Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Поиск по материалам сайта
Cлово "OSLO"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 2, "САК"-"САН")
Входимость: 10. Размер: 57кб.
2. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХАН")
Входимость: 7. Размер: 52кб.
3. Музыкальная энциклопедия. Григ Э. Х.
Входимость: 6. Размер: 34кб.
4. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Н" (часть 6, "НОС"-"НЯГ")
Входимость: 6. Размер: 52кб.
5. Музыкальная энциклопедия. Журналы музыкальные
Входимость: 5. Размер: 47кб.
6. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Г" (часть 11, "ГРО"-"ГУИ")
Входимость: 4. Размер: 59кб.
7. Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАК"-"ТИШ")
Входимость: 4. Размер: 40кб.
8. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Х" (часть 4, "ХОВ"-"ХОР")
Входимость: 4. Размер: 45кб.
9. Музыкальная энциклопедия. Норвежская музыка
Входимость: 4. Размер: 22кб.
10. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Л" (часть 6, "ЛИГ"-"ЛИС")
Входимость: 3. Размер: 55кб.
11. Музыкальная энциклопедия. Осло
Входимость: 3. Размер: 12кб.
12. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БАК")
Входимость: 3. Размер: 53кб.
13. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 4, "САС"-"СЕГ")
Входимость: 3. Размер: 59кб.
14. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Т" (часть 7, "ТОН"-"ТРЕ")
Входимость: 3. Размер: 54кб.
15. Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика. Статьи на букву "М" (часть 5, "МОН"-"МЮЛ")
Входимость: 3. Размер: 46кб.
16. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "У" (часть 1, "УАН"-"УМИ")
Входимость: 3. Размер: 45кб.
17. Кино: Энциклопедический словарь. НОРВЕЖСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ
Входимость: 2. Размер: 13кб.
18. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Г" (часть 12, "ГУК"-"ГЯУ")
Входимость: 2. Размер: 59кб.
19. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 13, "СОХ"-"СТА")
Входимость: 2. Размер: 55кб.
20. Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика. Статьи на букву "К" (часть 4, "КОР"-"КЬЯ")
Входимость: 2. Размер: 66кб.
21. Музыкальная энциклопедия. Лексикография музыкальная
Входимость: 2. Размер: 35кб.
22. Музыкальная энциклопедия. Синдинг К.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
23. Популярная художественная энциклопедия. Норвегия
Входимость: 2. Размер: 9кб.
24. Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика. Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАГ"-"ВЕР")
Входимость: 2. Размер: 40кб.
25. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТАТ"-"ТЕМ")
Входимость: 2. Размер: 52кб.
26. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Х" (часть 5, "ХОР"-"ХЭ")
Входимость: 2. Размер: 51кб.
27. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Ю"
Входимость: 2. Размер: 50кб.
28. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "М" (часть 13, "МОН"-"МОТ")
Входимость: 1. Размер: 55кб.
29. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 15, "БРЯ"-"БУЛ")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
30. Популярная художественная энциклопедия. Хрусталь
Входимость: 1. Размер: 8кб.
31. Музыкальная энциклопедия. Гаде Н.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
32. Популярная художественная энциклопедия. Статьи на букву "К" (часть 8, "КОТ"-"КСИ")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
33. Музыкальная энциклопедия. Исландская музыка
Входимость: 1. Размер: 8кб.
34. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 13, "БОШ"-"БРЕ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
35. Музыкальная энциклопедия. Эгге К.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
36. Популярная художественная энциклопедия. Статьи на букву "О" (часть 2, "ОПП"-"ОШК")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
37. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 5, "СЕГ"-"СЕН")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
38. Музыкальная энциклопедия. Тональность
Входимость: 1. Размер: 41кб.
39. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКФ"-"ЭПИ")
Входимость: 1. Размер: 58кб.
40. Популярная художественная энциклопедия. Деревянная архитектура
Входимость: 1. Размер: 15кб.
41. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Ш" (часть 3, "ШЕВ"-"ШИБ")
Входимость: 1. Размер: 55кб.
42. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭБЕ"-"ЭКУ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
43. Популярная художественная энциклопедия. Статьи на букву "В" (часть 3, "ВЕР"-"ВЛА")
Входимость: 1. Размер: 48кб.
44. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАВ"-"ВАЛ")
Входимость: 1. Размер: 50кб.
45. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Г" (часть 9, "ГОС"-"ГРЕ")
Входимость: 1. Размер: 63кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 2, "САК"-"САН")
Входимость: 10. Размер: 57кб.
Часть текста: 1769 был "маэстро ди капелла" (хормейстер и вок. педагог) в консерватории (оспедалетто) "Санти-Джованни э Паоло" в Венеции. Среди учеников - Л. Конти, А. Габриели. С 1770 жил в Германии, создавая оперы для Мюнхена и Штутгарта, затем вернулся в Италию, ставил свои оперы в Венеции, Неаполе, Милане. В 1772-81 работал в Лондоне, где с успехом исполнялись его оперы "Тамерлан" (1773), "Монтесума" (1775), "Солдатская любовь" (1778) и др. В 1782 переехал в Париж, переделал для франц. сцены ряд своих опер, в т.ч. "Сид", "Армида". В разгоревшейся "войне глюкистов и пиччинистов" примкнул к партии К. В. Глюка. Представитель неаполитанской оперной школы, С. испытал влияние Глюка, что нашло отражение в одной из лучших опер С. "Эдип в Колоне" (1785), принесшей ему славу. Сочинения : Андромаха (1761, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Александр Север (1762, т-р "Сан-Сальваторе", Венеция), Александр в Индии (1763, там же), Олимпиада (1763, т-р "Нуово", Падуя), Узнанная Семирамида (Semiramide nconosciuta, 1764, т-р "Арджентина", Рим), Сид (1769, там же; франц. ред. - Химена, или Сид, 1783, Фонтенбло), Армида (1772, "Реджо дукале", Милан; франц. ред. - Ринальдо, 1783, "Корол. академия музыки", Париж), Тамерлан (1773, Лондон), Монтесума (1775, там же), Эдип в Колоне (1785, пост. 1786, Версаль), Арвир и Эвелина (пост. посм. 1788, "Корол. академия музыки", Париж) и др.; симфонии, камерная инстр. музыка (скр. сонаты, трио-сонаты, струн. квартеты), оратории, мессы и др. духовные произв. Литература : Prota-Giurleo...
2. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХАН")
Входимость: 7. Размер: 52кб.
Часть текста: И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАБ"-"ХАН") Хаба А. Статья большая, находится на отдельной странице . Хабанера Статья большая, находится на отдельной странице . Хабенек Ф. А. Абенек (Habeneck) Франсуа Антуан (22 I 1781, Мезьер, Арденны - 8 II 1849, Париж) - франц. скрипач, дирижёр, композитор. Игре на скрипке учился у своего отца, с 1800 - в Парижской консерватории у П. Байо. Работал скрипачом в оркестрах т-ров "Опера комик" и "Гранд-Опера". В 1806-15 дирижировал ученическим оркестром консерватории. В 1821-24 художеств. директор, в 1824-47 первый капельмейстер "Гранд-Опера". В 1828 X. основал и возглавил оркестр "Общества концертов Парижской консерватории", к-рый под его руководством стал одним из лучших европ. симф. коллективов. Здесь наряду с известными музыкантами выступали и студенты. Концерты проходили в зале на Меню-Плезир, позже в "Т-ре Елисейских полей". X. был не только ярким исполнителем, но и талантливым, требовательным дирижёром-воспитателем. В своей практике, наряду с использованием дирижёрской палочки, прибегал и к старой манере дирижирования при помощи скр. смычка. Известен как ревностный пропагандист творчества Л. Бетховена (под его управлением впервые в Париже была исполнена 9-я симфония, 1831). В 1825-48 профессор Парижской консерватории по классу скрипки, среди учеников - Д. Алар, Ю. Леонар. Автор оперы "Аладин, или Волшебная лампа" ("Aladin ou La lampe merveilleuse", пост. в Париже, 1822), а также ряда произв. для скрипки, в т. ч. 2 концертов для скрипки с оркестром. Ему принадлежит школа игры на скрипке "Mйthode thйorique et pratique do violon" (1835). Литература : Demuth N., ...
3. Музыкальная энциклопедия. Григ Э. Х.
Входимость: 6. Размер: 34кб.
Часть текста: Берген - 4 IX 1907, там же) - норв. композитор, дирижёр, пианист, муз. деятель. Крупнейший представитель норвежской композиторской школы. Г. рос в культурной и обеспеченной семье (родоначальником этой семьи в Норвегии был шотландец А. Григ, переселившийся в Берген в сер. 18 в.). Отец композитора, бергенский купец Александр Г., занимал должность брит. консула; мать, Гесина Г., урождённая Хагеруп, была хорошей пианисткой. Под её рук. Г. обучался музыке, способности к к-рой проявились у него в раннем детстве. В 1858-1862 Г. учился в Лейпцигской консерватории по классу фп., а также композиции (у К. Рейнеке). Большое влияние оказало на Г. творчество Р. Шумана, Ф. Шуберта и Ф. Мендельсона. Об этом свидетельствуют первые опубликованные сочинения Г. (фп. пьесы ор. 1 и романсы ор. 2, на сл. нем. поэтов). , , В 1863 композитор едет в Копенгаген, где сближается с группой единомышленников, воодушевлённых идеей создания нового нац. иск-ва. Вместе с норв. композитором Р. Нурдроком и несколькими дат. музыкантами Г. организует муз. об-во "Евтерпа" и выступает в нём в качестве дирижёра, пианиста и автора муз. произв., привлекая внимание передовой интеллигенции (посещавший эти концерты писатель X. К....
4. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Н" (часть 6, "НОС"-"НЯГ")
Входимость: 6. Размер: 52кб.
Часть текста: страница   Следующая страница Статьи на букву "Н" (часть 6, "НОС"-"НЯГ") Носковский З. Носковский З. (Noskowski) Зыгмунт (2 V 1846, Варшава - 23 VII 1909, там же) - польск. композитор, педагог, дирижёр, муз. критик и муз.-обществ. деятель. В 1864-67 учился у Ап. Контского (скрипка), С. Монюшко (гармония), Ф. Чаффеи (пение) в Муз. ин-те в Варшаве, в 1872-75 у Ф. Киля (композиция) и Р. Вюрста (инструментовка) в Берлине. С 1867 играл в оркестре "Т-ра Вельки" в Варшаве, выступал как пианист и певец. С 1870 был муз. критиком разл. варшавских журналов. С 1886 профессор Муз. ин-та, среди учеников - П. Машиньский, X. Мельцер, Г. Фительберг, М. Карлович, К. Шимановский, Л. Ружицкий и др. В 1876-80 директор певч. об-ва "Бодан" в Констанце, в 1881-1902 - Варшавского муз. об-ва. В 1905-07 рук. Варшавской филармонии. Выступал как дирижёр с исп. классич. музыки, собств. произв. и соч. совр. польск. композиторов (пропагандируя совр. польск. музыку, Н. создал предпосылки для организации творч. группы "Молодая Польша"; в неё вошли мн....
5. Музыкальная энциклопедия. Журналы музыкальные
Входимость: 5. Размер: 47кб.
Часть текста: исследования, библиографию, нотографию. Существуют также спец. нотные журналы, публикующие только муз. произв. Первые Ж. м. появились в 18 в. в западноевроп. странах. Издание их было вызвано развитием нац. художеств. культур, возросшим интересом к музыке, всё более расширяющимся кругом проф. музыкантов. Впервые название "музыкальный журнал" встречается в Германии (издание К. Томазиуса в Галле в 1791). Однако и до этого в Германии выпускались отдельные издания, являвшиеся по характеру своего содержания Ж. м., хотя и не носившие этого названия, напр.: "Музыкальная критика" ("Critica musica"), издававшийся И. Маттезоном в 1722-1723 и 1725, и его же "Музыкальный патриот" ("Der Musikalische Patriot", 1728). За ним аналогичные издания выпускали Л. К. Мицлер, Ф. В. Марпург и др. Издания эти выходили нерегулярно, в виде объёмистых томов, обычно книжного формата. Со 2-й пол. 18 в. подобные издания, типа Ж. м., начинают выходить и в др. западноевроп. странах: во Франции - "Понимание любителем музыки различных музыкальных произведений" ("Sentiment d'un harmoniphile sur diffйrents ouvrages de Musique", 1756), в Англии - "Обозрение новых музыкальных изданий" ("The Review of New Musical Publications", 1784). До этого времени новости муз. жизни, нотные приложения, статьи о музыке публиковались в общих журналах, газетах или печатались в качестве лит. приложений к нотным журналам, периодически выпускавшимся муз. изд-вами: Юберти (Париж) и Бремнер (Лондон). С конца 18 - нач. 19 вв., с развитием обществ.-муз. жизни, значение Ж. м. возрастает. Они начинают оказывать всё большее воздействие на формирование обществ, мнения в ...
6. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Г" (часть 11, "ГРО"-"ГУИ")
Входимость: 4. Размер: 59кб.
Часть текста: - дедушка, Tanz - танец), - шуточный, семейный (первоначально свадебный) немецкий танец с пением. Был распространён в 17-19 вв. Исполнялся в конце праздника всеми присутствующими (наз. также Kehraus - последний танец). Состоял из 2 частей - медленной трёхдольной, певшейся на слова: Und als der GroЯvater die GroЯmutter nahm, Da war der GroЯvater ein Brдutigam. (Когда дедушка выбрал в жены бабушку, Он был женихом) и быстрой двудольной. Р. Шуман. "Бабочки". Л. Шпор в 1825 ввёл Г. в свой свадебный марш, Г. использовали Р. Шуман в фп. пьесах "Бабочки", "Карнавал" и П. И. Чайковский в балете "Щелкунчик". Литература : Junk V., Handbuch des Tanzes, Stuttg., 1930. И. А. Барсова. Грот К. В. Грот К. В. (Groot) Корнелис Вильгельмус де (р. 7 VII 1914, Амстердам) - голл. пианист и композитор. Муз. образование получил в Амстердамской консерватории, где учился игре на фп., композиции (у С. Дресдена). Лауреат междунар. конкурса пианистов в Вене (1936). Концертирует во мн. странах мира. С 1938 профессор консерватории в Гааге. Автор балета "Вернисаж" ("Vernissage", 1941), мн. концертов с орк. для разл. инструментов, в т. ч. для фп. (1931, 1932, 1939), для 2 фп. (1939), Латинской рапсодии для фп. с орк. (Rhapsodia latina, 1965), а также струнного квартета, "Староголландской сюиты" для фп. и других произведений. Грофе Ф. Грофе Ф. (Grofe) Ферде (наст. имя - Фердинанд Рудольф) (27 III 1892, Нью-Йорк - 3 IV 1972, Санта-Моника, шт. Калифорния) - амер. композитор, дирижёр и пианист. Учился у П. Флоридии и Р. Даллеры (фп.) в Нью-Йорке. Выступал как эстр. пианист, рук. оркестра лёгкой музыки; с 1920 аранжировщик и пианист в оркестре П. Уайтмена. Мастер оркестровки (инструментовал "Рапсодию в блюзовых тонах" Дж. Гершвина, 1924). Преподавал в Джульярдской муз. школе (1930-1940), дирижировал мн. эстр....
7. Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика. Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАК"-"ТИШ")
Входимость: 4. Размер: 40кб.
Часть текста: профессиональной подготовки. Поначалу лепил человеческие фигуры в глине, затем обратился к ваянию в дереве. В 1954 переехал в Париж, где вскоре перешел от фигуративного искусства к абстрактному. В серии конструкций под названием Сигналы кинетический эффект создается тонкими стальными струнами, которые благодаря своей упругости и легкости раскачиваются в разных направлениях, вызывая ассоциации с явлениями как природной, так и техногенной среды. Известность Такису принесли работы с использованием магнитных полей (с 1958), где незримые импульсы электромагнитных сил создают эффект самостоятельного, "одушевленного" движения металлических элементов (Магнитный балет, 1961). В некоторых композициях движение сопровождается звуками и мерцанием света (Сигнал, 1966, Хьюстон, собрание Менил). Многие работы Такиса являются мультиплями, т. е. тиражированы в нескольких десятках экземпляров (Внутреннее пространство I, 1967; Дрожащий мобиль I, 1967; Магнетическая стена, 1967). Лит.: Takis V. Estafilades. Paris, 1961; Takis: Catalogue. Paris, 1981. В. Крючкова Тальяпьетра Тальяпьетра, Альвизе (Tagliapietra, Alvise) Упом. в 1670 - 1747, Венеция. Итальянский скульптор. Уроженец Венето, его фамилия происходит от итал. слова "tagliapietra", что означает "резчик по дереву". Мастер венецианского барокко. Ранняя работа - алтарь в соборе Кьоджи (рельеф Крещение Христа, статуи Надежда, Вера, Милосердие). Ему приписываются также работы в Венеции: фигура Христа на фасаде (церковь Сан Сальвадор), Распятие (церковь Сан Моизе), статуя Умеренность (церковь Санта Мария дель Розарио), исполнял также парковые скульптуры (вилла Нани-Мочениго). Самые значительные работы - рельефы Введение во храм и Обрезание (1730-1735, капелла дель Розарио в церкви Санти Джовани э Паоло, или Дзаниполо, как ее называют в Венеции). Наряду с А. Тальяпьетра здесь работали известные мастера - Дж. Торретти, Дж. Бонацца, Дж. М. Морлайтер и др. Произведения ...
8. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Х" (часть 4, "ХОВ"-"ХОР")
Входимость: 4. Размер: 45кб.
Часть текста: (1959). В 1950-е гг. приобрёл известность как композитор, органист и хор. дирижёр. Осн. область творчества X.-композитора - церковная музыка; X. стремится дать новую трактовку её традиц. жанрам, сочетая принципы полифонии с приёмами серийной техники и алеаторики. В соч. 1970-х гг. тяготеет к более простому, ясному стилю. Сочинения : для орк. - 3 симфонии (1953-70, 3-я - с хором и чтецом), Торжественная увертюра (1962), Плачи (Lamenti, 1964), Рапсодия (1969); концерты для фп. (1977), для скр. (1974) с орк.; камерно-инстр. ансамбли - сюита для флейты и фп. (1950), Magnificat для альта, альтовой флейты и арфы (1963), концертино для 3 труб и струнных (1955), квинтет для деревянных дух. (1965), Музыка для 10 инструментов (1957); Missa vigilate для баритона, хора, 2 танцовщиков, органа и магнитофонной ленты (1967), Саул - мотет для чтеца, хора и органа (1971), Missa misericordia для хора (1973); Песнь песней (The song oi songs) для сопрано, ударных и фп. (1962); соч. для органа, песни. Литература : Lange К., Norwegian music, Oslo, 1971; Grinde N.. Norsk musikk historie, Oslo, 1975. Ходжа-Эйнатов Л. А. Леон Александрович (10(23) III 1904, Тбилиси - 7 X 1954, Ленинград) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1945). В 1926-27 брал уроки композиции у А. А. Спендиарова в Ереване. С 1928 в Ленинграде. В 1931 окончил Ленингр. центр. муз. техникум по классу композиции у П. Б. Рязанова. В 1931-36 дирижёр и зав. муз. частью ряда ленингр. драм. т-ров. В 1941-45 жил в Перми, Москве, Ереване. С 1946 снова в Ленинграде. Х.-Э. принадлежит редакция и инструментовка опер "Аршак II" Чухаджяна (совм. с А. И. Шавердяном, 1945), "Давид-бек" Тиграняна (1952). Сочинения : оперы - Шлюз (1931, Ленингр. дом иск-в, силами учащихся Ленингр. центр. муз. техникума), Мятеж (по Д. А. Фурманову, 1938, Ленингр. Малый оперный т-р), Семья (1940, Одесский т-р оперы и балета), Намус (Честь, 1945, ...
9. Музыкальная энциклопедия. Норвежская музыка
Входимость: 4. Размер: 22кб.
Часть текста: инструменты героев (рог Яллара, берестяной лур, в к-рый трубит Хеймдал, арфа Эгтера), а также музыкантов из свиты короля Хуглейка. Среди них: рога - луры, ручные горизонтальные арфы - крогарп (широкая) и её разновидности лангарп (продолговатая) и ланглейк (длинная); нар. скрипки - гигья и фидла (феле), в сопровождении к-рых скальды распевали свои поэмы. Древнего происхождения и инструменты пастухов - буккехорн (козий рог), приллархорн (рожок), приллар (бычий рог), берестяной лур, мунхарп (губная гармоника), селье (род флейты). В 16-17 вв. получила распространение ёгья, или хардингфеле, - скрипка из Хардангера (зап. побережье Норвегии) с игровыми и резонирующими струнами (как у виоль д'амур), обычно украшенная резьбой и инкрустированная перламутром. Сохранились сведения о странствующих нар. поэтах-певцах С. Фенесбане и X. Рунге, исполнителях на феле. Норвегия издавна славилась своими скрипачами-виртуозами; среди нар. музыкантов известны К. Луросен, Н. Рекве, Т. Аудунсен (прозвище Мёлларгутен, т.е. "Мельник") и др. Инструментальные наигрыши передавались из поколения в поколение (в 19 в. их использовали У. Булль, выступавший с нар. скрипачом Мёл-ларгутеном, и Э. Григ). Нар. инстр. наигрыши (слотты, люарслотты, ланглейкслотты) сохранили причудливую образность и самобытность - мелодич., ладовое, интонац. своеобразие, связанное с особенностями нар. ладов (преим. с оборотами, соответствующими лидийскому ладу, с интервалами в 3/ 4 тона у лура и др.), особенности ритмики (синкопы, триоли, пунктированные ритмы). Среди жанров нар. песен - колыбельные, шуточные, любовные, "богатырские", состязательные (когда певцы поочерёдно импровизируют...
10. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Л" (часть 6, "ЛИГ"-"ЛИС")
Входимость: 3. Размер: 55кб.
Часть текста: на букву "Л" (часть 6, "ЛИГ"-"ЛИС") Лиго-песни Лиго-песни - лиготнес, "песни Яниса" - в латыш. фольклоре календарные обрядовые песни летнего солнцестояния с припевом "лиго, лиго!" (в Латгалии также "руто, руто!"). Один из древнейших латышских народных песенных жанров. Связан с аграрной магией и культом солнца. Приурочены к традиционному латыш. нар. празднику Лиго (24 июня - день Яниса), в ночь на к-рый исполнение Л.-п. достигает кульминации. По нар. обычаям, на праздник Лиго дома украшаются ветвями дуба и берёзы, полевыми цветами, девушки вьют венки, в ночь Лиго зажигаются костры, вокруг к-рых пляшут, поют песни и прославляют Яниса. Излюбленные темы Л.-п. - красоты летней природы, воспевание любви, крестьянского труда, а также сатирич. осмеяние нерадивости, лени. Тексты песен обычно хореические, редко дактилические; после каждой строки следует припев. Мелодии Л.-п. отличаются необычайным разнообразием - от простых декламационного характера до распевных, протяжных мелодий лирич. песен. Типичный размер 2/4, к-рый в припевах "лиго!" чаще всего достигает 3/4. Припев - обычно эмоциональная...