Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Поиск по материалам сайта
Cлово "OPERA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Музыкальная энциклопедия. Опера
Входимость: 13. Размер: 87кб.
2. Музыкальная энциклопедия. Итальянская музыка
Входимость: 10. Размер: 63кб.
3. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДЕК"-"ДЕТ")
Входимость: 9. Размер: 58кб.
4. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БАК"-"БАН")
Входимость: 7. Размер: 55кб.
5. Музыкальная энциклопедия. Лексикография музыкальная
Входимость: 6. Размер: 35кб.
6. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "М" (часть 5, "МАР"-"МАТ")
Входимость: 5. Размер: 59кб.
7. Музыкальная энциклопедия. Прага
Входимость: 5. Размер: 26кб.
8. Музыкальная энциклопедия. Оперетта
Входимость: 5. Размер: 33кб.
9. Музыкальная энциклопедия. Бриттен Б. Э.
Входимость: 5. Размер: 12кб.
10. Музыкальная энциклопедия. Перголези Д. Б.
Входимость: 5. Размер: 7кб.
11. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "О" (часть 3, "ОПЕ"-"ОРЛ")
Входимость: 5. Размер: 45кб.
12. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Н" (часть 6, "НОС"-"НЯГ")
Входимость: 5. Размер: 52кб.
13. Музыкальная энциклопедия. Циккер Я.
Входимость: 4. Размер: 9кб.
14. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "М" (часть 13, "МОН"-"МОТ")
Входимость: 4. Размер: 55кб.
15. Музыкальная энциклопедия. Торрефранка Р. А.
Входимость: 4. Размер: 6кб.
16. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТЕМ"-"ТИБ")
Входимость: 4. Размер: 60кб.
17. Музыкальная энциклопедия. Национальный театр
Входимость: 4. Размер: 10кб.
18. Музыкальная энциклопедия. Речитатив
Входимость: 3. Размер: 12кб.
19. Музыкальная энциклопедия. Либретто
Входимость: 3. Размер: 8кб.
20. Энциклопедия кино (2010). АРДЖЕНТО ДАРИО
Входимость: 3. Размер: 6кб.
21. Творческие портреты композиторов. ДЕЛИБ ЛЕО
Входимость: 3. Размер: 8кб.
22. Музыкальная энциклопедия. Английская музыка
Входимость: 3. Размер: 49кб.
23. Творческие портреты композиторов. РОССИНИ ДЖОАККИНО АНТОНИО
Входимость: 3. Размер: 11кб.
24. Музыкальная энциклопедия. Соединенных Штатов Америки музыка
Входимость: 3. Размер: 96кб.
25. Музыкальная энциклопедия. Пуччини Д.
Входимость: 3. Размер: 27кб.
26. Музыкальная энциклопедия. Латвийский театр оперы и балета
Входимость: 3. Размер: 7кб.
27. Популярная художественная энциклопедия. Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕН"-"РОЙ")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
28. Творческие портреты композиторов. МАССНЕ ЖЮЛЬ
Входимость: 2. Размер: 7кб.
29. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДАМ"-"ДАУ")
Входимость: 2. Размер: 52кб.
30. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "К" (часть 6, "КАР"-"КАУ")
Входимость: 2. Размер: 66кб.
31. Музыкальная энциклопедия. Журналы музыкальные
Входимость: 2. Размер: 47кб.
32. Музыкальная энциклопедия. Доницетти Г.
Входимость: 2. Размер: 11кб.
33. Музыкальная энциклопедия. Штраус Г.
Входимость: 2. Размер: 28кб.
34. Музыкальная энциклопедия. Рига
Входимость: 2. Размер: 18кб.
35. Музыкальная энциклопедия. "Ковент-Гарден"
Входимость: 2. Размер: 7кб.
36. Музыкальная энциклопедия. Неедлы З.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
37. Музыкальная энциклопедия. Решке
Входимость: 2. Размер: 6кб.
38. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Ч" (часть 3, "ЧИК"-"ЧЮР")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
39. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФИО"-"ФОБ")
Входимость: 2. Размер: 64кб.
40. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "В" (часть 5, "ВЕС"-"ВИЛ")
Входимость: 2. Размер: 54кб.
41. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "П" (часть 4, "ПЕВ"-"ПЕР")
Входимость: 2. Размер: 49кб.
42. Музыкальная энциклопедия. Глюк К. В.
Входимость: 2. Размер: 25кб.
43. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "В" (часть 6, "ВИЛ"-"ВИР")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
44. Музыкальная энциклопедия. Траэтта Т.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
45. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "М" (часть 4, "МАН"-"МАР")
Входимость: 2. Размер: 62кб.
46. Творческие портреты композиторов. Статьи на букву "О"
Входимость: 2. Размер: 18кб.
47. Музыкальная энциклопедия. Бухарест
Входимость: 2. Размер: 9кб.
48. Энциклопедия кино (2010). ЧЕНИ ЛОН
Входимость: 2. Размер: 10кб.
49. Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика. Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЕН"-"ПИС")
Входимость: 2. Размер: 46кб.
50. Музыкальная энциклопедия. Леонкавалло Р.
Входимость: 2. Размер: 6кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Музыкальная энциклопедия. Опера
Входимость: 13. Размер: 87кб.
Часть текста: Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я Опера Опера (итал. opera, букв. - труд, дело, сочинение) - род муз.-драм. произведения. О. основана на синтезе слова, сценич. действия и музыки. В отличие от разл. видов драм. т-ра, где музыка выполняет служебные, прикладные функции, в О. она становится осн. носителем и движущей силой действия. Для О. необходим целостный, последовательно развивающийся муз.-драм. замысел (см. Драматургия музыкальная). Если он отсутствует, а музыка лишь сопровождает, иллюстрирует словесный текст и происходящие на сцене события, то оперная форма распадается, и специфика О. как особого рода муз.-драм. иск-ва утрачивается. Возникновение О. в Италии на рубеже 16-17 вв. было подготовлено, с одной стороны, нек-рыми формами ренессансного т-ра, в к-рых музыке отводилось значит. место (пышная придв. интермедия, пасторальная драма, трагедия с хорами), а с другой - широким развитием в эту же эпоху сольного пения с инстр. сопровождением. Именно в О. нашли наиболее полное выражение искания и опыты 16 в. в области выразительной вок. монодии, способной передавать разнообразные нюансы человеческой речи. Б. В. Асафьев писал: "Великое движение Ренессанса, создавшее искусство "нового человека", провозгласившее право свободного...
2. Музыкальная энциклопедия. Итальянская музыка
Входимость: 10. Размер: 63кб.
Часть текста: стал одним из центров развития литургич. пения, пер-вонач. основой к-рого была псалмодия, происходившая из Сирии и Палестины. Миланский архиепископ Амвросий закрепил практику антифонного пения гимнов (см. Антифон ), приблизив их мелодику к нар. истокам. С его именем связана особая традиция зап.-христ. церк. пения, получившая название амвросианской (см. Амвросианское пение ). В кон. 6 в., при папе Григории I, были выработаны твёрдые формы христ. литургии и упорядочена её муз. сторона. Созданная тогда же в Риме певч. школа ("схола канторум") стала своего рода академией церк.-певч. иск-ва и высшим законодат. органом в этой области. Григорию I приписывались объединение и фиксация осн. богослужебных песнопений. Однако позднейшими исследованиями установлено, что мелодич. стиль и формы т.н. григорианского пения окончательно сложились только в 8-9 вв. Римская католич. церковь, стремясь к единообразию богослужения, насаждала этот стиль одногол. хор. пения у всех народов, обращаемых в христ. веру. Этот процесс завершился к кон. 11 в., когда григорианская литургия с соответствовавшим ей певч. регламентом утвердилась в странах Средней, Зап. и Юж. Европы. Вместе с тем приостановилось и дальнейшее развитие григорианского пения, застывшего в неизм. формах. С кон. 1-го тыс. н.э. в результате частых вражеских вторжений на территорию Италии, а также усилившегося гнёта папства, мешавшего свободному проявлению творч. инициативы, в И. м. наступает длит. застой, она перестаёт играть заметную роль в общем муз. развитии...
3. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДЕК"-"ДЕТ")
Входимость: 9. Размер: 58кб.
Часть текста:   Следующая страница Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДЕК"-"ДЕТ") Декламация музыкальная Статья большая, находится на отдельной странице . Делаж Ш. М. Делаж Ш. М. (Delage) Шарль Морис (13 XI 1879, Париж -29 IX 1961, там же) - франц. композитор и муз. критик. Ученик М. Равеля (с 1900), оказавшего большое влияние на композиторскую деятельность Д. Известность Д. принесла симф. поэма "Сказка о море". Среди др. произв.: три песни ("Интермеццо", "Аметисты", "Из книги Монелле"), вок. цикл "Четыре индусских поэмы" для сопрано, квартета арф, квартета духовых инстр. и фп. (1913); струнный квартет (1948); песни, фп. пьесы. Творчество Д. отмечено чертами ориентализма. Автор муз.-критич. статей. Делаланд М. Р. Делаланд М. Р. (Delalande) Мишель Ришар (15 XII 1657, Париж - 18 VI 1726, Версаль) - франц. композитор и органист. С 15 лет пел в Королевской капелле мальчиков в Париже, после мутации голоса стал органистом, играл в парижских соборах (сочинял музыку для школьных драм). Король Людовик XIV поручил Д. муз. занятия с принцессами. В 1683 Д. получил место интенданта Корол. капеллы, а с 1704 фактически ею руководил. Д. - автор 20 балетов и придв. дивертисментов, часть из к-рых предвосхищает оперы-балеты: "Дворец Флоры" ("Le palais de Flore", 1689), "Мелисерта" (музыка к комедии-балету Мольера, 1698), "Сельский брак" ("L'Hymen champestre", 1700), "Балет Мира" ("Ballet de la Paix", 1713) и др.; "Симфонии ужинов короля" ("Symphonies des soupers du Roi"), "Рождественских симфоний" ("Symphonies de Noлl"), Больших мотетов, сюиты для скрипки. Д. принадлежат 60 мотетов (1689-1725), к-рые в 1729 по указанию Людовика XV были изданы (в 20 тетрадях). Среди др. произв. на религ. тему: магнификат, мессы, "Мрачные наставления". Литература : Notes et rйfйrences pour servir а une histoire de Michel-Richard Delalande..., P., 1957. C. M....
4. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 2, "БАК"-"БАН")
Входимость: 7. Размер: 55кб.
Часть текста: Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Б" (часть 2, "БАК"-"БАН") Баккер-Грёндаль Ф. Баккер-Грёндаль Ф. (Backer-Grшndahl) Фритьоф (15 X 1885, Кристиания, ныне Осло - 21 VI 1959, там же) - норв. пианист и композитор. Сын и ученик Агаты Б.-Г. С 1903 выступал в Норвегии, Швеции, Дании, Германии, Франции, Италии. В 1920-30 жил и работал в Великобритании, широко пропагандировал норв. музыку. Был известен как интерпретатор произв. Э. Грига, особенно его фп. концерта (21 и 26 апр. 1906 в Амстердаме и 27 апр. 1907 в Киле Б.-Г. исполнял этот концерт с оркестром под упр. Грига). Автор романсов и фп. пьес. Литература : Fraenkl P., Fr. Backer-Grшndahl som pianist. En. musikkritisk meditasjon, "Norsk Musikkliv", 1946, t. 13. Бакланов Г. А. Бакланов Г. А. (наст. фам. - Баккис) Георгий Андреевич (23 XII 1880 (4 I 1881), Рига - 6 XII 1938, Бакель) - рус. певец (баритон). Учился в Киевской консерватории (класс М. Пеца) и в Петербурге у И. П. Прянишникова. В 1903 дебютировал на оперной сцене в Киеве (партия Амонасро - "Аида"). В этом же году пел в Оперном т-ре С. И. Зимина (Москва), в 1905-09 солист Большого т-ра. Впервые исполнил здесь партии Барона и Малатесты ("Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини" Рахманинова). С 1909 выступал на рус. оперных сценах, гастролировал в странах Зап. Европы и в Сев. Америке. С 1915 жил за границей. Б. обладал голосом исключительной гибкости и...
5. Музыкальная энциклопедия. Лексикография музыкальная
Входимость: 6. Размер: 35кб.
Часть текста: отраслевые - посв. какому-либо одному её разделу (словари биографические, терминологические, опер, муз. инструментов, скрипичных мастеров и т. п.). Не всегда можно чётко разграничить муз. энциклопедии и муз.-энциклопедич. словари. Нек-рые издания, называющиеся словарями, напр. "Groves Dictionary of music and musicians", в действительности являются муз. энциклопедиями; с др. стороны, напр., "Encyclopйdie de la Musique..." A. Лавиньяка и Л. Ла Лоранси в строгом понимании этого термина таковой не является, представляя собрание широко развёрнутых и свободно расположенных очерков по истории и теории музыки, муз. инструментарию, педагогике, эстетике. Тот или иной отбор в музыкально-лексикографич. работах художеств. явлений прошлого и настоящего, разл. рода сведений, освещение историч. фактов, их эстетич. оценки неизменно опираются на достижения музыковедения данной историч. эпохи и связаны с его общим идейным и науч. уровнем. Л. м. зарождается на определённом историч. этапе развития муз. письменности - нотации и связанной с ней муз. терминологии. Её возникновение было обусловлено муз. практикой - потребностью музыкантов...
6. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "М" (часть 5, "МАР"-"МАТ")
Входимость: 5. Размер: 59кб.
Часть текста: На основе этих рассказов написал либр. комич. опер "Люсиль" (1769) и "Сильвен" (1770) А. Гретри. Ему принадлежат также либр. мн. опер и балетов Ж. Ф. Рамо, Н. Пиччинни, Ф. А. Филидора, Н. А. Цингарелли. М. внёс значит. изменения в традиц. построение оперного либретто (сократил число актов с 5 до 3, ввёл в текст песенные номера). По его роману "Инки" ("Les incas", 1777) написаны оперы "Кора и Алонсо" И. Г. Наумана (1782) и "Алонсо и Кора" Э. Мегюля (1791). Как муз. критик М. был сторонником итал. музыки, возглавлял во Франции лагерь "пиччиннистов"; в "Очерке о революции в музыке во Франции" выступил с резкими нападками на К. В. Глюка и его оперную реформу. В "Энциклопедии", созданной под рук. Д. Дидро, помещены статьи М. "Критика", "Декламация" и др. Сочинения : OEuvres complиtes, v. 1-17, P., 1787; Essai sur les rйvolutions de la musique en France, P., 1777. Литература : Материалы и документы по истории музыки, т. 2- XVIII век (Италия, Франция, Германия, Англия) (под ред. М. Иванова-Борецкого), М., 1934; Lenel S., Un Homme de lettres au XVIII siиcle. Marmontel. D'aprиs des documents nouveaux et inйdits. P., 1902; Pick E., Marmontels Bьhnenwerke, Weida, 1910 (Diss.); Bauer H., Jean-Franзois Marmontel, als Literaturkritiker, Dresd., 1937 (Diss.). И. M. Ямпольский. Марокканская музыка Статья большая, находится на отдельной странице . Марольт Ф. Марольт Ф. (Marolt) Франц (21 VI 1891, Камник - 7 IV 1951, Любляна) - словен. музыковед-фольклорист и хор. дирижёр (Югославия). Учился в Любляне в муз. школе при муз. об-ве "Глазбена матица" и в Вене у Ф. Меркеля. Работал с хором об-ва "Глазбена матица", в 1927-41 руководил Академич. хором в Любляне. М. положил начало научной словен. муз. фольклористике; руководил созданным им в 1934 Ин-том фольклора (из него выделился как самостоят. Ин-т муз. фольклора). В своей исследоват. работе опирался на...
7. Музыкальная энциклопедия. Прага
Входимость: 5. Размер: 26кб.
Часть текста: один из крупнейших муз. центров Европы. Столица ЧССР. Население 1100 тыс. чсл. (1970). Муз. жизнь П. начала развиваться с кон. 9 в., когда П. стала резиденцией чеш. князей, затем королей династии Пржемысловичей. Древнейший из сохранившихся муз. памятников - запись григорианского хорала; григорианское пение проникло в Чехию вместе с христианством в 9 в. В монастырях и при епископате П. (с 973) переписывались с зап.-европ. первоисточников сб-ки литургич. песнопений, создавались новые песни, посв. чеш. святым. В 11 в. возникла церк. песня на чеш. яз. "Господи, помилуй нас", исполнявшаяся на торжеств. праздниках. Одним из наиболее значит. центров церк. муз. жизни был женский монастырь св. Йиржи в Пражском Граде (заложен в 967), в к-ром с 12 в. ставились лат. пасхальные литургич. драмы и др. действа; с 14 в. в нек-рые из них включались интермедии (постепенно всё чаще) на чеш. яз. О существовании в то время светской музыки в П. свидетельствуют содержащиеся в хрониках и записях проповедей запреты языческих ("дьявольских") плясовых и застольных песен. С 12 в. упоминаются служившие при дворах феодалов чеш. йокуляторы (жонглёры) - Добржета, Койята и др. При дворе...
8. Музыкальная энциклопедия. Оперетта
Входимость: 5. Размер: 33кб.
Часть текста: менялся. В 18 в. с ним часто связывали определ. жанровый тип (бытовая комедия, пастораль), в Австрии и Германии его иногда применяли к зингшпилю и др. разновидностям комической оперы с разговорными диалогами. Во Франции в 50-70-х гг. 19 в. Ж. Оффенбах называл О. небольшие одноактные соч. лирико-бытового плана, близкие франц. комич. опере ("Песенка Фортунио"). Одноврем. по отношению к аналогич. произв. пародийного характера он пользовался таким обозначением, как "муз. буффонада", а многоактные муз.-сценич. пародии ("Орфей в аду") называл opйra bouffe (в отличие от традиц. итал. термина opera-buffa и франц. opйra comique). Позднее их тоже стали называть О., как и нек-рые комич. оперы (opera comique) Оффенбаха и др. композиторов. 2) В совр. понимании О.- один из видов муз. т-ра, муз.-сценич. представление, в к-ром муз.-вок. и муз.-хореографич. номера перемежаются разговорными сценами, а основу муз. драматургии составляют формы массово-бытовой и эстрадной музыки (гл. обр. куплетная песня и танец). В О. используются и специфич. оперные формы - арии, ансамбли, хоры, но они обычно более просты и тоже выдержаны в песенно-танц. характере. Вокальные и хореографич. номера служат в О. развитию действия, утверждению идеи произв. и составляют драматургически взаимосвязанное целое. Это отличает О. от водевиля, обозрения, др. разновидностей муз. комедии и муз. драмы, где музыка играет вспомогательную, дивертисментно-декоративную роль. Родственная опере с...
9. Музыкальная энциклопедия. Бриттен Б. Э.
Входимость: 5. Размер: 12кб.
Часть текста: произв., обратившие на себя внимание англ. муз. общественности, - Квартет-фантазию, вариации "Родился мальчик" на тексты старинных рождеств. песнопений, Простую симфонию, в к-рой использовал материал своих детских сочинений (1934). Уже в этих юношеских произведениях проявились черты, характерные для музыки Б. более позднего периода: самобытный мелодический дар, фантазия, юмор, оригинальная трактовка классич. форм. В ранние годы важное место в творчестве Б. занимают разнообразные по форме и содержанию сольные вок. и хор. сочинения, в т. ч. песенно-симфонич. цикл "Наши предки-охотники" - острая сатира на англ. дворянство (1936), в нек-рых из них под воздействием И. Ф. Стравинского проявились неоклассич. тенденции - "На этом острове" (1937) и поэма "Рыбки в тихих озёрах" ("Fish in the unruffled lakes" для голоса и фп., 1937). Последующие вок. сочинения (циклы "Озарения" ("Les illuminations") для голоса и струн. оркестра на слова А. Рембо, 1939; "Семь сонетов Микеланджело" ("Seven sonnets of Michelangelo") для голоса и фп., 1940, обработки англ., шотл. и франц. народных песен) явились подготовительным этапом к работе над первыми оперными произв. В дальнейшем Б. творчески претворил самые разнообразные влияния - от позднего Дж. Верди и Г. Малера до Б. Бартока, А. Берга и Д. Д. Шостаковича. Углублённое изучение творч. наследия Г. Пёрселла и др. англ. композиторов 16-17 вв. способствовало становлению индивидуального стиля Б., связанного с нац. англ. традицией. Музыка Б. отмечена напряжённой экспрессивностью, смелым использованием динамич. контрастов, острых гармоний и непривычных полифонич. сочетаний (однако почти всегда в пределах определённой тональной системы). В оперные и инстр. сочинения Б. иногда вводит темы нар. песен, драматизируя музыку жанровыми образами, бытовыми сценами. Таковы оперы "Питер Граймс", "Альберт...
10. Музыкальная энциклопедия. Перголези Д. Б.
Входимость: 5. Размер: 7кб.
Часть текста: Баттиста (4 I 1710, Ези, пров. Анкона - 17 III 1736, Поццуоли, близ Неаполя) - итал. композитор. Учился в одной из консерваторий Неаполя (среди учителей - комп. Г. Греко, Ф. Дуранте, Ф. Фео). В 1731 была пост. первая опера-сериа П. "Салюстия" (т-р "Сан-Бартоломео", Неаполь). П. писал оперы-сериа, оратории, музыку к диалектальным комедиям (на неаполитанском диалекте) и комич. интермедиям, вставлявшимся между актами опер-сериа (они впоследствии исполнялись как самостоят. небольшие комич. оперы). В 1733 им создана опера-сериа "Гордый пленник" (с интермедиями "Служанка-госпожа"), в 1734 - "Адриан в Сирии" (с интермедиями "Ливьетта и Траколло"). Выдающийся представитель неаполитанской оперной школы, П. преобразил оперный стиль не столько в рамках традиц. оперы-сериа, сколько в новом жанре оперы-буффа, первым классиком к-рой он является. "Служанка-госпожа" - лучшая и известнейшая опера-буффа P., она открывает историю нового жанра. По своему типажу и развитию комедийного сюжета этот жанр первоначально был близок...