Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Поиск по материалам сайта
Cлово "UND"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Музыкальная энциклопедия. Шуберт Ф. П.
Входимость: 41. Размер: 68кб.
2. Музыкальная энциклопедия. Моцарт В. А.
Входимость: 38. Размер: 59кб.
3. Музыкальная энциклопедия. Штраус Г.
Входимость: 32. Размер: 28кб.
4. Музыкальная энциклопедия. Бетховен Л.
Входимость: 32. Размер: 64кб.
5. Музыкальная энциклопедия. Шуман А.
Входимость: 32. Размер: 54кб.
6. Музыкальная энциклопедия. Брамс И.
Входимость: 27. Размер: 36кб.
7. Музыкальная энциклопедия. Вагнер Р. В.
Входимость: 25. Размер: 45кб.
8. Музыкальная энциклопедия. Эйслер Х.
Входимость: 25. Размер: 17кб.
9. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Ш" (часть 7, "ШТР"-"ШЮЦ")
Входимость: 20. Размер: 60кб.
10. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Х" (часть 3, "ХЕЙ"-"ХОВ")
Входимость: 19. Размер: 61кб.
11. Музыкальная энциклопедия. Бах И. С.
Входимость: 18. Размер: 47кб.
12. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 10, "БЛА"-"БОГ")
Входимость: 17. Размер: 58кб.
13. Музыкальная энциклопедия. Эстетика музыкальная
Входимость: 16. Размер: 48кб.
14. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 6, "СЕП"-"СИА")
Входимость: 15. Размер: 55кб.
15. Музыкальная энциклопедия. Тональность
Входимость: 15. Размер: 41кб.
16. Музыкальная энциклопедия. Гайдн Ф.
Входимость: 14. Размер: 37кб.
17. Музыкальная энциклопедия. Мендельсон Я. Л.
Входимость: 14. Размер: 26кб.
18. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 13, "БОШ"-"БРЕ")
Входимость: 14. Размер: 52кб.
19. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Ш" (часть 6, "ШПИ"-"ШТО")
Входимость: 14. Размер: 62кб.
20. Музыкальная энциклопедия. Рейхардт И. Ф.
Входимость: 14. Размер: 6кб.
21. Музыкальная энциклопедия. Музыковедение
Входимость: 14. Размер: 94кб.
22. Музыкальная энциклопедия. Нетль
Входимость: 14. Размер: 6кб.
23. Музыкальная энциклопедия. Гендель Г. Ф.
Входимость: 13. Размер: 31кб.
24. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХАН"-"ХЕЙ")
Входимость: 13. Размер: 56кб.
25. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Ш" (часть 5, "ШМИ"-"ШПИ")
Входимость: 13. Размер: 59кб.
26. Музыкальная энциклопедия. Орф К.
Входимость: 13. Размер: 18кб.
27. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "К" (часть 4, "КАН"-"КАР")
Входимость: 12. Размер: 58кб.
28. Музыкальная энциклопедия. Эггебрехт Х. Г.
Входимость: 12. Размер: 6кб.
29. Музыкальная энциклопедия. Этнография музыкальная
Входимость: 12. Размер: 22кб.
30. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Р" (часть 3, "РАЧ"-"РЕЙ")
Входимость: 12. Размер: 58кб.
31. Кино: Энциклопедический словарь. УКАЗАТЕЛЬ ФИЛЬМОВ ПО СТРАНАМ. ГДР (ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА)
Входимость: 12. Размер: 27кб.
32. Музыкальная энциклопедия. Анализ музыкальный
Входимость: 12. Размер: 26кб.
33. Музыкальная энциклопедия. Швен К.
Входимость: 12. Размер: 7кб.
34. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 16, "БУЛ"-"БЮХ")
Входимость: 12. Размер: 78кб.
35. Музыкальная энциклопедия. Шюц Г.
Входимость: 12. Размер: 10кб.
36. Музыкальная энциклопедия. Лист Ф.
Входимость: 11. Размер: 54кб.
37. Музыкальная энциклопедия. Романтизм
Входимость: 11. Размер: 29кб.
38. Музыкальная энциклопедия. Форма музыкальная
Входимость: 11. Размер: 113кб.
39. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФИО"-"ФОБ")
Входимость: 11. Размер: 64кб.
40. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Г" (часть 12, "ГУК"-"ГЯУ")
Входимость: 11. Размер: 59кб.
41. Музыкальная энциклопедия. Лексикография музыкальная
Входимость: 11. Размер: 35кб.
42. Музыкальная энциклопедия. Вебер К. М.
Входимость: 11. Размер: 16кб.
43. Кино: Энциклопедический словарь. УКАЗАТЕЛЬ ФИЛЬМОВ ПО СТРАНАМ. ГЕРМАНИЯ (ДО 1949)
Входимость: 11. Размер: 41кб.
44. Музыкальная энциклопедия. Шеринг А.
Входимость: 11. Размер: 8кб.
45. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "А" (часть 5, "АЛИ"-"АЛЬ")
Входимость: 11. Размер: 52кб.
46. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАВ"-"ВАЛ")
Входимость: 11. Размер: 50кб.
47. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Г" (часть 9, "ГОС"-"ГРЕ")
Входимость: 11. Размер: 63кб.
48. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Э" (часть 3, "ЭПИ"-"ЭШП")
Входимость: 10. Размер: 61кб.
49. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАМ"-"ЛАУ")
Входимость: 10. Размер: 58кб.
50. Музыкальная энциклопедия. Немецкая музыка
Входимость: 10. Размер: 63кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Музыкальная энциклопедия. Шуберт Ф. П.
Входимость: 41. Размер: 68кб.
Часть текста: придв. капеллы. В конвикте (род семинарии), где он жил в эти годы, Ш. играл партию 2-й скрипки в любительском оркестре, временами и дирижировал им. В каникулярное время в качестве альтиста принимал участие в "домашнем" струн. квартете, в к-рый помимо него входили его отец и старшие братья Игнац и Фердинанд. Посещая оперные т-ры, Ш. познакомился с муз.-сценич. соч. В. А. Моцарта и К. В. Глюка. Хотя Ш. не обучался в к.-л. муз. уч. заведении, он получил муз.-теоретич. подготовку, пройдя курс генерал-баса с муз. педагогом конвикта В. Ружичкой, курс контрапункта - с руководителем придв. капеллы А. Сальери, к-рый давал ему и уроки композиции. Композиторское дарование Ш. проявилось рано. Ещё до поступления в конвикт он сочинял небольшие песни, струн. квартеты и фп. пьесы, в конвикте создал свою 1-ю симфонию. Однако Ш. пришлось выдержать тяжёлую борьбу с отцом за право целиком посвятить себя музыке. Отец не хотел для сына карьеры музыканта с необеспеченным будущим и мечтал сделать его чиновником. Он настоял на том, чтобы Ш. прошёл курс в учительской семинарии и стал помощником учителя в его школе, однако осн. внимание Ш. уделял композиции. К 1814 относится его первый шедевр - песня "Гретхен за прялкой" на сл. И. В. Гёте. В том же году в Лихтентальской церкви с успехом была исполнена его 1-я месса. В 1815-16 Ш. работал особенно интенсивно, создав св. 250 песен, в числе к-рых много значительных ("Лесной царь", "Неистовая любовь" и "Дикая роза" на сл. Гёте и др.), кантату "Прометей" (утеряна), 4 зингшпиля, 3 симфонии и др. В 1818 Ш. прекратил работу в школе, что привело к разрыву с отцом. К этому времени вокруг Ш. сложился тесный кружок друзей - любителей музыки и поклонников его творчества. Общение с ними способствовало духовному развитию композитора, который, несмотря на скудость общего образования (он не прошёл и полного курса гимназии), стал человеком широкого кругозора и передовых для своего времени взглядов. Среди друзей Ш. - тонкий ценитель иск-ва чиновник ...
2. Музыкальная энциклопедия. Моцарт В. А.
Входимость: 38. Размер: 59кб.
Часть текста: XII 1791, Вена) - австр. композитор. Большое влияние на муз. развитие М. оказал его отец Леопольд Моцарт, обучивший сына игре на муз. инструментах и композиции. В возрасте 4 лет М. играл на клавесине, с 5-6 лет начал сочинять (1-я симфония исп. в 1764 в Лондоне). Клавесинист-виртуоз, М. выступал также как скрипач, певец, органист и дирижёр, блестяще импровизировал, поражая феноменальным муз. слухом и памятью. С 6 лет с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии. В возрасте 11 лет выступил как театр. композитор (1-я ч. сценич. оратории "Долг первой заповеди", школьная опера "Аполлон и Гиацинт"). Год спустя создал нем. зингшпиль "Бастьен и Бастьенна" и итал. оперу-буффа "Притворная пастушка". В 1770 папа римский наградил его орденом Золотой шпоры. В том же году 14-летний музыкант после спец. испытания был избран чл. Филармонич. академии в Болонье (здесь М. нек-рое время брал у Дж. Б. Мартини уроки композиции). Тогда же юный композитор дирижировал в Милане премьерой своей оперы "Митридат, царь понтийский". В следующем году там же была исполнена серенада М. "Асканий в Альбе", через год опера "Луций Сулла". Артистич. турне и дальнейшее пребывание в Мангейме, Париже, Вене способствовали широкому ознакомлению М. с европ. муз. культурой, его духовному росту, совершенствованию проф. мастерства. К 19 годам М. был автором 10 муз.-сценич. произв. разл. жанров (среди них оперы "Мнимая садовница", пост. в Мюнхене, "Сон Сципиона" и "Царь-пастух" - обе в Зальцбурге), 2 кантат, многочисл. симфоний, концертов, квартетов, сонат, ансамблево-орк. сюит, церк. композиций, арий и др. произв. Но чем больше вундеркинд превращался в мастера, тем меньше интересовалоеь им аристократич. общество. С 1769 М. числился концертмейстером придв. капеллы в Зальцбурге. Архиепископ Иероним граф Коллоредо, правитель церк. княжества, деспотически ограничивал возможности его творч....
3. Музыкальная энциклопедия. Штраус Г.
Входимость: 32. Размер: 28кб.
Часть текста: Рихард Георг (11 VI 1864, Мюнхен - 8 IX 1949, Гармиш-Партенкирхен, близ Мюнхена) - нем. композитор, дирижёр, муз. деятель. Отец - Франц Йозеф Ш. (1822-1905) - валторнист Баварской корол. придв. капеллы. С 4 лет Ш. стал обучаться игре на фп. у матери, затем у А. Томбо и Ниста; с 6 лет учился игре на скрипке у Б. Вальтера; к этому же времени относятся его первые соч. В 1875-80 изучал гармонию, контрапункт и инструментовку под рук. придв. капельмейстера Ф. В. Мейера. Первые навыки дирижирования и знакомство с инструментами оркестра Ш. приобрёл в отрочестве, участвуя в еженедельных репетициях мюнхенского любительского оркестра "Wilde Gungl". Ш. дирижировал Мейнингенским оркестром (1885-86), оркестрами оперных т-ров в Мюнхене (1886-89, 1894-98), Веймаре (1889-94), Берлине (с 1898, в 1908-18 генерал-музик-директор), Вене (1919-24). С 1894 выступал как дирижёр на Байрёйтских фестивалях. Гастролировал в странах Европы (в т. ч. в России, 1896) и Америки, дирижировал почти всеми большими оркестрами мира. Ш. как дирижёру были свойственны скупость движений и подчёркнутое спокойствие, хотя он предпочитал ускоренные темпы. Лучшие дирижёрские работы - оперы "Свадьба Фигаро" и "Все они таковы" Моцарта, "Тристан и Изольда". Пропагандировал творчество совр. ему композиторов Г. Малера, М. Регера, X. Пфицнера и др.; будучи председателем Всегерманского муз. союза (1901-09), включал их произв. в программы концертов. В 1917 Ш. стал участником Зальцбургских муз.-театр. фестивалей. В 1917-20 руководитель класса композиторского мастерства в Берлинской академии иск-в. В 1933 назначен президентом Имперской муз. палаты, в 1935 подал в отставку. Когда Гармиш-Партенкирхен, где ...
4. Музыкальная энциклопедия. Бетховен Л.
Входимость: 32. Размер: 64кб.
Часть текста: и др. Однако подлинным учителем Б. стал К. Г. Нефе, преподавший ему основы композиторского и исполнительского мастерства и воспитавший своего ученика в духе высоких традиций нем. просветительства. С 11 лет Б. - помощник органиста в боннской капелле, с 13 - придворный органист с одновременным исполнением обязанностей пианиста-концертмейстера боннского придв. т-ра. Самостоятельно и с помощью старших друзей (Е. Брёйнинг, Ф. Вегелер и др.) Б. восполнил пробелы своего гуманитарного образования и к 18 годам оказался подготовленным к поступлению на философский ф-т Боннского ун-та. Портрет Бетховена Уже в юности Б., выступая как пианист, поражал слушателей новизной исполнительского стиля, смелостью и речевой выразительностью импровизаций. Весной 1787, во время короткого пребывания в Вене, он посетил В. А. Моцарта и привёл его в восхищение своим иск-вом. После окончательного переезда в Вену (1792) Б. совершенствовался как композитор у Й. Гайдна и И. Г. Альбрехтсбергера. Кроме того, он пользовался советами и консультациями И. Шенка, А. Сальери, Э. Фёрстера и ряда др. выдающихся исполнителей-инструменталистов (Д. Драгонетти, Дж. Пунто и др.). Конц. выступления молодого Б. в Вене, Праге, Берлине, Дрездене и Буде (Будапеште) проходили с огромным успехом. Б. завоёвывает широкое признание как исполнитель и композитор. К нач. 1800-х гг. он был автором мн. произв., преим. для фп. (в т.ч. трёх концертов для фп. с оркестром) и различных камерно-инстр. составов. Среди них были соната для фп. ор. 13 ("Патетическая") и "Sonata quasi...
5. Музыкальная энциклопедия. Шуман А.
Входимость: 32. Размер: 54кб.
Часть текста: кружок для изучения отечеств. лит-ры. В 7-летнем возрасте пытался сочинять танц. пьесы для фп., а в 13 лет с успехом выступал как пианист на школьных вечерах. По настоянию матери Ш. избрал карьеру юриста. С 1828 он студент Лейпцигского ун-та и одноврем. ученик известного фп. педагога Ф. Вика. С 1829 - в Гейдельбергском ун-те. Изучая юриспруденцию, Ш. все более интересовался музыкой и лит-рой. На домашних вечерах у А. Ф. Ю. Тибо, профессора права и просвещённого любителя музыки, он познакомился с произв. композиторов-классиков, в частности с ораториями Г. Ф. Генделя. Сильное впечатление произвела на него игра Н. Паганини, к-рого он услышал в 1830 во Франкфурте-на-Майне. В качестве пианиста Ш.-студент привлёк к себе живой интерес гейдельбергской публики. Преодолев упорное сопротивление матери и братьев, считавших артистич. карьеру крайне рискованной, Ш. целиком посвятил себя музыке. В 1830 он возвратился в Лейпциг. Параллельно с занятиями у Вика Ш. около года изучал муз.-теоретич. предметы под рук. композитора и дирижёра Г. Дорна. Применив механич. приспособление для ускорения тренировки пальцев, Ш. повредил правую руку; лечение оказалось безуспешным. Так навсегда разрушилась мечта Ш. о деятельности артиста. Но в 30-е гг. во всём своём богатстве раскрылся ...
6. Музыкальная энциклопедия. Брамс И.
Входимость: 27. Размер: 36кб.
Часть текста: Б. связывала тесная дружба), в Веймаре - с Ф. Листом, в Дюссельдорфе - с Р. Шуманом и Кларой Шуман, любовь и дружбу к к-рой Б. сохранял всю жизнь. Поражённый самобытным талантом молодого и до тех пор неизвестного композитора, Р. Шуман написал в созданном им "Новом музыкальном журнале" ("Neue Zeitschrift fьr Musik") статью "Новые пути", в к-рой приветствовал талант Б. С кон. 50-х гг. Б. работал дирижёром любительских хоров, писал сочинения для домашнего музицирования, изучал нар. песню, обрабатывал и пропагандировал её. "Народная песня - мой идеал", - говорил Б. Рубеж 50-60-х гг. - важная веха в творч. формировании Б. Кончается период "Бури и натиска", ярко запечатлённый в 1-м концерте для фп. с оркестром (1854-59). Композитор стоит на пороге зрелости, приходит к осознанию своих творч. задач. Между совр. ему враждующими лагерями - сторонниками Ф. Листа и Р. Вагнера (веймарская школа) и эпигонами Ф. Мендельсона и Р. Шумана (лейпцигская школа) - композитор занял особое место. Не примкнув ни к одному из этих направлений, он взял от каждого ценные черты, по-своему их претворив. В 1862 Б. переехал в Вену, ставшую для него второй родиной (в Гамбурге композитор не мог найти работы). Он успешно выступал как пианист, как руководитель...
7. Музыкальная энциклопедия. Вагнер Р. В.
Входимость: 25. Размер: 45кб.
Часть текста: оперным традициям (К. М. Вебер, Г. Маршнер), при жизни В. не была поставлена. В следующей опере - "Запрет любви, или Послушница из Палермо" (по комедии "Мера за меру" Шекспира, пост. 1836, Магдебург) сказались влияния итал., отчасти франц. комич. оперы. В третьей опере - "Риенци" ("Кола Риенци, последний трибун", по роману Э. Булвер-Литтона, пост. 1842, Дрезден) - отразилось воздействие историко-героич. спектакля в духе Г. Спонтини и Дж. Мейербера. Это произв. завершает начальный творч. период В., наполненный интенсивными, но неустановившимися художеств. исканиями и жизненными скитаниями. В. работал дирижёром в провинциальных нем. т-рах, жил в Париже, где безуспешно пытался завоевать признание. Здесь, помимо "Риенци", была написана программная симф. увертюра "Фауст" (1840) и начата опера "Летучий голландец", открывающая зрелый период творчества композитора (соч. 1840-41). Этот напряжённый по размаху деятельности период связан с Дрезденом, где В. был дирижёром оперного т-ра, руководил симф. концертами, выступал со мн. статьями в защиту нем. романтич. иск-ва, с проектами реформы муз. т-ра, а также по вопросам политики. В., находившийся в это время под влиянием идей М. А. Бакунина, приветствовал грядущую революцию (после разгрома Дрезденского восстания 1849 композитор вынужден был покинуть Германию под страхом смертной казни). В опере "Летучий голландец" (пост. 1843, Дрезден) воспроизведены характерные черты романтич. "драмы рока", в к-рой необычные фантастические происшествия показывались в переплетении с реальными. В. очеловечил образ Летучего голландца, приблизил его к байроновскому Манфреду, наделил его душевной смятенностью, страстной тоской по идеалу. Музыка оперы насыщена мятежной романтикой, прославляющей беззаветное стремление к счастью. Сурово-возвышенный, ...
8. Музыкальная энциклопедия. Эйслер Х.
Входимость: 25. Размер: 17кб.
Часть текста: предметы в Марксистской школе, руководил левым крылом Рабочего хор. объединения. В эти годы Э. работал в содружестве с поэтами Э. Вайнертом, Б. Брехтом, певцом Э. Бушем, исполнявшим мн. песни и баллады Э., в т. ч. "Песнь солидарности", "Красный Веддинг", "Коминтерн". Начиная с 1927 Э. писал музыку для т-ра и кино, песни для рабочих хоров, сотрудничал с коммунистич. агитпропгруппами. Важной вехой в развитии социалистич. иск-ва явилась его музыка к назидательным пьесам Брехта "Высшая мера" (1930) и "Мать" по М. Горькому (1931). В 1930-е гг. неоднократно бывал в СССР, написал музыку к документальному фильму о Магнитострое "Песнь о героях". В 1933, после фашистского переворота, Э. покинул Германию. В 1933-38 жил в разл. странах Европы, участвовал в борьбе испан. республиканцев. К этому периоду жизни Э. относится создание музыки к пьесе-сатире Брехта "Круглоголовые и остроголовые", ряда остропублицистич. баллад и антифашистских песен, в том числе "Песни единого фронта", "Баллады о солдате", "Немецкой песни 1937 года", "Болотных солдат" (обработка мелодии, сложенной узниками концлагеря). Пафосом осуждения фашизма и войны пронизана написанная в эмиграции "Немецкая симфония" (для солистов, хора и оркестра). Тогда же появились реквием "Ленин", кантата "Против войны", 5 пьес для оркестра, радиокантата "Калифорнийская баллада", 9 камерных кантат для голоса с инстр. сопровождением. С 1938 жил в США, был профессором нью-йоркской "Новой школы социальных иссле дований"; затем работал в Лос-Анджелесе преим. в области кино. Совм. с Т. Адорно написал кн. "Сочинение музыки для кино" ("Composing for the films", 1947). В амер. период творчества на материале кинопартитур Э. создана большая часть инстр. произв.: Камерная ...
9. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Ш" (часть 7, "ШТР"-"ШЮЦ")
Входимость: 20. Размер: 60кб.
Часть текста: Берлин) - австр. дирижёр. Сын Эдуарда Ш., внук Иоганна Ш. (отца). Учился в Венском ун-те, работал ревизором в Мин-ве культуры и просвещения. Начал дирижёрскую деятельность в Будапеште. Со своим оркестром выступал зимой в Вене, летом - в городах Германии. С 1902 гастролировал с оркестром в Румынии, Болгарии, Турции, в 1934 и 1937 - в США. С 1907 жил в Германии (Берлин). Ш. - последний представитель династии Штраусов, много сделавший для популяризации их соч., а также сохранения традиций школы Штраусов в 20 в. Автор муз. произв., в т. ч. оперетты "Кошка и мышь" ("Katze und Maus", "T-p ан дер Вин", Вена). Литература : см. при статье Штраус И. сын . И. А. Немировская. Штраус И. отец Штраус И. отец (Straub) Иоганн (отец) (14 III 1804, Вена - 25 IX 1849, там же) - австр. скрипач, дирижёр и композитор. Родоначальник известной семьи музыкантов. Систематического муз. образования не получил, брал уроки игры на скрипке у А. Полищанского и композиции у И. Зейфрида. С 1817 альтист танц. оркестра И. Памера в Вене. С 1819 альтист струн. квартета, с 1824 помощник дирижёра оркестра Й. Ланнера. В 1825 организовал собств. танц. оркестр, с к-рым в 1833 совершил первую гастрольную поездку по Австро-Венгрии; в 1837-38 гастролировал в Париже и Лондоне, где пользовался большим успехом (о нём восторженно отозвался Г. Берлиоз). С 1835 дирижёр придв. бального оркестра в Вене. Совм. с Ланнером Ш. явился создателем нового типа вальса, т. н. венского вальса, получившего широкое распространение и большую популярность благодаря ритмич. гибкости, мелодич. выразительности. Ш. был прозван "отцом вальса". Как и Ланнер, он перестал рассматривать вальс как отдельную короткую танц. пьесу и писал циклы, состоящие из интродукции, 5 вальсов и коды. В музыке вальсов Ш. заметна связь с австр. гор. фольклором, традициями бытового музицирования, скр. импровизациями (терцово-секстовые дублировки), стилем венских классиков и...
10. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Х" (часть 3, "ХЕЙ"-"ХОВ")
Входимость: 19. Размер: 61кб.
Часть текста: xeironomia, от xeir - рука и nomos - закон) - условная жестикуляция, применявшаяся при управлении хором и указывавшая певцам ритм, динамику и характер исполнения песнопений. X. использовалась для того, чтобы напомнить певцам сложный мелодич. оборот или орнаментальный распев, не поддающиеся записи. Возникновение X. относят к древнейшим временам. Так, нек-рые египетские изображения позволяют предположить, что этот способ дирижирования был известен уже в 3-м тыс. до н. э. и, возможно, повлиял на египетское нотное письмо. Дальнейшее развитие X. получила в др.-греч., раннехристианской музыке и церк. музыке средневековья (Византия). Движения пальцев обеих рук и самих рук ср.-век. дирижёра-доместика послужили основой для создания греч. и лат., а вслед за ними славянской певч. семейографии. Особый "воздушный" характер хейрономич. знаков, независимый от писчего материала, не даёт возможности проследить их эволюцию. В Византии X. явилась промежуточным звеном между экфонетической и ранневизантийской нотацией. Знаки X. широко...