Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Поиск по материалам сайта
Cлово "1900"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Музыкальная энциклопедия. Регер М.
Входимость: 9. Размер: 13кб.
2. Музыкальная энциклопедия. Глазунов А. К.
Входимость: 9. Размер: 26кб.
3. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "П" (часть 5, "ПЕР"-"ПЕТ")
Входимость: 8. Размер: 59кб.
4. Энциклопедия кино (2010). МЕЛЬЕС ЖОРЖ
Входимость: 8. Размер: 13кб.
5. Музыкальная энциклопедия. Римский-Корсаков Н. А.
Входимость: 7. Размер: 78кб.
6. Музыкальная энциклопедия. Нотография
Входимость: 7. Размер: 47кб.
7. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛА"-"ЛАМ")
Входимость: 7. Размер: 51кб.
8. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "В" (часть 9, "ВОР"-"ВЯЛ")
Входимость: 7. Размер: 64кб.
9. Музыкальная энциклопедия. Скрябин А. Н.
Входимость: 7. Размер: 42кб.
10. Музыкальная энциклопедия. Лексикография музыкальная
Входимость: 7. Размер: 35кб.
11. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 12, "БОН"-"БОЧ")
Входимость: 7. Размер: 49кб.
12. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Ш" (часть 3, "ШЕВ"-"ШИБ")
Входимость: 7. Размер: 55кб.
13. Музыкальная энциклопедия. Соединенных Штатов Америки музыка
Входимость: 7. Размер: 96кб.
14. Музыкальная энциклопедия. Музыковедение
Входимость: 7. Размер: 94кб.
15. Музыкальная энциклопедия. Опера
Входимость: 6. Размер: 87кб.
16. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "А" (часть 6, "АЛЬ"-"АНД")
Входимость: 6. Размер: 54кб.
17. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. Талашкино
Входимость: 6. Размер: 6кб.
18. Популярная художественная энциклопедия. Статьи на букву "М" (часть 7, "МСТ"-"МЯС")
Входимость: 6. Размер: 56кб.
19. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 13, "БОШ"-"БРЕ")
Входимость: 6. Размер: 52кб.
20. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Ч" (часть 2, "ЧЕМ"-"ЧИЖ")
Входимость: 6. Размер: 53кб.
21. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Ш" (часть 4, "ШИК"-"ШМИ")
Входимость: 6. Размер: 54кб.
22. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. Врубель
Входимость: 6. Размер: 10кб.
23. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАА"-"РАЙ")
Входимость: 6. Размер: 56кб.
24. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "П" (часть 10, "ПОР"-"ПРИ")
Входимость: 6. Размер: 61кб.
25. Популярная художественная энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 3, "БЕР"-"БОГ")
Входимость: 6. Размер: 60кб.
26. Музыкальная энциклопедия. Журналы музыкальные
Входимость: 5. Размер: 47кб.
27. Музыкальная энциклопедия. Штраус Г.
Входимость: 5. Размер: 28кб.
28. Музыкальная энциклопедия. Кюи Ц. А.
Входимость: 5. Размер: 10кб.
29. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "М" (часть 13, "МОН"-"МОТ")
Входимость: 5. Размер: 55кб.
30. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Г" (часть 8, "ГОЛ"-"ГОС")
Входимость: 5. Размер: 52кб.
31. Популярная художественная энциклопедия. Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАБ"-"ШИЛ")
Входимость: 5. Размер: 48кб.
32. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "А" (часть 8, "АНТ"-"АРИ")
Входимость: 5. Размер: 49кб.
33. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 15, "БРЯ"-"БУЛ")
Входимость: 5. Размер: 51кб.
34. Музыкальная энциклопедия. Шарпантье Г.
Входимость: 5. Размер: 6кб.
35. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "В" (часть 5, "ВЕС"-"ВИЛ")
Входимость: 5. Размер: 54кб.
36. Энциклопедия кино (2010). ЛЮМЬЕР (БРАТЬЯ)
Входимость: 5. Размер: 8кб.
37. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "М" (часть 4, "МАН"-"МАР")
Входимость: 5. Размер: 62кб.
38. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. Серов
Входимость: 5. Размер: 10кб.
39. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "П" (часть 12, "ПРУ"-"ПЯТ")
Входимость: 5. Размер: 72кб.
40. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. Гауди
Входимость: 5. Размер: 9кб.
41. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АВЕ")
Входимость: 5. Размер: 59кб.
42. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "К" (часть 12, "КОД"-"КОЛ")
Входимость: 5. Размер: 56кб.
43. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Ш" (часть 2, "ШАР"-"ШЕВ")
Входимость: 5. Размер: 53кб.
44. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Ц" (часть 1, "ЦАБ"-"ЦИМ")
Входимость: 5. Размер: 52кб.
45. Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика. Матисс
Входимость: 5. Размер: 12кб.
46. Популярная художественная энциклопедия. Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАВ"-"ВАУ")
Входимость: 5. Размер: 49кб.
47. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "П" (часть 11, "ПРИ"-"ПРО")
Входимость: 5. Размер: 62кб.
48. Популярная художественная энциклопедия. Статьи на букву "К" (часть 2, "КАН"-"КАР")
Входимость: 5. Размер: 59кб.
49. Музыкальная энциклопедия. Карлович М.
Входимость: 5. Размер: 7кб.
50. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Б" (часть 14, "БРЕ"-"БРЮ")
Входимость: 5. Размер: 55кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Музыкальная энциклопедия. Регер М.
Входимость: 9. Размер: 13кб.
Часть текста: занимался по композиции у X. Римана (сначала в Зондерсхаузене, затем в Висбадене). В 1890-96 преподавал теорию музыки, игру на фп. и органе в консерватории в Висбадене. С 1901 жил в Мюнхене. В 1905 Ф. Мотль пригласил Р. преподавать композицию и игру на органе в Корол. академии музыки в Мюнхене. В 1907-16 профессор композиции в Лейпцигской консерватории, одноврем. музик-директор Лейпцигского ун-та. В 1911-14 придв. капельмейстер герцога Георга II в Мейнингене (с 1913 генерал-музик-директор). Среди учеников - комп. Й. Хас, Я. Вейнбергер, О. Шёк, X. Унгер, К. Гассе, X. Грабнер, Ф. Лубрих, Р. Вюрц. Концертировал как пианист и дирижёр. Почётный д-р философии Йенского ун-та (1908). В 1916 основано Регеровское об-во в Лейпциге (существовало до 1941), выпустившее 17 сб-ков науч. статей о Р. и устраивавшее фестивали музыки Р. В 1920 основан архив Р. в Йене (с 1946 - в Мейнингене). В 1948 на средства вдовы Р. организован ин-т Р. в Бонне, выпускающий Полн. собр. соч. Р. (тт. 1-35, 1954-70) и ряд научных сборников. Р. - автор соч. всех жанров, кроме сценических. В его творчестве сосуществуют две ведущие линии - романтическая и неоклассицистская. В камерных, оркестровых, фп. соч. Р. больше сказалось воздействие эстетич. установок И. Брамса и гармонич. языка Р. Вагнера. В то же время в ряде произв. (сольные сонаты, фантазии и хоральные прелюдии для органа, полифонич. композиции) Р. обращается к принципам формообразования эпохи И. С. Баха, стремясь продолжить баховскую традицию на базе совр. муз. языка. Высшие творч. достижения Р. связаны с полифонич. формами (пассакалья, фуга). Зачастую обе линии творчества Р. сочетаются и переплетаются. Творчество Р. мало эволюционировало. В конце жизни Р. испытал кратковременное влияние музыки Р. Штрауса и К. Дебюсси, создав программные произв. (Романтическая сюита, 4 поэмы по А. Бёклину). Музыка Р. служит...
2. Музыкальная энциклопедия. Глазунов А. К.
Входимость: 9. Размер: 26кб.
Часть текста: начало энциклопедии По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я Глазунов А. К. Александр Константинович (29 VII (10 VIII) 1865, Петербург - 21 III 1936, Париж) - рус. композитор, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Нар. арт. Республики (1922). Изучал теорию музыки и композицию под рук. Н. А. Римского-Корсакова и после полутора лет занятий с ним, в 16-летнем возрасте, написал 1-ю симфонию, поразившую ясностью, законченностью формы и свободой изложения. В рецензии на первое исп. симфонии (под упр. М. А. Балакирева) Ц. А. Кюи отмечал, что её юный автор "является композитором во всеоружии таланта и знания". Исполнение 1-й симфонии в Веймаре (1884) по инициативе Ф. Листа и авторское выступление в рус. концертах на Парижской всемирной выставке (1889) способствовали известности Г. за рубежом. В 80-х гг. Г. были написаны две симфонии, ряд симф. поэм (в т. ч. "Стенька Разин") и др. сочинения для оркестра, три струн. квартета, пьесы для разных инструментов, романсы. Важную роль в творч. развитии Г. сыграли общение и дружба с Н. А. Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным, П. И. Чайковским, С. И. Танеевым, а также с В. В. Стасовым, горячо приветствовавшим его первые шаги. Г. занимал одно из важнейших мест в Беляевском кружке и в руководстве Русскими симфоническими концертами и муз. изд-вом (основанными М. П. Беляевым). Пережив на рубеже 90-х гг. творч. кризис, Г. достиг к середине этого десятилетия высокой худож. зрелости. 4, 5, 6-я симфонии (1893, 1895, 1896), 4-й и 5-й квартеты (1894, 1898) свидетельствовали о...
3. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "П" (часть 5, "ПЕР"-"ПЕТ")
Входимость: 8. Размер: 59кб.
Часть текста: России (партия Адины - "Любовный напиток", 1851, Петербург). С 1858 жила в Париже, часто выезжая в Италию. Завоевала известность в итал. репертуаре (гл. обр. партии в операх В. Беллини); П. была первой исполнительницей партии Лючии, специально написанной для неё Г. Доницетти (1835, Неаполь). Среди лучших партий - Амина ("Сомнамбула" Беллини), Каролина ("Тайный брак" Чимарозы). Обладала чистым, очень высоким голосом; её исп. отличалось изяществом, изысканностью, но было несколько холодновато. Литература : Chaudesaigues P., Madame Persiani, P., 1839; Radiciotti G., Teatro, musica e musicisti in Recanati, Recanati, 1904; Tebaldini G., G. Persiani e F. Tacchinardi, Memorie ed appunti, "RMI", 1905, v. 12. Т. А. Диденко. Персикетти В. Статья большая, находится на отдельной странице . Персимфанс Первый симфонический ансамбль Моссовета, - симф. оркестр без дирижёра. Засл. коллектив Республики (1927). Организован в 1922 по инициативе профессора Моск. консерватории Л. М. Цейтлина. П.- первый в истории муз. иск-ва симф. оркестр без дирижёра. В состав П. вошли лучшие артистич. силы оркестра Большого т-ра, прогрессивная часть профессуры и студентов орк. ф-та Моск. консерватории. Работу П. возглавлял Художеств. совет, избиравшийся из состава его участников. В основу деятельности оркестра было положено обновление методов симф. исполнения, опиравшееся на творч. активность участников ансамбля. Новаторством было и применение камерно-ансамблевых методов репетиционной работы (вначале по группам, а затем всем оркестром). В свободных творч. дискуссиях участников П. вырабатывались общие эстетич. установки, затрагивались вопросы муз. интерпретации, развития техники игры на инструментах и ансамблевого исполнения. Это оказало большое влияние на развитие ведущих моск. школ игры на смычковых и духовых инструментах, способствовало поднятию уровня оркестровой игры. Еженедельные абонементные концерты П. (с...
4. Энциклопедия кино (2010). МЕЛЬЕС ЖОРЖ
Входимость: 8. Размер: 13кб.
Часть текста: С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я МЕЛЬЕС ЖОРЖ МЕЛЬЕС (Melies) Жорж (08. 12. 1861 - 21. 01. 1938), пионер кинематографа. Родился в Париже в семье состоятельного фабриканта, владельца обувной фабрики. С детства увлекался рисованием, картонными куклами и постановкой кукольных спектаклей. Огромное влияние на него оказали фокусы и оптические иллюзии знаменитого Робера Удена (Houdin; в честь него некий Эрих Вайсс взял впоследствие псевдоним Гарри Гудини). После службы капралом в пехоте, вопреки желанию отца поступил в Школу изящных искусств, затем учился в Лондоне. Вернувшись, он стал фокусником и иллюзионистом, одновременно печатая в сатирическом журнале карикатуры под псевдонимом «Джордж Смайл». В 1888 Мельес продал свою долю семейного предприятия брату, чтобы купить у вдовы Удена его театр, который вскоре вновь прославил своими изобретательными и пестрыми постановками. Он присутствовал на первом сеансе братьев Люмьер в Париже 28 декабря 1895 года, и когда Люмьеры отказались продать ему свое изобретение, он отправился в Лондон, где купил проектор у Роберта Пола. Закупив также несколько лент компании Эдисона, с 4 апреля 1896 года он регулярно включал их показ в свои представления. Вскоре он заказал камеру по собственным чертежам и приступил к производству фильмов, имитируя поначалу продукцию Люмьеров, снимая короткие бытовые сценки. Однако Мельес первым понял возможности...
5. Музыкальная энциклопедия. Римский-Корсаков Н. А.
Входимость: 7. Размер: 78кб.
Часть текста: окончании к-рого участвовал в 3-годичном плавании на клипере "Алмаз" (посетил Сев. и Юж. Америку, ряд стран Зап. Европы). В 1859-60 брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле, к-рый руководил также первыми опытами Р.-К. в области композиции. В 1861 познакомился с М. А. Балакиревым, В. В. Стасовым, M. П. Мусоргским, Ц. А. Кюи, позднее - с А. П. Бородиным, стал членом Балакиревского кружка ("Могучей кучки"), под воздействием к-рого сформировались его эстетич. взгляды, определились нац. основа и направленность творчества, круг тем, образов и жанров. Под руководством и непосредств. влиянием Балакирева создавались 1-я симфония es-moll (1861-1865), "Увертюра на темы трёх русских песен" (1866), "Сербская фантазия" (1867), нек-рые ранние романсы. Творч. индивидуальность Р.-К. выявляют прежде всего программные произв. этих лет - симф. муз. картина "Садко" (1867) и 2-я симфония "Антар" (1868). Ранний период творчества завершает опера "Псковитянка" (1868-72). В 70-е гг. муз. деятельность Р.-К. значительно расширилась. Он стал профессором Петерб. консерватории (1871, классы практич. сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором...
6. Музыкальная энциклопедия. Нотография
Входимость: 7. Размер: 47кб.
Часть текста: разл. виды, формы и типы Н. Осн. видами являются: регистрационная Н., создаваемая для общего учёта нотной продукции страны, науч.-вспомогательная (науч.- информационная) Н., оказывающая помощь специалистам в их исследовательской, исполнительской, педагогич. деятельности, и рекомендательная Н., осн. задачей к-рой является отбор и пропаганда муз. произв. с учётом муз. развития и интересов определ. групп населения. Н. может быть общеотраслевой (учитывающей муз. произв. всех видов и жанров), персональной (произв. одного композитора или репертуар исполнителя), тематической (ограничивающей отбор одним жанром, средством исполнения, темой). В зависимости от хронологич. охвата материала Н. может быть текущей и ретроспективной. Наконец, Н. могут быть национальными и международными, могут публиковаться отд. изданиями или в виде самостоят. разделов в периодич. изданиях, списков, приложенных к книгам, статьям, нотным сб-кам. Самой ранней формой Н., возможно, следует считать индексы в рукописных тонариях (собраниях григорианских песнопений, распределённых по ладам) 9-11 вв., составленные для того, чтобы помочь исполнителю найти мелодию по её начальным нотам. Метод составления указателей с начальными отрывками нотного текста (инципитами) в дальнейшем широко применялся в заруб. Н., указатели с нотными образцами (темами или их начальными фрагментами) получили в 18 в. назв. тематических. Одна из ранних печатных Н. - систематич. список 1299 нотных, преим. нем., изданий в книге нем. пастора и библиографа П. Болдуана "Философская библиотека" (Bolduanus P., "Bibliotheca philosophica", Jenae, 1616). Среди др. немногочисленных Н. 17 в. - "Каталог музыкальной библиотеки португальского короля Иоанна IV", сост. П. Красбеком (Craesbeck P., "Primeira parte do Index da livraria de musica, do muyto alto, e poderoso Rey Don Ioгo о IV... Anno 1649"), первый персональный указатель - тематич. индекс к сочинениям нем....
7. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛА"-"ЛАМ")
Входимость: 7. Размер: 51кб.
Часть текста: М. Б. Л. Ж. (La Laurencie) Мари Бертран Лионель Жюль, де (24 VII 1861, Нант-21 XI 1933, Париж) - франц. музыковед. Игре на скрипке учился у Л. Ренье, теории музыки у А. Вейнгартнера. В 1891-92 изучал историю музыки под рук. Л. Бурго-Дюкудре в Парижской консерватории. После окончания в 1883 Нац. ин-та вод и лесов в Нанси находился на гос. службе. С 1898 занялся исследованиями в области музыки, став одним из крупнейших франц. музыковедов. Основатель (1917) и президент (с 1927 почётный президент) Франц. об-ва музыковедения, в 1916-1931 ред. и издатель "Энциклопедии музыки и словаря консерватории". Автор мн. исследований и статей, посв. гл. обр. муз. иск-ву Франции 16-18 вв., а также муз. эстетике. Глубокий знаток старинной франц. инстр. музыки, особенно скрипичной, Л. написал 3-томный труд "Французская скрипичная школа от Люлли до Виотти" (1922-24). Работы Л., осн. на архивных изысканиях, отличаются точностью фактич. сведений, ценными историч. и эстетич. обобщениями. Сочинения : La lйgende de Parsifal et le drame musical de Richard Wagner, Nantes, 1888, 1894; Espara, P., 1890; Le goыt musical en France, P., 1905; Rameau, P., 11908); Lully, P., 1911; Les crйateurs de l'opйra franзais, P., 1921, nouv. йd., P., 1930; L'йcole franзaise de violon de Lully а Viotti, v. 1-3, P., 1922-24; Les Luthistes, P., 1928; Les dйbuts de la Musique de chambre en France, "Revue de Mysicologie", 1934, No 49-52, и др. Литература : Barren Ch. van den, Une belle figure qui disparait, Lionel de la Laurencie, "La Revue musicale Belge", 1933, dйcembre; Pincherle M., L. de la Laurencie, "Revue de musicologie", 1934, No 49 (список работ Л.). И. М. Ямпольский. Ла Мара М. Мария - см. Липсиус M. Ла Рю П. Ла Рю П. ...
8. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "В" (часть 9, "ВОР"-"ВЯЛ")
Входимость: 7. Размер: 64кб.
Часть текста: старинные рус. романсы), с 1949 - оркестра рус. нар. инструментов Моск. обл. филармонии, с 1956 - Москонцерта. 1-я исполнительница ряда песен сов. композиторов, в т. ч. "Я - земля" Мурадели, "Взрослые дочери" Фельцмана, "Сладка ягода" Птичкина, "А где мне взять такую песню" Пономаренко. Гастролирует за рубежом. Литература : Яунзем И., Влюбленная в песню, "Советская эстрада и цирк", 1966, No 10; Эпштейн Е., Щедрый талант, "МЖ", 1971, No 5; Палей Л., Ольга Воронец, "Советская женщина", 1973, No 4. Воротников П. М. Павел Максимович (1804, Ревель, ныне Таллин - 23 IV (5 V) 1876, Москва) - рус. композитор, хор. дирижёр, педагог. Музыке учился самостоятельно. После окончания кадетского корпуса служил в армии в Елизаветграде, где руководил воен. хорами и любительскими оркестрами. Выйдя в отставку, преподавал пение в Придв. певч. капелле (1843-48), а также в Екатерининском ин-те (Петербург). В 50-х гг. 19 в. вернулся в Елизаветград, где организовывал концерты и спектакли-. С 1863 жил в Москве, преподавал во 2-й воен. гимназии. Среди сочинений В. значит. место занимает церк. музыка. Широкой известностью пользовались его песнопения: "На реках Вавилонских", "Свете тихий", "Благообразный Иосиф". В. писал также романсы и пьесы для дух. орк. Занимался собиранием нар. песен и переложением их для хора (в 1870-71, 1894 изданы 2 сборника). Автор статей по духовной музыке и муз. педагогике. Литература : Разумовский Д. В., Церковное пение в России, вып. 1, М., 1867; Металлов В., Очерк истории церковного православного пения в России, М., 1900; Преображенский Ант., П. М. Воротников и его статьи по церковному пению, "РМГ", 1902, No 41, No 44. М. ...
9. Музыкальная энциклопедия. Скрябин А. Н.
Входимость: 7. Размер: 42кб.
Часть текста: домашних муз. занятий под рук. тётки Любови Александровны С. его учителями по фп. были вначале Г. Э. Конюс, затем Н. С. Зверев, в муз. пансионе к-рого в это же время воспитывались С. В. Рахманинов, Л. А. Максимов, М. Л. Пресман и P. P. Кенеман. По муз.-теоретич. предметам С. брал частные уроки у С. И.Танеева и Г. Э. Конюса. В 1892 он окончил Моск. консерваторию с золотой медалью по классу фп. у В. И. Сафонова; занимался также у Танеева (контрапункт строгого стиля) и А. С. Аренского (фуга, свободное сочинение). С Аренским у С. не сложились отношения и он прекратил занятия, отказавшись от композиторского диплома. В 1898-1903 вёл класс фп. в Моск. консерватории. Среди учеников - М. С. Неменова-Лунц, Е. А. Бекман-Щербина. С. был выдающимся пианистом, всю жизнь концертировал, но уже в молодые годы его артистич. интересы сосредоточились почти исключительно на интерпретации собств. сочинений. Одухотворённость, романтич. приподнятость, тонкое ощущение выразит. деталей - все эти и др. черты исполнительского иск-ва С. соответствовали духу его музыки. Много сочиняя со 2-й пол. 80-х гг., С. сравнительно быстро прошёл стадию подражаний и поисков собств. пути. Некоторые из первых творч. опытов свидетельствуют о его рано определившихся устремлениях и вкусах (этюд для фп. cis-moll, op. 2, No 1). К нач. 90-х гг. относятся первые издания и исполнения его фп. пьес. Они приносят автору успех. Ряд видных композиторов и муз. деятелей, в частности В. В. Стасов, А. К. Лядов, становятся его приверженцами. Большую роль в жизни молодого С. сыграла поддержка, оказанная ему известным меценатом М. П. Беляевым (издания, денежные субсидии, конц. поездки). Творчество...
10. Музыкальная энциклопедия. Лексикография музыкальная
Входимость: 7. Размер: 35кб.
Часть текста: отбора и изложения материала словари разделяются на универсальные науч.-справочные издания, охватывающие все области муз. культуры (муз. энциклопедии, представляющие свод знаний, и муз. энциклопедич. словари, как правило, более сжатые по объёму), и отраслевые - посв. какому-либо одному её разделу (словари биографические, терминологические, опер, муз. инструментов, скрипичных мастеров и т. п.). Не всегда можно чётко разграничить муз. энциклопедии и муз.-энциклопедич. словари. Нек-рые издания, называющиеся словарями, напр. "Groves Dictionary of music and musicians", в действительности являются муз. энциклопедиями; с др. стороны, напр., "Encyclopйdie de la Musique..." A. Лавиньяка и Л. Ла Лоранси в строгом понимании этого термина таковой не является, представляя собрание широко развёрнутых и свободно расположенных очерков по истории и теории музыки, муз. инструментарию, педагогике, эстетике. Тот или иной отбор в музыкально-лексикографич. работах художеств. явлений прошлого и настоящего, разл. рода сведений, освещение историч. фактов, их эстетич. оценки неизменно опираются на достижения музыковедения данной историч. эпохи и связаны с его общим идейным и науч. уровнем. Л. м. зарождается на определённом историч. этапе развития муз. письменности - нотации и связанной с ней муз. терминологии. Её возникновение было обусловлено муз. практикой - потребностью музыкантов уяснить себе значение того или иного устаревшего или заимствованного из др. языка муз. термина - первоначально в форме объяснения непонятных слов (глосс) на полях рукописи, а затем и сочетания непонятных слов (т. н. глоссарии - предшественники совр. словарей). На раннем этапе Л. м. развивается в рамках общих лексикографич. работ. Истоки Л. м. ...