность виолы). Брат Пала Антала Э. С 1762 владелец имения Э. Гайдн, более 25 лет находившийся на службе у Э. в качестве гл. капельмейстера и придв. композитора (1766-90), написал для него более 150 инстр. трио и дуэтов с участием баритона. В новом дворце ("Эстерхаза", строился в 1762-77 близ озера Фертё по образцу Версальского; с 1959 - музей) и прилегающем здании оперного т-ра на 400 мест под упр. Гайдна исполнялись его собств. произв. (в т. ч. 13 опер, симфонии), а также оперы и зингшпили К. Диттерсдорфа и итал. композиторов того времени. Труппа включала и инструменталистов-виртуозов; получила европ. известность, в 1777 выступала в Вене. Антал Э. (1738-94), сын Миклоша Э. Распустил капеллу и оперную труппу, но сохранил пенсию и жалованье Гайдну и скрипачу Л. Томазини, дав им отпуск. Mиклош Э. (1765-1833), сын Антала Э. Восстановил капеллу в Эйзенштадте. По его заказу Гайдн написал 6 месс (1796-1802), Л. Бетховен - мессу C-dur op. 86 (1807). В 1804-11 капельмейстером у Э. был...
4. Музыкальная энциклопедия. Стендаль А. М. Б.
Входимость: 4. Размер: 6кб.
Часть текста: в армию, был офицером, затем интендантом. Участвуя в походах Наполеона I, побывал в Италии, Германии, Австрии, России. После установления режима Реставрации С. в 1814-21 жил в Милане, после Июльской революции 1830 был франц. консулом в Триесте и в Чивитавеккье, близ Рима. Осн. художеств. интересы С. связаны с итал. оперным иск-вом, он хорошо знал театр, был близок со мн. исполнителями. Труды С. о музыке, появившиеся в печати в 1814-27, предшествовали его известным лит. произв. Среди первых работ - "Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио" (под псевд. - Л. А. Бомбе). Для биографии Й. Гайдна С. почти полностью использовал книгу Дж. Карпани ("Le Haydine, ovvero Lettere su la vita e l'opиre del cйlиbre maestro Giuseppe Haydn", 1812), что вызвало обвинение в плагиате. Биографич. материалы о В. А. Моцарте писатель заимствовал из книг К. Винклера ("Notice biographique sur J.C.W. T. Mozart", 1801) и К. Ф. Крамера ("Anecdotes sur W. Mozart", 1801). Отбросив нек-рые подробности и добавив собственные суждения, С. создал практически новую книгу, проникнутую личным отношением писателя к Моцарту, большим поклонником к-рого он был. В 1824 издана книга "Жизнь Россини" (под псевд. Сю); в ней имеется биография композитора, с к-рым С. был знаком, сведения о его операх, а также об итал. оперном театре 1-й четв. 19 в. Критич. заметки С. за 1824-27 о спектаклях итал. оперы (Париж), печатавшиеся в "Journal de Paris", изданы под назв. "Заметки дилетанта" (1867, есть и более полные поздние издания). Как муз. критик и биограф С. не претендовал на самостоятельность исследования, доверял многим источникам, устным рассказам, стремился популярно излагать материал, пропагандировать муз. иск-во. Сочинения : Lettres йcrites de Vienne en Autriche, sur le cйlиbre compositeur Joseph Haydn, suivies d'une vie de Mozart et de considйrations sur Mйtastase et l'йtat prйsent de la musique en France et...
5. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "К" (часть 6, "КАР"-"КАУ")
Входимость: 3. Размер: 66кб.
Часть текста: игре на скрипке у Д. С. Бертье. В 1951-1954 аспирант Моск. консерватории (рук. В. М. Беляев). В 1943-49 работал как скрипач в симф. оркестре Узб. филармонии и радио. С 1949 науч. сотрудник, с 1955 зав. отделом музыки Ин-та искусствознания им. Хамзы (Ташкент), в 1957-64 директор этого ин-та. В 1955-60 преподаватель Ташкентской консерватории (кафедра истории музыки), с 1972 зав. кафедрой Восточной музыки, с 1973 профессор. Осн. круг науч. интересов К. - узб. нар. музыка, преимущественно инструментальная. Под рук. К. проведён ряд муз. фольклорных экспедиций на территории Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана. Сочинения : Узбекская народная инструментальная музыка. Сб. записей музыкального фольклора (сост. совм. с К. Алимбаевой), Таш., 1955 (на рус. и узб. яз.); Хамза Хакимзаде Ниязи и узбекская советская музыка, Таш., 1959; Узбекская домбровая музыка, Таш., 1962; Узбекская инструментальная музыка (наследие), Таш., 1972. Каросас Ю. Ю. Юозас Юргио (р. 4 (16) VII 1890, м. Спрогуйтис, ныне Аникщяйского р-на) - сов. композитор, педагог, дирижёр. Нар. арт. Литов. ССР (1960). В 1927 окончил Рижскую консерваторию по классу теории композиции у Я. Витола и органа у П. Йозууса. В 1930-37 был дирижёром симф. оркестра Каунасского радиовещания и руководил хором об-ва "Daina" ("Песнь"), В 1937-53 К. - педагог и рук. Клайпедского и Шяуляйского муз. уч-щ, в 1946-56 одновременно преподавал в Клайпедском педагогич. ин-те. С 1956 преподаватель (с 1965 доцент) Литов. консерватории. В 1956-64 преподаватель Вильнюсского муз. техникума им. Ю. Таллат-Келпши (одновременно в 1957-61 преподаватель Вильнюсского педагогич. ин-та). К. был гл. дирижёром респ. праздников песни, выступает по вопросам музыки в периодич. печати. Использование интонаций нар. песен - характерная черта его произв. Сочинения : оратория -...
6. Музыкальная энциклопедия. Венская классическая школа
Входимость: 3. Размер: 21кб.
Часть текста: жанрово-бытовые элементы; у Моцарта особенно выделяется лирико-драматич. начало; главенствующая черта музыки Бетховена - героич. пафос борьбы, преодоления, победы. Гайдн писал в разнообразных жанрах, но наиболее значит. вклад внёс в область инстр. музыки и оратории ("Сотворение мира", "Времена года"); в творчестве Моцарта, обогатившего и инстр. музыку, важнейшее место принадлежит опере; Бетховен, создатель единств. оперы "Фиделио", над к-рой он работал многие годы, по природе своего дарования тяготел к инстр. музыке. При всём индивидуальном своеобразии в творчестве этих художников обнаруживаются важнейшие общие черты: реализм, оптимистический, жизнеутверждающий характер, гуманистическая направленность, подлинная народность, демократизм. Сочинения композиторов В. к. ш. отличает широта охвата жизненного содержания. Глубокая серьёзность органически сочетается в них с весёлостью, шуткой, трагич. начало - с комическим. Эмоциональное соединяется с рациональным; свободный полёт фантазии - с точным расчётом, предельной стройностью, ясностью, совершенством формы. Представители В. к. ш. умели даже самое сложное содержание выражать предельно простым, понятным языком. В. к. ш. как художеств. направление складывалась по мере продвижения к творч. зрелости старших её представителей - Гайдна и Моцарта. А творчество позднего Бетховена выходит уже за пределы типичного для всей В. к. ш. стиля. Поэтому нек-рые исследователи (Г. Аберт) ограничивают период В. к. ш. 1782-1812 годами, хотя творческая деятельность Гайдна и Моцарта началась несколькими десятилетиями раньше, а младший из представителей В. к. ш., Бетховен, продолжал творить до 1827. Становление В. к. ш. приходится на годы бурного развития нем. и австр. просветительства. Переживает свой расцвет нем. поэзия; возникает художеств. критика, достигает высокого...
7. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕД"-"НЕФ")
Входимость: 2. Размер: 44кб.
Часть текста: и И. Б. Фёрстера. В 1910-11 дирижёр оркестров моравских т-ров, рук. студенч. симф. оркестра, в 1911-20 возглавлял хор. об-во "Виноградский глагол" в Праге, одноврем. дирижировал театр, оркестрами - в 1914-20 "Т-ра на Виноградах" (совм. с О. Острчилом, в 1920-28 т-ра в Оломоуце (гл. дирижёр). Приобрёл известность гл. обр. как оперный дирижёр. Пропагандировал нац. оперную классику за рубежом - выступал с операми Б. Сметаны в Вене (1924), с циклом чеш. опер в Кракове (1927). В 1928-38 гл. дирижёр Словацкого нац. т-ра в Братиславе; в 1938-40 оперный дирижёр т-ра в Брно, в 1941-45 - в Оломоуце, с 1945 - Нац. т-ра в Праге. Наряду с чеш. операми (Б. Сметаны, А. Дворжака, Л. Яначека и др.), в его репертуаре рус. и сов. оперы - "Золотой петушок" (1928), "Сорочинская ярмарка" (1932), "Любовь к трём апельсинам" (1931), "Катерина Измайлова" (1935, впервые за пределами СССР), "Иван Сусанин", "Черевички" (с 1945). В симф. концертах часто исполнял новые произв. словацких композиторов (А. Мойзеса, Э. Сухоня и др.). Н. - автор ряда муз.-сценич., симф. и камерных произв., песенного цикла и обр. словацких нар. песен. Написал воспоминания "Полвека с чешской оперой" ("Pul stoletн s ceskou operou", Praha, 1959) и "Прославленные дирижёры мира" ("Slavnн svкtovн dirigenti", Praha, 1963). М. M. Яковлев. Недбал О. Недбал О. (Nedbal) Оскар (26 III 1874, Табор, Чехия - 24 XII 1930, Загреб) - чеш. дирижёр, композитор, альтист. Учился в Пражской консерватории (1885-92) у Ф....
8. Музыкальная энциклопедия. Бетховен Л.
Входимость: 2. Размер: 64кб.
Часть текста: пианист и дирижёр. Сын певчего и внук капельмейстера боннской придв. капеллы, Б. приобщился к музыке в раннем возрасте. Муз. занятиями (игра на клавире, органе, скрипке) первоначально руководили его отец и сослуживцы отца по капелле - Г. Эден, Т. Пфейфер, Ф. Г. Ровантини и др. Однако подлинным учителем Б. стал К. Г. Нефе, преподавший ему основы композиторского и исполнительского мастерства и воспитавший своего ученика в духе высоких традиций нем. просветительства. С 11 лет Б. - помощник органиста в боннской капелле, с 13 - придворный органист с одновременным исполнением обязанностей пианиста-концертмейстера боннского придв. т-ра. Самостоятельно и с помощью старших друзей (Е. Брёйнинг, Ф. Вегелер и др.) Б. восполнил пробелы своего гуманитарного образования и к 18 годам оказался подготовленным к поступлению на философский ф-т Боннского ун-та. Портрет Бетховена Уже в юности Б., выступая как пианист, поражал слушателей новизной исполнительского стиля, смелостью и речевой выразительностью импровизаций. Весной 1787, во время короткого пребывания в Вене, он посетил В. А. Моцарта и привёл его в восхищение своим иск-вом. После окончательного переезда в Вену (1792) Б. совершенствовался как композитор у Й. Гайдна и И. Г. Альбрехтсбергера. Кроме того, он пользовался советами и консультациями И. Шенка, А. Сальери, Э. Фёрстера и ряда др. выдающихся исполнителей-инструменталистов (Д. Драгонетти, Дж. Пунто и др.). Конц. выступления молодого Б. в Вене, Праге, Берлине, Дрездене и Буде (Будапеште)...
9. Музыкальная энциклопедия. Месса
Входимость: 2. Размер: 13кб.
Часть текста: вокально-инструментальное произв. на текст определённых разделов одноим. главного богослужения католич. церкви (в правосл. церкви ему соответствуют обедня, литургия). M. как богослужение совершается на лат. языке. Символич. смысл М. связан с обрядом "превращения хлеба и вина в тело и кровь Иисуса". Нек-рые разделы М. читаются или речитируются (молитвы), др. поются (священные песнопения, исполняемые соло и хором). Последние в свою очередь распадаются на 2 типа, составляя соответственно missa ordinarium (обычную мессу) и missa proprium (особую мессу). Missa proprium - песнопения, посвященные определённым воскресным и праздничным дням. Состав этих песнопений зависит от того, в какой день совершается богослужение; при каждом очередном богослужении он обновляется. Missa ordinarium - это постоянно присутствующие в М. песнопения. Их всего пять (названия определяются начальными словами текста): 1) Kyrie eleison (Господи, помилуй), 2) Gloria (Gloria in excelsis Deo - Слава в вышних богу), 3) Credo (Credo in unum Deum - Верую во единого бога), 4) Sanctus (Sanctus dominus Deus Sabaoth - Свят господь бог Саваоф) и Benedictus (Benedictus qui venit in nomine Domini - Благословен грядущий во имя бога), 5) Agnus Dei (Agnus Dei, qui tollis peccata mundi - Агнец божий, взявший на себя грехи мира). В нек-рых частях М. иногда выделяются более или менее самостоятельные разделы. Так, в Credo месс 19 в. нередко обособляются разделы "Et incarnatus" ("И воплотился в человека, рождён от святого духа и девы Марии"), "Crucifixus" ("И был распят и погребён"), "Et resurrexit" ("И воскрес"). Последняя часть М. "Agnus Dei" кончается словами "Dona nobis pacem" ("Даруй нам мир"). В старой М. (до 15 в.) была принята и 6-я часть: "Ite, missa est" ("Идите, служба окончена"). Песнопения missa proprium - это 1) Introitus (Antiphone ad introitum) - антифон, исполняющийся в то время, когда священник идёт к алтарю (introitus - букв....
10. Музыкальная энциклопедия. Шеринг А.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
Часть текста: в Дрездене, брал уроки игры на скрипке у Т. Блумнера, затем у X. Петри; с 1896 учился у Й. Иоахима в Берлине. Гастролировал как скрипач вместе с пианистом Б. Хинце-Райнхольдом. С 1898 изучал в Берлинском ун-те музыковедение у О. Флейшера и К. Штумпфа, историю лит-ры у Э. Шмидта, философию у В. Дильтея, Ф. Паульсена, Г. Зиммеля. Затем изучал музыковедение у А. Зандбергера и Т. Липса в Мюнхене, у Г. Кречмара в Лейпциге. В 1902 защитил диссертацию на тему "История инструментального (скрипичного) концерта до А. Вивальди". Выступал как муз. критик в периодич. изданиях "Neue Zeitschrift fьr Musik" (в 1903-05 редактор), "Leipziger neuesten Nachrichten", "Signale fьr die musikalische Welt". В 1904-39 редактор ежегодника "Bach-Jahrbuch". Преподавал историю музыки, с 1907 доцент Лейпцигского ун-та, с 1915 профессор Лейпцигской консерватории, с 1928 - Берлинского ун-та. Ш. - один из крупнейших нем. музыковедов 20 в. Занимался проблемами истории музыки и муз. эстетики. Находился под сильным влиянием идеалистич. философии. Большой резонанс получила мысль Ш. о взаимодействии музыки прошлого и настоящего. Внёс значит. вклад в изучение истории жанров оратории и инстр. концерта. Значит. место в наследии Ш. занимают исследования старинной музыки, муз. культуры эпохи барокко. Огромную роль Ш. сыграл в создании совр. бахианы, написав ряд капитальных исследований о творчестве композитора. Изучал также проблемы муз. риторики. Автор муз. произв. Редактор мн. книжных и нотных изданий; им впервые опубликовано соч. Г. Шюца "Histoire von der Geburt Jesu Christi" (Gesamtausgabe, Bd 17, Lpz., 1909), а также неск. томов из серии "Памятники немецкого музыкального искусства" ("Denkmдler Deutscher Tonkunst"): Bd 20 (J. A. Hasse, Lpz., 1905), Bd 29/30 (Instrumentalkonzerte, Lpz., 1907), Bd 58/59 (Knьpfer, Schelle, Kuhnau, Lpz., 1913), Bd 63 (Pezel, Lpz., 1928). К 60-летию Ш. выпущен юбилейный сб. "Festschrift A....