Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "К" (часть 5, "КРА"-"КЯК")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 5, "КРА"-"КЯК")

Красовский Н. Ф.

КРАСÓВСКИЙ Николай Филиппович (р. 11.7.1933, Речица Гомельской обл.), сов. артист. Засл. арт. БССР (1972). В 1951 окончил Белорус. хореографич. уч-ще, в 1953 – Ленингр. хореографич. уч-ще. В 1956–60 работал в т-рах Челябинска, Баку и другие. городов, в 1953 и 1960–74 в Минском т-ре. Партии: Базиль, Солор, Спартак; Николай ("Мечта" Глебова), Князь ("Избранница" Глебова). В 1960 окончил театроведческое отделение ГИТИСа, с 1953 преподаёт также в Белорус. хореографич. уч-ще. Лауреат Всесоюзного конкурса артистов балета (1967).

Ю. М. Чурко.

"Кратть"

"КРАТТЬ", балет в 2 актах 4 картинах (по мотивам эст. мифологии). Комп. Э. Тубин, сцен. Эл. Тубин. 31.3.1943, т-р "Ванемуйне", балетм. И. Урбель, худ. А. Лепик (декорации), У. Вяльяотс (костюмы), дирижёр Тубин; Кратть – Э. Лукк, Хозяин – В. Курт, Возлюбленная – Э. Палло, Э. Саарин-Тубин, батрак – А. Отс. 1961, возобн., там же, балетм. тот же. 1944, т-р "Эстония", балетм. Р. Ольбрей, худ. В. Хаас (декорации), Н. Мей (костюмы), дирижёр П. Веебель; Кратть – В. Хагус, Б. Блинов, Хозяин – Ю. Виллар, Возлюбленная – X. Маллинг, Батрак – А. Койт. 1966, там же, балетм. Э. Суве.

В. В. Киселёв.

Крейн А. А.

КРЕЙН Александр Абрамович [8(20).10.1883, Нижний Новгород, ныне Горький, – 21.4.1951, пос. Старая Руза Моск. обл.], сов. композитор. Засл. деятель иск-в РСФСР (1934). Окончил Моск. консерваторию как виолончелист (1908). Брал уроки композиции у Б. Л. Яворского и Л. В. Николаева. Автор опер, соч. для хора и оркестра, камерных ансамблей. Для музыки К. характерна эмоциональная насыщенность, ориентация на традиции композиторов "Могучей кучки", франц. импрессионистов, А. Н. Скрябина. Среди его значит. работ – балеты "Лауренсия" (1939, Т-р им. Кирова, балетм. В. М. Чабукиани) и "Татьяна" (соч. 1943; 2-я ред. – "Дочь народа", 1947, Т-р им. Кирова, балетм. В. П. Бурмейстер).

Лит.: Крейн Ю. и Рогожина Н., Александр Крейн, М., 1964,

В. В. Ванслов.

Крейцер Р.

КРÉЙЦЕР (Kreutzer) Родольф (16.11.1766, Версаль, – 6.1.1831, Женева), франц. композитор, скрипач и дирижёр. По национальности немец. Ученик А. Стамица. Был профессором Парижской консерватории (по классу скрипки), дирижёром парижской Оперы (1816–27). Автор опер, в т. ч. опер-балетов – "Триумф марта месяца, или Колыбель Ахилла" (1811, балетм. П. Гардель), "Счастливое возвращение" (совм. с Персюи и Бертоном; 1815, балетм. Л. Милон и Гардель), "Боги-соперники, или Празднества Цитеры" (совм. с Бертоном, Спонтини, Персюи, 1816), и балетов – "Поль и Виргиния" (1806, балетм. Гардель), "Любовь Антония и Клеопатры" (балет-пантомима, 1808. балетм. Ж. Ф. Омер), "Празднество Марса" (дивертисмент-пантомима, 1808, балетм. Гардель), "Венецианский карнавал, или Испытанное постоянство" (совм. с Персюи, 1816, балетм. Милон), "Оправданная служанка" (1818, балетм. Гардель), "Клари, или Брачное обязательство" (1820, балетм. Милон) – все пост. в парижской Опере.

Лит.: Kling H., R. Kreutzer, Brux., 1898.

В. А. Кулаков.

Крёллер Г.

КШЛЛЕР (Kröller) Генрих (25.7.1880, Мюнхен, – 25.7.1930, Вюрцбург), нем. артист и балетмейстер. Учился в балетной школе Мюнхенской оперы, затем в Париже у К. Замбелли и Л. Статса. Дебютировал в Мюнхене в 1901. В 1908–15 солист Дрезденского театра. С 1916 начал работать как хореограф в т-ре Франкфурта-на-Майне. В 1917–30 балетмейстер Мюнхенской оперы, одновременно ставил балеты в Берлинской (1919–22) и Венской (1922–28) гос. операх. Во время господства в Германии и Австрии пластически-выразит. танца и общего упадка классич. балета К. пропагандировал классич. академич. технику, в то же время чутко следовал совр. тенденциям развития балета. Пост. балеты: "Легенда об Иосифе" Р. Штрауса, "Сильвия" – оба в Берлинской опере; "Куперен-сюита" и "Взбитые сливки" Р. Штрауса, "Дон Жуан" Глюка – все в Венской гос. опере; "Деревянный принц", "Пульчинелла"; "Маммона" Кшенека, "Небоскрёб" Карпентера, "Скетинг-ринк" Онеггера – все в Мюнхенской опере.

Э. Реблинг.

Кремшевская Г. Д.

КРЕМШÉВСКАЯ Галина Дмитриевна [р. 14(27).4.1913, Петербург], сов. артистка, балетный критик. В 1931 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог А. Я. Ваганова), в 1938 – педагогич. отделение, в 1954 – театроведческий ф-т ГИТИСа. Работала в Ленингр. Малом т-ре (1931–34), Т-ре им. Палиашвили (1934–35), Оперной студии Ленингр. консерватории (1935–37), Т-ре им. Кирова (1937–53). С 1950-х гг. систематически выступает как балетный критик.

Соч.: Татьяна Михайловна Вечеслова, Л., 1951; Г. Исаева – королева, "Т", 1955, № 4; На спектаклях узбекского балета, там же, 1965, № 3; Рождение балетмейстера, там же, 1965, № 8: От Рамо до Пуленка, там же, 1967, № 1; Балетный парафраз "Асель", там же, 1967, № 5; Одна из лучших, там же, 1970, № 12; Татьяна Вечеслова, там же, 1971, № 9; Педагог и балетмейстер [А. Е. Обрант], там же, 1974, № 7; Наталья Дудинская, Л.–М., 1964; Хореографический театр Леонида Якобсона, "Сов. эстрада и цирк", 1975, № 12; Мыслью пронизанный [Анатолий Гридин], "Тж", 1969, № 21; Мысль и воля, там же, 1971, № 11; Как сотворили мир, там же, 1971, № 14; Первое десятилетие, там же, 1974, № 7; Инна Зубковская, в сб.: Ленинградский балет сегодня, вып. 1, Л., 1967; Жизнь в балете [А. Я. Ваганова], в сб.: Белые ночи, Л., 1971; Рождение танца, "Сов. экран", 1973, № 6; Актер без дублера [Б. В. Шавров], в сб.: Музыка и хореография современного балета, вып. 2, Л., 1977 (составитель этого сб.); [И. И. Соллертинский], в сб.: Памяти И. И. Соллертинского, 2 изд., Л., 1978.

В. В. Ванслов.

"Крепостная балерина"

"КРЕПОСТНÁЯ БАЛЕРИ́НА", хореографическая драма в 4 актах. Комп. К. А. Корчмарёв, муз. ред. A. B. Гаук и Ф. В. Лопухов, инструментовка Гаука, сцен. Д. П. Смолин. 11.12.1927, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. Лопухов, худ. В. А. Щуко, дирижёр Гаук; Авдотья-Душенька – М. Т. Семёнова, Роман (брат Душеньки) – В. А. Семёнов, Егор (жених Душеньки) – П. М. Бакланов, императрица Екатерина II – Е. Э. Бибер, фаворит Екатерины – И. Ф. Кшесинский, Учитель танцев – Л. С. Леонтьев, Бурмистр – И. А. Бочаров.

Лит.: Добровольская Г., Федор Лопухов, Л., 1976.

Г. Н. Добровольская.

Кресник Х.

КРÉСНИК (Kresnik) Ханс (р. 12.12.1939, Блайбург), австр. артист и балетмейстер. Учился в Граце у Р. Эсте, Ж. Дерока, в Кёльне – у В. Никса, Л. Вуйциковского и П. Аппеля. Танцевал в Граце и Бремене, в 1961–68 – в Кёльне. С 1968 работал как балетмейстер в разл. городах ФРГ и Зап. Берлине. Отрицая драматич. содержание в балете, К. стремится к философски-абстрагированному выражению сложных совр. тем. Пост.: "Рай" на муз. Михалеца (1968, Кёльн), "Балетная премьера" на муз. Нихауса (1969) и "Сузи Кремчиз" на муз. Цаппы (1970), "Нибелунги" на сб. музыку (1974), "Ромео и Джульетта" на муз. Рабена (1975), "Картины славы" на муз. Мандоцци (1976) – все в Бремене; в Зап. Берлине пост.: "Военная инструкция для каждого" на музыку в обр. Бене, "Была бы весна..." на муз. коллаж Бене и Кресника, "Пигазус" на сб. музыку в обр. Бене, "Лебединое озеро АГ" в муз. обр. Бене (1971).

М. А. Гавриков.

Кригер В. В.

КРИ́ГЕР Викторина Владимировна [28.3(9.4).1893, Петербург, – 23.12.1978, Москва], сов. артистка. Засл. арт. Республики (1927), засл. деят. иск-в РСФСР (1951). Чл. КПСС с 1939. Родители К. (В. А. Кригер и H. H. Кригер-Богдановская) были драматич. актёрами. В 1910–48, по окончании Моск. театр. уч-ща (педагог В. Д. Тихомиров), в Большом т-ре. Характерные черты иск-ва К. – темперамент, виртуозная техника, тяготение к бравурной классике, острому сценич. рисунку. Роли: Китри, Сванильда, Одетта – Одиллия; Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Tao Хоа, фея Карабос; Мачеха ("Золушка", Гос. пр. СССравни 1946). В 1929 К. совм. с И. М. Шлуглейтом организовала труппу Моск. художеств. балета (в 1933 труппа временно, с 1939 постоянно вошла в состав Музыкального театра им. Немировича-Данченко); была её художеств. руководителем и ведущей балериной (Жанна – "Карманьола" на муз. Фемилиди, Лиза-крестьянка – "Соперницы" на муз. Гертеля); вела большую концертную работу. В 1920–23 гастролировала за рубежом. С 1926 выступала в печати со статьями и рецензиями. Автор книги "Мои записки" (1930). В 1955–63 зав. музеем Большого т-ра.

Лит.: Ивинг В., Викторина Кригер, М., 1928; Чудновский М., Викторина Кригер, М., 1964.

E. H. Надеждина.

В. Кригер - фея Канареек ("Спящая красавица")

Кригер В. В.

В. Кригер - фея Канареек ("Спящая красавица")

Криза Д.

КРИ́ЗА (Kriza) Джон (15.1.1919, Беруин, шт. Иллинойс, – 18.8.1975, Нейплс, шт. Флорида), амер. артист. Учился у Б. Стоуна, А. Долина, А. Тюдора. Дебютировал в 1939 в Чикаго. С 1940 солист "Балле тиэтр". Партии в пост. балетм.: Долина – Фавн ("Романтический век" на муз. Беллини, 1942); Тюдора – Ромео ("Ромео и Джульетта" на муз. Дилиуса, 1943), гл. партии ("Тусклый свет" на муз. Р. Штрауса, 1943, и "Подводное течение" на муз. Шумена, 1945); Дж. Роббинса – гл. партии в балетах "Матросы на берегу" (1944) и "Факсимиле" Бернстайна (1946), "Игры" (1945); М. Кидда – "На сцену!" Делло Джойо (1945); А. Де Милль – "Легенда Фолл-Ривер" Гулда (1948); Г. Росса – "Капричос" на муз. Бартока (1950) и др. Гастролировал в СССР с труппой "Американ балле тиэтр" в 1960. В 1966 оставил сцену.

Ф. М. Крымко.

Кристенсен

КРИ́СТЕНСЕН (Christensen), семья деятелей амер. балета. Лью К. (р. 9.5.1909, Бригем, шт. Юта), артист, балетмейстер, педагог. Учился в Школе амер. балета. В 1935 в труппе "Американ балле тиэтр" исполнил партию Аполлона в балете Дж. Баланчина "Аполлон Мусагет". Был танцовщиком и балетмейстером трупп "Балле караван" (1936–41), "Дане плейере" (1941–42), "Балле сосайети" (1946–48). В 1948–55 балетмейстер-репетитор "Нью-Йорк сити балле". С 1955 гл. балетмейстер труппы "Сан-Франциско балле". Среди пост.: "Покахонтас" Картера (1936), "Заправочная станция" Томсона (1938), "Jinx" на муз. Бриттена (1942), "С любовью" на муз. Россини (1953), "Золушка" (1973); "Дон Жуан" на муз. Родриго. Уильям К. (р. 27.8.1902, Бригем, шт. Юта), артист, балетмейстер, педагог. Брат Лью К. Учился у С. Масканьо, Ж. Мендес, М. М. Фокина. В 1932 открыл школу, затем создал небольшую труппу в Портленде. В 1938 организовал балетный коллектив "Сан-Франциско балле", для к-рого пост. балеты: "Румынская свадьба" на муз. Энеску (1936), "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (1938); "Коппелия" (1939) и "Щелкунчик" (1944) – оба впервые поставлены в США, "Лебединое озеро" (1940, первая в США полная пост.). С 1951 преподаватель ун-та шт. Юта, в 1952 организовал там труппу "Юта балле" (с 1968 – "Балле уэст"). Харолд К. (р. 25.12.1904, Бригем, шт. Юта), артист балета и педагог. Брат Лью и Уильяма К. Учился у Баланчина. Танцевал в труппах "Метрополитен-опера" (1934), "Балле караван" (1936–40), "Сан-Франциско балле" (1941–46). Возглавляет Балетную школу Сан-Франциско (с 1946).

Семья К. сыграла значит. роль в развитии амер. балетного иск-ва, в частности – города Сан-Франциско.

И. В. Груздева.

Критика балетная

КРИ́ТИКА БАЛÉТНАЯ, см. Балетоведение, а также раздел Библиография в конце книги.

Крол Э.

КРОЛ (Kraul) Эрл (р. 6.3.1929, Лондон), канад. артист. Учился танцу в Лондоне у С. Идзиковского. С 1951 в Нац. балете Канады, где сразу занял ведущее положение. Танцевал в партиях классич. и совр. репертуара: Зигфрид, Франц, Альберт; Арлекин ("Карнавал"), Солор; Любовник ("Сиреневый сад"), Художник ("Оффенбах в преисподней" на муз. Оффенбаха), Бон ("Баллада" на муз. Соммерса), Ромео и другие. С кон. 1970-х гг. работает как педагог.

Е. П. Валукин.

Кронстам Х.

КPÓHCTAM (Kronstam) Хеннинг (р. 29.6.1934, Копенгаген), дат. артист, балетмейстер, педагог. С 1943 учился в школе Королевского датского балета, с 1952 в его труппе, с 1960 ведущий танцовщик. С этого же года помощник художеств. руководителя. Танцевал в балетах Б. Кульберг, Р. Пти, Ф. Флиндта и другие. К. – один из лучших исполнителей партий Зигфрида, Альберта; Джеймса ("Сильфида"), Дженнаро ("Неаполь"), Ромео; Поэта ("Ночная тень" на муз. Беллини в обр. Риети), Аполлона ("Аполлон Мусагет"). Танцовщику доступны также и роли, требующие внешней характерности: Жан ("Фрекен Юлия"), Сирано ("Сирано де Бержерак" Констана), Учитель танцев ("Урок" Дельрю), Тореадор ("Кармен" на муз. Бизе). Выступал с труппами "Гран балле дю марки де Куэвас", с амер. труппой Р. Пейдж и другие. Снимался в фильмах-балетах, пост. Р. Пти. В 1979 возглавил труппу Королевского датского балета. С 1967 преподаёт в школе при этой труппе (с сер. 70-х гг. директор), с 1969 ведёт класс дуэтного танца в Летней академии г. Кёльна. Видный представитель школы Авг. Бурнонвиля. В 1973 гастролировал в СССР с Королевским датским балетом.

Е. Я. Суриц.

Кротков Н. С.

КPÓTKOB Николай Сергеевич [29.4(11.5).1849 – г. смерти неизв.), рус. композитор и дирижёр. Был дирижёром Александрийского (1888–94), Михайловского (1895–1898) т-ров в Петербурге. Автор опер, балетов. Популярностью пользовались его балеты – "Ненюфар" (1890, Мариинский т-р, сцен. и пост. М. И. Петипа) и особенно "капризы бабочки" (1889, там же, балетм. М. И. Петипа). В 1885 К. участвовал в создании Моск. частной русской оперы С. И. Мамонтова (до 1888 директор).

Г. М. Шлуглейт.

Крошнер М. Е.

КРÓШНЕР Михаил Ефимович (1900, Киев, – июль 1942, Минск), сов. композитор. Засл. арт. БССР (1940). В 1937 окончил Белорус. консерваторию. Работал концертмейстером Минского т-ра. Автор вокально-симф. произв., первого белорус. балета "Соловей" (по повести З. Бядули, 1939, Одесский т-р, балетм. М. Ф. Моисеев) – народно-героич. произв., в муз. и сценич. драматургии к-рого большая роль отведена нац. танц. фольклору.

Лит.: Чурко Ю., Белорусский балет, Минск, 1966.

И. Г. Нисневич.

Крупенина Л. И.

КРУПÉНИНА (по мужу – Гревцова) Лидия Ивановна (р. 1.11.1928, Москва), сов. артистка, педагог. Нар. арт. СССР (1971). Чл. КПСС с 1956. С 1947, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог М. М. Леонтьева), в Новосибирском т-ре. Среди партий: Маша, Аврора, Tao Хоа, Китри, Эсмеральда, Раймонда, Ширин; Жанна ("Пламя Парижа"), Хозяйка Медной горы; Айша ("Семь красавиц") и др. Танец К. отличался отточенной техникой, артистка стремилась к глубокому раскрытию хореографич. образа, правде его сценич. решения. Много гастролировала за рубежом. Ведёт педагогич. работу в Новосибирском т-ре (с 1969); художественный руководитель Новосибирского хореографич. уч-ща (с 1977).

М. C. Клеймёнова.

"Крысолов"

"КРЫСОЛÓВ" ("The Pied Piper"), одноактный балет на муз. А. Копленда, сцен. и балетм. Дж. Роббинс. 4.12.1951, "Нью-Йорк сити балле"; исполнители – Дж. Рид, Д. Адамс, Т. Леклерк, Н. Магальянес, Т. Болендер и другие.

Е. Я. Суриц.

"Крысолов" (одноактный балет в 2 картинах)

"КРЫСОЛÓВ" ("Krysař"), одноактный балет в 2 картинах. Комп. и сцен. П. Боржковец. 8.10.1942, Нац. т-р Прага, балетм. Й. Енчик, режиссёр В. Кашлик, худ. Ф. Трёстер (декорации), дирижёр В. Талих; исполнители – Р. Браун, В. Подрабска. 1952, там же, балетм. А. Ланда. 1952, Оломоуц балетм. И. Сокол. 1955, Пльзень, балетм. И. Немечек. 1962, Либерец, балетм. Ф. Сладечек. 1966, Острава, балетм. Э. Габздил.

В. Вашут.

Крэган Р. А.

КРЭ́ГАН (Cragun) Ричард Аллан (р. 5.10.1944, Сакраменто, Калифорния), нем. артист (ФРГ). Учился в Ун-те изящных иск-в г. Банф (Канада) и в школе Королевского балета Великобритании. Начал выступать как эстрадный танцовщик. С 1962 в Штутгартском балете. Основные партии: в балетах Дж. Кранко – "Ромео и Джульетта" (роли Ромео и Меркуцио); "Гармоническое вдохновение" на муз. Вивальди (1963), "Опус 1" на муз. Веберна (1965), "Укрощение строптивой" на муз. Скарлатти (1969), "Туманы" на муз. Дебюсси (1970), "Кармен" Бизе – Фортнера (1971), "Времена года" на муз. Глазунова (1972); К. Макмиллана – "Песнь о земле" на муз. Малера; Г. Тетли – "Дафнис и Хлоя" (1975) и др. К. – виртуозный классич. танцовщик, обладающий большим актёрским диапазоном. Гастролировал в СССР с труппой Штутгартского балета в 1972.

В. М. Паппе.

Кубалек Й.

КУ́БАЛЕК (Kubálek) Йозеф (р. 1.2.1938, Брно), чехосл. артист. С 1955 в труппе Гос. т-ра (Брно). Партии: Ленни ("Тропою грома"), Принц ("Деревянный принц"), Актёр ("Пламя Парижа"), Рыбак ("Баллада о моряке" Кршижека), Зигфрид; Принц ("Щелкунчик"), Мавр ("Петрушка"), Дон Жуан ("Дон Жуан" Р. Штрауса), Вацлав; Сапожник ("Шпаличек" Мартину), Иисус ("Глаголическая месса" на муз. Яначека), Яго ("Отелло" Гануша) и др.

В. Вашут.

Кубинский ансамбль национального танца

КУБИ́НСКИЙ АНСÁМБЛЬ НАЦИОНÁЛЬНОГО ТÁНЦА, Ансамбль национального танца Кубы (Conjunto de Danza Nacional de Cuba). Организован в 1959 под назв. Нац. ансамбль совр. танца под рук. Р. Герры. Коллектив ставил своей задачей соединение элементов танца модерн с традиц. кубин. танцем. Создание ансамбля положило начало развитию совр. танца на Кубе. Первое выступление состоялось в 1960, была показана "Сюита Йоруба" (на афро-кубин. музыку), исполненная по канонам танца модерн, но в кубин. манере. В дальнейших работах коллектив и его руководство стремились соединить иск-во, уходящее корнями в нац. традицию, с достижениями совр. танц. иск-ва др. стран. Отсюда использование в балетах конкретной и электронной музыки, применение новаторских приёмов хореографии, интерес к разл. театр. стилям (напр., к т-ру "ужасов"), использование кино как органич. элемента спектакля и, наконец, стремление обогатить и расширить арсенал выразит. средств за счёт выявления всех возможностей исполнителя, включая и вокальные. Ко 2-й пол. 70-х гг. основу репертуара труппы составляли образцы совр. танца Кубы: "Панорама танца и музыки Кубы" на муз. Брауэра (балетм. В. Куэльяр), "Сюита Йоруба" (балетм. Герра), "Окантоми" – муз. народности йоруба (балетм. Э. Риверо), "Сулкари" на кубин. ударную музыку (балетм. Риверо), "Медея и негры" на электронную музыку (балетм. Герpa), "Ироко" на муз. Брауэра и Витвьера (балетм. Куэльяр), "Совершенствование мастерства" на муз. Малькольма (балетм. А. Патерсон), "...И это человек" Витвьера с использованием музыки К. Пендерецкого (балетм. Куэльяр, реж. Н. Дорр).

Вначале в составе труппы были актёры кабаре, участники художеств. самодеятельности и другие. К сер. 70-х гг. её состав пополнился за счёт выпускников балетной студии нац. школы иск-в "Кубанакан". Среди ведущих исполнителей: Д. Альфонсо, Э. Риверо (он же хореограф), М. Иглесиас, П. Трухильо, А. Медерос, И. Роландо, М. Васкес, Р. Родригес, С. Бернабеу, Н. Родригес, Н. Донсель, И. Бланко, Д. М. Вале, Кольясо, П. Родригес. Хореографы – В. Куэльяр, А. Патерсон, X. Ластра.

Ансамбль получил известность за рубежом (в 1961, 1969, 1976 гастролировал в СССР).

Лит.: Комаров Г., Кубинский современный танец, "Т", 1977, № 7.

Н. В. Шашкова.

Кубинский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кубинский балет Камагуэя

КУБИ́НСКИЙ БАЛÉТ КАМАГУЭ́Я ("Ballet de Camagüey"), балетный коллектив провинции Камагуэй. Организован в 1967 по инициативе Ф. Алонсо. Основу труппы составили воспитанники балетной школы этой провинции под рук. В. де ла Toppe и группа солистов Нац. балета. В 1968 к ним присоединились выпускники нац. школы иск-в "Кубанакан".

Окончательно труппа оформилась в 1969 под руководством режиссёра и педагога X. Банегаса и при участии танцовщицы С. Маричаль (оба выступали в коллективе 4 года, будучи солистами Нац. балета Кубы).

До 1971 труппа работала в основном над классикой. Стремление создать собств. сценич. манеру привело к преобладанию в репертуаре совр. произв., синтезу классич. танца с фольклорным. Эти поиски выдвинули талантливых хореографов Г. Эрреру и И. Тенорио (работают одновременно в Нац. балете Кубы). С 1975 коллектив возглавляет Ф. Алонсо.

Среди пост. коллектива: совр. балеты – "Серпиль" на муз. коллаж Вильявисенсио, "Сиканекуэ" Рамоса – оба балетм. Г. Эррера; "Кантата" на муз. кантаты К. Орфа "Кармина бурана" (балетм. И. Тенорио), "Авангард" на муз. А. Александрова (балетм. A. M. Плисецкий), "Махисимо" на муз. Массне (балетм. X. Гарсия), "Аранхуэс" Родриго (балетм. X. Лефебр), "Концерт Гайдна" на муз. Гайдна (балетм. X. Парес); балеты классич. наследия – "Тщетная предосторожность", "Гран па-де-катр" (вариант балетм. Алисии Алонсо), "Дон Кихот" (па-де-де, балетм. А. Обухов), "Лебединое озеро" (па-де-труа из 1-го акта и 2-й акт).

Среди ведущих артистов: А. Вильоч Перес, О. Бейро Лопес, П. Мартин, П. Бейро Лопес, К. Диас, Д. Кристия, Д. Перес, М. Риберо, Н. Гарсия, Р. Кандия, В. Карнесольта.

Коллектив часто выступает на предприятиях, стройках и другие. В 1978 гастролировал в СССР.

H. A. Шашкова.

"Кантата". Кубинский балет Камагуэя. Балетм. И. Тенорио

"Концерт Гайдна". Кубинский балет Камагуэя. Балетм. Х. Парес

Кубинский балет Камагуэя

"Кантата". Кубинский балет Камагуэя. Балетм. И. Тенорио

Кубинский балет Камагуэя

"Концерт Гайдна". Кубинский балет Камагуэя. Балетм. Х. Парес

Кубинский национальный балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кубинский национальный фольклорный ансамбль

КУБИ́НСКИЙ НАЦИОНÁЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛÓРНЫЙ АНСÁМБЛЬ, Национальный фольклорный ансамбль Кубы (Conjunto Folklorico Nacional de Cuba). Создан в 1962 в Гаване. Рук. К. Coca (нач. 1970-х гг.), М. Порталь (сер. 1970-х гг.), гл. хореограф Р. Эспиноса, консультант по фольклору X. Гарсия. Коллектив стал хранителем и пропагандистом богатого фольклорного творчества народов Кубы. Созданию репертуара предшествовала большая исследовательская работа, отбор лучших произв., к-рые затем были объединены в танц. циклы: "Цикл Йоруба" (афро-кубин. музыка), "Цикл Конго" (на ритуальную конголезскую музыку), "Компарса, румба, прегонес" (на кубин. нар. музыку), "Цикл Йоруба Йесса" (на ритуальную музыку), "Цикл Абакуа" (на кубин. нар. музыку), "Цикл народной музыки" (на кубин. нар. музыку), "Алафин де Ойо" (музыка Йоруба) – все балетм. Эспиноса. В результате был создан яркий спектакль, в к-ром представлены ритуальные танцы кубин. негров, восходящие к афро-кубинским религиозным традициям и к их истокам – африканской мифологии, городскому фольклору, совр. бытовым танцам.

Венчает представление карнавальное шествие. Среди солистов: Л. Мендоса, М. Десдунес, М. Рискарт, Л. Кесада, Й. Гарсия, М. Хауреги, Р. Эрнандес, Н. Самора, С. Фабрас, М. Гарсия Миклер, А. О'Фарриль, X. Пельядито, Х. Х. Ортис, X. Рамос.

Ансамбль много и успешно гастролирует за рубежом (в 1960-е гг., 1970, 1977 – в СССР).

Н. В. Шашкова.

Куджма В. В.

КУ́ДЖМА Витаутас Викторович (р. 5.7.1946, Капсукский р-н Литов. ССР), сов. артист. Засл. арт. Литов. ССР (1975). С 1965, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагоги Ю. Г. Кондратов, П. А. Пестов, Н. Б. Черкасская), в Вильнюсском т-ре. Партии: Хулиган ("Барышня и хулиган" на муз. Шостаковича), Альберт, Зигфрид; Вронский ("Анна Каренина" Щедрина), Марюс ("На берегу моря" Юзелюнаса), Дезире, Базиль, Ромео.

Л. И. Мотеюнайте.

Кудрявцева В. В.

КУДРЯ́ВЦЕВА Валентина Васильевна [5 (18).2.1904, Москва, – 10.2.1951, там же], сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1947). С 1920, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог A. A. Горский), в Большом т-ре; дебютировала ещё ученицей в партии Клары в балете "Щелкунчик". Изящество, мягкость исполнения были характерны для иск-ва балерины. Среди партий: Одетта – Одиллия, Аврора, фея Сирени, Никия; Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Саламбо ("Саламбо" Арендса), Метельщица ("Футболист" Оранского, балетм. Л. А. Лащилин и И. А. Моисеев). В 1939 пост. "Жизель" (по A. A. Горскому) в Т-ре "Остров танца" (Москва). В 1941–43 репетитор Большого т-ра.

Лит.: Файер Ю., О себе, о музыке, о балете, М., 1970, с. 238–41.

В. И. Зарубин.

Кузнецов А. В.

КУЗНЕЦÓВ Анатолий Владимирович (1.4.1918, Москва, – 4.3.1976, Днепропетровск, похоронен в Москве), сов. артист, балетмейстер, педагог. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1964) и РСФСР (1973). Род. в семье артистов балета. В 1935 окончил Моск. хореографич. уч-ще, в 1940 – пед. отделение уч-ща. В 1935–60 в Большом т-ре (в 1952–58 балетмейстер-репетитор). Партии: Базиль, Зигфрид; Принц ("Щелкунчик"), Франц; Рене ("Фадетта"), Грей ("Алые паруса" Юровского), Евгений ("Медный всадник"), кавалер Рипафратта; Мако ("Тропою грома"), Юноша ("Шопениана") и др. С 1962 работал, как балетмейстер в Т-ре им. Навои: "Коппелия" (1965), "Мирандолина" (1965), "Лебединое озеро" (1964); "Дон Жуан" (1964) и "Сорок девушек" (1967) Фейгина. В 1969–73 гл. балетмейстер Каирской балетной труппы и худ. рук. Каирской балетной школы; пост. в Каире балеты: "Дон Жуан" (1970, новая редакция К. И. Фейгина), "Франческа да Римини" (1970), "Бахчисарайский фонтан" (1973). С 1938 вёл педагогич. работу (класс народно-характерного танца в Моск. хореографич. уч-ще, классич. танца в Краснознамённом им. Александрова ансамбле песни и пляски Сов. Армии, Т-ре им. Навои, Каирской балетной труппе).

Кузнецов Д. И.

КУЗНЕЦÓВ Дмитрий Иванович [1827 – 12 (25).5.1901, Москва], рус. артист. В 1842 окончил Моск. театр. школу по классу флейты. Одновременно занимался у балетм. Т. Герино. С 1843 в Большом т-ре. В 1847–48 совершенствовался в Петерб. театр. уч-ще, затем вернулся в Большой т-р (с 1851 солист). Сильный классич. танцовщик, К. был партнёром Е. А. Санковской, Е. И. Андреяновой, Ф. Эльслер, А. И. Собещанской, А.

Гранцовой, П. П. Лебедевой и другие. Среди лучших партий: Феб, Конрад; Рудольф ("Дева Дуная"), Валентин ("Фауст" Паниццы и Пуньи) и др. В 1862 К. перешёл на мимич. роли, в 1883 покинул сцену. В 1850–54 педагог Моск. театр. уч-ща.

Лит.: "ЕИТ". Сезон 1900–1901, с. 304–05.

Кузнецов С. П.

КУЗНЕЦÓВ Святослав Петрович (р. 10.6.1930, Ленинград), сов. артист, балетмейстер, педагог. Засл. арт. РСФСР (1966). Чл. КПСС с 1965. В 1950 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (ученик Б. В. Шаврова), в 1969 –искусствоведч. ф-т Ленингр. ин-та им. Репина. В 1950–70 в труппе Т-ра им. Кирова. Обладая красивой фигурой, мягким прыжком, пластич. выразительностью, К. выступал преим. в ролях лирич. репертуара. Исполнитель партий: Андрий ("Тарас Бульба" Соловьёва-Седого, 1955, балетм. Б. А. Фенстер), Гармодий ("Спартак", 1956, балетм. Л. В. Якобсон), Звездич ("Маскарад", 1960, балетм. Фенстер). Среди др. партий: Альберт, Зигфрид, Базиль; Абдерахман ("Раймонда"), Ромео; Яго ("Отелло"), Армен ("Гаянэ"), Евгений. В 1971–73 гл. балетмейстер Ленингр. т-ра муз. комедии. Ставил также танцы в драматич. т-рах, в кино, на эстраде, на телевидении, в спектаклях балета на льду. В 1977 пост. в Петрозаводском т-ре (совм. с A. C. Кузнецовым) "Сказку о попе и о работнике его Балде" М. Чулаки. Участвовал в гастролях за рубежом. С 1972 доцент Ленингр. ин-та т-ра, музыки и кино (с 1978 зав. кафедрой сценич. движения).

Лит.: Молодые артисты Ленинграда, Л., 1954; Деген А. Б., Ступников И. В., Мастера танца, Л., 1974.

В. В. Ванслов.

Кукки К.

КУ́ККИ (Cucchi) Клаудина [6.3.1834 (по др. данным, 20.3.1838), Монца, – 8 (по др. данным, 10).3.1913, Милан], итал. артистка. Училась в балетной школе "Ла Скала" (с 1848), совершенствовалась у К. Блазиса и О. Юса. С 1853 солистка "Ла Скала". В 1855 дебютировала в парижской Опере в танцах в опере "Сицилийская вечерня" Верди и сразу выдвинулась в число ведущих танцовщиц. В 1857–1868 работала в Венской придв. опере. Одновременно гастролировала в Берлине, Лондоне, Праге, Будапеште, Петербурге (1865), где пользовалась успехом как исполнительница гл. ролей в пост. балетм. Ж. Перро: "Жизель", "Катарина, дочь разбойника", "Эсмеральда" и другие. Выступала в 1873 в Падуе в балете "Брама" Даль Арджине (балетм. И. Монплезир), затем в Неаполе, Флоренции. Среди др. работ гл. партии в балетах: "Корсар"; "Юлишка" Голинелли (балетм. К.), "Граф Монте-Кристо" Джорца (балетм. Дж. Рота), "Нефте, или Блудный сын" (балетм. П. Борри), "Каприччиоза" (балетм. Р. Росси), "Пламя любви" (балетм. А. Сен-Леон), "Уриелла". Оставила сцену после 1873. Умерла в одном из миланских приютов для бедных. Автор мемуаров "Двадцать лет на сцене" (1904).

Соч.: Venti anni di palcoscenico. Ricordi artistici, Roma, 1904.

Лит.: Beaumont С., Complete book of ballets. Supplement, L., 1952.

В. М. Паппе.

Куличевская К. М.

КУЛИЧÉВСКАЯ Клавдия Михайловна [25.10(6.11).1861, – 1923, Токио], рус. артистка, педагог. С 1880, по окончании Петерб. театр. уч-ща, в труппе Мариинского т-ра. Выдающаяся исполнительница виртуозных вариаций. Партии: Грациелла ("Грациелла" Пуньи), Графиня ("Своенравная жена" Адана и Пуньи), Илька ("Очарованный лес" Дриго) и др. Последний раз выступила на сцене в 1901 (в балете "Камарго" Минкуса). В 1901–1917 педагог Петерб. театр. уч-ща. Среди её учеников: O. A. Спесивцева, Г. И. Большакова, Е. Э. Бибер. Для выпускных спектаклей уч-ща ставила отдельные номера (в т. ч. "Игра бабочек" на муз. Вальдтейфеля для В. Ф. Нижинского и Ю. Н. Седовой; позднее номер вошёл в балет "Ручей"), балеты (в т. ч. "Принц-садовник" на муз. Давыдова, 1906); возобновила "Сказку Белой ночи" для O. A. Спесивцевой (на сб. муз., 1913). С 1918 жила за рубежом.

Лит.: Светлов В., Терпсихора. Статьи. Очерки. Заметки, СПБ, 1906, с. 279–82; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века [ч.] 1–2, Л., 1971–72.

Г. М. Шлуглейт.

Кульберг Б.

КУ́ЛЬБЕРГ (Cullberg) Биргит (р. 3.8.1908, Нючёпинг), швед. артистка и балетмейстер. Училась у К. Йосса и С. Ледера в Дартингтон-холле и у М. Грэхем в Нью-Йорке. В 1944 организовала в Стокгольме собств. труппу, в 1946–47 рук. (совм. с И. Крамером) труппы Шведский танцевальный театр, в 1952–57 балетм. Королевского шведского балета, в нач. 1960-х гг. – Гор. театра в Стокгольме; работала также в Англии, ФРГ, США, Лат. Америке. В 1967 вновь создала труппу, получившую назв. "Кульберг-балеттен". Пост.: "Фрекен Юлия", "Медея" на муз. Бартока в аранжировке Сандберга (оба – 1950), "Лунный олень" (1957) и "Женщина с моря" Рисагера (1960), "Эдем" Русенберга (1961), "Ромео и Джульетта" (1969); "Мятеж" на муз. Бартока (1973) и мн. др. Ставила фильмы-балеты для телевидения: "Злая королева" на муз. Вирена (1971), "Красное вино в зелёных стаканах" на муз. Бетховена (1970) и др. Выступает с лекциями, автор мн. статей. Член жюри 1-го Междунар. конкурса артистов балета в Москве (1969). В работах К. сочетаются классич. танец и танец модерн, танц. пантомима и гротеск.

Соч.: Влияние телевизионной специфики на создание балетной постановки, в сб.: Музыка и телевидение, вып. 1, М., 1978.

Лит.: Lidova I., Cullberg, "Les saisons de la danse", 1972, Mai.

Е. Я. Суриц.

"Фрёкен Юлия". Балетм. Б. Кульберг

Кульберг Б.

"Фрёкен Юлия". Балетм. Б. Кульберг

"Кульберг-балеттен"

"КУ́ЛЬБЕРГ-БАЛÉТТЕН" (Cullbergbaletten), швед. труппа при Городском т-ре в Стокгольме. Осн. Б. Кульберг в 1967. Входит в состав Швед. нац. театр. центра и субсидируется гос-вом. Насчитывает в среднем 15 человек (в т. ч. С. Андер, Л. Веннергрен, М. и Н. Эк). В репертуаре: балеты Кульберг – "Фрекен Юлия", "Медея" и "Мятеж" на муз. Бартока в аранжировке Сандберга, "Ромео и Джульетта"; "Эдем" Русенберга, "Эвридика умерла" Морриконе, "Красное вино в зелёных стаканах" на муз. Бетховена, "Злая королева" на муз. Вирена; М. Бежара – "Жар-птица"; Ф. Флиндта – "Урок" Дельрю; А. Эйли – "Жаворонок взлетает" на муз. Воана-Уильямса; балетм. С. Эгри, Л. Любовича, Л. Ховинга, М. Каннингема, М. Эка и другие.

Е. Я. Суриц.

Кумысников А. Л.

КУМЫ́СНИКОВ Абдурахман Летфулович [15 (28).11.1913, дер. Медянка Горьковской обл.], сов. артист и педагог. Засл. арт. Башк. АССР (1957), засл. деят. иск-в Тат. АССР (1964). В 1938 окончил Моск. хореографич. уч-ще (педагог П. А. Гусев), в 1939 – класс усовершенствования Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог В. И. Пономарёв), в 1949 – отделение педагогов-хореографов Ленингр. консерватории (педагог А. Я. Ваганова). В 1939–58 в Т-ре им. Кирова. Партии: Кавалер ("Спящая красавица"), Центурион и танец этрусков ("Спартак"), фламенко ("Лауренсия"), испанский танец, мазурка ("Лебединое озеро"), цыганский танец ("Дон Кихот"), рапсодия, мазурка ("Конёк-Горбунок"), Батыр. С 1946 педагог Ленингр. хореографич. уч-ща. Среди его учеников: А. Павловский, Г. Замуэль, Д. Марковский, В. Долгалло, К. Заклинский. В 1970–73 вёл класс солистов в Ленингр. Малом т-ре. С 1978 педагог-репетитор Т-ра им. Кирова. Преподавал в Варшавской балетной школе, классах солистов Нидерландского балета, т-ров оперы и балета в Белграде, Софии, Будапеште, Берлине.

И. В. Ступников.

Кунавичюс Г. Б.

КУНÁВИЧЮС Генрикас Брониславович (р. 22.3.1925, Каунас), сов. артист. Нар арт. Литов. ССР (1959). Чл. КПСС с 1956. С 1944, по окончании балетной студии при Каунасском т-ре (педагог Б. Келбаускас), в труппе этого т-ра (с 1948 – Вильнюсский т-р). Исполнял гл. партии в нац. балетах, пост.: Б. Келбаускасом – Антанас ("Невеста" Пакальниса); В. Гривицкасом – Ионис ("На берегу моря" Юзелюнаса), Угнюс ("Аудроне" Индры), Жинвинас ("Эгле – королева ужей" Бальсиса). Среди др. партий: Вацлав, Дезире, Зигфрид, Базиль, Спартак, Альберт.

Кунакова Л. А.

КУНАКÓВА Любовь Алимпиевна (р. 8.8.1951, Ижевск), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1974). С 1970, по окончании Пермского хореографич. уч-ща (педагог Г. К. Кузнецова), в Пермском т-ре. Партии: Сванильда, Одетта –Одиллия, Аврора, фея Сирени, Китри; Миледи и Королева ("Три мушкетёра" Баснера, балетм. H. H. Боярчиков) и др. С 1974 в Т-ре им. Кирова. Партии: Никия и Гамзатти ("Баядерка"), Раймонда; Мирта ("Жизель"), Мехменэ Бану и другие. Танец К. отличается виртуозной техникой. Ведёт концертную работу. 1-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1972).

Л. П. Савицкая.

Купер Э. А.

КУ́ПЕР Эмиль Альбертович [1(13).12.1877, Херсон, – 16.11.1960, Нью-Йорк], рус. дирижёр. Учился в Одесском муз. уч-ще, затем в Берлине и Вене. С 1897 был дирижёром в т-рах Киева, Ростова-на-Дону, в 1907–09 – в Оперном т-ре С. И. Зимина в Москве, в 1910–19 – Большого т-ра. Активный участник Русских сезонов за границей (дирижировал балетами "Пир" и "Петрушка"). В 1919–24 член Дирекции и дирижёр Петрогр. т-ра оперы и балета; участвовал в пост. балетов "Петрушка" (1920) и "Жар-птица" (1921). С сер. 1920-х гг. жил за границей. Был дирижёром парижской Оперы и т-ра "Ла Скала" (1932–36), "Метрополитен-опера" (1944–50), оперного т-ра в Монреале (1950–1960).

Л. П. Савицкая.

Кургапкина Н. А.

КУРГÁПКИНА Нинель (Нинелла) Александровна (р. 13.2.1929, Ленинград), сов. артистка. Нар. арт. СССР (1974). Чл. КПСС с 1975. С 1947, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог А. Я. Ваганова), в Т-ре им. Кирова. Среди партий: фея Смелости, фея Бриллиантов и Аврора ("Спящая красавица"), Китри; Мирта ("Жизель"), Гамзатти ("Баядерка"), Одетта – Одиллия; 7-й и 11-й вальсы ("Шопениана"), Коломбина ("Карнавал"). Танцевала в балетах, пост.: Р. В. Захаровым – Параша; В. И. Вайноненом – Жанна ("Пламя Парижа"); И. Д. Вельским – Любимая ("Берег надежды" Петрова); В. М. Чабукиани – Эмилия ("Отелло"), H. A. Анисимовой – Гаянэ; Л. В. Якобсоном – миниатюры "Венский вальс", "Полётный вальс" и "Конькобежцы" ("Хореогра- фические миниатюры"); Ю. Н. Григоровичем – Ширин; K. M. Сергеевым – Злюка ("Золушка"), Танец К. отличается виртуозной техникой, темпераментом, бравурностью, жизне- радостностью, завершённостью поз, безукоризненной точностью исполнения. С 1969 К. – педагог класса усовершенствования в т-ре.

Лит.: Вечеслова Т., Танцовщица, "Огонёк", 1953, № 45; Народная артистка республики H. A. Кургапкина, "Театральный Ленинград", 1966, № 10; Линькова Л., Нинелла Кургапкина, в сб.: Ленинградский балет сегодня, вып. 2, Л.–М., 1968.

Н. Кургапкина - Жанна

Кургапкина Н. А.

Н. Кургапкина - Жанна

Курилко М. И.

КУРИ́ЛКО Михаил Иванович [31.5(12.6). 1880, Каменец-Подольск, – 1.3.1969, Малаховка Моск. обл.], сов. театр. художник и архитектор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1955). Проф. (1940). Окончил Высшее художеств. уч-ще при Академии художеств (1913) и Археологич. ин-т (1914) в Петербурге. Оформлял драматич. и оперные спектакли в т-рах Москвы, Ленинграда, Киева и другие. городов. В 1924–28 гл. художник Большого т-ра; оформил здесь ряд хореографич. спектаклей, в т. ч. балет "Эсмеральда" (1926, балетм. В. Д. Тихомиров), создал также и наиболее значит. свою работу – декорации к балету "Красный мак" (1927, балетм. Тихомиров и Л. А. Лащилин; 1949, новая ред., балетм. Л. М. Лавровский, Гос. пр. СССравни 1950); автор сценария этого балета. Участвовал в создании проекта, по к-рому построен Новосибирский т-р оперы и балета. Смотри рис. с. 284.

В. В. Ванслов.

Курилов И. В.

КУРИ́ЛОВ Иван Васильевич [р. 5(18).7.1910, Киев], сов. артист, балетмейстер. С 1926 занимался в Драматич. студии при Детском т-ре в Киеве и в частной балетной школе. С 1928 в Киевском т-ре. В 1930–31 солист Одесского т-ра, в 1931–1934 – Моск. художеств. балета под рук. В. В. Кригер, в 1934–37 солист балета и балетмейстер Днепропетровского т-ра, в 1937–39 – Ансамбля нар. танца УССравни в 1939–62 – Т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Свежесть и своеобразие трактовки, острый танц. рисунок отличают созданные К. образы: Ли Шанфу; Бирбанто ("Корсар"), Колен и Мишо ("Соперницы" Гертеля), Вакула ("Ночь перед Рождеством" Асафьева), Пабло ("Лола") и др. Среди его лучших партий также: Костя ("Берег счастья"), Бармалей ("Доктор Айболит"), Квазимодо ("Эсмеральда"), Фальстаф ("Виндзорские проказницы" Оранского). Балетмейстерскую работу начал в Одессе (ассистент М. Ф. Моисеева). Сопостановщик В. П. Бурмейстера в спектаклях "Виндзорские проказницы" Оранского (1942) и "Берег счастья" Спадавеккиа (1948). Ставил танцы в военных ансамблях, Рязанском, Воронежском рус. нар. хорах, т-рах оперетты (Москва, Петрозаводск, Свердловск), драматич. т-рах, кино и т. д. Ведёт работу по подготовке руководителей художеств. самодеятельности.

E. H. Надеждина.

Куруп К.

КУРУ́П Кунджу (20.3.1880 – 1977), инд. танцовщик и педагог. Танцу учился в раннем детстве. Впервые выступил в роли Кришны в спектакле "Рукминешсвайемварам". Исполнял танцы катхакали. Для иск-ва К. были характерны стилевая точность грима и костюма, владение мимикой лица (особая подвижность глаз, бровей, отдельных лицевых мускулов). К. преподавал в "Каламандалам". Среди его учеников – Гопинатх, Кунджу Наир, Рагини Деви, Рам Гопал, Удай Шанкар и другие.

Лит.: Ram Gopal, Serozh Dadachanji, Indian dancing, L., [1951].

Д. Г. Журкина.

Кутасова Т. Д.

КУТÁСОВА Татьяна Дмитриевна [р. 29.5(11.6).1906, Москва], сов. артистка, педагог. Засл. арт. Узб. ССР (1939). Училась у Л. М. Нелидовой, М. М. Мордкина, М. Н. Горшенковой. В 1920–29 артистка моск. детских т-ров, в 1929–41 работала в т-рах оперы и балета Свердловска, Харькова, Саратова, Перми, Куйбышева, Ташкента. В 1941–47 – в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Партии: Одетта – Одиллия, Лиза, Tao Хоа, Мария и другие. В 1950–59 педагог Театр. уч-ща им. Щукина. Автор книги "Самодеятельный танцевальный коллектив" (М., 1953).

A. C. Иванов.

Куулберг М. В.

КУУ́ЛБЕРГ Мати Вяйнович (р. 9.7.1947, Таллин), сов. композитор. В 1971 окончил Таллинскую консерваторию (педагог А. Гаршнек). Автор балетов: "Композиция для пятерых" (1971, т-р "Ванемуйне", Тарту, ба-летм. Ю. Вилимаа), "Монт Валерьен", посв. участнику франц. Сопротивления – эстонцу Б. Вильде (1972, там же, балетм. А.-Э. Керге; пр. Ленинского комсомола Эстонии), "Карусель" (1974, т-р "Эстония", Таллин, сцен. и балетм. Керге).

В. Л. Паалма.

Кушаева Т. Х.

КУШÁЕВА Танслу Хафизовна (р. 5.4.1925), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1956). С 1945, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагоги H. A. Камкова и А. Я. Ваганова), в Пермском т-ре. Первая исполнительница на сцене этого т-ра партий Бэлы ("Бэла" Мошкова), Джульетты – оба балетм. Т. Е. Рамонова. Среди др. партий: Зарема, Tao Хоа, Китри, Эсмеральда, Лиза. Танец К. отличается воздушностью, её сценич. образы искренни, лиричны. В 1946–75 (с перерывами) педагог Пермского хореографич. уч-ща.

Кушербаева С. И.

КУШЕРБÁЕВА Сара Идрисовна (р. 6.2.1933, Алма-Ата), сов. артистка. Нар. арт. Казах. ССР (1966). В 1952 окончила Казах. хореографич. уч-ще (педагог A. B. Селезнёва), в 1954 – класс усовершенствования Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог H. A. Камкова). С 1954 в Т-ре им. Абая. Среди партий: Одетта – Одиллия, Мария, Китри, Сюимбике. Классич. танец С. отмечен грациозной лёгкостью, чёткими законченными линиями, виртуозной техникой. Исполнила гл. партии в балетах "Дорогой дружбы" Тлендиева, Степанова и Манаева, "Легенда о белой птице" Жубановой, "Легенда о любви"; "Козы-Корпеш и Баян-Слу" Брусиловского, "Чолпон" Раухвергера, "Чинтомюр и Махтум" Кужамьярова. Деп. Верх. Совета Казах. ССР 5-го созыва. Пр. Всесоюзного конкурса классич. танца и Москве (1957).

Л. П. Сарынова.

Куэвас

КУЭ́ВАС (Cuevas) маркиз Жорж де [маркиз де Пьедрабланка де Гуана де Куэвас (Marquis de Piedrablanca de Guana de Cuevas)] [26.5.1885 (по др. сведениям, 1886), Сантьяго, Чили, – 22.2.1961, Канн, Франция], амер. импресарио. По нац. чилиец. Меценат и балетоман, располагавший большими средствами, К. основал в Нью-Йорке труппу "Балле интернэшонал" (1944), к-рая работала один сезон. С 1947 финансировал труппу "Нуво балле де Монте-Карло" (в том же году – "Гран балле де Монте-Карло") в Монако, переименованную в 1950 в "Гран балле дю марки де Куэвас". К. сумел объединить мн. талантливых артистов, балетмейстеров, художников. В разное время здесь работали: Р. Хайтауэр, А. Эглевский, И. Шовире, Р. Жанмер, Л. Черина, Ж. Шарра, Ю. Алгаров, В. Скуратов, А. Маркова, Т. Туманова, Э. Брун, Н. Вырубова, С. Головин и мн. др. Высокий исполнительский и художеств. уровень, репертуар создали труппе репутацию одного из лучших коллективов Запада. Среди пост.: "Аннабель Ли" Шифмана, "Кавказский пленник" на муз. Хачатуряна (оба – 1951), "Веронская трагедия" на муз. Чайковского (1950) – все балетм. Ж. Скибин; "Световая ловушка" Дамаза (1952, балетм. Дж. Тарас), "Любовь и её судьба" на муз. Чайковского (1957, балетм. С. Лифарь и Д. Парлич), "Ромео и Джульетта" на муз. Берлиоза (1955, балетм. Скибин, Тарас, Головин, В. Скуратов), классич. балеты – "Жизель", "Лебединое озеро"; "Сильфида" Левеншелля (1953, балетм. X. Ландер) и др. Вскоре после смерти К. труппа прекратила существование.

Лит.: Daguerre P., Le Marquis de Cuevas, P., 1954; Lidova I., Hommage du marquis de Cuevas, "Les saisons de la danse", 1975, № 70.

B. M. Паппе.

Куява Т.

КУЯ́ВА (Kujawa) Тереса (р. 11.12.1927, Быдгощ), польская артистка, балетмейстер, педагог. Выступала в оперных т-рах Вроцлава (1947–49), Познани (1949–58 и 1960–71), была солисткой Т-ра иск-ва балета А. Галиной в Париже (1958–1960). Одновременно училась танцам модерн и испанскому в Академии совр. танца. В 1971–73 ставила спектакли в Опере во Вроцлаве, в 1975–76 рук. балета "Т-ра Вельки" в Лодзи, с 1976 хореограф Оперы во Вроцлаве. Партии: Баба ("Ночь на Лысой горе" на муз. Мусоргского), Зося ("Король из мужика" Бацевич), фея Карабос; сольные партии – "Темпус-джаз-67" Милиана, "Адажио для струнных инструментов и органа". Пост.: "Маленькая сюита" на муз. Лютославского (1964), "Скульптуры мастера Петра" Твардовского (1972, 1974), "Спартак" (1972); "Повесть любви" на муз. де Фалья (1973), "Медея" Луцюка (1975), "Кончерто гроссо" на муз. Б. Шабельского (1976), "Коппелия" (1977), "Золушка" (1978); "Ад либитум" на муз. К. Сероцкого (1978) и др. В 1956–58 и 1960–71 педагог Балетной школы в Познани.

И. Турска.

Кхмерский классический танец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кшесинская М. Ф.

КШЕСИ́НСКАЯ Матильда (Мария) Феликсовна [19(31).8.1872, Лигово, близ Петербурга, – 6.12.1971, Париж], рус. артистка, педагог. Дочь танцовщика Ф. И. Кшесинского. В 1890 окончила Петерб. театр. уч-ще. Занималась у Л. И. Иванова, Х. П. Иогансона, Э. Чеккетти. В 1890–1917 в Мариинском т-ре. В балетах, пост. М. И. Петипа, исполнила партии: Мариетта-Драгиниацца, Млада ("Калькобрино", "Млада" Минкуса), Колос ("Времена года"), Одетта – Одиллия. Её крупнейшие роли – Аврора (1893) и Эсмеральда (1899), Тереза ("Привал кавалерии" Армсгеймера), Лиза; Аспиччия ("Дочь фараона"), Никия; Фенелла (опера "Немая из Портичи" Обера). К. обладала яркой артистич. индивидуальностью. Её танец отличался бравурностью, жизнерадостностью, кокетли- востью, женственностью, виртуозной "колоратурностью" и в то же время классич. законченностью. В нач. 1900-х гг. танцевала в балетах, пост. М. М. Фокиным: "Евника" Щербачёва (Евника), "Шопениана", "Эрос" на муз. Чайковского.

Гастролировала в Вене (1903), Париже (1908, 1909), Варшаве (1909), в 1911–1912 в антрепризе Дягилева. В 1920 уехала во Францию. В 1929 открыла студию в Париже. Среди её учеников – Т. Рябушинская, Л. Ростова, Б. Князев, А. Эглевский. У К. брали уроки видные танцовщицы зарубежного балета, в т. ч. И. Шовире, М. Фонтейн.

В 1960 в Париже издала свои мемуары ("Souvenirs de la Kschessinska").

Лит.: Теляковский В., Воспоминания, [Л.–M.], 1965; Карсавина Т., Театральная улица, [Л.], 1971; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 2 – Танцовщики, Л., 1972, с. 33–66; Бахрушин Ю., История русского балета, 3 изд., М., 1977, с. 205.

E. H. Дюкина.

М. Кшесинская - Нирити ("Талисман" Р. Дриго)

Кшесинская М. Ф.

М. Кшесинская - Нирити ("Талисман" Р. Дриго)

Кшесинский И. Ф.

КШЕСИ́НСКИЙ Иосиф Феликсович (5.2.1868, Петербург, – 1942, Ленинград), сов. артист, педагог. Засл. арт. Республики (1927). Брат М. Ф. Кшесинской. С 1886, по окончании Петерб. театр. уч-ща, в Мариинском т-ре. Выдающийся мастер балетной пантомимы. Обладал великолепной осанкой, иск-вом жеста, пластичностью. Живописно, с апломбом исполнял мазурки, испанские танцы в балетах и операх. Выступал в балетах М. И. Петипа, М. М. Фокина. Роли: Иниго ("Пахита"), Флорестан ("Спящая красавица"), Фараон и царь Нубийский ("Дочь фараона"), Кассандр ("Арлекинада"), Эбремар ("Синяя борода" Шенка), Флорестан ("Карнавал"), Раджа ("Баядерка"), Полковник ("Привал кавалерии" Армсгеймера), Клод Фролло и Феб ("Эсмеральда"), Марк Антоний ("Египетские ночи" Аренского), Конрад и Бирбанто ("Корсар"), Виконт Ренэ ("Павильон Армиды" Черепнина) и др. Первый исполнитель ролей Панталоне и Фаворита в балетах "Пульчинелла" на муз. Перголези (1926) и "Крепостная балерина" Корчмарёва (1927), пост. Ф. В. Лопуховым. В 1905 за активное участие в забастовке артистов балета был уволен из т-ра. Снова принят в 1914 (служил до 1928). В 1929 под рук. К. в Выборгском Доме культуры (Ленинград) пост. балет "Красный мак" (К. исполнял роль Капитана советского корабля). В 1928–30 организатор и руководитель гастрольной молодёжной труппы, в к-рой начинали свою творч. деятельность Ф. И. Балабина, K. M. Сергеев, Р. И. Гербек и другие. В 1896–1905 педагог Петерб. театр. уч-ща, в 1918–27 в Ленингр. хореографич. уч-ще. Среди его учеников – А. П. Павлова, Л. Г. Кякшт и другие. Автор статьи "1905 год и балет" ("Жизнь искусства", 1925, № 51). Оставил мемуары (рукопись в Театральном музее имени A. A. Бахрушина). Умер во время блокады Ленинграда.

Лит.: [Бродерсен Ю.], И. Ф. Кшесинский, "Рабочий и театр", 1928, № 14; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 2 – Танцовщики, Л., 1972, с. 374–77.

E. H. Дюкина.

Кшесинский Ф. И.

КШЕСИ́НСКИЙ (наст. фам. – Кржесинский-Нечуй) Феликс Иванович (Янович) [5(17).11.1823, Варшава, – 3(16).6 (или 7).1905, имение на ст. Сиверская Варшавской ж. д.]., рус. артист. В 1831–38 учился в Варшавской балетной школе (у М. Пиона). Выступал в Варшаве как классич. и характерный танцовщик. В 1853 дебютировал в Александрийском т-ре в Петербурге в балете "Крестьянская свадьба" ("Свадьба в Ойцуве") на муз. Стефани. В том же году зачислен в труппу Мариинского т-ра. Прославился в народно-характерных танцах – польских, а также цыганских, венгерских. Считался первым в России "мазуристом". Особый успех имел в "польском акте" оперы "Иван Сусанин" Глинки. В 1862 в Париже вместе с М. И. Петипа танцевал мазурку в балете "Своенравная жена" Мазилье. Обладая актёрским талантом, К. играл мимич. роли: царь Нубийский ("Дочь фараона" Пуньи), Хан ("Конёк-Горбунок"), Клод Фролло ("Эсмеральда"), Брамин ("Баядерка"), Иниго ("Пахита") и др. Пост. балет "Крестьянская свадьба" (1851), "Роберт и Бертрам, или Два вора" на муз. Шмидта и Пуньи (1858), дивертисмент "Лезгинские танцы" на муз. Стефани (1864). В 1898 получил звание засл. арт. имп. т-ров. Давал частные уроки польских танцев.

Лит.: Плещеев Α., Наш балет. (1673–1899), 2 изд., СПБ, 1899; "БИТ". Сезон 1904–1905, вып. 15, приложение, с. 314–15; "Театр и искусство", 1905, № 28, с. 446–47; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.–М., 1963, с. 433–35.

E. H. Дюкина.

Ф. Кшесинский в балете "Роберт и Бертрам, или Два вора"

Кшесинский Ф. И.

Ф. Кшесинский в балете "Роберт и Бертрам, или Два вора"

Кшишковская М.

КШИШКÓВСКАЯ (Krzyszkowska) Мария (р. 11.11.1927, Варшава), польская артистка. В 1946–48 выступала на эстраде с Л. Вуйциковским, затем солистка Т-ра оперетты в Варшаве (1948–50), Оперы в Познани (1950–53), с 1953 Оперы, позднее "Т-ра Вельки" в Варшаве, с 1970 рук. балета этого т-ра. Партии: в пост. Вуйциковского – Девочка ("Времена года" на муз. Чайковского), Русалка ("Свантевит" Перковского), Сванильда; Зобеида ("Шехеразада"), Балерина ("Петрушка"), Свитезянка ("Свитезянка" Моравского), Девочка ("Харнаси"), сольные партии ("Ноктюрн и тарантелла" на муз. Шимановского и "Болеро").

И. Турска.

"Кэлин"

"КЭЛИ́Н" ("Călin"), балет в 3 актах (по поэме М. Эминеску). Комп. А. Мендельсон, сцен. и балетм. Т. Урсяну. 2.5.1957, Румынская опера, Бухарест, худ. Т. Кирьяков (декорации), П. Брынковяну и О. Тутовяну (костюмы), дирижёр Ε. Масини; Кэлин – Дж. Барбу, Иляна – И. Личиу, Князь-ночь – О. Дановский, Пепеля – Б. Петров, Надменный гость – Э. Мэркуи. 1957, Клужская венгерская опера, балетм. Т. Урсяну.

К. Кыржан.

Кякшт Г. Г.

КЯКШТ Георгий Георгиевич [26.1(7.2).1873, Петербург, – 22.3.1936], рус. артист, педагог. Сын крестьянина Ковенской губ. С 1891, по окончании Петерб. театр. уч-ща (педагоги Н. И. Волков и П. А. Гердт), в Мариинском т-ре; до 1910 ведущий солист. Блестящая техника сделала К. одним из лучших классич. танцовщиков. Обладая актёрским дарованием, с успехом исполнял комедийные и мимич. партии. Роли: Голубая птица, Альберт, Базиль, Франц; Арлекин ("Арлекинада"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Иванушка ("Конёк- Горбунок"), Пьер ("Привал кавалерии" Армсгеймера), Фавн ("Времена года"). В 1902 участвовал в гастролях труппы А. Ширяева в Монте-Карло, в 1909–1911 в Русских сезонах. В 1903–04 вместе с сестрой – Л. Г. Кякшт выступал в Большом т-ре. В 1910 вышел на пенсию и уехал за границу (в Россию приезжал как гастролёр). С 1920 балетмейстер Венской гос. оперы, а также директор балетной труппы и школы т-ра. Работал в т-ре "Колон" в Буэнос-Айресе. Пост. аргентинский нац. балет "Детские сцены" Трояни (1925). С 1930 балетмейстер и артист (мимич. роли) Каунасского муз. т-ра, преподавал в студии этого т-ра.

Лит.: Карачунский Л. М. (сост.), Наши петербургские артисты, СПБ, 1896, с. 35; Борисоглебский М. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 2, [Л.], 1939; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 2 – Танцовщики, Л., 1972.

E. H. Дюкина.

Г. Кякшт - "па-де-де электрик" из балета "Синяя борода" П. Шенка

Кякшт Г. Г.

Г. Кякшт - "па-де-де электрик" из балета "Синяя борода" П. Шенка

Кякшт Л. Г.

КЯКШТ Лидия Георгиевна [13(25).3.1885, Петербург, – 11.1.1959, Лондон], рус. артистка. Сестра Г. Г. Кякшта. По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог П. А. Гердт), в 1902–08 в Мариинском т-ре. Сезон 1903–04 вместе с братом выступала в Большом т-ре. Классич. танцовщица, К. обладала виртуозной техникой. Её танец отличался жизнерадостной энергией, темпераментом. Особенно удавались артистке лирико-комедийные партии: Тереза ("Привал кавалерии" Армсгеймера), Царь-девица; Сванильда и Сильвия и другие. С 1908 жила за границей. Пропагандировала рус. школу классич. танца. В 1908–12 прима-балерина т-ра "Эмпайр" в Лондоне, затем выступала в т-рах "Колизеум" и "Альгамбра". Гастролировала в России (1911, 1916, 1917), США, Италии и другие. странах. В 1933 оставила сцену. Организатор и руководитель передвижной труппы Балет английской молодёжи (1939–46; позднее Русский балет Л. Кякшт). Вела педагогич. работу. Преподавала в школе "Сэдлерс-Уэллс", в 1953–59 в школе Николаевой-Легат и другие. Автор книги "Романтические воспоминания" ("Romantic Recollections", L., 1929).

Лит.: Борисоглебский M. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 2, [Л.], 1939; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 2 – Танцовщики, Л., 1972.

E. H. Дюкина.

Предыдущая страница Следующая страница